Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Сочинение описание по картине левитана осенний день сокольники
Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»
Перед зрителем изображена прекрасная пора года – осень. Мы видим длинную аллейку, которая с обеих сторон усажена кленовыми деревьями. Думаю, это дорога находится в парке и по ней часто прогуливаются жители городка. В данный момент по ней идет одинокая женщина. Она одета в темное платье. Походка ее тихая и спокойная. Думаю, она наслаждается окружающей красотой, ярко желтыми листьями клена, которые начали потихоньку осыпаться на землю.
Высокие деревья на заднем плане картины еще совершенно зеленые, это говорит о том, что осень совсем недавно вступила в свои владения.
Художник изобразил небо в серых красках. По нему плывут пушистые облака. Скорее всего, скоро начнется дождь и все в парке станет мокрым и невзрачным.
Всматриваясь в картину внимательнее, я вижу, что в парке гуляет ветер. Он развивает темное женское платье. Героиня картины в некоторые моменты словно сопротивляется сильным порывам ветра. Деревья наклоняются и быстрее прощаются со своими яркими осенними нарядами. Гулять в такую погоду не особо приятно. Ведь тело полностью пронизано холодным ветром и хочется поскорее спрятаться в уютной и теплой квартире. Но, женщина не боится такой невзрачной погоды. Она идет наедине со своими мыслями. Скорее всего, ей есть над чем подумать и поразмыслить.
Картина «Осенний день. Сокольники» имеет свою особенность. Оказывается, И.И. Левитан никогда не рисовал на своих полотнах людей. Откуда же появился образ женщины? Как не удивительно, его дорисовал брат Чехова А.П. Получается, это полотно создавали два художника. И мне кажется, что без женского образа, картина была бы менее реалистичной и захватывающей. Именно женская персона, нарисованная в темных красках, привлекает внимание зрителя, делает картину завораживающей и загадочной.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще: Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Осень. Дорога в деревне»Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Вечерний звон»Сочинение-описание по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»
my-soch.ru
Сочинение по картине Левитана "Осенний день. Сокольники"
Сочинение по картине Левитана "Осенний день. Сокольники"
Сочинение по картине И. И. Левитана "Осенний день. Сокольники".Славу И. И. Левитану принесли его пейзажи.Картину "Осенний день. Сокольники" художник написал в девятнадцать лет, будучи студентом Училища живописи.На тропинке парка, устланного жёлтыми листьями, силуэт женщины в чёрном костюме. Она высокая, стройная. Гуляет, наслаждается окружающей её красотой в полном одиночестве.Необычайно поэтично передан влажный, пасмурный осенний день. Серое небо. Далекодалеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль неё молодые кленовые деревца, они уже засыпали землю красными, жёлтыми, коричневыми листьями. Осень давно вступила в свои права, стёрла с лица земли зелёные краски. Кругом пурпур и золото.Картина передаёт нам грустное настроение осеннего дня, вызывает особенное чувство. Фигура женщины в чёрном в центре картины заставляет задуматься о невесёлых моментах в жизни каждого человека, о неизбежном старении, увядании, печали.Эту картину Третьяков сразу купил для своей галереи. Посетители любовались и продолжают любоваться полотном чудесного, тонкого художника, который с такой любовью передал грусть и торжественность осеннего дня в Сокольниках
Описание картины Левитана "Осенний день. Сокольники".Описание темы: Человек и природа, чарующая красота разноцветного леса, шум опадающих листьев и скорое неизбежное наступление холодов после сезона бабьего лета. Художественное описание картины Левитана "Осенний день. Сокольники".Осенний день. Сокольники. Левитан писал картины исключительно о природе, ни на одной из его картин не было человека, нарисованного им собственноручно. Образ женщины на картине Исаака Левитана "Осенний день. Сокольники" дорисован братом известного А.П. Чехова. Что же эта картина пытается передать нам голосом своих сумрачно-осенних тонов?Вот вьется лента дорожки, усеянная опавшей листвой по ее кромке. Дорога кажется нескончаемой, словно пройденный сложный жизненный путь хрупкой женщины, идущей вперед, и, которая оставила все свои горести за плечами после долгих размышлений. Вековые деревья еще красуются буйством своих крон и не спешат расстаться с пышными нарядами в отличие от молодых саженцев, которым как малышам взрослые велят менять гардероб и не тратить свое здоровье на внешнюю красу. Поэтому они блекнут, желтеют, как будто печалятся, и неохотно сбрасывают свои листочки, уступая место унылости осенних красок, и являются первыми вестниками желтой осени.Ветер, словно надсмотрщик, подгоняет все и вся, помогая своими дерзкими и резкими порывами побыстрее расставаться с летней палитрой, а для пущего устрашения нагоняет на небо тучи, а на людей - беспросветную тоску. Небо кажется низким и еще больше сдавливает тиски грусти. Унылости добавляет и одинокая скамья, которая в летнюю пору ютила у себя влюбленные парочки, веселую и задорную детвору и старческий почет. А теперь она пуста и всеми покинута, выступая как символ прошедшего лета. Эмоциональный образ женщины в гармонии с картиной, он отождествляет состояние природы - осень, которая царит в душе, мыслях, чувствах этой женщины.
Конспект урока по русскому языку на тему "Подготовка к написанию сочинения по картине "Осенний день. Сокольники"
Урок русского языка в 5 классе (ФГОС)
по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок развивающего контроля.
Цели:
1.Обучающая цель: подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.
2.Развивающая цель: развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.
3.Воспитывающая цель: воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, мультимедиа презентация
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Ход урока:
Вступительное слово. Целевая установка (1 слайд. Тема урока)
– Здравствуйте. Будьте здоровы. Присаживайтесь. Ребята, сегодня урок русского языка я предлагаю посвятить развитию речи- подготовке к сочинению по репродукции картины «Осенний день. Сокольники». Цель нашего урока (2 слайд) овладеть навыками описания, изображённого на картине посредством творческой активности и особым восприятием произведения искусства через музыку, поэзию и переливы художественного слова. (Записать в тетрадь число и тему урока).
Актуализация знаний. Работа с терминами. (3 слайд)
– А кто знает, что такое пейзаж? (Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.)
– Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием. А у замечательного детского поэта и композитора Г. Гладкова есть строки:
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
- Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством необычайно талантливого художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана. (4 слайд). А начнем знакомство с небольшой биографической справки о нем (сообщение подготовленного ученика).
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в образованной обедневшей еврейской семье в Латвии. О его детстве практически ничего не известно: воспоминаний Левитан не оставил. Когда семья переехала в Москву, Исаак Ильич, обладая незаурядными художественными способностями, поступил в Московское училище живописи и ваяния. Его учителем был Суриков. Но Левитан вышел из учебного заведения без диплома: денег не было. В 1879 году им была написана картина «Осенний день. Сокольники», принесшая молодому (19 лет) живописцу признание и известность. С середины 1880-х гг. материальное положение Левитана несколько улучшилось. Но напряженный труд сказался на здоровье - обострилась болезнь сердца.
И.И. Левитан присоединяется к знаменитому обществу художников-передвижников, организует с ними выставки. Мечтает создать Дом пейзажа, где могли бы работать все русские пейзажисты. Работы Левитана называют лирическими, поэтическими, музыкальными (5 слайд). Их отличает мягкий колорит и переходы, влажный воздух. Все это создает щемящее настроение грусти .
- Итак, мы познакомились с личностью мастера. Давайте обратимся к его творчеству. Рассмотрим репродукции самых знаменитых его картин. ( 6, 7, 8,9,10 слайды). Как вы убедились, многие работы посвящены осени. Это его любимая тема в творчестве.
Речевая подготовка.
– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим вспомните, что такое синонимы? (Слова одной и той же части речи, имеющие одно и то же лексическое значение).
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.
(записать в тетрадь). (слайд 12)
Работа с репродукцией картины. (слайд 13)
-Ребята, рассмотрите картину «Осенний день. Сокольники». Ответьте на вопросы:
Какое время года изображено?
Какова основная мысль картины?
Какие краски преобладают? Почему?
Что вы видите на переднем плане? Что на заднем? Что слева и справа?
Как изображены лес, дорога, небо, деревья? Какие цвета при этом использует художник?
Как художник показал, что женщина в темном - главная героиня? (изображение ее фигуры является композиционным центром картины) Каков ее внешний вид, одежда? Что можно сказать о выражении ее лица?
Какие чувства вызывает картина? Какими средствами этого добился мастер? (В творчестве Левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой, одиночеством).
Физкультминутка
Словарная работа. Подбор речевого материала.
Ненастный, дождливый день.
Хмурое, безрадостное небо.
Мокрые потемневшие сосны.
Унылый шум ветра.
Молодые огненно-желтые клёны.
Дорога, уходящая в дымку.
Одинокая фигура женщины в темном.
Серые краски, мрачные тона.
Чувство тревоги, одиночества, печали.
Составление плана описания картины. (14 слайд)
1. Исаак Ильич Левитан – русский художник-передвижник, мастер «пейзажа настроения». Тематика его картин.
2. Картина «Осенний день. Сокольники». Общая характеристика: год создания, тема, какое время года изображено, какие цвета преобладают.
3. Описание деталей (природы, женщины, неба, деревьев, дороги).
4. Оценка картины. Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит).
Рефлексия – обсуждение того, что узнали, как работали. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
- На следующем уроке сегодня вы попытаетесь описать увиденное. А помогут вам в этом те материалы, которые лежат у вас на партах, и записи в тетрадях.
Домашнее задание - Запишите, пожалуйста, домашнее задание: "Написать сочинение на черновик".
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Карточка №1. Работа в парах
Запишите слова и/или словосочетания, какими вы представляете звуки в парке. Что вы слышите?
Звуки в парке:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ____________________________________________________
Карточка № 2. Работа в группах
парк:
Какими словами и/или словосочетаниями вы можете описать:
дорожку – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
деревья –________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
молодую женщину–___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воздух и небо –
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО _______________________________________________________
Карточка № 3. Индивидуальное задание
Чувства:
Прочитайте стихотворение А. Плещеева.
Грустная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит девушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
( А. Плещеев)
Запиши, какие чувства ты испытываешь, когда читаешь это стихотворение? Что ты переживаешь?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ______________________________________________________
infourok.ru
Сочинение по картине И. И. Левитана «Осенний день. Сокольники»
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1.
Автор проекта
Реутова Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Байрашевская ООШ» Тетюшского муниципального района РТ
2.
Учебный предмет
русский язык
3.
Класс
8
4.
Тема урока
Сочинение по картине И. И. Левитана «Осенний день. Сокольники»
5.
Цель урока
Активизировать в речи школьников лексико - фразеологический материал и грамматические формы слов, необходимые для написания сочинения - описания
Задачи урока
познакомить с жизнью и творчеством художника И. И. Левитана;
развивать навыки логически последовательной устной и письменной речи, обогащать словарный запас по данной теме;
формировать навыки написания сочинения-описания, культуры общения, развития письменной речи учащихся;
способствовать экологическому воспитанию школьников;
Сопоставить картины «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники» Найти сходство и различие в передаче художником осенней природы.
6.
УУД:
личностные
создание осмысленного связного высказывания;
усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры;
активизация жизненного опыта обучающихся; использование в речи синонимов и изобразительно – выразительных средств языка
регулятивные
построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения
познавательные
обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, расширение понятия о жанрах сочинения
коммуникативные
формирование коммуникативных умений: строить речевые произведения разных жанров, выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем и с одноклассниками
7.
Планируемые образовательные результаты
Учащиеся усовершенствуют навык написания сочинения-описания;
учатся использовать дополнительный материал по теме;
расширяют представления о жанрах сочинения;
знакомятся с творчеством известного художника И. И. Левитана.
Учитель: Ребята, очень внимательно посмотрите на слайд. Какие ваши первые впечатления о его картинах? Что прежде всего бросается в глаза? Можем ли мы назвать его художником – пейзажистом?
(Увеличение картин" Золотая осень" 1884, холст, масло, ГТГ.
"После дождя. Плес." 1894, холст, масло, ГТГ " Осенний день. Сокольники".)
2.Общие сведения о художнике И И. Левитане
Исаак Ильич Левитан - живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в выставках товарищества передвижников. Представитель реалистической школы.
1860 - родился в семье переводчика и железнодорожного служащего Ильи Левитана в местечке в Литве.
1872 - перееезд в Москву.
1876 - учеба в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у пейзажиста А.Саврасова.
1879 - впервые выступает на выставке московских художников с пейзажем "Осенний день. Сокольники".
1880-ые поездки по Волге, создание ряда волжских пейзажей.
1894 - принятие православного крещения.
1890-ые - расцвет философской лирической пейзажной живописи, создание картин "Над вечным покоем" 1894, "Март" 1895, "Озеро. Солнечный день! 1899 - 1990, "Сумерки. Стога
1899, "Летний вечер" 1900
3.Вступительная беседа
- Какое настроение вызвали у вас эти картины? А какое ваше любимое время года?
Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Правильно, осени, а точнее, описанию одного осеннего дня.
4.Чтение стихов об осени. ( Читают заранее подготовленные учащиеся)
Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист -
Душа не избежит невидимого тленья.
Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружиться,
Все кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
А. Блок
Листья падают в саду,
Пара кружится за парой_ -
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой,
В сердце новая любовь,
И мне хочется ответить
Сердцу песнями --- и вновь
Беззаботно счастье встретить
Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По берёзовой аллее,
Сердце слёзы мне теснят,
И, кружа в саду угрюмом,
Листья жёлтые летят
С грустным шумом!
И А.Бунин
5.Подготовка к написанию изложения по картине
Подробно остановимся на картине И. И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
Учитель: Как вы думаете, какой стиль более уместен при написании сочинения?
Ученик: Публицистический.
Учитель: Почему вы так решили? Каковы основные черты публицистического стиля.
- яркость, убедительность, доказательность;
- интонация живого общения с читателем или слушателем и др.
- актуальность проблемы;
- интригующее название.
- Нравится ли вам картина И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники"
Что в ней особенно нравится?
Какова основная мысль картины?
Какие краски преобладают в картине? Почему?
Какие чувства вызывает у вас картина средствами добивается этого художник?
По каким признакам вы определили, что на картине изображено время года осень?
Как изображены лес, дорога, небо, деревья? Какие цветы использует при этом художник?
- Как художник показал, что женщина в темном - главная героиня картины? Каков ее внешний вид и как она одета? Что вы можете сказать о выражении ее лица и внешнем виде?
Речевая подготовка к сочинению
Учащиеся, используя данные слова и словосочетания, составляют устный рассказ по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники". Дополняют друг друга.
Составьте рассказ, используя эпитеты, метафоры, сравнения. Дополните его своими наблюдениями за осенней природой.
Выявление изобразительных средств картины. ( запись в черновиках)
Обратите внимание на фон картины.
Какой он, темный или светлый?
В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.
Определите ключевые слова и словосочетания. помогающие описать эту картину: ненастный, дождливый день; хмурое, безрадостное небо; чувство тоски и печали; серые краски, темные тона; мокрые потемневшие сосны; унылый шум ветра; одинокая фигура женщины в темном.
Эта картина стала первой, купленной Третьяковым для своей легендарной коллекции, с этой картины и началась Третьяковская галерея.
infourok.ru
Сочинение-описание картины Левитана «Осенний день. Сокольники»
Картина Левитана «Осенний день. Сокольники» была написана в 1879 году. На полотне изображена дорога, можно предположить, что это парк, так как стоят скамейки. Вдоль дорожки усажены кленовые деревья, листья которых уже пожелтели и начали осыпаться. По дороге идет женщина в темном платье. Она идет одна, не спеша, вероятно прогуливаясь, она о чем то размышляет. Небо художник нарисовал серого цвета, характерно для этого времени года. Кажется что вот, вот и пойдет дождь. Деревья, что находятся за спиной женщины, еще не скинули свои листья, они на них даже не пожелтели.
Складывается впечатление, что дует сильный ветер, подгоняя деревья расстаться со своей пышной одеждой. Для меня просмотр этой картины навеивает печаль и тоску. Я не люблю мрачные и серые осенние дни. Мне нравится золотая, солнечная осень, без ветра, со своими теплыми деньками. Гулять в холодную, ветреную погоду не совсем приятно, так как можно заболеть. И тогда придется сидеть дома и пить не вкусные лекарства.
Я узнала, что Левитан писал, свои пейзажи и рисовал на них только природу. Он никогда в своем творчестве не рисовал образы людей, даже на этой картине образ женщины дорисовывал брат А. П. Чехова. Удивительно, что картина без женщины, не имела бы такой реалистичности. Мне кажется, женщина занимает важное место в этой картине. И не важно один человек рисовал это произведение или два, оно единое в том виде, в котором мы его видим. Мне трудно представить это произведение без образа женщины. На мой взгляд, она придает загадочность, некую изюминку. Она манит прогуляться вместе с ней, как бы приглашает побеседовать на разные темы, будто говорит что ей скучно гулять одной по такому большому парку. Не смотря на то что я не люблю пасмурную осень, картина мне понравилась.
Рекомендуем посмотреть:
- < Назад
- Вперёд >
www.shollklass.ru