Репин И.Е. «Садко». Описание картины. Картина васнецова садко
«Садко» Ильи Репина — УМБРА
Одна из самых завораживающих и сказочных картин Ильи Репина – это «Садко». Ее художник написал в Париже. Сейчас картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
К моменту работы над «Садко» в жизни Ильи Репина произошло много событий. Художник создал прославивших его «Бурлаков на Волге», получил звание художника первой степени, а еще от Академии художеств – право на шестилетнюю поездку за границу. С женой Верой Алексеевной и дочкой Репин отправился в путешествие по Европе, посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь, а потом снял квартиру и мастерскую в Париже. Художник признавался, что остался разочарован Римом. Рафаэль ему показался «скучным и устаревшим», а галерей такое множество, что не хватит терпенья «докапываться до хороших вещей».
Увидеть картину «Садко» можно в Русском музее в Петербурге
В Париже Илья Репин посетил Первую выставку импрессионистов. Работы своих французских коллег художник посчитал интересными по технике, но лишенными глубокого смысла. В свою очередь импрессионисты упрекали Репина в «непонимании красоты». В ответ на эти обвинения Илья Ефимович и задумал сделать картину «Садко». Для создания работы Репин провел большую работу – он рисовал морскую флору и фауну в Нормандии, делал зарисовки в морском аквариуме в Берлине, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. Интересно, что прототипом главного героя стал Виктор Васнецов, который гостил у художника в Париже.
Портрет художника Виктора Васнецова. Этюд к картине «Садко»
В основе картины – новгородская былина о Садко, который попал в подводное царство. Картина показывает момент, когда морской царь предлагает ему выбрать невесту. Садко приглянулась простая девушка Чернава. По замыслу Репина именно она в картине символизирует Россию.
Голова индийской красавицы. Этюд
Репин писал, что задумал «картину фантастичную, от архитектуры до растений и свиты царя». «Садко» (размер 322,5 x 230 см), действительно, завораживает и погружает зрителя в подводный мир. Картина получилась сказочной. Тем не менее, на Парижском салоне 1876 года успеха она не имела. Зато произведение стало известно в России. В том же году Илья Репин получил за нее звание академика.
Садко в подводном царстве. Эскиз к одноименной картине
8 малоизвестных фактов об Илье Репине
1. Хотя Илья Репин был обеспеченным человеком, но при этом он вел скромный образ жизни. Художник не позволял себе лишних трат. Например, билеты в петербургских трамваях утром стояли пятак, а в дневное время уже гривенник, поэтому Репин старался из мастерской в северную столицу приезжать по утрам. При этом если на себя художник тратил мало, то не жалел денег на благотворительность.
Илья Репин и Федор Шаляпин
2. Первый брак Репина с Верой Алексеевной Шевцовой продлился около 15 лет. За это время супруга подарила художнику четверых детей: дочерей Веру, Татьяну, Надежду и сына Юрия. Супружество, по мнению биографов художника, сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие позировать; Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость. Разрыв отношений произошёл в 1887 году. После развода старшие дети остались у отца, младшие перешли жить к матери. Со второй женой 35-летней Натальей Нордман-Северовой Репин познакомился, когда ему было 54 года. Правда, официально женаты они не были. Многих современников удивил выбор художника, потому что его избранница не отличалась красотой. Репина в Нордман привлек талант и оригинальность, которая со временем переросла в странные чудачества, отталкивающие художника. Например, Наталья приказала сшить себе шубу из мешковины, набитой сосновыми стружками, потому что меха – «привилегия зажиточных классов». Нордман умерла в 1914 году. Художник пережил ее на 16 лет.
Илья Репин «Портрет писательницы Натальи Нордман-Северовой
3. Художник под влиянием второй жены стал вегетарианцем, а еще предпочитал спать в холодных помещениях. Иногда из-за этого образа жизни Репина случались комичные ситуации, а некоторые гости даже привозили припасы с собой, а потом тайно от хозяев съедали. Живописец пригласил к себе позировать Ивана Бунина. Но как только писатель узнал, что вместо хорошего ужина его ждет «трава», поспешил откланяться и срочно уехать в Москву по делам.
4. Репину нравились стихи Маяковского. В 1915 году он предложил поэту написать его портрет. В ответ Владимир Маяковский сказал: «А я сделаю ваш». Очень быстро он набросал несколько карикатурных изображений живописца. Репин одобрительно отозвался о рисунках, а один из них ему особенно понравился, художник отметил большое сходство.
Портрет Репина, сделанный Маяковским
5. Однажды Илья Репин попробовал себя и в роли актера. В 1910 году в Петербурге в «Новом театре» шел комедийный спектакль «Ласточка права» по пьесе жены художника Натальи Нордман-Северовой. Репин сыграл в постановке дворника.
6. От постоянных переутомлений у Репина болела правая рука, а потом совсем отказала. Художник научился писать левой. А еще придумал подвесную палитру, чтобы не держать ее в руках. Приспособление крепилось с помощью ремней на пояснице.
Илья Репин придумал палитру, которую ему не нужно было держать в руках
7. По средам художник принимал в своей мастерской в Пенатах под Петербургом всех желающих и устраивал бесплатные вегетарианские обеды. На них часто бывали писатели, артисты. Маяковский позже признавался, что в один из периодов жизни, когда у него не было денег, он выжил благодаря «репинским средам».
8. Репин еще при жизни выбрал место для своей могилы. Ему приглянулся небольшой холмик под соснами. Художник даже попросил знакомого фотографа снять его на месте будущего захоронения. Ильи Репина не стало 29 сентября 1930 года, ему было 86 лет. Художник завещал свою усадьбу в Пенатах (находится в поселке Репино Курортного района Санкт-Петербурга) Академии художеств. Сейчас там действует музей-усадьба Ильи Репина.
Интерьеры дома-музея Пенаты
umbra.media
Репин И.Е. "Садко". Описание картины.. Художники-передвижники
1876 г. Масло, холст. 323 x 230 см Русский музей. Санкт-Петербург, Россия
Описание картины Репина И.Е. «Садко»
Картина стоит особняком в творчестве Репина и выбивается из общей тематической направленности творчества художников-передвижников. Она была написана в 1876 году по заказу великого князя, будущего императора Александра III, не без влияния творчества французских импрессионистов. В основе сюжета – былина о новгородском гусляре Садко, попавшем в подводное царство.
Композиция построена по принципу треугольника. Одна вершина в правом нижнем углу – сам Садко в собольей шубе, который смотрит влево вверх. Там – в левом верхнем углу – вторая вершина треугольника – фигура девушки-крестьянки в русском национальном костюме. Она оборачивается через плечо, глядя вглубь, и непонятно, на поверхности она или тоже под водой. Третья вершина – левый нижний угол – морские красавицы, которые проходят друг за другом перед Садко, демонстрируя свои прелести. Это русалки, украсившие свое тело драгоценностями и бросающие томные взгляды на гусляра.
Цветовая гамма картины выдержана в богатстве зеленых тонов, что отлично передает атмосферу подводного мира. Картина была написана Репиным во время поездки в Западную Европу, практически с натуры – в берлинском океанариуме, или «морском аквариуме», как тогда его называли.
Взгляд Садко четко направлен наверх, выражая не только стремление вырваться из-под воды, но и возвратиться к земным благам, в первую очередь – человеческой любви.
Есть версия, что для фигуры Садко Репину позировал известный своими сказочными сюжетами художник В. Васнецов во время посещения им Парижа. Остановив выбор своего героя на русской девушке из всех иноземных красавиц, художник выразил свою тоску по родной России.
Именно эта картина принесла Репину звание академика.
Лучшие картины Репина И.Е.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Илья Ефимович Репин Садко: Описание произведения
Картину «Садко» Репин написал в Париже. Получив Большую золотую медаль Академии художеств за картину «Воскрешение дочери Иаира», Репин получил право на пенсионерскую (то есть оплачиваемую Академией) поездку в Европу. Образ Садко написан с Виктора Васнецова, позже прославившегося в том числе в качестве автора сказочных сюжетов (и изобразившего своего "Садко").Темой картины послужили новгородские былины о гусляре Садко, который разбогател при помощи морского царя. Его торговые корабли замерли посреди моря и, чтобы умилостивить морского владыку, Садко спустился на дно. На картине изображен момент, когда он по приказу морского царя выбирает себе жену в подводном царстве. Перед ним проходят роскошные красавицы, но по полученному от Миколы Можайского (впоследствии именуемого Николаем Чудотворцем) совету, Садко выберет простую русскую девушку Чернавку, которая видна в глубине картины.
Чтобы создать волшебное пространство подводного царства, Репин осмотрел морской аквариум Берлина, любовался морской флорой и фауной в Нормандии, побывал в Хрустальном дворце в Лондоне. Морское дно, по легенде, он писал в парижском океанариуме. Причудливой формы водоросли, удивительные рыбы, моллюски, морские звезды создают сказочную атмосферу. От проходящий перед Садко цепочки красавиц исходит сияние, они сами кажутся подводными сокровищами, ради которых стоило бы спускаться на дно морское. В руках у Садко – гусли, взгляд его направлен вдаль, где вполоборота стоит Чернавка и тоже смотрит на него. Там же, в глубине пространства, видна золотая рыбка – именно она в былине принесла ему удачу.
Одна из трактовок картины – проплывающие перед ним девушки олицетворяют разные страны и художественные течения, но душа героя лежит к простой русской девушке. Такую расшифровку предложил сам Репин, говоря о выборе Садко: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства». Здесь уместно вспомнить, что в 1874 году в Париже прошла первая выставка импрессионистов, и Репин на ней побывал. Он был очарован техникой, но по смыслу нашел новое течение «пустым». Впрочем, с этим не всё однозначно – не принимая «чистое искусство» как таковое, Репин время от времени пытался следовать его постулатам, порицая публицистичность критического реализма.
Впервые публика увидела «Садко» на Парижском салоне 1876 года. Появление ее прошло незамеченным во Франции, а вот в России за эту работу Репину было присуждено звание академика. Полотно сразу же приобрел великий князь Александр (будущий император Александр III). Между тем, сам художник был о картине невысокого мнения, считая ее безвкусной и пошлой. Впрочем, Репин и вообще был чрезмерно строг к себе и признавался, что видя свои картины на выставках и в музеях, чувствует себя «безнадежно несчастным», поскольку находит собственные творения бездарными.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Садко в Подводном царстве Репин Картина
Живопись русских художников Картина Ильи Ефимовича Репина «Садко в Подводном царстве». Холст, масло, 74 × 50 см. Вскоре художник все-таки отравился в пенсионерскую поездку за границу. К тому времени он женился на Вере Александровне Шевцовой и вместе с ней посещал основные культурные центры Европы. После путешествия по Италии Репины остановились в Париже. Они поселились на Монмартре, где практически в то же время жили и работали многие знаменитые французские живописцы. Именно сюда со своим малолетним сыном приехала вдова композитора Александра Серова. По ее просьбе художник стал брать с собой на этюды будущего талантливого портретиста Валентина Серова.
Репин писал Стасову, что он «ужасно заинтересован Парижем, его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте». И эти картины, и адресованные в Россию частные письма отчетливо выявляют круг творческих интересов молодого живописца. Он не стал рьяным приверженцем исканий новой парижской школы, но был далек и от ригоризма некоторых своих русских коллег, склонных усматривать в импрессионизме опасность ухода от жизненной правды. В Париже Репин задумал написать картину на сказочный сюжет. Мастеру казалось, что подобная тема ему сейчас, как никогда, близка. Возможно, выбор идеи был как-то связан с приездом в Париж Виктора Васнецова, который впоследствии написал немало «сказочных» произведений. Во всяком случае, именно его Репин уговорил позировать для своей новой работы «Садко».
В этом полотне живописец изобразил знатного гостя, который в подводном царстве выбирает себе невесту. Мимо него проходят роскошные красавицы разных национальностей, но Садко смотрит не на них, а на видение — простую русскую девушку в глубине пространства. Морское дно с его причудливой флорой, рыбами и моллюсками прекрасно изображено художником практически с натуры — Репин писал эскизы картины в знаменитом берлинском океанариуме. Но картина «Садко в Подводном царстве», как считал позднее мастер, «не задалась», получилась пошлой и безвкусной. А между тем в ней прослеживаются элементы символизма и впоследствии, когда на тему Садко будут создаваться музыкальные спектакли, многие русские сценографы возьмут подобную трактовку подводного царства за основу для своих декораций.Далее →
smallbay.ru
Описание картины Ильи Репина «Садко»
Картину «Садко» Репин написал в 1876 году, находясь в Париже. Но во Франции русские фольклорные мотивы полотна не оценили по достоинству. Зато на родине художника его произведение сразу же получило высочайшую оценку. Картина была куплена для своей коллекции Александром Третьим, будущим императором. Сам же Репин за свое мастерство был удостоен звания академика.
На создание картины автора вдохновила известная в народе былина о Садко, новгородском купце, славившемся своей игрой на гуслях. Как-то Садко оказался в гостях у морского царя. Подводному владыке настолько понравилась игра музыканта, что он решил удержать Садко при себе. Ради этого царь готов отдать купцу в жены любую из своих дочерей.
Именно этот момент и изображен на полотне. Мимо былинного героя проплывают красавицы царевны. Художник нарядил их в богатые национальные костюмы. Но Садко они совершенно не интересуют, он смотрит на простую девушку Чернавку, стоящую на заднем плане. Как мы знаем из былины, такой выбор жены спасает ему жизнь и свободу.
Картина «Садко» отличается своей глубиной. Она показана с помощью вереницы морских царевен, проходящих мимо героя. Девушки на переднем плане прорисованы довольно четко и детально, можно без труда рассмотреть черты их лиц и детали одежды. Фигуры же на заднем плане размыты, конец же этого строя невест теряется где-то в глубине, его не видно из-за толщи воды.
С удивительным мастерством и тщательностью прорисована морская вода. Чтобы добиться максимальной реалистичности, Репин посещает аквариум, который недавно открылся в Берлине. Художник использует разнообразные оттенки зеленого цвета – от светло-зеленого до насыщенного малахитового, почти черного.
Удалось Репину показать и фантастичность подводного мира, его неземную красоту. На полотне мы видим разнообразных обитателей морских глубин: морскую звезду, причудливых рыбок, кораллы и водоросли.
opisanie-kartin.com
Садко (картина Репина) Википедия
«Садко» — картина русского художника Ильи Ефимовича Репина, написанная в 1876 году в Париже по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III).
История создания
В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии.
В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов. Он не понял и не принял нового направления в живописи и назвал выставку интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу[1]. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. Художник писал критику В. В. Стасову[2]:
Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя. |
Репин написал картину на сюжет новгородской былины о Садко. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу морского царя выбирает себе в жёны одну из морских девиц, представленных в виде заморских красавиц. По мысли Репина, они олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны стоящую в глубине русскую девицу Чернаву. Сам художник писал[3]:
Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства. |
Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции[4]. Стремясь к предельной достоверности, он изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.
Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за неё звание академика.
Галерея
-
Садко в подводном царстве. Эскиз к одноимённой картине. Картон, масло. 22,5×17 см. ГТГ, Москва.
-
Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 73,5×64 см. ГТГ, Москва.
-
Женщина с кинжалом. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 81×64,7 см. Тульский областной художественный музей.
-
Голова индийской красавицы. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 54×46 см. Музей-заповедник Поленово.
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Репин И. Е. «Садко» | Искусство жить
Репин И. Е. «Садко»
Опубликовано: 20 Июнь 2011. Автор: reader
Рассказ об одной картине.
Из зеленоватой, таинственно мерцающей толщи воды появляются перед новгородским купцом Садко роскошные красавицы разных национальностей. Но взгляд Садко устремлен не на них, а на видение – простую русскую девушку Чернавушку в глубине пространства. Эта картина написана по мотивам старинной былины о Садко. Художник изобразил знатного гостя, который в подводном царстве выбирает себе невесту.
Эту картину знаменитый русский живописец Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) написал в 1876 году в Париже. В 1874 году в Париже проходила первая выставка импрессионистов, которая стала исторической вехой в развитии мирового искусства. Посетив выставку, Репин назвал ее интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу. Молодой русский художник, воспитанный на академизме и идейных постулатах передвижничества, нового направления в живописи не понял и не принял.
Картина «Садко» стала завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов.
Морское дно с его причудливой флорой, рыбами и моллюсками прекрасно изображено художником практически с натуры – Репин писал картину в знаменитом парижском океанариуме. А прототипом Садко стал живописец — «сказочник» Виктор Васнецов. Полотно наполнено различными аллегориями, свидетельствующими о патриотизме автора и о его приверженности к традиционной живописной стилистике. Впоследствии, когда на тему «Садко» будут создаваться музыкальные спектакли, многие русские сценографы возьмут подобную трактовку подводного царства за основу для своих декораций.
Репин выставил «Садко» в парижском Салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато принесла автору лавры в России: она была куплена наследником престола, будущим императором Александром III, а художник получил звание академика.
Картина находится в Государственном Русском музее, г. Санкт-Петербург.
Присылайте Ваши заметки на наш адрес [email protected]
skarvit.ru