Биография и картины Виктора Васнецова. Виктора васнецова картины


Виктор Васнецов (художник). Жизненный путь и творчество самого известного русского художника XIX века

Великий художник Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 в селе Лопьял, в семье Михаила Васильевича Васнецова, священника. Отец прочил сыну будущее священнослужителя, и в первые годы становления молодого Васнецова юноша во всем слушался родителей и уже пошел было по стопам отца. Однако через несколько лет его судьба круто изменилась. Биография художника Васнецова содержит страницы становления и расцвета таланта одного из самых известных живописцев за всю историю Российского государства.

У него не было учеников, как, например, у В. И. Сурикова или других известных художников, но мастерство Виктора Васнецова было открыто для подражания любому начинающему живописцу. И молодые художники старались научиться "васнецовским" полутонам, присутствовавшим в его былинных сюжетах, или сочным веселым краскам, делающим пейзажи мастера такими яркими.

васнецов художник

Семинария и искусство

В 1858 году по настоянию отца юный Васнецов был определен в духовное училище, где проучился четыре года, а затем продолжил учебу в Вятской духовной семинарии. Тогда же у него открылся талант живописца, и будущий художник стал учиться рисованию у Н. Г.Чернышова, преподавателя гимназии. Затем он с благоволения отца оставил семинарию и переехал в Петербург, где поступил в школу рисования и развития художеств, в класс Ивана Николаевича Крамского. Проучившись в школе один год, Васнецов перевелся в Академию художеств и там продолжил занятия живописью.

Свои студенческие работы художник выставлял для всеобщего обозрения еще в стенах Академии, чтобы они получили оценку признанных мастеров кисти. Отзывы маститых художников на работы начинающего живописца Васнецова были самыми благожелательными, многие критики отмечали творчество молодого художника как новое слово в искусстве.

Товарищество передвижников

После окончания Академии художеств в 1873 году Васнецов-художник стал участвовать в выставках передвижников, организованных в Петербурге и Москве. В "Товарищество" вошли двадцать известных русских художников, среди которых были: Крамской И. Н., Репин И. Е., Шишкин И. И., Поленов В. Д., Суриков В. И. и другие. Виктор Васнецов был представлен в передвижных выставках двумя картинами: "Витязь на распутье" и "Аленушка".

творчество художника васнецова

Расцвет и закат

Целью художников-передвижников было знакомство широких масс народа с русским искусством. Выставки проводились повсеместно, в городах и крупных селах, передвижничество развивалось и крепло. Расцвет "Товарищества" пришелся на 1870-1880 годы. Позже деятельность передвижников стала затухать по ряду объективных причин, и в 1922 году состоялась их последняя выставка.

Абрамцево

Русский художник Васнецов входил в "Абрамцевский художественный кружок", организованный промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, хозяином усадьбы Абрамцево. Устраивались встречи художников, скульпторов, писателей и музыкантов под крышей гостеприимного дома Саввы Ивановича, а позже кружок превратился в крупный центр русской культуры. Художники-живописцы приезжали в Абрамцево и месяцами жили там, создавая свои бессмертные полотна. Виктор Васнецов тоже был частым гостем, его вдохновляла нетронутая природа заповедных окрестностей, исконные русские ценности, поля, леса и деревенские люди как неотъемлемая часть пейзажей.

васнецов художник богатыри

Академия Художеств

В 1893 году Васнецов-художник вошел с состав Академии Художеств и, уже будучи действительным членом Академии, продолжил плодотворную деятельность на поприще воссоздания русской культуры. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. Васнецов не участвовал напрямую в деятельности "Союза русского народа", правомонархической организации, однако косвенно поддерживал черносотенное движение и даже финансировал отдельные издания, как, например, "Книги русской скорби". В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. А в 1915-м стал активным членом "Общества возрождения Руси", которое объединило многих художников того времени.

биография художника васнецова

Разнообразие творчества

Творчество художника Васнецова отличается разнообразием стилей, чего нельзя сказать о других русских живописцах. Он создавал картины, используя противоположные жанры, иногда несовместимые друг с другом. Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со сказочными сюжетами. И все же красной нитью на протяжении всего творческого периода художника проходит былинно-историческая тематика. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: "Богатыри" (1898 год), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897 год), "Иван-Царевич на Сером Волке" (1889 год), "Аленушка" (1881 год), "Витязь на распутье" (1882 год), "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880 год).

русский художник васнецов

Церковная тематика

В преддверии ХХ столетия Васнецов-художник, "Богатыри" которого, написанные в 1998 году, стали его визитной карточкой, обращается к религиозной теме. Он пишет картины для Владимирского собора в Киеве и храма Вознесения в Петербурге, известного как собор "Спас-на-Крови" на канале Грибоедова. Позже художник принял участие в росписи интерьера храма Александра Невского, который находится в столице Болгарии, Софии. А для московского храма Рождества на Пресне Васнецов создал эскизы потолочной и настенной росписи.

великий художник васнецов

Гражданские проекты художника

Васнецов-художник в 1917 году полностью переключился на русский народный эпос, его картины-сказки "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", написанная в 1918 году, и "Кощей Бессмертный" 1926 года стали последними работами великого художника.

Кроме гениальных живописных полотен, Васнецов создал целый ряд архитектурно-исторических проектов:

  • В усадьбе Абрамцево была построена церковь "Спаса Нерукотворного" по эскизам Васнецова совместно с художником В.Д. Поленовым и архитектором П.М. Самариным (1882 г.)
  • В Абрамцево была построена "Избушка на курьих ножках", садовая беседка по сказочным мотивам (1883 г.)
  • Проект надгробного памятника Юрия Николаевича Говорухи-Отрока, русского писателя, в некрополе московского монастыря Скорбящего (1896 г.).
  • Русский павильон для Всемирной Парижской выставки 1898 года.
  • Проект особняка И. Е. Цветкова, совместно с архитектором Б.Н. Шнаубертом, в Москве на Пречистенской набережной.
  • Проект планировки главного входа Третьяковской галереи, при участии архитектора В.Н. Башкирова в Москве, переулок Лаврушинский (1901 г.).
  • Проект переходного терема из Оружейной палаты в Большой Кремлевский дворец в Москве (1901 г.).
  • Памятный крест, отличающий место гибели Князя Великого Сергея Александровича, в Москве (1908 г.), который был разрушен и впоследствии восстановлен скульптором Н.В. Орловым, а затем перенесен в Новоспасский монастырь.
  • Надгробие В.А. Грингмута праворадикального общественного деятеля, в Москве, в некрополе Скорбященского монастыря (1908 г.).
  • Собор Святого Александра Невского на Миусской площади в Москве, совместно с архитектором А.Н. Померанцевым (1911 г.).
  • Проект художественной почтовой марки, созданной для сбора средств в помощь жертвам войны (1914 г.).

картины художника васнецова

Филателия

Васнецов-художник и его работы в свое время были широко представлены в филателии СССР :

  • Почтовая марка "Третьяковская галерея" художника А.С. Поманского выпущена в 1950 году. На марке изображен главный фасад Третьяковки, выполненный в 1906 году по эскизам Виктора Васнецова.
  • Серия почтовых марок, посвященная 25-летию смерти художника-живописца Васнецова, автор - художник И.И. Дубасов, 1951 год.
  • Почтовая марка с изображением В.М. Васнецова на картине художника И. Крамского", вышедшая в 1952 году в ИТЦ "Марка" под №1649.
  • Почтовая марка "Богатыри" (по картине Васнецова 1881-1898 гг) ИТЦ "Марка" №1650.
  • Почтовая марка "Витязь на распутье" (1882 год), выпущена в 1968 году, оформление художников А.Рязанцева и Г.Комлева, ИТЦ "Марка", №3705.
  • 150-летие рождения Васнецова было отмечено в России выпуском двойной почтовой марки с купоном.

За всю творческую жизнь великого художника им было написано несколько десятков полотен. 24 картины художника Васнецова вошли в Золотой Фонд Русского искусства:

  • Год 1871 - "Могильщик".
  • Год 1876 - "С квартиры на квартиру".
  • Год 1878 - "Витязь на распутье".
  • Год 1879 - "Преферанс".
  • Год 1880 - "После побоища Игоря Святославовича с половцами".
  • Год 1880 - "Аленушкин пруд".
  • Год 1880 - "Ковер-самолет".
  • Год 1881 - "Аленушка".
  • Год 1881 - "Три царевны подземного царства".
  • Год 1887 - "Воины Апокалипсиса".
  • Год 1889 - "Иван-Царевич на Сером Волке".
  • Год 1890 - "Крещение Руси".
  • Год 1897 - "Гамаюн".
  • Год 1897 - "Царь Иван Васильевич Грозный".
  • Год 1898 - "Богатыри".
  • Год 1899 - "Гусляры".
  • Год 1899 - "Снегурочка".
  • Год 1899 - "Встреча Олега с кудесником".
  • Год 1904 - "Страшный суд".
  • Год 1914 - "Илья Муромец".
  • Год 1914 - "Поединок Пересвета с Челубеем".
  • Год 1918 - "Царевна-лягушка".
  • Год 1918 - "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем".
  • Год 1926 - "Кощей бессмертный".

fb.ru

Биография и картины Виктора Васнецова :: SYL.ru

Сегодня мало кто хорошо знаком с живописью, а тем более с русской. У всех на слуху такие художники, как Пикассо, Л. да Винчи, Рубенс, Сальвадор Дали, Рембрандт и т. д.

Русское искусство как-то вскользь изучается в школьной программе, а в студенчестве большинству уже не до этого, если, конечно, не брать в счет специальности, связанные с историей и искусством.картины виктора васнецова

Поэтому из русских художников, пожалуй, в первую очередь приходят на ум Левитан, Айвазовский и Брюллов. Но картины Виктора Васнецова знают все: от мала до велика. При упоминании фамилии этого живописца у всех взрослых людей в памяти всплывает легендарная картина "Богатыри", где герои русских былин (Д. Никитич, И. Муромец и А. Попович) восседают на своих конях.

Васнецов Виктор Михайлович

Он родился в Вятской губернии в 1848 г. Его отец был священнослужителем, поэтому, будучи мальчиком, живописец получил духовное образование. С 1858 по 1862 год учился в духовном училище, а потом в семинарии в Вятке.

Уже тогда юноша начал брать уроки живописи у Н. Г. Чернышева. Не доучившись всего 1 год до завершения семинарии, решил покинуть это учебное заведение и уехать в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Отец благословил сына.

В Петербурге В. М. Васнецов обучался живописному ремеслу у И. Н. Крамского. Виктор приезжал в Вятку в перерывах между учебой в столице Российской Империи. В это время ему довелось познакомиться с известным ссыльным художником Эльвиро Андриолли польского происхождения.

Картины Виктора Васнецова

В начале своего творческого пути живописец отдавал предпочтение бытовым сюжетам. Примерами его работ этого периода могут служить такие картины: "Военная телеграмма" (1878) и "Книжная лавочка" (1876).

Со временем его интересы несколько меняются, на первый план начинают выходить полотна, посвященные историко-былинным сюжетам. Здесь можно выделить такие известные картины, основанные на русских народных сказках: "Аленушка" (1881), созданная по мотивам известной сказки, "Иван Царевич на Сером Волке" (1889) и "Богатыри", которую он писал с 1881 по 1898 гг.васнецов виктор михайлович

К концу XIX века в его творчестве вновь происходят изменения, теперь главным мотивом в его творчестве стал религиозный. Он написал несколько религиозных полотен, а также участвовал в оформлении интерьера храма-памятника Александра Невского, расположенного в городе София (Болгария).

Вклад в искусство

Картины Виктора Васнецова, безусловно, являются великим достоянием российской живописи, а сам художник своим творчеством внес неоценимый вклад в отечественное искусство. Недаром сегодня он по праву считается художником-классиком, на которого принято равняться.

Практически каждое полотно, написанное им, считается настоящим шедевром русской академической живописи. Он по праву стоит в одном ряду с такими не менее выдающимися художниками, как Н. Рерих, К. Брюллов и другими.

К слову, в 1915 г. Васнецов стал одним из организаторов Общества возрождения художественной Руси, в создании которого, помимо него, поучаствовали Н. Рерих, М. Нестеров и многие другие известные художники. Однако этому обществу довелось просуществовать всего несколько лет. Из-за начавшейся в 1917 г. революции, его деятельность была прекращена.

В заключение

Картины Виктора Васнецова знают все еще со школьной скамьи. Именно образы с его картин всплывают в памяти, когда пытаешься визуально представить героев фольклорных былин и сказок. Три богатыря, Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич, восседающий на Сером Волке - все эти персонажи были воплощены на полотнах Васнецова.иван царевич на сером волке

Именно его картины красуются на страницах школьных учебников по литературе. Он является признанным уже при жизни художником, а сегодня считается эталоном для подражания и настоящей легендой русской живописи.

www.syl.ru

О жанровых и исторических картинах Виктора Васнецова

Виктора Михайловича Васнецова сегодня все знают по картинам «Три богатыря», «Иван-царевич», «Аленушка». Однако художник был поистине универсалом. Он работал в разных жанрах, оставив огромное наследие в живописи, графике, архитектуре.

В. ВаснецовВ. Васнецов. Богатыри. 1898

Окончив Академию художеств, Васнецов начинал как жанрист, бытописатель, мастер рассказа, показывая свои полотна на передвижных выставках художников. Его работы «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма» и другие имели успех у публики и похвальные отзывы коллег.

В. ВаснецовВ. Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876

В. васнецовВ. Васнецов. Военная телеграмма. 1878

В. ВаснецовВ. Васнецов. Нищие певцы. 1873

В. ВаснецовВ. Васнецов. Преферанс. 1879

Однако вскоре Васнецов оставил жанровую живопись, в которой преуспел, и обратился к исторической картине, написав полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Во время его создания он работал с литературными источниками, изучал костюмы и вооружение.

В. ВаснецовВ. Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» осталась незамеченной на передвижной выставке, на которой демонстрировалась, потому что все тогда были увлечены бытовой живописью. Однако эта работа Васнецова была необычной, интересной. Николай Николаевич Третьяков говорил о ней в 1980-х годах на лекциях в Суриковском институте: «Картина не имеет  драматургического действия: все ее лица показаны мертвыми. Самой битвы, в отличие от картин Сурикова, который изображал баталии, события, драмы, здесь нет… Картина является интересной композицией, поэтически, романтически раскрывающей военный сюжет, битву. Причем Васнецов очень близко подходит к поэзии «Слова о полку Игореве», к его образам, что оценил Павел Чистяков, увидевший в авторе  живописной работы будущего поэта русской истории».

Еще одна работа Васнецова – «Витязь на распутье».

В. ВаснецовВ. Васнецов. Витязь на распутье. 1882

В конце XIX столетия, в одно время с репинской работой «Иван Грозный убивает своего сына», Виктор Васнецов показал свою картину «Царь Иван Васильевич Грозный». Если у Репина показана психологическая драма, то работа Васнецова строится в форме исторического портрета, вертикального по композиции. Иван Грозный изображен в момент, когда он спускается по лестнице.

В. ВаснецовВ. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897

М. Герасимов. Иван Грозный. Портрет-реконструкция

Иван Грозный. Титулярник

Композиция картины Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» интересна тем, что художник показывает портрет с разных точек зрения: снизу, сбоку, сверху, что совершенно необычно. Николай Николаевич Третьяков говорил: «Компоновка очень высокого уровня! Так не компоновали в XIX веке, потому что художниками тогда бралась какая-то одна точка зрения. Любопытно, что «Портрет Ермоловой», сделанный Валентином Серовым позже, построен на том же приеме.

Работы В. Серова и В. ВаснецоваВ. Серов. Портрет М.Н. Ермоловой. 1905.В. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897

Серов тоже дает разные точки зрения на стоящую фигуру, что композиционно обогащает работу. В кинематографических источниках говорится, что киномонтаж начинается в живописи с серовской «Ермоловой». Так, например, считал Сергей Эйзенштейн, который, на самом деле, просмотрел «Грозного» Васнецова, где впервые был дан в картине монтажный синтез! Потом подобный прием повторял Андрей Рябушкин, а Валентин Серов использовал много позже, может быть, и независимо от Васнецова, хотя вряд ли, поскольку Васнецов был популярен, а его открытия не могли не повлиять на развитие искусства».

Интересны созданные Васнецовым образы князей Владимира и Вещего Олега. Эти картины-иллюстрации сегодня незаслуженно забыты.

bellezza-storia.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта