Караваджо и Караваджизм. Караваджо картина в сиракузах


Две церкви на Сицилии не могут поделить картину Караваджо

Церковь Санта-Лючия-алла-Бадия, в которой полотно «Погребение святой Луции» пережидало ремонт в своем основном доме — церкви Санта-Лючия-фуори-ле-Мура, теперь не хочет возвращать работу обратно: она привлекает много туристов

Не так просто отказаться от картины Караваджо, даже если тебе ее дали только на время. Особенно если эта картина привлекает до 3000 туристов ежедневно. Именно в такой ситуации оказалась сейчас церковь Санта-Лючия-алла-Бадия на острове Ортиджиа, территориально принадлежащем Сиракузам. В эту церковь пять лет назад перевезли заалтарный образ Караваджо «Погребение святой Луции» 1608 года, пока в его основном доме — церкви Санта-Лючия-фуори-ле-Мура все в тех же Сиракузах, но только в материковом районе Боргата — проводился капитальный ремонт. Теперь ремонт окончен, и боргатская церковь требует своего Караваджо обратно, однако служители Санта-Лючия-алла-Бадия совсем не хотят его отдавать. Со времени перемещения картины в 2010 году остров Ортиджиа испытывает буквально туристический бум: на благоустроенные улочки с многочисленными палаццо и церквями хлынули сотни тысяч туристов, и многие приезжают туда именно за тем, чтобы полюбоваться «Погребением святой Луции». Обе церкви не намерены так просто отступать и собирают под свои знамена сторонников в лице общественных организаций, политиков, искусствоведов и проч. Караваджо и века спустя способен стать причиной скандала.

Раннехристианская мученица Луция считается покровительницей слепых и главной святой города Сиракузы. Образ «Погребение святой Луции» был написан Караваджо специально для церкви Санта-Лючия-фуори-ле-Мура в Сиракузах, возведенной над катакомбами, в которых была первоначально погребена святая.

За возвращение полотна Караваджо в Санта-Лючия-фуори-ле-Мура выступил глава Ассоциации верующих этой церкви Луиджи Пуццо (Luigi Puzzo). По мнению этой организации, перенесение образа в его первоначальный дом поможет возродить район так же, как это произошло на острове Ортиджиа. А бывший региональный советник по культуре Мария Рита Сгарлата собрала уже две тысячи подписей за то, чтобы полотно Караваджо вернули на место. Некоторые даже высказывают мнение, что «Погребение святой Луции» затмевает другую важную картину в церкви Санта-Лючия-алла-Бадия.

Однако за то, чтобы Караваджо остался на острове, выступает Ассоциация итальянских гидов. В церкви Санта-Лючия-фуори-ле-Мура картина будет слишком отдалена от других достопримечательностей. Последними высказались представители Регионального реставрационного центра в Палермо. Они провели замеры влажности и пришли к выводу, что в церкви на острове микроклимат лучше, чем в церкви на материке. Тем более что «Погребение святой Луции» находится в далеко не лучшем состоянии после не самой удачной реставрации 1979 года.

Материал подготовила Мария Онучина, AI

Источники: independent.co.uk, artnet.com, artinvestment.ru

artinvestment.ru

Караваджо и Караваджизм — Artrue

Об известных караваджистах, и родоначальнике данного стиля.

Положение во гроб. Караваджо. Положение во гроб Давид с головой Голиафа. Караваджо. Давид с головой Голиафа Экстаз святого Франциска. Караваджо. Экстаз святого Франциска Караваджо. Больной Вакх.
Больной Вакх

Некоторые работы из альбома Караваджо.

Караваджизм

Термин Караваджизм описывает метод живописи с применением тенебризма и вниманием к светотени, который знаменитый итальянский художник-маньерист Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) использовал в религиозных и жанровых картинах, натюрмортах. Впоследствии метод получил широкое распространение в Италии и по всей Европе благодаря художественным навыкам и авторитету живописца.

Отречение апостола Петра. Геррит ван Хонтхорст.Отречение апостола Петра. Геррит ван Хонтхорст.Отречение апостола Петра. Геррит ван Хонтхорст.

Характеристики

В отличие от не менее известного современника Аннибале Карраччи (1540–1609), Караваджо отверг общепринятую идеализацию образов, сделав акцент на реализме изображения, усиленном драматичностью композиций с помощью мастерской работы со светом. Моделями даже для религиозных произведений мастеру служили мужчины и женщины, которых Караваджо находил буквально на улице и рисовал без каких-либо подготовительных эскизов.

Не всем заказчикам и покровителям пришлось по вкусу столь вульгарное отношение к созданию работ на религиозную тематику, что приводило к отказам от финальных версий произведений. Однако такие композиции пользовались спросом у кардиналов и богатых дворян.

Юдифь обезглавливающая Олоферна. Артемизия Джентилески.Юдифь обезглавливающая Олоферна. Артемизия Джентилески.Пример использования тенебризма.Юдифь обезглавливающая Олоферна. Артемизия Джентилески.

Светотень и тенебризм являются важной составляющей стиля Караваджо и его последователей, однако существует четкое теоретическое различие между двумя этими терминами. Работа со светотенью предполагает придание трехмерного объема фигурам и предметам и сочетает в себе распределение яркости и контрастов композиции, в то время как применение тенебризма, в общем смысле, означает наличие совершенно черных участков, акцентирующих внимание зрителя на определенных объектах.

Мученичество святого Филиппа. Хосе де Рибера. Мученичество святого Филиппа. Хосе де Рибера. Мученичество апостола Андрея. Хосе де Рибера.
Мученичество апостола Андрея. Хосе де Рибера. Прометей. Хосе де Рибера. Прометей. Хосе де Рибера. Женская дуэль. Хосе де Рибера. Женская дуэль. Хосе де Рибера.

Работы Хосе де Рибера.

Известные караваджисты

Стиль Караваджо повлиял на развитие искусства фламандского и голландского барокко, итальянской живописи. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочь Артемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). Важным центром караваджизма и источником контрреформационных религиозных картин становится Неаполь. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров: Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) и Дирка ван Бабюрена (1595–1624). Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого «Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт.

Наказание купидона. Бартоломео Манфреди. Наказание Амура. Бартоломео Манфреди. Караульная. Бартоломео Манфреди.
Караульная. Бартоломео Манфреди. Бахус и пьяница. Бартоломео Манфреди. Бахус и пьяница. Бартоломео Манфреди. Аллегория четырех времен года. Бартоломео Манфреди. Аллегория четырех времен года. Бартоломео Манфреди.

Работы Бартоломео Манфреди.

Неверие Фомы. Маттиа Прети. Неверие Фомы. Маттиа Прети. Христос, благословляющий детей. Маттиа Прети.
Христос, благословляющий детей. Маттиа Прети. Концерт. Маттиа Прети. Концерт. Маттиа Прети. Святой Себастьян. Маттиа Прети. Святой Себастьян. Маттиа Прети.

Работы Маттиа Прети.

Спад

Караваджизм выходит из моды в Риме в конце 1620-х годов, хотя и был актуален еще некоторое время в других местах Италии, особенно в Сицилии. В Нидерландах и восточной Франции популярным стиль оставался вплоть до 1650-х годов.

Вклад в искусство

Тонкая работа со светом и тенью, предложенная Караваджо и перенятая его последователями, помогла оживить итальянскую живопись. Придание объемности фигурам позволило контролировать фокус и акценты картины, наполнять произведения глубиной и драматичностью.

Распятие святого Петра. Гвидо Рени. Распятие святого Петра. Гвидо Рени. Поклонение пастухов. Франсиско де Сурбаран. Поклонение пастухов. Франсиско де Сурбаран. Женская дуэль. Хосе де Рибера. Женская дуэль. Хосе де Рибера. Поклонение пастухов. Жорж де Латур. Поклонение пастухов. Жорж де Латур.

Другие работы караваджистов.

artrue.ru

Обо всех и обо всем

Portret-papyi-Pavla-V

        Выдающийся итальянский художник Караваджо (1571-1610 гг.) известен не только тем, что стал основателем реализма в живописи. Дело в том, что на закате эпохи Возрождения возник стиль барокко, виднейшим представителем которого и был Микеланджело Меризи да Караваджо (не путать с Микеланджело Буонарроти).

Portret-Karavadzho-rabotyi-Ottavio-Leoni-1621-godПортрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

Если вам нравятся интересные факты из жизни великих людей, тогда краткое описание жизни гениального мастера с его невероятными приключениями, однозначно принесет вам удовольствие.

Сразу нужно сказать, что картины Караваджо по-настоящему впечатляют даже тех, кто не силен в искусстве. Дело в том, что художник использовал технику «кьяроскуро», которая заключается в резком противопоставлении света и тени. Именно за счет этого приема маэстро особенным образом подчеркивал эмоции и переживания своих героев.

Интересен факт, что Караваджо, за свою недолгую жизнь (а прожил он всего 38 лет), не оставил ни одного рисунка или эскиза. Другими словами, он все свои, даже самые сложные идеи, реализовывал сразу же на холсте, без всяких предварительных этапов.

Юный Караваджо

Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от Милана, Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано. Там он знакомится с искусством живописи, и уже к 20 годам своей жизни, молодой художник Караваджо подает большие надежды.

Однако его чрезвычайно резкий и вспыльчивый характер мешает ему строить карьеру. Постоянные скандалы, драки и тюремные заключения сопровождали его всю жизнь. Из Милана он вынужден был срочно уехать в Рим после того, как карточная игра закончилась скандалом и убийством.

Жизнь в Риме

Здесь весьма примечательно наблюдение итальянского священника Борромео, который, познакомившись с Караваджо, охарактеризовал его так:

«Человек неотесанный и грубый, вечно скитающийся по улицам и спящий где придется, он рисует бродяг, нищих и пьяниц, и кажется вполне счастливым человеком».

Первые работы Караваджо выполнены под заметным влиянием Леонардо да Винчи и Тициана. Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился. С тех пор в искусстве он известен именно под ним.

После очередной драки, Караваджо снова попадает в тюрьму, где встречается с Джордано Бруно. В 1593 он несколько месяцев был на грани жизни и смерти, так как серьезно заболел римской лихорадкой (малярия). На стадии выздоровления он пишет свой первый автопортрет. Картина называется «Больной Вакх».

Более же всего славы ему принесли картины на библейские сюжеты. Непонятно, каким образом Караваджо умудрялся соединять их с разгульной жизнью и постоянными скандалами. Он без разбора бросался со шпагой на любого, кто плохо отзывался о его художественных произведениях.

Бегство из Рима

В 1606 году маэстро был объявлен папой Павлом V (его портрет есть внизу) вне закона. А это значило, что любой человек мог его не только убить, но еще и получить за это награду. Конечно, для такого серьезного решения у папы были основания.

Случилось так, что в ходе игры в мяч началась драка между двумя компаниями. В одной предводительствовал Караваджо, а в другой - Рануччо Томассони. В конечном счете, Рануччо Томассони был убит, а художника обвинили в преступлении.

Поддавшись в бега, он скрывается в имении Колонна, где пишет мрачные картины «Святой Франциск в раздумье» и «Ужин в Эммаусе».

После этого он переезжает в Неаполь, а через год - на Мальту. Но тут он снова оказывается замешанным в какой-то скандал, и вновь попадает в тюрьму. Его посадили в так называемый каменный мешок, но он каким-то образом умудрился оттуда бежать.

В 1608 г. Караваджо приплыл на Сицилию в город Сиракузы. Переезжая по сицилийским городам, он пишет свои знаменитые картины.

Смерть и помилование

В прошествии нескольких лет, кардинал Гонзага начинает вести переговоры с римским папой Павлом V о том, чтобы помиловать Караваджо. В надежде на положительное решение, художник планирует тайно перебраться поближе к Риму.

Однако отплыв от Неаполя, он пропадает, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Есть только сведения, которым не все историки доверяют, что он, якобы, был задержан в крепости Пало, а затем пешком отправился в Порто-Эрколе.

Именно там 18 июля по неизвестным причинам мастер умер в возрасте 38 лет. А уже 31 июля обнародовали указ о помиловании Караваджо. Параллельно с ним было опубликовано и сообщение о смерти художника.

Интересные факты

Как мы уже говорили, Караваджо оказал колоссальное влияние на искусство вообще, и на творчество многих выдающихся художников в частности. Однако его буйный и невероятно вспыльчивый характер стал притчею в языцех.

Очевидцы рассказывают, что когда он писал картину «Воскрешение Лазаря», ему нужны были реальные образы. Будучи фанатом своего дела, он приказал принести в мастерскую недавно убитого человека, которого выкопали из могилы.

Два нанятых натурщика наотрез отказались позировать, вместе с начавшим разлагаться трупом. Недолго думая, Караваджо выхватил кинжал, и силой принудил их подчиниться собственной воле.

Картины Караваджо

Ниже приводим наиболее известные картины Караваджо. Обратите внимание на их удивительный реализм, потрясающую игру света и тени, а также точность в передаче малейших эмоций. Такое впечатление, что герои сюжетов живут своей жизнью, и лишь на мгновение замерли.

SHuleryi---1594«Шулеры» (1594)Malchik-s-korzinoy-fruktov«Мальчик с корзиной фруктов»Bolnoy-Vakh---fragment-1593«Больной Вакх» (фрагмент) (1593)Gadalka---1594«Гадалка» (1594)Korzina-s-fruktami---1596«Корзина с фруктами» (1596)Lyutnist---E`rmitazh«Лютнист» (Эрмитаж)Prizvanie-apostola-Matfeya---1600«Призвание апостола Матфея» (1600)Malchik-ukushennyiy-yashheritsey«Мальчик, укушенный ящерицей»Amur-pobeditel---ok.-1603«Амур-победитель», (ок. 1603)Источник

maxxbay.livejournal.com

Караваджо — Википедия РУ

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571(15710929), Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе[it]) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Милан 1571—1591

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.

В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано[en], считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.

Первые работы художника, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.

Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.

Рим 1592—1594

В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.

Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось[5].

В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.

В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи.

Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594).

После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.

  «Гадалка» (1594)

Вскоре он порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.

В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет.

Первые многофигурные картины созданы в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка» (Капитолийские музеи). Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией.

В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Осенью 1594 Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где он встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.

Рим 1595—1599

Этот период жизни, проведённый на вилле Мадама, оказался для Караваджо весьма плодотворным, кроме того, картины, созданные в это время почти все сохранились до наших дней.

На картине «Музыканты» (1595) в центре изображён Марио Миннити, а рядом художник разместил себя с рожком. Развернутую к зрителю партитуру прочитать невозможно. В образе Амура с виноградом некоторые исследователи усматривают эротический намёк на отношения с Миннити. Миннити изображён и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596, Лондон), проданной торговцу предметами искусства Валентино.

В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески, Грамматикой, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент — Федерико Цуккаро. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

В 1596 году Караваджо создаёт первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами».

В «Лютнисте» (1596, Эрмитаж) партитуру прочитать оказалось несложно, это мадригал Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Кому адресовано это послание, неизвестно.

В 1597 году от кардинала дель Монте поступил заказ на роспись потолка его резиденции. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон».

Картины Караваджо становятся популярны, он пишет повторения: «Лютнист» (Метрополитен), «Гадалка» (Лувр).

  «Отдых на пути в Египет» (1597)

Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). «Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»[5]. Им написаны также «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).

Первый женский образ в творчестве Караваджо — «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), показывает способность художника на глубокую и поэтически значительную трактовку образа. Картина была продана банкиру и покровителю искусств Винченцо Джустиньяни. За ней последовали «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598). «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1598) демонстрирует, что Караваджо в своём реализме не чуждается нарочито натуралистических эффектов.

В «Иоанне Крестителе» (1598) заметно влияние Микеланджело.

Караваджо стал знаменит. Он покидает виллу Мадама и перебирается в дом банкира и коллекционера Чириако Маттеи, купившего «Гадалку». Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию.

Рим 1600—1606

  «Призвание апостола Матфея» (1600)

25 июня 1599 года с Караваджо был заключен контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези сценами из жизни св. Матфея за 400 скудо.

Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). Караваджо изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро. Художник выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. Рентгенограмма показала, что художник много раз переделывал картину, первоначально Христос находился в центре.

Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя.

В отличие от других картин, сосредоточенных в частных собраниях, эти произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава. Заказчики остались довольны и Караваджо было поручено выполнить центральный образ для алтаря. Караваджо написал картину «Святой Матфей и ангел» (1602), которая не устроила заказчиков, так как Св. Матфей был написан в образе простого крестьянина. Второй вариант «Святого Матфея и ангела» (1602), как и две другие картины цикла и сейчас находятся в Сан-Луиджи-деи-Франчези.

Похожие истории вышли и с другими заказами церквей. 24 сентября 1600 был оформлен заказ церкви Санта-Мария дель Пополо на «Распятие апостола Петра» (1601) и «Обращение Савла» (1601). Духовенство отклонило первые варианты картин и приняло только вторые.

  «Обращение Савла». Второй вариант (1601)

«Картина „Обращение Савла“ — это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю. Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан. Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия».[6]

14 июня 1602 года поступил заказ на «Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере. Монахи картину не приняли. Художник-реалист написал картину в стиле, далёком от церковных канонов. Кроме того, в качестве модели была приглашена куртизанка Элен. Покупателя на картину долго не находилось, пока Рубенс не посоветовал приобрести её мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.

В 1601 году Караваджо снял собственную мастерскую, появились и ученики: Бартоломео Манфреди, Марио де Фьори, Спада.

В это время Караваджо создаёт много картин на религиозные темы: «Иоанн Креститель» (1600), «Ужин в Эммаусе» (1602), «Неверие апостола Фомы» (1602), «Иоанн Креститель» (1602, Капитолийские музеи), «Иоанн Креститель» (1602, Галерея Дориа-Памфили), «Взятие Христа под стражу» (1602), «Жертвоприношение Исаака» (1602), «Святое семейство с Иоанном Крестителем» (1603), «Коронование терновым венцом» (1603), «Иоанн Креститель» (1604, Канзас), «Иоанн Креститель» (1604, Рим), «Призвание святых Петра и Андрея» (1604), «Христос на Масличной Горе» (1605), «Се Человек» (1605), «Св. Иероним в размышлении» (1605), «Пишущий св. Иероним» (1605).

  «Положение во гроб» (1603)

Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображён, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело. Картина была отвергнута церковниками.

В 1604 Караваджо едет в Лорето, где пишет алтарный образ для церкви Сант-Агостино. «Мадонна ди Лорето (Богоматерь паломников)» опять вызвала скандал, церковникам не понравилось декольте мадонны и то, что позировала художнику куртизанка.

В 1605 папа Павел V заказал художнику образ Девы Марии для собора святого Петра. Несмотря на предупреждения друзей, Караваджо опять пригласил позировать Элен. «Мадонна со змеёй» провисела в соборе только два дня.

Многие картины, отвергнутые заказчиками, были куплены Джустиньяни, опись его коллекции, проведённая в 1630 году, содержала 15 произведений Караваджо.

Среди картин нерелигиозной тематики повтор «Мальчик, укушенный ящерицей» (1600, Флоренция) и картина «Амур-победитель» (1602), написанная не по заказу.

Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни.

29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.

В изгнании (1606—1610)

  «Мадонна с чётками» (1607)

Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении Колонна. Там он написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье» (1606), «Ужин в Эммаусе» (1606). Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря».

Караваджо переезжает в Неаполь, где им было написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины» (1606), «Распятие апостола Андрея» (1607), «Давид с головой Голиафа» (1607), «Мадонна Розария (Мадонна с чётками)» (1607), «Коронование терновым венцом» (1607), «Бичевание Христа» (1607), «Христос у колонны» (1607), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607).

По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал с огромной живописной энергией картину «Семь дел милосердия» (1607), которая до сих пор находится в этой церкви.

Неожиданно в июле 1607 года Караваджо направляется на Мальту — в Ла Валетту.

«Св. Иероним» (1608), написанный им для кафедрального собора Сан Джованни деи Кавалиери, понравился великому магистру мальтийского ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты: Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли.

14 июля 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.

По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra — брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. На Мальте были написаны также «Спящий Амур» (1608), «Иоанн Креститель» (1608) и «Благовещение» (1608).

Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать и в октябре 1608 года приплыл на Сицилию в город Сиракузы, где содействие ему оказал Марио Миннити.

  «Давид с головой Голиафа» (1607—1610)

Для церкви святой Лючии Караваджо написал «Погребение св. Лючии» (1608).

В январе 1609 года он переезжает в Мессину, где создаёт «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов». В них доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». «Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле»[5].

Он пишет такие полотна как «Вакх» (1596), «Голова Медузы» (1597), «Куртизанка Филлида» (1597), «Портрет Маффео Барберини» (1598), «Нарцисс» (1599).

В конце 1609 года он направляется в Палермо, где пишет «Рождество Христа с Лаврентием и Франциском», картину, украденную в 1969 году.

Из Палермо Караваджо возвращается в Неаполь, где на него было совершено покушение. В Неаполе созданы «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609), «Отречение св. Петра» (1610), «Иоанн Креститель» (1610).

На картине «Давид с головой Голиафа» (1607—1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.

Для Маркантонио Дориа Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы». Дориа получил последнюю работу живописца 18 июня.

В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, художник решил перебраться поближе к Риму и ждать официального помилования. Он нанял фелюгу и отплыл из Неаполя. Дальнейшие события покрыты тайной. По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, которым не все исследователи доверяют, Караваджо был задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, и он отправился пешком в Порто-Эрколе[it], где и умер 18 июля.

31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Влияние

Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты — Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.

Автопортреты

  • «Музыканты» (1595). Караваджо написал себя с рожком между двумя музыкантами.

  • «Мученичество апостола Матфея» (фрагмент) (1600)

  • «Давид с головой Голиафа» (фрагмент) (1607-1610)

Галерея

  • «Лютнист» (Эрмитаж)

  • «Кающаяся Мария Магдалина»

  • «Принесение в жертву Исаака»

  • «Св. Матфей и ангел»

  • «Взятие Христа под стражу»

Киновоплощения

Примечания

Литература

  • Все­во­лож­ская С. Ми­ке­ланд­же­ло да Ка­ра­вад­жо. М., 1960
  • Караваджо / Дажина В. Д. // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 53. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6.
  • Зна­ме­ров­ская Т. П. Ми­ке­ланд­же­ло да Ка­ра­вад­жо. М., 1955
  • Ламбер Ж. Караваджо. — М.: Taschen, 2010.
  • Ланди Э. Тайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2.
  • Лон­ги Р. Ка­ра­вад­жо // Лон­ги Р. От Чи­ма­буэ до Мо­ран­ди. М., 1984
  • Махов А. Е. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 331 с. — (Жизнь замечательных людей). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03196-8.
  • Микеланждело Да Караваджо: Воспоминания современников; Документы. — М.: Искусство, 1975. — 118 с.
  • Свидерская М. И. Караваджо: Первый современный художник. Проблемный очерк. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 240 с. — ISBN 5-86007-208-2.
  • Шапиро Ю. Г., Персианова О. М., Мытарева К. В., Аране Н. М. Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. — Л.: Аврора, 1971.

Ссылки

http-wikipediya.ru

Караваджо

Выдающийся итальянский художник Караваджо (1571-1610 гг.) известен не только тем, что стал основателем реализма в живописи. Дело в том, что на закате эпохи Возрождения возник стиль барокко, виднейшим представителем которого и был Микеланджело Меризи да Караваджо (не путать с Микеланджело Буонарроти).

Portret-Karavadzho-rabotyi-Ottavio-Leoni-1621-godПортрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

Если вам нравятся интересные факты из жизни великих людей, тогда краткое описание жизни гениального мастера с его невероятными приключениями, однозначно принесет вам удовольствие.

Сразу нужно сказать, что картины Караваджо по-настоящему впечатляют даже тех, кто не силен в искусстве. Дело в том, что художник использовал технику «кьяроскуро», которая заключается в резком противопоставлении света и тени. Именно за счет этого приема маэстро особенным образом подчеркивал эмоции и переживания своих героев.

Интересен факт, что Караваджо, за свою недолгую жизнь (а прожил он всего 38 лет), не оставил ни одного рисунка или эскиза. Другими словами, он все свои, даже самые сложные идеи, реализовывал сразу же на холсте, без всяких предварительных этапов.

Юный Караваджо

Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от Милана, Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано. Там он знакомится с искусством живописи, и уже к 20 годам своей жизни, молодой художник Караваджо подает большие надежды.

Однако его чрезвычайно резкий и вспыльчивый характер мешает ему строить карьеру. Постоянные скандалы, драки и тюремные заключения сопровождали его всю жизнь. Из Милана он вынужден был срочно уехать в Рим после того, как карточная игра закончилась скандалом и убийством.

Жизнь в Риме

Здесь весьма примечательно наблюдение итальянского священника Борромео, который, познакомившись с Караваджо, охарактеризовал его так:

«Человек неотесанный и грубый, вечно скитающийся по улицам и спящий где придется, он рисует бродяг, нищих и пьяниц, и кажется вполне счастливым человеком».

Первые работы Караваджо выполнены под заметным влиянием Леонардо да Винчи и Тициана. Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился. С тех пор в искусстве он известен именно под ним.

После очередной драки, Караваджо снова попадает в тюрьму, где встречается с Джордано Бруно. В 1593 он несколько месяцев был на грани жизни и смерти, так как серьезно заболел римской лихорадкой (малярия). На стадии выздоровления он пишет свой первый автопортрет. Картина называется «Больной Вакх».

Более же всего славы ему принесли картины на библейские сюжеты. Непонятно, каким образом Караваджо умудрялся соединять их с разгульной жизнью и постоянными скандалами. Он без разбора бросался со шпагой на любого, кто плохо отзывался о его художественных произведениях.

Бегство из Рима

В 1606 году маэстро был объявлен папой Павлом V (его портрет есть внизу) вне закона. А это значило, что любой человек мог его не только убить, но еще и получить за это награду. Конечно, для такого серьезного решения у папы были основания.

Случилось так, что в ходе игры в мяч началась драка между двумя компаниями. В одной предводительствовал Караваджо, а в другой - Рануччо Томассони. В конечном счете, Рануччо Томассони был убит, а художника обвинили в преступлении.

Поддавшись в бега, он скрывается в имении Колонна, где пишет мрачные картины «Святой Франциск в раздумье» и «Ужин в Эммаусе».

После этого он переезжает в Неаполь, а через год - на Мальту. Но тут он снова оказывается замешанным в какой-то скандал, и вновь попадает в тюрьму. Его посадили в так называемый каменный мешок, но он каким-то образом умудрился оттуда бежать.

В 1608 г. Караваджо приплыл на Сицилию в город Сиракузы. Переезжая по сицилийским городам, он пишет свои знаменитые картины.

Смерть и помилование

В прошествии нескольких лет, кардинал Гонзага начинает вести переговоры с римским папой Павлом V о том, чтобы помиловать Караваджо. В надежде на положительное решение, художник планирует тайно перебраться поближе к Риму.

Однако отплыв от Неаполя, он пропадает, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Есть только сведения, которым не все историки доверяют, что он, якобы, был задержан в крепости Пало, а затем пешком отправился в Порто-Эрколе.

Именно там 18 июля по неизвестным причинам мастер умер в возрасте 38 лет. А уже 31 июля обнародовали указ о помиловании Караваджо. Параллельно с ним было опубликовано и сообщение о смерти художника.

Интересные факты

Как мы уже говорили, Караваджо оказал колоссальное влияние на искусство вообще, и на творчество многих выдающихся художников в частности. Однако его буйный и невероятно вспыльчивый характер стал притчею в языцех.

Очевидцы рассказывают, что когда он писал картину «Воскрешение Лазаря», ему нужны были реальные образы. Будучи фанатом своего дела, он приказал принести в мастерскую недавно убитого человека, которого выкопали из могилы.

Два нанятых натурщика наотрез отказались позировать, вместе с начавшим разлагаться трупом. Недолго думая, Караваджо выхватил кинжал, и силой принудил их подчиниться собственной воле.

Картины Караваджо

Ниже приводим наиболее известные картины Караваджо. Обратите внимание на их удивительный реализм, потрясающую игру света и тени, а также точность в передаче малейших эмоций. Такое впечатление, что герои сюжетов живут своей жизнью, и лишь на мгновение замерли.

SHuleryi---1594«Шулеры» (1594) Malchik-s-korzinoy-fruktov«Мальчик с корзиной фруктов» Bolnoy-Vakh---fragment-1593«Больной Вакх» (фрагмент) (1593) Gadalka---1594«Гадалка» (1594) Korzina-s-fruktami---1596«Корзина с фруктами» (1596) Lyutnist---E`rmitazh«Лютнист» (Эрмитаж) Prizvanie-apostola-Matfeya---1600«Призвание апостола Матфея» (1600) Malchik-ukushennyiy-yashheritsey«Мальчик, укушенный ящерицей» Amur-pobeditel---ok.-1603«Амур-победитель», (ок. 1603) Portret-papyi-Pavla-VПортрет папы Павла V кисти Караваджо. Тот самый папа, который объявил

http://interesnyefakty.org/karavadzho/

mirinteresno.mirtesen.ru

caravaggio6

 

 

 

Казалось бы, все идет прекрасно - новоиспеченный кавалер Караваджо интенсивно работает, всполне освоившись с новым окружением и став официальным художником Ордена. Но... Как всегда, с ним снова что-то случается. До сих пор остаются неясными причины, приведшие его к заключению в тюрьму Ла Валлетты - замок Sant'Angelo. Возможно, его обвинили в тяжелом оскорблении, нанесенном одному из кавалеров по справедливости Ордена? Впрочем, гораздо более вероятно предположить, что San Gerolamo, 1607, Malta, La Valletta, Museo della cattedrale di San Giovanniвеликий магистр узнал о его преступлении. Разумеется, раскрывашийся обман вызвал бурный гнев мальтийских властей. Булла, датированная 1 декабря 1608 года, которой несчастный художник изгоняется из Ордена и с Мальты, называет его по-латински "membrum putridum et foetidum", что наводит на мысль о проступке куда более тяжком, чем ссора между кавалерами. 6 октября его выпускают из тюрьмы, и он направляется на Сицилию. Ему снова приходится все начинать сначала. Теперь римская амнистия становится для него единственным способом отмыться от двойного позора. Его новое бегство (на сей раз - с Мальты) было бы невозможно без участия сообщников. Сиракузы - первый порт, в который заходят корабли, направляющиеся с Мальты на Север. Караваджо прибывает в этот древний греческий порт в октябре 1608 года. Благодаря старинному другу Марио Миннити, он получает заказ на картину "Погребение святой Лючии" для одноименной церкви.Sepoltura di santa Lucia, 1608 ca., Siracusa, chiesa di Santa Lucia, in deposito al Museo del palazzo Bellomo Во время своего пребывания в Сиракузах он имеет случай побывать в знаменитых Латомиях - пещерах, выбитых греками, куда тиран Дионисий заключал своих противников. О визите туда Караваджо в 1613 году писал в своей книге местный археолог Винченцо Мирабелла. Легенда гласит, что в этих огромных пещерах акустика позволяла тирану подслушивать разговоры своих пленников, откуда и пошло название - "ухо Дионисия", которое дал им, похоже, именно Караваджо. Вход в эти пещеры послужил ему фоном для "Погребения святой Лючии". Похоже, что по каким-то причинам Караваджо вынужден был сократить срок своего пребывания в Сиракузах. Он перебирается в Мессину до конца 1608 года. Кажется, что это новое путешествие он предпринимает, выдавая себя за кавалера мальтийского Ордена, возможно, для того, чтобы его друзья и покровители не узнали о Resurrezione di Lazzaro, 1609, Messina, Museo Nazionaleего изгнании из Ордена (в Мессине Орден очень активно действовал). Когда богатый генуэзский коммерсант Джован Баттиста Ладзари заказывал художнику "Воскрешение Лазаря" для фамильной капеллы в церкви Porta Croce, он думал, что обращается к мальтийскому кавалеру. Он получает картину 10 июня 1609 года, и документ, подтверждающий получение заказа, говорит о "cavaliere gerosolamitano", то есть - о кавалере Иерусалима. Благодаря этой работе, Меризи получает второй заказ, еще более престижный - от сената. Речь идет о "Поклонении пастухов", которое Караваджо пишет для церкви капуцинов. Эта карина приносит ему тысячу скуди, как и картина для Ладзари. В этой работе Краваджо изображает "бедное рождение Иисуса", которым будут вдохновляться многие европейские художники Сейченто.Adorazione dei pastori, 1609, Messina, Museo Nazionale

В августе 1609 года Меризи пишет "Рождение Иисуса с пастухом, святым Лоренцо, святым Франческо и ангелом"для колледжа San Lorenzo в Палермо. В это время город контролируется испанцами. Чтобы избежать проблем со Святейшей Инквизицией, Караваджо пишет эту свою последнюю сицилийскую работу в более традиционном стиле, чем обычно. В частности, он вводит в нее фигуру ангела, в руке которого развивается полоска ткани с надписью "gloria in excelsis deo", как бы для того, чтобы пресечь в зародыше возможную критику по Nativita' con i santi Francesco e Lorenzo, 1609 ca., un tempo a Palermo, oratorio della Compagnia di San Lorenzo (opera rubata)поводу остальной композиции, построенной по принципу "Поклонения пастухов". Осенью того же года, возвращаясь в Неаполь, Караваджо оставляет за собой некоторые события, которые породят легенду о нем, как о художнике гениальном, но психопатичном. Один из его заказчиков - Ди Джакомо - говорит о его "больном мозге". Через сто лет после смерти Караваджо, его биограф Сузинно называет его "полусумасшедшим", "экстравагантным и сорвиголовой", рассказывая, что он изрезал кинжалом свою картину "Воскресение Лазаря" лишь потому, что ее критиковали. Сузинно пишет и о том, что Караваджо отказался перекреститься со святой водой перед Мадонной дель Пиластро, утверждая, что у него нет никаких мелких грехов, которые можно было бы искупить подобным образом, ибо за ним числятся только смертные грехи. Кроме всего этого, биограф пишет еще и о том, что художник тяжело ранил школьного учителя Карло Пепе, который запрещал ему приглашать своих учеников в качестве моделей, боясь их развращения.

Вернувшись в Неаполь, Караваджо оказывается жертвой нападения, произошедшего напротив гостиницы Черрильо. Римский информатор герцога Урбинского (который очень интересовался Караваджо, пытаясь купить его картины за счет поклонников и коллекционеров художника) в послании, написанном своему господину 24 октября 1609 года пишет даже о том, что Караваджо убит. Этой версии придерживается и Бальоне, видя в этом нападении месть Великого Магистра Мальтийского Ордена. Некоторые же недавно найденные документы позволяют предположить, что сразу же по прибытии Караваджо был арестован испанцами, правда, быстро освобожден, хотя и под наблюдение Louis Finson, Resurrezione di Cristo, 1610, Aix-en-Provence, chiesa di San Giovanni di Maltaполиции. Последнее пребывание художника в Неаполе заканчивается в июле 1610 года, когда он отбывает в Рим. В Неаполе он пишет три великолепных картины, которые, к несчастью, были уничтожены землетрясением 1805 года, в котором погибла и церковь Sant'Anna dei Lombardi, для которой они и были написаны. Речь идет о "Святом Франциске, получающем стигматы", "Иоанне Крестителе" и "Воскрешении" (с этой последней картины фламандский художник Луи Финсон написал копию, которую и до сих пор можно увидеть в церкви San Giovanni di Malta в Экс-ан-Прованс). В последние три месяца жизни Караваджо усиленно работает. Напомню, что в Неаполе, где он пробыл самое большее восемь месяцев, он написал семь картин, плюс - три уничтоженных землетрясением. Итого - десять. Можно было бы, конечно, предположить, что он работал (по традиции той эпохи) вместе с учениками и помощниками. Но эксцентричная натура Караваджо заставляет усомниться в том, чтобы он мог управлять командой помощников, да и постоянные непредвиденные перемещения тоже этому не способствовали. Его возвращение в Рим не прошло незамеченным; заказчиками художника становятся представители высшей знати, причем - не неаполитанской: семейство Гонзага из мантуи, герцоги Лорены (для них он написал "Благовещение"), и генуэзский князь Маркантонио Дориа, заказавший ему "Мученичество святой Урсулы" - последнюю документированную картину Караваджо. Благодаря посредничеству этих высокопоставленных заказчиков, Караваджо умудряется наладить связь с римскими властями, чтобы попытаться любой ценой получить помилование от папы Павла V, которое позволило бы ему наконец вернуться в столь любимый им Рим.

 

 

Hosted by uCoz

italia-mia.narod.ru

Караваджо — википедия фото

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571(15710929), Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе[it]) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Милан 1571—1591

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.

В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано[en], считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.

Первые работы художника, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.

Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.

Рим 1592—1594

В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.

Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось[5].

В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.

В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи.

Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594).

После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.

  «Гадалка» (1594)

Вскоре он порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.

В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет.

Первые многофигурные картины созданы в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка» (Капитолийские музеи). Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией.

В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Осенью 1594 Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где он встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.

Рим 1595—1599

Этот период жизни, проведённый на вилле Мадама, оказался для Караваджо весьма плодотворным, кроме того, картины, созданные в это время почти все сохранились до наших дней.

На картине «Музыканты» (1595) в центре изображён Марио Миннити, а рядом художник разместил себя с рожком. Развернутую к зрителю партитуру прочитать невозможно. В образе Амура с виноградом некоторые исследователи усматривают эротический намёк на отношения с Миннити. Миннити изображён и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596, Лондон), проданной торговцу предметами искусства Валентино.

В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески, Грамматикой, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент — Федерико Цуккаро. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

В 1596 году Караваджо создаёт первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами».

В «Лютнисте» (1596, Эрмитаж) партитуру прочитать оказалось несложно, это мадригал Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Кому адресовано это послание, неизвестно.

В 1597 году от кардинала дель Монте поступил заказ на роспись потолка его резиденции. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон».

Картины Караваджо становятся популярны, он пишет повторения: «Лютнист» (Метрополитен), «Гадалка» (Лувр).

  «Отдых на пути в Египет» (1597)

Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). «Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»[5]. Им написаны также «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).

Первый женский образ в творчестве Караваджо — «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), показывает способность художника на глубокую и поэтически значительную трактовку образа. Картина была продана банкиру и покровителю искусств Винченцо Джустиньяни. За ней последовали «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598). «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1598) демонстрирует, что Караваджо в своём реализме не чуждается нарочито натуралистических эффектов.

В «Иоанне Крестителе» (1598) заметно влияние Микеланджело.

Караваджо стал знаменит. Он покидает виллу Мадама и перебирается в дом банкира и коллекционера Чириако Маттеи, купившего «Гадалку». Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию.

Рим 1600—1606

  «Призвание апостола Матфея» (1600)

25 июня 1599 года с Караваджо был заключен контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези сценами из жизни св. Матфея за 400 скудо.

Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). Караваджо изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро. Художник выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. Рентгенограмма показала, что художник много раз переделывал картину, первоначально Христос находился в центре.

Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя.

В отличие от других картин, сосредоточенных в частных собраниях, эти произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава. Заказчики остались довольны и Караваджо было поручено выполнить центральный образ для алтаря. Караваджо написал картину «Святой Матфей и ангел» (1602), которая не устроила заказчиков, так как Св. Матфей был написан в образе простого крестьянина. Второй вариант «Святого Матфея и ангела» (1602), как и две другие картины цикла и сейчас находятся в Сан-Луиджи-деи-Франчези.

Похожие истории вышли и с другими заказами церквей. 24 сентября 1600 был оформлен заказ церкви Санта-Мария дель Пополо на «Распятие апостола Петра» (1601) и «Обращение Савла» (1601). Духовенство отклонило первые варианты картин и приняло только вторые.

  «Обращение Савла». Второй вариант (1601)

«Картина „Обращение Савла“ — это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю. Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан. Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия».[6]

14 июня 1602 года поступил заказ на «Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере. Монахи картину не приняли. Художник-реалист написал картину в стиле, далёком от церковных канонов. Кроме того, в качестве модели была приглашена куртизанка Элен. Покупателя на картину долго не находилось, пока Рубенс не посоветовал приобрести её мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.

В 1601 году Караваджо снял собственную мастерскую, появились и ученики: Бартоломео Манфреди, Марио де Фьори, Спада.

В это время Караваджо создаёт много картин на религиозные темы: «Иоанн Креститель» (1600), «Ужин в Эммаусе» (1602), «Неверие апостола Фомы» (1602), «Иоанн Креститель» (1602, Капитолийские музеи), «Иоанн Креститель» (1602, Галерея Дориа-Памфили), «Взятие Христа под стражу» (1602), «Жертвоприношение Исаака» (1602), «Святое семейство с Иоанном Крестителем» (1603), «Коронование терновым венцом» (1603), «Иоанн Креститель» (1604, Канзас), «Иоанн Креститель» (1604, Рим), «Призвание святых Петра и Андрея» (1604), «Христос на Масличной Горе» (1605), «Се Человек» (1605), «Св. Иероним в размышлении» (1605), «Пишущий св. Иероним» (1605).

  «Положение во гроб» (1603)

Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображён, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело. Картина была отвергнута церковниками.

В 1604 Караваджо едет в Лорето, где пишет алтарный образ для церкви Сант-Агостино. «Мадонна ди Лорето (Богоматерь паломников)» опять вызвала скандал, церковникам не понравилось декольте мадонны и то, что позировала художнику куртизанка.

В 1605 папа Павел V заказал художнику образ Девы Марии для собора святого Петра. Несмотря на предупреждения друзей, Караваджо опять пригласил позировать Элен. «Мадонна со змеёй» провисела в соборе только два дня.

Многие картины, отвергнутые заказчиками, были куплены Джустиньяни, опись его коллекции, проведённая в 1630 году, содержала 15 произведений Караваджо.

Среди картин нерелигиозной тематики повтор «Мальчик, укушенный ящерицей» (1600, Флоренция) и картина «Амур-победитель» (1602), написанная не по заказу.

Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни.

29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.

В изгнании (1606—1610)

  «Мадонна с чётками» (1607)

Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении Колонна. Там он написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье» (1606), «Ужин в Эммаусе» (1606). Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря».

Караваджо переезжает в Неаполь, где им было написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины» (1606), «Распятие апостола Андрея» (1607), «Давид с головой Голиафа» (1607), «Мадонна Розария (Мадонна с чётками)» (1607), «Коронование терновым венцом» (1607), «Бичевание Христа» (1607), «Христос у колонны» (1607), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607).

По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал с огромной живописной энергией картину «Семь дел милосердия» (1607), которая до сих пор находится в этой церкви.

Неожиданно в июле 1607 года Караваджо направляется на Мальту — в Ла Валетту.

«Св. Иероним» (1608), написанный им для кафедрального собора Сан Джованни деи Кавалиери, понравился великому магистру мальтийского ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты: Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли.

14 июля 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.

По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra — брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. На Мальте были написаны также «Спящий Амур» (1608), «Иоанн Креститель» (1608) и «Благовещение» (1608).

Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать и в октябре 1608 года приплыл на Сицилию в город Сиракузы, где содействие ему оказал Марио Миннити.

  «Давид с головой Голиафа» (1607—1610)

Для церкви святой Лючии Караваджо написал «Погребение св. Лючии» (1608).

В январе 1609 года он переезжает в Мессину, где создаёт «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов». В них доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». «Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле»[5].

Он пишет такие полотна как «Вакх» (1596), «Голова Медузы» (1597), «Куртизанка Филлида» (1597), «Портрет Маффео Барберини» (1598), «Нарцисс» (1599).

В конце 1609 года он направляется в Палермо, где пишет «Рождество Христа с Лаврентием и Франциском», картину, украденную в 1969 году.

Из Палермо Караваджо возвращается в Неаполь, где на него было совершено покушение. В Неаполе созданы «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609), «Отречение св. Петра» (1610), «Иоанн Креститель» (1610).

На картине «Давид с головой Голиафа» (1607—1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.

Для Маркантонио Дориа Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы». Дориа получил последнюю работу живописца 18 июня.

В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, художник решил перебраться поближе к Риму и ждать официального помилования. Он нанял фелюгу и отплыл из Неаполя. Дальнейшие события покрыты тайной. По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, которым не все исследователи доверяют, Караваджо был задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, и он отправился пешком в Порто-Эрколе[it], где и умер 18 июля.

31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Влияние

Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты — Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.

Автопортреты

  • «Музыканты» (1595). Караваджо написал себя с рожком между двумя музыкантами.

  • «Мученичество апостола Матфея» (фрагмент) (1600)

  • «Давид с головой Голиафа» (фрагмент) (1607-1610)

Галерея

  • «Лютнист» (Эрмитаж)

  • «Кающаяся Мария Магдалина»

  • «Принесение в жертву Исаака»

  • «Св. Матфей и ангел»

  • «Взятие Христа под стражу»

Киновоплощения

Примечания

Литература

  • Все­во­лож­ская С. Ми­ке­ланд­же­ло да Ка­ра­вад­жо. М., 1960
  • Караваджо / Дажина В. Д. // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 53. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6.
  • Зна­ме­ров­ская Т. П. Ми­ке­ланд­же­ло да Ка­ра­вад­жо. М., 1955
  • Ламбер Ж. Караваджо. — М.: Taschen, 2010.
  • Ланди Э. Тайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2.
  • Лон­ги Р. Ка­ра­вад­жо // Лон­ги Р. От Чи­ма­буэ до Мо­ран­ди. М., 1984
  • Махов А. Е. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 331 с. — (Жизнь замечательных людей). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03196-8.
  • Микеланждело Да Караваджо: Воспоминания современников; Документы. — М.: Искусство, 1975. — 118 с.
  • Свидерская М. И. Караваджо: Первый современный художник. Проблемный очерк. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 240 с. — ISBN 5-86007-208-2.
  • Шапиро Ю. Г., Персианова О. М., Мытарева К. В., Аране Н. М. Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. — Л.: Аврора, 1971.

Ссылки

org-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта