Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней. Музыкальные произведения русских композиторов созвучные картине и левитана


Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Стравинский и другие.

Мы сегодня рано встали.Нам сегодня не до сна!Говорят, скворцы вернулись!Говорят, пришла весна!

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

Петр Чайковский, «Времена года. Весна»

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями — в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета. Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!».

Николай Римский-Корсаков, «Снегурочка»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.

Сергей Рахманинов, «Весенние воды»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890–1895. Харьковский художественный музей.

Еще в полях белеет снег,А водыуж весной шумят —Бегути будят сонный брег,Бегути блещут и гласят…Онигласят во все концы:«Веснаидет, весна идет!Мы молодойвесны гонцы,Онанас выслала вперед!

Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.

Александр Глазунов, «Времена года: весна»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.

В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы — от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.

Симфоническая картина «Весна»

Балет «Времена года». Картина вторая. Весна. Картина вторая

Игорь Стравинский, «Весна священная»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова — Игорю Стравинскому. Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом, который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного». И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра — на этот раз уже с аншлагом.

Часть первая «Поцелуй Земли». «Вешние хороводы»

Дмитрий Кабалевский, «Весна»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года — симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)

Георгий Свиридов, «Весенняя кантата»

Василий Бакшеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творчество Георгия Свиридова — один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Весна уж начиналась,Березка распускалася,Как мы домой пошли…Хорошо, светлоВ мире Божием!Хорошо, легко,Ясно на сердце.

Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»:

www.culture.ru

ВЕСНА В МУЗЫКЕ РУССКИХ И СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ И КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Мы сегодня рано встали.Нам сегодня не до сна!Говорят, скворцы вернулись!Говорят, пришла весна!

Гайда Лагздынь. Март

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне. 

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ, «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года». 

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями — в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета. Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи». 

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!».

 

НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, «СНЕГУРОЧКА»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.

 

СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ, «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890–1895. Харьковский художественный музей.

Еще в полях белеет снег,А водыуж весной шумят —Бегути будят сонный брег,Бегути блещут и гласят…Онигласят во все концы:«Веснаидет, весна идет!Мы молодойвесны гонцы,Онанас выслала вперед!

Федор Тютчев

Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания. 

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.

 

АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ, «ВРЕМЕНА ГОДА: ВЕСНА»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.

В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы — от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.

 

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ, «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова — Игорю Стравинскому. Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны. 

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом, который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась. 

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного». И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра — на этот раз уже с аншлагом.

 

ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ, «ВЕСНА»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года — симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ, «ВЕСЕННЯЯ КАНТАТА»

Василий Башкеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творчество Георгия Свиридова — один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки: 

Весна уж начиналась,Березка распускалася,Как мы домой пошли…Хорошо, светлоВ мире Божием!Хорошо, легко,Ясно на сердце.

Николай Некрасов

Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»: 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

lera-komor.livejournal.com

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

музыкальные произведения о природе

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

антонио вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года”  – “Зима”

************************************************************************

«Времена года» Й. Гайдна

йозеф гайдн

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Пётр Чайковский

Пётр Чайковский

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Камиль Сен-Санс

Камиль Сен-Санс

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Модест Мусоргский

Модест Мусоргский

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Автор – Светлана Субботина

music-education.ru

Музыка в произведениях изобразительного искусства. «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия». Мир Чюрлёниса

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 32

Тема: Музыка в произведениях изобразительного искусства. «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».

Цели урока: воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством»; исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. Живопись тоже может иметь свою архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки...»                                                 (М.  Чюрлёнис)

Сообщение темы урока:

- Мы продолжаем с вами тему предыдущего урока «Музыка в произведениях изобразительного искусства.

Работа по теме урока:

1. «Звучащие» картины.

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти. Илья Ефимович Репин отмечал, что красочный колорит картин Рембрандта звучит, как дивная музыка оркестра. Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал «несомненной». Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.

Наивно было бы думать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких-либо инструментах или поющие, «излучает» музыку. Многие художники вообще не думали об этом, хотя часто прибегали к «музыкальным» сюжетам. Первые изображения музицирующих людей пришли к нам из глубокой древности.

В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли - юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях.

В Древней Греции ни одно изображение певца Орфея не обходилось без лиры, которую он непременно держал в руках. В средние века и в эпоху Возрождения появилось немало полотен и скульптур с поющими ангелами. Святые играли на органе.

Или же странствующие музыканты перед восхищённой толпой народа исполняли свои бесхитростные мелодии, извлечённые из волынок, дудочек, виол.

И хоть в старину, особенно в эпоху Ренессанса, живописцы несколько свысока смотрели на музыкантов, так как тогда царицей искусств была именно живопись, в некоторых картинах, изображающих музицирование, они старались подсказать зрителю, что же исполняется героями их сюжетов.

Так, на полотне неизвестного мастера XVI века «Музыкантши», хранящемся в Эрмитаже, три молодые женщины занимаются музицированием - две из них играют на старинных инструментах, а третья поёт. Перед ними - нотные листы. Теперь эти ноты расшифрованы. Оказалось, что женщины исполняют арию «Я дам вам радость» популярного в те времён композитора Клодена де Сермизи.

Глубоко поэтичная, истинно русская картина И. Левитана «Вечерний звон» наполнена звучанием колоколов, разлитом в вечернем воздухе подобно краскам летнего заката.

Так же наполнены звуками морские пейзажи И. Айвазовского, в которых не только образ моря, но его настроение, его мощный гул, его колорит образуют своеобразную музыкальную стихию.

«Колыбелью всех хоров» назвал море поэт Поль Верлен в стихотворении, ставшем основой одного из лучших романсов К. Дебюсси «Прекрасней соборов стихия морская...»

Слушание: К. Дебюсси. «Прекрасней соборов стихия морская...». Слова П. Верлена.

Прекрасней соборов стихия морская,Колыбель всех хоров, где, не умолкая,Возносит прибой гимн деве святой.

Дарит море гром и чудный напев,И звучат в нем то кротость, то гнев.Беспредельность вод величьем влечёт.

О, друг милосердный, даже став бурливым,Как целитель верный, чаруешь нас призывом:«В ком нет упованья - усни без страданья!»

От ласки небес над простором твоимБываешь стальным, алым, голубым...Стихия моя, нет краше тебя!

Шум деревьев на полотнах И. Шишкина, А. Рылова, И. Левитана, звуки дождя в живописи Н. Ромадина, И. Левитана, Ю. Пименова, зловещее предгрозовое затишье на картинах И. Шишкина, Ф. Васильева - всё это по-разному звучит, всё входит в единую музыкально-драматургическую концепцию изобразительного искусства, так же по-своему обращённого к звукам мира, как и сама музыка.

Но не только музыкой изображаемого «звучит» живопись; музыкальность проникает в глубь изображения, охватывает средства художественной выразительности. Многие художники, характеризуя своё ремесло, уподобляют линию мелодии, цветовые сочетания - мажорному и минорному ладам, композицию сравнивают с организацией музыкального целого. И чем меньше присутствует в живописи развитие сюжета, связанное с поэтическим началом, тем более рельефно проступает начало музыкальное, обнаруживающее себя в возрастании лирики, в ритмической композиции линий, цветов, штрихов.

Таковы картины М. Врубеля - тонкого и своеобразного художника, чьё творчество благодаря глубоко самобытной манере ярко выделяется среди других художественных стилей. Любая тема, к какой бы он ни обращался, любое изображение - и сказочная Царевна-Лебедь, и древний мифологический Пан, и лермонтовский Демон, и былинный Богатырь - одухотворены особой красотой, рождаемой из игры красок и бликов, особого ритма мазков, граней, мозаичных элементов. Его композиции, подобно композициям музыкальным, как будто приобретают своё волшебное единство из неповторимого сочетания этой россыпи «первоэлементов».

Даже его знаменитую «Сирень» можно уподобить музыкальному произведению, где не содержание изображения, не детали, не подробности, а вся полнота эмоционального состояния, вся глубина переживаемого образа сосредоточились в этом почти звучащем выражении весеннего мироощущения.

По-своему музыкальна живопись В. Борисова-Мусатова, И. Грабаря, В. Бялыницкого-Бирули. Музыкальность настроений, как будто берущая начало в «живописном» цикле «Времена года» П. Чайковского, «переплавляется» в яркие, зримые образы художников последующих поколений. Примечательно, что сами музыканты после Чайковского мало обращались к тематике времён года, поэтике настроений природы. В живописи же музыка увядания природы, музыка нежного и прозрачного колорита, мягких и плавных линий, нежного сочетания цветовых гармоний как будто обрела вторую жизнь.

По отношению к творчеству этих художников уместны такие чисто музыкальные метафоры, которые определяют «звонкость» и «приглушённость» их красок, текучесть и мелодичность линий, лиричность общего эмоционального «звучания».

2. Мир Чюрлёниса. «Вселенная представляется мне большой симфонией…»

Говоря о музыкальности произведений изобразительного искусства, нельзя не сказать о творчестве выдающегося музыканта и художника одновременно - М. Чюрлёниса. Зная музыкальное искусство «изнутри», будучи автором значительных музыкальных произведений, Чюрлёнис глубоко чувствовал природу обоих искусств, их возможные «точки пересечения», из которых могли бы зародиться новые художественные открытия.

«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты...»                                         (М. Чюрленис)

Микалоюс Константинас Чюрлёнис был тихим, мечтательным человеком. Когда он садился за рояль, то весь преображался.

Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой - трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.

И главное - она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно.

И Чюрлёнис становится живописцем. Не обычным живописцем. А художником-музыкантом.

Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой - около трёхсот живописных композиций. И каждая - это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений.

Красота мира, увиденного М. Чюрлёнисом, оригинальность его взгляда запечатлены в его картинах: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу», «Сказка. Путешествие королевны», «Знаки Зодиака», «Короли. Сказка» - и музыкальных произведениях: фортепианных прелюдиях, симфонических поэмах «Море», «В лесу», сочинениях для хора.

Его картины носят названия музыкальных жанров: соната, фуга, прелюдия.

Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. Соната делится на четыре (реже - на три) части. Первая - аллегро - самая напряжённая, быстрая, наиболее активная. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.

Чюрлёнис решил призвать на помощь живопись. Она тоже бессловесна и порою «звучит», как музыка. Художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы.

«Соната моря» - самая известная живописная сюита Чюрлёниса. Три её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия: «Аллегро», «Анданте» и «Финал».

В то же время М. Чюрлёнис сочинил и музыкальное произведение, рисующее картину моря, и назвал его поэмой «Море».

Описание моря есть у Чюрлёниса и в его литературных зарисовках.

Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.Целое небо обводит своею голубизной твои волны,А ты… дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь,Что нет конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,Твоё бытие бесконечно.Велико, могуче, прекрасно море!

Так в творчестве М. Чюрлёниса тесно переплетаются жанры музыки и поэзии.

Море властно влекло к себе музыканта и художника. Оно поражало его воображение своей мощью, праздничным изобилием красок. Жизнь волн сливалась для него с жизнью человека. Широко и размашисто, ровной геометрической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Пронизанные солнцем, они искрятся мириадами прозрачных пузырьков, светящимися кусочками янтаря, радужными ракушками, камешками. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Белая тень чайки ложится на воду. Настроение скорее радостное, приподнятое. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый марш.

В Анданте морская стихия утихомирилась. Глубоким сном заснули волны. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. От них уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Они ведут в морскую бездну с таинственно мигающими огоньками. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины.

И наконец, Финал. Стихия разыгралась во всю. Море кипит, беснуется. Огромная волна готова поглотить, искромсать, уничтожить судна. Ещё мгновение, и всё исчезнет. Растворятся и буквы МКC, каким-то чудом появившееся на волне, образованные клочками пены. МКC - это инициалы художника, его подпись под живописными работами - Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть… но волна не сможет поглотить эти корабли, кажущиеся такими беспомощными перед разбушевавшейся стихией, не уничтожит и его имя… Его творения переживут века.

Слушание: Чюрлёнис. Симфоническая поэма «Море».

Ромен Роллан был буквально потрясён музыкальной магией картин литовского кудесника. Французский писатель назвал его первооткрывателем в живописи, нашедшим новый «духовный континент», как Колумб - новые земли.

«Окинем взглядом панораму его грандиозных построений, - говорит поэт Эдуардас Межелайтис. - Чюрлёнис - философ. Прежде всего, философ, изложивший свои оригинальные взгляды на Вселенную с помощью звуков, контуров, линий, красок, поэтических образов. Трудно определить, где тут кончается музыка и начинается живопись, где кончается живопись и начинается поэзия».

Музыкальность произведений искусства следует искать там, где в поисках единственно возможной художественной целостности мастер отбрасывает всё лишнее, а каждая краска «звучит» по-своему, образуя с другими красками неповторимую гармонию этой картины, только этого эмоционального состояния.

Итог урока:

Итак, мы видим, что музыкальность почти всегда присутствует в значительных произведениях изобразительного искусства. Она может присутствовать за пределами изображения - в том общем настроении картины, которое иногда даже называют музыкальным словом «тональность».

Музыкальность живописи - это не только угадываемые, предполагаемые звуки - звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства.

Музыкальность произведения искусства следует искать там, где оно стремится к преодолению первоначального хаоса бытия, где в поисках единственно возможной художественной целостности мастер отбрасывает все лишнее, где каждая краска по-своему «звучит», образуя с другими красками собственную неповторимую гармонию только этой картины, только этого эмоционального состояния.

Такая связь живописи и музыки, конечно же, метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник.

Вопросы и задания:

  1. В каких формах музыка может присутствовать в произведениях изобразительного искусства?
  2. Какие средства художественной выразительности в изобразительном искусстве могут быть в наибольшей степени уподоблены музыкальным?
  3. Почему М. Чюрлёнис своей картине «Соната моря» дал такое название?
  4. В «Дневнике музыкальных наблюдений» попробуйте выразить какую-нибудь наиболее близкую тебе музыкальную идею. Дай своему рисунку название.

Презентация

В комплекте:1. Презентация - 41 слайд, ppsx;2. Звуки музыки:    Дебюсси. «Прекрасней соборов стихия морская...», mp3;    Чюрлёнис. Симфоническая поэма «Море», mp3;3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

music-fantasy.ru

Картины природы и музыки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени первого Героя Советского Союза А. В. Ляпидевского Белоглинского района»

 

Цели:

образовательная: дать определение «музыкальный пейзаж», познакомить с лирико-созерцательными произведениями С.В. Рахманинова.

Развивающая: развивать умение анализировать, способность вслушиваться, сравнивать художественные образы

Воспитательная: воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, восприятие красоты родного края.

Тип урока: урок углубления в тему

Методы: наглядно-слуховой, словесный, поисковый, аналитический

Вид: интегрированный

Оборудование: репродукции картин И.Левитана, романсы «Весенние воды», «Сирень», «Вокализ» С. В. Рахманинова, компьютер, экспресс-информация.

Ход урока

Слайд № 1

Организационный момент.

Индукция

    Учитель: Здравствуйте, меня зовут Татьяна Борисовна, и сегодня я буду вести у вас урок музыки. Что необычного вы заметили у себя на столах? Как вы думаете, почему я поставила на каждый стол маленький букетик?

    Слайд № 2

    Давайте произнесем слово весна все вместе. Что вам слышится в этом слове? (Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года.)

    Какие приметы весны?

    -Весна-победа солнца и света.

    - Весна- это победа воды, это весенний разлив.

    - Весна – это победа зелени.

    А чем пахнет весна?

    - Талым снегом, первой водой, цветами.

    У нас у всех улучшилось настроение, мы почувствовали настоящую весну.

    Сегодня мы отправимся в удивительный мир природы, понаблюдаем за неповторимой красотой природы России, а помогут нам в этом «музыкальные пейзажи» Сергея Васильевича Рахманинова.

    Слайд № 3

    Итак, тема нашего урока "Картины музыки и природы"

    Мы сегодня ответим на вопросы. Что такое «музыкальный пейзаж»? И можно ли услышать живопись?

    Учитель: Итак, приступим к работе. За каждый правильный ответ вы будете получать маленький цветочек, и тот, кто соберет к концу урока самый большой букет, станет королем или королевой Весны.

    Работа с опорными конспектами.

      -Начнем мы наш урок с повторения музыкальной грамоты. У вас на столах лежат музыкальные словари, в них записаны правила, которые понадобятся нам сегодня на уроке. Повторите их, пожалуйста, и расскажите друг другу.

      4. Фронтальный опрос

      - Что такое мелодия?

      - Что такое темп?

      - Что такое лад?

      Мы сегодня окунёмся в удивительный мир Сергея Васильевича Рахманинова. Я приглашаю вас на прогулку по любимым уголкам природы знаменитого русского композитора и пианиста.

      Слайд № 4

      Рассказ о композиторе

      Великий композитор появился на свет в 1873 году в небогатой дворянской семье, проживавшей в Новгородской губернии. Родители Сергея обладали музыкальными способностями, любили музыку и посвящали ей значительную часть своего досуга. Мать Сергея начала заниматься с сыном музыкой, когда тому исполнилось четыре года. Он успешно закончил консерваторию, много выступал с концертами. В 1917 г. положение в стране обострилось, и композитор, воспользовавшись приглашением на гастроли в Стокгольм, выехал 15 декабря за границу. Он не предполагал, что покидает Россию навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.5 февраля 1943 г. состоялся последний концерт великого музыканта.

      «…он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев:

      Её дожди, крыльцо под белым снегом,  и осень рыжую с кочующим багрянцем…» М.Румянцев.

      Слайд № 5

      Работа с романсом «Весенние воды»

        Перед вами берег реки.

        - Это картина русского художника Исаака Левитана. Скажите, что на ней изображено?

        - Какие краски использует художник, изображая раннюю весну?

        А сейчас послушайте, как композитор воспел пробуждение природы в романсе “Весенние воды” на слова Ф. Тютчева. Возьмите в руки словарь эмоций и скажите после прослушивания, созвучен ли романс «Весенние воды» картине И. Левитана «Ранняя весна»?

        Слайд № 6

        Какую природу показал в этом произведении композитор?

        ( - природа весной, всё проснулось от зимнего сна;

          - всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут)

        . – В чём вы это услышали?

        ( в фортепианном сопровождении)

        Каким настроением наполнена эта музыка?

        ( - радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее)

        – Что можно увидеть, слушая эту музыку?

        ( образ стремительных безудержных  юных сил весны)

        Слайд № 7

        – Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Перед вами 2 стихотворения, выберите то, которое созвучно с картиной И. Левитана «Ранняя весна» и романсом С. Рахманинова «Весенние воды».

        - Найдите в стихотворении слова, которыми можно описать мелодию романса «Весенние воды» и картину «Ранняя весна».

        Слайд № 8

        Художник, поэт и композитор в разных произведениях искусства – воспели красоту русской природы. Мы внимательно всматривались в картину, вслушивались в стихи, и вместе услышали звучавшую в них музыку.

        Слайд № 9

        6.Работа над романсом «Сирень»

        Прогуливаясь весной, мы обязательно обращаем внимание на цветы.

        -А у вас есть цветок, который ассоциируется с родными местами или чем-то особо выделяется среди других цветов?

        Ответ учащихся. Одуванчик, растущий целой поляной перед домом, белая ромашка, сирень, которая каждой весной дарит свое цветное великолепие.

        А почему они любимые?

        Слайд № 10

        А вот у Сергея Васильевича Рахманинова судьба - сложилась так, что долгое время ему пришлось жить вдали от родины. Вспоминая Россию, он всегда представлял себе сирень.

        И мы с вами заглянем в прекрасный музыкальный сиреневый сад Рахманинова. Лиловые гроздья, гибкие стебли и благоухание сирени всегда очаровывали композитора.

        ...В них столько мечтательной грустиИ столько покорности скромной,Что каждый задумчивый кустикМне кажется тучей огромной.А сколько надежды и солнцаТаится в букете лиловым,Чуть-чуть лишь под ветром качнетсяИ льется дождем лепестковым.(С. Красиков из книги “Легенды о цветах”)

        Ее скромная и благоуханная цветущая ветвь была для музыканта символом родной земли, это знали его поклонники, после каждого концерта он получал от почитателей букет белоснежной сирени.

        Сейчас мы познакомимся с одним из самых известных романсов Рахманинова «Сирень».

        - Давайте обратимся к музыкальному словарю и вспомним, что такое романс?

        Давайте вместе с композитором войдем в просыпающийся сиреневый сад. Представьте себе, что ранним майским утром мы выбежали в свежий, еще сонный сад. Солнечные лучи чуть-чуть притронулись ладошками к влажным от ночной росы сиреневым кустам.

        Слайд № 11-19

        - Прислушайтесь к музыке. Каковы звуки музыкального сиреневого сада?

        Слушание романса «Сирень».

        Ответы учащихся. Музыка нежная, проникновенная, мечтательная, одухотворенная, поэтическая. Фактура прозрачная и хрупкая, легкая и воздушная. Интонации мягкие.

        По словам Б. Асафьева это – настоящий портрет майского сада, в котором автору удалось передать чувства, вызванные возрождением природы и человека. Музыка напоена утренним покоем, ожиданием чего-то светлого.

        - Мы познакомились с романсом «Сирень», скажите, а вы знакомы ли вы с картинами о сирени?

        Слайд № 20

        П. Кончаловский “Сирень”.

        -Какие краски использует художник, изображая сирень на холсте?

        -Почему оба: и композитор, и художник обратились к сирени?

        Вот так каждый по-своему художник и композитор выразили свою любовь к искусству и любовь природе, которые являются очень близкими и родственными чувствами.

        7.Работа над «Вокализом»

        Ребята, давайте посмотрим, что находится за сиреневым садом.

        Слайд № 21

        - Что необычного в этом пейзаже? На улице весна, яркие краски, а пейзаж?

        (он черно-белый)

        Давайте вместе с вами наполним красками эту картину, а поможет нам музыка С. В. Рахманинова.

        Слайд № 22

        Закройте глаза и подумайте, если бы вы были художниками, какими красками вы бы наполнили эту картину?

        Слушание «Вокализа»

        - Какими цветами вам бы хотелось наполнить эту картину?

        Слайд № 23

        Давайте посмотрим, что у нас получилось?

        Слушая это произведение, вам хочется смеяться, радоваться?

        (Нет, грусть, но светлая, как воспоминание о чем-то хорошем, чего в жизни уже не будет никогда).

        - Это песня? (Нет).

        - Но ведь была спета? (Вокализ).

        - Посмотрите в музыкальные словари, что такое вокализ?

        Слайд № 24

        Пейзажи Рахманинова подслушаны чуткой душой музыканта и впитаны из всего любимого им русского окружения. Его музыка обладает изобразительностью. С помощью внутреннего зрения мы можем представить то, о чём нам рассказывает композитор.

        Здесь мало увидеть,

        здесь надо всмотреться,

        чтоб ясной любовью

        наполнилось сердце.

        Здесь мало услышать,

        здесь вслушаться нужно,

        чтоб в душу созвучья

        нахлынули дружно.

        10. Итог урока.

        Сегодня на уроке мы с вами окунулись в удивительный мир музыки и живописи, давайте подведем итоги урока.

        - С произведениями, какого композитора мы с вами сегодня познакомились?

        - Так что же такое «музыкальный пейзаж»?

        - Можем ли мы услышать живопись?

        - Что вы знали, когда пришли на урок?

        - А что новое для себя открыли?

        Подсчитаем наши цветы. Итак, королевой весны стала…

        Слайд № 25

        11.Домашнее задание:

        Дома нарисуйте в тетради свой любимый уголок природы.

        Я пожелаю вам: пусть рядом с вами всегда будут хорошая музыка, хорошая поэзия или проза, хорошие картины, чтобы вы, вслушиваясь, вчитываясь, всматриваясь в произведения искусства, глубже познавали жизнь. 

         

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Времена года в поэзии Бунина, музыке Чайковского и живописи Левитана. - Без чего не живем, не бываем - MSForum

        Времена года в поэзии Бунина, музыке Чайковского и живописи Левитана.

        А) ОСЕНЬ.

        В пьесе “Осенняя песня” («Октябрь»). Чайковского из цикла “Времена года” слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Интонации мелодии похожи на вздохи, отражающие душевную боль и безысходную печаль. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал Пётр Ильич Чайковский в своей «Осенней песне».

        Да, осень это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой всегда восхищались поэты, музыканты, художники. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.

        Как же сильно созвучно по своему настроению с музыкой Чайковского стихотворение Бунина «Листопад». Возможно ли поэзией передать мучительную жалость расставания природы с ее великолепием перед приходом долгой суровой зимы? Вот его фрагмент:

        «ЛИСТОПАД

        Лес, точно терем расписной,

        Лиловый, золотой, багряный,

        Веселой, пестрою стеной

        Стоит над светлою поляной.

        Березы желтою резьбой

        Блестят в лазури голубой,

        Как вышки, елочки темнеют,

        А между кленами синеют

        То там, то здесь в листве сквозной

        Просветы в небо, что оконца.

        Лес пахнет дубом и сосной,

        За лето высох он от солнца,

        И Осень тихою вдовой

        Вступает в пестрый терем свой».

        Очень точно зрительно передает красоту осеннего леса Левитан своим полотном «Золотая осень» (иллюстрация № 4) или картиной «Осень» (иллюстрация № 5).

        А как невообразимо сочетаются картина Левитана «Осень. Охотник» (иллюстрация № 6) со стихотворением Бунина «Не видно птиц».

        * * *

        Не видно птиц. Покорно чахнет

        Лес, опустевший и больной.

        Грибы сошли, но крепко пахнет

        В оврагах сыростью грибной.

        Глушь стала ниже и светлее,

        В кустах свалялася трава,

        И, под дождем осенним тлея,

        Чернеет тёмная листва.

        А в поле ветер. День холодный

        Угрюм и свеж -- и целый день

        Скитаюсь я в степи свободной,

        Вдали от сел и деревень.

        И, убаюкан шагом конным,

        С отрадной грустью внемлю я,

        Как ветер звоном однотонным,

        Гудит-поет в стволы ружья.

        1889 г.

        Словно один и тот же сюжет изображали «певцы» природы, рожденные с разницей в десять лет.

        В работах трех этих мастеров, не только можно услышать трепетную тишину осеннего леса, увидеть щедрую осеннюю позолоту на всём, чего коснулось лёгкое и прозрачное дыхание “вдовы”, но и почувствовать светлую грусть и умиротворение.

        Б) ЗИМА

        Вслед за неповторимой русской осенью наступает непредсказуемая, вьюжная зима, которую представил в музыкальной пьесе “У камелька” П.И. Чайковский.

        Сменяющие друг друга музыкальные образы этой мелодии отражают переменчивость русской зимы: от ясного морозного дня до буйствующей метели. Нежные, мягкие звуки, противопоставленные тревожным, резким и энергичным, помогают представить ощущения человека, сидящего в кругу близких и дорогих людей у камелька и слушающего, как за окном воет и беснуется пурга.

        Подобным настроением проникнуто и стихотворение И.А. Бунина “Сумерки.

        СУМЕРКИ

        Всё - словно в полусне. Над серою водою

        Сползает с гор туман, холодный и густой,

        Под ним гудит прибой, зловеще расстилаясь,

        А темных голых скал прибрежная стена,

        В дымящийся туман погружена,

        Лениво курится, во мгле небес теряясь.

        Суров и дик ее могучий вид!

        Под шум и гул морской она в дыму стоит,

        Как неугасший жертвенник титанов,

        И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм,

        Где мрачный хор поет в седых клубах туманов

        Торжественный хорал неведомым богам.

        1900

        Удивительно перекликаются интонации стихотворения, музыкальной пьесы и картин Левитана “Зимой в лесу. Волк»” (иллюстрация № 7) и «Лес зимой» (иллюстрация № 8).

        А в своем стихотворении «Родина» Бунин словно описывает картину Левитана «Зимой в лесу. Волк».

        РОДИНА

        Под небом мертвенно-свинцовым

        Угрюмо меркнет зимний день,

        И нет конца лесам сосновым,

        И далеко до деревень.

        Один туман молочно-синий,

        Как чья-то кроткая печаль,

        Над этой снежною пустыней

        Смягчает сумрачную даль.

        1896г.

        Вместе с поэтом, композитором и художником невольно ощущаешь таинственность и прелесть долгих зимних вечеров, слышишь мелодии зимней метели и потрескивание дров в печи, почувствуешь холод и зимний сон природы в скромном пейзаже.

        В) ВЕСНА

        После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна. Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания: “...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”

        Созвучно такому восприятию весны стихотворение И.А. Бунина “Бушует полая вода...”.

        * * *

        Бушует полая вода,

        Шумит и глухо и протяжно.

        Грачей пролетные стада

        Кричат и весело и важно.

        Дымятся черные бугры,

        И утром в воздухе нагретом

        Густые белые пары

        Напоены теплом и светом.

        А в полдень лужи под окном

        Так разливаются и блещут,

        Что ярким солнечным пятном

        По залу «зайчики» трепещут.

        Меж круглых рыхлых облаков

        Невинно небо голубеет,

        И солнце ласковое греет

        В затишье гумен и дворов.

        Весна, весна! И все ей радо.

        Как в забытьи каком стоишь

        И слышишь свежий запах сада

        И теплый запах талых крыш.

        Кругом вода журчит, сверкает,

        Крик петухов звучит порой,

        А ветер, мягкий и сырой,

        Глаза тихонько закрывает.

        1892 год.

        Насколько перекликаются настроения стихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана “Весна. Большая вода” (иллюстрация № 9)!

        Радость пробуждения природы, пронизывающая произведения великих мастеров, вызывает непередаваемый душевный отклик, ощущение сопричастности этой вечной красоте земли.

        Г) ЛЕТО

        Но вот и долгожданное лето. Его скромное очарование отразилось в музыкальной пьесе Чайковского “Баркарола”. Насколько лирична, светла и трогательна эта мелодия лета, которая звучит мягко, блаженно и безмятежно. Поэтичность созданного музыкального образа очень близка образному строю приведенного стихотворения И.А. Бунина «Ночные цикады».

        Ночные цикады

        Прибрежный хрящ и голые обрывы

        Степных равнин луной озарены.

        Хрустальный звон сливает с небом нивы.

        Цветы, колосья, травы им полны,

        Он ни на миг не молкнет, но не будит

        Бесстрастной предрассветной тишины.

        Ночь стелет тень и влажный берег студит,

        Ночь тянет вдаль свой невод золотой -

        И скоро блеск померкнет и убудет.

        Но степь поёт. Как колос налитой,

        Полна душа. Земля зовёт: спешите

        Любить, творить, пьянить себя мечтой!

        От бледных звёзд, раскинутых в зените,

        И до земли, где стынет лунный сон,

        Текут хрустально трепетные нити.

        Из сонма жизней соткан этот звон.

        Это стихотворение звучит завершающим аккордом гимна красоте окружающего нас мира. Необычность сравнения - в соединении несоединимого. Душа - это область неземного, неосязаемого, а колос - предмет материального мира. Сам факт возникновения такого сравнения говорит о том, что всё в этом мире гармонично, взаимосвязано, исполнено величия.

        Удивительно передают безмятежность, покой, апофеоз расцвета и силы природы в самое время её расцвета, её триумфа - «лета природы» картины Левитана: «Над вечным покоем» (иллюстрация 9), «Луг на опушке леса» (иллюстрация 11).

        Картину Левитана «Сумерки. Стога» (иллюстрация 10) возможно изложить поэзией Бунина, выразившейся в стихотворении «Месяц задумчивый …»

        * * *

        Месяц задумчивый, полночь глубокая...

        Хутор в степи одинок...

        Дремлет в молчанье равнина широкая,

        Тепел ночной ветерок.

        Желтые ржи, далеко озаренные,

        Морем безбрежным стоят...

        Ветер повеет - они, полусонные,

        Колосом спелым шуршат.

        Ветер повеет - и в тучку скрывается

        Полного месяца круг;

        Медленно в мягкую тень погружается

        Ближнее поле и луг.

        Зыблется пепельный сумрак над нивами,

        А над далекой межой

        Свет из-за тучек бежит переливами -

        Яркою, желтой волной.

        И сновиденьем, волшебною сказкою

        Кажется ночь,- и смущен

        Ночи июльской тревожною ласкою

        Сладкий предутренний сон...

        1886

        Лишь соприкоснувшись с природой - нерукотворной красотой, созданной «высшими силами», переданной гениальными ее «певцами»: Буниным, Чайковским, Левитаном, понимаешь, что природа вечна, а человек смертен! Лишь его душа незримыми, неосязаемыми нитями связана с вечностью, с прошлым и будущим.

        Мотив вечности и величия природы обнаруживается в живописных образах картины Левитана “Над вечным покоем” (иллюстрация № 9). И, словно подтверждая этот вывод, Бунин пишет:

        * * *

        Настанет день - исчезну я,

        А в этой комнате пустой

        Все то же будет: стол, скамья

        Да образ, древний и простой.

        И так же будет залетать

        Цветная бабочка в шелку,

        Порхать, шуршать и трепетать

        По голубому потолку.

        И так же будет неба дно

        Смотреть в открытое окно

        и море ровной синевой

        манить в простор пустынный свой.

        10 августа 1916

        IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Природа - это одно из естественных проявлений нерукотворного прекрасного, поэтому ее эстетизм всегда привлекал художников, за многими из которых в течение творческой жизни так и закрепилось звание «пейзажиста», ибо как можно прекратить восхищаться или черпать вдохновение в том, что устроено как живой организм и функционирует настолько совершенно!

        В русской природе нет вечных, неменяющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра ("Сиверко" Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег -- сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение -- в пределах года или суток.

        В России континентальный климат, и он создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Буниным, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин. Русская поэзия, как и живопись, тоже откликается на все это многообразие.

        Следует отметить, что соединение трёх великих имён не случайно. Пётр Ильич Чайковский, Исаак Ильич Левитан, Иван Алексеевич Бунин - художники разных поколений. Но их объединяет характерное для второй половины XIX века обращение художественного сознания к идеальным началам бытия, которое критики назвали “великим походом” “в поисках истинной красоты переживаний и состояний, единящих человека с природой”. Именно “созерцание природы в пейзажах и явлениях, искание внутреннего смысла... в дереве, цветке” помогают увидеть в жизни “светлую поэзию”. Такой взгляд на природу, умение в музыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира, всё богатство переживаний в сочетании с правдивостью изображения, простотой и доступностью объединяет Чайковского, Левитана и Бунина.

        К тому же известно, что Левитан очень любил музыку и часто работал под звуки произведений Петра Ильича. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность, тяготение к “лирическому раскрытию длящегося как песня состояния природы в русских вёснах и осенях”. В свою очередь, М.Волошин писал, что стихотворения И.А. Бунина очень близки “тонкому и золотистому, чисто левитановскому письму”.

        Познакомившись с прекрасными стихами Бунина, послушав чарующую музыку Чайковского, задумавшись над пейзажами Левитана осознаёшь, как необъяснимо гармонично сочетается в мире обыденное и прекрасное, как в предельной простоте звука, цвета и слова можно отразить непостижимое величие природы.

        Но не каждый умеет воспринимать красоту мира. Вслед за Буниным надо услышать напряжённый зов земли, наполнить свою жизнь счастьем и радостью бытия. Поспешим “любить, творить, пьянить себя мечтой”!

        xn--l1adgmc.xn----btbtxaari.xn--p1ai

        Времена года в лирике, живописи, музыке

         5 класс

        5 класс

        Цели урока: Воспитывать у детей чувство любви к родной природе. Учить видеть прекрасное вокруг себя. Познакомить с произведениями искусства, отображающими красоту родной природы. Работать над навыками выразительного чтения лирических произведений и развитием связной речи уч-ся. Оборудование: Репродукции картин художников, детские рисунки о любимом времени года, книги стихов , диски с записью музыкальных произведений.
        • Цели урока:
        • Воспитывать у детей чувство любви к родной природе.
        • Учить видеть прекрасное вокруг себя.
        • Познакомить с произведениями искусства, отображающими красоту родной природы.
        • Работать над навыками выразительного чтения лирических произведений и развитием связной речи уч-ся.
        • Оборудование:
        • Репродукции картин художников, детские рисунки о любимом времени года, книги стихов , диски с записью музыкальных произведений.
        Уж небо осенью дышало… Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят:

        Уж небо осенью дышало…

        Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: "Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришел!«

        Не слышит тревоги их царственный лес. Под темной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны, И зреет в нем сила для новой весны.

        Майков Аполлон

        Осень в музыке П. И. Чайковского

        Осень в музыке П. И. Чайковского

        « Осенняя песнь» Чайковского по своему настроению созвучна картине Левитана «Осенний день . Сокольники». И.И. Левитан так же, как и Чайковский, Пушкин, Майков был влюблен в русскую природу и умел просто, но поэтично передать ее чарующую красоту. Какая пора осени изображена на картине? Каким настроением проникнута она?
        • « Осенняя песнь» Чайковского по своему настроению созвучна картине Левитана «Осенний день . Сокольники».
        • И.И. Левитан так же, как и Чайковский, Пушкин, Майков был влюблен в русскую природу и умел просто, но поэтично передать ее чарующую красоту.
        • Какая пора осени изображена на картине?
        • Каким настроением проникнута она?
        И. Левитан «Золотая осень». Но не всегда осень бывает такой грустной. «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…». Такую дивную пору осени изображает Левитан , пейзаж средней полосы России, где мы с вами живем. - Что мы видим на этой картине? - Какие чувства испытываем мы , глядя на это полотно? - Вспомните слова Пушкина, которыми можно передать содержание картины.

        И. Левитан «Золотая осень».

        • Но не всегда осень бывает такой грустной.
        • «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…».
        • Такую дивную пору осени изображает

        Левитан , пейзаж средней полосы России, где мы с вами живем.

        - Что мы видим на этой картине?

        - Какие чувства испытываем мы , глядя на это полотно?

        - Вспомните слова Пушкина, которыми можно передать содержание картины.

        Волшебница – зима. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. ( Ф.Тютчев)

        Волшебница – зима.

        • Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
        • ( Ф.Тютчев)
        Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. ( А. Фет.) -Какой описана береза в стихотворении? -С помощью каких слов автор передает свои чувства, настроение?
        • Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы

        Стряхнут красу ветвей.

        ( А. Фет.)

        -Какой описана береза в стихотворении?

        -С помощью каких слов автор передает свои чувства, настроение?

        И. Грабарь «Февральская лазурь». - Что изображено на картине? -Февраль- последний месяц зимы. Февральское солнце- предвестник весны. -Какие краски преобладают на картине? -Откуда идет этот волшебный голубой свет? -Какие чувства вызывает у вас эта картина?

        И. Грабарь «Февральская лазурь».

        • - Что изображено на картине?
        • -Февраль- последний месяц зимы.
        • Февральское солнце- предвестник
        • весны.
        • -Какие краски преобладают на картине?
        • -Откуда идет этот волшебный голубой свет?
        • -Какие чувства вызывает у вас эта картина?
        П. И. Чайковский. Пьеса «Февраль. Масленица». Февраль. Масленица Скоро масленицы бойкой    Закипит широкий пир...                          (П. А. Вяземский) Ты знаешь, что такое масленица? Может быть, и нет. Но если ты знаешь сказку про Снегурочку — пьесу или оперу, — то, наверное, помнишь, как весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело — масленицу. Песни, пляски, смех... Берендеи провожают зиму. -Что вы можете сказать об этой музыке? -Каким чувством проникнута она? -Удалось ли автору передать праздничное настроение?

        П. И. Чайковский. Пьеса «Февраль. Масленица».

        • Февраль. Масленица
        • Скоро масленицы бойкой    Закипит широкий пир...                          (П. А. Вяземский)
        • Ты знаешь, что такое масленица? Может быть, и нет. Но если ты знаешь сказку про Снегурочку — пьесу или оперу, — то, наверное, помнишь, как весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело — масленицу. Песни, пляски, смех... Берендеи провожают зиму.
        • -Что вы можете сказать об этой музыке?
        • -Каким чувством проникнута она?
        • -Удалось ли автору передать праздничное настроение?
         Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы:

        Весенние воды

        Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят...

        Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!

        Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!

        Ф. Тютчев.

        И. Левитан «Весна. Большая вода». Весна- это пробуждение природы. Рассмотрите внимательно картину И. Левитана, назовите признаки наступившей весны. Какими красками нарисовал художник небо, деревья, воду? Как передано на картине радостное настроение, вызванное приходом весны?

        И. Левитан «Весна. Большая вода».

        • Весна- это пробуждение природы.
        • Рассмотрите внимательно картину И. Левитана, назовите признаки наступившей весны.
        • Какими красками нарисовал художник небо, деревья, воду?
        • Как передано на картине радостное настроение, вызванное

        приходом весны?

        Эдвард Григ «Весенние воды» Вы прослушали прекрасное произведение Э. Грига. Удалось ли композитору передать шум весенних ручьев, радость пробуждающейся природы?

        Эдвард Григ «Весенние воды»

        • Вы прослушали прекрасное произведение Э. Грига.
        • Удалось ли композитору передать шум весенних ручьев, радость пробуждающейся природы?
        С ДОБРЫМ УТРОМ! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо:
        • С ДОБРЫМ УТРОМ! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
        • С. Есенин.
        Какие красочные определения (эпитеты) использует С. Есенин , чтобы показать прелесть весеннего утра? Найдите в стихотворении примеры олицетворений, с помощью которых автору удается нарисовать природу как живое существо. Назовите слова, употребленные в переносном значении. С какой целью поэт употребляет эти слова? Какие слова вам хочется сказать не только березке, но и всем людям?
        • Какие красочные определения (эпитеты) использует С. Есенин , чтобы показать прелесть весеннего утра?
        • Найдите в стихотворении примеры олицетворений,
        • с помощью которых автору удается нарисовать природу как живое существо.
        • Назовите слова, употребленные в переносном значении.
        • С какой целью поэт употребляет эти слова?
        • Какие слова вам хочется сказать не только березке, но и всем людям?
         В. Поленов Б.Щербаков «Заросший пруд.» « Июнь в Подмосковье» -Представьте, что вы попали в картинную галерею. Идете и любуетесь прекрасными пейзажами, на которых изображены картины летней природы. Идете медленно, завороженные тишиной, покоем. Расскажите, что вы видите на этих полотнах, какие чувства испытываете, глядя на них.

        В. Поленов Б.Щербаков «Заросший пруд.» « Июнь в Подмосковье»

        • -Представьте, что вы попали в картинную галерею. Идете и любуетесь прекрасными пейзажами, на которых изображены картины летней природы. Идете медленно, завороженные тишиной, покоем. Расскажите, что вы видите на этих полотнах,
        • какие чувства испытываете, глядя на них.
        Читайте и учите наизусть стихи о природе, всматривайтесь в полотна художников,слушайте музыкальные произведения о природе и тогда вам захочется собрать осенние листья и любоваться ими и иметь вот такую зеленую веточку у своего окна.
        • Читайте и учите наизусть стихи о природе, всматривайтесь в полотна художников,слушайте музыкальные произведения о природе и тогда вам захочется собрать осенние листья и любоваться ими и иметь вот такую зеленую веточку у своего окна.

        videouroki.net


        Смотрите также

        Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта