Виктор Васнецов. Васнецов виктор картины
Виктор Васнецов: биография, фото, личная жизнь
Виктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России.
СЕМИНАРИСТ В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.
В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.
«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно — в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова». В годы учебы живописец создал первые полотна «Жница» и «Молочница».
Виктор Васнецов. Жница. 1867. Частное собрание
Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов. Нищие певцы. 1873. Кировский областной художественный музей им. А.М.Горького, Киров
В 1867 году Виктор Васнецов бросил семинарию и уехал в Петербург. Зимой этого года он занимался живописью в школе своего друга — художника Ивана Крамского, а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств.
В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». В 1874 году живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».
ВИКТОР ВАСНЕЦОВ — МАСТЕР ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ
После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.
Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.
В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.
Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.
Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Виктор Васнецов. Ковер-самолёт. 1880. Нижегородский Государственный художественный музей, Нижний Новгород
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».
«Аленушка» как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее».
ХРАМОВАЯ РОСПИСЬ И АРХИТЕКТУРА
Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.
В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.
«Иной раз полно, ясно и прочувствованно, вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы — видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось».
Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая I и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.
Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (левая часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (центральная часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (правая часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва
До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В 1898 году он закончил полотно «Богатыри», над которым работал 25 лет.
«Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!»
Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.
Русские былины и сказания на картинах художника.
Все оттенки снега на картинах русских художников.
10 фактов из истории художников-передвижников.
Если человек искусства строит дом, в котором собирается жить сам, обычно выходит нечто интересное.
www.culture.ru
Васнецов Виктор Михайлович. Биография и картины художника
Художник Виктор Васнецов — художник живописец на фольклорные и исторические темы. Виктор Васнецов родился в семье не богатого священника М. В. Васнецова Вятская губерния, село Рябово 15 мая 1848 года. С раннего детства было замечено, что он тяготеет к рисованию, главными сюжетами его зарисовок были местные пейзажи и сцены деревенской жизни. Позже Васнецова устроили учиться в духовное училище в 1858 году, чуть позже поступает учиться в духовную семинарию в городе Вятка. В Вятке молодой художник развивает свои возможности по рисованию, основной тематикой его рисунков были темы народных русских пословиц и сказок, поговорок. Учась в семинарии он повстречался с ссыльным польским художником Андриоли Э, который просвятил молодого художника Васнецова о искусстве живописи, впоследствии Васнецов решил во, чтобы то не стало покинуть последний курс семинарии и поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств, в чем собственно ему и помог художник Андриоли, познакомив Васнецова с епископом А. Красинским, который уговорил губернатора Кампанейщикова устроить лотерейную акцию для продажи картинок Васнецова Молочница и Жница, заработав таким образом немного денег, плюс небольшая помощь от отца, Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году. В городе Петра он поступает в академию пройдя экзамены, не узнав о своем зачислении в академию он сталкивается с трудным денежным положением, находясь в поисках места жительства. В его трудном положении помогает брат Вятского учителя Красовский, устроив Васнецова в картографическую организацию, позже художник рисовал иллюстрации к книгам и различным журналам , паралельно посещая школу по рисованию Общества поощрения художников, где состоялось важное в его жизни знакомство с художником Иваном Крамским. В 1868 году он снова пытается поступить в академию, с удивлением узнав, что его зачислии в академию еще в прошлом году. В академии он знакомится с Репиным со многими другими художниками и педагогами в числе корорых был Павел Чистяков. Учась в академии Художник Васнецов создает сотни различных иллюстраций к различным детским азбукам и сказкам. Рисует горожан, бытовые сюжеты из городской жизни. Не доучившись в академии он покидает ее, причина была такая, Васнецов желал писать картины на свободную тему, можно сказать куда душа клонила на темы русских былин и сказок, что в академии художеств соответственно запрещалось. На своем творческом пути Художник Виктор Васнецов создал большое количество уникальных картин среди которых знаменитые полотна, такие, как Иван Грозный, После побоища Игоря Святославича с половцами — первая серьезная работа в русско былинном направлении написанная в 1878 году, потом в 1882 году Витязь на распутье, Битву русских со скифами, «Ковер-самолет, Три царевны подземного царства, очень примечательна картина Аленушка, эта картина написана в национальном ритме с глубоким поэтическим оттенком. Очень знаменитая его картина Богатыри.
Источник: http://www.art-portrets.ru/vasnetsov.html
Биография художника.
Картины и этюды.
Рисунки и наброски.
Описание картин.
Аленушка.Архангел Михаил повергает дьявола.Баба Яга.Богатыри (Три богатыря).Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем.Витязь на распутье.Воины Апокалипсиса.Гамаюн, птица вещая.Иван-царевич на сером волке.Кащей Бессмертный.Ковер-самолет.Песнь о вещем Олеге. Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина.После побоища Игоря Святославича с половцами.Сивка Бурка.Сирин и Алконост. Птицы Радости и Печали (Песнь Радости и Печали).Снегурочка.Спящая царевна.Три царевны подземного царства.Царевна-лягушка.Царевна-Несмеяна.
Похожие записи
design-kmv.ru
Виктор Васнецов | Drawingforall.ru
Виктор Михайлович Васнецов — русский художник, один из основателей российского фольклора и романтического модерна в живописи.
Его небезосновательно можно считать одним из наиболее выдающихся живописцев в истории России, а также — ключевой фигурой в жанрах модерна и символизма, содержащего элементы средневекового эпоса.Виктор Васнецов родился в 1848 году в глухой деревне Вятской губернии Лопьял. В семье он был шестым ребенком. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был сельским священником и очень образованным человеком.
Михаил серьёзно изучал естествознание, астрономию и живопись. Интерес к этому передался и самому Виктору Васнецову. Следует отметить, что и дедушка художника был знатоком живописи. Поэтому совсем неудивительно, что двое из троих сыновей Михаила Васнецова, Виктор и Аполлинарий, стали замечательными художниками, (третий стал школьным учителем). Именно жизнь в Лопьяле развила в молодом Викторе Васнецове любовь к живописи. Предпосылками уникального стиля художника стали детские увлечения — рисование пейзажей родного села, а также изображение сцен деревенской жизни.
Помимо этого, Виктор с детства интересовался народными сказками, приметами и преданиями, что непосредственно отразилось в его творчестве.
В период с 1858 по 1862 года Виктор Васнецов обучался в духовном училище. Позже он перешел в Вятскую духовную семинарию, которую впоследствии бросил, чтобы переехать в Петербург и обучаться в Академии художеств. Там он знакомится с великими русскими мастерами живописи — Крамским и Репиным, которые окажут на творчество Васнецова очень серьёзное влияние.В 1876 году Репин пригласил Васнецова присоединиться к колонии художников-передвижников в Париже, которые изучали классическую живопись и старались привнести её элементы в собственное творчество, а также устраивали выставки своих работ. После этой поездки в 1884-1889 годах Васнецов получил заказ на создание фресок в Свято-владимирском соборе в Киеве. Эта работа позже очень высоко была оценена критиками и художниками.В Киеве он закончил ранее начатую работу над шедевром «Иван царевич на сером волке» и начал, наверное, самую известную свою картину — «Богатыри».
В 1885 году Васнецов отправляется в Италию. В том же году он работает над декорациями и костюмами для оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Следует отметить, что темы народного искусства и русских народных сказок в частности проходят через всё творчество художника, проявляясь либо незаметными деталями, либо становятся основополагающими мотивами.
Следующие два десятилетия оказались очень продуктивными для художника, ведь именно на рубеже веков Васнецов окончательно разработал уникальный самобытный стиль живописи, центральное место в котором стали занимать герои сказок со своими эмоциями и чувствами.
В 1906 году Васнецов начинает работу над мозаиками для собора Александра Невского в Варшаве, которая закончится в 1911. Так же он участвует в проектировании собора Александра Невского в Москве. Кстати, достижения в области архитектуры и проектирования вообще характерны для художников, изображающих реальных живых людей и картины быта – видимо, основную роль тут играют постоянно совершенствующиеся знания пропорций и умение изображать перспективу.
В 1912 году Виктор Васнецов получил дворянский титул от царя Николая II.Как уже говорилось выше, Васнецов создал и развил особенный, «сказочный» стиль.
Именно это является наиболее узнаваемой чертой во многих его картинах. С невероятной реалистичностью и тонким чувством ситуации Виктор описывает природу, которая также становится полноправным участником сюжета картины и отображает общую атмосферу обстановки.
Богатыри
В центре картины мы видим фигуру Ильи Муромца. Это могучий воин, которому чужды излишества и показное величие – обратите внимание на его аскетичные доспехи.Илья Муромец предстаёт перед зрителем как богатырь, обладающий огромной внутренней силой, спокойствием и уверенностью. Такие черты читаются во взгляде Ильи и в его жестах. По правую сторону от него самый молодой из троицы — Алеша Попович. Художник намеренного выделяет его как самого молодого богатыря, изображая безбородым юношей со смелым, немного улыбающимся лицом. В былинах Алёша предстаёт как самый находчивый и остроумный богатырь, придумывающий нестандартные решения самых сложных задач. Многогранность его натуры подчёркивают лук в руках и гусли, прикрепленные к седлу. И третий богатырь — Добрыня Никитич. Его тонкие черты лица вкупе с очертаниями фигуры и жестами выражают величественность, мудрость и рассудительность. Обратите внимание на расположение героев и перспективу картины – зритель находится как бы чуть ниже богатырей, этот приём придаёт троице ещё большую внушительность и величественность.
Картина богата деталями, и каждая из них имеет свой смысл, несет какое то значение. Особенно ярко выражает общую атмосферу природа – посмотрите на это предгрозовое хмурое небо, которое очень символично выражает опасность и предстоящие битвы. Под стать этому богатыри облачены и вооружены специально для немедленного реагирования в случае какой-либо угрозы. Наиболее показателен здесь, безусловно, Илья Муромец, который не снимает палицу с руки даже во время прикрывания лица от солнца.
Алёнушка
Картина написана на основе одной из столь горячо любимых художником русских народных сказок — «О сестрице Аленушке и братце Иванушке».Первое, что бросается в глаза зрителю картины – поза девушки (крайне закрытая, она фактически сжимается в комок от тревоги и чувства беспомощности), её печальное усталое лицо. Всё это указывает на то, что силы Алёнушки на исходе, она очень устала и близка к отчаянию — посмотрите на растрёпанные волосы и разорванный после долгого скитания по лесу сарафан. Памятуя о том, что Виктор Васнецов является мастером символизма, обращаем внимание на природу, изображенную художником – тёмный беспросветный лес за спиной девушки отображает мрачные и тревожные мысли в её голове. Ветка прибрежного деревца так же, как и Алёнушка, понуро склоняется к воде. Кстати говоря, художник долго не мог изобразить задумчивый и тревожный взгляд главной героини до тех пор, пока не встретил молодую сельскую девушку из Ахтырки, которая и стала прообразом Алёнушки.
Витязь на распутье
В центре картины мы видим русского богатыря верхом на коне. Доспехи, конь, окружающая обстановка — во всем видно трепетное отношение Васнецова ко всем деталям. Покорно склонённая голова коня показывает его преданность хозяину и готовность нести его через самые опасные испытания. Но и недоброе предчувствие также читается в этом печальном наклоне головы.
Да и сам всадник задумчив и мрачен – это можно почувствовать, даже не видя выражения его лица. Вся окружающая атмосфера тоже символизирует грядущие опасности – посмотрите на этих жутких воронов и разбросанные человеческие и животные останки. Обратите внимание на саму композицию картины – всадник расположен у края полотна, чтобы за ним не было видно тропинки. Такой изысканный приём художник использует для передачи сюжета картины – у богатыря просто нет другого пути, он не может повернуть назад и должен именно сейчас выбирать дорогу. Таким образом, мы видим, что решительный и смелый герой картины трезво оценивает последствия своего выбора, но не собирается отступать.
Вам также могут быть интересны:
drawingforall.ru