Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.). В своих картинах левитан не уходил в сказочный мир
Зачет по пунктуации ЕГЭ русский
Административный зачет . Пунктуация.
1 вариант
15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.
2) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.
3) Волк меняет шерсть да не повадки.
4) И.Н.Крамской считал работу над портретом Н.А.Некрасова оконченной и другой замысел уже волновал его творческое воображение.
5) В декабре мороз усилился и сковал реки и озёра.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дружившие с детства (1) они никогда не расставались. Они (2)агрономы, поехали работать в село. Ягоды (3) собранные детьми (4) были вкусны. Дед (5) знал все о далеком времени.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Занимаясь литературным творчеством, В. И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Раны слишком глубоки (1) и (2) даже (3) если удастся их зашить (4) газовую гангрену не остановишь [Вальтер Запашный].
15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным .
2) Вечером отец обычно рассказывал мне и сестре сказки или читал стихи.
3) В памяти Мусоргского запечатлелось множество народных типов и это богатство наблюдений дало драгоценный материал для его оперы «Борис Годунов».
4) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
5) Был ли явью или только приснился мне этот странный человек?
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ветер (1) теплый и ласковый (2) разбудил цветы на лугу. Измученные тяжелой дорогой (3) ребята не могли продолжать путешествие. Возглавлял отряд опытный разведчик (4) Сергей Смирнов.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Брат (1) вероятно (2) будет профессором. Существенное изменение климата (3) возможно (4) в лижайшее время.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Давно уже(1) поспела полевая клубника(2) лакомиться (3)которой нам позволяли(4) вдоволь.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Тяжёлый бархатный занавес поднялся (1) и (2) когда прозвучали первые звуки музыки (3) Воронов внезапно увидел знакомую маленькую фигуру графини (4) которая тоже приехала на премьеру в театр.
15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Речной жемчуг можно найти в реках и в озёрах и в ручьях.
2) Животные пустыни могут длительное время обходиться без воды и питаться колючками и молодыми побегами.
3) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
4) А в водоёме всё вода струится и доныне в ней хранится тончайший привкус древнего вина.
5) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Возглавлял отряд Сергей Смирнов (1) опытный разведчик. Все знали Женю (3) как надежного друга. Высокое небо с облаком (4) похожим на кисть винограда (5) отражалось в воде.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Писатель (1) конечно (2) должен пристально изучать каждого человека, но любить (3) может(4) не каждого.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
За равниной (1) тянется чёрная пашня (2) над которой (3) пестрят не то грачи (4) не то галки.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Рискните поставить одну из них на кон (1) и (2) даже (3) если вы ее проиграете (4) ваш выигрыш будет во много раз более весомый! [Артем Тарасов.
Административный зачет . Пунктуация.
2-вариант
15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Хозяева и гости зааплодировали и дружно запели песню.
2) Дышать стало гораздо легче и голоса под липами звучали по-вечернему отчётливо .
3) В музыке марта журчание ручьёв и барабанная дробь капели визг пилы и стук топора.
4) Русскому языку можно учиться всю жизнь и так до конца и не выучиться.
5) Изменения в научном методе приводят к изменениям в других методах исследования и в содержании знания.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
Остап (1) воодушевлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4) перебороть грохот и стоны Терека.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Хлебопашество сближает человека с природой, привязывает его к земле и (1) следовательно (2) к родине. С одной стороны (3) хлебопашество закаляет характер, а с другой стороны (4) сохраняет здоровье, даёт тихие радости.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Привлекает внимание каменная стенка (1) у подножия (2) которой (3) цветут дельфиниум и шалфей.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.
15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Я никогда не видел ни тёмных тисовых лесов ни Атлантического океана ни тропиков.
2) Здесь молодость бродит крылата и старость не клонит голов.
3) Творчество Шагала стало одной из интереснейших страниц как русской так и европейской живописи.
4) В былинах поётся о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками и о сборе дани с окрестных племён.
5) Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.
Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По словам французского писателя Проспера Мериме (1) русский язык, богатый, живой и звучный, наделён способностью к передаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кроме того (3) гибкостью ударений и разнообразием звукоподражаний.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет.
Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе..
15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Я стал много читать и во мне пробудилась охота к литературе.
2) В глубокой древности первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.
3) Поэту видится алмазный блеск березняка или бархатный блеск пашен или янтарный блеск свечей.
4) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
5) К числу самых древних изображений на стенах пещерах эпохи палеолита относятся как оттиски руки человека так и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.
Ключи
1-вариант
2-вариант
15 -34
16-1234
17-1234
18-1
19-124
15-34
16-123
17-12
18-2
19-1234
15-45
16-145
17-12
18-24
19-124
15—23
16-1 123
17-1234
18-1
19-1345
15-35
16-123 123
17-123
18- 14 2
19-1234
15- 15
16- 14
17-1234
infourok.ru
Подготовка к ЕГЭ. Задание 15 (10 заданий с ответами)
Отработка задания 15. Подготовка к ЕГЭ.
1. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.3) Ночью ветер злится да стучит в окно.
4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
5) На улице жарко и даже в доме ничего не хочется делать.
2. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.3) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
5) Маленький Людвиг имел красивый голос и отличный слух и в шесть лет его отдали в школу при соборе Святого Ромбаута.
3. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Прямо против окна на противоположной стороне высился красивый барский дом.2) Мать крикнула на него замахнулась но не ударила.3) Андрей Николаевич снял с подоконника горшок с засохшей геранью и стал смотреть на улицу.
4) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.5) Всем своим нескладным нутром он ощущал не то жалость не то совесть.
4. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
1) Из-за разорванных туч выглянуло на миг солнце и скупым желтым светом озарило мокрую и печальную улицу.2) Оля положила руку и тотчас отдернула ее.
3) Среди сибирских рек есть большие и малые спокойные и буйные.4) Покоя нет ни ясным днем ни поздней ночью.5) Там уже прохаживались медленно взад и вперед две дамы.
5. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
1) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.2) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.3) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.4) Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.
5) Светало и первые петушиные крики все уверенней и звонче раздавались в разных местах деревни.
6. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.3) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.4) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
5) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно.
7. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
1) Он подложил в костер сухой травы и раздул пламя.
2) Он или забавлял нас рассказами или играл снами или пел.
3) Снегири вылетели из лесной чащи и появились и в садах и в огородах.
4) Но эти убогие жилища озарены в нашем представлении светом молодости и таланта и кажутся нам великолепнее самых красивых и величественных дворцовых зал.
5) Художники ботаники или просто любители природы нашли бы в тайге неистощимые материалы для наблюдений
8 Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
1) С годами мои стихи делались менее нарядными и из них постепенно выветривалась экзотика.
2) Все спало кругом и в безмолвии ночи гулко и одиноко раздавались мои шаги по кремневой дороге.
3) Липы кончились и я прошел мимо белого дома с мезонином и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней.
4) С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актеры и художники.
5) Ни ветерка ни облака не было на небе.
9. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
1) Ночь то распахивалась стремительным белым огнем то сжималась в непроглядную тьму.
2) Я незаметно ушел и долго старался не думать ни об Анфисе ни о мальчике.
3) Многое в нашей жизни можно было наполнить лирическим и героическим звучанием и выразить живописно и точно.
4) Красивые ровные зубы что крупные перлы у ней.
5) В саду росли пахучие белоснежные лилии и яркие алые розы и скромные бархатцы.
10. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
1) Сказка нужна не только детям но и взрослым.
2) Иногда старые и молодые лоси близко подходят к людным селениям и шумным городам и бродят по городским паркам.
3) Дачники или лениво прогуливаются по аллеям или сидят в тени деревьев.
4) В лесу только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то прожитые годы.
5) Стало сыро и холодно и в душу закралось необыкновенно противное ощущение полного одиночества.
Ответы.
2, 5
4, 5
4, 5
3, 4
1, 5
4, 5
3, 5
2, 5
1, 2
1, 5
infourok.ru
ЗАДАНИЕ 15. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. ЗАДАНИЕ 15. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИФормулировка задания: расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах. В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину. Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворенности. Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи. Горел яркий костёр и дорогу заносило дымом. Ответ:____ Вероятно, Ваш ответ № 1 и 5? Вы правы! Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:В этом задании проверяются знания учащимися трёх пунктограмм: Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И. Пунктуация в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом. Пунктуация в простом предложении с однородными членами.1. Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, запятая не ставится. Я был ошеломлён глубиной и разнообразием жизни. Запятая не ставится Примеры 1) Между однородными членами, соединенными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО. [О и О]. [О да О]. [О или О]. [О либо О]. Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. Сегодня либо завтра отправлю письмо. Приеду завтра или сегодня. 2) В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ, НИ ТО НИ СЁ, НИ ШАТКО НИ ВАЛКО, И ТУДА И СЮДА, И ТАК И СЯК, НИ СЕБЕ НИ ЛЮДЯМ, НИ ЖИВ НИ МЁРТВ и др. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Иван Никифорович был ни жив ни мертв. 3) Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка). Пойду посмотрю расписание занятий. Взял да и сделал наоборот. 2. Между однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И - И, запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемыми при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд: Горный поток и шумел. и пенился. и бился о скалы. [и О, и О, и О]. 3. Но! Запятая ставится и перед первым повторяющимся союзом И, если однородный ряд был уже начат перед первым союзом И: Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. [О, и О, и О]. 4. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ - НИ, И - И, ИЛИ - ИЛИ, ЛИБО - ЛИБО, ТО - ТО, НЕ ТО - НЕ ТО, ТО ЛИ - ТО ЛИ, ставится запятая, но не перед первым союзом.Перед первым повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами, используемыми при перечислении: [ни О, ни О, ни О]. [и О, и О, и О]. [или О, или О, или О]. [либо О, либо О, либо О]. [ то О, то О, то О ]. [ не то О, не то О, не то О ]. [ то ли О, то ли О, то ли О ]. Пример: Либо сегодня, либо завтра. либо послезавтра приеду к тебе в гости. Не то мама, не то папа, не то бабушка забыли выключить свет в коридоре. 5. Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат без этого союза. Пример: Сегодня. либо завтра, либо послезавтра приеду к тебе в гости. Мама, не то папа, не то бабушка забыли выключschoolfiles.net
Задание 15 | Школьные файлы SchoolFiles.net
Задание 15 Вариант 2 Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. 1) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину. 2) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости. 3) Волк меняет шерсть да не повадки. 4) И.Н.Крамской считал работу над портретом Н.А.Некрасова оконченной и другой замысел уже волновал его творческое воображение. 5) В декабре мороз усилился и сковал реки и озёра. 2. 1) Я стал много читать и во мне пробудилась охота к литературе. 2) В глубокой древности первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. 3) Поэту видится алмазный блеск березняка или бархатный блеск пашен или янтарный блеск свечей. 4) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному. 5) К числу самых древних изображений на стенах пещерах эпохи палеолита относятся как оттиски руки человека так и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий. 3. 1) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным .2) Вечером отец обычно рассказывал мне и сестре сказки или читал стихи. 3) В памяти Мусоргского запечатлелось множество народных типов и это богатство наблюдений дало драгоценный материал для его оперы «Борис Годунов». 4) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал. 5) Был ли явью или только приснился мне этот странный человек? 4. 1) Хозяева и гости зааплодировали и дружно запели песню. 2) Дышать стало гораздо легче и голоса под липами звучали по-вечернему отчётливо .3) В музыке марта журчание ручьёв и барабанная дробь капели визг пилы и стук топора. 4) Русскому языку можно учиться всю жизнь и так до конца и не выучиться. 5) Изменения в научном методе приводят к изменениям в других методах исследования и в содержании знания. 5. 1) Я никогда не видел ни тёмных тисовых лесов ни Атлантического океана ни тропиков. 2) Здесь молодость бродит крылата и старость не клонит голов. 3) Творчество Шагала стало одной из интереснейших страниц как русской так и европейской живописи. 4) В былинах поётся о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками и о сборе дани с окрестных племён. 5) Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным. 6. 1) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни не могли изменить настроение гостя. 2) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку. 3) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти сходства и различия. 4) Тихо в лесу и синева повисла между ещё зелеными деревьями. 5) Здесь когда-то была тайга и шумели ветвистые деревья. 7. 1) Речной жемчуг можно найти в реках и вschoolfiles.net
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.
2) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир и древнерусскую старину.
3) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.
4) Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.
23.Укажите предложение с однородными дополнениями:
1) В каждой русской семье хранились рукописные медицинские книги.
2) Семья – это место , куда мы несём свои надежды и удачи, огорчения и потребности во внимании и чуткости.
3) А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.
4) Доброта и любовь к родственникам становится обязательным условием , если не любви, то хотя бы уважительного отношения к родственникам некровным.
24.Укажите ряд, в котором все существительные мужского рода:
1) вермишель, гавань, бандероль
2) пенал, гараж, радио
3) роспись, эмаль, хрусталь
4) кофе, тюль, янтарь
25.Какая из перечисленных синтаксических характеристик является неверной для предложения:
Уверенность умножает радости жизни и делает удовольствие ещё большим?
1)невосклицательное;
2) повествовательное;
3) сложное предложение;
4) простое предложение с однородными сказуемыми.
В каком предложении есть обособленные члены предложения (знаки препинания не расставлены)?
1) Спустя годы его подлинным концертным залом стал весь мир.
2) Ученики и последователи рано умершего Коула (художника) писали панорамы горных ущелий и бурные водопады.
3) Яркие глубокие и чистые краски в сочетании с позолотой белизной фарфора и блеском глазури создают великолепный декоративный эффект.
4) Работ выполненных народными умельцами становится всё больше и больше.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой(3) весьма изящна.
1)1 2)2 3)3 4)2,3
Укажите, в каком предложении не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?
1) Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным пониманием.
2) Он настоящий учёный
3) Семью семь сорок девать
4)Порядок одобрительно сказал Давыдов и вошёл в полутёмные сени.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.
3)Он помогает их переводить, ему доверили важное и опасное дело, ни одна контролёрша не посмеет подойти и просить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.
4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
Задания в тестовой форме для проведения административного контроля
по дисциплине ОДб.01 Русский язык. Специальность 060501 Сестринское дело
Курс 1 Семестр 2
Вариант № 4
Инструкция
Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных. В качестве правильного ответа запишите его номер
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЧАСТЛИВ 8 звуков.
2) В слове СТАТЬЮ количество звуков и букв совпадает.
3) В слове ШЁЛ гласный звук – { о }.
4) В слове СЕРДЦУ согласный звук { д }не произносится
2) Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:
«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».
1)олицетворение 3) антонимы
2) фразеологизмы 4) сравнительный оборот
Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
1) хотим 2) минуты 3) подоконник 4) выпрямился
В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными –С?
1) сдерживая 2) измучивала 3) беспомощный 4) всхлипнула
В каком слове правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованным при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н-, пишется –НН-?
1) приглушенных 2) подоконник 3) длинных 4) удивлённо
В каком слове верно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
1) прИняли
2) пОртфель
3) звОнит
4) цЕмент
7.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Он с ДЕЛОВИТЫМ видом обстоятельно отвечал на вопросы.
2) Сегодня холодно, так что я ОДЕНУ тёплую куртку.
3) На многих купюрах можно увидеть ВОДЯНЫЕ знаки.
4)Почва здесь КАМЕНИСТАЯ, поэтому никакие зерновые культуры не выращивают
8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) чистейший снег 3) устные выговора
2) две тысячи пятым годом 4) талантливых песен
Укажите, какое слово стоит из приставки, корня , двух суффиксов, окончания?
1) составитель
2)приготовление
3) образцовый
4)помедленнее
Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
1) беленький
2) заречье
3) дружище
4) рановато
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая растения средней полосы,
1) у меня появился интерес к этой проблеме
2) некоторые из них используются для озеленения участков
3) они были собраны в гербарий
4) обратите внимание на их отличие от растений других зон
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Проблема поэтического языка А.Платонова настолько сложна, что она всё ещё ждёт исследователя, способного вскрыть глубинные языковые основания неповторимого стиля писателя.
2) В некоторых микрорайонах принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.
3) А.П.Чехов писал, что в человеке всё должно быть прекрасно.
4) Многие, кто любит читать книги, собирают домашние библиотеки, сообразуясь со своим интересами.
12. Прочитайте текст:
1) … (2) Он не сводится к столкновению двух несовместимых убеждений. (3) Протекая всегда в определённом контексте, он затрагивает такие черты характера человека, как достоинство, самолюбие, гордость. (4) Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. (5) Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём-либо ином, но не менее важном. (6)… побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет.
Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1Широкое распространение получили разнообразные некорректные приёмы достижения победы в споре.
2) Не следует прибегать к дискуссии без особой необходимости.
3) Спор – сложное явление.
4) Неотъемлемая черта науки – критицизм, без которого развитие научного знания невозможно.
13.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В пейзажных работах Сальвадора Дали использова(1)ы различные приёмы, что заметно в ряде тонко написа(2)ых акварелей, сдела(3)ых одной краской –сепией.
1)1 2) 1, 2 3) 3 4) 1,2,3
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)кр_пыш, обл_скать, од_брительный
2 объ_снение) выгл_деть, к_снуться
3) предл_гать, пр_тензия, обр_млённый
4) р_мантичный, орг_низовать, р_форма
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)нед_верчивый,п_дорожник, нен_глядный
2) пр_мета, пр_красный, пр_стройка
3) и_брать, и_желта –красный, бе_вестный
4) вы_грать, от_мённое (прилагательное), раз_грать
infopedia.su
Подготовка к ЕГЭ. Задание 15 (10 заданий с ответами)
Отработка задания 15. Подготовка к ЕГЭ. 1. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены) 1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.3) Ночью ветер злится да стучит в окно. 4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться. 5) На улице жарко и даже в доме ничего не хочется делать. 2. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены) 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.3) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 5) Маленький Людвиг имел красивый голос и отличный слух и в шесть лет его отдали в школу при соборе Святого Ромбаута. 3. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. 1) Прямо против окна на противоположной стороне высился красивый барский дом.2) Мать крикнула на него замахнулась но не ударила.3) Андрей Николаевич снял с подоконника горшок с засохшей геранью и стал смотреть на улицу. 4) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.5) Всем своим нескладным нутром он ощущал не то жалость не то совесть. 4. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены) 1) Из-за разорванных туч выглянуло на миг солнце и скупым желтым светом озарило мокрую и печальную улицу.2) Оля положила руку и тотчас отдернула ее. 3) Среди сибирских рек есть большие и малые спокойные и буйные.4) Покоя нет ни ясным днем ни поздней ночью.5) Там уже прохаживались медленно взад и вперед две дамы. 5. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены) 1) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.2) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.3) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.4) Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи. 5) Светало и первые петушиные крики все уверенней и звонче раздавались в разных местах деревни. 6. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены) 1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.3) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.4) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике. 5) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно. 7. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены) 1) Он подложил в костер сухой травы и раздул пламя. 2) Он или забавлял нас рассказами или играл снами или пел. 3) Снегири вылетели из лесной чащи и появились и в садах и в огородах. 4) Но эти убогие жилища озарены в нашем представлении светом молодости и таланта и кажутся нам великолепнее самых красивых и величественных дворцовых зал. 5) Художники ботаники или просто любители природы нашли бы в тайге неистощимыweburok.com
Знаки препинания в предложениях с однородными членами (Упражнения и тест)
Упражнение 1.
Составьте и запишите по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами.
1. [Ни О, ни О, ни О].2. [О или О].3. [О, О и О].4. [О, а О].5. [Не столько О, сколько О].6. [О, О, О].
Упражнение 2.
Перепишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Объясните их постановку.
1. Туман расходился но еще закрывал вершины леса (Л. Толстой). 2. Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна (Аксаков). 3. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и даже не из васильков но из солнечных одуванчиков (Солоухин). 4. Письмо было написано крупным нервным тонким почерком (Куприн). 5. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Белинский). 6. С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актеры и художники (Паустовский). 7. Для Л. Н. Толстого характерно стремление вместить в предложение все богатство, всю сложность, все оттенки мысли или переживания дать мысль в ее динамике (Солганик).
Упражнение 3.
Расставьте пропущенные знаки препинания.
1) Встретив Алешу пес стал кружит(?)ся вокруг него вст..вал на задние лапы, а передними уп..рался в дубленку. (Ю. Яковлев.) 2) Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь (К. Паустовский) 3) Сюда залетал ветерок не то с гор не то с моря. (С. Бабаевский.) 4) И в бою в непогоду среди самых злых забот ленинградская порода (н..)когда (не) пропадет. (Н. Тихонов.) 5) (В)друг колокольчик над снежн..й длиной то зазв..нит то опять пропадет. (Н. Букин.)
Упражнение 4.
Спишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены, выраженные разными частями речи, и укажите, какой частью речи они выражены.
1) Костер пылал. Он горел щедро дымно в полную силу. (Ю. Яковлев.) 2) Стены в классах заново побелили и были они такие чистенькие без единого пятнышка просто любо посмотреть. (Н. Носов.) 3) В окружаю..й осен(н, нн)..й природе было уныло и грус(?)но в этот час. (А. Платонов.) 4) (В)первые после отьезда из Феодосии мы огл..делись и увид..ли Восточный Крым Он был пустын..н и бл..стел от (не) давних дождей. (К. Паустовский.) 5) Сухо чисто светло от листьев в лесу. (В. Солоухин.)
Упражнение 5.
Спишите, графически объясните знаки препинания в предложениях, в которых встречаются все известные случаи постановки запятых.
1) День был осенний, серый, но тихий, теплый. (И. Тургенев.) 2) Из-за крыш ближней деревни медленно показывалась огромная красная луна. (А. Куприн.) 3) Со стороны деревни послышался торопливый топот бойких овечьих ног. (Д. Мамин-Сибиряк.) 4) На девственном снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый, извилистый, нечеткий след, какой оставляет раненый зверь. (Б. Полевой.) 5) Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его. Твердый, немигающий взгляд несколько смугил Павку. Серый пиджак, застегнугый сверху донизу, на широкой, крепкой спине был сильно нагянут. (Н. Островский.)
Упражнение 6.
Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.
Подчеркните определения, укажите, какие из них однородные и неоднородные, чем они выражены (разряд прилагательных).
1) Всюду между деревьев мелькали белые красные синие рубахи. (И. Тургенев.) 2) Всю реку запрудил мелкий сплошной пропитанный водой лед. (И. Тургенев.) 3) Я повернул в длинную липовую аллею. (А. Чехов.) 4) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью. (А. Чехов.) 5) Был лунный ясный вечер. (А. Чехов.) 6) Направо была сплошная беспросветная тьма. (А. Чехов.) 7) Стал накрапывать мелкий редкий дождь. 8) Кругом была та же мрачная строгая дикая природа. (Л. Толстой.) 9) Вперял он неподвижный взор на отдаленные громады седых румямых синих гор. (А. Пушкин.) 10) Потребность в новой лучшей жизни невыносимо больно защемила сердце. (А. Чехов.) 11) Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого березового листа. (Л. Толстой.)
Упражнение 7.
Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания.
1) Снег, укрывший и лес, и травы, и кустарники в сверкающую белизною горностаевую мантию, напугал тетерева. (Е. Пермитин.) 2) Свою избенку Трифон отделал первой: починил крыльцо, навесил новую дверь, перебрал в сенях пол. (А. Андреев.) 3) Грохот воды, рев перекатов, стремительный бег и нескончаемое эхо у скал — такое осталось впечатление от этой реки. (К. Федин.) 4) От Балтики до Тихого океана, от Ледовитого океана до Памира — всюду слышен этот мирный, но исполненный сдержанной и тяжкой силы гул. (М. Шолохов.) 5) Но теперь, в начале марта, все: и овраг, и лес, и поляна — было укрыто глубоким снегом. (Г. Скребицкий.)
Упражнение 8.
Спишите сначала предложения, в которых запятая между однородными членами не ставится, а затем предложения, в которых запятая между однородными членами ставится.
1) День был совершенно ясный, тихий, жаркий. (Л. Толстой.) 2) Невелика птичка, зато поет хорошо. (Пословица.) 3) Малинин встретил взгляд Синцова и тоже несколько секунд молча смотрел ему в глаза (К. Симонов.) 4) У зазнайки Егорки похвалы да отговорки. (Пословица.) 5) Не только штык, но и колос врага колет. (Пословица.) 6) Как летом так и зимой для наблюдательного человека в тайге много интересного. (Е. Пермитин.) 7) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом. (И. Тургенев.) 8) Лизонька поднялась сегодня ни свет ни заря. 9) Ветер резал лицо, и не то снег, не то дождь, не то крупа изредка принималась стегать по лицу. (Л. Толстой.)
Подчеркните однородные члены предложения.
Упражнение 9.
1) Составьте предложения с однородными членами, соединенными составными союзами не только, но и; как, так и; хотя и, но; не столько, сколько; если не, то; если, то.2) Составьте предложения с повторяющимися союзами то — то; не то — не то; и — и — и ; ни — ни.3) Составьте предложения с устойчивыми сочетаниями и день и ночь ; ни да ни нет; ни два ни полтора; и смех и грех; свет ни заря; ни рыба ни мясо.
Упражнение 10.
Запишите текст. Найдите однородные члены и способ их связи между собой. Укажите, какую роль играет повторение союзов и других слов перед однородными членами в данном тексте.
Как сложится судьба этих ребятишек? Вырастуг и улетят на Большую землю выучатся и, может быть, будут жить и работать где-нибудь на Волге, на Украине, на благословенном юге. И пройдет много-много лет. И уже забываться станет и эта бухта, и северное сияние над ней. Но вдруг ни с того ни с сего затоскует сердце, четко станут перед глазами вот эти дали, вот это мохнатое полуночное солнце над океаном, и так потянет сюда, так захочется по бывать здесь! И льды, хоть на час, хоть на миг, покажутся роднее, дороже вишневого сада и ласкового солнышка.
Упражнение 11.
Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.
СКВОРЕЦ
Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа. (К Паустовский.)
Упражнение 12.
Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.
1) В эту минуту человек оглянулся и сразу будто уткнулся в неотрывный пристальный взгляд Достоевского.2) Но все эти запахи забивал сквозной всюду проникающий запах сена.3) Гончаров как будто набрасывал свои картины густыми сочными красками...4) В один из теплых осенних дней Достоевский отправился в Академию художеств на ежегодную выставку.5) И бедного мальчика в стареньком шёлковом галстучке вы встретили здесь...
Тест по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
1. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?
1) Из комнаты послышался звонкий__детский смех.2) Уже проснулись растения__и птицы, и насекомые.3) Вечерами он__или рассказывал нам сказки, или играл с нами.4) В темные окна стучали крупные__дождевые капли.
2. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?
1) Он не только отвечал на вопросы Наташи__но и говорил сам.2) И пахло лавандой__и прошлым.3) Каждый звук гулко раздается в весеннем__сыром и свежем лесу.4) Над рекой плыл__либо туман, либо дым от костров.
3. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) На вершину холма вела узкая__обдуваемая ветром тропинка.2) Холодное, серое небо__и ветер, и невольная печаль севера сковывали душу.3) Я давно послал ему письмо, но от него ни ответа__ни привета.4) Колесо чугунное вертится__и гудит, и ветром обдает.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.3) Ночью ветер злится да стучит в окно.4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.3) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
6. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Прямо против окна на противоположной стороне высился красивый барский дом.2) Мать крикнула на него замахнулась но не ударила.3) Андрей Николаевич снял с подоконника горшок с засохшей геранью и стал смотреть на улицу.4) Всем своим нескладным нутром он ощущал не то жалость не то совесть.
7. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Из-за разорванных туч выглянуло на миг солнце и скупым желтым светом озарило мокрую и печальную улицу.2) Оля положила руку и тотчас отдернула ее.3) Покоя нет ни ясным днем ни поздней ночью.4) Там уже прохаживались медленно и взад и вперед две дамы.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.2) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.3) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.4) Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.
9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.3) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.4) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) И зимой, и весной, и летом, и осенью хорошо в этих местах.2) Мы увидели Кремль и Старый Арбат, и дворы Замоскворечья.3) Он смел, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив.4) То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев.
Ответы:
videotutor-rusyaz.ru