Виктор Васнецов. Васнецов виктор картины


Виктор Васнецов: биография, фото, личная жизнь

Виктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России.

СЕМИНАРИСТ В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.

В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.

«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно — в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова». В годы учебы живописец создал первые полотна «Жница» и «Молочница».

Первые полотна Васнецова

Виктор Васнецов. Жница. 1867. Частное собрание

Первые полотна Васнецова

Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Третьяковская галерея, Москва

Первые полотна Васнецова

Виктор Васнецов. Нищие певцы. 1873. Кировский областной художественный музей им. А.М.Горького, Киров

В 1867 году Виктор Васнецов бросил семинарию и уехал в Петербург. Зимой этого года он занимался живописью в школе своего друга — художника Ивана Крамского, а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств.

В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». В 1874 году живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ — МАСТЕР ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

Васнецов

Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Васнецов

Виктор Васнецов. Ковер-самолёт. 1880. Нижегородский Государственный художественный музей, Нижний Новгород

Васнецов

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

«Аленушка» как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее».

ХРАМОВАЯ РОСПИСЬ И АРХИТЕКТУРА

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

«Иной раз полно, ясно и прочувствованно, вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы — видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось».

Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая I и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

Васнецов 2

Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (левая часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Васнецов 2

Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (центральная часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Васнецов 2

Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (правая часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В 1898 году он закончил полотно «Богатыри», над которым работал 25 лет.

«Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!»

Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Сказочный мир Виктора Васнецова

Русские былины и сказания на картинах художника.

Зима, что белою лишь кажется…

Все оттенки снега на картинах русских художников.

Бунтари от живописи

10 фактов из истории художников-передвижников.

Себе любимому: дома архитекторов и художников по собственным проектам

Если человек искусства строит дом, в котором собирается жить сам, обычно выходит нечто интересное.

www.culture.ru

Васнецов Виктор Михайлович. Биография и картины художника

Художник Виктор Васнецов — художник живописец на фольклорные и исторические темы. Виктор Васнецов родился в семье не богатого священника М. В. Васнецова Вятская губерния, село Рябово 15 мая 1848 года. С раннего детства было замечено, что он тяготеет к рисованию, главными сюжетами его зарисовок были местные пейзажи и сцены деревенской жизни. Позже Васнецова устроили учиться в духовное училище в 1858 году, чуть позже поступает учиться в духовную семинарию в городе Вятка. В Вятке молодой художник развивает свои возможности по рисованию, основной тематикой его рисунков были темы народных русских пословиц и сказок, поговорок. Учась в семинарии он повстречался с ссыльным польским художником Андриоли Э, который просвятил молодого художника Васнецова о искусстве живописи, впоследствии Васнецов решил во, чтобы то не стало покинуть последний курс семинарии и поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств, в чем собственно ему и помог художник Андриоли, познакомив Васнецова с епископом А. Красинским, который уговорил губернатора Кампанейщикова устроить лотерейную акцию для продажи картинок Васнецова Молочница и Жница, заработав таким образом немного денег, плюс небольшая помощь от отца, Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году. В городе Петра он поступает в академию пройдя экзамены, не узнав о своем зачислении в академию он сталкивается с трудным денежным положением, находясь в поисках места жительства. В его трудном положении помогает брат Вятского учителя Красовский, устроив Васнецова в картографическую организацию, позже художник рисовал иллюстрации к книгам и различным журналам , паралельно посещая школу по рисованию Общества поощрения художников, где состоялось важное в его жизни знакомство с художником Иваном Крамским. В 1868 году он снова пытается поступить в академию, с удивлением узнав, что его зачислии в академию еще в прошлом году. В академии он знакомится с Репиным со многими другими художниками и педагогами в числе корорых был Павел Чистяков. Учась в академии Художник Васнецов создает сотни различных иллюстраций к различным детским азбукам и сказкам. Рисует горожан, бытовые сюжеты из городской жизни. Не доучившись в академии он покидает ее, причина была такая, Васнецов желал писать картины на свободную тему, можно сказать куда душа клонила на темы русских былин и сказок, что в академии художеств соответственно запрещалось. На своем творческом пути Художник Виктор Васнецов создал большое количество уникальных картин среди которых знаменитые полотна, такие, как Иван Грозный, После побоища Игоря Святославича с половцами — первая серьезная работа в русско былинном направлении написанная в 1878 году, потом в 1882 году Витязь на распутье, Битву русских со скифами, «Ковер-самолет, Три царевны подземного царства, очень примечательна картина Аленушка, эта картина написана в национальном ритме с глубоким поэтическим оттенком. Очень знаменитая его картина Богатыри.

Источник: http://www.art-portrets.ru/vasnetsov.html 

Биография художника.

Картины и этюды.  

Рисунки и наброски.  

Описание картин.  

Аленушка.Архангел Михаил повергает дьявола.Баба Яга.Богатыри (Три богатыря).Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем.Витязь на распутье.Воины Апокалипсиса.Гамаюн, птица вещая.Иван-царевич на сером волке.Кащей Бессмертный.Ковер-самолет.Песнь о вещем Олеге. Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина.После побоища Игоря Святославича с половцами.Сивка Бурка.Сирин и Алконост. Птицы Радости и Печали (Песнь Радости и Печали).Снегурочка.Спящая царевна.Три царевны подземного царства.Царевна-лягушка.Царевна-Несмеяна.

Похожие записи

design-kmv.ru

Виктор Васнецов | Drawingforall.ru

Виктор Васнецов - Автопортрет

Виктор Михайлович Васнецов — русский художник, один из основателей российского фольклора и романтического модерна в живописи.

Его небезосновательно можно считать одним из наиболее выдающихся живописцев в истории России, а также — ключевой фигурой в жанрах модерна и символизма, содержащего элементы средневекового эпоса.Виктор Васнецов родился в 1848 году в глухой деревне Вятской губернии Лопьял. В семье он был шестым ребенком. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был сельским священником и очень образованным человеком.

Михаил серьёзно изучал естествознание, астрономию и живопись. Интерес к этому передался и самому Виктору Васнецову. Следует отметить, что и дедушка художника был знатоком живописи. Поэтому совсем неудивительно, что двое из троих сыновей Михаила Васнецова, Виктор и Аполлинарий, стали замечательными художниками, (третий стал школьным учителем). Именно жизнь в Лопьяле развила в молодом Викторе Васнецове любовь к живописи. Предпосылками уникального стиля художника стали детские увлечения — рисование пейзажей родного села, а также изображение сцен деревенской жизни.

Заречная слободка Берендеевка, Васнецов

 

Помимо этого, Виктор с детства интересовался народными сказками, приметами и преданиями, что непосредственно отразилось в его творчестве.

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. ВаснецовВ период с 1858 по 1862 года Виктор Васнецов обучался в духовном училище. Позже он перешел в Вятскую духовную семинарию, которую впоследствии бросил, чтобы переехать в Петербург и обучаться в Академии художеств. Там он знакомится с великими русскими мастерами живописи — Крамским и Репиным, которые окажут на творчество Васнецова очень серьёзное влияние.В 1876 году Репин пригласил Васнецова присоединиться к колонии художников-передвижников в Париже, которые изучали классическую живопись и старались привнести её элементы в собственное творчество, а также устраивали выставки своих работ. После этой поездки в 1884-1889 годах Васнецов получил заказ на создание фресок в Свято-владимирском соборе в Киеве. Эта работа позже очень высоко была оценена критиками и художниками.В Киеве он закончил ранее начатую работу над шедевром «Иван царевич на сером волке» и начал, наверное, самую известную свою картину — «Богатыри».

Иван Царевич на сером волке Васнецов

 

В 1885 году Васнецов отправляется в Италию. В том же году он работает над декорациями и костюмами для оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Следует отметить, что темы народного искусства и русских народных сказок в частности проходят через всё творчество художника, проявляясь либо незаметными деталями, либо становятся основополагающими мотивами.

Баба-Яга Васнецов

 

Следующие два десятилетия оказались очень продуктивными для художника, ведь именно на рубеже веков Васнецов окончательно разработал уникальный самобытный стиль живописи, центральное место в котором стали занимать герои сказок со своими эмоциями и чувствами.

Гамаюн - птица вещая. Васнецов

 

В 1906 году Васнецов начинает работу над мозаиками для собора Александра Невского в Варшаве, которая закончится в 1911. Так же он участвует в проектировании собора Александра Невского в Москве. Кстати, достижения в области архитектуры и проектирования вообще характерны для художников, изображающих реальных живых людей и картины быта – видимо, основную роль тут играют постоянно совершенствующиеся знания пропорций и умение изображать перспективу.

Крещение князя Владимира, Васнецов

 

В 1912 году Виктор Васнецов получил дворянский титул от царя Николая II.Как уже говорилось выше, Васнецов создал и развил особенный, «сказочный» стиль.

Ковер-самолет. Васнецов

 

Именно это является наиболее узнаваемой чертой во многих его картинах. С невероятной реалистичностью и тонким чувством ситуации Виктор описывает природу, которая также становится полноправным участником сюжета картины и отображает общую атмосферу обстановки.

 

Богатыри

В центре картины мы видим фигуру Ильи Муромца. Это могучий воин, которому чужды излишества и показное величие – обратите внимание на его аскетичные доспехи.Илья Муромец предстаёт перед зрителем как богатырь, обладающий огромной внутренней силой, спокойствием и уверенностью. Такие черты читаются во взгляде Ильи и в его жестах. По правую сторону от него самый молодой из троицы — Алеша Попович. Художник намеренного выделяет его как самого молодого богатыря, изображая безбородым юношей со смелым, немного улыбающимся лицом. В былинах Алёша предстаёт как самый находчивый и остроумный богатырь, придумывающий нестандартные решения самых сложных задач. Многогранность его натуры подчёркивают лук в руках и гусли, прикрепленные к седлу. И третий богатырь — Добрыня Никитич. Его тонкие черты лица вкупе с очертаниями фигуры и жестами выражают величественность, мудрость и рассудительность. Обратите внимание на расположение героев и перспективу картины – зритель находится как бы чуть ниже богатырей, этот приём придаёт троице ещё большую внушительность и величественность.

Картина богата деталями, и каждая из них имеет свой смысл, несет какое то значение. Особенно ярко выражает общую атмосферу природа – посмотрите на это предгрозовое хмурое небо, которое очень символично выражает опасность и предстоящие битвы. Под стать этому богатыри облачены и вооружены специально для немедленного реагирования в случае какой-либо угрозы. Наиболее показателен здесь, безусловно, Илья Муромец, который не снимает палицу с руки даже во время прикрывания лица от солнца.Богатыри. Васнецов

 

Алёнушка

Картина написана на основе одной из столь горячо любимых художником русских народных сказок — «О сестрице Аленушке и братце Иванушке».Первое, что бросается в глаза зрителю картины – поза девушки (крайне закрытая, она фактически сжимается в комок от тревоги и чувства беспомощности), её печальное усталое лицо. Всё это указывает на то, что силы Алёнушки на исходе, она очень устала и близка к отчаянию — посмотрите на растрёпанные волосы и разорванный после долгого скитания по лесу сарафан. Памятуя о том, что Виктор Васнецов является мастером символизма, обращаем внимание на природу, изображенную художником – тёмный беспросветный лес за спиной девушки отображает мрачные и тревожные мысли в её голове. Ветка прибрежного деревца так же, как и Алёнушка, понуро склоняется к воде. Кстати говоря, художник долго не мог изобразить задумчивый и тревожный взгляд главной героини до тех пор, пока не встретил молодую сельскую девушку из Ахтырки, которая и стала прообразом Алёнушки.

Аленушка Васнецов

 

Витязь на распутье

В центре картины мы видим русского богатыря верхом на коне. Доспехи, конь, окружающая обстановка — во всем видно трепетное отношение Васнецова ко всем деталям. Покорно склонённая голова коня показывает его преданность хозяину и готовность нести его через самые опасные испытания.  Но и недоброе предчувствие также читается в этом печальном наклоне головы.

Да и сам всадник задумчив и мрачен – это можно почувствовать, даже не видя выражения его лица. Вся окружающая атмосфера тоже символизирует грядущие опасности – посмотрите на этих жутких воронов и разбросанные человеческие и животные останки. Обратите внимание на саму композицию картины – всадник расположен у края полотна, чтобы за ним не было видно тропинки. Такой изысканный приём художник использует для передачи сюжета картины  – у богатыря просто нет другого пути, он не может повернуть назад и должен именно сейчас выбирать дорогу. Таким образом, мы видим, что решительный и смелый герой картины трезво оценивает последствия своего выбора, но не собирается отступать.

Витязь на распутье. Васнецов

Вам также могут быть интересны:

drawingforall.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта