Картины по русской истории. С.В. Иванов. Стрельцы. Картина стрельцы васнецов
История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы». Вторая половина 12 века, по приказу Юрия Долгорукого на Боровицком холме в слиянии рек Неглинная и Москва строится деревянная крепость
Аполлинарий Васнецов, изумительный художник, мастер исторической реконструкции, всегда будто находился в тени своего старшего брата Виктора Васнецова, автора знаменитых русских полотен «Богатыри», Аленушка» и прочих.
После себя Аполлинарий Васнецов оставил множество живописных и графических работ с дотошной реконструкцией Москвы в разные эпохи. В этой публикации мы посмотрим самые яркие из них с комментариями.
Смотреть изумительную старую Москву Аполлинария Васнецова —>
Двор удельного князя.
Автор не уточняет, какого точно князя, но давая усредненную картинку времен феодальной раздробленности до возвышения Москвы в начале 14 века при Иване Калите.
Кремль при Иване Калите.
В первой половине 14 века Москва становится важнейшим городом северо-восточной Руси. При Иване Калите строится новый деревянный Кремль. Митрополит Петр перенес свою резиденцию в Москву, в результате в Кремле появляются первые каменные соборы
Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.
Скорее всего, Васнецов немного преувеличивает, поскольку согласно данным раскопок из камня были сложены только башни и самые уязвимые участки крепости, в основном же укрепления оставались деревянными.
Кремль при Иване III
В конце 15 века итальянскими зодчими возводится нынешний краснокирпичный Кремль, еще без шатровых завершений и шпилей с деревянными крышами на типично итальянских башнях. Внутри крепости уже стоят каменные палаты, построен Успенский собор, строится Благовещенский. По Васильевскому спуску вверх уже начали рыть Алевизов ров. Через реку в Замоскворечье уже проложен наплавной мост.
Кремль в конце 14 века
В 1382 г. к Москве подошли войска Тохтамыша. Два дня москвичи и литовцы отчаянно отбивали атаки, мощные крепостные стены невозможно было взять приступом, тогда Тохтамыш пошел на хитрость и прислал нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семёна Дмитриевича. Князья убедили обороняющихся сдаться при условии, что Тохтамыш не сделает ничего дурного. Ворота города были открыты, но обещания хан не сдержал, город был разграблен, а множество населения перебито.
Кремль при Иване Грозном. 1550-е
Стены Кремля побелены (спорная гипотеза для того времени). Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в процессе строительства
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.
Смутное время закончилось. У власти первый из династии Романовых — Михаил. Кремль масштабно реконструировали.
Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.
Троицкий мост и Кутафья башня
Ныне официальный туристический вход в Кремль и Александровский сад вместо реки.
Мост через Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.
Вид на Кремль с нынешней Берсеневской набережной. К 1692 г. был построен Всехсвятский мост, прозванный Большим Каменным, действительно большой и каменный с торговыми лавками и проездными воротами. О стоимости строительства моста в народе ходили легенды, до наших дней дожила поговорка «дорогой как каменный мост». Мост дожил в перестроенном виде аж до 1853 года, после чего был разобран и заменен металлическим, но народное название за полтора века прижилось и используется до сих пор.
Всехсвятский мост
Всехсвятский мост зимой и скоморохи на переднем плане.
Вид Кремля и Всехсвятского моста из Замоскворечья.
Замоскворечье тогда было районом стрельцов, защищавших город с юга от набегов крымских татар на оборонительных укреплениях Крымского вала.
Красная площадь во второй половине 17 века
Такой Москву принял Петр I
Старое устье реки Неглинной
К Кремлю еще примыкает стена Белого города, сквозь дыру в которой протекает Неглинная.
Воскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век
Отъезд с кулачного боя. То же самое место зимой
В 17 веке город сильно растет, и в своих работах, посвященных этому периоду и позже Васнецов уже отходит от Кремля.
Семиверхая угловая башня Белого города.
Башня стояла примерно на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Её пушки были направлены на Крымский брод. В Смутное время у этой башни был большой бой.
Пушечно-литейный двор на реке Неглинной
В 17 веке здесь работало около 500 мастеров, в работе использовались водяные колеса на реке. Именно отливали пушки для стрельцов и в 16 веке отлили Царь-пушку. Напоминанием об этом дворе до сих пор служит Пушечная улица за Центральным детским миром.
У Мясницких ворот.
На месте храма Фрола и Лавра сейчас пустырь у театра Et Cetera, справа от несохранившихся ворот сейчас стоит вестибюль м.»Чистые пруды»
Лубяной торг на Трубе.
Трубная площадь, названная по дыре в стене Белого города (дыре) для реки Неглинной. Здесь торговали лубом и готовыми срубами для строительства домов.
Выход боярыни
Медведчики
Скоморохи
Вьюжит. Метель. Старая Москва
На крестце (на перекрестке) в Китай-городе.
Густонаселенный квартал Зарядья. Ныне на этом месте пустырь вдоль Варварки
Улица в Китай-городе.
И снова Зарядье. Васнецов все больше дает волю фантазии. На этих картинах грань между историей и сказаниями начинает размываться. Закончим подборку совсем фантастической картиной:
Двор князя Жемчужного
Вымышленная архитектура, вымышленные персонажи, а вот Кремль за рекой настоящий
Аполлинарий Васнецов
Также может быть интересно
Эта запись была опубликована в Четверг, февраля 4, 2016 в 11:22 в теме: ГОРОД, Картины, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .
moscowwalks.ru
Описание картины Сергея Иванова «Стрельцы»
Сергей Иванов родился в 1864 году, и ещё в детстве выказывал склонности к рисованию. Однако, отец его, уверенный, что живописью приличному человеку не прокормиться, отправил его учиться на инженера, видя в этом своеобразный компромисс – по его мнению, и там, и там надо было рисовать, но инженером все же быть почетнее и прибыльнее.
Проучившись в неприятном ему институте три года, Сережа – тогда мальчик 14 лет – оставил его и перешел в Московское училище живописи, где и показал себя, как прилежный ученик и талантливый художник. Любимым его жанром оставались сюжетные сценки. Неизъяснимо привлекала его деревенская жизнь, прошлое Руси, проблемы социального неравенства, которые, с помощью критического реализма, он и отображал в своих картинах максимально точно.
“Стрельцы” – одна из его исторических картин, выписанная, как всегда, широкими мазками, без тысячи деталей на квадратный сантиметр, но живо, понятно и сообразно истине. На ней стрелецкий полк, возвращающийся из похода. Трубит трубач, покачиваются на перевязях сабли, развевается квадратный флаг (у каждого стрелецкого полка он был свой, разработанный специально), едут конные на лошадях, и лица у стрельцов усталые, торжественные и немного грозные.
Возвращаются, скорее всего, с победой. А люди вокруг живут своей жизнью. Колченогая собачка не обращает особенного внимания на толпу людей в красной форме, без стыда повернувшись к ним хвостом, слепой старик собирает милостыню, в церкви наверняка идет служба, в маленькой лавке продолжается торговля.
Никто не намерен прерываться, чтобы встретить или хотя бы порадоваться прибытию стрельцов, а все потому что они – такая же жизнь повседневной жизни. Выходят в дозоры. Иногда отправляются на войну.
Бывает, это их дело, а жить-то надо. Идет стрелецкий полк по городу, а кажется – что по пустыне.
opisanie-kartin.com
Васнецов А.М. Русский художник, теоретик искусства и историк: matveychev_oleg
? LiveJournal- Main
- Ratings
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
- English (en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
matveychev-oleg.livejournal.com
Картины по русской истории. С.В. Иванов. Стрельцы — Обо всём на свете
Начало здесь.
Картина точно передает внешний облик стрельцов, несущих дозор в своей слободе. Они имели форменную одежду: характерные кафтаны и круглые отороченные мехом шапки, на которые в военное время надевали блестящие круглые каски.
Каждый полк стрельцов имел свои цвета одежды и собственное квадратное расписное знамя, созданное мастерами Оружейной палаты по проекту лучших художников. Главным оружием стрельцов была пищаль, заряды к ней носили на широкой перевязи — патронташе.
В ближнем бою применяли бердыш, копье и саблю. Каждый полк располагал артиллерией на конной тяге, собственным оркестром из ударных и духовых инструментов. Стрельцы делились на московских и городовых (в провинциальных городах).
В XVII веке в Москве базировалось около 20 полков по тысяче человек, располагавшихся собственными слободами вокруг полковой избы. Стрелецкие слободы широким кольцом опоясывали столицу.
В мирное время стрельцы пеших полков несли караульную службу на окраинах города, они же «с топорами, и с ведрами, и с трубами медными водопускными, и с баграми» тушили пожары. Конные стрельцы Стремянного полка охраняли Кремль и царские дворцы, неотлучно сопровождали государя и членов его семьи.
В свободное от службы время стрельцы занимались ремеслами, торговлей, возделывали свои огороды: на годовое «денежное и хлебное жалованье» было трудно хорошо обеспечить семью, тем более что часть денег шла в «общий котел» на полковое снаряжение. Меньшее жалованье получали городовые стрельцы. Они несли постоянную службу в пограничных городах, в Поволжье и в Сибири.
Появившись в 1540-е годы, стрельцы сразу заняли прочное место в русской армии. Их мужество и воинское искусство прекрасно проявились уже при взятии Казани (1552): «И таково тех стрельцов стреляние искусно было, — писал опытный воин, — что не давало поганым не токмо по улицам и по домам ходити, но даже из храмин изникнути.
Были стрельцы и пушкари так зело стрелянию научены, что из пищалей птиц на лету побивали!». Как наиболее боеспособная сила войска стрельцы стали с тех пор ядром русской армии. Они отличились в Ливонской войне (1558—1583) и в составе Всенародных ополчений в Смутное время, при защите Москвы (1618) и Белой (1634).
Немало подвигов совершили стрельцы в освободительной войне на Украине. В 1670-х годах стрелецкие полки храбро бились под Азовом (который именно благодаря стрельцам был взят позже Петром I) и на Украине.
В 1678 году в грандиозном сражении под Чигирином они при поддержке солдат выбили с укрепленных позиций отборные полки янычар. В бою для стрельцов были характерны высокая стойкость и умелое использование артиллерии.
К концу XVII века они повысили свою огневую мощь за счет применения ручных гранатометов и «пищалей винтованных». Во время второго Крымского похода плотный огонь стрелецких полков буквально смел с поля Орду.
Расформирование стрелецких полков было связано прежде всего с усилением полицейских функций армии. Для этого стрельцы подходили плохо: по мере ослабления привилегий они все более сливались с городским посадским населением.
Уже во время массовых городских восстаний конца 1640-х годов стрельцы заявляли, что «они с черными посадскими людьми драться не будут», а в 1682 году они сами возглавили мощное народное восстание в Москве и во многих других городах.
Автор аннотации: А.П. Богданов
Продолжение следует.
bugaeff.ru
Картина «Витязь на распутье» Васнецова. Описание картины
Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.
История создания
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.
Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.
В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.
Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.
Описание и анализ
На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.
Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.
На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?
И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.
Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.
Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?
Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.
Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.
Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.
Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.
В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.
Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.
История создания
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.
Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.
В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.
Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.
Описание и анализ
На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.
Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.
На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?
И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.
Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.
Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?
Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.
Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.
Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.
Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.
В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.
5sec.info