Биография и картины Виктора Васнецова. Виктора васнецова картины
Виктор Васнецов (художник). Жизненный путь и творчество самого известного русского художника XIX века
Великий художник Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 в селе Лопьял, в семье Михаила Васильевича Васнецова, священника. Отец прочил сыну будущее священнослужителя, и в первые годы становления молодого Васнецова юноша во всем слушался родителей и уже пошел было по стопам отца. Однако через несколько лет его судьба круто изменилась. Биография художника Васнецова содержит страницы становления и расцвета таланта одного из самых известных живописцев за всю историю Российского государства.
У него не было учеников, как, например, у В. И. Сурикова или других известных художников, но мастерство Виктора Васнецова было открыто для подражания любому начинающему живописцу. И молодые художники старались научиться "васнецовским" полутонам, присутствовавшим в его былинных сюжетах, или сочным веселым краскам, делающим пейзажи мастера такими яркими.
Семинария и искусство
В 1858 году по настоянию отца юный Васнецов был определен в духовное училище, где проучился четыре года, а затем продолжил учебу в Вятской духовной семинарии. Тогда же у него открылся талант живописца, и будущий художник стал учиться рисованию у Н. Г.Чернышова, преподавателя гимназии. Затем он с благоволения отца оставил семинарию и переехал в Петербург, где поступил в школу рисования и развития художеств, в класс Ивана Николаевича Крамского. Проучившись в школе один год, Васнецов перевелся в Академию художеств и там продолжил занятия живописью.
Свои студенческие работы художник выставлял для всеобщего обозрения еще в стенах Академии, чтобы они получили оценку признанных мастеров кисти. Отзывы маститых художников на работы начинающего живописца Васнецова были самыми благожелательными, многие критики отмечали творчество молодого художника как новое слово в искусстве.
Товарищество передвижников
После окончания Академии художеств в 1873 году Васнецов-художник стал участвовать в выставках передвижников, организованных в Петербурге и Москве. В "Товарищество" вошли двадцать известных русских художников, среди которых были: Крамской И. Н., Репин И. Е., Шишкин И. И., Поленов В. Д., Суриков В. И. и другие. Виктор Васнецов был представлен в передвижных выставках двумя картинами: "Витязь на распутье" и "Аленушка".
Расцвет и закат
Целью художников-передвижников было знакомство широких масс народа с русским искусством. Выставки проводились повсеместно, в городах и крупных селах, передвижничество развивалось и крепло. Расцвет "Товарищества" пришелся на 1870-1880 годы. Позже деятельность передвижников стала затухать по ряду объективных причин, и в 1922 году состоялась их последняя выставка.
Абрамцево
Русский художник Васнецов входил в "Абрамцевский художественный кружок", организованный промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, хозяином усадьбы Абрамцево. Устраивались встречи художников, скульпторов, писателей и музыкантов под крышей гостеприимного дома Саввы Ивановича, а позже кружок превратился в крупный центр русской культуры. Художники-живописцы приезжали в Абрамцево и месяцами жили там, создавая свои бессмертные полотна. Виктор Васнецов тоже был частым гостем, его вдохновляла нетронутая природа заповедных окрестностей, исконные русские ценности, поля, леса и деревенские люди как неотъемлемая часть пейзажей.
Академия Художеств
В 1893 году Васнецов-художник вошел с состав Академии Художеств и, уже будучи действительным членом Академии, продолжил плодотворную деятельность на поприще воссоздания русской культуры. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. Васнецов не участвовал напрямую в деятельности "Союза русского народа", правомонархической организации, однако косвенно поддерживал черносотенное движение и даже финансировал отдельные издания, как, например, "Книги русской скорби". В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. А в 1915-м стал активным членом "Общества возрождения Руси", которое объединило многих художников того времени.
Разнообразие творчества
Творчество художника Васнецова отличается разнообразием стилей, чего нельзя сказать о других русских живописцах. Он создавал картины, используя противоположные жанры, иногда несовместимые друг с другом. Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со сказочными сюжетами. И все же красной нитью на протяжении всего творческого периода художника проходит былинно-историческая тематика. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: "Богатыри" (1898 год), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897 год), "Иван-Царевич на Сером Волке" (1889 год), "Аленушка" (1881 год), "Витязь на распутье" (1882 год), "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880 год).
Церковная тематика
В преддверии ХХ столетия Васнецов-художник, "Богатыри" которого, написанные в 1998 году, стали его визитной карточкой, обращается к религиозной теме. Он пишет картины для Владимирского собора в Киеве и храма Вознесения в Петербурге, известного как собор "Спас-на-Крови" на канале Грибоедова. Позже художник принял участие в росписи интерьера храма Александра Невского, который находится в столице Болгарии, Софии. А для московского храма Рождества на Пресне Васнецов создал эскизы потолочной и настенной росписи.
Гражданские проекты художника
Васнецов-художник в 1917 году полностью переключился на русский народный эпос, его картины-сказки "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", написанная в 1918 году, и "Кощей Бессмертный" 1926 года стали последними работами великого художника.
Кроме гениальных живописных полотен, Васнецов создал целый ряд архитектурно-исторических проектов:
- В усадьбе Абрамцево была построена церковь "Спаса Нерукотворного" по эскизам Васнецова совместно с художником В.Д. Поленовым и архитектором П.М. Самариным (1882 г.)
- В Абрамцево была построена "Избушка на курьих ножках", садовая беседка по сказочным мотивам (1883 г.)
- Проект надгробного памятника Юрия Николаевича Говорухи-Отрока, русского писателя, в некрополе московского монастыря Скорбящего (1896 г.).
- Русский павильон для Всемирной Парижской выставки 1898 года.
- Проект особняка И. Е. Цветкова, совместно с архитектором Б.Н. Шнаубертом, в Москве на Пречистенской набережной.
- Проект планировки главного входа Третьяковской галереи, при участии архитектора В.Н. Башкирова в Москве, переулок Лаврушинский (1901 г.).
- Проект переходного терема из Оружейной палаты в Большой Кремлевский дворец в Москве (1901 г.).
- Памятный крест, отличающий место гибели Князя Великого Сергея Александровича, в Москве (1908 г.), который был разрушен и впоследствии восстановлен скульптором Н.В. Орловым, а затем перенесен в Новоспасский монастырь.
- Надгробие В.А. Грингмута праворадикального общественного деятеля, в Москве, в некрополе Скорбященского монастыря (1908 г.).
- Собор Святого Александра Невского на Миусской площади в Москве, совместно с архитектором А.Н. Померанцевым (1911 г.).
- Проект художественной почтовой марки, созданной для сбора средств в помощь жертвам войны (1914 г.).
Филателия
Васнецов-художник и его работы в свое время были широко представлены в филателии СССР :
- Почтовая марка "Третьяковская галерея" художника А.С. Поманского выпущена в 1950 году. На марке изображен главный фасад Третьяковки, выполненный в 1906 году по эскизам Виктора Васнецова.
- Серия почтовых марок, посвященная 25-летию смерти художника-живописца Васнецова, автор - художник И.И. Дубасов, 1951 год.
- Почтовая марка с изображением В.М. Васнецова на картине художника И. Крамского", вышедшая в 1952 году в ИТЦ "Марка" под №1649.
- Почтовая марка "Богатыри" (по картине Васнецова 1881-1898 гг) ИТЦ "Марка" №1650.
- Почтовая марка "Витязь на распутье" (1882 год), выпущена в 1968 году, оформление художников А.Рязанцева и Г.Комлева, ИТЦ "Марка", №3705.
- 150-летие рождения Васнецова было отмечено в России выпуском двойной почтовой марки с купоном.
За всю творческую жизнь великого художника им было написано несколько десятков полотен. 24 картины художника Васнецова вошли в Золотой Фонд Русского искусства:
- Год 1871 - "Могильщик".
- Год 1876 - "С квартиры на квартиру".
- Год 1878 - "Витязь на распутье".
- Год 1879 - "Преферанс".
- Год 1880 - "После побоища Игоря Святославовича с половцами".
- Год 1880 - "Аленушкин пруд".
- Год 1880 - "Ковер-самолет".
- Год 1881 - "Аленушка".
- Год 1881 - "Три царевны подземного царства".
- Год 1887 - "Воины Апокалипсиса".
- Год 1889 - "Иван-Царевич на Сером Волке".
- Год 1890 - "Крещение Руси".
- Год 1897 - "Гамаюн".
- Год 1897 - "Царь Иван Васильевич Грозный".
- Год 1898 - "Богатыри".
- Год 1899 - "Гусляры".
- Год 1899 - "Снегурочка".
- Год 1899 - "Встреча Олега с кудесником".
- Год 1904 - "Страшный суд".
- Год 1914 - "Илья Муромец".
- Год 1914 - "Поединок Пересвета с Челубеем".
- Год 1918 - "Царевна-лягушка".
- Год 1918 - "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем".
- Год 1926 - "Кощей бессмертный".
fb.ru
Биография и картины Виктора Васнецова :: SYL.ru
Сегодня мало кто хорошо знаком с живописью, а тем более с русской. У всех на слуху такие художники, как Пикассо, Л. да Винчи, Рубенс, Сальвадор Дали, Рембрандт и т. д.
Русское искусство как-то вскользь изучается в школьной программе, а в студенчестве большинству уже не до этого, если, конечно, не брать в счет специальности, связанные с историей и искусством.
Поэтому из русских художников, пожалуй, в первую очередь приходят на ум Левитан, Айвазовский и Брюллов. Но картины Виктора Васнецова знают все: от мала до велика. При упоминании фамилии этого живописца у всех взрослых людей в памяти всплывает легендарная картина "Богатыри", где герои русских былин (Д. Никитич, И. Муромец и А. Попович) восседают на своих конях.
Васнецов Виктор Михайлович
Он родился в Вятской губернии в 1848 г. Его отец был священнослужителем, поэтому, будучи мальчиком, живописец получил духовное образование. С 1858 по 1862 год учился в духовном училище, а потом в семинарии в Вятке.
Уже тогда юноша начал брать уроки живописи у Н. Г. Чернышева. Не доучившись всего 1 год до завершения семинарии, решил покинуть это учебное заведение и уехать в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Отец благословил сына.
В Петербурге В. М. Васнецов обучался живописному ремеслу у И. Н. Крамского. Виктор приезжал в Вятку в перерывах между учебой в столице Российской Империи. В это время ему довелось познакомиться с известным ссыльным художником Эльвиро Андриолли польского происхождения.
Картины Виктора Васнецова
В начале своего творческого пути живописец отдавал предпочтение бытовым сюжетам. Примерами его работ этого периода могут служить такие картины: "Военная телеграмма" (1878) и "Книжная лавочка" (1876).
Со временем его интересы несколько меняются, на первый план начинают выходить полотна, посвященные историко-былинным сюжетам. Здесь можно выделить такие известные картины, основанные на русских народных сказках: "Аленушка" (1881), созданная по мотивам известной сказки, "Иван Царевич на Сером Волке" (1889) и "Богатыри", которую он писал с 1881 по 1898 гг.
К концу XIX века в его творчестве вновь происходят изменения, теперь главным мотивом в его творчестве стал религиозный. Он написал несколько религиозных полотен, а также участвовал в оформлении интерьера храма-памятника Александра Невского, расположенного в городе София (Болгария).
Вклад в искусство
Картины Виктора Васнецова, безусловно, являются великим достоянием российской живописи, а сам художник своим творчеством внес неоценимый вклад в отечественное искусство. Недаром сегодня он по праву считается художником-классиком, на которого принято равняться.
Практически каждое полотно, написанное им, считается настоящим шедевром русской академической живописи. Он по праву стоит в одном ряду с такими не менее выдающимися художниками, как Н. Рерих, К. Брюллов и другими.
К слову, в 1915 г. Васнецов стал одним из организаторов Общества возрождения художественной Руси, в создании которого, помимо него, поучаствовали Н. Рерих, М. Нестеров и многие другие известные художники. Однако этому обществу довелось просуществовать всего несколько лет. Из-за начавшейся в 1917 г. революции, его деятельность была прекращена.
В заключение
Картины Виктора Васнецова знают все еще со школьной скамьи. Именно образы с его картин всплывают в памяти, когда пытаешься визуально представить героев фольклорных былин и сказок. Три богатыря, Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич, восседающий на Сером Волке - все эти персонажи были воплощены на полотнах Васнецова.
Именно его картины красуются на страницах школьных учебников по литературе. Он является признанным уже при жизни художником, а сегодня считается эталоном для подражания и настоящей легендой русской живописи.
www.syl.ru
О жанровых и исторических картинах Виктора Васнецова
Виктора Михайловича Васнецова сегодня все знают по картинам «Три богатыря», «Иван-царевич», «Аленушка». Однако художник был поистине универсалом. Он работал в разных жанрах, оставив огромное наследие в живописи, графике, архитектуре.В. Васнецов. Богатыри. 1898
Окончив Академию художеств, Васнецов начинал как жанрист, бытописатель, мастер рассказа, показывая свои полотна на передвижных выставках художников. Его работы «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма» и другие имели успех у публики и похвальные отзывы коллег.
В. Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876В. Васнецов. Военная телеграмма. 1878
В. Васнецов. Нищие певцы. 1873
В. Васнецов. Преферанс. 1879
Однако вскоре Васнецов оставил жанровую живопись, в которой преуспел, и обратился к исторической картине, написав полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Во время его создания он работал с литературными источниками, изучал костюмы и вооружение.
В. Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» осталась незамеченной на передвижной выставке, на которой демонстрировалась, потому что все тогда были увлечены бытовой живописью. Однако эта работа Васнецова была необычной, интересной. Николай Николаевич Третьяков говорил о ней в 1980-х годах на лекциях в Суриковском институте: «Картина не имеет драматургического действия: все ее лица показаны мертвыми. Самой битвы, в отличие от картин Сурикова, который изображал баталии, события, драмы, здесь нет… Картина является интересной композицией, поэтически, романтически раскрывающей военный сюжет, битву. Причем Васнецов очень близко подходит к поэзии «Слова о полку Игореве», к его образам, что оценил Павел Чистяков, увидевший в авторе живописной работы будущего поэта русской истории».Еще одна работа Васнецова – «Витязь на распутье».
В. Васнецов. Витязь на распутье. 1882В конце XIX столетия, в одно время с репинской работой «Иван Грозный убивает своего сына», Виктор Васнецов показал свою картину «Царь Иван Васильевич Грозный». Если у Репина показана психологическая драма, то работа Васнецова строится в форме исторического портрета, вертикального по композиции. Иван Грозный изображен в момент, когда он спускается по лестнице.
В. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897М. Герасимов. Иван Грозный. Портрет-реконструкция
Иван Грозный. Титулярник
Композиция картины Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» интересна тем, что художник показывает портрет с разных точек зрения: снизу, сбоку, сверху, что совершенно необычно. Николай Николаевич Третьяков говорил: «Компоновка очень высокого уровня! Так не компоновали в XIX веке, потому что художниками тогда бралась какая-то одна точка зрения. Любопытно, что «Портрет Ермоловой», сделанный Валентином Серовым позже, построен на том же приеме.
В. Серов. Портрет М.Н. Ермоловой. 1905.В. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897Серов тоже дает разные точки зрения на стоящую фигуру, что композиционно обогащает работу. В кинематографических источниках говорится, что киномонтаж начинается в живописи с серовской «Ермоловой». Так, например, считал Сергей Эйзенштейн, который, на самом деле, просмотрел «Грозного» Васнецова, где впервые был дан в картине монтажный синтез! Потом подобный прием повторял Андрей Рябушкин, а Валентин Серов использовал много позже, может быть, и независимо от Васнецова, хотя вряд ли, поскольку Васнецов был популярен, а его открытия не могли не повлиять на развитие искусства».
Интересны созданные Васнецовым образы князей Владимира и Вещего Олега. Эти картины-иллюстрации сегодня незаслуженно забыты.
bellezza-storia.livejournal.com