«Картинная галерея». Братья Васнецовы. Братья васнецовы картины


«Картинная галерея». Братья Васнецовы. | Учимся играя

Картинная галерея. Братья Васнецовы«Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»

(Виктор Васнецов)

Вы любите сказки? Я очень люблю! В детстве, читая книги, я всегда рисовала себе образ героев сказок и историй. Часто русские-народные сказки были без иллюстраций, и созданные образы, надолго оставались в моем воображении. Многие русские сказки были экранизированы и вымышленные образы заменялись образами, созданными на экране. К чему это я? Да к тому, что есть некоторые сказки, некоторые образы, которые не забудутся никогда. Я сейчас говорю о картинах Виктора Васнецова.

Его Иван царевич на сером волке, Аленушка, Богатыри настолько красочно передают дух сказок и былин, что, кажется, что сейчас пространство раздвинется, и они сойдут с картин. И мне очень хочется, чтобы в век компьютерных технологий, моя дочка  также любила образы, созданные великим художником, и не просто любила, а знала, кто их нарисовал и сколько души вложил художник в свое творчество.

картины Виктора Васнецова

Понятно, что в середине 19 века, когда Виктор Васнецов был маленьким, еще не было ни аудио книг, ни компьютеров. И даже книжек с картинками в русских деревнях не было.  Сказки детям рассказывали бабушки и дедушки, которых называли сказителями. Рассказывали такие люди не только сказки, но и былины, потешки, прибаутки пословицы и поговорки. Сказителями были и бабушка с дедушкой Виктора Васнецова, который рос в семье сельского священника.  Именно от них и узнал маленький Виктор о русских богатырях, о кощее бессмертном и других сказочных героях. Отец Виктора был человеком очень умным и учил своего сына не только наукам, но и приобщал его к творчеству, его и его брата Апполинария. Благодаря отцу и любви братьев к рисованию появились поистине великие картины, картины, которые ценят и любят люди со всех уголков мира.

Пришло время и Виктор отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Он поступил с первого раза, но так переживал, что не ходил даже посмотреть результаты экзаменов и целый год не знал, что его приняли в академию. Виктор очень любил ходить на базар и рисовать людей. Так как они все время двигались, то рисовать приходилось быстро, он натренировал свой глаз и руки за дни таких «тренировок».

Через некоторое время Виктор Васнецов становится известным благодаря своим картинам, на которых он отражает жизнь реальных людей. Он старался отразить реальность этого мира: бедность и нищету. В этот период Виктор подружился с другими художниками. Вместе они устраивали выставки в разных городах, переезжая со своим картинами. И вскоре образовали Товарищество передвижных художественных выставок или кратко Художники – передвижники. Но на удивление своих коллег, Виктор перестал рисовать реальных людей и увлекся героями сказок и былин.

Витязь на распутье, 1878

Одной из первых его сказочных картин стала «Витязь на распутье». До него никто даже не решался рисовать сказочных и былинных персонажей. А он нарисовал и нарисовал так, что мы все любим и помним его картины. Но тогда никто его не понимал, друзья критиковали его, просили вернуться к реальной  жизни. И вот его легендарные «Богатыри» растопили лед в сердцах критиков. Картину приобрел Павел Третьяков для своей знаменитой галерее. Виктор трудился над картиной почти двадцать лет, ведь изображенные на ней русские богатыри должны были стать символом русского народа.

Умение рисовать то, что никто никогда не видел, привлекло к Виктору Васнецову внимание ученых. Они попросили его сделать роспись для Исторического музея в Москве. Потом Васнецова пригласили расписать Владимирский собор в Киеве, который был построен в честь 900 летия крещения Руси.

Васнецов рисовал не только картины и расписывал соборы,  он рисовал книжные миниатюры: рисунки, буквицы. Рисовал Виктор и художественные орнаменты и  иллюстрации к былинам.

Виктор Васнецов прославился и как великий Архитектор, создатель целого направления в архитектуре. Именно он разработал фасад знаменитой Третьяковской галереи.

А что же случилось с братом Виктора, Аполлинарием?  Он был младше своего брата на 8 лет. И когда умерли его родители, Виктор, видя талант брата отправил его учится к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку. Апполинарий окончил  Вятское духовное училище и переехал к брату  в Петербург, где готовился к поступлению в Академию художеств. В какой-то момент он передумал и собрался поступать в геологический институт, но Виктор не дал ему этого сделать. В Академию художеств он также не поступил, а вернулся в Вятку.

Спустя несколько лет Аполлинарий приезжает в Москву и влюбляется в нее. Он начинает изучать Москву и ее архитектурные памятники. Апполинарий живет и общается с братом, его друзьями и это не могло не отразиться на его творчестве. Он увлекается облаками, наблюдает за  ними, за их превращениями. В 1885-1886 годах Васнецов предпринял путешествие по России. В семье Васнецова хранится «карта России, на которой красным карандашом самим художником отмечено около ста пунктов — Урал, Сибирь, Крым, Кавказ, Украина, побережье Финского залива и т. д., где он писал этюды и рисовал.

картины Аполлинария Васнецова

В 1900 году он становится известным. Начинает преподавать в Московском училище живописи.

Обращение Аполлинария к историческим архитектурным пейзажам Москвы было одновременно работой и благодарной и трудной. Благодарной, ибо художнику предстояло открыть новую и по-своему чрезвычайно своеобразную страницу в истории русской живописи.

Вот что говорил о специфике своего многолетнего труда по воссозданию исторического облика древней Москвы сам художник: «Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва — народное творчество в жизни прошлого.

Познакомиться с картинами братьев.

Задание месяца проекта «Картинная галерея«

Вы с ребенком изучаете творчество художников: Васнецова Виктора и Васнецова Аполлинария. Например, вы берете одну из картин художников, рассматриваете ее, разговариваете с ребенком о том, что на ней изображено, что хотел сказать художник. Если это картины Виктора, вы вспоминаете сказки, былины, характеры и образы героев. Если это картины Аполлинария, вы разговариваете о том, что изображено на картине, какая был а Москва несколько столетий назад, какое значение имели постройки, изображенные на картине. Вы пытаетесь повторить картину в разных техниках, как сказочную, так и историческую (в зависимости от выбранного художника): аппликация, коллаж, граттаж, рисунок и т.д.

Пример такого занятие по картине Аполлинария Васнецова «Лубяной торг на Трубе»

О призах и подарках.

Среди участников данного этапа с помощью датчика случайных чисел мы разыграем приз от моей любимой художницы Жени Ясной, автора блога «Яснушки» и «Болтая ножками«

Женя Ясная подарит одному из участников данного этапа авторский театр для фланелеграфа «Под грибом»

театр для фланелеграфа Под грибом

   Организационные вопросы:

    • Вы рассказываете о ваших играх и творческой работе у себя в блогах или на своих страничках с активной ссылкой на данный проект (http://earlystudy.ru/tematicheskie-zanyatiya-2/kartinnaya-galereya/tvorcheskiy-proekt-kartinnaya-galereya) и спонсора данного этапа проекта ( http://yasnushki.blogspot.ru ).
    • Добавляете вашу работу в линки (голубая лягушка в конце этого поста)
    • Если у вас нет своего блога, то присылайте мне ваши работы на почту earlystudy.ru @ gmail.com (убрать пробелы до и после собачки), я опубликую их на страницах он-лайн школы «Учимся играя».
    • Все работы я буду добавлять в галерею Pinterest (каждая работа имеет активную ссылку на ваш блог, так что это позволит новым читателям прийти к вам в гости)
    • Работы принимаются до  26 февраля (20,00 по Мск времени)

Как вставить линки? Нажимаете на лягушку — жмете на кнопку add you link — вводите свои данные — нажимаете submit link

____Рассказ  о жизни художников основан на материалах книги Марины Улыбышевой «Виктор Васнецов» и материалов сайта «Библиотекарь.ру»

Вам будет интересно:

earlystudy.ru

Почему художник А. Васнецов знал старую Москву лучше, чем историки и археологи? | Биографии

Главный архитектор Государственных музеев Московского Кремля В. И. Федоров отмечал удивительные совпадения результатов археологических раскопок, проведенных в столице в наши дни, с тем, что изображал художник на своих полотнах на рубеже XIX—XX веков.

Кузнецов Н.Д. Портрет художника А.М. Васнецова. 1897

Аполлинарий, младший брат знаменитого художника Виктора Васнецова, родился в семье священника 6 августа 1856 года в небольшом селе Рябово Вятской губернии. Мальчик рано лишился родителей, и заботу о нем взял на себя старший брат, забравший его в Петербург, где Виктор учился в Академии художеств.

Аполлинарий тоже собирался поступить в академию, серьезно готовился к экзаменам, но увлекся идеями народников и решил посвятить жизнь просвещению народа. В 1875 году он сдал экзамен на звание народного учителя и уехал учительствовать в село Быстрица, что в Орловской губернии.

В 1878 году разочаровавшийся в народничестве А. Васнецов уезжает к брату в Москву. Первопрестольная произвела на юношу громадное впечатление, впоследствии он вспоминал, что «был поражен видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлем. Жил неподалеку от него, на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было „кружение около Кремля“; я любовался его башнями, стенами и соборами». Юношеский интерес перерос в серьезное увлечение и кропотливое изучение истории Москвы.

Но главным увлечением Аполлинария стала живопись. Художественного образования он не имел, но много и старательно учился под руководством брата. Живя в Москве, стал сотрудничать с газетами и журналами, выполняя для них иллюстрации. Летом, живя на даче у брата в селе Ахтырка, много писал с натуры. Освоил пейзажную живопись, особенно хорошо у него стали получаться облака, писать которые он всегда любил. Интерес к небу, особенно к звездному, был у Аполлинария с детства. Недаром он впоследствии стал членом-учредителем Московского общества любителей астрономии, написал об этой интересной науке несколько книг и статей.

Тайга на Урале. Синяя гора

Уже в 1883 году А. Васнецов выставляет свои пейзажи на выставке Товарищества передвижников. Причем, одну из его картин приобрел для своей коллекции П. М. Третьяков, а это уже свидетельство того, что художник состоялся как пейзажист. На последующих выставках появляются новые интересные работы художника, написанные после поездок по России. Особенно его привлекают Сибирь и Урал, суровую красоту которых он отразил в цикле картин, получивших широкую известность.

Пришло и международное признание, на Всемирной выставке в Париже картина А. Васнецова «Элегия» была удостоенная большой серебряной медали. Академия художеств присвоила ему звание академика. К началу ХХ века его картины пользуются все возрастающим спросом, их охотно покупают, более десяти полотен приобретает для своей галереи Третьяков.

Чтобы быть ближе к природе, Аполлинарий Михайлович каждое лето выезжает на этюды, подолгу живет на даче у брата или в имении В. И. Танеева под Клином. До старости много путешествует по стране и за рубежом, временами забираясь в такие глухие уголки, где до него не бывал ни один художник. Поэтому его пейзажи так реалистичны и достоверны.

Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке

В 1901 году в судьбе А. Васнецова произошло знаменательное событие: он стал преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, возглавив пейзажный класс. В училище он проработал семнадцать лет, воспитав плеяду прекрасных пейзажистов. Его учениками были В. Мешков, С. Герасимов, Б. Яковлев, В. Крайнев, прославившиеся как пейзажисты уже в советское время. Он не только обучал молодых пейзажистов, но и занимался теорией живописи. Его книга «Художество (опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи)» и сегодня читается с интересом, настолько её полемичность перекликается с современными процессами в развитии искусства.

В девяностые годы XIX века Аполлинарий Васнецов начинает работать над художественным отображением истории Москвы. Его первые исторические пейзажи связаны с иллюстрированием «Песни о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова. Затем следуют новые картины и рисунки, появлению каждого из которых предшествует громадная работа по изучению старинных документов, книг, чертежей и карт, «копание» в архивах, участие в археологических раскопках.

«Он постепенно возгорелся настоящей страстью к Москве и весь отдался ее воспеванию — как в современном ее обличье, так и в том представлении, которое у него образовалось на основании преданий и всяких документов о прошлом. Воссоздание Москвы великих князей и царей стало его задачей, и он весь ушел в нее, превратившись в какого-то художественного археолога. Тут ему стало совершенно не до техники, не до вопросов, волновавших в те времена „настоящих живописцев“. Картины у него выходили несколько грубоватые, но в них возродился подлинный дух московский; они убеждали, они служили каким-то средством для совершения путешествия в глубь прошлого», — писал впоследствии о своем друге художник Александра Бенуа.

Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке

По большому счету, именно А. Васнецов создал новый жанр в русской живописи — исторический пейзаж. Его работоспособность и стремление следовать исторической правде были поразительны. Чтобы лучше понять и отразить в очередных картинах перспективу московских предместий, он даже поднимался на воздушном шаре.

Его исторические полотна вызывали громадный интерес, и не только у соотечественников. В 1913 году на Международной выставке в Мюнхене золотой медали была удостоена картина Аполлинария Васнецова «Московский застенок. Конец XVI века».

Сегодня редкий учебник по истории России обходится без репродукций его работ. Именно по его картинам «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века», «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века», «Улица в Китай-городе» и многим другим мы и представляем себе древнюю столицу России.

Любопытно, что Аполлинарий Михайлович получил признание и среди профессиональных историков, он стал действительным членом Московского археологического общества, многие годы работал в Комиссии по охране древних памятников, уже в советское время был председателем, а потом почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы.

Шум старого парка

Стоит отметить, что прекрасное знание истории позволило Аполлинарию Васнецову создать достоверные и колоритные декорации к ряду оперных постановок: «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Опричник», «Царская невеста», «Жизнь за царя (Иван Сусанин)».

Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов в 1933 году. Но продолжает жить память о прекрасном художнике. В 1965 году в Москве, в Фурманном переулке, где жил художник, создан Мемориальный музей-квартира. В селе Рябово, где он родился, открыт Дом-музей братьев Васнецовых. В свое время братья Васнецовы создали в Вятке Художественно-исторический музей, которому подарили много своих картин. В наши дни это Кировский художественный музей им. В.М. и А. М. Васнецовых.

shkolazhizni.ru

Младший Васнецов, или Как Аполлинарию удалось не остаться в тени великого брата-живописца

Аполлинарий Васнецов - мастер пейзажа.

Аполлинарий Васнецов - мастер пейзажа.

Хотя о творчестве младшего брата прославленного художника Виктора Васнецова известно не многим, тем не менее Аполлинарий Михайлович Васнецов в истории искусства не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным талантом и оставил после себя достойное наследие.

Братья Васнецовы родились в семье священника в Вятской губернии. Получив благословение отца, старший решил посвятить себя искусству, а меньший решил пойти по родительским стопам - поступил в Вятское духовное училище. Однако он, как и старший брат, очень любил рисовать. В детстве частенько измалевывал мелом стены родного дома. Из детских воспоминаний Апполинария: «Когда у меня отняли мел, я прибег к куску мыла, находя, что и оно может отчасти передавать рисунок».

Братья Васнецовы.

Братья Васнецовы.

Когда братья остались круглыми сиротами, Аполлинарию было всего 13 лет. Заботу о нем пришлось взять на себя Виктору, который был старше на 8 лет и уже обучался в Петербургской Академии искусств. После смерти отца он забрал к себе брата, где тот прожил с ним три года. Васнецов-младший рассказывал: «По приезде в Петербург я сразу же попал с братом в мастерскую Репина, когда он писал знаменитую свою картину «Бурлаки», в мастерскую Антокольского, лепившего статую Петра Великого для Кронштадтского порта. Заряд был довольно сильный для того, чтобы ошеломить такого юнца, как я, приехавшего из глуши Вятской губернии».

М. Нестеров. «Портрет Аполлинария Васнецова».

М. Нестеров. «Портрет Аполлинария Васнецова».

Аполлинарий, как губка, начал впитывать ту творческую среду которой жил его брат, он увлекся живописью и начал постигать ее азы через Виктора и его друзей - Михаила Нестерова, Илью Репина, Марка Антакольского, Василия Поленова. Это общение и совместная работа, со знаменитыми, а тогда еще только начинающими художниками, стала для Аполлинария великолепной школой изучения живописного искусства. Он попытался взять от каждого самое лучшее и ценное.

Васнецов, Аполлинарий Михайлович. Автор Виктор Васнецов.

Васнецов, Аполлинарий Михайлович. Автор Виктор Васнецов.

Однако, делая немалые успехи в творчестве, робкий юноша тогда так и не осмелился поступить в Академию художеств. Зато он "заболел" модной идеей по тем временам - хождения в народ и, в 1877 сдав экзамены на звание народного учителя, переехал в село Вятской губернии, где год отработал в местной школе.

Но быстро, разочаровавшись в народнических идеях Аполлинарий снова перебрался к брату, но на этот раз в Белокаменную: «Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем, его башнями, стенами и соборами». И с того времени Аполлинарий Васнецов уже полностью посвятил себя искусству. В нем весьма органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь.

Сибирь. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Сибирь. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Интерес к России-матушке, ее истории и природе, поэтизация героического прошлого — все это в полной мере находило отражение в картинах обоих Васнецовых. Общей тематикой мастеров стала историческая живопись.

Однако если вспомнить творчество Виктора Васнецова, где очень колоритно представлены различные жанры, от бытописательства к сказочным сюжетам, от станковой живописи к монументалистике, от злободневных тематик передвижников к новомодному стилю модерн; то его брат остался верен себе на протяжении всего творческого пути. Он писал в основном величественные северные русские пейзажи Урала, суровой Сибири и исторические жанровые полотна Старой Москвы.

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Ранние работы Аполлинария, поражали сумрачным колоритом, приглушенностью цветовой гаммы, но постепенно он открыл для себя силу красок как учил его Василий Поленов. Постепенно набираясь мастерства А.Васнецов, стал зрелым и оригинальным мастером. Его полотна задышали спокойствием и величием, присущим русской природе.

 «Родина». (1886г.) Третьяковская галерея. Автор: Апполинарий Васнецов.

«Родина». (1886г.) Третьяковская галерея. Автор: Апполинарий Васнецов.

Озеро в горной Башкирии. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Озеро в горной Башкирии. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Апполинарий много путешествовал по России, Украине, Крыму. Побывал во Франции, Италии, Германии, что не мало сыграло в его развитии как живописца. И уже с 1883 года работы Аполлинария Васнецова начали занимать достойное место среди произведений художников-передвижников на выставках Товарищества.

«Московский Кремль. Соборы». 1894. Третьяковская галерея. Автор: Аполлинарий Васнецов.

«Московский Кремль. Соборы». 1894. Третьяковская галерея. Автор: Аполлинарий Васнецов.

На рубеже 19-20 столетия из любви к русской истории, красоте быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр - особый тип исторического пейзажа, в котором Апполинарий пытается возродить облик и саму жизнь допетровской Москвы. Его столичные улочки изображены так, что быстро убеждаешься: "перед тобой подлинные свидетели глобальных, всемирно значимых исторических событий".

На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. Автор: Аполлинарий Васнецов.

На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Пройдет каких-то семь лет и Васнецов станет академиком петербургской Академии художеств. А чуть позже будет принимать активное участие в организации Союза русских художников.

А.М. Васнецов. Портрет работы Н.Д. Кузнецова. 1897

А.М. Васнецов. Портрет работы Н.Д. Кузнецова. 1897

С 1901 по 1918 год будет руководить пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. После возглавит Комиссию по изучению старой Москвы и будет проводить археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

Старорусский город. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Старорусский город. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Ярославский художественный музей. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Ярославский художественный музей. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Ахтырка. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Ахтырка. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Сумрачный день. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Сумрачный день. Автор: Аполлинарий Васнецов.

«Симонов монастырь. Облака и золотые купола» (1927). Автор: Аполлинарий Васнецов.

«Симонов монастырь. Облака и золотые купола» (1927). Автор: Аполлинарий Васнецов.

Скит. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Скит. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Днепр перед бурей. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Днепр перед бурей. Автор: Аполлинарий Васнецов.

«Озеро» (1902). Автор: Аполлинарий Васнецов.

«Озеро» (1902). Автор: Аполлинарий Васнецов.

Усадьба. За варкой варенья. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Усадьба. За варкой варенья. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке.(1916г.). Автор: Аполлинарий Васнецов.

Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке.(1916г.). Автор: Аполлинарий Васнецов.

В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».

Аполлинарий Васнецов умер в Москве в 1933 году.

Аполлинарий Михайлович Васнецов. Портрет работы С.В. Малютина. 1914 год.

Аполлинарий Михайлович Васнецов. Портрет работы С.В. Малютина. 1914 год.

С одной стороны - тень знаменитого старшего брата всегда притеняла заслуги и достижения Аполлинария Васнецова, а с другой - справедливости ради нужно отметить, что благодаря Виктору он стал тем, кем помнит его история.

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед здание Кировского областного музея им. братьев Васнецовых. Скульптор Ю. Г. Орехов.

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед здание Кировского областного музея им. братьев Васнецовых. Скульптор Ю. Г. Орехов.

worldartdalia.blogspot.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта