Развитие речи. Сочинение - описание по картине И.И.Левитана "Золотая осень". Сочинение описание по картине и левитана золотая осень
Сочинение-описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
Тема. Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Цели. 1). Обучающая – научить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, путём речевой подготовки предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинениях учащихся; правильно и точно употреблять прилагательные в речи.
2). Воспитывающая – воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи, чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование.
1). Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень».
2). Музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года».
3). Выставка иллюстраций об осени.
4). Портрет И.И. Левитана.
5). Переносная доска с материалами словарной работы.
6). Плакат с эпиграфом урока:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…»
(А.С. Пушкин)
7). Плакат с траекториями для расширения зрительно-пространственной активности.
8). Рисунки учащихся с осенними пейзажами. Гербарий. Пенёк с осенними листочками.
Ход урока.
-
Организационный момент. Психологическая установка на работу.
Успех любой работы зависит от настроения человека, от его желания каждый день узнавать что-то новое для себя. Положительным результат работы будет только тогда, когда каждый из вас сам захочет быть внимательным на уроке, захочет всё запомнить надолго, навсегда.
-
Сообщение темы и цели урока.
Существует старое присловье: «Картину нужно не только смотреть, но и видеть». Сегодня мы будем учиться видеть то, что изображено на картине.
Окружающая нас природа прекрасна. Но всегда ли мы эту красоту замечаем? Конечно, нет. Это зависит и от нашего настроения, и от развитости чувства прекрасного. Сегодня на уроке, обратившись к картине И.И. Левитана «Золотая осень», мы попытаемся проникнуть в мир прекрасного, очутиться там, где некогда бродил и любовался осенним лесом автор этой живописной картины.
-
Беседа с учащимися.
– Назовите времена года.
– Какое сейчас время года?
– Назовите осенние месяцы.
– Можно ли назвать золотой всю осень?
– Как называется осень в сентябре?
– В каком месяце бывает пора, которая называется золотой осенью?
– Как называется осень в ноябре?
-
Работа с пословицами, поговорками, загадками об осени.
– Какие пословицы, поговорки об осени вы знаете? Объясните, как вы их понимаете?
Лето со снопами, осень с пирогами.
Осенью и воробей богат.
В октябре и лист на дереве не держится.
Сентябрь холоден да сыт.
В ноябре зима с осенью борется.
– А теперь я предлагаю вам загадку:
Пришла без краски и без кисти
И перекрасила все листья.
infourok.ru
Урок русского языка. Сочинение - описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Урок в 4 «А» классе. Учитель Бабанова Л. Н.
Тема: Сочинение - описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель: 1 .Учить описывать картину.
2.Формировать умение строить текст в определённой композиционной форме,
Определять основную мысль сочинения, путём речевой подготовки предупреждать
недочёты и грамматические ошибки в сочинениях учащихся.
3.Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
4.Воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей
действительности и произведений живописи.
Ход урока:
1.Организационный момент.
( звучит музыка, музыкальный альбом «Времена года»)
- Здравствуйте уважаемые гости! Рада Вас приветствовать на нашей выставке. Я надеюсь, что Вы
получите массу впечатлений и удовольствия, т. к. увидите замечательную картину Исаака Ильича
Левитана «Золотая осень». Я очень надеюсь, что наши юные корреспонденты и критики (которые
присутствуют здесь) напишут прекрасный отзыв об этой картине. Корреспонденты и критики - это
люди, которые должны много знать. Уметь описать или рассказать в интересной, доступной для
читателей форме.
2.Вступительная беседа.
-Уважаемые гости, скажите, пожалуйста, какие новые краски появляются осенью?
-А как красоту осени можно сохранить даже зимой? Надо собрать гербарий, сфотографировать,
нарисовать.
-А ещё можно написать стихи. Послушайте стихи об осени поэтов нашей страны.
Под музыку дети читают стихи.
-Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою резьбой. Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца, Лес пахнет дубом и сосной...
. (И. Бунин)
-Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора
-Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал молот, Теперь уж пусто всё- простор везде, Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь.
И льётся чистая и первая лазурь
На отдыхающее поле.
(Ф. Тютчев)
Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета, Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто - розовый - кленовый.
(В .Авдиенко)
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца, Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном.
(А. С. Пушкин.)
Осень.
Сеется дождь, как просо Деревья в стеклянных росах. Как будто всё очень просто, Пришла обычная осень.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Всё в мире, как прежде просто. Вокруг тополиная проседь, Листвы тополиная проседь,
Деревья в стеклянных росах
(Ал Бурьянов - поэт Челябинской области)
-Осенняя природа очаровывала и восхищала не только поэтов, но и художников. Многие художники с
огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу.
Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи.
-Уважаемые гости, скажите, пожалуйста, что обозначает слово пейзаж?
Пейзаж - реальный вид, какой либо местности (на доске слова, значение объясняют сами
дети).
Пейзажист - человек, который рисует пейзажи.
-Кто может рассказать нам об этом художнике?
Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зотничества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он
написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело, используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают у нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.
З.Рассматривание репродукции картины.
-Сейчас мы рассмотрим репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень». Что обозначает слово
репродукция?
Репродукция - воспроизведение рисунка картины, печатного текста и т.д. средствами полиграфии или
фотографии.
-Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать
нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
-Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
Какие краски использует художник?
-Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине,- в начале осени или в конце? В сухую или
дождливую погоду?
-Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья остаются зелёными?
Покажите на картине.
-Что вы видите слева на высоком берегу?
-Что изображено справа?
Что на переднем плане картины?
-Прямо ли течёт река или меняет своё направление? Что растёт около берега реки? Почему вода
вначале реки тёмная, а дальше она становится светло - голубой? Различается ли цвет неба на переднем и
заднем плане? Почему крестьянские домики такие маленькие? Что вы видите около них?
на какой - то срок устанавливается сухая и тёплая погода, то появляется чувство бодрости,
жизнерадостное настроение. Очарование огненно - золотистого и багряного цветов на картине «Золотая
осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник даёт нам
возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной силе, в золотом сиянии тихого
солнечного дня.
Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского композитора Петра
Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Один из
отрывков вы слышали в начале урока.
4.Речевая подготовка.
- Подберите синонимы к словам:
Художник - (живописец, пейзажист, мастер кисти).
-Создаёт - (пишет).
-Картина - (полотно, репродукция).
-Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно - синий, бледно - голубой, коричневый).
-Найдите не точно употребленное слово и замените его: Солнечные лучи ярко греют /освещают) природу. Молодые берёзы сплошь накрыты (покрыты) золотистой листвой. Розовые лёгкие облака плавают (плывут) по нежно - голубому небу.
-Обратите внимание на правописание слов:
Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.
5.Составление и запись плана.
-Какое время года изображено на рисунке? -Какое впечатление производит оно на вас? -Что вы видите на переднем плане? Вдали?
-Какие цвета преобладают в пейзаже?
-Что вам понравилось в полотне Левитана?
6. Самостоятельная работа.
-А сейчас вам предстоит проявить своё творчество. Каждому из вас нужно описать картину, рассказать о ней так, чтобы читающим ваш текст, захотелось увидеть это произведение искусств.
-Вспомним, что такое текс? Какие виды текста бывают? Какой вид текста будет у нас? - (Написание первого варианта сочинения).
(Дети зачитывают свои варианты)
7.Домашнее задание.
-Отредактировать, написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.
-Спасибо всем за работу.
infourok.ru
Развитие речи. Сочинение - описание по картине И.И.Левитана "Золотая осень"
Урок развития речи
Тема. Сочинение – описание по картине И. И Левитана «Золотая осень».
Цель. Формировать умения писать сочинения - описания по картине, подбирать подходящие слова, сравнения, признаки предметов, связно и последовательно излагать свои мысли. Развивать языковые навыки, творческое воображение. Воспитывать любовь к природе, к живописи.
Оборудование. Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»,
И.Остроухова «Золотая осень», грамзапись «Времена года »П.И.Чайковского, стихи об осени русских поэтов, рисунки детей.
Ход урока
Организация класса
Пожелаем всем успеха. Улыбнёмся, пусть хорошее настроение нам поможет.
2.Актуализация опорных знаний
Сейчас мы начинаем путешествие в мир прекрасного, в мир осенней природы. А поможет нам в этом искусство: музыка, поэзия, живопись. Каждый художник видит осень по – своему. Один берёт отдельный эпизод осеннего пейзажа. Такая картина называется одноплановая. А те пейзажи. Где изображено пространство, где есть линия горизонта, где художник показывает богатство цветов, называется многоплановой.
-Вот посмотрите на эти две картины. Они одноплановые или многоплановые? ( Показываю многоплановые картины). Докажите (Далеко простор виден, речка, берег, лес).
- А вот эта? (И. Остроухов «Золотая осень»).
Одноплановая. Только деревья видим. И эта картина, и те называются «Золотая осень». Почему они имеют такое название?(Основной цвет- жёлтый).
3.Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке вы познакомитесь с художником- пейзажистом, певцом русской природы И.И. Левитаном и его картиной «Золотая осень». Будем учиться писать сочинение - описание по картине.
4. Работа над темой урока
4.1.Историческая справка
Художник Левитан прошёл трудный жизненный путь. Ещё мальчиком он остался круглым сиротой. Сам добился зачисления в Московское художественное училище. Здесь он нашёл своё признание. Один из его товарищей писал: «Пойдём мы на этюды возле Москвы, блуждаем, блуждаем, так ничего и не найдём. А Левитан сядет возле первой лужи, которая попадёт ему на глаза и принесёт чудесный мотив для пейзажа».Этот художник был у нас в Крыму. Дружил с Чеховым, подолгу гостил у него в Ялте. Но любил среднюю полосу России. На его картинах – русские просторы. Наших крымских пейзажей нет. Менее чем за сорок лет Левитан успел создать очень много красивых и интересных произведений живописи. Одним из лучших полотен является «Золотая осень». Вот репродукция этой картины. (Демонстрируется). А сама картина находится в Третьяковской галерее.
- А что такое репродукция? (Отпечаток, копия, фотографическое или полиграфическое отображение произведений искусства).
4.2.Рассматривание репродукции картины
(Несколько минут рассматривают дети).
4.3.Аналих живописного полотна
- Как называется картина? Кто её автор?
Любая картина имеет да плана: передний и задний. На переднем крае изображают то, что ближе к нам.
- Что вы видите на переднем плане этой картины?( Ответы детей).
Правее Левитан разместил небольшую речку, которая спокойно несёт свои воды.- А что говорит о том, что речка осенняя?(Тёмная вода).
Левее видно поляну молодого берёзового леса. Небольшой холм. Трава на нём пожелтела. С некоторых берёз облетела листва. Но не все берёзки сбросили свою одежду. Они ещё красуются в золотом наряде.
А на дальнем плане ярко – оранжевая листва выглядит горящим пламенем. А какая деталь особенно выделяется на дальнем плане?(Берёзка).Она похожа на принцессу в оранжевом платье. На горизонте – хвойный лес. Тёмно – зелёный цвет очень красиво выделяется на оранжевом фоне. Обратите внимание на небо. Чем оно не похоже на летнее? ( Летом оно голубое, бездонное, а осенью – тёмно-синее.)
- Какая погода на картине?(День солнечный, теплый).
Какие краски использовал художник? (Тёплые, яркие. Преобладает жёлтый цвет и его оттенки).
Какое настроение создаёт картина?( Настроение радости, бодрости).
4.4.Физкультминутка
4.5.Стихи об осени
Осень изображают не только художники, но и поэты. У Пушкина осень была любимое время года. ( Дети читают 2 -3 стихотворения об осени.)
К. Бальмонт
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
И. Бунин
* * *
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
А. Пушкин
ОСЕНЬ
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сёнях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
- Какое стихотворение более созвучно с этой картиной?
4.6.Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года»
- Какое настроение вызывает эта мелодия? Что вы почувствовали?
Октябрь – это период, когда природа собирается на отдых. Чувствуется спокойствие, умиротверённость.
4.7.Выставка рисунков учеников
Многие из вас тоже владеют настоящим художественным вкусом. Посмотрите, какую красоту вы нарисовали. Какое разнообразие красок, цветов!
-Какой рисунок вам больше всего понравился? Почему?
4.8.Орфографическая подготовка
Чтобы вам легче было описывать картину, я предлагаю опорные слова.
Неширокая лесная река с тёмно – синей водой,
Холмистый левый берег;
Пожухлая жёлто – зелёная трава;
Тоненькие, как свечи берёзы;
Жёлто – оранжевый наряд;
Одинокая нарядная берёзка;
Как вспыхнувшие факелы деревья;
На дальнем горизонте слева группа хвойных деревьев;
Низкое осеннее небо с белыми облаками;
Веет осенней свежестью;
Мне понравилось;
- Пригодятся вам эти слова? Посматривайте на них, когда будете писать сочинение.
А начать картину можно так:
На картине Левитана «Золотая осень» изображена самая прекрасная пора – середина осени. Или так:
Перед нами картина Левитана «Золотая осень».
5. Работа в группах. Устное описание картины.
6. Запись сочинения в тетради.
7.Чтение по желанию учеников своих сочинений.
8. Итог урока
- Какую картину мы описывали? Кто её автор? Понравилась она вам?
В картинах Левитана природа, как живая. И каждый из нас, глядя на его картины, понимает, что это всё живое, близкое к его сердцу.
infourok.ru