Алёнушка (картина, Васнецов). Аленушка васнецов картина
1880 | Аленушка (эскиз) | Холст, масло. 26,3х19,5 | ГТГ | Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11040. | |
1881 | Аленушка | Холст, масло. 173х121 | ГТГ | Итоговая картина. Слева внизу подпись: В. Васнецовъ Моск. 1881. 20 ф. Приобретена Советом галереи в 1900 г. у В. В. фон Мекка. Инв. 1010[3]. | |
Аленушка (этюд) | Холст, масло. 28х19 | ГТГ | Надпись пером: На память уважаемой Наталье Васильевне Феофановой от В. М. Васнецова 1883 апреля 20 | ||
Аленушка (этюд) | Холст, масло. 43х33 | ГТГ | Справа внизу надпись пером: Уважаемой Елене Петровне Венiаминовой В. Васнецовъ 1881 года. Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11039. | ||
Аленушка | Холст, масло. 68х48 | Музей-заповедник Абрамцево[4] | Слева внизу: В.Васнецовъ. Авторское повторение. | ||
1880 | Пруд в Ахтырке. Этюд берега с осокой | Холст, масло. 34х22 | ГТГ | Справа внизу подпись: В. Вас… Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11043 | |
Пруд в Ахтырке (этюд) | Холст, масло. 46,1х32 | ГТГ | Справа внизу подпись: В. Васнецовъ. Поступил в 1925 году от Народного комиссариата иностранных дел (ранее собрание П. И. и В. А. Харитоненко). Инв. 5852[5]. | ||
Осока (этюд) | Холст на картоне, масло. 48,4х33,5 | ГТГ | Приобретена в 1941 году у Н.А. Соколова. Инв. 26602. | ||
У опушки. Ахтырка (этюд) | Холст, масло. 30,5х18,5 | ГТГ | Справа внизу подпись: В. Васнецовъ Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. | ||
1880 | Пруд в Ахтырке | Холст на картоне, масло. 32х23,4 | Собрание В. В. Васнецова, Москва (на 1961 год). Дом-музей В.М. Васнецова | ||
Пруд (этюд) | Холст, масло. 49х33,2 | Музей-заповедник Абрамцево | На обороте чернилами: В. М. Васнецовъ 1880. Аленушкинъ прудъ | ||
Этюд | Холст, масло. 32х22 | Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск) | |||
1880 | Осина на пруду (этюд) | Холст, масло. 32х33 | Дом-музей В. М. Васнецова | ||
1881 | Осина (Абрамцево) | Холст, масло. 42х28 | неизвестно | Был в собрании семьи художника | |
Деревья (береза и ель), Абрамцево | Холст на картоне, масло. 34,3х23,8 | Дом-музей В. М. Васнецова | На обороте надпись: Этюд работы моего отца В. М. Васнецова 1881 г. написанный в с. Абрамцеве. А. Васнецов | ||
Деревья у пруда | Холст на картоне, масло. 43х29 | Музей-заповедник Абрамцево | Слева внизу подпись: В. Васнецовъ 1881. Был в собрании Б. В. Крылова, Москва.. | ||
Опушка елового леса | Холст на картоне, масло. 48,5х32,5 | ГТГ | Собрание Г.В Ерозолимского, Москва (на 1961 год). Приобретена в 1962 году у А.В. Васильева. Ж-307 | ||
2 наброска композиции картины | Бумага, графитный карандаш. 8,7х13,8 | Дом-музей В. М. Васнецова | |||
Женская склонившая головка в позе Аленушки (набросок) | Бумага, графитный карандаш. | ГТГ | Альбом № 10399, л. 14 об. На том же листе: набросок спины и руки в профиль | ||
Девушка в позе Аленушки (набросок) | Бумага, графитный карандаш. | ГТГ | Там же, л. 16 | ||
Наброски волос, шеи для головы Аленушки | Бумага, графитный карандаш. | ГТГ | Там же, л. 12 | ||
Аленушка | Бумага, перо, чернила, графитный карандаш. 19,8х13,7 | Музей во Владивостоке | Реплика итоговой картины. Подпись слева внизу: В. Васнецовъ. Была в Цветковской галерее, в ГТГ | ||
Аленушка. Набросок склоненной головы | Бумага, графитный карандаш. 9,5х14,5 | Дом-музей В. М. Васнецова | |||
wikiredia.ru
1880 | Аленушка (эскиз) | Холст, масло. 26,3х19,5 | ГТГ | Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11040. | |
1881 | Аленушка | Холст, масло. 173х121 | ГТГ | Итоговая картина. Слева внизу подпись: В. Васнецовъ Моск. 1881. 20 ф. Приобретена Советом галереи в 1900 г. у В. В. фон Мекка. Инв. 1010[3]. | |
Аленушка (этюд) | Холст, масло. 28х19 | ГТГ | Надпись пером: На память уважаемой Наталье Васильевне Феофановой от В. М. Васнецова 1883 апреля 20 | ||
Аленушка (этюд) | Холст, масло. 43х33 | ГТГ | Справа внизу надпись пером: Уважаемой Елене Петровне Венiаминовой В. Васнецовъ 1881 года. Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11039. | ||
Аленушка | Холст, масло. 68х48 | Музей-заповедник Абрамцево[4] | Слева внизу: В.Васнецовъ. Авторское повторение. | ||
1880 | Пруд в Ахтырке. Этюд берега с осокой | Холст, масло. 34х22 | ГТГ | Справа внизу подпись: В. Вас… Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11043 | |
Пруд в Ахтырке (этюд) | Холст, масло. 46,1х32 | ГТГ | Справа внизу подпись: В. Васнецовъ. | ||
Осока (этюд) | Холст на картоне, масло. 48,4х33,5 | ГТГ | Приобретена в 1941 году у Н.А. Соколова. Инв. 26602. | ||
У опушки. Ахтырка (этюд) | Холст, масло. 30,5х18,5 | ГТГ | Справа внизу подпись: В. Васнецовъ Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. | ||
1880 | Пруд в Ахтырке | Холст на картоне, масло. 32х23,4 | Собрание В. В. Васнецова, Москва (на 1961 год). Дом-музей В.М. Васнецова | ||
Пруд (этюд) | Холст, масло. 49х33,2 | Музей-заповедник Абрамцево | На обороте чернилами: В. М. Васнецовъ 1880. Аленушкинъ прудъ | ||
Этюд | Холст, масло. 32х22 | Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск) | |||
1880 | Осина на пруду (этюд) | Холст, масло. 32х33 | Дом-музей В. М. Васнецова | ||
1881 | Осина (Абрамцево) | Холст, масло. 42х28 | неизвестно | Был в собрании семьи художника | |
Деревья (береза и ель), Абрамцево | Холст на картоне, масло. 34,3х23,8 | Дом-музей В. М. Васнецова | На обороте надпись: Этюд работы моего отца В. М. Васнецова 1881 г. написанный в с. Абрамцеве. А. Васнецов | ||
Деревья у пруда | Холст на картоне, масло. 43х29 | Музей-заповедник Абрамцево | Слева внизу подпись: В. Васнецовъ 1881. Был в собрании Б. В. Крылова, Москва.. | ||
Опушка елового леса | Холст на картоне, масло. 48,5х32,5 | ГТГ | Собрание Г.В Ерозолимского, Москва (на 1961 год). Приобретена в 1962 году у А.В. Васильева. Ж-307 | ||
2 наброска композиции картины | Бумага, графитный карандаш. 8,7х13,8 | Дом-музей В. М. Васнецова | |||
Женская склонившая головка в позе Аленушки (набросок) | Бумага, графитный карандаш. | ГТГ | Альбом № 10399, л. 14 об. На том же листе: набросок спины и руки в профиль | ||
Девушка в позе Аленушки (набросок) | Бумага, графитный карандаш. | ГТГ | Там же, л. 16 | ||
Наброски волос, шеи для головы Аленушки | Бумага, графитный карандаш. | ГТГ | Там же, л. 12 | ||
Аленушка | Бумага, перо, чернила, графитный карандаш. 19,8х13,7 | Музей во Владивостоке | Реплика итоговой картины. Подпись слева внизу: В. Васнецовъ. Была в Цветковской галерее, в ГТГ | ||
Аленушка. Набросок склоненной головы | Бумага, графитный карандаш. 9,5х14,5 | Дом-музей В. М. Васнецова | |||
wikiredia.ru
1880 | Аленушка (эскиз) | Холст, масло. 26,3х19,5 | ГТГ | Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11040. | |
1881 | Аленушка | Холст, масло. 173х121 | ГТГ | Итоговая картина. Слева внизу подпись: В. Васнецовъ Моск. 1881. 20 ф. Приобретена Советом галереи в 1900 г. у В. В. фон Мекка. Инв. 1010[3]. | |
Аленушка (этюд) | Холст, масло. 28х19 | ГТГ | Надпись пером: На память уважаемой Наталье Васильевне Феофановой от В. М. Васнецова 1883 апреля 20 | ||
Аленушка (этюд) | Холст, масло. 43х33 | ГТГ | Справа внизу надпись пером: Уважаемой Елене Петровне Венiаминовой В. Васнецовъ 1881 года. Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11039. | ||
Аленушка | Холст, масло. 68х48 | Музей-заповедник Абрамцево[4] | Слева внизу: В.Васнецовъ. Авторское повторение. | ||
1880 | Пруд в Ахтырке. Этюд берега с осокой | Холст, масло. 34х22 | ГТГ | Справа внизу подпись: В. Вас… Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11043 | |
Пруд в Ахтырке (этюд) | Холст, масло. 46,1х32 | ГТГ | Справа внизу подпись: В. Васнецовъ. Поступил в 1925 году от Народного комиссариата иностранных дел (ранее собрание П. И. и В. А. Харитоненко). Инв. 5852[5]. | ||
Осока (этюд) | Холст на картоне, масло. 48,4х33,5 | ГТГ | Приобретена в 1941 году у Н.А. Соколова. Инв. 26602. | ||
У опушки. Ахтырка (этюд) | Холст, масло. 30,5х18,5 | ГТГ | Справа внизу подпись: В. Васнецовъ Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. | ||
1880 | Пруд в Ахтырке | Холст на картоне, масло. 32х23,4 | Собрание В. В. Васнецова, Москва (на 1961 год). Дом-музей В.М. Васнецова | ||
Пруд (этюд) | Холст, масло. 49х33,2 | Музей-заповедник Абрамцево | На обороте чернилами: В. М. Васнецовъ 1880. Аленушкинъ прудъ | ||
Этюд | Холст, масло. 32х22 | Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск) | |||
1880 | Осина на пруду (этюд) | Холст, масло. 32х33 | Дом-музей В. М. Васнецова | ||
1881 | Осина (Абрамцево) | Холст, масло. 42х28 | неизвестно | Был в собрании семьи художника | |
Деревья (береза и ель), Абрамцево | Холст на картоне, масло. 34,3х23,8 | Дом-музей В. М. Васнецова | На обороте надпись: Этюд работы моего отца В. М. Васнецова 1881 г. написанный в с. Абрамцеве. А. Васнецов | ||
Деревья у пруда | Холст на картоне, масло. 43х29 | Музей-заповедник Абрамцево | Слева внизу подпись: В. Васнецовъ 1881. Был в собрании Б. В. Крылова, Москва.. | ||
Опушка елового леса | Холст на картоне, масло. 48,5х32,5 | ГТГ | Собрание Г.В Ерозолимского, Москва (на 1961 год). Приобретена в 1962 году у А.В. Васильева. Ж-307 | ||
2 наброска композиции картины | Бумага, графитный карандаш. 8,7х13,8 | Дом-музей В. М. Васнецова | |||
Женская склонившая головка в позе Аленушки (набросок) | Бумага, графитный карандаш. | ГТГ | Альбом № 10399, л. 14 об. На том же листе: набросок спины и руки в профиль | ||
Девушка в позе Аленушки (набросок) | Бумага, графитный карандаш. | ГТГ | Там же, л. 16 | ||
Наброски волос, шеи для головы Аленушки | Бумага, графитный карандаш. | ГТГ | Там же, л. 12 | ||
Аленушка | Бумага, перо, чернила, графитный карандаш. 19,8х13,7 | Музей во Владивостоке | Реплика итоговой картины. Подпись слева внизу: В. Васнецовъ. Была в Цветковской галерее, в ГТГ | ||
Аленушка. Набросок склоненной головы | Бумага, графитный карандаш. 9,5х14,5 | Дом-музей В. М. Васнецова | |||
wikiredia.ru
Васнецов Виктор. Картина «Аленушка» | World of Art
В Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосы России дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо-извилистой с темными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами и веселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа.Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Здесь была написана и "Аленушка", картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. "Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком.Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.
„Алёнушка"... Осень. Холодная заря тонкой стрелой пронзила низкое пасмурное небо. Недвижен черный омут. Страшен дремучий лес. На берегу, на большом сером камне - Алёнушка, сирота. Робко подступили к воде нежные тонкие осинки. Неласков омут. Колки зеленые стрелы осоки. Холоден, неприютен серый камень. Горько, горько сиротинке в этой чащобе. Глушь немая. Вдруг ветер пробежал по ельнику. Зашелестели, зазвенели листки осинок. Запел тростник, защебетали „малые пташечки - горьки-горюшечки", потекли унывные звуки тоски и печали. Может быть, слышит Алёнушка плач Иванушки или донес ветер шум костров высоких, звон котлов чугунных, тонкий, злой смех ведьмы. Каждый из нас с малых лет привык к нежному образу Алёнушки как к чему-то необычайно близкому, вошедшему накрепко, навсегда в еще детский образный наш мир, и сегодня нам трудно поверить, что современники проглядели поэтические качества „Алёнушки", а увидели, как им казалось, анатомические и прочие школьные погрешности полотна Васнецова... Возможно, в какой-то степени они имели на это право, как и те педанты, которые мерили с вершком высоту суриковского Меншикова. Думается, что искусство трудно выверить сантиметром или вершком. Тут вступают категории более сложные - поэтичность, музыкальность, народность.
Вглядитесь пристальней. И вы поверите, что через миг из темной бездны омута может выплыть кикимора или добрая Царевна-Лягушка. Вслушайтесь... И до ваших ушей долетят звуки летящей Бабы Яги. А из зеленой мглы ельника высунется добрая рожа лешего... Таков колдовской мир васнецовской картины - реальный и высокопоэтичный, созданный художником, глубоко поверившим с малых лет в чудесную и волшебную ткань русской сказки и с великим простодушием отдавшим эту веру людям.
Вот несколько строк из воспоминаний автора, раскрывающих тайну создания "Алёнушки":„Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя "Алёнушка" натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть.
Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку". Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!"
Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины: "В. М. Васнецов в 1881 году создает свой шедевр - „Алёнушку", не то жанр, не то сказку, - обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы". Да, действительно Васнецов бесконечно доступен и прост. На первый взгляд даже простоват. Но лишь на первый взгляд, ибо в основе рождения каждого его холста лежит поэтическая метафора. Рождение замысла. Тайное тайных... (И. Долгополов "В.Васнецов")
worldartdalia.blogspot.com