Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода». Сочинение по картине и левитана весна большая вода
Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода» » Готовые Домашние Задания
Знаменитый русский пейзажист И.И.Левитан обращался к разным проявлениям родной природы. Картина «Весна. Большая вода» описывает традиционное весеннее половодье. Но гениальное мастерство художника позволяет в этом обыденном, и в тоже время трагичном для человека явлении природы увидеть красоту, величие, мощь водной стихии, которыми невозможно не восхищаться.
Погожий весенний день в самом разгаре. Долгожданным теплом весны пронизана вся картина, несмотря на то, что большую ее часть занимает вода. Разлив реки показан во всей своей силе и великолепии. Вода захватила в свою власть все, что захотела: и заливные луга, на которых летом потом вырастет высокая, сочная трава, и деревья, покореженные половодьями, и даже строения, которые она уносит вдаль своим течением.
Но весь трагизм наводнения скрашивается тихой радостью от пробуждения природы. Это пробуждение подчеркнуто цветовой палитрой картины: в ней практически нет темных красок, за исключением теней от деревьев и от борта лодки, стоящей на переднем плане. На полотне преобладает голубой, белый, желтый и зеленый цвет.
Голубой цвет – это основной оттенок воды, который разбавлен цветами отражающихся в ней деревьев. Белый цвет принадлежит березкам, которые особенно тщательно и любовно выписаны художником, и легким светлым облачкам, плывущим по небу. Желтый цвет – это земля, пробуждающаяся от зимней спячки, листва и трава, обнажившиеся на ней после таяния снега, стволы деревьев, подсвеченные лучами солнца. Зеленый цвет – это цвет весны, пробуждающейся природы, набухающих на деревьях почек.
Среди березовой рощи резко выделяются ель и старая осина. Светло-коричневый ствол осины выглядит мощно по сравнению с тонкими стволами березок, но сухая, покореженная кора говорит о том, что это – старое дерево, и, может быть, осина встречает уже свою последнюю весну. Зато елочка своим ярко-зеленым одеянием добавляет оптимизма всей приподнятой атмосфере картины.
Всем пейзажам И.И.Левитана свойственен намек на присутствие человека. Картина «Весна. Большая вода» не стала исключением. Лодка-челнок у левого берега говорит о том, что кто-то сюда недавно приплыл на ней. Вдали маленькая речка впадает в большую реку, виден высокий, не залитый водой правый берег, а на нем — деревенские избы и сараи.
Художнику удалось в этой картине воплотить не только пейзаж половодья — ему удалось передать праздничное ощущение весны, ее цвета и запахи.
Подобные записи
vip-gdz.ru
Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
скачать Урок русского языкас использованием ИКТ.
Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
Цели: показать детям картины пробуждающейся природы, радость весеннего дня, создаваемые словами, звуками и красками; воспитывать любовь к родной природе, учить детей понимать прекрасное; способствовать развитию у школьников творческой активности, умения правильно и последовательно излагать свои мысли.
Оборудование. Репродукция картины И.И.Левитана на экране. Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник». Медиапроектор. Ход урока:
I.Организационный момент.
-Посмотрите за окно. Какая хорошая сегодня погода! И у нас тоже хорошее настроение. Наступила весна. Улыбнулись друг другу. Сели. II.Сообщение темы урока.
Учитель-Русская природа…эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины.
Стройные сосновые леса и светлые, веселые березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные поля. Великие реки, свободно и могуче несущие воды, и едва заметные ручейки, пробивающиеся сквозь заросли ивняка. Торжественная, сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Невозможно представить себе и безразличие к ней со стороны искусства: о природе поется в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины.
Сегодня мы с вами познакомимся с художественным произведением, изображающим природу. III. Проверка домашнего задания.
Учитель Восстановите четверостишие .
На слайде 1:
Какое лучшее время для года? Ну, конечно же, … Радость видеть, что природа Пробуждается от … |
На слайде 2:
Какое лучшее время для года? Ну конечно же, весна Радость видеть, что природа Пробуждается от сна. |
Учитель Какую картину вы себе представили?
Почему именно весна вызывает чувство радости, бодрости?
Дети. В природе все просыпается, оживает. Учитель Кто может это подтвердить стихотворными строками?Дети зачитывают стихи и четверостишия о весне, подготовленные дома. Некоторые фрагменты записываю на доске. В дальнейшем они могут быть эпиграфами.
Стихотворения на слайдах.
- Еще природа не проснулась,
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.
(Ф.И.Тютчев)
- Полюбуйся, весна наступает,
(И.С.Никитин)
- Весна, весна кругом живет и дышит,
(М.И.Исаковский)
- Солнышко с неба ясней
Влажным теплом подувает
Ветер с раздольных полей…
(А.С.Дрожжин)
- Распустились почки, лес зашевелился,
(А.С.Дрожжин)
- Весна, весна! Как воздух чист!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака!
(Е.А.Баратынский)
- Синея, блещут небеса.
Как будто пухом зеленеют.
(А.С.Пушкин) IV. Подготовительная беседа.
Учитель Весна – красивое время года. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский написал цикл произведений «Времена года». Давайте сейчас послушаем одну из пьес Чайковского о том времени года, которое особенно любимо всеми.
Прослушав, дайте словесное описание картины природы, которую вы себе представили.
Учитель Назовите главные приметы весны
Дети Ласковое теплое солнце, свежий воздух…. V. Работа по картине.
Учитель Вы уже знаете, что природу можно изобразить не только словами, музыкальными звуками, но и красками. Сегодня мы будем внимательно рассматривать картину замечательного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».
Фото Левитана на слайде.
Учитель -Левитан – прекрасный знаток природы. Он был лучшим учеником Алексея Кондратьевича Саврасова, написавшего картину «Грачи прилетели», с которой вы уже знакомы.
Картина Левитана – это лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях, о грациозных березках, купающихся в затопивших все вешних водах, о весне света и воды.
Учитель Какие признаки говорят о том, что это весна ?
Дети Светит солнышко, тает снег, кругом много воды и света.
Учитель Какой месяц весны на ней изображен?
Дети Апрель.
Учитель Как вы догадались, что это апрель?
Дети В апреле тает лед на реках, кругом разливается вода.
Учитель Объясните поговорку: « Март – свет, апрель – вода, май – цветы».
Дети В марте увеличивается день, становится светлее. Апрель – месяц воды, когда начинается разлив рек. Из берегов выходят на раздолье лугов весенние воды. В мае начинают распускаться цветы.
Учитель Какое время суток изображено на картине?
Дети Полдень.
Учитель Как Левитан показал это?
Дети Мы видим четкие темные, синие тени на песке.
Учитель Почему именно полдень ?
Дети В это время дня лучше всего заметны все приматы весны.
Учитель Почему художник назвал свою картину « Весна. Большая вода»?
Дети Половодье – это большая вода.
Учитель Как бы вы могли назвать картину?
Дети «Половодье». «Лес весной».
Учитель Каково сочетание красок на кар тине?
Дети Краски нежные, прозрачно-золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.
Учитель Какое настроение они создают у зрителя?
Дети Они точно передают радостное, веселое настроение.
Учитель Пейзаж Левитана наполнен светом, теплом и радостью. Это настроение создается художником путем применения голубовато-желтых тонов.
По каким признакам на картине можно судить о пробуждении весенней природы?
Дети Изображены теплое ласковое солнце, свежий прозрачный чистый воздух, голубое небо.
И лес, и поле, и речка, и человек – все чувствуют чистый весенний воздух и ласковое тепло солнца.
Учитель Какой изображена природа?
Дети Спокойной, тихой, величавой. VI. Физкультминутка.
Встали. Вытянули руки. Мы – березки. Подул ветер.
Закрыли глаза. Представили себе яркое голубое небо. Вот оно стало розоветь от заходящего солнца. Теперь оно стало фиолетовым. VII. Работа по картине.
(продолжение)
Учитель Всмотритесь в картину. Какие предметы художник изобразил на ней?
Дети Воду, рощу, деревья, лодку, небо, воздух, дома, лес, берег.
Учитель Почему вода занимает большую часть картины?
Дети Снег растаял, вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, дома.
Учитель Какая вода в реке?
Дети Чистая, прозрачная, сине-голубая, холодная, обильная, тихая, спокойная, светлая, большая, отстоявшаяся.
Учитель С чем ее можно сравнить?
Дети В ней отражаются деревья и кусты.
Учитель Если нижнюю часть картины занимает вода, то что занимает верхнюю?
Небо. Какое оно?
Дети Бледное голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, бездонное.
Учитель С чем можно сравнить плывущие по небу облака?
Дети С белыми барашками, с легкими корабликами, чс белыми крыльями, со льдинками.
Учитель Такие облака называются кучевыми. Почему же на картине преобладают желтый и голубой цвета?
Дети Художник хочет показать тепло солнечных дней и ясное голубое небо.
Учитель Какой стоит день?
Солнечный, яркий, тихий, теплый, лучезарный, дивный.
Учитель Всю середину картины занимают деревья, которые расположены группами. Что изображено справа?
Дети Березовая роща.
Учитель Как выглядит роща?
Дети Вода затопила березовая роща, не одетую листвой. Она просматривается насквозь.
Тоненькие веточки на березках покраснели и кажутся красивыми кружевами, зеленая дымка только еще будет окутывать деревья и лес.
Учитель Какие еще деревья растут в роще?
Дети Старая осина и елочка.
Учитель Как они выглядят?
Дети Зеленая стройная елочка и старая осина с обнаженным стволом и с похожими на корявые старческие пальцы сучьями. Рядом изящные, тонкие, стройные березки.
Учитель К каждому дереву подберите эпитеты.
Дети Березки белоствольные, тонкие, стройные, изящные, нежные, легкие, застенчивые, робкие. Воздушные. Осина старая, корявая. Елочка стройная зеленая.
Учитель Что изображено на картине слева?
Дети Узкой дугообразной полосой изображена рыжая земля, прогретая солнцем.
На подсушенной земле видны темно-фиолетовые тени. К песчаному берегу причалена лодка-долбленка. Это челнок, сделанная из осины. Группа молодых березок.
Учитель Картина полна трепетного дыхания жизни. Людей на ней нет.
Но какие детали внес художник для того, чтобы мы почувствовали, что где-то здесь близко, незримо присутствует человек?
Дети У берега стоит легкая лодочка, домики, сараи.
Учитель Какая это лодка?
Дети Легкая, непрочная, как скорлупка, ненадежная.
Учитель Что изображено на заднем плане картины?
Дети Прибрежные деревушки, лес в воде.
Учитель Проснулся ли лес?
Дети Еще нет. Природа еще погружена в тишину, но скоро лес проснется.
Учитель Скажите, какое изображение: справа, слева, сзади или на переднем плане – больше указывает на весну?
Дети Предметы, изображенные на переднем плане и слева, помогают понять и почувствовать весеннее настроение художника.
Учитель Как вы думаете, удалась ли картина художнику?
Дети Да.
Учитель Почему?
Дети Художник любуются весной, передает свое нестроение. Мы чувствуем, как дорога его сердцу родная природа.
Учитель В чем выразилась любовь художника к родной природе?
Дети Она выразилась в его рассказе о приходе весны в родную сторону.
Он учит видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.
Учитель О чем мы должны постоянно помнить, попадая на лоно природы, любуясь ее красотой?
Дети О бережном отношении к природе, об охране ее богатств.
Учитель Подумайте, какие действия, свойственные живым существам, приписываются явлениям природы? Олицетворения.
Дети Лучи солнца играют, скользят, улыбаются. Деревья смотрят в воду, набираются сил, живут, дышат. Тени от деревьев ползут, тянутся, ложатся. В процессе разбора на доске появляются слова и словосочетания, которые дети могут использовать при написании сочинения.
Вдаль, в отстоявшейся воде, колеблющиеся отражения, почти, лишь, недавно, прикосновение, песчаный, изгибающийся, застенчиво-робкие, насквозь, голубизна, бездонное, темно-синие, фиолетовые, лодка-челнок, с обнаженным стволом, обволакивает пеленой, подсушенную, студеная, синевато-лиловая роща, оставленная хозяином, преобладают, чувствуются, искрящимися лучами, озарено, лучезарный, изящные, утлая, долбленка, ненадежная, непрочная.
VIII. Составление плана сочинения.Учитель О чем расскажем в начале сочинения?
Дети О приходе весны.
Учитель О чем будем говорить далее?
Дети О том, как разлилась вода.
Учитель Что опишем дальше?
Дети Небо, солнце, воздух, деревья.
Учитель В заключении вы будете говорить о своем отношении к картине. Какое настроение я испытываю, любуясь этой картиной? Что я чувствую, рассматривая картину?
Дети Испытываю радость.
Картина передает настроение художника.
Мы чувствуем, как дорога его сердцу родная природа.
Учитель Что оживляет пейзаж, и без чего он казался бы скучным и сиротливым?
Дети Лодочка, домишки.
Учитель В чем выразилась любовь художника к родной при роде?
Дети Художник сумел увидеть то, мимо чего мы проходим, не замечая. На слайде:
План.
- Приход весны.
- Река разлилась. (Большая вода. Половодье. Обильная вода. Весенний разлив.)
- Весна в разгаре. (Небо, солнце, воздух, деревья)
- Настроение, вызванное картиной. (Мое отношение к картине)
IX. Устное составление рассказа.
Учитель Попробуйте в парах описать картину устно.
Два-три ученика рассказывают вслух.
Учитель Не забудьте подобрать эпиграф X. Написание сочинения.
Какое лучшее время для года? Ну, конечно же, __________ Радость видеть, что природа Пробуждается от _______ !
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.
(Ф.И.Тютчев) Полюбуйся, весна наступает,
В ярком золоте день утопает.
(И.С.Никитин) Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
(М.И.Исаковский) Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает;
Влажным теплом подувает
Ветер с раздольных полей…
(А.С.Дрожжин) Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака!
(Е.А.Баратынский)
План.
- Приход весны.
- Река разлилась.
- Весна в разгаре.
- Настроение, вызванное картиной.
nenuda.ru
Сочинение: описание картины Левитана “Весна. Большая вода”
Сочинение: описание картины Левитана "Весна. Большая вода"
Описание темы: Описание картины Левитана «Весна. Большая вода», весна в русской деревне, половодье.
Весна. Большая вода.
Если зима была снежной и с наступлением весны снег быстро растаял, то воды в реки прибывает очень много и они выходят из берегов, затапливают луга, леса, даже селения. Какое-то время вода стоит очень высоко, а потом постепенно начинает спадать, уходит, река возвращается в свое русло. Это явление - когда реки разливаются, называется весенним половодьем. Еще часто говорят: большая вода пришла.
Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.
В левой части тщательно выписанная желтая глинистая полоска земли красиво оттеняет голубую воду и как бы уводит взгляд зрителя в глубину картины. В перспективе видны затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег.
Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом. Именно этот эффект, особенно хорошо удавшийся Левитану здесь, передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание.
На переднем плане, но не в центре, а немного левее, один из главных элементов пейзажа - одинокая утлая лодочка, причалившая к берегу. Она пуста. Может быть, какой-то крестьянин только что приплыл на ней из тех виднеющихся домишек. Может быть, ее просто сорвало с прикола и прибило сюда ветром. Каждый зритель картины придумывает свою историю этой лодочки и невольно становится соавтором сюжета.
schooltask.ru