Биография Виктора Михайловича Васнецова. Васнецов пир картина


Хаотичная подборка живописи на тему допетровской Руси: v_himera

Виктор Васнецов, "Гамаюн, птица вещая"

Аполлинарий Васнецов, "Сад князя Жемчужного"(эскиз к опере Петра Чайковского "Опричник")

Вячеслав Шварц, "Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)"

Виктор Васнецов, "Царская потеха - борьба царскаго псаря с медведем (XVII столетие)"

О.Маслов, "Соколиная охота"

Игорь Машков, "Выход на соколиную охоту царя Алексея Михайловича в селе Коломенское"

Андрей Рябушкин, "Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле"

Константин Маковский, "Свадебный пир в боярской семье XVII столетия"

Константин Маковский, "Чарка меду"(Один из вариантов картины. "Меда" или "меду", источники расходятся).

Константин Маковский, "Сваха"(Надо осознавать, что женские наряды справа и слева - очень праздничные, а не повседневные. И тут это ко многим картинам относится.)

Константин Маковский, "Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем"

Сергей Никитин, "Выбор невесты"

Андрей Рябушкин, "Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате"

Константин Маковский, "Нянька Ивана Грозного"

Иван Билибин(?) иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Николай Самокиш, "Часть Коломенскаго дворца Царя Алексея Михаиловича, с восточной стороны"

Клавдий Лебедев, "Привоз и сдача подсокольничему соколов на Семеновском потешном дворе города Москвы Холмогорскими помытчиками в конце XVII столетия"

Аполлинарий Васнецов, "Москва при Иване Грозном. Красная площадь"

Аполлинарий Васнецов, "Уличная решетка. Ночь"

Сергей Ефошкин, "Тревожная ночь"

Л.Фалин, "Пытка на дыбе М.Ф.Нагого в московском застенке"

Аполлинарий Васнецов, "Московский застенок. Конец XVI века"

Аполлинарий Васнецов, "Татары идут"

Игорь Машков, "Стрелецкий караул"

Василий Суриков, "Покорение Сибири Ермаком"(изображены СОБЫТИЯ 1582 ГОДА, конца царствования Иоанна Грозного)

Аполлинарий Васнецов, "Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке"

Аполлинарий Васнецов, "Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке"

Вячеслав Шварц, "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче"

Василий Суриков, "Посещение царевной женского монастыря"

Михаил Нестеров, "Видение отроку Варфоломею"

Аполлинарий Васнецов, "Скит"

Василий Поленов, "Старая мельница"

Иван Крамской, "Майская ночь (Русалки)"

Виктор Васнецов, "Ковер-самолет"

Михаил Нестеров, "За приворотным зельем"

Константин Маковский, "Святочные гадания"

Виктор Васнецов, "Спящая царевна"

Виктор Васнецов, "Витязь на распутье"

v-himera.livejournal.com

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Мастера исторической живописи

Виктор Михайлович Васнецов

(1848–1926)

В 1867 году, оставив Вятскую духовную семинарию, Васнецов приехал в Петербург поступать в Академию художеств. На экзамене ему предложили сделать рисунок с гипсовой модели. Юноша быстро справился с заданием, но усмешку одного из поступающих и небрежный взгляд преподавателя он воспринял как намек: нарисовано очень плохо. Васнецов ушел, не дождавшись результатов, и поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. И только спустя год, придя в академию, чтобы вновь держать экзамен, он узнал, что в прошлом году его рисунок был оценен положительно, и комиссия зачислила молодого человека в академию.

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лапьял Вятской губернии. Отец его был священником. Мальчик, обладавший прекрасной памятью и воображением, очень рано проявил способности к рисованию. Родители Васнецова были бедными, но образованными и культурными людьми. По вечерам отец читал детям (в семье было пятеро сыновей) рассказы из прошлогодних журналов, присылаемых из Вятки друзьями (на подписку не было денег). Иногда в гостеприимном доме сельского священника останавливались на ночь странники, и будущий художник, затаив дыхание, слушал их интересные рассказы. Васнецовы могли дать своим детям только бесплатное образование в духовном учебном заведении, и в 1858 году десятилетний Витя поступил в Вятское духовное училище, а спустя несколько лет — в семинарию. Учился он старательно, но карьера священника не привлекала его. Каждую свободную минуту Васнецов рисовал, и вскоре способного юношу заметили. Петербургский живописец Эльвиро Андриолли, сосланный в Вятку за участие в дуэли, предложил Васнецову помочь ему в росписях нового храма.

Вскоре по совету Андриолли ректор семинарии предложил Васнецову отправиться в Петербург, в Академию художеств. В 1868 году Виктор начал учиться в академии.

В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880, Третьяковская галерея, Москва

Чтобы заработать себе на жизнь, молодой художник делал гравюры для различных иллюстрированных журналов («Нива», «Семья и школа», «Всемирная иллюстрация», «Пчела»).

В 1874 году Васнецов впервые выставил свою картину «Чаепитие в харчевне» на III Передвижной выставке. Полотно было удостоено похвалы таких известных мастеров, как И. Н. Крамской и П. П. Чистяков.

Художник, тративший все свое время на создание картин и работу для иллюстрированных журналов, совсем забросил учебу. В 1875 году Виктору пришлось оставить академию.

Вскоре Васнецов стал известен как мастер жанровой картины («С квартиры на квартиру», 1876; «Книжная лавочка», 1876 — обе в Третьяковской галерее, Москва). Но уже в эти годы в его душе, пока еще смутно, родился замысел создания большого полотна о русских богатырях. Интерес к истории проявился еще в самых ранних, академических рисунках, среди которых самым удачным стала «Княжеская иконописная мастерская».

В 1876 году Васнецов отправился в Париж, где уже находились многие русские живописцы: В. Д. Поленов, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, И. Н. Крамской и др. Вместе с Поленовым и Репиным Васнецов посещал Лувр, парижский Салон, любовался старинными архитектурными памятниками. Вечерами художники собирались в доме А. П. Боголюбова, сплотившего вокруг себя живших в Париже представителей русского искусства.

В 1877 году Васнецов выставил в Салоне две свои картины — «Чаепитие в трактире» и «Акробаты». Последняя была написана под впечатлением от концерта бродячих артистов, зашедших в Медону, где в то время жил художник. Жизнь в Париже разочаровала мастера. Его притягивало все родное, русское. В 1878 году Васнецов вернулся в Петербург. В этом же году он женился и переехал в Москву, куда его звали друзья — Репин и Поленов. После чужого Парижа и чопорного, слишком западного по духу Петербурга Москва показалась живописцу родной и очень близкой.

В. М. Васнецов. «Витязь на распутье», 1882, Русский музей, Санкт-Петербург

Завершила первый период творчества художника картина «Преферанс» (1879, Третьяковская галерея, Москва). С начала 1880-х годов живопись Васнецова приобрела иной характер, и главное, другими стали темы его работ.

В Москве Васнецов познакомился с П. М. Третьяковым и известным российским предпринимателем и меценатом С. И. Мамонтовым и стал часто бывать у них дома. Особую роль в изменении направления творчества художника сыграли члены абрамцевского кружка (в Абрамцево, имении Мамонтова, собирались лучшие представители московской интеллигенции).

В этот период многие художники проявили интерес к русской истории. Среди них были В. И. Суриков, завершивший в 1881 году знаменитое «Утро стрелецкой казни», и И. Е. Репин, двумя годами ранее написавший «Царевну Софью».

Для Васнецова русская история — это былинные богатыри, мужественно защищавшие свою родину от захватчиков. В 1880 году появилась картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (Третьяковская галерея, Москва), навеянная «Словом о полку Игореве». Посвященная героическому прошлому России, эта композиция перекликается с современностью: она появилась после окончания русско-турецкой войны 1877–1878 годов, с беспощадной правдивостью показанной в своих произведениях баталистом В. В. Верещагиным. У Васнецова же тема приобрела совершенно иное звучание.

Художник изобразил бескрайние степные просторы России. Среди зеленой травы и нежных полевых цветов лежат погибшие русские воины. На картине нет крови и ужасных ран, как на полотнах Верещагина, русские воины кажутся спящими, их лица не искажены муками боли и агонией смерти, а кажутся спокойными и прекрасными. Печальную картину озаряет огромная луна. Рядом с могучим богатырем, раскинувшим руки, лежит трогательный в своей юности молодой княжич (Васнецов писал его со своего младшего брата Аполлинария, часами заставляя его лежать на полу). Среди убитых русичей — тела врагов, но в их позах и лицах нет умиротворения и покоя.

В. М. Васнецов. «Охота на мамонта». Фрагмент фриза, 1882–1885, Исторический музей, Москва

На картину Васнецова, представленную на VIII Передвижной выставке, обрушился шквал критики. В. В. Стасов упрекал мастера в отказе от реализма, а один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, говоря о полотне Васнецова, возмущался: «Снять, убрать, закопать!» Лишь П. П. Чистяков и И. Е. Репин встали на защиту художника и его творения. В письме к Стасову Репин утверждал: «„После побоища“ — необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе».

С большим мастерством выстроена композиция картины. Горизонтальные ритмы придают полотну величавость и торжественность, напоминая о неторопливом эпическом повествовании. Хотя человеческих фигур на холсте немного, их сгруппированность на первом плане создает впечатление несметного воинства. Выразителен колорит картины, локальные яркие цвета одежд и снаряжения воинов сочетаются с покрытым полевыми цветами широким зеленым пространством.

В этот же период для кабинета правления Донецкой железной дороги Мамонтов заказал художнику ряд картин, среди которых «Три царевны подземного царства» (1879, Третьяковская галерея, Москва).

В 1881 году Васнецов представил на суд публики свою «Аленушку» (Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую не меньше споров и критических замечаний, как и «После побоища». И хотя различные издания адресовали автору и его творению множество нелицеприятных выражений, большинство зрителей, увидевших картину на IX Передвижной выставке, поняли — пришел настоящий художник, певец земли Русской.

Тему богатырей Васнецов продолжил в немного таинственной и романтической картине «Витязь на распутье» (1882, Русский музей, Санкт-Петербург).

В 1882 году художнику предложили написать панно «Каменный век» для недавно сооруженного на Красной площади Исторического музея. Васнецов с радостью принялся за работу. Он решил изобразить сцену охоты на мамонта. Но прежде чем начать создавать панно, мастер долго беседовал с учеными-археологами, работниками музея. Васнецов задавал им множество вопросов: как одевались древние люди, какие украшения носили девушки и женщины, какая природа их окружала, чем занимался каждый представитель племени. Затем живописец представил своим консультантам наброски, и ученые поразились, насколько верно Васнецов представлял картину жизни людей в каменном веке.

Живописец трудился над панно не покладая рук (в длину фриз занимал двадцать пять метров).

Он не оставлял и работы над другими картинами, среди которых «Богатыри» и портреты скульптора М. М. Антокольского и Т. А. Мамонтовой, с которой позднее писал царевну в композиции «Иван-царевич на Сером Волке» (1889, Третьяковская галерея, Москва). Васнецов работал в Абрамцево, и его друзья вспоминали, что художник хватал каждого, кто попадался ему на глаза, и тащил в мастерскую — в натурщики для «Каменного века», ведь написать нужно было целое племя.

В. М. Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897, Третьяковская галерея, Москва

Позднее Васнецов так говорил о своей работе над «Каменным веком»: «По существу, я всегда думал только об одном и писал только одно: Русь свою матушку, жителей ее, предков моих милых! Для меня совершенно одинаковы мои предки, независимо от того, сидят ли они на конях в богатырской заставе; едут ли по полю, раздумывая, куда направить путь; несутся ли по непроходимому лесу на волке или бездыханными покоятся в густой траве, положив жизнь за други свои. Изображая людей каменного века, я провидел в них предков наших, древних вятичей. Писал я их вовсе не по книгам, не по материалам раскопок, а по внутренней догадке, по своему чутью. Может быть, и присочинил что, добавил и даже исказил, но все это шло от моего понимания и чувства прошлого».

Васнецов изобразил на панно пещеру — жилище древних людей, женщин и детей, мужчин, занятых трудом. Один стреляет из лука в пролетающую птицу, другой добывает огонь, третий делает из кости оружие, несколько человек долбят лодку. В середине — сильный и высокий вождь с копьем. Затем сцена охоты, жестокий бой с огромным мамонтом, стоивший жизни нескольким охотникам. И, наконец, пиршество, ради которого люди приложили столько усилий.

Большой интерес представляет работа художника в области театрального оформительства. В 1885 году Васнецов создавал эскизы костюмов, декораций, мизансцен к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной сначала в абрамцевском кружке, а позднее в Московской частной опере, основанной С. И. Мамонтовым. «Снегурочка» и «Русалка» А. С. Даргомыжского, также оформленные Васнецовым, стали значительным явлением в театральной жизни Москвы.

Большое место в творческом наследии Васнецова занимают росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1896), над которыми мастер трудился более десяти лет. Обратившись к традициям древнерусских художников, Васнецов создал образы известных исторических деятелей прошлых веков. Среди них — князь Владимир, княгиня Ольга, Андрей Боголюбский, Александр Невский, летописец Нестор, живописец Олимпий. В этих образах автор сумел передать типические черты, сильные характеры великих личностей.

Перед началом работы над росписями Васнецов побывал за границей, где познакомился с византийскими и итальянскими храмовыми фресками, внимательно изучил древнерусскую живопись и мозаику в Киеве.

Создавая портреты исторических личностей Древней Руси, Васнецов изображал их так, как подсказывало его воображение. В то же время в лицах персонажей росписей проглядывают черты друзей и знакомых художника.

Добиваясь монументальности, мастер представил фигуры немного больше натуральной величины. Этим же целям служит низкий горизонт и неглубокое пространство. Изображения сопровождают надписи в виде славянской вязи. Некоторая стилизованность (вытянутость пропорций фигур) не нарушает общей реалистичности.

Удачным получился также образ Богородицы. Изучая Мадонн Рафаэля, Васнецов понял, что его Богоматерь не должна быть на них похожа, иначе русские люди не воспримут ее. Он долго не мог написать младенца, но однажды увидел, как его маленький сынишка на руках у матери тянется к солнышку, цветам и деревьям в саду. Именно таким и изобразил мастер младенца Иисуса на своей фреске.

Росписи Владимирского собора прославили Васнецова. Позднее его не раз приглашали украшать храмы в Петербурге, Варшаве, Дармштадте. К сожалению, в 1920 году, при Пилсудском, церковь в Варшаве, расписанная русским художником, была уничтожена.

К исторической тематике живописец обратился и в своей картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, Третьяковская галерея, Москва). Царь в композиции Васнецова совсем не похож на обезумевшего убийцу на знаменитом полотне И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Образ, созданный Васнецовым, несмотря на свою противоречивость и трагизм, поражает масштабностью и величием. Перед зрителем — сильная историческая личность, от которой зависит судьба государства и народа. В этом портрете царя заметны черты стилизации в духе живописи Древней Руси. Как в древнерусской фреске, в левом нижнем углу картины славянской вязью написаны слова: «Множества содеянных мною лотых помыш окаянный трепещу страшного дне суднаго».

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» открыла новый путь развития русской исторической живописи, по которому пошли многие русские художники, например А. П. Рябушкин, соединивший в своем творчестве традиции древнерусского искусства со свежестью непосредственного наблюдения.

В. М. Васнецов. «Богатыри», 1881–1898, Третьяковская галерея, Москва

Занимаясь «Каменным веком», Васнецов не оставлял работы над «Богатырями» (1881–1898, Третьяковская галерея, Москва). Это полотно стало вершиной творчества художника. Замысел своего произведения автор определил так: «Картина моя — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого…»

Персонажей для своей картины Васнецов писал с натуры. Так, в облике Алеши Поповича отразились черты сына Мамонтова. Мальчик, конечно, был слишком мал для богатыря, но художнику важно было уловить беззаботность юноши, его готовность скакать туда, куда прикажут старшие товарищи.

Илью Муромца живописец нашел на бирже ломовых извозчиков. Ломовик Иван Петров был так огромен, что, по словам Васнецова, за ним не было видно лошади. Извозчик долго отказывался позировать художнику, но товарищи в конце концов уговорили его.

В. М. Васнецов. «Нестор-летописец», 1919

Хотя каждый из богатырей воплощает в себе определенные типические черты, вместе они стали символом всего древнерусского воинства. Они твердо сидят в седлах своих богатырских коней и всем своим видом выражают уверенность в своих силах и нерушимость дружбы. Величественность изображению придает и истинно русский пейзаж: желтый степной ковыль, темный лес за спинами всадников, клубящиеся в небе облака, словно объединяющие фигуры одетых в сверкающие серебром доспехи воинов.

Васнецов построил композицию огромного полотна так, что богатыри, выдвинутые на первый план, как бы возвышаются над горизонтом и кажутся необыкновенно сильными и мощными. Их монументальность подчеркивают маленькие елочки, растущие у ног коней.

«Богатырей» у Васнецова купил за шестнадцать тысяч рублей П. М. Третьяков. К тому времени старый коллекционер уже передал свое грандиозное собрание (1276 картин русских художников, 471 рисунок, 10 скульптур, 84 полотна иностранных мастеров) в дар Москве. Васнецовские «Богатыри» стали одним из последних приобретений Третьякова, умершего 4 декабря 1898 года.

В 1899 году в Москве состоялась первая персональная выставка Васнецова. Современники свидетельствуют, что публика валила на нее толпами. Художника огорчало то, что на ней не было П. М. Третьякова: это была первая выставка после смерти знаменитого коллекционера, подарившего родине свое замечательное собрание картин.

В творчестве Васнецова множество лиричных портретов друзей и знакомых. Мастер никогда не писал их на заказ, а только по зову своего сердца. Один из самых удачных — портрет М. В. Нестерова (1926, Третьяковская галерея, Москва), созданный художником незадолго до смерти. Умер Васнецов в возрасте 78 лет от остановки сердца.

Мастеров, подобных Илье Ефимовичу Репину, Василию Ивановичу Сурикову, Василию Васильевичу Верещагину, Виктору Михайловичу Васнецову, среди других художников исторического жанра в конце XIX — начале XX века в России не было. Их младшие современники (Андрей Петрович Рябушкин, Сергей Васильевич Иванов, Аполлинарий Михайлович Васнецов, Борис Михайлович Кустодиев, Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа и др.) создавали совершенно иные по звучанию картины. Изменилась тематика, другими стали герои. Вместо значительных событий, острых конфликтов и ярких образов живописцы стремились запечатлеть красоту старинных одежд, архитектуры, передать быт, обычаи, традиции далекого прошлого.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Васнецов В.М. «Жница». Описание картины. Художники-передвижники

Холст, масло. 1867 г.

Описание картины Васнецова В.М. «Жница» 

Виктор Васнецов известен в первую очередь как художник, на картинах которого оживали персонажи русских народных сказок, притч и былин. Знаменитые «Богатыри» и «Аленушка», «Ковер-самолет», «Садко», «Витязь на распутье» — эти картины знакомы с детства каждому русскому человеку. Но начинал свой творческий путь «сказочный» художник с написания вполне реалистичных, жизненных работ, изображавших быт простых русских крестьян. Одна из таких картин – «Жница», написанная в 1867 году.

Пришла осенняя пора, а вместе с ней и время собирать урожай. Все крестьяне, от мала до велика, в этот час трудились, не покладая рук. Своя работа была и у молодой крестьянской девушки, запечатленной Васнецовым в центре полотна. На ней – белая вышитая рубаха и синий сарафан. Рукава рубахи присобраны до локтя, подол сарафана подобран и заткнут за пояс – одежда не должна мешать тяжелому труду. Волосы жницы убраны под красный платок. Наряд девушки аккуратен и опрятен, выглядит свежо и празднично, и это не удивительно. Согласно старой славянской традиции на уборку урожая полагалось надевать только новую, чистую, и даже праздничную одежду.

Тонкая и худощавая, юная босоногая крестьянка не боится работы. Только что окончив жать свой участок поля, она, повесив серп на плечо, приготовилась вязать снопы. Лицо девушки выдает ее усталость, но осознание важности труда скрашивает светлой радостью часы нелегкой работы в поле. Кажется, она замерла лишь на один миг, и через секунду после того, как художник заметил ее, девушка снова продолжит жать зерно и вязать снопы.

На втором плане картины, окутанные утренней дымкой, изображены деревянные крестьянские избы. Уютны и опрятны дома в этой небольшой деревушке. У ног девушки – простой деревянный жбан с холодным квасом. В жару он поможет ей и другим жнецам утолить жажду. Утреннее голубое небо не омрачают тучи – лишь легкий дымок нарушает его ясность. Расстилаются позади крестьянки золотые пшеничные поля, склоняются к земле желтые, налитые солнцем, колосья.

Картина пронизана любовью и трепетным отношением художника к простому русскому народу и его тяжелому труду. Нелегкая жизнь крестьян, широта души народа, завораживающая красота родной природы – все это сложилось воедино в скромной по размеру, но богатой по смыслу работе В. Васнецова.

Лучшие картины Васнецова В.М.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Васнецов Виктор Михайлович

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова. Вскоре после рождения Виктора семья перебралась в село Рябове, где и прошли детские годы будущего художника.

 

«Я жил в селе среди мужиков и баб, - вспоминал впоследствии художник, - и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины».

 

 

Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника, именно здесь у него проявился интерес к народному творчеству.

С 1858 по 1862 год мальчик учится в духовном училище в Вятке. После этого он продолжил учебу в духовной семинарии. Учась в семинарии, Виктор одновременно брал уроки у гимназического учителя рисования Н.Г. Чернышева, с увлечением рисовал с литографий и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры, помогал художнику Э. Андриолли в росписи только что отстроенного вятского собора.

В 1866 году он подготовил шестьдесят рисунков к сборнику «Русские пословицы и поговорки» Н. Трапицына. Васнецов не стал священником, как мечтал отец в 1867 году он, не завершив учебу, ушел с предпоследнего философского класса и решил поехать в столицу - поступать в Академию художеств.

 

Исполнив жанровые картинки «Молочница» и «Жница» (1867) и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург. Не попав сразу в академию, он год занимался в школе Общества поощрения художников, в числе преподавателей которой был И.Н. Крамской, поддержавший талантливого юношу. В 1868 году Виктор становится учеником академии. Здесь он будет заниматься (с перерывами) до 1876 года. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания, сотрудничает в иллюстрированных журналах и дешевых народных изданиях. Большое влияние оказал на молодого Васнецова в академии П.П. Чистяков. Тогда же он сближается с И.Е. Репиным.

 

«Жница»

С 1874 года молодой художник начинает выставляться на передвижных выставках. Уже в первых своих работах Васнецов предстает как художник-жанрист, примкнувший к демократическому направлению. Ранние произведения художника проникнуты интересом к окружающей действительности, сочувствием к обездоленным. Их отличает наблюдательность и меткость характеристики персонажей «Нищие певцы» (1873), «В чайной» (1874), «Книжная лавочка»(1876), «С квартиры на квартиру»(1876).

 

Нищие-певцы (Богомольцы). 1873

23 ноября 1876 года Васнецов женится на Александре Владимировне Рязанцевой. Брак оказался удачным у Васнецовых родились четыре сына. В том же году художник отправляется за границу в Париж. Результатом наблюдений в столице Франции стала картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877).

 

 «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 год)

На события Русско-турецкой войны 1877-1878 годов на Балканах художник откликнулся эмоциональной картиной «Чтение военной телеграммы» (1878). В 1878 году Васнецов возвращается на родину :

 

«Когда я приехал в Москву, - писал он, - то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда. Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным».

 

Мастером занимательного живописного «рассказа», сложившимся художником-жанристом выступает Васнецов в картине «Преферанс» (1879).

 

В.М. Васнецов - Преферанс

В это же время Васнецов обращается к новым темам русскому народному эпосу, сказке, родной истории. В 1880 году художник завершает свою первую историческую картину - «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), которая экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Эта картина была встречена публикой и критикой недоброжелательно. Только самые проницательные из друзей разгадали, что представляло собой новое искусство Васнецова.

Очень значительна была в то время поддержка С.И. Мамонтова. При его посредничестве Васнецов получил заказ на декоративные картины-панно для зала заседания правления Донецкой железной дороги. В этих трех картинах - «Ковре-самолете» (1880), «Битве славян со скифами», «Трех царевнах подземного царства» (1884) - Васнецов и начал осуществлять новую программу своего творчества.

 

 «Витязь на распутье»

В 1881 году Васнецов создает свое наиболее проникновенное и целостное в поэтичности и искренности чувства произведение - картину «Аленушка». Художник долго не мог найти модель для нее. Ни одна из девочек, по мнению художника, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки, которую он так ясно представлял себе. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой (той самой, с которой Серов писал свою «Девочку с персиками»). И он тут же переписал лицо заново, попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно.

 

Ковёр -самолёт 1880

В 1883-1884 годах Васнецов пишет большое панно «Каменный век» для украшения зала открывавшегося в Москве Исторического музея. В изображении сцен охоты на мамонта и последующего пиршества Васнецов создает впечатляющие образы и картины реконструируемого далекого прошлого. «Впечатление, произведенное на современников «Каменным веком», - писал И. Грабарь, - пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то «Помпеей» К. Брюллова».

 

Васнецов В.М. Битва скифов со славянами. 1881.

Высокое профессиональное художественное мастерство проявил художник в грандиозных росписях Владимирского собора в Киеве. Здесь Васнецов работал с 1885 по 1896 год. «В таких сюжетах, как «Рай», Васнецов вводит в церковную роспись черты светской картинности и характерной для него повествовательности, - отмечает А.А. Федоров-Давыдов. - Васнецов выступает здесь таким же рассказчиком-сказочником, как, например, в «Иване-царевиче на сером волке» (1889) - картине, которую художник писал одновременно с росписями, как бы для отдыха от них».

 

Васнецов В.М. Три царевны подземного царства. 1879-1881

И все-таки не церковные росписи, а светская живопись определила выдающееся место Васнецова в истории русской живописи. В 1891 году работы во Владимирском соборе в основном были закончены, и художник с семьей возвращается в Москву. К этому времени его материальное положение позволило осуществить давнюю мечту - приобрести небольшую усадьбу близ Абрамцева и построить в Москве скромный дом с просторной и светлой мастерской.

В 1897 году художник пишет картину «Иван Грозный». В отличие от образов, созданных его современниками (Шварцем, Антокольским, Репиным), Иван Грозный у Васнецова - не только деспот-мученик, но личность убежденная и сильная. Именно так - с уважением к уму, силе и вместе с тем с удивлением и страхом перед непомерной жестокостью - изображался Грозный в народных преданиях о нем. Близость к фольклору ощущается не только в трактовке образа, но и в особенностях стилевого решения картины.

 

Царь Иван Грозный. 1897.

 

Нетрудно заметить, как много внимания уделено в ней орнаменту. Нарядная орнаментальность картины придает ей оттенок фольклорности, рождая ассоциацию с поэтическим произведением, расцвеченным узором народных эпитетов, сравнений и метафор, подобно лермонтовской «Песне о купце Калашникове», которую иллюстрировал художник и которая, несомненно, оказала воздействие на характер стилевого и образного решения картины». Еще через год был завершены «Богатыри» - наиболее известное и прославленное произведение Васнецова. В 1899 году «Богатырями» Васнецов открывает в Москве свою первую персональную выставку.

В начале века имя Васнецова приобрело широкую известность. Росло количество его подражателей, и создавался так называемый «васнецовский стиль», имеющий мало общего с истинным направлением художника.

 

Богатыри

С 1898 по 1911 год Васнецов работает над эскизами мозаик и росписей церквей для Гуся-Хрустального, Петербурга, Варшавы, Дармштадта и других городов.

В последний период жизни Васнецов был занят созданием семи больших картин на темы русских сказок. Одновременно он продолжал писать портреты, которые всегда занимали особое место в творчестве художника. Очень скромные, без малейшей аффектации, портреты эти поражают сходством с оригиналом. Портреты Е. Мамонтовой, М. Антокольского, В. Полетаевой, детей художника и многие другие всегда предельно просты, однако решение их никогда не повторяется - поза, посадка фигуры, выражение лица, живописный строй их как бы вытекает из характера самой натуры и всегда очень реалистичен.

 

Царевна-лягушка. 1918

После революции 1917 года семья художника оказалась разрозненной, он тяжело это переживал. Однако саму революцию Виктор Михайлович воспринял просто и естественно, видя в ней, по его собственным словам, «проявление воли народа».

 

Спящая царевна

Народное искусство остается для Васнецова источником вдохновения. Он продолжает разрабатывать сюжеты народных сказок и в картинах, написанных уже после Октябрьской революции «Царевна-лягушка» (1918-1926), «Змей Горыныч»(1918-1926), «Сказка о спящей царевне» (1900-1926), «Кащей Бессмертный» (1917-1926) и «Бой Ивана-царевича со змием» (1917-1926). Художник продолжал неустанно работать вплоть до самой смерти 23 июля 1926 года.

tunnel.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта