Центр развития ребёнка - детский сад №5 «Березка». Рассматривание картины и левитана березовая роща доу


"Берёзовая роща"

Конспект  НОД по художественно-эстетическому развитию(Аппликация  обрывная с элементами декоративного рисования)в старшей группе ДОУ( С использованием ИКТ)Коллективная работа

"Берёзовая роща"

Воспитатель МБДОУ ДС №7 "Солнышко"    

Звенигородская Наталья Евгеньевна         

г. Белая Калитва                         

 

Цель: Вызвать у детей интерес к изображению берёзки по мотивам  лирического стихотворения.Задачи:Образовательные:  Учить сочетать разные изобразительные техники для   передачи    характерных особенностей кроны (аппликация) и стройного  белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками (аппликация и  рисование).  Развивающие:  Совершенствовать технические умения. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, содержание и средств выразительности живописи. Воспитательные: Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней. Воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие.  Воспитывать аккуратность, желание работать с бумагой.Предварительная работа:  Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций с пейзажами.  Беседа о берёзовой роще. Подготовка композиционных основ для детей. Экскурсия в парк – наблюдение за берёзами. Разучивание стихотворений о берёзе.Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги разного цвета и размера для фона, цветная бумага для изображения берёз (зелёная разных оттенков, белая), ножницы, кисти, белая и чёрная гуашь, стаканчики с водой, цветные карандаши, коробочки для обрезков, салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные образцы для показа детям способов оформления кроны берёзок в технике обрывной аппликации (цельный силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины, модульная аппликация из мелких кусочков бумаги, из рваных полосок и т.д.) Проектор, компьютер.Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

 

Содержание НОД

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о дереве, которое издавна почитаемо на Руси. Разбежались по опушкеВ белых платьицах подружки.О каком дереве загадка?  (ответы детей) Конечно, это берёза. Посмотрите  (обращает внимание детей на листья разложенные полукругом на ковре),  какие берёзовые листочки принёс нам ветер. Выберите, понравившийся лист, и встаньте около него. Дети, а кто из вас знает, как называется лес, в котором растут только берёзы?Дети: Такой лес называется «Берёзовая роща»Воспитатель: Да, вы правы, это берёзовая роща. А вы хотели бы отправиться в берёзовую рощу?  (ответы детей)Я знаю волшебные слова, которые помогут    нам отправиться в берёзовую рощу.Ножками топнем,В ладоши хлопнем.Вокруг себя повернёмся,Дружно за руки возьмёмся.Глаза закроем, скажем: «Ах!»И окажемся в гостях.Слайд-шоу   «Берёза – русская красавица» (картины знаменитых художников)  Берёза является символом России. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Берёзки, словно подружки в нарядных платьицах, стоят парами, наклонившись друг к другу, будто о чем-то шепчутся. Стволы берёз покрыты белой берестой, а тонкие веточки наклонены вниз. Любит наш народ красавицу берёзку.Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины И. Левитана «Берёзовая роща»и читает стихотворение В. Набокова «Берёзы»:

 

Стволы сквозь лёгкое зелёное сияньеБелеют, тонкие, и воздух освежёнГрозой промчавшейся.Чуть слышный перезвон.Дробится надо мной  чуть слышное журчанье.И по невидимым качается волнам.Трава, вся в теневых лиловых паутинах,Вся в ослепительных извилинах, а там.Меж светлых облаков, роскошно лебединыхСтруится радуга и смутно с высотыМне улыбается, в лазури нежной тая.Такая нежная, невинная, святая.Что, умилённые, склоняются листы.Роняя длинные сверкающие слёзы, -И это жизнь моя, и это край родной. Родная красота...И льётся надо мной Сиянье лёгкое, зелёное, - берёзы...

 

Проводится краткая беседа по содержанию стихотворения. Воспитатель:  Сами видите, какая она наша русская берёзка. Давайте скажем, какая же она? Дети:  Стройная, красивая, беленькая, белоствольная, гибкая, прекрасная, кудрявая. Воспитатель: А вы хотите, чтобы у нас в группе «выросла» красивая берёзовая роща?  (ответы детей) Воспитатель: Я вам предлагаю  самим создать красивую  картину  с русскими красавицами – берёзками, но для этого нам надо вернуться в детский сад.Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.Вокруг себя повернёмся,Закроем глаза и в садик вернёмся.Дети рассаживаются за столы.Воспитатель поочерёдно показывает детям разные варианты оформления кроны в технике обрывной аппликации и просит детей самостоятельно определить способ: Цельный силуэт, который можно сначала нарисовать и потом не вырезать ножницами, а общипать пальчиками по нарисованному контуру; Крона дерева из кусочков рваной бумаги разной величины; Дерево из рваных полосок разной длины и ширины; Модульная аппликация из мелких кусочков бумаги; Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать технику (или сочетать разные способы обрывной аппликации) и при желании оформить веточки берёзы декоративными элементами. Работа детей Напоминание правил пользования ножницами, клеем.

 

 Физминутка «Берёзки»Выросли берёзки в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) Каждая старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже стройные  стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед – Так берёзки ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

 

 Индивидуальная работа с детьми по мере затруднений. Выставка детского творчества по теме «Берёзовая роща»Воспитатель:  Вы замечательно справились с заданием, у нас получилась настоящая березовая роща.   (По желанию дети могут добавить на картину солнце, облака, траву, цветы…)В конце занятия вручаются медальки в виде листочков разных деревьев На прогулке проводится игра с медальками « С какой ветки детки».   

 

 

 

natalyazvenigorodskaya.ru

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колосок»

Конспект НОД в старшей группе

по ознакомлению с пейзажной живописью

с использованием картины И. И. Левитана

 «Золотая осень».

Воспитатель первой квалификационной категории:

Сабирьянова А.А.

п. Октябрьский

2017 г

Программное содержание.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности.

  • Учить отвечать на вопросы, используя в речи сравнения для характеристики состояния природы.

  • Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.

  • Познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе.

Развивающие:

  • Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

  • Развивать образную речь детей при описании природы, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей любовь, чуткое эстетическое отношение к природе, интерес к произведениям живописи.

  • Воспитывать интерес к процессу рисования.

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетические; социально – коммуникативное; познавательное развитие; физическое развитие; речевое развитие.

Активизация словаря: березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, пейзаж.

Предварительная работа:

Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке.

Материалы: мольберт, картина И.И. Левитана «Золотая осень»; альбомные листы, краски, гуашь, баночки с водой, восковые мелки, ватные палочки, клеёнки, салфетки, кисточки, осенние листики.

Деятельность (речь)

воспитателя

Деятельность (речь) детей

Планируемые результаты

Вводная часть

Основная часть

Заключитель-

ная часть

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй, небо, голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, День!

Нам здороваться не лень!

Ребята, сейчас очень красивое время года, как оно называется? Сегодня мы с вами побеседуем об этой чудесной поре. Послушайте пожалуйста стихотворение Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, —

Это платье золотое

У берёзы на плечах...

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

Ах, как дивно сказала об осени поэт, превосходно описала красоту осени! А как художники могут выразить свои чувства? Конечно, написать картину. Много художников посвятили свои картины этому времени года. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть репродукцию картины, которую написал Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». (Открывается репродукция картины и дается возможность детям самим полюбоваться ей, в это время не очень громко звучит фрагмент осенней песни из цикла «Времена года» П.И. Чайковского).

Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? Какое настроение вызывает эта картина у вас?

Да, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с теплом и солнцем. Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник изобразил несколько деревьев. Что это за деревья?  А на дальнем плане, видна группа берёзок. Ребята, как называют такую группу берез? Правильно, ее называют «берёзовая роща».  Деревья далеко, поэтому художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.  А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее. Справа от речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». А за ней хоровод зелено – коричневых деревьев. Какого цвета небо изобразил художник? На что похожи листья? А если листья в воде, то они похожи на золотых рыбок.

 Ой, ребята, что такое? (Шум листьев). Осенние листочки хотят с вами поиграть. Но где же их найти? Правильно под деревьями. Жёлтые листочки под берёзкой, красные под рябинкой.

Представьте, что мы с вами листочки.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер -полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Что могут делать листочки? (летать, кружиться, падать).

Возьмите, пожалуйста каждый по листочку и положите его на ладошку. Теперь подуем на него как дует маленький ветерок, чтобы наш листочек чуть –чуть пошевелился. А теперь подуем как сильный ветер. Что случилось с нашими листиками?

Ребята, посмотрите на картину и скажите: чего больше на картине – неба или земли? Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть.

Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше.  А какие чувства вы испытываете, глядя на картину? Какое у вас настроение?   

Молодцы. Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.  А как называют картины, на которых изображена природа?

Ребята, как вы думаете, почему художник назвал картину «Золотая осень»? Если бы вы были художниками, как бы вы назвали картину? Вы бы хотели написать картину?

Представьте, что мы с вами юные художники, попробуем нарисовать золотую осень.  Но рисовать мы будем необычным способом. Покрасим листик от дерева гуашью или краской и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем мелком ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков. Какие цвета мы будем использовать для рисования золотой осени?

Пока вы рисуете, я включу «осеннюю»

музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»).

Полюбуйтесь своими рисунками, вам удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.

Какую картину мы сегодня с вами рассматривали? Как называется эта картина? Назовите имя, отчество и фамилию этого художника. Какое время года изобразил Левитан? Что красивого увидел художник в осени? Вам понравилась картина? Почему она понравилась вам?

Выполняют движения руками, здороваются.

Отвечают на вопрос, слушают стихотворение.

Высказывают своё предположение.

Рассматривают картину, отвечают на вопросы

Делятся впечатлениями.

Дети высказывают своё мнение (берёзовая роща).

Сравнивают листья (листья похожи на золотые кружочки, разноцветных мотыльков, на летающих жёлтых бабочек).

Слушают шум осенних листьев.

Выполняют различные движения.

Подбирают глаголы.

Выполняют дыхательную гимнастику «Ветерок».

Дети отвечают на вопрос (земли).

Рассматривают картину, высказывают своё мнение.

Определяют какие тона использовал художник.

Высказывают свое мнение (пейзаж).

Предлагают свои варианты. Высказывают своё желание.

Слушают музыку, рисуют.

Делятся своими впечатлениями.

Организация детей к совместной деятельности.

Умение слушать.

Умение внимательно рассматривать картину.

Умение высказывать своё мнение.

Умение сравнивать.

Снятие эмоционального и психологического напряжения.

Умение подбирать глаголы.

Умение анализировать.

Умение определять тона.

Умение создавать рисунок нетрадиционным способом.

Умение отображать свои впечатления на рисунке.

Умение высказывать своё мнение.

infourok.ru

Развитие речи детей через рассматривание иллюстраций и картин о природе

Консультацию подготовила воспитатель Червонцева Елена Петровна

Развитие речи детей через рассматривание иллюстраций и картин                                                      о природе

          Основным методом развития речи в общении с детьми является метод свободного диалога, монолога, высказываний ребенка.

            Как же происходит развитие речи детей через изобразительное искусство?  Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных граней является живопись.                                                                                                                           Живопись должна вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес. 

        Выделяют три жанра живописи: натюрморт (знакомят детей младшего возраста, 3-4 лет), пейзаж (дети среднего и старшего возраста) и портрет (дети старшего возраста).

    Мир, который раскрывает натюрморт, т.е. «крупный план», - это мир человека и его взаимоотношение с предметами.

         На первом уровне, самом низком, ребенок радуется  изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу предмета.

        Второй уровень – это  когда ребенок начинает не только видеть, но и осознавать то, что видит (цвет, цветовые сочетания  предметов и явлений).

На третьем, самом высоком уровне дети старшего возраста  способны видеть форму и композицию, а так же понять  замысел художника.

Что рассматривают дети младшего возраста? Это однопорядковый (одновидовывй) натюрморт: только овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы  (Например: И.Репин «Яблоки», И.Левитан «Сирень»). На картине могут быть изображены предметы быта – посуда, инструменты,  разное питье (Например: В.Стожаров «Хлеб. Квас»).

К сюжетным натюрмортам можно отнести натюрморты с изображением птиц, зверей, человека или натюрморты с включением в них пейзажа (Например: Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»). Главными героями являются предметы, которые подаются «крупным планом», чтобы видеть всю красоту и яркость.

Первым натюрмортом  может быть натюрморт «Клубника» П.Кончаловского.

В предварительной  работе можно посмотреть с детьми, как растет клубника (земляника), как зреют на солнышке ягоды. Собрать немного спелых ягод, на тарелочку положить зеленые листочки, сверху ягоды. Полюбоваться, обратить внимание на сочетание красного, зеленого и белого цвета, понюхать аромат ягод, дать попробовать на вкус, прочитать стихотворение о землянике:

Я капелька лета на тоненькой ножке.                    Кто любит меня, тот и рад поклониться,

Плетут для меня кузовки и лукошки.                     А имя дала мне родная землица.

В этот день дети могут сделать аппликацию из готовых предметных форм (ягоды, листья, тарелочка). На следующий день рекомендуется рассмотреть картину. Воспитатель обращает внимание на художника, который увидел красивые ягоды и решил нарисовать их на картине. На столе  под открытым небом в белой глубокой тарелке много только что собранных красных, спелых, сочных ягод. И у каждой оставлен зеленый хвостик, чтобы было удобнее их брать. Рядом с белой тарелкой лежит большой зеленый листочек, а на нем несколько ягодок.  Он специально положил ягоды на зеленый листочек. От этого ягоды кажутся особенно красными, спелыми. Обратить внимание на то, что перед тарелкой лежит веточка с ягодами, чтобы полюбоваться этими красивыми капельками.

Предложить нарисовать крупные красные ягоды с зелеными хвостиками.

Второй вид жанра живописи – это пейзаж  (фр. слово – местность, страна). Он  является одним из самых эмоциональных и лирических жанров изобразительного искусства.

ПЕЙЗАЖ

Если видишь: на картине                   Или снежная равнина,

Нарисована река,                                 Или поле и шалаш,

Или ель и белый иней,                        Обязательно картина

Или сад и облака,                                 Называется «пейзаж».          М.Яснов

Предметом изображения является  природа, ее свойства (время года, суток, погода).

Знакомить детей с пейзажной живописью начинают с  4-5-летнего возраста (средняя группа). Дети рассматривают пейзажи, в которых ярко представлены  сезонные проявления природы (осень, зима, весна, лето, сельский, городской пейзажи). Какие картины предлагают нам для рассматривания в данном возрасте?

- Осенняя тематика. Это рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка».

- Зимняя тематика.  Это рассматривание картины И.Шишкина «Зима» .

- «Весна пришла».  Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить не только пейзажи времен года, но и изображение  природы в сезонных состояниях  (начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания,  о которых  могут получить из других источников:  литературы, кино (морской, горный, пейзажи).

Усложняются и выразительные средства живописи – колорит, композиция, рисунок самой картины. Например: «Осенние мелодии». Сравнительное  рассматривание трех репродукций художественных  картин «Золотая осень» художников И.И.Левитана, В.Д.Паленова, И.Остроухова. Тема одна « Осень», но подход разный. Во всех картинах чувствуется легкая грусть прощания с летом, теплом и солнцем, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой. Можно рассмотреть теплые тона красок. Как замечательно сказал об этом А.С.Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

Зимние напевы. Какая она зимушка-зима? Беседа и рассматривание картин «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э.Грабаря (картина красочная, яркая), «Зима» И.И.Шишкина (чувствуется спокойствие, природа спит).

Через рассматривание картины необходимо развивать речь детей. Именно словом необходимо  описать картину, увидеть и отметить особенности пейзажа (цветовую гамму (колорит), формат полотна (горизонтальный, вертикальный), построение плана (близко-далеко), выделить главное.

На что необходимо обращать внимание в процессе развития речи через рассматривание иллюстраций, картин о природе?

  1. На подбор методов, приемов для создания интереса, мотивации к речевой деятельности детей с первых минут занятия и обеспечивать сохранение до окончания занятия (использование стихов, сюрпризных моментов, прослушивание музыки).
  2. Обращать внимание на формирование умений по составлению рассказов по картине; обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной (включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения).
  3. После прослушивания рассказов предлагать детям выбрать лучшие рассказы и объяснить свой выбор.
  4. Всегда предлагать детям четкий план рассказа или образец рассказа воспитателя.

      Какие смысловые ошибки в развитии речи допускают дети при рассматривании  и составлении рассказов по картине и иллюстрациям?

      1.Дети затрудняются в установлении связей между предметами, действиями, явлениями.

      2.При рассказывании всегда требуют помощи взрослого, повторяют рассказы товарищей.

      3.Беден словарный запас (необходимы упражнения, дидактические игры, например: густой лес, он же дремучий, непроходимый, темный; Что делает медвежонок? (идет, подбирается, крадется). Какой медведь? (доверчивый, несмышленый, глупый).

  1. Не всегда дают правильный ответ на поставленный вопрос. Поэтому следует задавать наводящие вопросы.
  2. Не пользуются планом рассказа воспитателя, не используют разные варианты ответов.

Рассмотрим картину И.И.Шишкина «Зима» в среднем и старшем возрасте.

Программные задачи в средней группе: Вызвать у детей радостные чувства от прихода красавицы-зимы, эмоциональный отклик на настроение картины, воспоминания о собственном опыте восприятия  зимнего пейзажа. Обогатить речь эмоционально-эстетическими терминами.

Подготовительная работа: Наблюдение зимних пейзажей на иллюстрациях, репродукциях картин художников, чтение, разучивание стихов о зиме, пение песен.

Ход занятия: Воспитатель и дети беседуют о зиме. Дети говорят признаки зимы, о том, что ждали белоснежную красавицу, наблюдали как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки. Какие они? (холодные, разные, нарядные). Снег белым пушистым ковром покрыл  всю землю. Какой снег в мороз? (скрипучий, сыпучий, легкий, пушистый, он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами). Снег даже пахнет. Чем? (запахом мороза). Художники, композиторы,  поэты писали о зиме свои произведения, они любуются этим временем года. Вот как сказали поэты о зиме:

Здравствуй, гостья зима!                  Здравствуй, русская молодка, раскрасавица-душа,           

Просим милости к нам                      Белоснежная лебедка,         

Песни севера петь                             Здравствуй, матушка-зима!      (П.Вяземский)  

По лесам и степям.  (И.Никитин)

Воспитатель:

- Вот мы отправляемся в сказочный лес (использовать игровой момент, колдовство). Предложить рассмотреть картину «Зима» И.И.Шишкина и приступить к беседе по картине.

- Что вы слышите? (тишину).

Тишина! – шепнула белая поляна,

Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.                                 С.Черный

- Что еще вы слышите? (вот упал снег с ветки и снова тишина), предложить постараться пофантазировать.

- Чем пахнет снег в лесу? (морозом, корой деревьев, ароматом леса).

- Как в лесу? (свежо, холодно, морозно).

- Какой лес? (дремучий, большой, непроходимый).

Дети описывают деревья:

- Огромные ели, ветви расположены высоко и маленькие елочки, покрытые снегом.

- А что это лежит под снегом? (упавшее дерево).

- Много ли снега в лесу? (очень много).

- Какой он? Какого цвета? (пушистый, белый, еще чуть голубоватый, а где попадает солнце, снег окрашен в желтоватые тона).

- Мы с вами стоим близко к деревьям, поэтому вершин деревьев не видим.

- Посмотрите внимательно: есть ли в лесу еще кто-то живой? (увидели птицу).

- Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

В старшем возрасте обращаем внимание на выразительность средств живописи: цветосочетание, рисунок, композицию построения картин. Развиваем эстетический вкус, обогащаем словарь детей  новыми терминами.

Ход занятия: Воспитатель проводит беседу об осени: «Отшумела ярко-желтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Холодно, дождливо, грязно. О каком периоде осени я рассказала? (о поздней осени). Прошел и ноябрь. Короткие серые дни,  леса стоят полупустые «грустят по птичьим голосам», но –

Вот север, тучи нагоняя,                                    

Дохнул, завыл – и вот сама                              

Идет волшебница зима.                      А.С.Пушкин.               

- Начинает зиму декабрь. Он очень капризный месяц: выпавший снег смывается неожиданным дождем, ветра наметают сугробы. Меняется наше настроение: выпавший снег радует нас своей белизной, то вдруг растает и становится грустно, тоскливо.  Вот опять повалил густой, пушистый снег, становится радостно, весело, празднично:

Белый снег пушистый                                   И под утро снегом

В воздухе кружится                                       Поле забелело

И на землю тихо                                             Точно пеленою

Падает, ложится                                              Все его одело.                  И.Суриков

    - Рассмотрим картину  И.И.Шишкина «Зима».

    - О чем картина? (о зиме в лесу).

    - Что порадовало художника? (красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).

    - Какой лес? (старый, дремучий, непроходимый  – «еловый бор»).

    - Какие ели? (огромные, с мощными толстыми стволами, ветви качаются высоко наверху. Это лесные богатыри).

    - Чуть дальше, что мы видим? (частый лес, чащобу – не проберешься сквозь нее).

     - Что мы видим под снегом на земле? (огромные стволы упавших старых деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали).

     - Есть ли тут маленькие елочки и кусты? (да, они чуть виднеются из-под снежных шубок).

     - Что больше всего привлекло внимание художника? (снег в этом еловом лесу).

      - Какого цвета снег? (коричневато-белый – это от коричневых стволов деревьев, а где глубокие тени, он еще и голубоватый. В просвете между деревьями  луч  солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в желтоватые тона).

     - Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? (он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы).

      - Художник хотел обратить наше внимание на то, что находится внизу. А внизу все погружено в тень.

       - Какая погода? (холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, замерло, даже воздух застыл).

      - А какая стоит тишина? Вы чувствуете?  (ничто не шелохнется):

Чародейкою зимою                           И под снежной бахромою,

Околдован, лес стоит –                     Неподвижною, немою,

                                                                         Чудной жизнью он блестит.          (Ф.Тютчев)                       

        - Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? (птицу, и  кажется, будто она заснула).

        - Картина тихая, спокойная.  (Дети слушают отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима»).

      В старшем возрасте рассматриваются  понятия как линия горизонта, формат картины.

Формат картины имеет большое значение для создания художественного образа, для передачи главной мысли художника, его чувства и переживания.

 Горизонтальный формат полотна передает спокойствие, тишину, задумчивое лирическое настроение.

Вертикальный формат полотна позволяет передать величие, стремление вверх, значимость, стройность объекта. Необходимо развивать у детей умение высказываться по поводу увиденного, используя образные слова, выражения.

Например: Картина Грабаря «Февральская лазурь» вертикального формата.

- На что хотел обратить внимание художник? (на красоту белых берез на фоне февральского ярко-голубого неба). Он писал: «Когда я взглянул на березку снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью». Можно включить отрывок пьесы «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

Таким образом, для пейзажной живописи характерны свои средства выразительности, свой язык. Мы, педагоги, должны помочь детям глубже понять тот или иной художественный образ, понять смысл картины, то, что хотел донести до нас художник, почувствовать настроение. Научиться наслаждаться цветовой гаммой, игрой красок, их оттенками.

 /uploads/3000/2396/section/262343/Rassmatrivanie_kartin.doc?1498150446538

20 апреля 2017

krasnoznamenskdou5.edumsko.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта