Урок р/р Тема: «Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Подготовка к сочинению по картине левитана золотая осень


Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Урок развития речи в 5-м классе Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана

Урок развития речи в 5-м классе

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

Великий русский художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан 1860-1900

Великий русский художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан

1860-1900

Золотая осень.1895.

Золотая осень.1895.

Осенний день. Сокольники.1879. Левитан создал много картин, посвященных русской осени, которые в совокупности образуют уникальную, чрезвычайно богатую эмоциональными оттенками «осеннюю сюиту».

Осенний день. Сокольники.1879.

Левитан создал много картин, посвященных русской осени, которые в совокупности образуют уникальную, чрезвычайно богатую эмоциональными оттенками «осеннюю сюиту».

Золотая осень. Слободка. 1889.

Золотая осень. Слободка. 1889.

Октябрь (осень).1891.

Октябрь (осень).1891.

Осенний пейзаж с церковью. 1890-е. «Один из немногих среди русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать». (Бенуа)

Осенний пейзаж с церковью. 1890-е. «Один из немногих среди русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать». (Бенуа)

Осень.1890-е.

Осень.1890-е.

Большая дорога. Осенний солнечный день

Большая дорога. Осенний солнечный день

Осень.1895. Раскрытие «сокровенной тайны» в природе, ее большого духовного содержания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни.

Осень.1895.

Раскрытие «сокровенной тайны» в природе, ее большого духовного содержания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни.

Вечер. Дорога в лесу.1894.

Вечер. Дорога в лесу.1894.

Осень. Усадьба. 1894.

Осень. Усадьба. 1894.

Золотая осень.1896.

Золотая осень.1896.

Осень.1896.

Осень.1896.

Осень. Долина реки. 1896.

Осень. Долина реки. 1896.

Осенний солнечный день. 1897-1898

Осенний солнечный день. 1897-1898

Осень.1899. На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном великолепии. По свидетельству исследователей, в творческом наследии художника около ста «осенних» картин, не считая этюдов, эскизов, многочисленных рисунков и набросков .

Осень.1899.

На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном великолепии. По свидетельству исследователей, в творческом наследии художника около ста «осенних» картин, не считая этюдов, эскизов, многочисленных рисунков и набросков .

Ясный осенний день. 1898-1899. «Он чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы» (Бенуа).

Ясный осенний день. 1898-1899.

«Он чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы» (Бенуа).

О картине «Золотая осень. 1895» « Золотая осень» - наиболее популярная среди «осенних» картин Левитана В картине чувствуется возбуждение и напряженное ожидание счастья Именно это ожидание счастья делает картину подлинным шедевром пейзажа настроения Картина вся словно дышит прозрачной негой Березки на первом плане трепетно чисты и невинны Мазок художника ложится легко и непринужденно, оживляя пейзаж игрой света и дуновением легкого ветерка Золотая осень – это, прежде всего, прощальная краса и «пышное природы увяданье» (Пушкин). Все это передают многие художники на своих полотнах. Но тонкий лиризм и светлая грусть свойственны лишь Левитану. Они проходят по всему творчеству мастера и освещают его осенние работы с особой силой мистического чувства.

О картине «Золотая осень. 1895»

  • « Золотая осень» - наиболее популярная среди «осенних» картин Левитана
  • В картине чувствуется возбуждение и напряженное ожидание счастья
  • Именно это ожидание счастья делает картину подлинным шедевром пейзажа настроения
  • Картина вся словно дышит прозрачной негой
  • Березки на первом плане трепетно чисты и невинны
  • Мазок художника ложится легко и непринужденно, оживляя пейзаж игрой света и дуновением легкого ветерка
  • Золотая осень – это, прежде всего, прощальная краса и «пышное природы увяданье» (Пушкин). Все это передают многие художники на своих полотнах. Но тонкий лиризм и светлая грусть свойственны лишь Левитану. Они проходят по всему творчеству мастера и освещают его осенние работы с особой силой мистического чувства.
Русские поэты об осени Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... (Ф.Тютчев) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… (А.Пушкин) Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. (С.Есенин)

Русские поэты об осени

  • Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера... (Ф.Тютчев)

  • Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса… (А.Пушкин)

  • Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком. (С.Есенин)

В.Д.Поленов.Золотая осень.

В.Д.Поленов.Золотая осень.

И.Остроухов. Золотая осень.

И.Остроухов. Золотая осень.

И.Шишкин. Золотая осень.

И.Шишкин. Золотая осень.

Всмотритесь внимательно в картину И.И.Левитана «Золотая осень»!

Всмотритесь внимательно в картину И.И.Левитана «Золотая осень»!

multiurok.ru

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень". 5-й класс : Русский язык

  1. Русский язык

Цели урока:

  • познакомить учащихся с речеведческими понятиями (текст, абзац, средства связи) на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень»;
  • ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, колорит.
  • активизировать лексику по теме «Осень».

Оборудование урока:

  • Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень».
  • Искусствоведческий текст из книги В.Б.Розенвассера «Беседы по искусству» (М.,1983).
  • Презентация к уроку «И.И.Левитан и его картина «Золотая осень».

Содержание урока:

I. Рассказ учителя о художнике и его картине

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был выдающимся художником – пейзажистом конца 19 века. Судьба его была нелегкой: выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И.Левитана буквально с самого детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями его были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, В.Д.Поленов. У А.К.Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы. В.Д.Поленов оказал большое воздействие на И.Левитана как колорист, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах художника, как «Первая зелень», «Березовая роща». Картина И.И.Левитана «Золотая осень» (1895) создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу.Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени.

II. Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю...

  • Что изображено на картине?
  • Какие чувства хотел выразить художник?
  • Почему картина называется «Золотая осень»?
  • Какие краски (тона) выбрал художник, чтобы показать «золото осени»?
  • О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?

III. Запись на доске

Учащимся предлагается записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением: небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава. Все эти слова – опорные, это объекты для описания, то, что уже дано нам картиной. А что мы можем сказать «нового» об этом «данном»?

На доске – запись:

Данное:            Новое:
небо голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками.
река неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением.
деревья
желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые.
трава сухая, желтая, как ковер, бурая.
поле зеленое, свежее, как бархатный мягкий ковер.
деревушка маленькая, дальняя.

IV. Беседа с учащимися по содержанию картины

Учитель: – С чего бы вы начали сочинение по картине? Учащиеся: – С того, что художник И.И.Левитан изобразил красивую пору – осень. Учитель: – Что бы вы написали после вступления? Учащиеся: – Я бы стал(а) подробно описывать деревья, реку, небо… Учитель: Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении? Учащиеся: – Я бы обязательно написал(а) бы о том, какая осень красивая пора года, как художник красиво ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась… Учитель: – А теперь посмотрите, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В.Б.Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали только отдельные листы с отпечатанным текстом, и я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый и какой последний. Давайте вместе попробуем разобраться в этом. Прочитайте отрывки. (Учащимся раздаются отпечатанные листы с текстом).«Простым и привычным  кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов». «Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что её густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась. И только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки». «Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи». Учитель: – Соответствует ли содержание текста картине? Являются ли отрывки одним текстом? Учащиеся: – Да, являются, потому что во всех них говорится о картине И.И.Левитана «Золотая осень». Учитель: – Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой? Учащиеся: – Основная мысль этого текста – это мысль о красоте русской осенней природы. Учитель: – Правильно. Вы доказали, что все отрывки – один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки? Какой из них будет первым, (вторым, третьим)? Учащиеся: – В начале текста я бы поставил(а) отрывок «Простым и привычным…». В этом отрывке описывается картина полностью, в общем. Учащиеся: – За первым отрывком я бы поместил(а) подробное описание пейзажа и то, как написана картина. Эта часть самая большая по объему, и в ней объясняется то, о чем говорится в первом отрывке… Учащиеся: –Отрывок «Всматриваясь в картину…» я бы поставил(а) последним, потому что в нем говорится о красоте природы, как будто делается вывод из всего, что сказали раньше. Учитель: – Итак, мы восстановили с вами текст полностью. Обратите внимание, что каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете? Учащиеся: –Наверное, потому, что каждый отрывок описывает картину по-разному. В каждом из них как будто есть своя мысль. Например, в первом отрывке мы сразу видим картину. А во втором мы будто смотрим на пейзаж вместе с автором текста и медленно передвигаем взгляд по картине. Учитель: – Правильно. Предложения, объединенные одной мыслью (подтемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой? Если связаны, то как? Учащиеся: – Да, абзацы связаны между собой. В первом абзаце автор говорит о реке. А второй абзац он начинает с того, что описывает то, что находится слева и справа от реки. Во втором абзаце часто повторяются слова «посмотрите», «присмотритесь», а в третьем абзаце делается вывод: «…всматриваясь в картину И.И.Левитана…». Учитель: – Вы правильно заметили, что здесь абзацы связаны между собой однокоренными словами. Существуют и другие виды связи, но об этом мы узнаем позже. Учитель: – Понравился ли вам текст? Учащиеся: – Мне текст очень понравился. Автор подробно описал картину «Золотая осень». После чтения этого текста я лучше понял(а) картину И.И.Левитана. Учитель: – Что нового о картине И.И.Левитана вы узнали из текста? Учащиеся: – Я узнала, как художник писал картину, как он накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез. Учитель: Как описывает автор реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополни те опорные слова, которые мы записали раньше, новыми,  из текста.

река спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода, медленно движется, вода как бы вздыбилась, поднялась, становясь светлее, она начала медленное движение.
деревья багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы, золотая листва берез.
поле изумрудно-зеленая полоса озими, бескрайние поля.
трава побуревшая, осенняя.
небо Синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.

Учитель: – Как видите, автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка.

V. Словарно-стилистическая работа

Учитель: – Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих терминов: Живопись – вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления с помощью красок.Пейзаж – картина, изображающая природу.Мазки – прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки.Колорит – соотношение красок в картине по тону. Учитель: – Образуйте от имен существительных пейзаж, живопись слова, существительные, обозначающие лицо. (Пейзажист, живописец). Учитель:– Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины. (Изумрудно-зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы). Учитель: Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было таким же красочным, выразительным, точным? Давайте попробуем собрать словесную “палитру” для картины И.Левитана.

  • Метафоры: зеркало реки, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы, праздник красок, царство осени.
  • Сравнения: словно праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревья.
  • Эпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картина.
  • Олицетворения: солнце льет последнее тепло, березы танцуют, грустят камыши, природа призадумалась.

   – Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

Рекомендации к написанию сочинения.

План.

1. Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым.

  1. Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников.
  2. И.И.Левитан – певец красоты русской природы.
  3. Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

2. Основная часть Самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины.

  1. Картина И.Левитана “Золотая осень”.
  2. Общий план картины.
  3. Деревья на картине Левитана.
  4. Осенняя река.
  5. Лазурь небес.
  6. Задний план картины.

3. Заключение Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым.

  1. Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?
  2. Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства.
  3. Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

Задание на дом:  напишите сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

www.poznanie21.ru

Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Урок 1. Тема: подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цели урока: 1) познакомить учащихся с речеведческими понятиями (текст, абзац, средства связи) на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подготовке к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»; активизировать лексику по теме «Осень»; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, мазки, живопись, живописец, колорит. Оборудование урока: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»; искусствоведческий текст из книги В. Б. Розенвассера «Беседы по искусству» (М., 1983). Рассказ учителя о художнике и его картине. Исаак Ильич Левитан (1860—1900) был выдающимся художником-пейзажистом конца XIX века. Судьба его была нелегкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. У А. К. Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы; В. Д. Поленов оказал большое воздействие на И. И. Левитана как колорист, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах И. И. Левитана, как «Первая зелень», «Березовая роща». Картина И. И. Левитана «Золотая осень» (1895) создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал в своих более ранних этюдах и картинах. (По В. Б. Розенвассеру). Беседа по картине. Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник? Почему картина называется «Золотая осень»? Какие краски (тона) выбрал И. И. Левитан, чтобы показать «золото осени»? -О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать? Учитель предлагает учащимся записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением: небо, река, поле, березы, роща, деревья,, деревушка, пригорок, трава.-Все эти слова - опорные, это объекты для описания, то, что уже нам дано самой картиной. А что мы можем сказать «нового» об этом «данном»? На доске делается запись: «Данное». «Новое». Небоголубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками. Реканеширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением. Деревьяжелтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые. Трава сухая, желтая, как ковер,бурая. Полезеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик. Деревушка мале

weburok.com

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень". - Разработки уроков - Каталог файлов

Игнатенко Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы.

тема:

«подготовка к сочинению по картине И. и. левитана «золотая осень».

 

Цель урока:

1)  познакомить учащихся с речеведческими понятиями (текст, абзац, средства связи) на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подготовке к сочинению по картине И.И. Левитана «золотая осень»;

2)  активизировать лексику по теме «Осень»;

3)  ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, колорит;

                 4)эстетическое воспитание.   

 

Ход урока:

 

1.     Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». ( На   доске высвечивается картина ).Осень… Это прекрасное время года воспевали русские поэты:

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков,

К.Д. Бальмонт и другие. Великие художники: Герасимов, Левитан, Шишкин – написали свои лучшие картины об осени. (На экране  картины художников ).

 

2.     Рассказ учителя о художнике и его картине.

 

3.     Беседа с учащимися по картине. Вопросы учащимся:

-         Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?

-         Почему картина называется «Золотая осень»?

-         Какие краски (тона) выбрал И.И. Левитан, чтобы показать «золото осени»?

-         О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?

4.     Составление рабочих материалов сочинения.

а). Учитель предлагает учащимся записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением: небо, река, поля, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.

-         Все эти слова опорные, это объекты для описания; то, что уже нам дано самой картиной. А что мы можем сказать «нового» об этом «данном»?

На интерактивной доске  высвечивается запись:

«Данное»

«Новое»

небо

голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками

река

неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая золотые

деревья

желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые

трава

сухая, желтая, как ковер, бурая

поле

земное, свежее, как бархатный мягкий коврик

деревушка

маленькая, дальняя

 

б).  Беседа с учащимися по вопросам.

-         С чего бы вы начали сочинение по картине? (С того, что И.И. Левитан изобразил красивую пору – осень).

-         Что бы вы написали после вступления? (Я стал бы подробно описывать деревья, реку, небо).

-         А теперь посмотрите, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В. Б. Розенвайссер.

Учитель зачитывает текст.

-         Какова основная мысль этого текста? (Это мысль о красоте русской осенней природы).

в). После чтения текста учащиеся дополняют опорные слова, которые записали раньше, новыми, из текста.

-         Автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка.

Учащиеся вместе с учителем дополняют опорные слова.

Река: спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода; медленно движется; вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение.

Деревья :отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы, как бы расступаются, золотая листва берез.

Поле:изумрудно-зеленая полоса озимых, бескрайние поля.

Трава: побуревшая, осенняя.

Небо:синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.

 

5.     Самостоятельная работа учащихся над сочинением.

6.     Итог урока.

 

 

 

 

 

 

school16blg.ucoz.ru

Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана "Золотая осень"

Гуляева Н.А.МБОУ лицей № 48, г. Краснодар

Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".

Технологическая карта урока

Предмет Русский язык
Класс 5
Базовый учебник Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразова­тельных учреждений/С.И.Львова, В.В.Львов.- М: Мнемозина,2012.
Тема урока Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Тип урока Урок развития речи
Планируемые результаты Предметные: создать условия, способствующие формированию умения писать сочинение по картине, передавать в определённой композиционной последовательности её содержание с использованием своих наблюдений.

Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины), преобразовывать информацию из репродукции, строить высказывания; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности.

Личностные: формировать интерес к русскому языку, к творчеству, живописи, музыке;  воспитывать самостоятельность и творческую активность, чувство красоты, любовь к своей родине.

Технологии Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.
Формы работы Коллективная, индивидуальная, творческая.
Межпредметные связи Изобразительное искусство (репродукция картины), музыка (оформление презентации).
Внутрипредметные связи Лексика (работа с терминами), формулировка вопросов, синтаксис (составление предложений), текстоведение (составление текста сочинения), орфография (словарно-орфографическая работа).
Виды деятельности учителя Организует, направляет, контролирует.
Виды деятельности учащихся Извлекают информацию, представленную в разных формах, преобразовывают данную информацию из одной формы в другую, овладевают приёмами отбора и систематизации материала, создают собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме), работают со словом и объясняют правописание орфограмм.
Виды используемых ИКТ Компьютер, мультимедийная установка, презентация.
Интернет-ресурсы www.gramota.ru, www.school2100.ru, www.ioso.ru, www.edc.samara.ru
Материалы и оборудование Раздаточный материал, репродукция картины.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока ИКТ Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты (УУД)
1. Организа-ционный момент Слайд 1 Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
2. Актуализа-ция знаний Слайд 2 На экране учащиеся видят разные виды живописи (пейзаж, портрет, натюрморт).

Беседует с учащимися.

– Что вы сейчас увидели? (Репродукции картин)

-В чем особенность каждой из них? (Характеристика каждого вида живописи)

– Как называется изображение природы на картине? (Пейзаж.)

– Когда вы бываете в музее, вам предлагают не только посмотреть картины, но и рассказывают о них. Что вы можете услышать (узнать) в музее о картине? (Какой художник написал картину, название картины, что на ней изображено.)

Рассматривают репродукции картин разных художников, выявляют особенности каждой из них, выясняют, в чем особенность пейзажа, совершают экскурсию в виртуальный музей. Личностные:

Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

3. Целеполага-ние Слайд 3 Задает вопросы:

– Сегодня мы попробуем себя в роли таких экскурсоводов.

-Как вы думаете, сложно будет вам овладеть этим мастерством? Для чего?

Да, это сделать достаточно сложно, но мы должны справиться и подготовиться к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

– Запишите тему урока. (Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».)

Формулируют тему урока. Личностные: интерес к созданию собственных текстов.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

4. Мотивация к учебной деятель-ности Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня я вас приглашаю в удивительный мир искусства.

Надеюсь, вам это путешествие запомнится.

Узнают о содержании урока. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Целеполага-ние.

Слайд 4,5

Подводит учащихся к формулировке предметных целей урока.

– Вспомните, что такое описание как тип речи.

– Какие ещё типы речи знаете?

– Как строится описание?

– Предположите, что может быть в описании пейзажа. (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.)

Под руководством учителя формулируют цели урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование гипотез.

6. Создание проблемной ситуации. Слайд 6 Создает проблемную ситуацию:

- Ребята, вы видите портрет художника, написавшего картину «Золотая осень». Картина была написана, когда ему было всего 19 лет. В 1880 году в Москве на выставке эту картину увидел и приобрёл Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой картинной галереи.

-Как вы думаете, что привлекло знаменитого коллекционера в этой картине?

Вступают в диалог с учителем, решая обозначенную проблему. Познавательные: умение строить высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.

7. Физминутка Слайд 7,8 Предлагает выполнить упражнения на снятие напряжения для глаз. Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

Настраиваются на позитивную работу.

8. Планирование. Слайд 9 Беседует по содержанию картины.

-Какой день изобразил художник? (Ясный, солнечный, спокойный.)

-Что можно сказать о цвете неба? (Голубое, с белыми облаками, чистое.)

-Как цвет помогает художнику показать приближение поздней осени? (Золото деревьев; сухая, жёлтая, бурая трава.)

-Что вы можете сказать об отблесках света в реке? (Вода в реке тёмно-синяя, а вдали – голубая.)

-Какими художник изобразил деревья? (Жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые.)

-Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к осени? (Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она пронизана тёплыми тонами: жёлтым, золотистым, зелёным, багряным, голубым.)

Обобщают результаты наблюдения, воспитывают способность высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи, воспитывают культуру общения. Познавательные: умение строить высказывание, струтурирование знаний, поиск информации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

9. Контроль усвоения материала Слайд 10 Коллективное составление плана сочинения.

-Как художник показал приближение осени? (Художнику удалось передать прохладный чистый осенний воздух; багряные и жёлтые берёзы, бронзовые дубы; бурая осенняя трава.)

-Какую роль играет цвет в картине? (Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски.)

-Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? (Художник заставляет нас всмотреться в красоту нашей природы и передаёт нам свою любовь к ней.)

-Какое впечатление производит картина? (Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти, художник рисует «пышное природы увяданье».)

Выполняют задания на новый материал, предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Личностные: осознают свои эмоции.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Коммуникативные: осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

10. Контроль усвоения материала Слайд 11 Помогает составить план сочинения.

I. Вступление.

Левитан – певец красоты русской природы.

II. Основная часть.

1) Картина Левитана «Золотая осень».

2) Общий план картины.

3) Деревья на картине Левитана.

4) Осенняя река.

5) Лазурь небес.

6) Задний план картины.

III. Заключение.

IV. Мое впечатление о картине.

.

Составляют план сочинения. Регулятивные: планирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

11. Учебные действия по реализации плана. Слайд

12 -17

Предлагает выполнить словарно-орфографическую работу.

1.Вставь пропущенные буквы в корне слова: ж...лтый, б...гряный, б...дрящий, з...л...тые, н...рядные, х...лодные, к...ртина, кр...сота, п...йзаж.

2.Вставь пропущенные буквы в приставке слова: пр...хладный, пр...низано, пр...сутствует, п...р...дает.

3.Объясни лексическое значение слов:

Пейзаж – ... .

Багряный – ... .

Озимые – ... .

Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы.

-Что вас окружает? (Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды. Слева, на высоком берегу реки расположилась берёзовая рощица, накинувшая на себя золотистый наряд. Справа – отдельные деревья – это дубы в красно-бронзовых плащах. На переднем плане – река. Вода в ней тёмно-синяя, а вдали – голубая. Там, где речка делает плавный поворот, одиноко стоит берёзка. На заднем плане видна небольшая деревня. Вдали видны поля, на которых взошли озимые.)

-Чем вы любуетесь? (Я любуюсь «пышным природы увяданьем» в чудесный осенний день. Я любуюсь лесом, который «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...».)

-Чем вам особенно нравится картина? (Это до боли знакомый и родной пейзаж. Это моя Родина – Россия.)

-Что вас заставляет грустить? (Картина светлая, но нотки грусти присутствуют. Как тут не вспомнишь строчки А.С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...». Всё дышит тишиной и осенним покоем. Природа готовится к зимнему сну.)

Вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют лексическое значение слов.

Виртуально путешествуют.

Описывают картину.

Познавательные:

находят достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач

Коммуникативные:

Слушают и слышат других.

Личностные: потребность в творчестве;

воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

Учебные действия по реализации плана. Слайд18 Помогает выстроить структуры сочинения.

-С чего следует начать? (И.И.Левитана называют «открывателем» красот русской земли. Эти красоты находятся рядом с нами. Сила и талант художника заключается в том, что он заставляет всмотреться в знакомую и родную природу.)

-Что нужно написать в основной части текста?

(В основной части надо описать увиденное на картине).

-Какой будет концовка? (Какие чувства, эмоции вызывает картина?)

Выстраивают структуру сочинения. Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные:

излагать свое мнение, аргументировать его.

12. Домашнее задание Объясняет выполнения домашнего задания: написание сочинения. Получают раздаточный материал (Приложение) для выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневники.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

Рефлексия Слайд 19 Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда…Всем спасибо за урок!

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Приложение.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Пейзаж позволяет художнику выразить своё отношение к миру.Живопись – изобразительное искусство – создание художественных образов красками.Колорит – это гармония и красота цветовых сочетаний, богатство цветовых оттенков в картине.Композиция картины – строение, расположение и соотношение составных частей картины на плоскости холста.Палитра – тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец руки, служащая живописцам для смешивания красок; подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.Пленэр – передача в картине всего богатства изменений цвета, обусловленная воздействием солнечного света и воздуха. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе с целью более полного воспроизведения её реального облика.

ologike.ru

«Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Русский язык, 5 класс.

Урок р/р Тема: « Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана

« Золотая осень».

Цель: обучающая: совершенствовать умение учащихся описывать произведение пейзажной живописи;

развивающая: формирование и развитие компетенций учеников: общекультурной, учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования;

воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, изобразительному искусству, любовь к Родине.

Основные понятия: пейзаж

колорит

теплые цвета

холодные цвета

тема

идея

Эпиграф: «В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.» (К.Паустовский.)

Ход урока.

1. Орг. момент. Подготовка к восприятию темы. Слово учителя:

- У А.С.Пушкина есть стихотворение, в котором он говорит о том, какие чувства и мысли вызывают у него времена года: …… Я не люблю весны;

Скучна мне оттепель: вонь, грязь - весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимою я более доволен, люблю её снега……

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это, наконец, и жителю берлоги, медведю, надоест…

Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…

Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…

Красою тихою, блистающей смиренно……

Из годовых времен я рад лишь ей одной, в ней много доброго……

И с каждой осенью я расцветаю вновь;……

Легко и радостно играет в сердце кровь, я снова счастлив, молод, я снова жизни полон……

- Из этого отрывка становится понятно, что любимым временем года у Пушкина была осень, и поэт во многих стихотворениях воспел красоту этого времени года.

- А какие вы знаете стихотворения или отрывки из стихотворений, воспевающих это время года?

- Не только поэты, но и художники на своих полотнах запечатлели красоту осени. Одним из таких художников является Исаак Ильич Левитан.

- Когда вы слышите слово «осень», какой эпитет ,подчеркивающий красоту этого времени года, вспоминается сразу?

- Вот и у Левитана есть картина «Золотая осень».

- И тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Левитана «Золотая осень».

- Цель урока: учиться видеть прекрасное в живописи и выражать свои эмоции в словах.

- Основные понятия, над усвоением которых будем работать: пейзаж, колорит, теплые цвета, холодные цвета, тема, идея.

- Эпиграфом к уроку является высказывание К.Паустовского: «В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет».

- Как вы понимаете слова Паустовского?

- Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф.

2. Из .нового.

- Слово о художнике .

1. – И сейчас мы послушаем сообщение о художнике.

2. – У Левитана несколько картин, воспевающих красоту осени. И об этом –следующее сообщение.

3. – Почему Левитана называют пейзажистом?

- Что значит пейзаж?

- Для чего художники пишут пейзажи?

3. Закрепление.

Описание картины «Золотая осень».

1. – Почему картина так называется?

- На стр. 15 учебника даны высказывания русских писателей и поэтов. Давайте их прочитаем.

- А теперь ещё раз объясните ,почему картина называется «Золотая осень», но для ответа используйте СС из прочитанных высказываний.

- Рассмотрите общий план картины. Что изображено?

- А в наших местах встречаются подобные пейзажи?

- Доказательством тому ,что вы сказали ,является стихотворение, которое написала ваша одноклассница, Пьянова И.

- Что изображено на заднем плане?

2. Описание деталей картины.

- Рассмотрите и опишите реку, изображенную на картине: воду, берега, прибрежные кусты.

- Как изображено осеннее небо?

- Опишите левый берег реки: березки и осинки, тени стволов, груды опавших листьев.

- Опишите березу, ивы, березовую рощу, всходы озимых на заднем плане.

Составление плана сочинения.

- Из каких частей состоит сочинение?

- Как в плане сформулировать вступление?

- Запишите первый пункт плана.

- О чем можно будет сказать в этой части сочинения?

- Как озаглавить основную часть?

- Какие подпункты?

- О чем скажете?

- Запишите СС: речка с пологими берегами; холодный цвет неподвижной воды; теплое золото листвы берез; побуревшая трава; панорама озимых полей.

- 2- й подпункт.

- О чем скажете?

- Запишите СС: листва золотом горит на солнце, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы.

- 3 -й подпункт.

- Какие эпитеты можно использовать из словаря эпитетов при описании реки? Неба?

- Что можно сказать в этой части сочинения?

Запишите СС: отражения в реке, тающее в небесной лазури облачко.

- 4- й подпункт.

- О чем скажете?

- Запишите СС: нарядная береза в пышном осеннем убранстве; ивы, неподвластные осеннему увяданию; озимые поля; ярко – зеленым пятном.

- 5 -й пункт.

- Что такое колорит? Какие цвета называются теплыми? Холодными?

- Так какие краски использует художник?

- Что можно сказать в этой части сочинения?

- Запишите СС: полон света; теплые светлые, жизнерадостные тона; праздник красок; золотое сияние ясного солнечного дня.

- О чем скажете в заключении?

- О чем скажете в этой части сочинения, станет ясно после работы с упр. 598.

- Выразительно прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подумайте, как можно озаглавить?

- А что такое тема? идея?

( Т: «Сила художника»

Идея : «Сила Левитана»

Заголовок : «Сила художника».)

- Так о чем можно будет сказать в заключительной части? Для ответа используйте слова, СС и предложения из упр. 598.

4. Итог.

- Чему научились за урок?

-Что понравилось?

– Что вызвало затруднения?

- Д/з : написать сочинение на черновике.

- Оценки

moyamatem.ru

«Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Русский язык, 5 класс.

Урок р/р Тема: « Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана

« Золотая осень».

Цель: обучающая: совершенствовать умение учащихся описывать произведение пейзажной живописи;

развивающая: формирование и развитие компетенций учеников: общекультурной, учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования;

воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, изобразительному искусству, любовь к Родине.

Основные понятия: пейзаж

колорит

теплые цвета

холодные цвета

тема

идея

Эпиграф: «В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.» (К.Паустовский.)

Ход урока.

1. Орг. момент. Подготовка к восприятию темы. Слово учителя:

- У А.С.Пушкина есть стихотворение, в котором он говорит о том, какие чувства и мысли вызывают у него времена года: …… Я не люблю весны;

Скучна мне оттепель: вонь, грязь - весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимою я более доволен, люблю её снега……

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это, наконец, и жителю берлоги, медведю, надоест…

Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…

Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…

Красою тихою, блистающей смиренно……

Из годовых времен я рад лишь ей одной, в ней много доброго……

И с каждой осенью я расцветаю вновь;……

Легко и радостно играет в сердце кровь, я снова счастлив, молод, я снова жизни полон……

- Из этого отрывка становится понятно, что любимым временем года у Пушкина была осень, и поэт во многих стихотворениях воспел красоту этого времени года.

- А какие вы знаете стихотворения или отрывки из стихотворений, воспевающих это время года?

- Не только поэты, но и художники на своих полотнах запечатлели красоту осени. Одним из таких художников является Исаак Ильич Левитан.

- Когда вы слышите слово «осень», какой эпитет ,подчеркивающий красоту этого времени года, вспоминается сразу?

- Вот и у Левитана есть картина «Золотая осень».

- И тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Левитана «Золотая осень».

- Цель урока: учиться видеть прекрасное в живописи и выражать свои эмоции в словах.

- Основные понятия, над усвоением которых будем работать: пейзаж, колорит, теплые цвета, холодные цвета, тема, идея.

- Эпиграфом к уроку является высказывание К.Паустовского: «В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет».

- Как вы понимаете слова Паустовского?

- Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф.

2. Из .нового.

- Слово о художнике .

1. – И сейчас мы послушаем сообщение о художнике.

2. – У Левитана несколько картин, воспевающих красоту осени. И об этом –следующее сообщение.

3. – Почему Левитана называют пейзажистом?

- Что значит пейзаж?

- Для чего художники пишут пейзажи?

3. Закрепление.

Описание картины «Золотая осень».

1. – Почему картина так называется?

- На стр. 15 учебника даны высказывания русских писателей и поэтов. Давайте их прочитаем.

- А теперь ещё раз объясните ,почему картина называется «Золотая осень», но для ответа используйте СС из прочитанных высказываний.

- Рассмотрите общий план картины. Что изображено?

- А в наших местах встречаются подобные пейзажи?

- Доказательством тому ,что вы сказали ,является стихотворение, которое написала ваша одноклассница, Пьянова И.

- Что изображено на заднем плане?

2. Описание деталей картины.

- Рассмотрите и опишите реку, изображенную на картине: воду, берега, прибрежные кусты.

- Как изображено осеннее небо?

- Опишите левый берег реки: березки и осинки, тени стволов, груды опавших листьев.

- Опишите березу, ивы, березовую рощу, всходы озимых на заднем плане.

Составление плана сочинения.

- Из каких частей состоит сочинение?

- Как в плане сформулировать вступление?

- Запишите первый пункт плана.

- О чем можно будет сказать в этой части сочинения?

- Как озаглавить основную часть?

- Какие подпункты?

- О чем скажете?

- Запишите СС: речка с пологими берегами; холодный цвет неподвижной воды; теплое золото листвы берез; побуревшая трава; панорама озимых полей.

- 2- й подпункт.

- О чем скажете?

- Запишите СС: листва золотом горит на солнце, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы.

- 3 -й подпункт.

- Какие эпитеты можно использовать из словаря эпитетов при описании реки? Неба?

- Что можно сказать в этой части сочинения?

Запишите СС: отражения в реке, тающее в небесной лазури облачко.

- 4- й подпункт.

- О чем скажете?

- Запишите СС: нарядная береза в пышном осеннем убранстве; ивы, неподвластные осеннему увяданию; озимые поля; ярко – зеленым пятном.

- 5 -й пункт.

- Что такое колорит? Какие цвета называются теплыми? Холодными?

- Так какие краски использует художник?

- Что можно сказать в этой части сочинения?

- Запишите СС: полон света; теплые светлые, жизнерадостные тона; праздник красок; золотое сияние ясного солнечного дня.

- О чем скажете в заключении?

- О чем скажете в этой части сочинения, станет ясно после работы с упр. 598.

- Выразительно прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подумайте, как можно озаглавить?

- А что такое тема? идея?

( Т: «Сила художника»

Идея : «Сила Левитана»

Заголовок : «Сила художника».)

- Так о чем можно будет сказать в заключительной части? Для ответа используйте слова, СС и предложения из упр. 598.

4. Итог.

- Чему научились за урок?

-Что понравилось?

– Что вызвало затруднения?

- Д/з : написать сочинение на черновике.

- Оценки

kk.docdat.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта