Конспект урока развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Золотая осень" (4 класс). Конспект урока 4 класс сочинение по картине левитана золотая осень
Конспект урока развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Золотая осень" (4 класс)
- Откройте конверты, достаньте карточки. Что перед вами, как вы думаете? ( план сочинения)
- Разложите названия пунктов плана в нужном порядке. Работайте в парах. Помните: как воспринимаем изображенное на картине, так и описываем, сначала все, что видим в целом, потом - детально.
- Прочитайте, что у вас получилось. Поднимите руку, кто составил такой же план. У кого план выглядит иначе? Почему ты так считаешь? Можно ли оставить такой порядок плана?
- Давайте проверим. Посмотрите на доску, прочитайте про себя названия частей плана. (Слайд на доске). Почему важен именно такой порядок пунктов плана?
План:
1. Художник И.И.Левитан и его картина.
2. Осенний день.
3. Деревья в золотом наряде.
4. Лесная речка.
5. Моё впечатление о картине.
- Почему частей в тексте три, а пунктов плана - 5? ( основная часть может состоять из подчастей).
- Какие пункты плана мы отнесем к вводной части сочинения? ( Художник И.И. Левитан его картина).
- О чем нужно сказать в этой части сочинения? ( О художнике И.И.Левитане, о том, что он изобразил очень красивую пору осени - золотую).
- Какие пункты плана отнесем к основной части? Прочитайте. ( Осенний день. Деревья в золотом наряде. Лесная речка.)
- О чем напишем в заключительной части? (О своих впечатлениях, чувствах, которые вызвала картина).
5. Словарная работа.
- Прочитайте 5 пункт Памятки. ( Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста).
- В этой работе вам помогут слова, которые вы можете записывать на своих карточках, слова-помощники. Также мы поработаем над грамотностью написания слов в ваших текстах.
- Прочитайте про себя еще раз 1 пункт плана. Подумайте, каким предложением можно начать сочинение, чтобы познакомить читателей с картиной. (Перед нами картина И.И.Левитана "Золотая осень").
- Какими синонимами можно заменить слова "картина" и "художник", чтобы не повторять их постоянно, запишите. ( Пейзажист, живописец, мастер, автор. Пейзаж, полотно.)
- Какие глаголы помогут нам описать работу художника? Запишите. (Изобразил, хотел показать, написал, передал).
- Переходим к основной части сочинения.
- Опишите, каким мы видим осенний день. Запишите. Какими эпитетами можно дополнить, подчеркните. Прочитайте, что вы подчеркнули. (Ясный, солнечный, погожий, осенний, теплый).
- Какие краски и тона для изображения осеннего дня выбрал живописец? Допишите свои варианты слов. (Золотистые, яркие, светлые, сочные, теплые)
- Составьте предложение об осеннем дне на картине. ( Художник изобразил солнечный, теплый осенний день. Художник выбрал яркие, сочные золотистые краски.)
- Какой знак препинания понадобится при перечислении однородных членов предложения? (запятая).
- Рассмотрите небо пейзажа. Как его можно описать словесно? Подберите точные определения.(Светло-голубое, высокое). Запишите свои варианты слов. Прочитайте.
- С помощью чего автор полотна передал легкость и прозрачность неба? ( В картине много воздуха). Это особенность всех картин И.И.Левитана. (Художник изобразил облака)
- Какими вы видите облака. ( Пушистые, воздушные, прозрачные, легкие)
infourok.ru
Конспект урока развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Золотая осень" (4 класс)
- Составьте предложение о небе и облаках. ( По высокому светло-голубому небу плывут пушистые облака).
ФИЗМИНУТКА
- Закройте глазки, опустите голову на руки, дышите ровно и спокойно. Минутка релаксации (можно под музыку).
- Прочитайте 3 пункт плана. Какие деревья изобразил И.Левитан на переднем плане? ( Березы, березовую рощу). Опишите, какими вы их видите. Запишите на карточку.
-Выберите в опорных словах более точные определения, подчеркните. ( Тонкие, гибкие, белоствольные, высокие)
- Как образно можно назвать листья, украшающие деревья? ( наряд). Подберите прилагательные, которые помогут предать красоту берез. (Желто-золотистый наряд, разноцветный, золотой).
- Составьте предложение о березах на картине. ( На переднем плане мы видим тонкие белоствольные березы в желто-золотистом наряде).
- Как интонационно можно выразить свое отношение к увиденному на картине? (с помощью восклицательной интонации).
- Подумайте и составьте восклицательное предложение о березах. (Как красива одинокая березка на берегу реки! Прекрасна березовая роща в золотом наряде!)
- Рассмотрите речку. Какого цвета вода в реке? Почему художник выбрал именно такой оттенок голубого? (Темно-голубая, почти синяя вблизи, потому что она холодная).
- С чем можно сравнить извилистое русло реки? Найдите точное слово. ( вьется словно лента).
- Как образно можно назвать поверхность воды в реке? ( зеркальная) Почему? (в ней отражается небо).
- Составьте предложения о речке. (Темно-голубая речка вьется словно лента. Вода в ней холодная. В зеркальной воде отражается небо).
- Переходим к заключительной части сочинения. Прочитайте пункт 5.
- Прочитайте начало предложений, которыми можно передать свои впечатления о картине. (Рассматривая картину, я чувствую... Хотелось бы... Я думаю, что...)
- Прислушайтесь к себе, какие чувства вы испытываете? ( восторг, восхищение, грусть, радость....)
- Составьте предложение о своих чувствах. ( Рассматривая картину, я чувствую радость и восторг.)
- Поднимите руку, кто хотел бы побывать в этом уголке природы, который написал Левитан? Как об этом можно написать? ( Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы.
- Как вы думаете, на что хотел обратить внимание зрителей сам художник? (Я думаю, что Левитан хотел показать удивительную красоту осенней природы. Мне кажется, что художник хотел передать восхищение золотой осенью.)
6. Орфографическая подготовка.
- Теперь, чтобы грамотно записать текст сочинения, нам необходимо поработать в парах: найти в словах орфограммы и подчеркнуть их зеленой ручкой. (дается 1-2 минуты).
- Если сомневаетесь в словах, записанных самостоятельно, можно орфограммы написать сначала карандашом или поднять руку, я подойду и помогу.
-Давайте проверим. Назовите слова с проверяемыми ударением безударными гласными. Поберите проверочное слово. (полотно - полотна, живописец - живопись, написал- напишет, золотистые - золото, позолота, белоствольные - белый, золотой -золото, позолота, разноцветный - разный, холодная - холод, зеркальная - зеркало, удивительная - диво, красота - красоты).
infourok.ru
Конспект урока развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Золотая осень" (4 класс)
- Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными? (картина, пейзаж, изобразил, жёлтый, восторг).
- Назовите слова с буквосочетаниями? (пейзажист, живописец, погожий, солнечный).
- Какие слова с парными согласными можете назвать? ( лёгкие - лёгок, гибкие - гибок, восторг - восторгаться).
- Назовите слова с разделительным мягким знаком? (вьётся).
- Поднимите руки, кто нашел все прозвучавшие слова с орфограммами? Молодцы, вы очень внимательны.
7. Запись текста.
- Прочитайте 6 пункт нашей Памятки. (Запиши текст сочинения).
- Напомните, сколько частей будет в сочинении? (3 части). Назовите их. Что мы знаем об основной части? ( В ней будет три подчасти).
- Как будете записывать каждую часть? ( С красной строки). Сколько абзацев будет в тексте? ( 5 абзацев).
- Приступайте к записи сочинения.
7. Проверка сочинения.
- Ребята, отложите ручки. Послушаем сочинения ребят.
- Прочитайте свое сочинение. ( 1-2 ученика)
- Получилось ли у ребят описание картины И.И.Левитана? Как определить, что получилось?
( Можно узнать картину по этому описанию, рассказ связный, интересно слушать впечатления от картины).
- Удалось ли выразить свое отношение?
8. Итог урока. Рефлексия.
- Кто сегодня почувствовал себя словесным художником, поднимите руки?
- Что показалось наиболее интересным в вашей работе?
- Какие затруднения вы почувствовали, в чем?
- Как мы готовились к сочинению? (Составляли план сочинения; делились своими чувствами об увиденном; подбирали точные выражения для описания: синонимы, эпитеты, сравнения; составляли предложения, в том числе восклицательные; работали над грамотностью слов).
- Почему мы это делали?
9. Орг. конец урока.
Сочинение.
Перед нами пейзаж И.И.Левитана "Золотая осень". Художник хотел показать в своей работе красоту осенней природы.
Пейзажист изобразил солнечный, теплый осенний день. Он выбрал яркие, сочные золотистые краски. По высокому светло-голубому небу плывут легкие пушистые облака.
На переднем плане мы видим березовую рощу. Тонкие белоствольные деревья стоят в золотистом наряде. Как прекрасны березы в золоте осени!
Словно темно-голубая лента вьется лесная речка. Вода в ней холодная. В зеркале воды отражается небо.
Рассматривая картину И.И.Левитана, я чувствую восторг и радость. Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы. Я думаю, что художник хотел передать в картине восхищение красотой золотой осени.
infourok.ru
Конспект урока развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Золотая осень" (4 класс)
- Какое название вы дали бы этому полотну? ( Осенний день. Осень. Солнечный день осени и т.д.)
- Художник назвал картину "Золотая осень". Как вы думаете, почему? ( Он изобразил красивейший период этого времени года, который называется золотая осень).
3. Постановка цели и задач урока.
- Как вы думаете, для чего сегодня на уроке мы познакомились с картиной И.И.Левитана "Золотая осень"? (Мы будем учиться писать сочинение по картине).
- Вспомните, какой вид работы называется сочинением? ( Это творческая письменная работа, изложение своих мыслей и чувств.)
- Подумайте, кому будет интересно прочитать ваши сочинения? ( Тем, кто не видел эту картину, но хотел бы о ней узнать) Как именно ваши работы смогут помочь представить картину? (Описание поможет представить мысленно, заинтересовать человека, ему захочется увидеть картину.)
- Что будет главной задачей при описании картины в сочинении? (Передать настроение картины так, чтобы захотелось увидеть.)
- К какому типу текста мы отнесем наши сочинения? (Текст-описание). Почему? (Мы будем описывать пейзаж, изображенный на картине. )
- Ребята, а в каких случаях еще описывают картины? Кто из вас был в музее? Чем отличается рассказ экскурсовода о картине? (тем, что слушатели видят картину перед собой).
- Будет ли отличаться такой рассказ-описание, когда зрители могут видеть картину? Чем? (экскурсовод должен так заинтересовать своим рассказом, чтобы зрители были увлечены, чтобы не ушли от картины, не остались равнодушными, чтобы им был интересен рассказ).
- Какие сведения сообщает экскурсовод зрителям? ( Сведения о художнике, о том, когда и как была написана картина).
- Чем отличается речь экскурсовода? (Он использует определенные фразы).
На доске появляются начала предложений (можно также распечатать на отдельных листочках и желающим ученикам их раздать). Прочитайте, как от лица экскурсовода можно начать рассказ о картине:
1. Подойдем ближе...
2. Обратите внимание на....
3.Вглядитесь пристальнее, как....
- Кто из вас хотел бы попробовать составить описание картины от лица экскурсовода, поднимите руки? (раздаю листочки).
- Чему мы будем учиться, работая над сочинением? ( грамотно излагать свои мысли и чувства, составлять связный письменный текст по предложенному плану, раскрывать читателям замысел автора картины).
4. Составление плана работы над сочинением.
- Можем ли мы сразу начать писать сочинение? ( нет). Почему? (Нужно определить, с чего начать)
- Что поможет определить порядок работы над сочинением? ( Памятка). Обратимся к памятке работы над сочинением. (памятки на партах у ребят)
- Прочитайте 1 пункт. (-Определите тему: о чем будет сочинение? ( Об осени, изображенной на картине И.Левитана).
- Прочитайте 2 пункт. (Определи главную мысль текста: с какой целью ты будешь рассказывать об этом.)
- Определите главную мысль текста: для чего мы будем писать сочинение? ( Раскрыть замысел художника, передать свое отношение к картине, поделиться своими чувствами, которые она вызывает).
- Прочитайте 3 пункт. (Составь план сочинения).
- Сколько всего частей будет в тексте сочинения? Назовите их ( Три части: вводная, основная и заключительная) - карточки на доске.
infourok.ru
Конспект урока русского языка в 4 классе Сочинение по картине И.Левитана Золотая осень.
Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень". 4-й класс (по программе 1–4) Цели урока: обучающая – учить писать сочинение по картине, формировать умение систематезировать материал, строить текст в формате описания, предупредить речевые и грамматические ошибки; формировать навыки самоконтроля; воспитывающая – воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке; воспитывать самостоятельность, творческую активность; развивающая – развивать способность внимательного отношения к слову и его употреблению в устной и письменной речи, сознательного использования выразительных средств языка. Оборудование: репродукция картины И.И.Левитана “Золотая осень”, портрет художника, выставка детских рисунков и поделок на тему “Осень золотая” в гости к нам пришла”, музыкальный альбом “Времена года”, П.И.Чайковского. Ход урока 1. Вступительная часть Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. У нас на уроке сегодня гости (представить присутствующих). Читаю строки: Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя, прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса... Как вы думаете, почему с этих строчек начинается наш урок? Правильно, ребята! Именно сейчас в природе господствует Её величество Золотая осень. Именно сейчас мы имеем неповторимую возможность испытать “последнее мгновенье счастья”. И пусть пушкинские строки послужат мостиком к теме нашего урока. Ребята! А где можно увидеть осенние деревья, с чьих веток никогда не облетят листья!? Правильно! Картины природы, леса, луга, реки, написаны художником, называются пейзажистами. Художник разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом. Но надо научиться понимать его особый язык. Существует старое присловье: “Картину нужно не только смотреть, но и видеть”. Поэтому перед нами стоит задача научиться читать картину, осмыслить ее содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. Первое знакомство с картиной: Картину “Золотая осень” написал Иссак Ильич Левитан (1860-1900). Этого художника называют мастером пейзажа состояний и настроений. По большей части Левитан выбирал такие мотивы, когда в природе происходят изменения в её состояния. Художник обостренно чувствовал жизнь природы. Он писал: “Мало написать землю, надо передать чувства в этой земле”. Его любовь к родине, к родной русской природе и определила столь поэтическое ее восприятие. Рассмотрите картину “войдите в неё” попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья. Какое настроение вызывает у вас пейзаж? Что вы чувствуете , глядя на картину? Какое состояние передает художник? Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда? Почему автор дал картине такое красивое название? Ребята, хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему? Подумайте, как автор добился того, чтобы вы смогли почувствовать всё это. (Необходимо учить детей видеть какими изобразительными средствами добился художник, чтобы его идейный замысел картины дошел до зрителя) Что изображено на первом плане? Как вы думаете, молодые это или старые березки? По каким признакам вы догадались? А как вы думаете, почему две березки оказались вдали от своих подруг? Кого? Напоминают вам эти березки? Согласна! Березкам хорошо вместе. А теперь давайте вспомним строки И.Бунина “Листопад”. “Лес, точно терем распprofhelp.net