Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий». Демон картина васнецова
Виктор Васнецов. Архангел Михаил повергает дьявола.
March 9th, 2014, 09:51 pm
Виктор Васнецов. Архангел Михаил повергает дьявола.
Виктор Васнецов. Архангел Михаил повергает дьявола.1914-1915. Холст, масло. 292,2 x 129. Дом-музей В.М.Васнецова, Москва, Россия.Виктор Михайлович Васнецов обладал глубоким знанием сложной православной символики. Как многие поколения Васнецовых он учился в духовной семинарии. Позднее приобретенные знания использовал в монументальной живописи и в своих храмовых росписях. Так же, как в народном сознании причудливо переплетались языческие и христианские верования, художник сумел примирить в своих росписях два этих миропонимания.
Картине «Архангел Михаил» предшествовали роспись Владимирского собора в Киеве, эскизы росписей для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, для храма Спаса на Крови в Петербурге, для собора Александра Невского в Софии, по заказу царской семьи для церкви св. Магдалины в Дармштадте. Верующий человек, в работе для церкви Виктор Васнецов видел свое настоящие призвание.В 1915-1916 годах на 13-й выставке Союза русских художников Васнецов представил большое полотно «Архангел Михаил». Этот величественный и грозный образ широко распространен в религиозном искусстве. Архистратиг Михаил (по-гречески - верховный военачальник) облачен в кольчугу и вооружен мечом, щитом или копьем или тем и другим. Распахнутые за спиной крылья свидетельствуют о его ангельской природе, принадлежности к небесной Иерархии. Сатана - либо в получеловеческом обличии, либо в виде дракона - распростерт под ногами Святого, который готов убить его.
На Руси Архангел Михаил всегда считался покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Нередко его крылатая фигура украшала шлемы древнерусского воинства.
В Ветхом завете Архангел Михаил - один из семи архангелов Господа, ангел-хранитель Израиля, его имя происходит от еврейского «кто как Бог». Христианская традиция описывает его как стоящего во главе сонма ангелов небесных, защитника мира от князя тьмы. Михаил вел небесное воинство к победе над Люцифером и падшими ангелами. В Книге Откровения (12:7-9) об этом написано так: « И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий (…)»
seeing-art.livejournal.com
Демон сидящий - описание картины М. Врубеля
Тема демона в искусстве очень часто используется для представления безумия, которое сжигает творца. С одной стороны, демон — как бы муза, которая дает жизненную энергию и силу для творчества, а с другой стороны может быть разрушительной силой, сжигающей изнутри, и творец не может найти средства для борьбы с ним. Для Врубеля тема демона была актуальной до конца его жизни и все время претерпевала различные изменения. Художник всю жизнь смотрел в глаза своему демону и адаптировал его образ в постоянно меняющемся мире.
Вдохновленный когда-то романтической поэмой Михаила Лермонтова о байроническом демоне, Михаил Врубель написал картину «Демон сидящий». Согласно легенде, демону суджено было полюбить грузинскую принцессу, которая умерла в результате поцелуя его поцелуя. Ее душу спасли ангелы, а ему было суждено провести всю вечность в одиночестве. Эта трагическая история идеально сочетается с романтическим темпераментом и Михаил Врубель воспринял его как дух, который не столько зло и не столько князь тьмы, а больше – страдающее раненное существо, одновременно мощное и благородное. Для Врубеля он — могучий творческий дух, посредник между людьми и богами.
Михаил Врубель Демон сидящий
Картина «Демон сидящий» представляет собой фигуру существа, сидящего на вершине горы. Все его тело, все его мышцы напряжены, пальцами сжаты, что очень резко контрастирует с меланхоличным выражением лица демона. Он – пассивный, замкнутый и все еще гордый, но ужасно одинокий и очень чувствительный. Демон сидящий являет собой обобщенное изображение души. Глаза сфокусированы внутрь себя, руки сложены, как будто этот могучий дух пытается изолировать себя от окружающего и углубиться в свои мысли.
Этот персонаж Врубеля — антитеза женственности, и тем не менее, обладает длинными волосами, мягким лицом и надутыми губами. Его глаза наполнены тоской по любви в этом холодном и отчужденном мире. На щека замерла кристально чистая слеза – демон как будто скорбит о хрупкости жизни, любви, счастья и всего земного мира. В этом персонаже видна ужасающая раздвоенность: могучее тело, подобное гранитному камню, и трепетная ранимая душа.
Михаил Врубель Демон сидящий
Важно заметить, что пейзаж вокруг демона также наполнен символическими намеками. Вокруг все полно невероятных превращений. Невиданные цветы, что заполнили всю правую часть картины, лишь отдаленно отличаются друг от друга по цветовой гамме и больше напоминают фантастические кристаллы из-аза металлических бликов. Устилая землю и прижимаясь к ногам демона, они как бы удерживают персонажа на этой бренной земле. Левая часть картины пуста и создает противовес всему земному. Вечерние сумерки бросают золотистые блики на могучее тело. Краски – агрессивно нереалистичные из-за сине-лиловых бликов мрака и больше напоминают пожар или конец света, чем тихий летний вечер.
Существует ощущение состоянии напряженного равновесия между задумчивым ландшафтом и несчастным выражением , который предполагает что места и события являют собой лишь дымку, а в центре –бессмертная душа, которая осуждена и которой не найти покоя.
Автор сочинения: Ирина Шастова
Михаил Врубель Демон сидящий
Похожие записи
design-kmv.ru
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!
В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.
Демон первый. «Оттуда не возвращаются»
Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.
Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.
Демон второй. «Мне скучно, бес»
Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса... Все это не способствовало длительным привязанностям.
В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет.
Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.
«...в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа... я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».
И вместе с тем:
«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... часы досуга... проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».
...Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».
Михаил Александрович Врубель. Фауст. Триптих. 1896
Демон третий. Безумная техника и странная эстетика
В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и... в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.
В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.
Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.
«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».
Михаил Александрович Врубель. Роза.
Михаил Александрович Врубель. Белый ирис.
Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:
«...маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. ...Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком... и мы уже предвкушали неудачу художника... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. ...перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».
Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с младенцем.
Демон четвертый. Неразделенная любовь
Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.
К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «...я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Демон пятый. «Демон сидящий»
Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «...в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.
Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:
«Демон этот показался мне злою, чувственною... отталкивающею... пожилою женщиной».
Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.
Из письма сестре:
«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий.
В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.
Демон шестой. Лермонтовский
В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.
Михаил Александрович Врубель. Голова демона.
Михаил Александрович Врубель. Демон (рисунок 2).
Михаил Александрович Врубель. Демон летящий.
Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.
И дик и чуден был вокругВесь божий мир; но гордый духПрезрительным окинул окомТворенье Бога своего,И на челе его высокомНе отразилось ничего,
Демон у монастря.
Поныне возле кельи тойНасквозь прожженный виден каменьСлезою жаркою, как пламень,Нечеловеческой слезой!..
Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».
Михаил Александрович Врубель. Тамара и Демон
Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу
Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.
Для примера: Демон в представлении К. Маковского
Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»
В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.
Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.
Михаил Александрович Врубель. Принцесса Грёза. 1896
Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.
Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля.
Демон восьмой: кто в облике таком?
В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.
Сирень
Михаил Александрович Врубель. Девочка на фоне персидского ковра (отец девочки - Маши Дохнович - от портрета отказался)
Михаил Александрович Врубель. Гадалка.
Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь.
В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска? Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.
Демон девятый. Духи разных миров
Михаил Александрович Врубель. Утро. 1897
Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.
Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.
Михаил Александрович Врубель. Пан.
В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».
Михаил Александрович Врубель. Валькирия.
Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.
«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).
Волхова 1.
Морская царица.
Демон десятый. Демон – Ангел.
Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники... Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый».
Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.
Михаил Александрович Врубель. Демон.
Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечей.
Двойственная природа и у шестикрылого серафима – Азраила – ангела смерти.
Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый Серафим.
Михаил Александрович Врубель. Демон и ангел "в одном флаконе".
Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный.
В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».
В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая...Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.
«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов...», — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.
Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.
Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный.
У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.
Двенадцатый демон. Пророк
Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.
Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля. 1905
Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет, 1885 год.
Демон тринадцатый. Посланник иных миров
Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:
«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением... Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает...
Источник: Artchive.
Автор: Инна Лостман.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
«Демон сидящий» картина М.Врубеля. 1890г, Третьяковская галерея.
Многие критики, упоминая творчество Михаила Врубеля, а в особенности его «демонов», не могут не вспомнить о том наследии, которое художник оставил после себя. Его творчество стало знаковым в ту эпоху, эпоху становления отечественного символизма, оно, как и произведения русских классиков литературы и музыки, олицетворяет стремление творческой личности к чему-то прекрасному, к эфемерной, неосязаемой духовной красоте.
Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в Омске. Его отец, строевой офицер, настаивал на том, чтобы Михаил получил престижное образование, посему будущий художник был отправлен в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. Пытливая творческая душа Врубеля никогда не тяготела к юридическим наукам, что, однако, не помешало ему окончить университет с золотой медалью. Затем, Михаил был призван в армию и, отслужив воинскую повинность, получил звание бомбардира запаса. Осенью 1880 года Врубель был принят на обучение в Императорскую академию художеств.
Работы Михаила Александровича были пронизаны оригинальностью и символизмом, еще со времен его обучения творческому мастерству. Именно эти качества принесли художнику незыблемую славу и признание.
Изначально, «демоны» Врубеля были всего лишь иллюстрациями, которые художник приурочил к выходу юбилейного издания сочинений русского поэта Лермонтова Михаила Юрьевича. В 1891 году, Михаил Александрович исполнил около 30 рисунков к данному собранию, большая часть которых отражала поэму «Демон». Наиболее известными картинами, которые художник в будущем перенес на холст, были «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный».
Иллюстрация «Демон сидящий» была нарисована художником в 1890 году. Хранится она и по сей день, в Государственной Третьяковской галерее. Собственно там же хранится и аналогичная работа на холсте, которая датирована тем же годом. Писал ее Михаил в доме известнейшего в те времена мецената, Мамонтова Саввы Ивановича, который симпатизировал многим знаменитым художникам того времени: Серову, Васнецову, Коровину.
Сюжет картины был навеян художнику после прочтения им произведения М.Ю. Лермонтова «Демон». Несмотря на то, что демоническая природа нарисованного создания видна невооруженным взглядом, сам посыл картины далек от устаревших догм. Обычно, говоря о демонах, особенно в условиях жестких религиозных канонов того времени, человеку представляется образ потустороннего зла, чего-то до безумия глупого и жестокого. Демон Врубеля совсем другой, собственно как и демон Лермонтова. Вообще, вышеупомянутые творцы были едины во многих своих идеях, и, если Михаил Александрович Врубель стал флагманом движения символизма среди художников, то Михаил Юрьевич взял на себя ту же роль, только в своем писательском ремесле.
Идея, как картины, так и описанного образа, в целом едина. Перед нами предстает не кровожадный клыкастый монстр, а гораздо более утонченное создание. Сам Врубель, говоря о герое своего произведения, описывал его так: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым». Символ данной картины очевиден, он во многом совпадает с представлениями о демонах античного философа Платона, который считал этих созданий «посредниками между людьми и богами, который помогает человеку преодолеть свой жизненный путь, дабы постичь красоту смерти, а вместе с ней, и высший замысел». Очевидно, что печальный взгляд героя картины и его направление вдаль, его поза, которая пронизана отчаянием, все это указывает на вполне человеческую первородную сущность демона. В то же время, подоплекой для нахлынувших эмоций становится внеземное, эфемерное начало героя картины. Одинокий, познавший все то, что делает простого человека счастливым изо дня в день, демон не может найти более покоя в мире живых. Оттого и печальный взгляд вдаль, куда-то в сторону закатного солнца, в поисках ответов, нахождение которых не дает удовлетворения, а лишь побуждает к новым поискам. Создание ищет освобождения, перерождения своей сущности. Кто этот демон?
Очевидно, что сам образ картины собирательный, и исследователи сходятся во мнении, что сам Лермонтов завуалировал в герое своего произведения всех деятелей отечественного искусства. Эту тематику подхватил и Врубель. Согласитесь, кто как не творческий человек становится для простого люда светочем в темноте. Кто, как не писатель, художник, композитор, своими произведениями подталкивает «незрячих» к истине. «Демон» Врубеля – это, на самом деле, он сам, и не только он. Этим же демоном был Лермонтов. Этим же демоном можно считать Пушкина, Толстого, Чайковского. Этот демон – человек, познавший природу прекрасного, старающийся принести ее в каждый дом, претерпевая при этом одну неудачу за другой.
Говоря о художественном исполнении картины, нельзя не упомянуть ее уникальный стиль. Она написана с присущими Врубелю характерными чертами. Особенно бросается в глаза эффект кристаллических граней, что делает картины больше похожей на витражную живопись или панно. «Демон» Врубеля как будто высечен из камня. Художник смог добиться такого исполнения благодаря использованию при создании работы мастихина (специального ножа), нанося им плоские мазки по полотну. В своей картине Михаил Александрович успешно сочетал живопись и ваяние. Наличие кристаллических форм в работе Врубеля тоже неслучайно, с их помощью художник подчеркнул природу образа, его мистичность, многогранность.
Данную картину можно считать одной из самых знаменитых работ Михаила Александровича. Серия была продолжена в 1899 году, когда художник написал картину «Демон летящий». В 1902 году, будучи тяжело больным, Врубель, стоически принявший удары судьбы, заканчивает писать третью картину – «Демон поверженный». На этом полотне главный герой находится на грани гибели, как и сам художник.
Многие критики, упоминая творчество Михаила Врубеля, а в особенности его «демонов», не могут не вспомнить о том наследии, которое художник оставил после себя. Его творчество стало знаковым в ту эпоху, эпоху становления отечественного символизма, оно, как и произведения русских классиков литературы и музыки, олицетворяет стремление творческой личности к чему-то прекрасному, к эфемерной, неосязаемой духовной красоте.
Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в Омске. Его отец, строевой офицер, настаивал на том, чтобы Михаил получил престижное образование, посему будущий художник был отправлен в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. Пытливая творческая душа Врубеля никогда не тяготела к юридическим наукам, что, однако, не помешало ему окончить университет с золотой медалью. Затем, Михаил был призван в армию и, отслужив воинскую повинность, получил звание бомбардира запаса. Осенью 1880 года Врубель был принят на обучение в Императорскую академию художеств.
Работы Михаила Александровича были пронизаны оригинальностью и символизмом, еще со времен его обучения творческому мастерству. Именно эти качества принесли художнику незыблемую славу и признание.
Изначально, «демоны» Врубеля были всего лишь иллюстрациями, которые художник приурочил к выходу юбилейного издания сочинений русского поэта Лермонтова Михаила Юрьевича. В 1891 году, Михаил Александрович исполнил около 30 рисунков к данному собранию, большая часть которых отражала поэму «Демон». Наиболее известными картинами, которые художник в будущем перенес на холст, были «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный».
Иллюстрация «Демон сидящий» была нарисована художником в 1890 году. Хранится она и по сей день, в Государственной Третьяковской галерее. Собственно там же хранится и аналогичная работа на холсте, которая датирована тем же годом. Писал ее Михаил в доме известнейшего в те времена мецената, Мамонтова Саввы Ивановича, который симпатизировал многим знаменитым художникам того времени: Серову, Васнецову, Коровину.
Сюжет картины был навеян художнику после прочтения им произведения М.Ю. Лермонтова «Демон». Несмотря на то, что демоническая природа нарисованного создания видна невооруженным взглядом, сам посыл картины далек от устаревших догм. Обычно, говоря о демонах, особенно в условиях жестких религиозных канонов того времени, человеку представляется образ потустороннего зла, чего-то до безумия глупого и жестокого. Демон Врубеля совсем другой, собственно как и демон Лермонтова. Вообще, вышеупомянутые творцы были едины во многих своих идеях, и, если Михаил Александрович Врубель стал флагманом движения символизма среди художников, то Михаил Юрьевич взял на себя ту же роль, только в своем писательском ремесле.
Идея, как картины, так и описанного образа, в целом едина. Перед нами предстает не кровожадный клыкастый монстр, а гораздо более утонченное создание. Сам Врубель, говоря о герое своего произведения, описывал его так: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым». Символ данной картины очевиден, он во многом совпадает с представлениями о демонах античного философа Платона, который считал этих созданий «посредниками между людьми и богами, который помогает человеку преодолеть свой жизненный путь, дабы постичь красоту смерти, а вместе с ней, и высший замысел». Очевидно, что печальный взгляд героя картины и его направление вдаль, его поза, которая пронизана отчаянием, все это указывает на вполне человеческую первородную сущность демона. В то же время, подоплекой для нахлынувших эмоций становится внеземное, эфемерное начало героя картины. Одинокий, познавший все то, что делает простого человека счастливым изо дня в день, демон не может найти более покоя в мире живых. Оттого и печальный взгляд вдаль, куда-то в сторону закатного солнца, в поисках ответов, нахождение которых не дает удовлетворения, а лишь побуждает к новым поискам. Создание ищет освобождения, перерождения своей сущности. Кто этот демон?
Очевидно, что сам образ картины собирательный, и исследователи сходятся во мнении, что сам Лермонтов завуалировал в герое своего произведения всех деятелей отечественного искусства. Эту тематику подхватил и Врубель. Согласитесь, кто как не творческий человек становится для простого люда светочем в темноте. Кто, как не писатель, художник, композитор, своими произведениями подталкивает «незрячих» к истине. «Демон» Врубеля – это, на самом деле, он сам, и не только он. Этим же демоном был Лермонтов. Этим же демоном можно считать Пушкина, Толстого, Чайковского. Этот демон – человек, познавший природу прекрасного, старающийся принести ее в каждый дом, претерпевая при этом одну неудачу за другой.
Говоря о художественном исполнении картины, нельзя не упомянуть ее уникальный стиль. Она написана с присущими Врубелю характерными чертами. Особенно бросается в глаза эффект кристаллических граней, что делает картины больше похожей на витражную живопись или панно. «Демон» Врубеля как будто высечен из камня. Художник смог добиться такого исполнения благодаря использованию при создании работы мастихина (специального ножа), нанося им плоские мазки по полотну. В своей картине Михаил Александрович успешно сочетал живопись и ваяние. Наличие кристаллических форм в работе Врубеля тоже неслучайно, с их помощью художник подчеркнул природу образа, его мистичность, многогранность.
Данную картину можно считать одной из самых знаменитых работ Михаила Александровича. Серия была продолжена в 1899 году, когда художник написал картину «Демон летящий». В 1902 году, будучи тяжело больным, Врубель, стоически принявший удары судьбы, заканчивает писать третью картину – «Демон поверженный». На этом полотне главный герой находится на грани гибели, как и сам художник.
5sec.info
Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий»
Все картины М. Врубеля созданы в таинственной и сказочной атмосфере. В особенности его Демоны…
В 1891 г. М. Врубель нарисовал 30 иллюстраций к новому юбилейному изданию сочинений русского поэта М.Ю. Лермонтова. Большая часть иллюстраций посвящены поэме Лермонтова «Демон». Первый эскиз картины под названием «Демон сидящий» был нарисован в 1890 г., он хранится там же, где и оригинал – в Государственной Третьяковской галерее. А сама картина была написана в Москве в доме С. Мамонтова.
Сюжет этой картины был создан Врубелем после того, как он прочел «Демона» Лермонтова. После того, как он написал эту картину, художник писал такие слова о своей работе: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым».
Во все времена демон представлял образ силы духа человека, его внутреннюю борьбу и сомнения. Картина демона представляет сидящего печального демона, который трагически сцепил руки. Его глаза очень печальны, они смотрят вдаль, они окружены невидимыми цветами. Демон сидит один посреди гор, его окутывает алый закат. Смотря на эту картину, создается ощущение, что художник изловил одного из своих Демонов и посадил в раму.
Картина написана в индивидуальном стиле характерном для этого художника, в котором присутствуют эффекты кристаллических граней, поэтому эта картина больше похожа на панно или витраж. Такой эффект художник смог достичь благодаря использованию плоских мазков мастихином.
«Демон сидящий» самый известный из Демонов Врубеля. В 1899 г. Он написал картину «Демон летящий», на которой он изобразил Демона в образе владыки мира. А с 1901 по 1902 годы М. Врубель заканчивал его последнюю работу – «Демон поверженный», в которой Демон находился на грани смерти.
Неужели, Демоны изображенные художником забрали жизнь самого Врубеля? Это лишь предположение, но посмотрев на эти картины внимательно, вы поймете, что загадочнее их нет во всем мире.
opisanie-kartin.com
Описание картины М.Врубеля «Демон сидящий»
Картины одного из самых известных, причем на мировом уровне, русских художников – М. Врубеля, притягивают и завораживают. В первую очередь, это его Демоны… Невозможно пройти мимо них, не заглянув в глаза этим «плохим парням». Наверное, с них киношники списывали образы самых известных циников, души которых не каждая женщина может отогреть, но желает всякая.
Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий». Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.
На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием. Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья».
Первая параллель, которая приходит в голову всем, кто хоть однажды видел «Демона сидящего» — трагедия Эсхила «Прометей прикованный» — изображенный на картине молодой человек кажется несвободным в собственном теле и жаждет выбраться из него, да вот только не знает как.
Вторая ассоциация – это цвет одежды врубелевского персонажа. Если вы вспомните картины и иконы, которые изображали Бога, Иисуса и Деву Марию, то обратите внимание на то, что в их одеждах преобладают синие цвета или они изображены на фоне голубого неба. Одеяние Демона, на картине, – насыщенного синего цвета, который еще называют цветом «марокканской ночи». Не хотел ли Врубель сказать то, чего не смог сказать Лермонтов, а именно, что Демон все-таки заслужит прощение и вернется на небеса?
Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.
Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и цветотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.
Цветы, изображенные на картине, чем-то похожи на кристаллы, в них нет жизни. Многие критики говорят, что это – мертвые анемоны.
Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.
В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные. Ряд цветов «черный – красный — голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих. Демонов считают беспощадными, а врубелевский герой изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.
Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.
Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».
Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем. Лермонтовский герой – скорее бунтарь, чем порождение мрака и ада, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.
Что примечательно, многие из критиков литературы и искусства конца 19 – начала 20 века говорили о «непонимании Лермонтова» художником. Этому немало способствовало ухудшение здоровья и психики Врубеля. Последнее породило легенду о человеке искусства, что продал душу сатане.
…После того, как открылась выставка, приуроченная к юбилею творчества М. Лермонтова, М. Врубель закрылся в своей мастерской и продолжал работать над картинами о демонах. Живописец утверждал, что Демон изменялся не только под мазками его кисти, но и являлся ему вживую. Что ж, художник боролся с падшим и изгнанным ангелом, и неизвестно, кто вышел из этой войны победителем.
Творчество Врубеля загадочно и мистично. Если вы еще не удостоверились в этом – посетите Третьяковку или посмотрите на его демонов, изображений которых полно в Сети. Одно можно сказать без сомнения – демоны Врубеля терзают души и многих художников современности.Услуги письменного и устного перевода с/на итальянский язык — украинское бюро переводов Традос.
Случайные записи
k-a-r-t-i-n-a.ru
ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ - мир прекрасен и удивителен
Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Но, так или иначе, именно Михаил Врубель создал реальные демонические образы обитателей потустороннего мира. Мы, зрители, вглядываясь в его картины, как будто смотрим сквозь слюдяные витражи, отделяющие нашу обыденную реальность от бушующего иного мира. И сквозь красочные стёклышки видим сумрачных ангелов преисподней, чувствуем их негасимую ярость, ощущаем их извечную ненависть, касаемся взглядом сгустков их пульсирующей непрерывной боли.
Откуда к Михаилу Врубелю приходили образы демонов? Может, и в самом деле его мистические полотна есть метафизическое прозрение в потусторонний мир? И, может быть, именно поэтому ни один из демонов, созданных Врубелем, так и не был завершён?
Всё странно в творчестве Врубеля. Свой крестный путь профессионального художника он начинал с иконописных росписей Кирилловского храма в Киеве. Он, животворивший демонов, писал с такой же одержимостью иконы, творил в красках Христа и Богоматерь, и многочисленных святых.
Эти судорожные метания от Христа к демонам мрака будут сопровождать Михаила Врубеля всю жизнь.
Примечательно, что в качестве натуры для апостолов с фрески «Сошествие Святого Духа» Врубель срисовал лица больных из психиатрической больницы. В истощённых силуэтах, в смятенных взглядах умалишённых он улавливал некое запретное знание, недоступное «нормальному» и, следовательно, ограниченному разуму. Врубель считал, что сумасшедшие знают нечто такое, чего не ведают здоровые, что они, отрезанные безумием от всего обыденного, способны пережить истинное духовное просветление. Но мог ли ведать Врубель, что и он в конце жизни окажется среди этих «просветлённых» и что смерть свою встретит на койке в психиатрической клинике?
Строительный комитет, который заказал Врубелю роспись на тему «Воскресения Христова» стены северного придела алтаря Владимирского собора в Киеве, работу художника не принял. Не была принята и роспись плафона на тему «Пятого дня сотворения мира — отделения воды от тверди». Не хорош, по мнению заказчиков, оказался и набросок «Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора».
И когда творческие неудачи наложились на личные проблемы, когда алкоголь сделался спасением и бедствием, демоническое стало тонкой змеистой струйкой втекать в душу художника, искушать, беспокоить, требовать своего воплощения.
Первым образом, в котором проглядывается демоническое, стал эскиз... «Ангел с кадилом и свечой». Какое странное и пугающее сочетание — светлые, тающие во мраке призрачные одежды ангела и его тёмное лицо с мрачными, отнюдь не ангельскими глазами. Кто это? Демон, облачившийся в чужие одежды, или ангел с чужими глазами на лице?
Врубель уже осязал эфирную плоть той могучей потусторонней силы, что рвалась в его мир. Но чьи голоса нашептали ему такую мысль: «Демона не понимают, путают с дьяволом, а демон по-гречески ... значит «Душа»?
Как изобразить ДЕМОНА? Вот отзыв об одном из первых демонов Врубеля: «Демон мне показался злою, чувственною отталкивающей пожилой женщиной. Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный, величавый» (A.M. Врубель, отец художника).
Эскиз же самого первого Демона Врубель уничтожил, недовольный сделанным. Отчаявшись написать Демона маслом, он попытался изобразить его в скульптуре, вылепить демоническую плоть руками. Но одна скульптура развалилась, вторая показалась художнику утрированной.
И лишь в мае 1890 года Врубель вдруг ощутил в себе силу творить ДЕМОНА. Он жаждал воплотить светлую божественность Демона, ангела богорожденного, но замаранного выхолощенным христианским мифом, жаждал показать миру Демона как добро, освободившееся от безгрешности.
Врубель работал точно одержимый. И написанная плоть оживала, наполнялась реальной силой. Демон на глазах всё рос и рос, придвигался к краю картины, заполнял собой весь холст, не умещался на холсте, и Врубель собственноручно подшивал новые куски. Но Демон перерос и увеличенный холст — верхняя часть его головы кажется срезанной.
«Демон сидящий» — это пришелец, сидящий на краю иной Вселенной, где цветут прекрасные и безжизненные кристаллические цветы. Темное лицо, лиловый рот, чёрная масса волос, красные отблески в глазах и за ухом — признаки демонической натуры. Демон тоскует. Но о чём его мысли: о потерянном светлом мире или о беспощадном несовершенстве всего земного?
Никто и никогда до Врубеля не сумел так поразительно сочетать холодные и тёплые плоскости красок, как это было сделано в «Демоне сидящем». Мазки, точно стёклышки калейдоскопа, сверкают на полотне, сливаясь в объёмные фигуры. Своей кистью Врубель открыл двери мёртвого мира. Но стоит ли шагать в те распахнутые двери?
ОН, НАДМЕННЫЙ...
И не случайным, а вполне закономерным и даже, наверное, неизбежным стал полученный Врубелем заказ на иллюстрирование готовящегося к изданию собрания сочинений М.Ю.Лермонтова.
Они были похожи, Михаил Лермонтов и Михаил Врубель, в своём болезненном стремлении добиться «идеального» образа демонической стихии. Оба постоянно переделывали произведения (Лермонтов написал шесть вариантов, ни один из них не считал окончательным и потому не опубликовал), не удовлетворяясь результатом и доходя в своём неистовом стремлении до полного душевного изнеможения.
Иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова — это своего рода новое Евангелие, где христианское добро и добродетель — иллюзия, дымка, тающая в жарком мареве земных страстей.
Демон, живший до сего момента лишь в поэтических строчках, обрёл, наконец, свою красочную плоть. Демон Врубеля абсолютно соответствовал Демону Лермонтова в последнем варианте поэмы.
Это уже был не тоскующий юноша с огненным взором. Это был мятежный злобный, алчущий дух, чья плоть — от плоти скал. Это был Демон приземлённый, чувственный и страшный в своём беспощадном стремлении разрушать и покорять.
В картине «Тамара и Демон» мрачный дух не скрывает своих хищных устремлений. Темное графическое полотно, где тени накладываются на тени, где слоится мрак, точно передаёт извечную жажду демонических сил опустошать человеческие души.
Устрашающим выглядит Демон и на другой иллюстрации «И вновь остался он, надменный...». На картине виден лишь его лик на фоне гор. Впечатление, будто Демон вплотную приблизился к рамке холста и ещё чуть-чуть и перешагнёт его.
УЖАС КРАСОТЫ
Демон вновь объявился в жизни Михаила Врубеля спустя десять лет. В 1901 году у Врубеля, женатого к тому времени на актрисе театра Надежде Забеле, родился сын Савва. На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза. Он родился с уродливой заячьей губой. Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. Художник сделался задумчивым, рассеянным, несговорчивым, у него стали случаться приступы дикой агрессии. Все прежние творческие замыслы вдруг увяли. И только один-единственный образ неистово взывал к действию.
Демон... Он манил и дразнил, вырисовываясь туманным силуэтом где-то на краю сознания. Душа художника была отравлена, и яд трансформировал сознание. На предварительных рисунках вдруг замелькали сцены превращения Ангела в Демона. Как будто кто-то «оттуда» транслировал Врубелю апокрифичную историю ангела-богоборца.
Лицо Демона и его выражение на картине менялось постоянно, первоначальное скорбное выражение исказилось сатанинской ненавистью. «Красота — зла», и «зло — прекрасно». Новый Демон — квинтэссенция жестокой красоты, «высокого зла».
Когда-то Врубель экспериментировал с фотографией кавказских гор, он часто переворачивал карточку и всматривался в перевёрнутый мир, как будто искал грани иной реальности. Эта летящая вниз реальность чётко обрисовалась на картине «Демона поверженного».
Врубель с маниакальным упорством пытался ухватить зыбкий образ адской красоты. Накладывал мазок за мазком и, не дожидаясь, когда краска подсохнет, залеплял неудавшиеся части картины кусками газет, а после рисовал прямо по газетам — поверхность получалась неровной, будто изрытой, именно такой, какой и должна быть реальность Демона.
И вот... Распластанное в мертвенно-сизом сумраке деформированное сине-лиловое птичье тело с трупным оттенком, сломанные крылья, рассыпавшиеся драгоценные павлиньи перья и блистающие кристаллы глаз, наполненные дикой ненавистью. Бесстрастные горы обступают поверженного гиганта. Он — павший, но не уничтоженный. Он — мученик идеи, он против Бога.
Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах совершенно обнажена их хищная и безжалостная порода». Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена».
Разум художника неумолимо погружался во мрак. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона). «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников. «Демона поверженного» отправили на выставку. Врубель поехал следом. И даже когда картина уже висела на стене, художник прямо на глазах у публики вносил всё новые и новые исправления. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия. Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику.
БЕЗУМИЕ И ТЬМА
Это были страшные месяцы огненного хаоса. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, он собирался стать московским генерал-губернатором, превращался в государя российского, становился Скобелевым или Фрином. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело...
Из клиники Врубель вышел ненадолго. Через несколько месяцев умирает от крупозной пневмонии его двухлетний сын Саввушка. Огромное горе затопило отца целиком. Опалённый разум не выдерживал отвратительной беспощадной реальности, и Врубель сам попросил жену поместить его снова в психиатрическую клинику.
Там одна мучительная галлюцинация сменялась другой: художнику виделись враги, жаждущие его смерти, его оглушал хор призрачных голосов, обвиняющих в преступлениях. Врубель впадал в отчаяние и кричал, что его уже НИЧЕГО не ожидает, или корчился в приступах буйства.
Когда наступало затишье и просветление, Врубель рисовал с натуры. То были поразительные рисунки, излучающие тепло и добро, полную противоположность образам Демонов!
В августе 1904 года Врубель вышел из клиники. Демоны ушли в тень. Но кто другой выступил из тени? 1904-м годом датирована ещё одна знаменитая работа Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим» (Азраил). Зеленоватое лицо, на котором вместо глаз сверкают голубые ледяные кристаллы, мертвенно-чеканные оледенелые черты, лишённые страстей. И занесённый блистающий меч... Если это и ангел, то ангел смерти.
Художник, писавший демонов, должен был испить свою горькую чашу до дна. Он начал постепенно слепнуть. Полуслепым пытался рисовать, потом лепить. А затем наступил непроницаемый мрак. Последние годы жизни Михаил Врубель провёл в абсолютной тьме. В клинике он бредил о «сапфировых» глазах, которые ему должен кто-то даровать.
Последними словами Михаила стали: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию». Врубеля не стало 1 апреля 1910 года. Он перешагнул тонкую линию, отделявшую бытие от небытия, и кто его встретил за той последней чертой — ангелы или демоны — мы не узнаем...
Иллюстрации художника к поэме Лермонтова "Демон"
Тамара и Демон
Голова Демона
Голова Демона на фоне гор
Демон летящий
Демон, смотрящий на танец Тамары
Свидание Тамары и Демона
Демон и Ангел с душой Тамары
Картины М.Врубеля на сайте: Золотая галерея русской живописи
Интересный сайт
Автор: Авентина Росси
www.ufolog.ru
fleur-marie.livejournal.com