Ознакомление с искусством: И. Левитан «Золотая осень» (старшая группа). Рассматривание картины золотая осень левитана в старшей группе


НОД по ОО"Речевое развитие" на тему "Золотая осень"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №103 «Тургай»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

ОО «Коммуникация»

Тема: «Составление рассказа по картине «Золотая осень»

Воспитатель: Гаттарова Ф.М.

Набережные Челны

2014 год

Тема: «Золотая осень»

Образовательная область: ОО «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цель занятия: способствовать развитию умения составлять рассказ по пейзажной картине, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния природы.

Задачи:

Образовательные задачи: закреплять представление детей об осеннем времени года; продолжать знакомить с творчеством художника Исаака Левитана; развивать речь, обогащать словарный запас именами прилагательными.

Развивающие задачи: развивать произвольное внимание, умение видеть конкретную деталь на общем фоне.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, чувство любви в родной русской природе, восхищение ее красотой.

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями природы, рассматривание картинок осени, составление рассказа во время прогулок.

Словарная работа: активный словарь: художник, пейзаж, осень, золотая, березовый-березового, дубовый-дубового, кленовый-кленового;

пассивный словарь: Исаак Левитан, голубое, ясное, высокое, чистое, безоблачное, весеннее, теплое, яркое, холодное, узкая, невысокая, бело-голубое, лазурное.

Индивидуальная работа: помощь при выполнении заданий по согласованию существительного и прилагательного в родительном падеже на интерактивной доске Алле, Тане, Валере.

УМК: деревья-агачлар, листья-яфраклар, желтый-сары, красный-кызыл.

Материалы и оборудование: репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень», картинки с изображением осени, листочки: кленовые, березовые, дубовые, макет березы, интерактивная доска, ноутбук.

Формы, методы и приемы: сюрпризный момент- приход персонажа Осень, вопросы к детям, объяснения, поощрения, здоровьесберегающие технологии, работа на интерактивной доске, индивидуальная работа.

Структура ООД:

  1. Вводная часть: организационный момент (1-2 минуты)

  2. Основная часть: (15-20 минут): сюрпризный момент, рассказывание стихотворений, физкультминутка, вопрос-ответ, педагогическая оценка воспитателя, указания, напоминания.

  3. Заключительная часть: (2-3 минуты): рефлексия, (анализ проведенной ООД), поощрение.

Содержание образовательной деятельности:

Дети заходят в группу под песню «Здравствуй осень золотая!»

Воспитатель. Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришли. Поздоровайтесь с ними.

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. А теперь поздоровайтесь на татарском языке.

Дети. Исәнмесез.

Воспитатель. Балалар хәлләр ничек?

Дети. Әйбәт, рәхмәт.

Воспитатель. Ребята посмотрите, как красиво украшена наша группа. Что вы видите? (ответы детей)

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (об осени).

(Дети проходят в группу и садятся на стулья полукругом).

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (осень)

- Что случилось с деревьями? (пожелтели листья и опали)

- Какое небо? (облачное)

- Что происходит с воздухом? (воздух стал влажным, холодным)

- Что делают птицы? (улетают в теплые края)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Сколько всего осенних месяцев? (три)

Сюрпризный момент

Раздается стук в дверь, заходит Осень.

Осень. Здравствуйте, ребята! Я проходила мимо и услышала, как вы разговаривали обо мне, и решила зайти к вам в гости.

Воспитатель. Ребята, а вы догадались, кто это? (ответы детей)

Дорогая Осень, дети хотят рассказать тебе стихи.

Злата. Дарит осень чудеса,

Да еще какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

София. Листьев желтый ливень,

Солнце ниже сосен.

Шепчет ива иве:

«Осень. Снова осень!»

Валерий. Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко – желтым цветом

Землю разукрасила.

Осень. Ребята, оказывается, вы так много знаете обо мне, я очень рада этому и хочу сыграть с вами в игру. Игра называется «Какая осень?»

(На фланелеграф прикрепляется макет дерева-березы, на него наклеены листочки, дети отрывают по одному листочку с макета березы и называют имя прилагательное, характеризующее осень: холодная, дождливая, яркая и т.д.).

Ребята, вам понравилась игра? (Да)

Воспитатель. Спасибо тебе, Осень, за игру. Ты посиди и понаблюдай за нашими ребятами, а мы продолжим.

Представьте на мгновение, что вы - осенние листочки. (Дети встают со своих стульчиков и друг за другом заходят в спальню, воспитатель раздает каждому ребенку по два осенних листочка, дети встают в круг и начинают вместе с воспитателем выполнять физкультминутку)

Физкультминутка «Осенние листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

А теперь сосчитаем до трех на татарском языке и устроим настоящий листопад. (Считают до трех – бер, ике, өч и подбрасывают листочки вверх).

Что получилось? (активизация слова листопад)

Воспитатель. Ребята, а теперь поиграем в игру «Чей листок?»

Игра проводится на интерактивной доске. Вниманию детей представлены картинки следующих деревьев: березы, клена и рябины. Детям необходимо назвать, у какого дерева какой листок. Например: у березы лист березовый, у клена – кленовый, у рябины – рябиновый. Нижние листочки каждого дерева двигаются, и ребенок, который выходит к доске, должен «стянуть» с дерева этот лист, называя его в родительном падеже. Например: с березы упал, какой лист – березовый, значит, нет какого листочка – березового (кленового, рябинового).

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть,

(Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вдохнуть,

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут,

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут.

(Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо.

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Составление творческого рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» по предложенному началу

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какую интересную вещь принесла нам Осень. Как вы думаете, что это?

Дети. Подзорная труба.

Воспитатель. Правильно, с помощью этой трубы мы будем рассматривать картину «Золотая осень», а нарисовал ее великий художник И. Левитан. (Дети берут подзорную трубу и начинают рассматривать картину: небо, рощу, поляну, речку)

Если художник рисует природу, как называется такая картина?

Дети. Пейзаж.

Воспитатель. Отложите пока подзорные трубы. Пофантазируем и придумаем рассказ о том, как художник рисовал картину. Я начну, а вы его продолжите.

Однажды ранней осенью И.И. Левитан отдыхал в деревне. Был ясный, солнечный день. Левитан решил прогуляться по осеннему лесу. Как обычно, он взял с собой мольберт, краски, кисть и отправился в лес. Долго бродил художник по лесным тропинкам. Под ногами тихо шуршала листва. Наконец, Левитан вышел к реке, поднялся на холм и замер от удивления и восторга. Перед ним открылась изумительная картина. Что увидел художник? Что его поразило? Возьмите свои подзорные трубы и рассмотрите пейзаж. Кто хочет продолжить мой рассказ дальше? Что увидел Левитан вдали? Что увидел вблизи?

Дети. Левитан увидел березовый лес, луг, речку. Вдали виднеется деревня.

(Дети направляют подзорную трубу и рассматривают тот объект, который в этот момент называется педагогом: лес, речка и т.д.).

Воспитатель. Каким он увидел лес?

Дети. Листья березы блестят под лучами осеннего солнца, как золотые. Вдруг подул порывистый осенний ветер. Листья, кружась, медленно, плавно стали падать на землю золотым дождем. Кое-где еще видны зеленые листочки. Земля похожа на красивый, пестрый, разноцветный ковер.

Воспитатель. Какая речка? Кто продолжит?

Дети. Речка похожа на ленточку. В ней отражается холодное осеннее небо. Она течет медленно, плавно, спокойно, тихо. Вода в ней потемнела, кажется холодной, даже ледяной. Она готова «уснуть».

Воспитатель. Каким увидел художник луг?

Дети. Трава на лугу пожелтела, пожухла, засохла.

Воспитатель. Какой чувствуется воздух?

Дети. Чувствуется свежий, бодрящий, прохладный воздух. Дышится легко, полной грудью.

Воспитатель. Рассказали почти всю историю. Как вы думаете, чем она может закончиться?

Дети. Художник достал мольберт и стал рисовать картину.

Осень. Ну, что, ребята, пришло время прощаться, мне пора, у меня еще столько дел. Вы сегодня молодцы, мне понравилось, как вы описывали меня, играли в игры, составили красивый рассказ обо мне и за это я вам принесла небольшие подарки-раскраски.

Воспитатель. Спасибо большое, дорогая Осень, за подарки, наши ребята вспомнят все, о чем мы сегодня говорили и так же ярко раскрасят свои рисунки-раскраски. До свидания!

Осень. До свивания!

Итог

- Ребята, что вы расскажете маме и папе, когда сегодня придете домой, чем мы занимались?

- О чем мы говорили? (Об осени)

- Кто к нам пришел в гости? (Осень)

- В какие игры играли? («Какая осень», «Чей листок»)

- Какую мы картину сегодня рассматривали, как она называется? («Золотая осень»)

- Как зовут художника, который нарисовал эту картину? (Исаак Ильич Левитан)

- Я предлагаю повесить эту картину Исаака Левитана в нашем уголке природы.

infourok.ru

И. Левитан «Золотая осень» (старшая группа)

Конспект занятия

Ознакомление с искусством: И. Левитан «Золотая осень»

(старшая группа)

Программное содержание:

  1. Учить детей воспринимать пейзажи: показать красоту осеннего леса, дать понятие, что природа прекрасна в любое время года.

  2. Формировать умение воспринимать, чувствовать его настроение.

  3. Активизировать словарь детей.

Материал: Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»

Ход:

Воспитатель даёт возможность детям самостоятельно рассмотреть репродукцию в течение 2-3 минут, затем читает стихотворение или фрагмент из прозы И.С. Тургенева:

«А осенний, ясный, немного холоден утром, морозный день, когда берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща всё мерцает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долины, и свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья..»

-Какое время года изображено художником?

-Что вы видите на переднем плане картины?

-Какие деревья нарисовал художник?

- Что можно сказать о них, какие они?

-Куда течёт река?

-Что изображено на заднем плане картины?

-Как вы думаете, о чём хотел рассказать художник?

-Как вы думаете, почему картина такая светлая? Какое настроение она у вас вызывает?

-Как бы вы хотели назвать эту картину?

Воспитатель: Эту картину написал художник И.Левитан, назвал он её «Золотая осень». Перед нами яркий, осенний пейзаж: поле, лес, речка. В центре картины яркая, голубая речка, в которой отражается небо, бегущие облака. Справа от речки небольшая берёзовая рощица, на небольшой, ещё ярко-зелёной лужайке. Берёзовая рощица вся как бы горит нежным золотом. Хочется подойти к ней и погладить её золотые листочки.

Справа, в верхнем углу картины изображены, как бы в дали ещё берёзы и осины. Только на них больше зелени. За рощицей синее небо, оно чистое и прозрачное, лёгкие облака едва-едва видны. На картине преобладают мягкие, светлые и яркие тона.

Дети, ещё раз рассмотрите картину.

Ребята, понравилась ли вам эта картина? Картина, на которой изображена природа, называется пейзаж.

infourok.ru

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Рассказывание по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

1

Ребятки, послушайте, пожалуйста, стихотворение

А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

- Кто догадался, о каком времени года идет речь? Как вы догадались? А что значат слова багрец и золото?

Прослушивание стихотворения, ответы на вопросы по тексту.

Умение анализировать стихотворение, выделять главное.

Активизировать речь детей словами: багрец и золото.

2

- Правильно. Но не только поэты любили описывать это прекрасное время года, но и художники и музыканты. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)

- Радостно или грустно звучала эта музыка?

- Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. А какое настроение у вас появляется после прослушивания музыки? Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей)

- Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.

- Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? ( Березки)

- Расскажите о них. Какие они?

- А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

- А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано? (Речка.)

- Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо? (Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.)

- А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золотом листву, жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

- Что вам хочется сделать, глядя на эту картину?

Дети слушают музыку, рассматривают картину.

Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию музыки.

Дети рассматривают картину, отвечают на вопросы полным предложением.

Рассматривают более детально картину, что на переднем плане, что на заднем плане. Анализируют замысел художника, художественные приемы. Отвечают на вопросы по картине.

Умение видеть красоту картины и воспринимать музыкальное произведение.

Умение анализировать музыкальное произведение используя слова: радостно, грустно, восхищённое, спокойное.

Умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Активизация словаря детей словами: теплые, холодные тона, передний план, задний план, осень золотая, березовая роща.

Обогащение словаря детей словами: увядающая трава, пышные кроны деревьев, излучина речки, зеленая пашня.

Умение отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым предложением, рассказывая об увиденном.

3

Мне тоже хочется пройтись по осенним красотам, золотисто-багряным березовым рощам. Вдохнуть свежий воздух, почувствовать дуновение легкого ветерка, послушать шум реки. Давайте с вами ребятки сейчас встанем, пройдемся по лесу под звуки музыки и соберем осенние листья (Звучит музыка Пол Маориата «Токкато»).

Дети, вот мы с вами собрали осенние листочки, а теперь давайте их сложим в корзину, они нам еще пригодятся.

- А сейчас поиграем в игру: «Какая осень». Вставайте в полукругом, я буду показывать вам осенние картины (показ презентации с осенними картинами), а вы будите мне говорить, какая осень на них изображена. Например: солнечная, радостная, веселая. Еще какая?

Дети собирают осенние листья под звуки музыки.

Дети рассматривают слайды и называют описательные прилагательные

Эстетическое восприятие окружающей действитель-ности, умение действовать сообща

Активизация словаря: дождливая, унылая, золотая, солнечная, радостная, веселая и т. д.)

4

Молодцы, ребятки! Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспомина-ния, эту радость и лёгкую грусть. А сейчас мы с вами вместе как художники, попро-буем изобразить золотую осень с помощью осенних листьев и создадим осенний коллаж.

Коллективное изготовление осеннего коллажа

Умение детей создавать совместные работы. Умение детей делать коллаж, располагая детали по всему листу, подбирать детали по цвету и форме.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта