Ян Вермеер "Молочница": описание картины. Молочница картина васнецова
Ян Вермеер "Молочница": описание картины
Картина «Молочница» написана голландским художником Яном Вермеером в возрасте до тридцати лет. Датировано художественное полотно предположительно 1658-1960 годами, хранится в Государственном музее Амстердама.
Композиция полотна, сюжет, детали
Сюжет картины подчеркнуто прост: молодая женщина, служанка, наполняет чашу молоком. На столе, кроме глиняной чаши с двумя ручками, стоит плетеная корзина с хлебом и фарфоровый кувшин. На скатерти лежит несколько кусков разломанной булки, свешивается вниз платок. Из зарешеченного окна падает свет, который разливается на всех предметах и фигуре женщине, ее лице. Белая стена за спиной молочницы под действием света также излучает сияние.
Художник показывает красоту обыденной жизни, прелесть простых хозяйственных забот, быта. В облике служанки читается целомудренность: открытый, чистый лоб, умиротворение на лице, спокойствие и сосредоточенность в движениях. Все, что было связано с молоком и продуктами из него в Голландии того времени приобрело форму некоего священного поклонения. Молочница с картины Вермеера предстает некоей Мадонной с ликом святой, свершающей священнодействие.
Акцент сделан на фигуре женщины, ее сосредоточенном, спокойном лице и тонкой струйке густого молока, льющегося из кувшина. Женщина одета в лимонного цвета блузу с зелеными отворотами рукавов, ярко синий передник и красную юбку. Ее голову украшает белый чепец, под который убраны волосы. Оттенки белого цвета молока, чепца и стены доминирующие в картине, несмотря на яркие тона одежды женщины.
Художник искал средства для выделения фигуры молочницы. Радиологическое исследование показало, что изначально стену за спиной женщины украшала картина, или, возможно, карта. Но мастер убрал ее, чтобы не загромождать полотно деталями, отвлекающими от главного – фигуры женщины.
Техника исполнения, приемы
Картина написана жидкими мазками масла. Создается впечатление, что мастер лепит полотно из некоего податливого материала. Там, где свет задерживается, мазки становятся более густыми. Тайну цвета картины раскрывают тени – они многоцветные. Это придает полотну глубину и насыщенность. Во всех своих ранних картинах, включая «Молочницу» Вермеер использует интересный прием - для создания эффекта искр от солнечных бликов он наносит на готовое полотно светящиеся, едва заметные точки светлого цвета.
Интересные факты:
- Картина имеет несколько названий: «Женщина (девушка, служанка) с кувшином молока», «Кухарка», «Молочница».
- Картины художника еще при жизни высоко ценились на родине, что вызывало удивление некоторых иностранцев, следующих модным тогда тенденциям на усложнение композиции полотен.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Художник "Виктор Васнецов" (7 класс)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новоусманская СОШ №4»
Новоусманского района Воронежской области
«Виктор Михайлович Васнецов»
Выполнила:
ученица 7 класса
Ревина Анна
Проверила: Макухина
Марина Николаевна
с. Новая Усмань 2016 г.
Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял, Вятская губерния Российской империи. Отец Васнейцова был священником, также, как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.
Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.
Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница».
«МОЛОЧНИЦА»
«ЖНИЦА»
До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.
Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – И. Крамским.
К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с Репиным, и даже одно время они жили на одной квартире.
Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в Париж в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.
После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.
Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.
1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике «Трех богатырей».
«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. «Три богатыря» описание картины Васнецова Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?». На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины — 295х446 см. Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова, тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Илья – старший, без его приказа застава не сдвинется с места. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. Безбородое лицо по-юношески миловидно. На боку у Алёши Поповича колчан, а стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды. Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность. Картина В.М.Васнецова «Богатыри» – это памятник воинской славы русского народа. Художнику удалось передать в своём произведении народное понимание образов богатырей; в этом заключается сила и убедительность картины. Интересные факты «Три богатыря» Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году. В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Картина послужила поводом для большого количества анекдотов и сценических миниатюр.
«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.
Васнецов обратил внимание зрителя на события, которые происходили во времена становления Киевской Руси. Однако эта картина была написана для того, чтобы показать людям смелость и храбрость духа, независимо от исхода войны.
Данная картина раскрывает нам события, которые стали легендарными и были запечатлены в хронологическом источнике, под названием «Повесть временных лет», который тщательнейшим образом вел Нестор-летописец. В данном собрании подвигов и военных действий, нашло свое место и «Слово о полку Игоревом», из курса литературы еще со школьной скамьи всем известна данная трагедия.
Не зря художник изобразил смерть и уныние, это дает понять, что, даже зная, каким будет исход битвы, войско доблестного князя не сдалось и пошло на смерть, окропив землю кровью и потом. Фигуры изображены не в хаотичном порядке, а таким образом, что, когда они – русичи, погибали, сражаясь за Русскую землю, падали с распростертыми руками, чтобы как можно больше родной землицы накрыть своим телом. Картина пронизана гордостью и величием. Художник специально возвеличил смерть, чтобы придать больше страсти и веры в дело, за которое берешься. Эта картина служила побудителем к военным действиям второй половины 19 века. Она была вдохновителем на ратный подвиг и благородство, патриотизм и самопожертвование.
Своим творением зазывал не бояться смерти, а наоборот, идти на войну с мыслью о кончине, как о чем-то величественном и неминуемом, но, чтобы она была именно с целью, с воспоминаниями потомков с восхищением. Васнецов не побоялся стать на сторону оппозиции и принести свое творчество в "жертву" на благие идеи и цели.
Мастер исторической и мифологической живописи, написал более 30 произведений на темы русских сказок, песен, былин, исторических событий. "Я всегда жил Русью", - говорил Виктор Михайлович Васнецов. Он прославился такими произведениями, как "Богатыри", Витязь на распутье", "Аленушка" и другие. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном русском народе, о славной национальной старине и ее бессмертных русских героях.
Начинал Васнецов работать в бытовом жанре, завоевав известность такими картинами, как "Нищие-певцы", "Книжная лавочка" и другие. В них художник показывал без прикрас жизнь бедноты, социальную несправедливость в русском обществе.
«НИЩИЕ ПЕВЦЫ»
Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была "Нищие-певцы" 1873. Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. И вот началась подготовка к картине. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Работа над картиной продвигалась медленно, но упорство и трудолюбие Васнецова взяли свое и работа была закончена. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.
На рубеже 70-х - 80-х годов в искусстве Васнецова наступает перелом. Он становится мастером русской исторической и мифологической живописи. В 1878 году Васнецов переехал в Москву, которая очень повлияла на творчество художника - своими патриархальными улочками, древним Кремлем, старинными церквями она вдохновляла его, воодушевляла.
В Москве братья Васнецовы активно участвовали в Мамонтовском кружке художников, любителей искусства, которые собирались в имении Мамонтова в Абрамцево. Туда входили такие русские художники, как Репин, Поленов, Левитан, Неврев, Врубель и многие другие. И это тоже способствовало расцвету таланта художника Виктора Васнецова.
Никто, как Васнецов, не черпал так широко и свободно из мира древнего, русского народного, безымянного творчества и не оставил во славу его так много замечательных произведений.
Он был верующим человеком и написал много картин на религиозную тему. Он так сам писал об этом: "Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как Православный и как искренне верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души",
В своих полотнах Васнецов прославлял русский народ, его богатырскую удаль, храбрость, его доброту и благородство. Он расписывал декорации к театральным спектаклям, придумывал эскизы к костюмам. Подлинным шедевром стал созданный им проект фасада Третьяковской галереи, выполненный в духе древнерусских построек.
Чаепитие в трактире 1874
В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины.
...Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому это артель плотников, приехавшая в Петербург на заработки. Они отдыхают после работы. На столе два чайника, как тогда полагалось, один большой - с кипятком, другой маленький, цветастый - для чая. Чай пьют медленно, степенно. Парень, помоложе других, уже отпил чай, опрокинул чашку, прислушивается к тому, что читает артельный грамотей, у которого в руках газета. Налево от двери за столом сидит старик; он глубоко задумался, и у него такое измученное лицо, что можно сразу сказать - он прожил нелегкую жизнь. В дверях остановился мальчик - трактирный слуга; он смотрит на одинокого старика, которому, вероятно, несет чайник и блюдце с сахаром. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового.
Картина была выставлена на третьей передвижной выставке, где она произвела хорошее впечатление на зрителей.
С квартиры на квартиру 1876
…Сумрачный петербургский зимний день. Серое небо. Нева замерзла, и по грязному снегу через Неву идут двое людей - старик и старушка. Идут медленно, согнувшись, лица у них грустные, покорные. В руках узлы с жалким тряпьем, кофейник. С ними старая собачонка - верный товарищ и в горе, и в радости. Должно быть, не в первый раз вот так, среди зимы, перебираются они на новую квартиру подешевле.
Картина написана в серовато-коричневых тонах, и это цветовое решение, так хорошо передающее мысль картины, пожалуй, впервые с такой тонкой задушевностью удалось найти Васнецову.
Преферанс 1879
Это последнее произведение Васнецова в бытовом жанре. Здесь художник показал обывательскую жизнь, лишенную ярких впечатлений, слишком неторопливую, слишком мелкую. Ничтожность человеческих характеров, интересов ярко выступает по контрасту с поэтической жизнью природы - красотой летней ночи, виднеющейся сквозь открытую на балкон дверь. Картина "Преферанс" заканчивает цикл бытовых полотен Васнецова. В творчестве художника наступает решительный перелом.
После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)
Большое историческое полотно, написано на мотив "Слова о полку Игореве". Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки из "Слова"..:
"От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,
С треском копья ломятся булатны...
...Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!
...Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отеческую землю."
Картина - не просто изображение битвы, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину, за святую Русь героев. Картина изображает поле после битвы, художник рассказывает о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю.
...Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, - он кажется спящим. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатый лук. Не успели еще завянуть цветы - голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. На степь ложится сумрак. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.
Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность - таково содержание этой эпически величавой и глубоко лиричной картины.
Страшный суд 1904
Полотно "Страшный суд" создавалось в 1896 - 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но "Страшный суд" должен был занять центральное место в соборе.
Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в феврале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.
Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.
А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: "...пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению..."В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр...Устраивались диспуты на тему: "Есть ли бог?" В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.
Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину "Страшный суд" накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.
В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.
"Страшный суд" был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.
Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой "отлично". В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.
Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета. Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать "свободной волей" свой выбор "пути в жизни". Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма... "Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным...", писал художник.
Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников - император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы...Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие - с одной стороны, а с другой - Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев и т.д. Активно использованы тексты и надписи.
Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты - он похож чем-то на репинского Ивана Грозного...Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонажей салонной живописи...
Один из критиков много лет назад писал так: "Страшный суд" - ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это - страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда". И он был прав...
После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.
infourok.ru
Виктор Михайлович Васнецов – мастер исторической и фольклорной живописи
23 июля 1926 года, ровно 90 лет назад ушел из жизни выдающийся российский живописец – Виктор Михайлович Васнецов. Талантливый художник, иллюстратор, декоратор и архитектор он стал основоположником особого «русского стиля», который был создан на стыке исторического жанра и романтических тенденций, которые были навеяны символизмом и фольклором. Для российской живописи его работы имеют огромное значение. Сегодня имя Васнецова известно практически каждому жителю нашей страны, как и его самая известная картина – «Богатыри».Виктор Васнецов появился на свет 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Вятской губернии (сегодня Кировская область) в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова. Спустя два года после рождения Виктора его отец получил приход в селе Рябово, находящемся в том же уезде. Именно здесь и прошло детство будущего художника. Семья сельского священника жила, как и остальные крестьяне села, небогато и просто. При этом у Виктора было пять братьев, так как их мать умерла очень рано, все они дружно помогали своему отцу вести хозяйство.
Будучи широко образованным человеком, Михаил Васильевич старался дать сыновьям разностороннее воспитание. Он обучал их арифметике и грамоте, а также пытался развить в них наблюдательность и пытливость ума. Васнецовы любили заниматься резьбой по дереву, рисовать акварелью, читали научные журналы. Обособленный уклад жизни, довольно суровая природа, старинные обычаи и деревенские песни и предания сформировали жизненное и художественное мировоззрение будущего живописца. Виктор и его брат Аполлинарий, который также занимался живописью, в детстве впитали в себя эту сказочную атмосферу «преданий старины глубокой», которая в будущем стала главной темой и особенностью их творчества.
По сложившейся в семье Васнецовых традиции сыновья должны были продолжить дело своих предков, то есть стать священниками. По этой причине в 1858 году Михаил Васильевич отдал своего старшего сына Виктора в духовное училище. В училище будущий знаменитый художник обучался до 1862 года, после чего поступил в Вятскую духовную семинарию. Здесь он помимо Священного Писания изучал и иконопись. Уроки церковной живописи семинарист брал у художника Чернышева, который имел в Вятке (Киров) иконописную мастерскую. Мечтавший о живописи Васнецов, вскоре решил продолжить свое обучение в Петербурге в Академии художеств. С благословения своего отца и ректора он оставил предпоследний курс семинарии и перебрался в Петербург. Чтобы собрать деньги в дорогу он написал и продал две жанровых картины «Жница» и «Молочница».
Далее биография художника развивалась следующим образом. Прибыв в Петербург, он добрался до заветной Академии и сдал вступительные экзамены, ожидая извещения о результатах. Однако извещения он так и не дождался. Это произошло не потому, что он не поступил, а из-за досадной ошибки, по какой-то причине извещение не было ему доставлено. На самом деле Виктор Васнецов поступил сразу, но узнал он об этом только спустя год. Решив, что попробует поступить еще раз, но в следующем году, Васнецов в 1867 году отправился в школу Общества поощрения художников, где совершенствовал свои навыки и мастерство, параллельно с этим, зарабатывая себе на жизнь, выполняя иллюстрации к разным журналам, книгам и давая частные уроки живописи.
В Академии началась его дружба с Репиным, Крамским, Стасовым, Антокольским. А из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразу же почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь беседы с Павлом Петровичем Чистяковым», – говорил впоследствии прославленный художник. Во время учебы судьба заставила Васнецова покинуть академию. В 1870 году скончался отец художника, после чего он вынужден был уехать в Рябово, для того чтобы позаботиться о своих братьях. Назад в столицу он вернулся уже с младшим 16-летним братом Аполлинарием, который в будущем также станет известным художником. В итоге Васнецову пришлось работать еще больше, чтобы обеспечивать и своего брата. С 1871 года из-за недостатка времени и по болезни он стал нерегулярно посещать занятия.
В эти годы он смог выполнить порядка 200 иллюстраций к Народной азбуке, Русской азбуке для детей Водовозова, Солдатской азбуке Столпянского. Также им были проиллюстрированы сказки Жар-птица, Конек-Горбунок и многие другие. Наряду с иллюстрациями работал он и над самостоятельными картинами. Постепенно Васнецов окончательно охладел к учебе в Академии, он забросил занятия и лекции и даже не стал сдавать выпускных экзаменов. Вынужденный зарабатывать себе на жизнь и, поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, он в итоге оставил академию, получив канцелярское удостоверение о том, что состоял в числе ее учеников.
Весной 1876 года Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамский и Поленов. Попутно он получил заказ на иллюстрации к книге Водовозовой «Жизнь европейских народов». Во Франции живописец постарался изучить жизнь и быть французов, результатом его наблюдений стала картина «Балаганы в окрестностях Париж» (1877 год). Назад в Россию он вернулся через год, после чего обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. При этом свою семью художник строил по подобию семьи своего отца. Без одного году 50 лет прожил Виктор Васнецов в счастливом семейном согласии. При этом о семейной жизни художника известно не так уж много. Сохранившиеся до наших дней портреты позволяют увидеть его жену, одну его дочь Татьяну, а также сыновей Бориса и Владимира.
В 1878 году Виктор Васнецов перебрался из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на художника должного впечатления. В то время как в Москве страсть к старине возникла еще сильнее. После переезда в Москву живописца сразу же приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль художника существенно изменился, в Москве он сближается с Третьяковым и Мамонтовым, что также повлияло на него. Именно в этом городе художник Васнецов раскрылся по-настоящему. Ему нравилось находиться в Москве, здесь он всегда чувствовал себя легко и мог решать разнообразные творческие работы.
Как позднее вспоминала жена художника, перебравшись жить в Москву, он любил бродить по старинным улочкам столицы. Возвращаясь домой, он часто говорил: «Сколько чудес я сегодня видел». Позднее он вспоминал, что перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Пережитое и увиденное вызрело в нем в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», которая была задумана на рубеже 1880-х годов, а исполнена окончательно в 1897 году.
В 1878 году Виктор Васнецов написал известную картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами», которая стала одной из первых в реализованном им историко-былинном цикле. В этой своей работе художник хотел поэтично и торжественно-печально воспеть героизм русских воинов, как это в свое время сделал создатель «Слова о полку Игореве». Именно поэтому он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за Родину. При этом при жизни художника картина не встретила единодушного одобрения со стороны публики. Данная работа была настолько необычна, что единого мнения о ней на тот период времени и быть не могло. Сразу смогли почувствовать «главное» в данной работе Васнецова лишь Репин и Чистяков.
Несмотря на то, что большинство критиков тех лет не признали картину, Васнецов решил не бросать выбранного пути и к 1882 году создал еще одну работу в этом направлении – картину «Витязь на распутье». В своей работе мастер изобразил сумеречную степь, поле прошедшей давно битвы с разбросанными костями павших. На перекрестке дорог был изображен предостерегающий камень. Остановившийся перед ним витязь был погружен в нелегкие раздумья (идею обозначить на дремучем камне былинную надпись художнику предложил Стасов). В образе витязя, стоящего на распутье дорог, художник, пусть и неприемлемо изобразил самого себя, свои нелегкие раздумья о будущем.
Находясь в столице, Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, что стало немаловажным событием во всей его жизни. Этот меценат достаточно быстро заказал три картины для установки их в зале заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства». «Первая из заказанных картин должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая – сказочный способ превращения и третья – царевен золота, драгоценных камней и каменного угля – символ божества недр пробужденного края» – вспоминал позднее о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.
Но, пожалуй, самым важным произведением в творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова стало масштабное полотно под названием «Богатыри» (1881-1898 годы, выставлено в Государственной Третьяковской галерее в Москве). От задумки данного сюжета и появления в форме карандашного эскиза до его законченного воплощения на огромном холсте прошло практически 20 лет. Даже после покупки работы знаменитым меценатом Третьяковым, который поместил картину в публичной галерее, Васнецов продолжал некоторое время вносить в нее свои поправки.
Сегодня известно, что фигуры трех главных былинных защитников Руси – богатырей Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича художник создавал с натурщиков, которые были полностью облачены в настоящую одежду древнерусских витязей, которую удалось позаимствовать из запасников Исторического музея. Некоторые работы Виктор Васнецова, как, например, картина «Богатыри», были высоко оценены уже при его жизни. Одним из высочайших признаний его заслуг стало присвоение в 1912 году ему пожизненного дворянства Российской империи, которое распространялось и на всех его потомков.
Знаменитый художник скончался 23 июля 1926 года на 79-м году жизни. После принятия вечернего чая, он отправился к себе в комнату. Спустя несколько минут родные Васнецова услышали, как что-то упало на пол. Сообщается, что живописец умер от разрыва сердца, смерть была мгновенной и не доставила ему никаких страданий. Говорят, так может уходить лишь душа, которая занята поиском Божественной красоты и правды, обретая покой на небе. Многие современники лишь после смерти художника смогли по достоинству оценить его творческий путь. Похоронен он был в Москве на Лазаревском кладбище, после уничтожения данного кладбища, прах художника был перенесен на Введенское кладбище (ранее Немецкое кладбище и Иноверческое кладбище) столицы в районе Лефортово.
Творчество Васнецова на долгие годы пережило самого художника. Он стал настоящим первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, сумел ввести зрителя в царство былин, сказок, исторических преданий. Васнецов сумел найти новые изобразительные средства, которые были равнозначны былинно-сказочным образам и речевым оборотам. Умело вводя в свои работы реальный, однако окрашенный определенным настроением пейзаж (никнущие травы, встающая над полем боя кроваво-красная луна, лесные дебри и т.д.) художник затрагивал глубинные душевные струны, заставляя зрителей сопереживать увиденному изображению. Живопись Виктора Васнецова была отмечена монументально-декоративными чертами, а нередко она даже тяготела к символике, порой, словно, предвосхищая поздние произведения, написанные в стиле модерн.
По материалам из открытых источников
topwar.ru
Culture and art
Н.П. Кузнецов. Портрет В.М. васнецова. 1897
Детство Васнецова Виктора Михайловича. Ранние произведения.
Семья Васнецовых была многодетная, в доме все было в обрез, материальные условия жизни напоминали быт крестьянина-середняка. В доме бревенчатые стены, сосновые некрашеные полы, скромная, экономно сберегаемая одежда, вся в заплатах, часто требующая починки обувь, скромная пища, копейки, изредка выдаваемые на гостинцы во время каникул и праздников, — вот характерные черты домашнего быта семьи Васнецовых по воспоминаниям детей.
Автопортрет. 1868. Рисунок.
Отец, хотя и прожил почти всю жизнь в далеких углах Вятского края, по своим интересам стоял выше окружавшей среды и старался дать детям воспитание более широкое, чем обычно было принято, развить в них пытливость, наблюдательность. Такое же влияние оказывала на своих племянников и сестра отца Мария Васильевна, особенно тепло относившаяся к ним после смерти матери, умершей в возрасте тридцати девяти лет в 1863 году.Природа и быт Вятского края формировали первоначальные представления юноши Васнецова. На сотни верст тянулись к Уралу холмы и увалы, пересеченные долинами и логами реки Вятки с ее притоками Чепцой, Кильмезью, Воей. Их разнообразные и живописные берега, еще покрытые густыми хвойными лесами, то обрывистые, с висящими над водой стройными пихтами, соснами и елями, то отлогие и песчаные, переходящие в поскотины (выгоны для скота), то болотистые, с мягкими мшистыми берегами, — все это производило суровое и сильное впечатление.Живописны и величественны были окрестности села Рябова на извилистой речке Рябовке. С увалов и холмов открывались на десятки верст широкие горизонты, ведущие к уральским горам через проселочные дороги и обсаженный березами сибирский большак — тракт.
Жница. 1867
Во всем укладе края уцелели и в середине XIX века еще сохранялись устои далекого прошлого, которые и в преданиях и в пережитках встречались повсюду. Воспоминания о набегах «вольных людей», о подвигах новгородских ушкуйников, искавших новых богатых земель, их продвижение по привольным тогда рекам края к Уралу и в Сибирь — все это отложилось своеобразно в сказаниях и песнях. Сурова была природа с коротким летом и долгой морозной зимой, строги и суровы были предания, сказки и былины, которые воспринимал молодой Васнецов, надолго запоминая их.В зимние вечера он, весь насторожившись, с замиранием сердца слушал от своей нянюшки и у соседей сказки про Аленушку, про Серого Волка и про многое другое, всеми нитями связанное с древними народными поверьями. А в летние вечера среди толпы, собравшейся около паперти сельской церкви или в торговые дни на базарах, он слушал сказания и «пропевы», которые приносили с собой «калики перехожие», слепцы- нищие; в хороводах распевались веселые народные песни. В сказках, преданиях и народных песнях открывался мальчику Васнецову мир фантастических прекрасных образов.Темой первой картины Васнецова стали «Нищие-певцы» (1873).Вятка была одним из торговых городов северо-восточного края России. Отдаленная от культурных центров, патриархальная по своему провинциально-купеческому жизненному укладу, Вятка была избрана царским правительством как место ссылки. Здесь вынужден был жить с 1834 по 1837 год А. И. Герцен. В 1835 годув Вятку был сослан архитектор А. И. Витберг. С 1848 по 1856 год здесь принужден был жить М. Е. Салтыков-Щедрин. В его «Губернских очерках» Вятка описана под названием «Крутогорска».Политические ссыльные не могли не оказать влияния на интеллигенцию города. Уже в середине XIX века в городе существовал книжный магазин, имелась публичная библиотека, устроенная еще по инициативе Герцена, и в 60-х годах был создан по частному почину так называемый Вятский музей, состоявший главным образом из гипсов, эстампов, увражей, литографий и фотографий. Но даже и таким музеем в те годы могли похвалиться не многие отдаленные города царской России.
Портрет михаила Васильевича васнецова. (отца художника). 1870. рисунок.
Вятский край известен был мастерством его коренных жителей в плотницко-столярном деле, в резьбе по дереву и отчасти в росписи жилищ, домашней утвари, в изготовлении игрушек Отсюда идет начало и тех кустарных промыслов (изготовление игрушек и наглядных пособий), которые в 80-х годах XIX века легли в основу мастерских Вятского земского музея, получившего в дальнейшем широкую известность.Виктор Васнецов прожил в девять лет, проводя летние каникулы и большие праздники дома в Рябове. Довольно рано у него проявились художественные наклонности. Васнецов много работал с натуры и развивал свои незаурядные способности к рисованию «по воспоминанию». Возможно, что именно так сделаны рисунки карандашом «Зима», «Проезжающие» (1866), где изображены снежные поля, занесенная снегом избушка и остановившаяся около нее кибитка.Одно время Васнецову помогал художник Н. А. Чернышев, преподававший рисование в Вятской гимназии. Под его руководством Васнецов пробовал свои силы, рисуя в местном музее с гипсов, с гравюр и литографий, знакомился с увражами и репродукциями, находившимися в этом музее. Особенно сильное впечатление на него произвела гравюра с картины А. А. Иванова «Явление Христа народу».Васнецов начал изображать сцены из окружавшей его жизни. Этюды и целые композиции бытового характера он привозил во время каникул домой и охотно показывал родителям и родственникам.Они исполнялись по предложению вятского любителя художеств и этнографа Н. Трапицина, задумавшего второе, иллюстрированное издание своего труда «Народный нравоучитель» или «Собрание русских пословиц», вышедшего в 1864 году в Петербурге, но без иллюстраций. Собирание и изучение народного творчества во всех формах и видах находило живой отклик среди развивавшейся разночинной интеллигенции 60—70-х годов. Этот интерес, будучи всеобщим, не мог, конечно, не затронуть и вятичей.
Отставной солдат. 1868. рисунок.
В предисловии к своему сборнику Н. Трапицын объяснял, что в задачу его работы входило не столько исследование того, когда пословицы получили свое начало, не столько истолкование их в научном отношении, сколько желание показать в них «чистый плод русского народного ума». Заинтересовался ими и Васнецов. Робко, как самоучка, взялся он за большую для него работу и с увлечением довел ее до конца, в пределах намеченного плана. В 1870 году предполагалось в Петербурге издание вятского альбома- тетради рисунков Васнецова с надписями-пословицами, сделанными одновременно с рисунками, но издание тогда осуществлено не было.Об этих рисунках мало говорили друзья и знакомые первого периода деятельности Васнецова. Они были вне сферы внимания В. В. Стасова — автора первой обстоятельной монографической статьи о Васнецове, хотя по предварительной переписке Стасова с художником в 1898 году видно, что Васнецов обращал его внимание на этот свой ранний труд, очевидно, ценя его. Оригиналы рисунков, вошедших в упомянутый альбом, были приобретены в 1900 году В. М. Оловянишниковым. Впоследствии право на их издание у Оловянишникова приобрело «Товарищество скоропечатни А. Левенсон» и лишь в 1912 году, после издания альбома, эти ранние рисунки Васнецова стали доступны тем, кто интересовался творчеством художника. В издании 1912 года воспроизведены 75 рисунков Васнецова, 15 из них закончены были в 1868 году уже в Петербурге.Репродуцирование карандашных рисунков первого альбома Васнецова было выполнено хорошо. Знакомясь с изданием, можно составить точное представление о содержании и стиле данной серии рисунков. Они носят иллюстративный характер и передают просто, непосредственно то, что видел юноша Васнецов. Наблюдательность помогла ему верно отразить черты деревенского быта далеких углов Вятского края середины XIX века.
Русские пословицы и поговорки. 1866-1868. Иллюстрация
Каждый рисунок отмечен поучительной надписью, взятой из «Народного нравоучителя» Н. Трапицина. Последовательно в зрительных образах раскрывается содержание приведенной пословицы или поговорки. Рисунки изображают отдельные сценки из окружавшей художника жизни, например: крестьянский обед в поле, базар, обоз, фабрику, сельскую церковь, крестьянские избы, работы крестьян, беседу хозяина с батраком, похороны крестьянина и многое другое. Рисунки не имеют назидательного характера, они интересны своей непосредственностью, «простодушием» переживаний, которые легли в их основу, хотя художник отображал иногда такие факты действительности, которые говорят о противоречиях жизни. Так, пословицу «По одежке протягивай ножки» он иллюстрировал встречей на дороге барина в бричке с мужиком, едущим на телеге. Мужик сворачивает перед барином. На тему поговорки «Ешь репу вместо ржи, а чужого не держи» изобразил крестьянина-должника, ссыпающего рожь в мешок толстого, сытого крестьянина. Нередко встречается в альбоме наивное понимание композиции, кропотливое воспроизведение деталей. Многие рисунки, вошедшие в альбом, при всей их свежести, искренности и наблюдательности, кажутся сырыми и слабыми, в особенности, когда автор пробует выразить чувства действующих лиц, показать человека во внешнем проявлении его переживаний.Например, на листе 4-м живо и верно изображен нищий. В его позе, вялой и инертной, выражена обездоленность и усталое равнодушие человека, вынужденного постоянно скитаться и жить подаянием. К числу удачных по замыслу работ можно отнести и рисунок 53-го листа альбома, иллюстрирующий поговорку «Не детина — животина, кто валяется у тына», изображающий пьяницу. Его поза и жест левой руки, беспомощно качающаяся голова, лицо с чертами совершенно опьяневшего человека подмечены и выражены метко, жизненно и, для начинающего рисовать юноши, художественно правдиво. Это, несомненно, удача самоучки, так как никакой помощи со стороны Васнецов не имел. Удачен по замыслу и композиции рисунок, изображающий хозяина и батрака, где правдиво показаны взаимоотношения участников сцены (л. 70).Отличительной чертой первого цикла рисунков Васнецова является отображение в них жизни глухой провинции и деревни, без раскрытия социальных противоречий. Это имеет место даже в тех случаях, когда молодой художник сопоставляет бедняков и богатеев, когда для иллюстрации выбранных пословиц и поговорок изображает развалившиеся избы, забулдыг, нищих и т. п.
Русские пословицы и поговорки. 1866-1868. Иллюстрация.
Черты патриархальности, отмеченные Салтыковым-Щедриным, наложили свой отпечаток на юношеские восприятия и первые работы Васнецова, в них сквозит именно это «простодушие».Жизнь привела создателей народных пословиц и поговорок к метким обобщающим выводам. Юноша-художник не мог, конечно, создать равноценные образы. Он старался воплотить в конкретном сюжете содержание пословицы. Работая самоучкой, Васнецов в меру своих сил и умения справился с серьезным заданием. Следует отметить, что первой работой Васнецова явилось образное воплощение фольклорной тематики, которое в дальнейшей его деятельности углубилось, развилось и составило своеобразие его творчества.Кроме иллюстраций к пословицам до нас дошел в оригиналах ряд ранних рисунков Васнецова значительно большего размера — набросков с натуры. Может быть, поэтому в них ярче чувствуется способность юного художника уловить характерное и метко запечатлеть его.В рисунке «Отставной солдат» (1865) хорошо очерчено умное лицо много видавшего на своем веку и много пережившего старого служивого. В бою солдат потерял глаз, однако старость калеки не обеспечена; на нем лапти, до крайности истрепанная и оборванная шинель с продранными локтями. Рассматривая рисунок, можно судить о заброшенности бобыля-солдата, по возвращении с долгой службы не нашедшего уже никого из близких. В горьком одиночестве доживает он свой век. Его образ, выразительно показанный молодым Васнецовым, близок по содержанию к инвалиду-нищему в картине В. Г Перова «Чаепитие в Мытищах». Но Перов, сложившийся мастер, давая нищего в остром социальном сопоставлении с тунеядцем-монахом, делал яркий вывод, начинающий же художник лишь фиксировал свое наблюдение.Сходство тематики, встречающееся в ранних работах Васнецова, с тем, что было близко для молодых художников-разночинцев 60-х годов, уже работавших в Петербурге и Москве, говорит о единстве устремлений демократической молодежи и о поисках ею нового жизненного содержания искусства.
Слепой нищий с поводырем. 1866. Рисунок.
Сильнее и выразительнее рисунок «Слепой нищий с поводырем» (1866). Остро передано лицо слепого человека, вынужденного иначе, чем зрячие, схватывать перемены в окружающем. Напряженно подалась вперед голова, ей соответствует жест руки, держащей палку, которой слепой ощупывает путь. Верно переданы ступающие мелкими шажками ноги, чувствуется и вся слабость щуплого старика, одетого в лохмотья. Рисунок хорошо построен, в нем найден ритм линий, передающий медленное, осторожное движение слепого. Штрих карандаша стал смелее и свободнее. Среди работ доакадемического периода необходимо отметить еще акварель «Нищие» (1867) — этюд к картине «Нищие-певцы» (1873). Приятная по тональности, она отличается большой жизненностью и остротой передачи характерных подробностей.Рассмотрение юношеских произведений Васнецова дает право сделать вывод, что начинающий художник был в достаточной степени подготовлен к быстрому овладению графическим мастерством и вступление его в 70-х годах в Петербурге в ряды художников-иллюстраторов не было неожиданным.В середине 1867 года Васнецов, находившийся на предпоследнем курсе семинарии, решил бросить ее, для того чтобы поступить в Академию художеств. Предстояло объяснение с отцом и получение от него согласия на решительную перемену жизненного пути. Отец неожиданно отнесся к намерению сына довольно благосклонно: «Воля твоя, ты мог бы пойти по спокойному пути нашего рода — получить приход и зажить безбедно. Но раз ты решил пойти по иному пути — мое тебе родительское благословение, но на меня не рассчитывай, — кроме тебя у меня ведь шестеро. Кормить надо».Получив согласие отца, Васнецов решил устроить, по совету своих знакомых, охотно поддержанную городской интеллигенцией лотерею, для которой написал две картины масляными красками — «Жница», «Баба-торговка» или «Молочница». Картина Васнецова «Жница» говорит о большой одаренности юноши, в ней проявляется композиционное чутье, чувство формы. Непосредственность в восприятии натуры, любовь к родной природе помогли еще неопытному художнику создать образ чем-то родственный типам Венецианова. Лотерейные билеты были по подписке довольно быстро распространены и дали шестьдесят рублей.Нетерпение уехать в Петербург учиться было настолько велико, что Васнецов не стал ожидать сбора всей суммы полностью, доверил это дело своим знакомым и, когда в кармане его за всеми путевыми издержками оставалось наличными не более десяти рублей, в начале августа 1867 года отправился в Петербург.
culture-art.ru
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) биография
Виктор Васнецов родился 3 мая (15 мая - по новому стилю) 1848 года в селе Лопь-ял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Все его деды и прадеды были священниками. Спустя два года после рождения сына отец Михаил получил новый приход - в селе Рябове того же уезда, куда и перевез семью. В Рябове прошло детство будущего художника. У Виктора было пять братьев, один из них, Аполлинарий (восемью годами младше), впоследствии тоже стал выдающимся живописцем. Этот факт о многом говорит - и об атмосфере в семье, и о ее "генетической" талантливости. Между тем Васнецовы жили совсем просто - как и большинство семейств сельских священников. В сущности, их быт ничем не отличался от "среднекрестьянского" - за исключением умственных и художественных интересов. "Критическая" школа в русской живописи второй половины XIX века, в рамках которой успешно поработал и сам Васнецов в 1870-е годы, любила изображать попов пьяницами и корыстолюбцами, но это было очевидное преувеличение, вызванное задачами "партийной" борьбы. В действительности простые русские священники всегда вели полную трудов и забот о пастве жизнь; замечательные образы таких людей создал Н. Лесков в своих "Соборянах" - романе, надо думать, близком Васнецову. Художник писал в 1898 году В. Стасову: "Вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о действительно сущем Боге!" Отец Михаил с пониманием относился к рано проявившимся художественным увлечениям сына, но финансовое положение семьи не оставляло вариантов - Виктору в десятилетнем возрасте пришлось поступить в Вятское духовное училище, а спустя четыре года, в 1862 году, в Вятскую духовную семинарию. Детей священников туда принимали бесплатно, да и незыблемая традиция, только-только начинавшая трещать по швам (а откуда бы в 1860-е годы взяться стольким разночинцам!), требовала этого. Впрочем, семинарии Васнецов не окончил, уйдя с предпоследнего, философского, курса и, с благословения отца, отправившись в Петербург поступать в Академию художеств. Это случилось в 1867 году. Любопытно: перед отъездом он "пустил в лотерею" (то есть на аукцион) две свои картины, "Молочница" и "Жница", выручив за них 60 рублей, которые, получил лишь через несколько месяцев, уже в Петербурге. Появился же он в столице с 10 рублями в кармане. Успешно сдав экзамен по рисованию, Васнецов не понял, что принят в Академию, думая, что ему еще надо сдать экзамен по "наукам", и в течение года занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. Там он подружился со своим учителем, И. Крамским. С 1868 года Васнецов приступил к занятиям в Академии - особенно тепло он (и не только он) всегда вспоминал своего тамошнего наставника, П. Чистякова. В Академии он близко сошелся с Репиным и даже некоторое время жил с ним на одной квартире. Писал он в это время в основном жанровые картины - вполне в русле эстетики передвижников; дебютировал художник на передвижных выставках в 1874 году с полотном "Чаепитие в трактире". Академии Васнецов не окончил - его влекла иная живопись. Распростившись в 1875 году с ней, он в 1876 году уехал за границу и более года жил в Париже, где тесно общался с находившимися там в пенсионерской командировке Репиным и Поленовым. Своему "типизму" он пока не изменял - его парижское полотно "Акробаты (Балаганы в окрестностях Парижа)" (1877) - та же жанровая сценка, но исполненная уже не в русских, а во французских декорациях. Эту картину художник, кстати, тогда же показал в официальном парижском Салоне. По возвращении в Россию Васнецова приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. Приняли как талантливого "жанриста", не подозревая о том, что художник стоит на пороге важных творческих перемен. Перемены, впрочем, были и внешние - Васнецов переехал на жительство в Москву, сблизился с С. Мамонтовым и П. Третьяковым, стал активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка. Он подолгу жил в Абрамцеве, спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, оформлял спектакли мамонтовской Частной оперы, увлекся русским фольклором. Москва стала для художника землей обетованной, здесь он понял, что (цитируем Васнецова) "только среди московских исторических памятников, ее великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветет мое дарование, окрепнет умение, разовьется вдохновение, сбудутся поэтические мечты". Вспомним по случаю, что нечто похожее в то же время произошло с еще одним провинциалом, васнецовским одногодкой, В. Суриковым. О произошедших переменах возвестило показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами", созданное по мотивам "Слова о полку Игореве". Картину приняли неоднозначно - Васнецов утверждал, что все "стояли к ней спиной". Это не так, конечно, - о ней восхищенно отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин, хотя патриарх передвижничества Г. Мясоедов топал перед ней ногами, требуя убрать эту "мертвечину" с выставки за измену критическому "направлению". Между тем в этой и последующих за ней работах Васнецов пытался показать "положительные" пути российскому обществу, вступающему в период беспочвенности, нестроения и смут (менее чем через год революционеры разорвали бомбой на части императора Александра II). Выполнением той же благородной задачи был обусловлен и следующий этап жизни и творчества Васнецова, связанный с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет (1885-96). Поначалу искусствовед А. Прахов привлек к этой работе М. Врубеля, но его иконопись оказалась слишком "модернистской" и не слишком органичной для традиционного православного сознания. В конце концов, собор расписали В. Васнецов и М. Нестеров - Васнецов после этого стал популярнейшим русским иконописцем, ему подражали, на него просыпался дождь церковных заказов. Слава художника росла - особенно после триумфальной персональной выставки 1899 года, где он показал публике своих "Богатырей". В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее - профессора Академии. Последнее звание он сложил с себя в революционном 1905 году - в знак протеста против большего увлечения студентов академии политикой, нежели живописью. Это был очень мужественный шаг - на фоне тогдашнего революционного разгула. Тогда же он сознательно вступил в пресловутый "Союз русского народа", который уже более века шельмуют за "черносотенство". На самом деле, ярлыками тут не обойдешься: "Союз русского народа" возник закономерно и представлял собой консервативную организацию, четко объясняющую, чего и почему она хочет. Верующий человек, государственник, В. Васнецов с годами заметно "правел", и это была вполне выстраданная и мотивированная позиция. В 1912 году он был возведен в "дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством". Его "сказочные" картины той поры обрели еще один содержательный уровень, его можно назвать символическим. Во время войны художник активно участвовал в журналах, выпускающихся для армии. Революции Васнецов, разумеется, не принял. Он доживал свою долгую жизнь в стране, которую уже не мог назвать любимой Россией, - сама аббревиатура "СССР" была ему ненавистна. Распоясывающиеся на глазах художественные журналы громили его творчество, самого художника называя "обветшалым", "ретроградом и мракобесом". Но до последних дней Васнецов не выпускал кисти из рук. Он умер в своем московском доме 23 июля 1926 года - последняя работа художника, портрет его старого товарища и во многом ученика, продолжившего его дело, М. Нестерова, остался неоконченным.
Автор: Журнал Художественная галерея 64/2005
Рубрика: изобразительное искусство, художник, биография
www.art-spb.ru
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Виктор Васнецов родился 3 мая (15 мая - по новому стилю) 1848 года в селе Лопь-ял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Все его деды и прадеды были священниками. Спустя два года после рождения сына отец Михаил получил новый приход - в селе Рябове того же уезда, куда и перевез семью. В Рябове прошло детство будущего художника. У Виктора было пять братьев, один из них, Аполлинарий (восемью годами младше), впоследствии тоже стал выдающимся живописцем. Этот факт о многом говорит - и об атмосфере в семье, и о ее "генетической" талантливости.Между тем Васнецовы жили совсем просто - как и большинство семейств сельских священников. В сущности, их быт ничем не отличался от "среднекрестьянского" - за исключением умственных и художественных интересов. "Критическая" школа в русской живописи второй половины XIX века, в рамках которой успешно поработал и сам Васнецов в 1870-е годы, любила изображать попов пьяницами и корыстолюбцами, но это было очевидное преувеличение, вызванное задачами "партийной" борьбы. В действительности простые русские священники всегда вели полную трудов и забот о пастве жизнь; замечательные образы таких людей создал Н. Лесков в своих "Соборянах" - романе, надо думать, близком Васнецову. Художник писал в 1898 году В. Стасову: "Вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о действительно сущем Боге!"Отец Михаил с пониманием относился к рано проявившимся художественным увлечениям сына, но финансовое положение семьи не оставляло вариантов - Виктору в десятилетнем возрасте пришлось поступить в Вятское духовное училище, а спустя четыре года, в 1862 году, в Вятскую духовную семинарию. Детей священников туда принимали бесплатно, да и незыблемая традиция, только-только начинавшая трещать по швам (а откуда бы в 1860-е годы взяться стольким разночинцам!), требовала этого. Впрочем, семинарии Васнецов не окончил, уйдя с предпоследнего, философского, курса и, с благословения отца, отправившись в Петербург поступать в Академию художеств. Это случилось в 1867 году. Любопытно: перед отъездом он "пустил в лотерею" (то есть на аукцион) две свои картины, "Молочница" и "Жница", выручив за них 60 рублей, которые, получил лишь через несколько месяцев, уже в Петербурге. Появился же он в столице с 10 рублями в кармане.Успешно сдав экзамен по рисованию, Васнецов не понял, что принят в Академию, думая, что ему еще надо сдать экзамен по "наукам", и в течение года занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. Там он подружился со своим учителем, И. Крамским. С 1868 года Васнецов приступил к занятиям в Академии - особенно тепло он (и не только он) всегда вспоминал своего тамошнего наставника, П. Чистякова. В Академии он близко сошелся с Репиным и даже некоторое время жил с ним на одной квартире. Писал он в это время в основном жанровые картины - вполне в русле эстетики передвижников; дебютировал художник на передвижных выставках в 1874 году с полотном "Чаепитие в трактире".Академии Васнецов не окончил - его влекла иная живопись. Распростившись в 1875 году с ней, он в 1876 году уехал за границу и более года жил в Париже, где тесно общался с находившимися там в пенсионерской командировке Репиным и Поленовым. Своему "типизму" он пока не изменял - его парижское полотно "Акробаты (Балаганы в окрестностях Парижа)" (1877) - та же жанровая сценка, но исполненная уже не в русских, а во французских декорациях. Эту картину художник, кстати, тогда же показал в официальном парижском Салоне.По возвращении в Россию Васнецова приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. Приняли как талантливого "жанриста", не подозревая о том, что художник стоит на пороге важных творческих перемен. Перемены, впрочем, были и внешние - Васнецов переехал на жительство в Москву, сблизился с С. Мамонтовым и П. Третьяковым, стал активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка. Он подолгу жил в Абрамцеве, спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, оформлял спектакли мамонтовской Частной оперы, увлекся русским фольклором. Москва стала для художника землей обетованной, здесь он понял, что (цитируем Васнецова) "только среди московских исторических памятников, ее великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветет мое дарование, окрепнет умение, разовьется вдохновение, сбудутся поэтические мечты". Вспомним по случаю, что нечто похожее в то же время произошло с еще одним провинциалом, васнецовским одногодкой, В. Суриковым.О произошедших переменах возвестило показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами", созданное по мотивам "Слова о полку Игореве". Картину приняли неоднозначно - Васнецов утверждал, что все "стояли к ней спиной". Это не так, конечно, - о ней восхищенно отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин, хотя патриарх передвижничества Г. Мясоедов топал перед ней ногами, требуя убрать эту "мертвечину" с выставки за измену критическому "направлению". Между тем в этой и последующих за ней работах Васнецов пытался показать "положительные" пути российскому обществу, вступающему в период беспочвенности, нестроения и смут (менее чем через год революционеры разорвали бомбой на части императора Александра II).Выполнением той же благородной задачи был обусловлен и следующий этап жизни и творчества Васнецова, связанный с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет (1885-96). Поначалу искусствовед А. Прахов привлек к этой работе М. Врубеля, но его иконопись оказалась слишком "модернистской" и не слишком органичной для традиционного православного сознания. В конце концов, собор расписали В. Васнецов и М. Нестеров - Васнецов после этого стал популярнейшим русским иконописцем, ему подражали, на него просыпался дождь церковных заказов.Слава художника росла - особенно после триумфальной персональной выставки 1899 года, где он показал публике своих "Богатырей". В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее - профессора Академии. Последнее звание он сложил с себя в революционном 1905 году - в знак протеста против большего увлечения студентов академии политикой, нежели живописью. Это был очень мужественный шаг - на фоне тогдашнего революционного разгула. Тогда же он сознательно вступил в пресловутый "Союз русского народа", который уже более века шельмуют за "черносотенство". На самом деле, ярлыками тут не обойдешься: "Союз русского народа" возник закономерно и представлял собой консервативную организацию, четко объясняющую, чего и почему она хочет. Верующий человек, государственник, В. Васнецов с годами заметно "правел", и это была вполне выстраданная и мотивированная позиция. В 1912 году он был возведен в "дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством". Его "сказочные" картины той поры обрели еще один содержательный уровень, его можно назвать символическим. Во время войны художник активно участвовал в журналах, выпускающихся для армии.Революции Васнецов, разумеется, не принял. Он доживал свою долгую жизнь в стране, которую уже не мог назвать любимой Россией, - сама аббревиатура "СССР" была ему ненавистна. Распоясывающиеся на глазах художественные журналы громили его творчество, самого художника называя "обветшалым", "ретроградом и мракобесом". Но до последних дней Васнецов не выпускал кисти из рук. Он умер в своем московском доме 23 июля 1926 года - последняя работа художника, портрет его старого товарища и во многом ученика, продолжившего его дело, М. Нестерова, остался неоконченным.
Художественная галерея 64/2005
www.art-katalog.com
Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 | Культура и искусство Уроки культуры
Родился Васнецов в 1848 г. в семье священика в вятском селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Отец его, Михаил Васильевич, когда родился Виктор, переехал в село Рябово. Маму звали Аполлинария Ивановна. Всего в семье Васнецовых было 6 детей, а жили они довольно бедно.Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.
К тому же, мама умерла рано. Отец остался за главного. Он старался всем детям дать более менее разностороннее образование, учил тому, что знает, разносторонне развивал их. Бабушка увлекалась рисованием, и это тоже входило в число занятий семьи Васнецовых.
Рисовать Васнецов начал рано, но в те времена было принято, что сын идет по стопам отца, поэтому Виктора Михайловиа отдали в духовное училище. После него был перевод в Вятскую духовную семинарию. Здесь уже Васнецов начал плотно заниматься живописью. С 1866 по 1867 года он нарисовал около 75 рисунков, используя тему русских пословиц и поговорок для книги «Собрания русских пословиц» Николая Трапицина.
На Васнецова сильно повлияла встреча с Э.Андриоли, который был ссыльным польским художником. От него он узнает про Санкт-Петербугскую академию художеств. Туда он и решил поступать, не закончив последний курс семинарии. Отец был не против, предупредил только, что с деньгами не поможет.
Но без поддержки он не остался. Андриоли совместно с епископом Адамом Красинским связались с губернатором Кампанейщиковым, организовали продажу картин Васнецова «Жница» и «Молочница». За них они смогли выручить шестьдесят рублей.
И вот с этой суммой и еще небольшой надбавкой отца Васнецов отправился в Петербург.
Из-за воей скромности и не уверенности, после сдачи эказменов он даже не посмотрел списки зачисленных. Отправился искать угол и хоть какую-то возможность заработать денег. Тут он встречает брата своего вятского учителя Красовского. Тот устраивает его рисовальщиком. Позже Васнецов устраивается работать художником по рисованию иллюстраций к книгам и журналам. В это же время он идет учиться в школу Общества поощрения художников. Там он знакомится с И. Н. Крамским, что сыграло немаловажную роль в последующей его жизни.
В 1868 году Васнецов снова решил поступать в С.Петербургскую академию. Тут он узнал, что тогда он все-таки был зачислен. Во время учебы Васнецов знакомится с Репиным, Антокольским, Максимовым, они становяться друзьями. Немаловажной была встеча Васнецова с художником Павлом Чистяковым в 1870 году, она оказала влияние и на творчество Виктора Михайловича. Чистяков не стал ограничивать стремления Васнецова и подгонять его под стандарты «классицизма», а, наоборот, развивал его собственный талант.
В первый же год учебы Васнецов получает серебрянную медаль. Следующую он получает в 1869 году за картину «Христос и Пилат перед народом».
В 1870 году отец Виктора умирает. С деньгами стало совсем тяжело, ведь на попечении у Васнецова находиться теперь его 16-летный брат Апполинарий (впоследствии он станет тоже знаменитым художником).
С 1871 года Васнецов все реже начинает посещать академию. Причина тому болезнь и нехватка времени. Васнецов очень много работает. В этот период он подготовил 200 иллюстраций к Народной азбуке, Солдатской азбуке Столпянского, к Русской азбуке для детей Водовозова. Он успевает выполнять и свои рисунки в основном на бытовую тему.
В 1875 году Васнецов окончательно покидает академию: потребность зарабатывать становиться первоочередной, да желание работать самостоятельно и свободно становиться больше. Он уже написал картины «Чаепитие в трактире» (она была взята на выставку передвижников) и «Нищие певцы».
Чаепитие в трактире (В харчевне). 1874
Васнецов В.М. Нищие певцы (Богомольцы). 1873
В 1876 году выходят его картины «С квартиры на квартиру» и «Книжная лавочка».
С квартиры на квартиру. В.М. Васнецов
Весной 1876 года Васнецов едет в Париж. Под впечатлением от нахождения во Франции появляется работа «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 год).
Балаганы в окрестностях Парижа
Через год он возвращается в Россию и венчается с Рязанцевой Александрой Владимировной. Они переехали в Москву.
В 1878 году Васнецов начинает работу над картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами». Она стала первой в цикле историко-былинных работ. Но картина единодушного одобрения не встретила. Слишком уж она был необычна, что сложно было выделить какое-то единое мнение. Чистяков же отозвался о работе так: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытым русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам…»
В. Васнецов. После побоища князя ИгоряСвятославича с половцами.
Не смотря на критику, Васнецов продолжает работать в выбранном направлении. В 1882 году он пишет «Витязя на распутье».
В.М. Васнецов «Витязь на распутье» (1882)
В Москве происходит еще одно важное событие: Васнецов знакомиться с семьей Саввы Мамонтова. Эта встреча повлияла на его творчество. Мамонтов делает ему заказ на три картины в зал заседаний Донецкой Ж/Д:«Ковер-самолет», «Битву скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства«.
Ковёр -самолёт 1880
Васнецов В.М. Битва скифов со славянами. 1881.
Три царевныподземного царства
Стоит отметить его картину «Аленушка» — образ одинокой сиротки, печально склонившейся у воды. Печаль отражает даже пейзаж: и деревья и вода.
Алёнушка
Васнецов так же занимался декорациями к спектаклям, и получалось это у него не хуже, чем рисовать картины. Хотя он и не долго занимался декорациями, но успел их сделать достаточно много.
В 1897 году выходит его картина «Царь Иван Васильевич Грозный», которую он написал под впечатлением увиденного собора Василия Блаженного, а задумка ее появился в 1880 году.
Царь Иван Грозный. 1897.
В период с 1875 по 1883 года планировалось открытие в Москве (как раз шло строительство) Исторического музея. Васнецов получил заказ выполнить картину «Каменный век». Это было достаточно неожиданно для художника, столь крупная работа.
Каменный век
Еще одно неожиданное предложение поступило Васнецову — росписать Владимирский собор в Киеве. Художник прожил 6 лет в Киеве, а кроме этого работа над росписью заняла 10 лет.
После этого достаточно громкой очередной его картиной стали «Богатыри». Изысканность, суровость и могучесть — все это сочетается в русских героях былин, известных каждому жителю России. Эта картина была последней в тот период, когда сил и энергии было много, самый расцвет творчества Васнецова. Последующие работы «Цapeвнa-лягушкa», «Спящая царевна», «Царевна Несмеяна», «Баян»уже не были такими сильными, это были последние работы.23 июля 1926 года Васнецов скончался. Было ему 79 лет. Смерть пришла к нему вечером дома, разрыв сердца. Ну и, как обычно, в полной мере оценили все его творчество только после смерти.
Богатыри.
Царевна-лягушка. 1918
Спящая царевна
Царевна Несмеяна.
Дом-музей В.М.Васнецова
Дом-музей В.М.Васнецова (как ласково его называют москвичи –»Теремок») является отделом Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея». Он находится в Москве на переулке Васнецова, 13
Дом-музей В.М.Васнецова был открыт в 1953 году.
В 1986 году он вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».
В Доме-музее В.М.Васнецова хранятся 24 тысячи экспонатов – живопись, графика, прикладное искусство, предметы быта – благодаря которым посетители знакомятся с биографией и творчеством В.М.Васнецова.
Художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) жил с семьей в этом доме в Троицком переулке (ныне переулок Васнецова) с 1894 по 1926 годы. Дом построен в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника.
Он представляет собой сооружение с бревенчатой пристройкой-теремом, украшенной крышей-бочкой. Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками.
Разноцветные поливные изразцы с растительным орнаментом опоясывают дом с фасада, украшают печи в интерьерах, соединяя мир, сотворенный Богом, с миром, созданным человеческой фантазией.
Интерьеры дома В.М.Васнецова характерны для московских домов второй половины XIX века.
На первом этаже располагаются личные комнаты членов семьи, столовая и гостиная.
Мебель для столовой и гостиной выполнена на заказ по рисункам В.М.Васнецова, в абрамцевких и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также его братом А.М.Васнецовым в Вятке.
Автопортрет В.М.Васнецова
Портрет Бориса Васнецова, сына художника.1889
http://art-on-web.ru/vasnecov_viktor/biography
19.07.2013urok-kultury.ru