История одного шедевра: «Аленушка» Васнецова. Васнецов аленушка картина


Аленушка. (Дурочка). Описание картины Васнецова

Дурочка

Виктор Васнецов. Аленушка. 1881. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьей крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России. В мамонтовском сообществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры...

Если портреты близких людей помогали Васнецову в создании идеала национальной красоты, национального типа, то в Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосы России дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо-извилистой с темными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами и веселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа.

Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Здесь была написана и «Аленушка», картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. «Аленушка», — рассказывал впоследствии художник, — как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее". Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

В основу сюжета положена русская народная сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Композиция состоит из одного единственного персонажа – молодой девушки с русыми волосами, одетой в народное длинное платье.

Алёнушка по сказке была сиротой, которая на время потеряла единственного близкого человека – Иванушку. Именно поэтому первоначально данное произведение задумывалось под названием «Дурочка Аленушка» (дурочками раньше называли сирот).

Образ этой девушки пришел в голову великого художника задолго до написания картины, но воплотить в жизнь эту идею автору помогла простоволосая крестьянка, спустившаяся к пруду на Ахтынке и поразившая В. М. Васнецова своей красотой. Как впоследствии признавался сам художник, от неё веяло особой русской печалью, тоской и одиночеством, которое читалось в её глазах.

Васнецов передал все эти чувства в склоненной позе героини, грустно обвившей руками колени, и в её печальных, полуприкрытых ресницами, глазах. Настроению персонажа вторит природа.

Согласно народным поверьям, природа в конце дня обретает способность отражать эмоции человека. На заднем фоне, списанном опять же с пруда Ахтынки, автор изобразил свинцово-серое небо, ёлочки устрашающего тёмно-зелёного цвета. Под ногами Алёнушки расстилается столь же мрачный пруд, пугающий зрителя своей глубиной, прикрытый листьями желтого цвета и спускающихся к самой поверхности омута осинками с листвой серых оттенков.

 

Источник: http://www.tanais.info/art/vasnetsov1more.html           http://www.detskiysad.ru/art/kartina057.html

 

Похожие записи

design-kmv.ru

История одного шедевра: «Аленушка» Васнецова

Виктор Васнецов называл «Аленушку» своей любимой картиной. Воспринятое многими современниками как плач о тяжелой судьбе русского крестьянства полотно все же им не является. Это, скорее, плач любого человека, который может внезапно закручиниться, присесть на берегу тихого лесного пруда и растворить свою тоску в природе, забыться. Даже сказочность видимая: название коварно наводит на параллель с историей об Аленушке и ее братце, превратившемся в козленочка. Однако сколько таких Аленушек рассеяно по русскому фольклору — не счесть, и у каждой — свой повод для печали на камне.

История одного шедевра: «Аленушка» Васнецова

Сюжет

Написанная по мотивам русского фольклора картина выглядит как олицетворение тоски-кручинушки народа. Это не столько Аленушка, потерявшая своего братца Иванушку, сколько все женские сказочные образы, которым по сюжету выпало испытание.

Природа — это и место событий, и активный их участник. У Васнецова пейзаж психологичен, это зеркало души героев. Застывшая на камне Аленушка словно затерялась в этой высокой траве. Ее юбка, как из луговых цветов собранная, волосы, как песок, а рубашка — как камни.

Лес молодой, но темный — видно, что легко в нем затеряться и сгинуть. Или встретить ненароком других героев русского эпоса. Пруд зеркально гладкий, будто никто в нем не живет: ни рыба, ни лягушка, ни птица. Мертвенная тишь и тоска.

Контекст

Васнецов работал над картиной в Абрамцеве в имении Саввы Мамонтова. Кстати, было немало тех, кто находил сходства Аленушки с дочерью мецената Верой — той самой, знаменитой «Девочкой с персиками». Художник на это отнекивался и рассказывал случай встречи с крестьянкой: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

История одного шедевра: «Аленушка» Васнецова

Пруд в Ахтырке, 1880

Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой завершал работу над картиной. Ее первоначальное название — «Дурочка Алёнушка» — содержало ту самую тоску, о которой писал художник. Дурочка, то есть сиротинушка, всеми покинутая, обездоленная. Но и без этого слова все чувствуется, все понятно.

Судьба художника

Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

История одного шедевра: «Аленушка» Васнецова

Васнецов, 1891

Васнецов был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

автор: Снежана Петрова

источник: diletant.media

aeslib.ru

Аленушка. Сочинение по картине В.М.Васнецова

Картина «Алёнушка» знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова считается одной из самых известных работ автора. Данная картина была написана маслом в далеком 1881 году. Художник написал картину по сюжету к всем известной русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». В своей картине «Аленушка» Васнецов максимально полно прочувствовал и воплотил лирическую поэзию родного народа.

Позднее художник рассказывал, что «Аленушка» как будто давным-давно жила в его голове, но настоящую ее он увидел в украинском городе Ахтырке, когда повстречал одну простоволосую девушку, которая поразила его воображение. Он был поражен тем, сколько тоски, одиночества и истинной русской печали было в ее глазах... Художник почувствовал, как от нее повеяло неким особым русским духом.

Васнецов выбрал сказку об Аленушке и братце Иванушке, и творчески воплотил ее в живописи. Как гласит народное предание, природа становиться оживленной на закате дня, она приобретает способность чувствовать в гармонии с человеком. Аналогичные ощущения в значительной степени были свойственны и самому художнику, именно поэтому он смог так органично связать в картине состояние природы с чувствами Аленушки. Переживания героини, задумавшейся о своей горькой судьбе, как будто поддерживает и бледное серое небо, и омут с замершими на нем желтыми листьями, который вызывать страх своей глубинной темнотой, и поникшая листва осинок блеклого серого цвета, и темная глубокая зелень окружающих елок.

Аленушка.

Аленушка. (Фрагмент)

В центре данной картины нарисована красивая юная девушка. Склонив голову, она сидит одиноко на камне у позаросшего озера. Девушка опустила голову на колени от усталости и глубокой грусти, а выражение ее глаз говорит нам, что силы заканчиваются, и она вот-вот горько заплачет. В ее печальных глазах отражается вся глубина невообразимой печали. Ее красивые растрепанные волосы беспорядочно свисают вниз, а ситцевое платье изорвано. Все это говорит о том, что Аленушка очень долго, не жалея себя, бродила по дремучему лесу, разыскивая своего пропавшего брата Иванушку. Босые ноги, виднеющиеся из-под платья, еще больше подтверждают то, что девушка забыла обо всем на свете и для нее сейчас важно лишь одно – найти своего младшего брата.

На картине отображена минута отдыха Аленушки, даже сама матушка-природа в этом солидарна. Спокойная гладь озера, абсолютно спокойные деревья, верхушки которых даже не шелохнутся. На картине изображено позднее лето. На краю озера стоит еще совсем зеленый камыш, позади героини изображены изумрудные молодые осины и березки. А в глубине леса вырисовываются молодые елочки с верхушками, хорошо отросшими за лето. Тем не менее, на глади озера уже покоятся первые желтые листочки, а значит, скоро наступит осень.

Картина Васнецова «Алёнушка» вызывает грустные эмоции и сочувствие к бедной девушке. Художник мастерски обрисовал событие очень реалистично и проникновенно. Полотно написано преимущественно в зеленых цветах. Картина до такой степени яркая, что складывается впечатление, что она вот-вот оживет, и предстанут в реальности девушка, озеро и лес. Критики того времени говорили, что эта работа В. М. Васнецова является лучшей картиной в русской школе.

Автор сочинения: Татьяна

 

Аленушка.

Аленушка.

 

Похожие записи

design-kmv.ru

Описание картины Аленушка. В.М.Васнецов

Образ Аленушки в одноименной картине В.М.Васнецова, без сомнения, есть одним из самых лиричных и поэтичных. Простая деревенская девушка с длинными русыми немного растрепанными волосами сидит, сиротливо наклонивши голову на колено, на камне возле заросшего осокой мрачного лесного озера. Целый день бродила она по дремучему пугающему лесу в поисках своего непослушного, неразумного братца Иванушки, такого же сироты, как и она. Не жалея себя, бродила девушка босая и звала его, умоляла откликнуться. Не смогла Аленушка найти его, и устав от поисков, решила немного отдохнуть, и художник изобразил ее в этот момент тихого отчаянья.

С печалью вглядывается она в гладь воды и тревожные мысли все не покидают ее. Не уследила девушка за братцем своим Иванушкой и боится она, что обратился он в козленочка и унесла его вглубь леса в свою избушку коварная Баба Яга.

Аленушка. В.М Васнецов

Аленушка. В.М Васнецов

Солнце уже скоро зайдет и Аленушка вот-вот заплачет и слезинки упадут в лесное озеро. Ее изодранный русский тёмно-серый с цветами сарафан окутывает босые ноги и почти касается мутной глади воды. Лето уже заканчивается и возле самого берега, возле груды камней, плавают золотые рыбки-листья, что облетели с близ растущих берез. А вокруг тихо стоит дремучий хвойный лес.

Образ сиротки Аленушки органично вписывается в пейзаж. Они объединены общим настроением и неотделимы друг от друга. Грустит Аленушка, и с ней грустит вся природа. Она почти плачет, и небо нахмурилось тоже. Ветер не веет и не колышет старые мудрые ели. Как будто вся природа сочувствует ее горю и хочет ей помочь. Простая русская девушка, простой русский пейзаж.  Мастерство этой картины также и в цветовой гамме. Хотя основной цвет зеленый, он имеет разные оттенки — то теплые и нежные, то хмурые и мрачные. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки, и цветы на сарафане. Цвет глади озера имеет свое продолжение в чаще леса.  Все органично, взаимосвязано – девушка и окружающая ее природа.

Автор статьи: Ирина Шастова

Аленушка В.М.Васнецов

Аленушка В.М.Васнецов

Похожие записи

design-kmv.ru

Живопись Васнецов Виктор Михайлович, «Аленушка», описание картины

Живопись XIX в.

Русский живописец Виктор Васнецов, известный нам по замечательным иллюстрациям к русским народным сказкам, родился в Вятке, где в местной духовной семинарии получил начальное образование. В 1868- 1873 гг. учился в Академии художеств, по окончании которой ездил за границу. С 1869 г. начал выставлять свои работы сначала на академических, затем на передвижных выставках. Творчество Васнецова многопланово, оно включает в себя жанровые сцены, народный эпос, историю и религиозные сюжеты. К картинам бытового характера принадлежат, например, «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма», «Книжная лавочка», «Балаганы в Париже». Из былинных и исторических картин Васнецова наиболее известны «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем Горынычем». По рисункам Васнецова сооружены церковь и сказочная избушка на курьих ножках в Абрамцеве, выстроен фасад Третьяковской галереи.

Очень популярно полотно этого мастера «Аленушка», написанное на сюжет сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Девушка, сидящая на камне на берегу заросшей речки, привлекает взгляды своей простой красотой. В грустных глазах можно прочитать всю глубину ее переживаний: печаль и одновременно с этим мечты о счастливом времени, которое когда-нибудь наступит, девичьи грезы и тоску по брату. Общее настроение картины – печальное умиротворение – усиливают образы природы. В изображении деревьев, плывущих над головой облаков присутствует ощущение торжественной скорби.

Наибольшей известности достиг Васнецов в области религиозной живописи. Особенно замечательны его работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге. Акварельные рисунки, эскизы и пробные оригиналы стенной живописи для собора Святого Владимира хранятся в Третьяковской галерее и в Музее Александра III, основанном И. Цветаевым. Там же хранятся эскизы для мозаики в храме Воскресения и «Плащаница». Религиозная живопись Васнецова ознаменовала собою начало нового движения в этой области и привела к созданию своеобразного «васнецовского» стиля, которому многие стараются подражать, но в большинстве случаев безуспешно.

Не менее велики заслуги Васнецова в области воссоздания древнерусского декоративного искусства. Васнецов сумел проникнуться его высоким, благородно-спокойным, монументальным, а подчас уютным и затейливым характером. Таковы, например, различные его декоративные наброски, узоры во Владимирском соборе, декорации для постановки «Снегурочки» в театре СИ. Мамонтова. Главное достоинство декоративных работ Васнецова – их красочный эффект, сказывающийся в чисто русских сочетаниях и оттенках сочных, полных и спокойных красок.

эвелина 14/02/2016

очень хорошая картина нарисованная русским живописцем Васнецовым Виктором Михайловичем. Эта картина помогла мне написать сочинение по картине Алёнушка. Изящная картина! Мне нравится очень очень.

Надя 29/03/2016

Здорво

jivopis.org

Алёнушка

Алёнушка

Навеянная лирическим сказочным образом картина Васнецова «Аленушка» написана 1881 году. Примеченная художником Ахтырка реальная девушка, стала прототипом героини этой картины. Тоскливый и печальный взгляд простой русской девушки подтолкнул Васнецова к написанию картины «Аленушка». И действительно от картины веет настоящим русским духом.

Уставшая от поисков своего братца Иванушки, сестрица Аленушка сидит в сиротливой позе на камне у мрачного пруда в темном хвойном бору. Одежда девушки обветшала от времени, ноги у нее босые, а в глазах прослеживается печаль и грусть. Видно, что Аленушку не покидает тревожные думы о братце Иванушке. Может коварная Баба-яга превратила его в козленочка. Аленушка винит себя, за то , что не уберегла единственного братца и вся окружающая природа переживает и грустит вместе с ней. Взаимосвязь природы и Аленушки на картине Васнецова очень тесная. Великолепно написанный пейзаж, как бы вторит нашей героине в тоске и скорби. Тесное переплетение природы и Аленушки в картине, не отвлекает зрителя от главного сюжета и в то же время, даже самая смелая деталь картины, призывает к задумчивым размышлениям. Очень много сказок было придумано русским народом и писателями, но мы привыкли их представлять только мысленно, но в данной картине Васнецова «Аленушка», художник искусно выразил в произведении живописными средствами все чаяния героини сказки.

Картина была написана в окрестностях Абрамцево, где живописные просторы еловых, дубовых, березовых лесов и рощ причудливо разделены извилистой речкой Ворей, прудами, глухими оврагами, пригорками. Именно эти места и побуждали Васнецова писать картины национального пейзажа. В картине «Аленушка» Васнецов очень проникновенно и наиболее полно выразил лирическую поэзию русского народа. По словам художника, задумка о написании картины как будто давно жила в его голове, но приступить к работе он смог только повстречав поразившую его воображение девушку. Чисто русская печаль, тоска и одиночество были видны в ее глазах, и Васнецов обратился к сказке. Сидящая девушка задумалась над своей тяжелой судьбой и ей созвучно вторит серое небо, а также отталкивающая и пугающая темнота поверхности омута, на которой застыли желтые листья. Очень лаконично вписано в картину глубокая темная зелень елок и серые блеклые тона осиновой листвы.

Обсудить на форуме

art-on-web.ru

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»

Vasnecov_Alenushka

Творчество выдающегося живописца конца XIX — начала XX века Виктора Михайловича Васнецова очень разнообразно. В начале своей творческой дея­тельности художник писал картины бытового жанра: «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», затем работал в жанре портрета, занимался орнаменталь­ным искусством, был архитектором. Но основным направлением в его творчестве стало былинно-историческое. Живописец создал такие полотна, как: «Иван-царевич на Сером Волке», «Спящая царевна», «Ковёр — самолёт» и другие. Все они проникнуты глубокой любовью к фольклору и традициям родного русского народа. Впоследствии критики стали назы­вать В. М. Васнецова «истинным богатырём русской живописи».

Картину «Алёнушка» В. М. Васнецов написал в 1881 году по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Живопис­ца не оставил равнодушным образ бедной трудолюби­вой девушки, оставшейся сиротой вместе с маленьким братом. Героиня живописного произведения распо­ложена в самом центре картины. Одетая в простое старое цветастое платье, она одиноко сидит на сером большом камне, обхватив руками свои босые ноги. Её голова с растрепавшимися светлыми волнистыми волосами опущена на колени. У девушки доброе, но печальное выражение лица, широко раскрыты глаза, приоткрыт рот. Необъятная тоска читается во всём её виде. Наверное, главная героиня в этот момент ду­мает о своём братике, превратившемся в козлёночка, не знает, как помочь ему в этом безутешном горе, её сердце переполняется печалью и тревогой.

Алёнушка изображена живописцем на фоне пей­зажа ранней осени. На переднем плане картины — неподвижная водная гладь, по которой, как лодоч­ки, плывут жёлтые листья. В зеркале реки видно отражение Алёнушки, сидящей на камне.

Высокие стебли камыша с тонкими листьями жи­вописно расположились в озере и покрыли почти весь берег. За девушкой виднеются невысокие берёз­ки и осинки, листья которых уже начали покрываться жёлтой краской и дрожат на ветру. На одной из веток сидит стайка птиц. Они не перелетают с ветки на ветку и не поют весёлых песен. На заднем плане густой стеной расположились вечнозелёные лесные красавицы — ели. Тёмная лесная чаща добавляет мрачности. Вся природа предчувствует начинающееся увядание и грустит вместе с Алёнушкой.

Серый неприветливый небосвод, лишённый лу­чей яркого солнца, дополняет грустью композицию, составленную В. М. Васнецовым.

Живописное полотно написано художником в кон­трастных тонах. Автор намеренно привлекает внима­ние к лицу героини. Оно выполнено в светлых тонах на тёмном фоне. Чувствуется, что живописец сочув­ствует горю Алёнушки и сопереживает ей. Во всей композиции В. М. Васнецов использует холодные, блёклые тона, которые помогают создать печальное настроение.

При просмотре картины В. М. Васнецова «Алёнуш­ка» возникает грусть, печаль, появляется сочувствие и сострадание к бедной сироте, хочется разделить с ней все невзгоды и помочь.

Здесь искали:
  • сочинение по картине аленушка
  • сочинение по картине васнецова аленушка
  • сочинение по картине васнецова аленушка 5 класс по плану

sochineniye.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта