Конспект урока "Левитан "Тихая обитель". Сочинение по картине левитана тихая обитель 4 класс


Конспект урока "Левитан "Тихая обитель"

Тема: Сочинение по картине И.И. Левитана

«Тихая обитель»

Цели:

Образовательные.

Формировать умение определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте, учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.

Путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях учащихся. Обобщить знания о последовательности работы над сочинением.

Развивающие.

Рассматривать значение природы для человека.

Развивать устную и письменную речь учащихся. Развивать

способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Воспитательные.

Показать учащимся картины пробуждающейся природы; прививать любовь к природе, учить видеть в ней прекрасное, понимать ее.

Воспитывать творческую активность,эстетическое

восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Задачи:

Формировать умения работать индивидуально. Формировать коммуникативные умения учащихся.

Развивать воображение с опорой на картину. Расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Тихая обитель»; аудиозапись цикла «Времена года» Вивальди, лупа, рамка.

Ход урока

I. Вступление.

Чтение учеником стихотворения Н. Рыленкова.

Звучит музыка Вивальди «Времена года»

Всё в тающей дымке: холмы, перелески.

Здесь краски не ярки, и звуки не резки.

Здесь медленны реки, туманны озёра

И всё ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно,

Чтоб вдруг отразили прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой русской природы.

Учитель

Ученики

- О чём это стихотворение?

- Когда вы слушали стихотворение, звучала музыка Вивальди «Времена года».

А кто ещё кроме композиторов и поэтов может красиво изобразить природу?

- Конечно, художники. Это мастера живописи, мастера кисти.

- Сегодня мы ещё раз вспомним замечательного русского художника И. Левитана.

- Кто знает, чему были посвящены все картины И. Левитана?

Как называются картины, на которых изображена природа?

- Да, И. Левитан- мастер пейзажа.

- Это стихотворение о красоте русской природы.

Художники.

Природе.

Пейзаж.

II. Слово о художнике.

Дети

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Юношеские годы Левитана прошли в тяжёлой нужде и лишениях. Рано оставшись без матери и отца, он испытал всю горечь бедности, унижений и даже гонений.

Необыкновенное дарование художника было замечено уже во время обучения его в Училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1873 году. Он был любимым учеником Саврасова и, по М.В. Нестерова, “слыл в школе за талант”.

В 1880г. в жизни Левитана произошло знаменательное событие. Одна из первых его картин, “Осенний день. Сокольники” (1879), представленная на ученической выставке училища, была приобретена П. М. Третьяковым в его уже знаменитую к тому времени галерею.

Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал её, умел настроиться на её состояния. Свое восхищение перед солнечным светом и любование многообразной игрой красок в природе лучше всего художнику удалось запечатлеть в своих небольших, простых по мотиву, но прелестнейших произведениях.

Но поистине раскрыться дарованию Левитана помогли поездки художника на Волгу. Могучая русская река подарила Исааку Левитану новые мотивы и образы.

Последние два года жизни Левитан вёл пейзажную мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Между учителем и учениками были великолепные отношения. Ученики Левитана потом стали пейзажистами, иные хорошими, а П.И. Петровичев – знаменитым. Интересно, что все они оставили об учителе воспоминания – редкий случай в художественной среде.

В последнее десятилетие жизни, в 90-е годы XIX века, были созданы и украсили галерею П.М. Третьякова работы, превратившие фамилию Левитан – в имя. А сколько было пройдено по России дорог в поисках мотивов для пейзажей! И нечто больше, чем просто слова, несли для него понятия: лес, поля, цветы, трава, река, тихая заводь, омут…

Позади оставалась значительная часть жизни. Но не уходила, возрастала самая большая любовь жизни – к природе. Художник умел слушать и слышать говор трав, понимал трепет цветов, шёпот листьев и не уставал повторять ученикам: “Больше любви, больше поклонения природе”.

П.И. Петровичев рассказывает, например, как однажды они шли с Левитаном по лесу. В руках у Петровичева была трость, и он, разговаривая с учителем, машинально сбивал тростью с попадавшихся кустов и деревьев жёлтые листья.

“– Петровичев, что вы делаете? – спросил, вдруг остановившись, Левитан.

– Да ничего не делаю.

– Как вам не стыдно! От нечего делать вы сшибаете листья, вы вред наносите дереву, оно болеет…”

Зимой, когда невозможно было работать на улице, Левитан приносил в свою пейзажную мастерскую в училище букеты цветов. Каждый раз новые, чтобы ученики могли и зимой работать с живой натурой.

Однажды, когда Левитан работал на этюдах вместе с учениками под Москвой, он сказал: “А что, господа, вдруг мы с вами прославимся, как барбизонцы… Я скоплю денег … выкуплю свою мастерскую и, когда стану совсем старой калошей и умру, вы устроите в нём – Дом Пейзажа”.

Заметьте – не Дом Левитана, нет. Художник хотел подарить Москве Дом Пейзажа.

III. Галерея картин Левитана.

Показать обучающимся картины: “Вечер. Золотой плёс”, “У омута”, “Берёзовая роща”, “Март”, “Первая зелень”, “После дождя. Плёс”, “Золотая осень”

Дети по желанию высказывают свои впечатления об увиденных картинах.

Эти картины выставлены в знаменитой Третьяковской галерее.

IV. Работа по картине «Тихая обитель».

- Ребята,мы на прошлом уроке развития речи

Познакомились с рассказом В. Пескова «Плёс». О чём вспоминает автор?

- Мы с вами отправляемся в “Музейный Дом”. Рассмотрим репродукцию картины Исаака Левитана “Тихая обитель”.

- Что же такое обитель?

– Как ты думаешь, почему художник назвал картину “Тихая обитель”? Видно ли по этой работе, что природа Плёса произвела на художника сильное впечатление?

– Что делает этот пейзаж необыкновенно красивым, праздничным?

А что – близким и обжитым? Что в нём напоминает о присутствии людей? Какие детали картины подтверждают, что в этом сказочно прекрасном месте живут обыкновенные люди?

- В Плёсе произошло открытие Левитаном Волги. Он почувствовал здесь просторы России. Он полюбил Волгу и город Плёс.

Ч.2 с.35

Обучающиеся рассматривают картину

Ученик читает стихотворение

Благовест

Алексей Толстой 1840-е годы

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовёт и манит

Он в край родимый,

В край благодатный,

Забытый мною, –

И, непонятной

Томим тоскою,

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…

Ответы детей. Ч.2с.40

Обитель- это монастырь, то есть место, где живут и трудятся монахи – люди, посвятившие себя Богу.

Почувствовать тишину и покой, разлитые в пейзаже. Безветренная погода, спокойная гладь воды, в которой отражаются храмы монастыря и розовые предзакатные облака, – видно, что художник любуется этим местом волжской природы.

Обратить внимание детей на то, как чередуются и повторяются контрастные по цвету изображения берега и неба; как отражаются в воде церкви и облака – это придаёт пейзажу равновесие и праздничную торжественность. Пейзаж выглядит сказочно нарядным благодаря его красочной насыщенности: золотистые, голубые, розовые и сиреневые краски неба; зеленовато-багряный лес бело-золотые храмы…

Школьники обратят внимание на деревянные мостки, переброшенные с одного берега на другой. Предложить детям мысленно пройти по этим мосткам, держась за деревянные, отполированные руками людей перила, ощущая лёгкое покачивание мостика и скрип досок под ногами. Обратить внимание детей на то, что мостки старые, с заплатками (недалеко от ближнего к нам берега на месте выпавших досок перекинуты две горизонтальные дощечки). Ребята могут мысленно попутешествовать по пейзажу: обнаружить тропинку, ведущую к мосткам, ступеньки и тропку на другой стороне реки, которые ведут к монастырю. Главное, чтобы школьники мысленно присвоили пространство картины, ощутили присутствие в нём людей.

V. Работа над сочинением.

1. Определение темы и главной мысли сочинения. Постановка учебной задачи.

  • Мы уже писали сочинения по картинам.

  • Вспомните, как нужно работать над сочинением.

(Ведется работа над памяткой работы над сочинением, которые раздаются всем ученикам или она написана на доске (плакате).) Памятка работы над сочинением

Ведется работа над памяткой работы над сочинением, которые раздаются всем ученикам или она написана на доске (плакате).) Памятка работы над сочинением

2. Составление плана

-Какие части мы выделяем в любом тексте?

1. - О чём нужно сказать в вводной части вашего сочинения?

Что будем описывать в основной части?

- На какой вопрос отвечает сочинение- описание?

-Слова какой части речи чаще всего употребляются в сочинении описании?

2. Описание картины с использованием лупы и рамки.

1) небо;

2) облака;

3) река;

4) мостик;

5) тропинка;

6) лес;

7) монастырь

- О чём напишем в заключительной части?

3. Моё отношение к картине.

Понравилась

Произвела впечатление

Вызывает чувство

Любуешься

4. Устные рассказы детей

Вводная, основная, заключительная

Об авторе, картине, что на ней изображено.

Реку, небо, мост, деревья, травы, монастырь.

Какой?

Имена прилагательные

Предзакатное,жёлто-зелёное, голубое

Кучевые, розово-сиреневые, отражаются в воде

Спокойная, тихая, прозрачная, зеркальная гладь

Деревянный, скрипучий,старый, с заплатками, изогнутый

Луговая, узкая, ступеньки вверх

Деревья, кусты смотрятся в реку, зелёные, золотисто-багряные

Бело-золотые храмы, отражаются в воде, спокойствие, величие

Об отношении к картине.

Ответы детей

VI. Итог урока.

-Чем занимались на уроке?

VI. Дом.задание

Написать сочинение-описание по картине.

infourok.ru

помогите написать сочинение по картине левитан тихая обитель пожалуйста

Lexakek2001

15 апр. 2016 г., 1:23:51 (2 года назад)

    Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,      Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.      Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.      Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно, …      Н. Рыленков.      Одно из самых знаменитых произведений Исаака Левитана «Тихая обитель» написана в 1890 году в жанре «церковного пейзажа».      Что может быть проще этой картины? Летнее утро. Безветренная погода, спокойная студеная речная гладь плавно огибает лесистый мысок. Через нее перекинут жиденький мост на жердочках. Из-за берез противоположного берега алеют в холодных, розовых лучах, на совершенно светлом небе, купола и колокольня небольшого монастыря. Мотив поэтичный, милый, изящный - видно, что художник любуется этим местом волжской природы. Чувствуется тишина и покой, разлитые в пейзаже.      Чередуются и повторяются контрастные по цвету изображения берега и неба; как отражаются в воде церкви и облака – это придаёт пейзажу равновесие и праздничную торжественность. Пейзаж выглядит сказочно нарядным благодаря его красочной насыщенности: золотистые, голубые, розовые и сиреневые краски неба; зеленовато-багряный лес бело-золотые храмы.      И в этом сказочно прекрасном месте живут обыкновенные люди. Деревянные мостки, тропка, монастырские строения, всё это создано людьми. Мысленно пройдём по переброшенным мосткам с одного берега на другой, держась за деревянные, отполированные руками людей, перила, ощущая лёгкое покачивание мостика и скрип досок под ногами. Мостки старые, с заплатками, недалеко от ближнего к нам берега, на месте выпавших досок, перекинуты две горизонтальные дощечки. На другой стороне реки - ступеньки, сделанные заботливыми руками в косогоре и плотно утрамбованная множеством человеческих ног тропинку, которые ведут к часто посещаемому паломниками православному монастырю. Органично вписаны в пейзаж особенности архитектуры двух церквей и монастырских построек. Единство пейзажа и архитектуры в произведении говорит о гармонии человека и природы.      С картины словно льётся струя свежего, душистого воздуха точно с раскрытых настежь окон. Кажется, что эти облака, лес, поле видела уже давно и много раз, и хочется идти и идти по тропинке, и там, где утренняя заря, покоится отражение чего-то неземного, вечного. От увиденного создаётся блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызывает этот тихий уголок земли русской, изолированный от всего мира.

russkij-yazyk.neznaka.ru

Сочинение по картине И. Левитана «Тихая обитель».

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно. Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно, … Н. Рыленков. Одно из самых знаменитых произведений Исаака Левитана «Тихая обитель» написана в 1890 году в жанре «церковного пейзажа». Что может быть проще этой картины? Летнее утро. Безветренная погода, спокойная студеная речная гладь плавно огибает лесистый мысок. Через нее перекинут жиденький мост на жердочках. Из-за берез противоположного берега алеют в холодных, розовых лучах, на совершенно светлом небе, купола и колокольня небольшого монастыря. Мотив поэтичный, милый, изящный - видно, что художник любуется этим местом волжской природы. Чувствуется тишина и покой, разлитые в пейзаже. Чередуются и повторяются контрастные по цвету изображения берега и неба; как отражаются в воде церкви и облака – это придаёт пейзажу равновесие и праздничную торжественность. Пейзаж выглядит сказочно нарядным благодаря его красочной насыщенности: золотистые, голубые, розовые и сиреневые краски неба; зеленовато-багряный лес бело-золотые храмы. И в этом сказочно прекрасном месте живут обыкновенные люди. Деревянные мостки, тропка, монастырские строения, всё это создано людьми. Мысленно пройдём по переброшенным мосткам с одного берега на другой, держась за деревянные, отполированные руками людей, перила, ощущая лёгкое покачивание мостика и скрип досок под ногами. Мостки старые, с заплатками, недалеко от ближнего к нам берега, на месте выпавших досок, перекинуты две горизонтальные дощечки. На другой стороне реки - ступеньки, сделанные заботливыми руками в косогоре и плотно утрамбованная множеством человеческих ног тропинку, которые ведут к часто посещаемому паломниками православному монастырю. Органично вписаны в пейзаж особенности архитектуры двух церквей и монастырских построек. Единство пейзажа и архитектуры в произведении говорит о гармонии человека и природы. С картины словно льётся струя свежего, душистого воздуха точно с раскрытых настежь окон. Кажется, что эти облака, лес, поле видела уже давно и много раз, и хочется идти и идти по тропинке, и там, где утренняя заря, покоится отражение чего-то неземного, вечного. От увиденного создаётся блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызывает этот тихий уголок земли русской, изолированный от всего мира.

< Предыдущая Следующая >
 

referatikk.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта