Аполлинарий Васнецов. Художник, исследователь, историк. Аполлинарий васнецов картины
Васнецов Аполлинарий Михайлович: картины и биография художника
И в этом Аполлинарий Васнецов был профессионалом. Впрочем, началось всё вполне классически для художника — с того самого рисования на всём, до чего добирался. Когда маленький Аполлинарий разрисовал мелом стены, мел у него забрали, тогда он перешел на кусок мыла — им тоже получалось! И рисовал, кстати, отлично — это и хорошо рисующий отец в состоянии был оценить, а чуть позже понял старший брат Виктор.
Художники Васнецовы произошли из старинного рода священнослужителей Вятской губернии. Аполлинарию было 13 лет, когда он остался круглым сиротой. Все заботы о нем взял на себя Виктор Васнецов, к тому времени уже поступивший в Академию художеств. Аполлинарий на тот момент четыре года проучился в Вятском духовном училище, о чем вспоминал с гримасой отвращения. Это старшему брату тоже было хорошо знакомо — он и сам там начинал свое обучение. Виктор Васнецов отвел брата к польскому ссыльному художнику Эльвиро Андриолли. Когда-то и самому Виктору поляк помог определиться с выбором пути. Два года спустя Васнецов-старший забрал Аполлинария в Петербург.
Хождение в народ и обратно
Вообще-то Аполлинарий хотел поступить в Академию художеств, да и кто в то время не хотел в нее. Но сначала надо было предоставить свидетельство о получении среднего образования. Он усердно занимался по всем предметам и в процессе так увлекся, что думал было поступать в Геологический институт. Виктор Васнецов его отговорил. В Питере сдать экстерном экзамены было сложнее, и молодой Васнецов отправился в Вятку, где его закрутило народническим вихрем. Мысли об Академии показались несущественными, Аполлинарий полностью отдался новым веяниям. В 1877 году он, сдав экзамены на народного учителя, отправился в деревню в Орловской губернии, чтобы обучать крестьянских детей. Через год на грани нервного срыва, убедившись, что реальность далека от прекрасных идей народников, приехал в Москву. Туда после заграничной поездки переехал как раз Виктор Васнецов. Вскоре братья влились в Абрамцевский кружок. В имение Саввы Мамонтова в Абрамцево съезжались художники, писатели, музыканты, здесь кипели разговоры об искусстве, вспыхивали споры, бурлила жизнь. Как такового систематического образования Аполлинарий не получил, но при этом его негласными учителями были друзья старшего брата — Репин, Крамской, Поленов. Абрамцево для него стало своего рода академией.
Васнецов-младший активно участвовал в событиях художественной жизни. Был передвижником, а покинув Товарищество, стал одним из основателей Союза русских художников, налаживал контакты с «мирискусниками». Впрочем, от главного — собственно живописи — общественная деятельность его не отвлекала. Пейзажи его хвалили, их с удовольствием приобретал для своей коллекции Павел Третьяков, что было серьезным показателем успеха и таланта художника.
В 80-е годы он довольно много путешествовал, побывал в Украине, в Крыму, на Кавказе, в Сибири, на Урале, съездил в Европу. 1900-е Аполлинарий Васнецов встретил на вершине успеха: он известен, любим, удостоен звания академика в Академии художеств, возглавил пейзажную мастерскую в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогом он был великолепным — добрым, отзывчивым, увлеченным. Хорошо помня свои голодные годы, в случае нужды нередко поддерживал студентов материально.
Сказочники Васнецовы
Если Виктор Васнецов — зачинатель сказочного жанра, то Аполлинарий первым сделал главным героем своих картин архитектуру древней Москвы. «Кремль… принимал облик сказочного жилища Жар-птицы», — писал младший Васнецов в воспоминаниях. Может, именно отсюда особые сказочность, магия и волшебство его архитектурных пейзажей? Историей Москвы он увлекся с 1890-х годов, и за 20 лет создал ее уникальную художественную летопись (1, 2, 3).
Археология была его настоящей страстью. Казалось, под взглядом Васнецова земля становилась прозрачной, а прошедшие годы словно растворялись, открывая ему «преданья старины глубокой». Как и его знаменитому брату, собственно, но в другом направлении.
Дела семейные, революционные и послереволюционные
Аполлинарий Васнецов женился в 1902 году. Избранница его, Татьяна Одоевская, была из орловских мещан. Она разделила с ним все радости и тревоги. В 1903 году родился их единственный сын Всеволод. Вернувшись с «хождения в народ», Васнецов разочаровался в народнических методах, но не в демократических идеях. В 1905 году у них с Виктором Васнецовым произошло серьезное расхождение во взглядах. Аполлинарий был вдохновлен революционными призывами, Виктор же говорил, что они предрекают беду и ни к чему хорошему не приведут. Революцию 1917-го года Аполлинарий Васнецов принял очень радостно. Как теперь расцветет русское искусство, сбросившее паразитов, наполнившееся живой струей новых идей, какая дивная жизнь теперь ждет Русь! Увы, отрезвление наступило быстро и было чрезвычайно болезненным. Вскоре он скажет: «Коммунизм атрофирует личность. Безумие — вручать судьбы народа своей страны темным массам низов». Но изменить что-то уже поздно.
В 1920-м году Аполлинария Васнецова уволили с должности преподавателя и отобрали мастерскую в Училище. Причем сделано это было в его отсутствие. Уже взрослый сын вспоминал пережитый ужас, когда во двор в Фурманном переулке, где они жили, въехала подвода с растерзанными вещами отца: сваленными горой картинами, инструментами, книгами… Этим не ограничились. Вскоре к ним в квартиру подселили ярого представителя «низов», который кричал «выбрось ты эту дрянь!», указывая на развешенные везде картины, требовал отдать их истопнику, чтобы «хоть какой-то толк был»… Аполлинарий Васнецов переносил всё это очень тяжело. Из затяжной депрессии вытащил его сын. Всеволод, пытаясь растормошить отца, просил: «Вспомни о своем родном Рябове! Вспомни все то, что ты мне рассказывал, напиши это!»Отец внял, и именно это помогло ему вернуть вдохновение. Как ни удивительно, картины Аполлинария Михайловича Васнецова тех лет получились особенно сияющими, наполненными солнцем (1, 2).
Возможно, свет он пытался отыскать в живописи, не видя его вокруг. Помимо наук, Аполлинарий Васнецов увлекался и философией, так что такой вариант вполне вероятен. Для воспрянувшего было духом художника тяжким ударом стала смерть горячо любимого старшего брата, с которым они были очень близки всю жизнь. Его надежный, верный наставник в искусстве и просто родной человек больше не будет рядом.
В 1933 году, будучи уже сам при смерти, он непрестанно спрашивал: «Не взорвали ли храм Христа-Спасителя?» Аполлинарий Васнецов единственный открыто выступил в газете «Известия» с призывом не взрывать храм, поскольку он является несомненным культурным достоянием. Храм к тому времени уже взорвали, но жена отвечала: «Стоит на месте…»
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Аполлинарий Васнецов. Художник, исследователь, историк.
Таких удивительных художников, как Аполлинарий Васнецов, наберется немного среди всех живописцев конца XIX – начала XX века. Он нашел тему, которая дорога и близка сердцу многих русских людей – тему исторических преобразований средневековой Москвы.
Детство
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 – 1933) родился в маленьком селении под Вяткой. Он рано осиротел, брат уехал учиться в Москву. Уже к этому времени было ясно, что подросток очень талантлив и ему надо учиться живописи. Но он занимался в духовном училище и просто брал уроки рисования у польского художника, который находился в ссылке.
Годы учебы
В 1872 (в 16 лет) Аполлинарий Васнецов переехал в Петербург и начал по-настоящему учиться живописи. Его первыми учителями были брат Виктор и выдающиеся художники-передвижники. Он интересуется литературой, минералогией, астрономией, но более всего Аполлинарий Васнецов в 19 лет увлекается идеями народников, Он оставляет живопись. Васнецов уезжает учительствовать в Орловскую губернию, в самую глубинку. Но идеи народничества его разочаровали, и повзрослевший Аполлинарий Васнецов в 21 год возвращается в Москву. Теперь он всерьез относится к живописи, как к призванию.
Как художник Васнецов формируется под воздействием И. Шишкина и А. Куинджи. Но он не стал простым подражателем великих мастеров. Он выработал свою манеру письма.
Первые удачи
С 1882 молодой художник подолгу живет на даче у брата, входит в кружок С.И. Мамонтова, а с 1883 года начинает выставлять свои картины на выставках передвижников. И вот первый успех: П. Третьяков на выставке приобретает его картину «Серенький день».
Изучение истории
Постепенно (этому способствуют исторические знания) художника начинают притягивать драматические, эпические мотивы. Первой такой картиной была «Родина» (1886), а следующей «Сумерки» (1889). На ней одиноко кое-где стоят в поле отдельные широко раскинувшиеся дубы. Вдали сгущается синяя ночь. На первом плане все покрыто дымкой, и сероватые тени уже легли на траву. Древние дубы предлагают зрителю задуматься о прошедшем времени. Так, через пейзаж, проявляются эпические мотивы в творчестве А. Васнецова, утверждается вечность природы.
Урал
Позже, в 90-х годах, он поедет на Урал. Вдохновленный увиденным Аполлинарий Васнецов картины пишет величественные, показывающие природу Урала, мужественные и суровые характеры людей, выросших здесь. Детство как будто стало оживать перед ним. Все напоминало ему родную Вятку. В 1891-м он пишет картину «Тайга на Урале. Синяя гора». Нагромождение стоящих и поваленных деревьев, таинственное озеро завораживают и пугают своей мощью. А вдали голубеет в дымке гора. В этом пейзаже отражается характер живущего в этих краях народа.
Художник успевает в 1898-м посетить Францию, Италию, Германию. Под влиянием импрессионистов в его палитре произошли изменения. Его работы посветлели.
Певец древней столицы
Новая тема появилась в творчестве такого художника, как Аполлинарий Васнецов. Картины теперь изображают средневековую Москву, ее мосты, какими они были в древности, меняющийся со временем Кремль и, конечно, московский люд.
В 1900-х годах он так заинтересовался жизнью старой Москвы, что принимал участие в раскопках. Все это сказалось на его творчестве. Историко-бытовой жанр привлек надолго внимание Васнецова. Сначала он пишет картину «Улица в Китай-городе. Начало XII века». В его тесных, узких извилистых улицах беспокойно мечутся горожане, стрельцы. Эти волнения погружают зрителя в период Смуты. Шумит Москва («На рассвете у Всехсвятского моста. Конец XII века»). Ясным зимним днем веселятся скоморохи. И создана поразительная по зрелищности картина и Кремля, и моста. Колорит картины - насыщенный и яркий, как того требует изображаемый праздник или просто веселье.
На картине «Московский застенок. Конец XVI века» изображена пристроенная к башне Кремля пыточная камера, которой пользовались и во времена Ивана IV, и в правление царя Бориса Годунова. На улицу выброшены трупы замученных в застенках, за ними пришли родственники, чтобы забрать и похоронить.
И снова перед зрителем предстает картина Смуты («Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века»). Самозванцы, пестрота царей, семибоярщина, в целом очень мрачная и тревожная атмосфера того времени передана через стремительную скачку двух всадников: инока и дружинника. Но вопреки всему незыблемо стоит сердце Москвы – ее Кремль, куда устремляются гонцы зимой на рассвете.
В эти годы (1901 – 1918) Васнецов Аполлинарий Михайлович, уже академик, руководит классом ваяния и живописи в Москве.
По произведениям художника можно изучать, как менялась Москва от века к веку. Он работает маслом, пишет акварели, делает наброски карандашом, глубоко изучает работы историка Москвы И. Забелина. Вникает в научные работы В. О. Ключевского. Имея такие глубокие знания и творческую фантазию, художник достигает все более полной достоверности в своих картинах.
В 1925 г. была создана «Красная площадь во второй половине XVII века». На картине изображен яркий и праздничный день.
Очень много (около ста двадцати картин) посвятил Аполлинарий Васнецов Москве. И почти на всех его работах присутствует Кремль в разное время и в разных видах. Везде видна динамика его изменений.
Васнецов Аполлинарий, художник, был мужественным человеком. В 75 лет, в 1931-м, написав письмо в газету «Известия», он стал единственным человеком, который выступил против сноса храма Христа Спасителя.
Вот так прожил жизнь Аполлинарий Васнецов. Биография его вся - в картинах, которые он оставил. Умер художник в Москве в возрасте 76 лет.
fb.ru
Васнецов Аполлинарий Михайлович «Озеро»
Аполлинарий Михайлович Васнецов, младший брат знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова, был известен и пользовался неизменным успехом у коллекционеров, зрителей и театральных деятелей.
Его творческое кредо выработалось в процессе трудного художнического становления. Начинал Аполлинарий Михайлович свою творческую жизнь, как пейзажист. Уже первые работы были замечены критикой и коллекционерами.
Третьяков сразу же купил его пейзаж «Серенькое утро».
Увлекшись затем историческими картинами, археологическими изысканиями, а в последствие на базе этих знаний и написанием картин, созданием оформления к операм современных композиторов: «Хованщина» 1897 и «Сказание о неведомом граде Китеже»1907, а также иллюстрированием книг « Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» и «Картины русской истории» давало повод думать, что пейзаж, как жанр, отошел для него на второй план. Но во время подготовки спектакля « Сказ о неведомом граде Китеже» Аполлинарий Михайлович вдруг пишет один из вдохновенных своих пейзажей «Озеро» в 1902 году.
Обращаясь к пейзажам, написанным в предыдущие годы, хочется отметить, что художнику всегда были свойственны эпичность и монументальность в композиции мотива. Он даже, по свидетельству современников, иногда преувеличивал, для достижения контраста, некоторые детали.
В картине «Озеро» мы видим всё ту, же любимую уральскую природу русского Севера. Седые гигантские ели, мрачная щётка леса по склонам гор, плоское зеркало озера, как бы скрывшего в своих глубинах «неведомый град Китеж». Фигура женщины собирающей цветы в простом крестьянском одеянии, написанная без деталей, без подробностей – здесь только масштаб всего вокруг происходящего.
Мера этого гигантского божьего творения, где на многие версты кругом нету души человеческой, тянется и тянется мрачный угрюмый пейзаж, как бы замкнувший в себе все свои тайны.
Современные критики писали, что Васнецов в своих уральских мотивах подражает скандинавским художникам. Но думается, что сюжет «Озера» скорее мог быть навеян самой суровой красотой горных лесов и ущелий. Хотя в то время всё скандинавское было в большой моде и влияло, конечно, же, неосознанно.
Колорит работы, тяжелый сочный зелёный в разных вариациях- от серебристого до почти чёрного. Работая в то же время над оформлением спектакля о «Китеже», быть может художник в реалистичный северный ландшафт вложил чуть-чуть от фантазии заложенной в опере.
Вглядываясь в магическую глубину пейзажа на зеленоватые тени, падающие на уснувшее озеро, на погруженный в тишину лес, на пастозно написанные торчащие неподвижные лапы елей, погружаешься в сказочную красоту исконно русского пейзажа. Всё это делает Аполлинария Михайловича Васнецова мастером самобытной ландшафтной живописи.
Посмотреть еще картины Васнецова А.М. с описаниями
Автор И. Шмитц
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Васнецов, Аполлинарий Михайлович — WiKi
А. М. Васнецов. «Родина». 1886. Холст, масло. 49 × 73. Государственная Третьяковская галерея, Москва. В картине «Родина» А. М. Васнецов предпринимает попытку осознать, что для него значат родные просторы и земля. Полотно художника оказало влияние на крупного русского пейзажиста Н. Н. Дубовского при написании им известной картины с одноимённым названием «Родина» (1905).Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку:
Васнецов посещал Андриолли каждое воскресенье и приносил ему на отзыв рисунки, выполненные дома, а также рисовал у него с натуры вид из окна или копировал горные и лесные ландшафты швейцарского художника А. Калама.[1]
В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.
В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.
С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.
С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1885—1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.
В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.
Могила А.М. Васнецова на Введенском кладбище в МосквеВ 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.
В 1901—1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия»[2].
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище (20 участок)[3]. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
ru-wiki.org
Пейзажи Аполлинария Васнецова
04.09.2015Хотя Аполлинарий Васнецов известен гораздо меньше своего старшего брата, но, тем не менее, он был вполне самобытным и талантливым художником. Васнецов известен как певец старой Москвы, а его работы надолго западают в душу зрителя.
Аполлинарий не получил полноценного художественного образования, а его стиль формировался в процессе совместной работы с крупными живописцами: В. Васнецовым, В. Поленовым, И. Репиным. Первые пейзажи А. Васнецова посвящены Вятскому краю: «Заречные дали» (1878) и «На реке Вятке» (1878). После переезда в Москву, он долго восхищался городом, и первое время часто бродил по московским улицам. Вскоре Москва появилась и на его картинах «Вид на Крымский мост» (1879), «Кремль и храм Христа Спасителя (1879). Примерно в это же время Васнецов начинает активную художественную деятельность, в частности он иллюстрирует журналы. Так, в журнале «Нива» были напечатаны его работы «Лунная ночь на реке Каме» (1879) и «Вид на реке Каме» (1879), «Вид Троице-Сергиевой лавры», «Вид на храм Христа Спасителя» (обе 1880). Но вскоре эта работа наскучила ему.
Художник всегда мечтал рисовать пейзажи. С 1880 года он каждое лето проводил на даче у брата в Ахтырке и работал над этюдами на природе. К этому периоду относится его работа «Ахтырка» (1880). В 1883 году А. Васнецов на выставке передвижников представил два пейзажа: «Серый денек» и «Роса» (обе 1883). Весьма интересна картина «Серый денек» или «Серенький день», которая создана под впечатлением путешествия в Финляндию, предпринятую им в 1881 году. Он запечатлел Финский залив: тропинку, тянущуюся по заросшему полю, словно уводящую к вершине холма, который зарос деревьями. Сам залив только угадывается в левой верхней части картины. В серовато небе, плотно затянутого облаками, одиноко парит чайка.
Обе картины были высоко оценены зрителями. В дальнейшем художник не пропустил не одной выставки передвижников. За картину «Лесная тропинка» (1885) Васнецов получил премию Московского общества любителей художеств. А на следующий год за работу «Старая дорога» (1886) он был удостоен премии имени С. Г. Строганова. В 1885 году Аполлинарий навещает своего брата Виктора в Киеве. Город очень понравился художнику, и он еще несколько раз приезжал в столицу древней Руси. Его особенно привлекала украинская природа: пирамидальные тополя, заднепровские дали, разливы Днепра. Здесь Васнецов выполнил несколько рисунков и этюдов: «Луг. Бровары», «На берегу Днепра», «Дома, освещенные солнцем», «Тополь над Днепром» (1887), «Днепр перед бурей» (1888) и «Весенняя тишь» (1890). За картину «Тополь над Днепром» Аполлинарий был выбран членом Товарищества передвижников, а за работу «Весенняя тишь» он получил премию Московского общества любителей художеств. В 1889 году художник посещает Крым, где прожил чуть меньше полугода. Здесь он выполнил много этюдов, но закончил только три картины: «Ифигения в Тавриде» (1890), «Утро у Байдарских ворот» (1890) и «Эллегия» (1893). Последнюю работу Васнецов послал на Всемирную выставку в Париж.
Расцвет творчества художника приходится на конец 19-го века. В 1891 году он путешествует по Уралу. Пейзажи этого края восхитили его больше южных. Из путешествия Васнецов привез множество этюдов, которые затем стали картинами. В том числе и «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), и «Горное озеро. Урал» (1892), и «Оренбургские степи» (1893), и «Кама» (1895), и «Северный край» (1899). Наиболее известна работа «Тайга на Урале. Синяя гора». На первом плане художник изобразил гору, поросшую деревьями. Это и молодые елочки, и взрослые высокие деревья. На фоне леса выделяется старое дерево с голыми ветвями. За горой начинается болото, а еще дальше - непроходимая чаща и горы. Холодное осеннее небо наполнено рваными облаками. Картина выполнена в холодных темных тонах: зеленом, сером и фиолетовом. В 1895 году художник посещает Кавказ. После поездки из-под его кисти появляются пейзажи: «Казбек» (1895), «Эльбрус перед восходом солнца» (1896), «Кавказ» (1896), «Дарьял» (1897) и «Пустыня гор» (1897). Следующее путешествие Васнецова проходило по Европе. Художник хотел посетить Францию и Италию, где он активно изучал западную живопись. В 1898 году он поселяется в Париже. Здесь он намеревается подготовить несколько картин к Весеннему салону 1899 года. Но работы «Сумеречный ветер» (1899) и «Старорусский город» (1899) не были приняты жюри. После Парижа художник посещает Рим, затем Неаполь, Флоренцию и Венецию. Поездка завершается в Париже в 1900 году. Васнецов вновь представляет работы для Салона. В этот раз картины «Сибирь», «Московский Кремль», «Избушка на курьих ножках» и «Элегия» были приняты и экспонировались в Русском отделе. Две работы были удостоены серебряных медалей.
На родине Аполлинарий Васнецов получил звание академика, а я вскоре его пригласили преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Еще до поездки за границу, художник переселился в Москву. Здесь его заинтересовал исторический пейзаж. Он увлекся изображением Москвы прошлых эпох: «На рассвете у Воскресенского моста» (1900), «Улица в Китай-городе» (1900), «Базар. XVII век» (1903). Примерно в 1899 году Васнецов вышел из Товарищества передвижников и основал в 1901 году союз «36 художников», затем - Союз русских художников, просуществовавший до 1923 года. В 1903 году прошла первая выставка Союза. В 1907 году Аполлинарий приступил к серии «Времена года», которую задумал уже давно. Художник создал четыре картины: «Весна», «Лето» или «Гроза идет», «Осень», «Зимний сон» или «Зима» (1908–1914). Васнецов долго работал над циклом, несколько раз перерисовывая уже написанное. Эти работы существенно отличаются от предыдущих картин художника по живописной манере. Они нарисованы широкими однотипными мазками, некоторые детали композиций оконтурены, а цветовые сочетания достаточно резкие.
8-poster.ru
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) биография и картины
Выдающийся русский художник конца XIX—начала ХХ века Аполлинарий Васнецов прославился как пейзажист эпическими образами русской природы, как художник-историк —произведениями, в которых воссозданы с научной точностью и вместе с тем поэтичностью архитектурный облик старой Москвы, жизнь Древней Руси.Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 7 августа 1856 года в селе Рябово Вятской губернии (Кировской области) в семье сельского священника. Родителей он потерял рано. В детские годы влияние отца, многогранно одаренного человека, и старшего брата Виктора, в будущем знаменитого художника (автора картин «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на Сером Волке»), было благотворно для его художественного развития. Но основную школу как живописец А. Васнецов прошел в 1880-х годах в Абрамцевском кружке мецената С. И. Мамонтова под Москвой, где его учителями были В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, а также И. Е. Репин. Для совершенствования в пейзажной живописи А. Васнецов много путешествует по России и за границей. В 1888 году его принимают в Товарищество передвижных художественных выставок, а в 1900 году Академия художеств присваивает ему звание академика. В 1900-1918 годах А. Васнецов руководит пейзажным классом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Кроме того, он участвует в организации и руководстве «Союзом русских художников» — важнейшим творческим объединением того времени, существовавшим с 1903 по 1923 год. Как знаток истории Васнецов избирается действительным членом Археологического общества, позднее возглавляет комиссию «Старая Москва». В послереволюционный период, помимо художественного творчества, он продолжает заниматься историко археологическими работами, охраной архитектурных памятников и вопросами благоустройства столицы. Этой деятельности художник отдает все свои силы до последних дней жизни. Аполлинарий Михайлович Васнецов скончался в Москве 23 января 1933 года.Творческий путь Васнецов начал как пейзажист. Несколько лет пребывания в Абрамцеве сделали его зрелым мастером, что ощущается уже в ранних этюдах, в которых с большим чувством отображена неяркая прелесть природы среднерусской полосы. Уже тогда молодой художник стремится к серьезному, философскому осмыслению своих впечатлений и приходит к созданию собирательного образа родины. Позднее на его творчество важнейшее влияние оказывают путешествия. Этюды, собранные в поездках, служат материалом для работы над картинами, но решающую роль играют зрительная память и творческое воображение художника. На этой основе Васнецов создает обобщенные пейзажные образы. Большей частью это могучая и дикая природа Урала и Сибири, которая произвела на него огромное впечатление своей самобытной красотой. Ее суровость и мощь мастер раскрывает в серии эпических пейзажей («Тайга на Урале. Синяя гора», «Кама» и другие).Картины дремучей, уходящей вдаль тайги исполнены величавости вместе с тем печали, некоторого трагизма. Среди работ этого цикла выделяется «Озеро»—одно из богатейших по содержанию, прекраснейшее произведение художника, полное особой гармонии. В эпических полотнах Васнецова нашли яркое воплощение наиболее типичные черты его пейзажного творчества — глубокая содержательность, стремление к обобщению, к изображению природы, суровой и величественной, к обозрению больших пространств, наряду с этим — чрезвычайная эмоциональная насыщенность пристрогости общего характера изображения и сдержанности колорита. Обращаясь к природе Сибири и Урала, Васнецов открывает новые темы в русской пейзажной живописи. Постепенно в его творчествевсе большее место начинают занимать и архитектурные мотивы. Среди работ этого рода замечательны созданные на склоне лет полные света и воздуха московские этюды 1920-х годов, отличающиеся особой свежестью, жизнерадостностью, молодостью восприятия жизни. Возросший интерес к истории Древней Руси, характерный для русской культуры конца XIX—начала ХХ века, нашел в творчестве Васнецова исключительно интересное и своеобразное отражение. Никто еще не показал Москву и другие русские города в их прошлом облике с такой полнотой и исторической достоверностью. Благодаря превосходному знанию истории, силе воображения художник с поражающей конкретностью и убедительностью, с глубоким проникновением в ушедший быт воскрешает давно исчезнувшее. Восстанавливая в первую очередь архитектурный облик города, Васнецов включает в композиции картин жанровые сцены, населяет улицы и площади народом, непринужденно занимающимся своими повседневными делами. Каждой деталью быта художник
Абрамцевские дали. 1880-е
Аллея в Абрамцеве. 1917
Ахтырка. 1880
Ахтырка. Вид усадьбы. 1894
Базар. XVII век. 1903
Баллада. Урал. 1897
Берег залива. Териоки. Фиинляндия. 1...
Беседка на кургане. Бывший Найденовс...
В Московском Кремле
В осадное сиденье. Троицкий мост и б...
В тени лип. Демьяново. 1907
Валдайский монастырь. 1901
Варяжские корабли в Великом Новгород...
Весенняя тишь. 1890
Ветка яблони. 1930
Вид из Ласточкиного гнезда. Крым. 19...
Вид из окна столовой. Рябово. 1919
Волнующаяся нива. 1892
Воскресенский мост в XVII веке. 1921
Всехсвятский каменный мост. Москва к...
Выход боярыни (боярыня, княгиня). 19...
Вьюжит. Метель. Старая Москва. 1904
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало...
Гора Благодать. 1890
Горное озеро. Урал. 1892
Горный пейзаж. 1895
Городская площадь XVII века
Гремячая башня. Псков. 1908
Гроза идет. 1911
Двор удельного князя
Дворцовый мост XVIII века через реку...
Днепр перед бурей. 1888
Дом бывшего Археологического обществ...
За варкой варенья. 1892
Зимний сон ( Зима ). 1908-1914
Кама 1895
Кирилло-Белозерский монастырь. 1915
Книжные лавочки на Спасском мосту в ...
Книжные лавочки на Спасском мосту в ...
Коломенское. Ворота башни Часозвон. ...
Красная площадь во второй половине X...
Красная площадь. 1897
Красные скалы в Кисловодске. 1895
Кремль при Иване III. 1922
Кремль
Крым. 1890
Крым. Байдарские ворота. 1890
Крымский вид. 1893
Крымский пейзаж. 1890
Лес на горе Благодать. Средний Урал....
Лесная тропинка. Абрамцево. 1885
Летний день. 1880-е
Летний день
Летний пейзаж. 1902
Лиственницы. 1905
Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1...
Медведчики (развлечение). Старая Мос...
Москва при Иване Грозном. Красная пл...
Москва середины XVII столетия. Москв...
Москва. Конец XVII века. 1902
Московский застенок. Конец XVI века....
Московский Кремль при Дмитрии Донско...
Московский Кремль при Иване III. 192...
Московский Кремль при Иване Калите. ...
Московский Кремль. 1897
Московский Кремль. Соборы. 1894
На крестце в Китай-городе. 1902
На погосте. Демьяново. 1917
На рассвете у Воскресенского моста. ...
Новгородский торг
Новодевичий монастырь. Башни. 1926
Новодевичий монастырь. Собор. 1926
Новый Симеиз. Сумерки. 1906
Ночь. Урал
Облака. 1880-е
Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XI...
Общественные бани в Москве в XVII ве...
Озеро в горной Башкирии. Урал. 1895
Озеро Светлояр. 1906
Озеро. 1902
Оренбургские степи. 1893
Осенняя ветка. 1910-е
Осень. 1910-е
Осинки. Абрамцево. 1886
Основание Кремля. Постройка новых ст...
Площадь в осажденном Китеже. 1906
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVI...
Площадь перед церковью. Улица в горо...
Облака1. 1880-1890-е
Облака2. 1880-1890-е
alpow.ru
Васнецов Аполлинарий Михайлович XIX - XX век - Биография - Россия | Искуству.ру
25 июля 1856 года в селе Рябово Вятской губернии в семье священника родился Аполлинарий Михайлович Васнецов — младший брат знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова. Учился Аполлинарий в Духовной семинарии в Вятке с 1866 по 1872 годы. Рисовать Аполлинарий Васнецов учился у художника Э. Ф. Андриолли и своего брата Виктора. Готовясь к поступлению в ИАХ, Васнецов-младший переехал в 1872 году в Петербург, в чем ему помогал советами П. П. Чистяков, но вскоре Аполлинарию пришлось отказаться от поступления и, начиная с 1875 года, он стал преподавать в селе Быстрица, расположенном под Вяткой.
1878 год — Васнецов переезжает в Москву, где сближается с членами Абрамцевского художественного кружка и С. И. Мамонтовым. Ценные советы в творчестве он получал от В. Д. Поленова и И. Е. Репина. В это время Васнецов активно участвует в рисовальных, музыкальных и литературных вечерах, которые проходили в московском доме Мамонтовых в Абрамцеве. В период с 1880 по 1894 годы Васнецов-младший каждое лето проводил в Абрамцеве и Ахтырке, где им было написано большое количество пейзажей местных окрестностей. В это же время Васнецов работает в столярной и керамических мастерских Мамонтовых.
Аполлинарий Васнецов много времени проводил в путешествиях по Европе и России, 1881 год — поездка в Финляндию, период с 1885 по 1891 годы — несколько поездок в Украину, 1890-1891 годы — путешествия по Южному и Северному Уралу, 1895 год — поездка на Кавказ, 1898-1900 — путешествие во Францию, Италию и Германию.
Начиная с 1881 года, работы Васнецова стали появляться на выставках Московского общества Любителей художеств, в период с 1883 по 1902 годы он постоянно принимает участие в выставках ТПВХ, членом которого он являлся с 1888 года. Некоторые произведения с таких выставок были впоследствии выкуплены П. М. Третьяковым.
С конца 1890 до начала 1900 Васнецов работал в качестве художника-декоратора в театрах Петербурга и Москвы. Именно ему принадлежит оформление ряда спектаклей, поставленных для частной Русской оперы Мамонтова, — «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, (1896), «Жизнь за царя» М. И. Глинки (1896), «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского (1897-1898). Также Аполлинарий сотрудничает с Оперным театром С. И. Зимина, Большим театром, Народным театром, Товариществом оперных артистов, Театром Г. Г. Солодовникова, Мариинским театром.
В 1898 году картины Аполлинария Васнецова были выставлены в Мюнхенском Сецессионе, а в 1900 году за свои картины «Элегия» и «Зимняя сказка», выставленные на Всемирной выставке в Париже, он получил серебряную медаль. В 1900 году его избрали академиком, а в 1903 — действительным членом ИАХ. С 1901 до 1918 Васнецов занимается преподаванием в МУЖВиЗе, участвовал в выставках «Мира искусств». В 1903 году Васнецов основывает и становится экспонентом Союза русских художников. В период с 1906 по 1907 годы картины Васнецова выступают в качестве экспонатов на выставке русского искусства, которая была основана С. П. Дягилевым сначала в Париже, а потом и в Берлине. В 1913 году картина Васнецова «Московский застенок. Конец 17 века.» была удостоена золотой медали на Международной художественной выставке, проводимой в Мюнхене.
Все это время Аполлинарий Васнецов не оставляет также занятия общественной деятельностью, начиная с 1900 года он являлся членом комиссии «Старая Москва», которую он возглавил с 1923 года, став ее председателем. В 1922 году картины Васнецова выступили в качестве экспонатов на проводимой в Берлине в галерее Ван Димена Первой русской художественной выставки, а в 1924-1925 гг — участвовали в передвижной выставке русского искусства, проводимой в США. В период с 1923 по 1930 художник работает преподавателем в Кустарно-художественном техникуме, а уже в 1929 году состоялась первая персональная выставка художника, которая проводилась в Государственной библиотеке им. Ленина и была приурочена к 50-летию его деятельности, как художника. В 1930 году он становится членом Общества художников-реалистов.
В 1933 году в Государственной Третьяковской галере прошла посмертная ретроспективная выставка произведений Васнецова, здесь же проводились выставки его картин также и в 1950 и в 1956 годах.
Несмотря на то, что Аполлинарий Васнецов не имел той славы, которая была у его брата Виктора, он также занимает свою нишу в истории русского искусства, которое можно отнести к концу 19-началу 20 веков, — данные столетия позволяют отнести его работы в большей степени к его преподавательской и общественной деятельности, а также его принадлежностью к членам Абрамцевского кружка. Конечно, значение творчества художника нельзя поставить в один ряд с другими великими мастерами, несмотря на то, что именно его творчество можно назвать одним из характерных явлений своего времени. Именно произведения Васнецова отражают в себе весь интерес к истории России, ее культуре и традициям, которые и составляют собой основание художественных поисков большинства его современников.
У Аполлинария Васнецова не было систематического профессионального образования, ранний период его творчества (1880-1890) — это преимущественно написание пейзажей, которые отличаются своей близостью к передвижническим традициям. Известным художник стал, благодаря работам, выполненным в 1900 годах, где он старался доподлинно показать образ деревянной допетровской Москвы, при этом он помогал решать преимущественно историко-археологические, а не непосредственно художественные задачи — пластические, колористические и композиционные.
Сегодня многие музеи и частные коллекции включают в себя произведения Аполлинария Васнецова, которые находятся в Музее истории города Москвы, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, музее-заповеднике «Абрамцево», Нижегородском государственном художественном музее и др. Кроме того, в Москве постоянно работает Музей-квартира Аполлинария Васнецова.
iskusstvu.ru