Саския и Рембрандт: мистическая история любви. Саския картина рембрандта


Саския и Рембрандт: мистическая история любви

Глядя с многочисленных полотен, первая жена художника как будто сглазила мужа

15 июля 1606 года в южноголландском Лейдене, у родителей с очень сложными именами — зажиточного мельника Хармена Герритсзоона ван Рейна и его жены Неелтген Виллемсдохтер ван Зейдтброук — родился восьмой сын.

Матушка будущего художника назвала ребенка в честь бабушки, своеобразно переделав женское имя Ремеджия. Весь мир его знает просто как Рембрандта.

Рембрандт ван Рейн. Автопортрет в молодостиРембрандт ван Рейн. Автопортрет в молодости

Юрист с кисточкой

Никто не знал, что из него вырастет гений, и биографы за малышом толпой не ходили. Поэтому известно только, что отец отдал его в Латинскую школу, а потом парень поступил в университет.

Глава семьи не сомневался: только ученый человек может принести настоящую пользу своей стране, тем более что в тогдашней Голландии образование ценили высоко: большинство жителей станы умели читать и писать, народные школы существовали в каждом населенном пункте.

Многие горожане изъяснялись на нескольких языках, а детей в городских семьях в обязательном порядке обучали латыни и французскому. Лейден же вообще славился своими учебными заведениями.

Предполагалось, что юный Рембрандт будет совершенствовать себя в областях права и теологии, но его больше тянуло к живописи. Родители не стали препятствовать увлечению сына, позволили ему покинуть университет и отправили учиться к художнику.

Почти забыто имя Якоба ван Сваненбюрха, а ведь именно он был первым наставником 16-летнего Рембрандта. С лучшими на тот момент образцами венецианской, испанской, неаполитанской и римской школ живописи он познакомился в мастерской Питера Ластмана в Амстердаме.

Когда Рембрандту исполнилось 18 лет, вместе с другом Ливенсом художник открыл собственную мастерскую. За семь лет будущий гений стал модным портретистом и легко находил покупателей для своих работ. В Амстердаме он завален заказами, а имя становится популярным настолько, что его картины и гравюры подделываются. Это уже настоящее признание! Да и юноши из лучших семейств, мечтающие стать художниками, желают учиться непременно у Рембрандта. Хотя он успел прославиться и как очень строгий педагог, считающий, что занятия живописью не должны соседствовать с развлечениями.

Любовь, похожая на сон

Саския ван Эйленбург в юностиСаския ван Эйленбург в юности

 

Знаменитая муза Рембрандта Саския была младшей дочерью бургомистра города Леуварден. Эта белокожая рыжая красавица выросла в большой и очень обеспеченной семье. Когда девице минуло 12 лет, мать семейства скончалась. Но девушка по-прежнему не знала ни в чем отказа, а когда подошло время, стала очень завидной невестой.

Знаковая встреча художника и юной особы состоялась в доме кузена девушки, художника Хендрике ван Эйленбурга, который к тому же был торговцем антиквариатом. Рембрандт буквально сражен девушкой: светящаяся нежная кожа, золотые волосы… Прибавьте к этому умение вести непринужденную беседу. Шутя, она предложила известному живописцу написать ее портрет. А тому только того и надо: Саския – идеальная модель для рембрандтовских сюжетов в темных и приглушенных тонах.

Рембрандт начинает писать портрет. Он встречается с Саскией не только на сеансах. Изменяя своему принципу, старается бывать на увеселительных прогулках и званых вечерах. Когда работа над портретом была закончена и частые встречи прекратились, Рембрандт понимает: вот та, на которой он хочет жениться. В 1633 году Саския ван Эйленбург стала невестой художника, а 22 июля 1634 года состоялась долгожданная свадьба.

Брак с Саскией открывает художнику путь в высшее общество. Отец-бургомистр оставил любимице колоссальное наследство: 40 000 флоринов. Даже на малую часть этой суммы можно было безбедно существовать долгие-долгие годы.

Рембрандт ван Рейн. «Саския в образе Флоры»Рембрандт ван Рейн. «Саския в образе Флоры»

Почти как в сказке

Счастливые и влюбленные супруги начали обустраивать общий дом. Скоро он стал напоминать музей. Стены украшали гравюры Микеланджело и полотна Рафаэля. Саския была на всё согласна, она очень любила мужа. А тот, в свою очередь, осыпал ее драгоценностями, оплачивал самые изысканные туалеты. И, разумеется, стремился запечатлеть любимый образ. Рембрандт, можно сказать, стал летописцем своей семейной жизни. В первые дни медового месяца супругов был написан знаменитый «Автопортрет с Саскией на коленях».

В 1635 году в семье родился первый сын, но прожил он очень недолго, и это стало для юной матери страшным ударом.

Прошло еще два года, и молодая пара, полная сил и энергии, переезжает в новую и дорогую квартиру, где разместилась их к тому моменту огромная коллекция антиквариата и древностей. Чуть позже Рембрандт, чьи дела шли отменно, покупает большой дом на Бреестрат. Саския — его опора, как в творчестве, так и в жизни. Он неустанно изображает жену на картинах, рисунках и офортах, а та преображается на них абсолютно по-разному.

В 1636 году Рембрандт пишет с жены знаменитую «Данаю» и одновременно делает гравюру, которая была очень высоко оценена: на ней Саския изображена в домашнем платье, со спокойной счастливой улыбкой.

Рембрандт ван Рейн. «Саския с красным цветком». 1641 год
Рембрандт ван Рейн. «Саския с красным цветком». 1641 год

За последней чертой

Как будто предчувствуя ранний уход жены, художник стремился запечатлеть каждый миг жизни любимой. Саскии в первые годы замужества не пришлось испытать радость материнства. Только четвертому ребенку, сыну, родившемуся в 1641 году, суждено было пережить мать и стать поддержкой для стареющего отца. Его назвали Титусом в честь недавно скончавшейся сестры Саскии, Титии. Впоследствии отец часто изображал его на полотнах, с огромной любовью и нежностью.

Но от судьбы не уйдешь… После рождения младшего сына, когда малютке было всего 9 месяцев, Саския умерла. Ей было только 30. На последнем портрете мужа женщина изображена в ожидании рождения младшего сына, и ее лицо светится предчувствием скорого счастья, которого на самом деле им обоим оставалось очень мало.

 

Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор». 1642 годРембрандт ван Рейн. «Ночной дозор». 1642 год

Расплата за счастье

Двенадцать лет Рембрандт хранил верность любимой Музе. Но подрастал сын, жизнь менялась, и вот в доме появилась новая хозяйка — Хендрикье Стоффельс.

Как будто Саския унесла с собой счастье художника: в 1647 году Рембрандт не смог внести очередной платеж за дом, а в июле 1656 года объявил себя банкротом. Дом, утварь и даже драгоценные предметы искусства уходят с молотка, но вырученных средств не хватает. Приближающаяся англо-голландская война обесценила даже самые гениальные полотна и скульптуры.

Рембрандт переезжает в ремесленный квартал Иордаан, на улицу Розенграхт. Отказывая себе во всем, он стремится только к одному: выплатить долги и восстановить честное имя семьи. Чтобы по возможности оградить отца от материальных забот, молодой Титус ван Рейн вместе с мачехой организуют предприятие по продаже произведений искусства. Кроме самых близких людей, никто тогда не подставил гению плечо.

Рембрандт ван Рейн. «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (натурщицей была Хендрикье Стоффельс)Рембрандт ван Рейн. «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (натурщицей была Хендрикье Стоффельс)

В июле 1663-го, не дожив до сорока, умирает Хендрикье, оставив дочь Корнелию. Судьба неутомимо наносила Рембрандту удар за ударом, словно месть за предыдущий успех: через семь месяцев после собственной свадьбы умирает сын художника Титус. Рембрандт присутствует крестинах внучки, родившейся после смерти отца и названной в честь его Титией, а очень скоро он будет хоронить и мать девочки — свою молодую невестку.

Последние годы Рембрандта были наполнены только страданием. Полуслепой художник пишет свой шедевр «Возвращение блудного сына». В 1669 году он умирает в нищете, практически забытый и покинутый всеми. О кончине великого живописца можно было узнать лишь по краткой записи в погребальной книге церкви при амстердамском кладбище в Вестеркерке. Даже могила его не сохранилась.

teleprogramma.pro

О большой и светлой любви Саскии и Рембрандта.

                       Саския поразила художника. Ее светлая нежная кожа, рыжеватые волосы... Они идеально подходили для его излюбленных темных, тяжелых и сверкающих тканей. Но совершенной моделью Саскию сделала любовь художника. Он немедленно стал писать ее. «Дрезденская Саския» – милая девушка, почти дитя, беспечная и веселая. Нет, она не красавица, она – любимая!

САСКИЯ...

Она выросла в семье адвоката, ученого и "по совместительству" бургомистра нидерландского города Леувардена Ромбертуса ван Эйленбурга. Саския была младшей дочерью в семье.

«Смеющаяся Саския» (1633, Дрезден). 

 

    К сожалению, когда Саскии исполнилось 12 лет, ее мать скончалась, и воспитанием девочки занялись ее старшие братья и сестры, благо их было предостаточно: в семье было восемь детей.

    Девушка ни в чем себе не отказывала – семья не бедствовала и могла обеспечить Саскию всем, что только душа пожелает.

    Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. Рембрандт был уже достаточно известен, чтобы иметь учеников, но в Амстердаме, тем не менее, намеревался закончить свое образование.

   В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание.

     Жизнь художника преобразилась. До женитьбы он довольствовался куском сыра с хлебом или простой селедкой. Теперь он, мужчина, вьет гнездо. Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник.

                                     

                                                      

                                                       «Саския в образе Флоры» (1634, С.-Петербург).

                                      

    Он много времени посвящает обустройству дома. Скоро квартира стала напоминать настоящий музей. Рембрандт обожал свой дом, его глаз художника с наслаждением покоился на роскошной обстановке, полной гармонии и изящества.

 

                                        

                                         Дом Рембранта в Амстердаме.

    Красавицу-жену Рембрандт любил наряжать в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос.

                                             РЕМБРАНДТ...

Его назвали в честь… бабушки. Обладавшая хорошим воображением мама художника, легко вышла из положения, "преобразовав" женское имя Ремеджия в мужское Рембрандт, оставив первые три буквы имени бабушки и добавив к ним окончание мужского рода "брандт". У него тоже было семеро братьев и сестер.

 

Автопортрет в молодости.

 

Он любил родной дом и в последующие годы с огромным удовольствием вспоминал время, проведенное в нем.

После окончания Латинской школы Рембрандт с легкостью поступил в Лейденский университет, где занялся изучением права и теологии. А уже к 18 годам у него и его друга Ливенса уже была собственная мастерская.

                                                       

 Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, опорой в работе. Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. С выразительного рисунка, хранящегося теперь в Берлине, на нас смотрит задорная, слегка насмешливая девушка в соломенной шляпе и с цветком в руке.

«Флора» (1641, Дрезден).

Столь же милой, так же просто, по-домашнему одетой она предстает перед нами на одном из последних портретов «Саския с цветком. (Флора)».

Саския любила позировать. Ее чувственная красота так и просилась на полотно, не стесняясь пристального, любящего вглядывания художника. Она расцветала под эти взглядом, становилась еще желаннее.Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» написанный в первые дни медового месяца. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке - он поднимает бокал за удачу и бросает вызов своим недругам

Автопортрет с Саскией на коленях, 1635.

Веселый кавалер с девушкой на коленях держит в руке бокал. На праздничном столе пирог с павлином. Пирующие сидели спиной к зрителям, теперь они повернулись лицом, чтобы выпить за наше здоровье. Удивительно, но об этой работе известно доподлинно очень мало. Неоспоримо, в частности, авторство Рембрандта, есть сведения, что он хранил ее у себя, не желая продавать, потому, быть может, что картина была ему дорога. Ее часто называют «Автопортретом с Саскией на коленях». Возможно, супруги устроили маскарад ради забавы, следуя моде на сцены из придворной жизни, а может, прославляя свой достаток

 

                                    

                                           Даная.1636-47гг

 Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества. 

                                                          

                                                                 

Саския .1633г

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

Судьба переменчива. То она обласкает счастьем, то... У них родилось четверо детей, трое из них умерли во младенчестве. Как радовала Саския рождению Титуса, какие строила планы! Увы, спустя год, в 1642-м, она умерла.

В антверпенском музее хранится полотно, на котором Рембрандт в последний раз при ее жизни изобразил Саскию. Этот портрет напоминает «Дрезденскую Саскию», написанную в 1632 году. Тот же поворот головы, та же поза, почти тот же наряд. И та же любовь художника. Только печальны задумчивые глаза, страдание на лице. 

                                                                   

                                                                                     Рембрандт, «Титус», 1658.

Двенадцать лет хранил Рембрандт верность любимой. Но жизнь требовала перемен, подрастал сын Титус. И в дом вошла другая женщина – Хендрикье Стоффельс. Но и она прожила недолго, оставив дочь Корнелию. Появилась третья жена, Катарина ван Вейк.

  • «Читающий Титус» (1656, Вена) 

10 февраля 1668 года Титус женился на Магдалене ван Лоо, дочери друга Рембрандта. 4 сентября 1668 года, спустя всего несколько месяцев, Титус умер, вероятно, от чумы и был похоронен 7 сентября при церкви Вестеркерк. Магдалена вскоре родила дочь, которую назвала Титией в честь отца.

Последние годы Рембрандта – это потеря сына Титуса, нищета, смерть друзей, тяжелый недуг. Полуслепой художник пишет свой шедевр «Возвращение блудного сына"

Он умер в Голландии, холодом моря повитой.

Оборванный бог, нищий гений...

Это случилось 4 октября 1669 года. В последний путь его провожал только один человек – дочь Корнелия.

Автопортрет.

А Саския на его портретах по-прежнему прекрасна. Ее глаза не вопрошают. Нет, они призывают:

"ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА! БУДЬТЕ ЛЮБИМЫ!"

 

 

 

maxpark.com

Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Автопортрет с Саскией»

Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Автопортрет с Саскией»

На этом полотне Рембрандт изобразил героя веселым кавалером, который знает толк в радостях жизни и умет ими наслаждаться. Подтверждением тому становиться предметы в комнате. Но главным свидетельством в пользу знатока жизни, несомненно, выступает красавица на руках у художника.

Картина передает момент из застолья. Праздничный стол богато убран и полон экстравагантных блюд. Четко виден пирог с павлином, что стал украшение и центром праздничного стола. Кавалер, держащий в руках приподнятый бокал, свидетельствует, что пирующие обращаются к зрителям. Во время пира они сидели с ним спиной, но сейчас повернулись, чтобы отдать почтение и выпить за их здоровье и благополучие.

Трактование картины всегда было двояким. Точно известно, что автором полотна является Рембрандт. Также не вызывает сомнений ценность картины для ее автора, ведь хранил шедевр художник у себя дома. На многочисленные просьбы продать е он всегда отвечал отказом.

Существуют версии, что картина изображает супругов, которые устраивают маскарад. Это был способ не6 только повеселится, но и показать свою состоятельность. Тем более что переодевания были тогда в моде и широко использовались при дворе. Именно это дало повод называть картину автопортретом.

Следуя другой версии, полотно изображает блудного сына. Он, получив деньги благодаря своим родителям, теперь вовсю наслаждается жизнью, проматывая состояние на развлечения. Тогда зрителю становится труднее предположить, чем закончиться история, что разворачивается перед его взором. Молодого человека ждет или крах, или чудесное преображение в зрелого и вдумчивого мужчину.

Будущее героев, тем не менее, не может омрачить их веселости, оставляя тон картины жизнерадостным, вселяя в душу зрителей веру в жизнь и будущее. Что в который раз подчеркивает гениальность художника, способного воплотить в жизнь и действие, и чувство.

opisanie-kartin.com

Рембрандт и Саския.

Дикие Хозяйки

15 июля 1606 в г. Лейдене у зажиточного мельника Хармена Герритса и его жены Неелтге Виллемс ван Зейтбрук родился шестой ребенок, названный Рембрандтом. Мельница находилась недалеко от пересекавшего город Рейна, поэтому Хармена Герритса стали называть ван Рейн, и это добавление к фамилии получила и вся семья.

Рембрандт часто с удовольствием вспоминал о времени, проведенном в родительском доме. Родители, давая Рембрандту хорошее образование, хотели, чтобы он стал ученым или чиновником. Он учится в латинской школе, а затем с 1620 года – в Лейденском университете, который покидает, не закончив его.

Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 году переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца П.Ластмана.

Но обучение продолжилось всего полгода. В 1624 году Рембрандт возвращается в Лейден и там вместе со своим другом Я.Ливенсом открывает свою живописную мастерскую.

В конце 1631 года Рембрандт, уже известный портретист и автор исторических полотен, переезжает в Амстердам, крупнейший торговый город. Рембрандт становится одним из модных молодых портретистов Амстердама. Заказчики не заставили себя ждать.

Картины и гравюры Рембрандта находили себе покупателей на месте и начали проникать за границу. В самое короткое время Рембрандту удалось обеспечить себе вполне безбедное существование: он зарабатывал столько, что мог даже позволить себе такую роскошь, как покупка и собирание редких и дорогих вещей.

Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в 1612 году в семье фрисландского юриста, бургомистра города Леувардена. В двенадцать лет она осталась сиротой, и ее воспитанием занимались старшие братья и сестры, каждый понемногу. Семья была богатой и принадлежала к знатному сословию.

Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. Рембрандт был уже достаточно известен, чтобы иметь учеников, но в Амстердаме, тем не менее, намеревался закончить свое образование.

Саския поразила художника. Ее светлая нежная кожа, рыжеватые волосы... Они идеально подходили для его излюбленных темных, тяжелых и сверкающих тканей. Но совершенною моделью Саскию сделала любовь художника. Он немедленно стал писать ее. «Дрезденская Саския» – милая девушка, почти дитя, беспечная и веселая. Нет, она не красавица, она – любимая!

В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание.

Жизнь художника преобразилась. До женитьбы он довольствовался куском сыра с хлебом или простой селедкой. Теперь он, мужчина, вьет гнездо. Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник.

Он много времени посвящает обустройству дома, посещая антикварные лавки. Скоро квартира стала напоминать настоящий музей. Рембрандт обожал свой дом, его глаз художника с наслаждением покоился на роскошной обстановке, полной гармонии и изящества.

Красавицу-жену Рембрандт любил наряжать в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос.

Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, опорой в работе. Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. С выразительного рисунка, хранящегося теперь в Берлине, на нас смотрит задорная, слегка насмешливая девушка в соломенной шляпе и с цветком в руке. Столь же милой, так же просто, по-домашнему одетой она предстает перед нами на одном из последних портретов «Саския с цветком. (Флора)».

Саския любила позировать. Ее чувственная красота так и просилась на полотно, не стесняясь пристального, любящего вглядывания художника. Она расцветала под эти взглядом, становилась еще желаннее.

В 1636 году Рембрандт пишет знаменитую «Данаю». Он счастлив, и это передается в чувственно прекрасной Данае – Саскии. Одновременно он создает другой портрет жены (гравюру), который очень ценится знатоками. Прошло два года после свадьбы. Саския в домашнем платье, легкое покрывало накинуто на волнистые волосы, она спокойна, она любима.

Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году.

Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» написанный в первые дни медового месяца. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке - он поднимает бокал за удачу и бросает вызов своим недругам

Он жил, хотя и окруженный роскошной обстановкой, скромной жизнью протестантского бюргера, пока Саския охраняла его от всяких соблазнов и искушений, он не нажил себе ни дворцов, ни дорогих вилл. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый живописец. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. У него около 15 учеников.

В первые семь лет замужества Саския испытала только горе материнства и не знала его радостей. Из ее четырех детей трое, сын и две дочери, умерли в самом раннем возрасте - один только, родившийся в 1641 году, пережил мать и стал отрадой и поддержкой старика-отца.

Его назвали Титусом в честь недавно скончавшейся сестры Саскии, Титии. Этого бледного юношу с большими темными глазами Рембрандт с любовью и редкой проницательностью писал во время учения, за чтением, в монашеском одеянии, а позже, в 1663 году - в большом берете и с легким пушком на лице: здесь уже проступали первые признаки болезни, возможно, туберкулеза.

14 июля 1642 года умерла Саския, оставив Рембрандта с девятимесячным сыном Титусом. Двенадцать лет хранил Рембрандт верность любимой. Но жизнь требовала перемен, подрастал сын Титус. И в дом вошла другая женщина – Хендрикье Стоффельс. Но и она прожила недолго, оставив дочь Корнелию. Появилась третья жена, Катарина ван Вейк.

Последние годы Рембрандта – это потеря сына Титуса, нищета, смерть друзей, тяжелый недуг. Полуслепой художник пишет свой шедевр «Возвращение блудного сына».

Умер Рембрандт в 1669 году практически забытый всеми и в сильной нужде. Место его захоронения точно неизвестно - известно только, что он похоронен на амстердамском кладбище в Вестеркерке

relax.wild-mistress.ru

О большой и светлой любви Саскии и Рембрандта.

                       Саския поразила художника. Ее светлая нежная кожа, рыжеватые волосы... Они идеально подходили для его излюбленных темных, тяжелых и сверкающих тканей. Но совершенной моделью Саскию сделала любовь художника. Он немедленно стал писать ее. «Дрезденская Саския» – милая девушка, почти дитя, беспечная и веселая. Нет, она не красавица, она – любимая!

САСКИЯ...

Она выросла в семье адвоката, ученого и "по совместительству" бургомистра нидерландского города Леувардена Ромбертуса ван Эйленбурга. Саския была младшей дочерью в семье.

«Смеющаяся Саския» (1633, Дрезден). 

 

    К сожалению, когда Саскии исполнилось 12 лет, ее мать скончалась, и воспитанием девочки занялись ее старшие братья и сестры, благо их было предостаточно: в семье было восемь детей.

    Девушка ни в чем себе не отказывала – семья не бедствовала и могла обеспечить Саскию всем, что только душа пожелает.

    Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. Рембрандт был уже достаточно известен, чтобы иметь учеников, но в Амстердаме, тем не менее, намеревался закончить свое образование.

   В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание.

     Жизнь художника преобразилась. До женитьбы он довольствовался куском сыра с хлебом или простой селедкой. Теперь он, мужчина, вьет гнездо. Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник.

                                     

                                                      

                                                       «Саския в образе Флоры» (1634, С.-Петербург).

                                      

    Он много времени посвящает обустройству дома. Скоро квартира стала напоминать настоящий музей. Рембрандт обожал свой дом, его глаз художника с наслаждением покоился на роскошной обстановке, полной гармонии и изящества.

 

                                        

                                         Дом Рембранта в Амстердаме.

    Красавицу-жену Рембрандт любил наряжать в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос.

                                             РЕМБРАНДТ...

Его назвали в честь… бабушки. Обладавшая хорошим воображением мама художника, легко вышла из положения, "преобразовав" женское имя Ремеджия в мужское Рембрандт, оставив первые три буквы имени бабушки и добавив к ним окончание мужского рода "брандт". У него тоже было семеро братьев и сестер.

 

Автопортрет в молодости.

 

Он любил родной дом и в последующие годы с огромным удовольствием вспоминал время, проведенное в нем.

После окончания Латинской школы Рембрандт с легкостью поступил в Лейденский университет, где занялся изучением права и теологии. А уже к 18 годам у него и его друга Ливенса уже была собственная мастерская.

                                                       

 Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, опорой в работе. Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. С выразительного рисунка, хранящегося теперь в Берлине, на нас смотрит задорная, слегка насмешливая девушка в соломенной шляпе и с цветком в руке.

«Флора» (1641, Дрезден).

Столь же милой, так же просто, по-домашнему одетой она предстает перед нами на одном из последних портретов «Саския с цветком. (Флора)».

Саския любила позировать. Ее чувственная красота так и просилась на полотно, не стесняясь пристального, любящего вглядывания художника. Она расцветала под эти взглядом, становилась еще желаннее.Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» написанный в первые дни медового месяца. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке - он поднимает бокал за удачу и бросает вызов своим недругам

Автопортрет с Саскией на коленях, 1635.

Веселый кавалер с девушкой на коленях держит в руке бокал. На праздничном столе пирог с павлином. Пирующие сидели спиной к зрителям, теперь они повернулись лицом, чтобы выпить за наше здоровье. Удивительно, но об этой работе известно доподлинно очень мало. Неоспоримо, в частности, авторство Рембрандта, есть сведения, что он хранил ее у себя, не желая продавать, потому, быть может, что картина была ему дорога. Ее часто называют «Автопортретом с Саскией на коленях». Возможно, супруги устроили маскарад ради забавы, следуя моде на сцены из придворной жизни, а может, прославляя свой достаток

 

                                    

                                           Даная.1636-47гг

 Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества. 

                                                          

                                                                 

Саския .1633г

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

Судьба переменчива. То она обласкает счастьем, то... У них родилось четверо детей, трое из них умерли во младенчестве. Как радовала Саския рождению Титуса, какие строила планы! Увы, спустя год, в 1642-м, она умерла.

В антверпенском музее хранится полотно, на котором Рембрандт в последний раз при ее жизни изобразил Саскию. Этот портрет напоминает «Дрезденскую Саскию», написанную в 1632 году. Тот же поворот головы, та же поза, почти тот же наряд. И та же любовь художника. Только печальны задумчивые глаза, страдание на лице. 

                                                                   

                                                                                     Рембрандт, «Титус», 1658.

Двенадцать лет хранил Рембрандт верность любимой. Но жизнь требовала перемен, подрастал сын Титус. И в дом вошла другая женщина – Хендрикье Стоффельс. Но и она прожила недолго, оставив дочь Корнелию. Появилась третья жена, Катарина ван Вейк.

  • «Читающий Титус» (1656, Вена) 

10 февраля 1668 года Титус женился на Магдалене ван Лоо, дочери друга Рембрандта. 4 сентября 1668 года, спустя всего несколько месяцев, Титус умер, вероятно, от чумы и был похоронен 7 сентября при церкви Вестеркерк. Магдалена вскоре родила дочь, которую назвала Титией в честь отца.

Последние годы Рембрандта – это потеря сына Титуса, нищета, смерть друзей, тяжелый недуг. Полуслепой художник пишет свой шедевр «Возвращение блудного сына"

Он умер в Голландии, холодом моря повитой.

Оборванный бог, нищий гений...

Это случилось 4 октября 1669 года. В последний путь его провожал только один человек – дочь Корнелия.

Автопортрет.

А Саския на его портретах по-прежнему прекрасна. Ее глаза не вопрошают. Нет, они призывают:

"ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА! БУДЬТЕ ЛЮБИМЫ!"

 

 

 

maxpark.com

Саския ван Эйленбурх. Картина Рембрандта

Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Саския ван Эйленбурх». Размер картины 65 x 48 см, холст, масло. Будучи супругом богатой патрицианки Саскии ван Эйленбурх, в 1638 году Рембрандту пришлось с помощью суда защищаться от упрёков новых родственников, из которых некоторые видели в молодой супружеской чете «только художника и жену художника», они обвиняли его в том, что он «расточительством и самохвальством» растратил наследство Саскии, Рембрандт же заявлял, что он «достаточно и более того» зажиточен.

Уже в следующем году Рембрандт покупает на улице Бреестраат, в богатом квартале, раскошный дом, за который он заплатил 13000 гульденов. В 1641 году в его родном городе Лейдене печатается составленное бургомистром ван Орлерсом «Описание города Лейдена», в котором Рембрандт ван Рейн восхваляется как один из «известнейших художников нашего столетия». В 1642 году Рембрандт укрепляет своё положение монументальной композицией «Ночная стража». Этот групповой портрет стрелков вовсе не вызвал той бури возмущения общественности, как ещё недавно утверждали многие историки; существующие свидетельства подтверждают скорее противоположное. Восемнадцать богатых бюргеров Амстердама, бывшими заказчиками картины, заплатили Рембрандту по меньшей мере 1600 гульденов. (Годовой доход призванного для преподавания в университете известного учёного при бесплатной квартире составлял в 1632 году 1500 гульденов.)

Но в том же 1642 году умирает Саския, оставляя Рембрандту единственного сына Титуса. (Пять лет спустя, в интересах наследной доли сына, Рембрандт оценивает своё состояние, давая отчёт родственникам Саскии, в 40750 гульденов, хотя на самом деле оно составляло не более 30000 гульденов.)

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_10.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье

«Никогда не путайте гения со святым», — предупреждают рембрандтовские биографы, подходя к сложной теме личной жизни художника, вместившей любовь и смерть, грех и невинность, преданность и предательство.

«Но дело просто в том, что Рембрандт не может и не стремится разделять царство высокого искусства и низменную сферу физической, ощущаемой кончиками пальцев жизни, как того требуют своды художественных правил. Полунагая женщина, разбросавшая вокруг себя снятые одежды, не может считаться обнаженной, а значит, её изображение в этом временном, переходном состоянии поневоле должно смущать или казаться непристойным. Однако Рембрандт умел не просто непрерывно пересекать границу между искусством и повседневной жизнью, но и сделать из этого „странствия“ восхитительно насыщенный смыслами сюжет».

(Саймон Шама. В книге «Глаза Рембрандта»)

«Голландский живописец Рембрандт ван Рейн — художник очень грустный. Жизнь у него была только вначале легкая, а потом стала тяжелая, и он в зрелые годы не рисовал смеющихся людей».

(Максим Кантор. В книге «Чертополох. Философия живописи»)

Саския с красным цветкомРембрандт Харменс ван Рейн, 1641

Широко расставленные глаза, глядящие с лёгкой снисходительностью. Мягкий округлый подбородок. Нерешительная (недоброжелатели говорят — кривая) улыбка. Слегка вьющиеся и лёгкие, точно пух, разлетающиеся рыжие волосы,по которым её вычисляют даже на гравюрах, где она изображена со спины.

Это — Саския ван Эйленбург, дочка бургомистра городка Леуварден и любимая жена молодого живописца из Лейдена — Рембрандта Харменса ван Рейна. На портрете (вверху) она двусмысленным жестом, целомудренным и одновременно соблазнительным, прикрывает грудь одной рукой, а другой протягивает художнику маргаритку — символ нерушимой супружеской верности.

Не странно ли? Леуварден — на севере Голландии, Лейден — на юге. Она — чистокровная, хоть и провинциальная,дворянка, он — сын мельника, моловшего и поставлявшего на рынок не муку, а пивной солод. Как же и где они умудрились встретиться?

Автопортрет с СаскиейРембрандт Харменс ван Рейн, 1636

Местом их встречи стал Амстердам, куда амбициозный Рембрандт приехал, чтобы разбогатеть и прославиться, а скромная Саския — погостить у родни. Вообще-то к моменту их встречи она по факту являлась вовсе не избалованной младшей дочкой бургомистра, а вот уже несколько лет — круглой сиротой. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало,когда девочке исполнилось 12. У родителей Саскии было восьмеро детей, и по крайней мере, три её родных сестры к моменту встречи с Рембрандтом не только были в здравии, но и удачно вышли замуж, так что могли с удовольствием приютить младшенькую, такую исполнительную и кроткую. Саския жила под крышей то одной, то другой из сестёр и многочисленных кузин, помогала им вести домашнее хозяйство. Рембрандт же дружил с её старшим кузеном — Хендриком ван Эйленбургом, талантливым и успешным купцом-антикваром и, выражаясь современным языком, ведущим амстердамским арт-дилером.

Хендрик и Рембрандт сошлись так близко, что решили стать компаньонами. Они открыли мастерскую живописи и реставрации с сопутствующей лавочкой, торгующей и принимающей на комиссию предметы искусства.

Дела Рембрандта в то время идут вгору так резво, а исполненные им портреты пользуются такой популярностью, что он,при поддержке ван Эйленбурга, позволяет себе безбожно задирать цены — одно только изображение лица стоит у молодого гения 50 флоринов, а за портрет в полный рост он может затребовать до шестисот! Пожалуй, никогда в жизни Рембранда — ни до, ни после — больше не будет такого периода успеха в обществе. Ван Эйленбург и ван Рейн ведут активную светскую жизнь, и как-то совершенно естественно выглядит желание Рембрандта посвататься к приглянувшейся ему родственнице друга — Саскии, приехавшей в Амстердам из своей Фрисландии и скромно и тихо живущей в доме реформатского проповедника Яна Корнелиса Сильвия, мужа её очередной кузины, Алтье.

Портрет молодой смеющейся женщины, возможно, Саскии ван ЭйленбургРембрандт Харменс ван Рейн, 1633Этот портрет смеющейся Саскии сделан Рембрандтом в год их знакомства — 1633-й. Художнику 27, а его будущей супруге — на 6 лет меньше. Молодая женщина выглядит здесь кокетливо и лукаво — как все без исключения молодые женщины, у которых учащённо бьётся сердце от верного предчувствия непременного, неотменимого счастья.

Строгость, благочестие и добродетель — вот атмосфера, в которой живёт Саския в доме Корнелиса Сильвия и которая в целом присуща протестантсткой Голландии того времени.

В мае 1633 года Рембрандт, за неимением в живых родителей невесты, просит руки Саскии у её сестёр и зятьёв и обсуждает с ними детали предстоящей помолвки. По-видимому, ему важно было произвести положительное впечатление на этих людей (а Эйленбурги принадлежали к общине меннонитов — одной из самых пацифистских и благочестивых протестантстких деноминаций), ни в коем случае не показаться им «гулякой праздным», богемным прожигателем жизни. И, судя по полученному согласию, на тот момент ему это удалось.

В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты»), исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Рукою Рембрандта подписано: «Это моя жена в возрасте 21 года, три дня спустя после нашей помолвки, 8 июня 1633».

Со временем нежные серебристые линии потемнели, и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной.

10 июня 1634 года Рембрандт и Саския зарегистрировали брак в ризнице церкви Аудекерк. На церемонии, как и на предстоящем венчании, присутствовала многочисленная родня невесты, но не было никого из лейденских Рембрандтов (за исключением, разумеется, жениха) — успешный художник предпочёл на время забыть о том, что происходит из семьи простых, хотя и далеко не бедных, мельников.

Если этот брак и был идиллическим, то всё же не вполне — родительского благословения-то Рембрандт так и не получил. А года через три-четыре придёт черед оскорбиться и вознегодовать и Эйленбургам, родственникам Саскии. Их зять-художник напишет автопортрет с Саскией, слишком далёкий, да что там — прямо противоположный так ценимым ими аскетизму и благочестию.

Знаменитый дрезденский «Блудный сын», имеющий несомненное портретное сходство с Рембрандтом и сидящий спиной к зрителю, оборачивается к нам и, весело смеясь, протягивает кубок с вином, будто приглашая немедленно разделить его торжество. На столе таверны — жареный павлин, символ безудержной роскоши, а на коленях библейского персонажа(не будем забывать: это всё же не художник, а блудный сын, и что с ним произойдёт дальше, Рембрандт напишет потом) — блудница с лицом Саскии.

Эта картина на стыке жанровой и исторической живописи сослужит репутации Рембрандта скверную службу: его первые биографы будут опираться в том числе и на неё, живописуя Рембрандта как развратника, кутилу и мота, с удовольствием игнорируя тот факт, что «Блудный сын» совсем не обязательно имел биографическую подоплёку. Впрочем, даже если и так, то репутации Саскии ничего не угрожало: даже в такой разгульной атмосфере она сохраняет на лице строгое и серьёзное выражение.

Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях)Рембрандт Харменс ван Рейн, 1637

Дела Рембрандта первые 5−6 лет брака шли хорошо, и у него появляется настоящая страсть к антиквариату. Бывая на аукционах, организуемых Хендриком ван Эйленбургом, он с удовольствием скупает редкие книги, экзотические предметы и обязательно — драгоценности и редкостные вещицы для Саскии. Ему доставляет большое наслаждение собственноручно украшать любимую, наряжать её в тончайшие вуали, дорогие ткани и крупные жемчуга.

Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры — римской богини цветов и плодов. Очевидно, что она в восприятии мужа — олицетворение и его собственного жизненного расцвета, периода счастливого благодатного цветения, и он ждёт от неё не только радости, но и плодородия.

Саския в аркадском костюме. 1635

Однако первенец Рембрандта, названный в честь отца Саскии Ромбертусом, проживёт всего два месяца, погубленный опустошительной амстердамской чумой 1636-го года, а к 1640-му году, как свидетельствуют биографы, в церкви Зюйдеркерк неподалёку от их дома будет уже три принадлежащих семье небольших надгробия. Вслед за Ромбертусом умрут еще две их маленьких дочки — обеих в честь матери Рембрандта будут звать Корнелиями (Нельтген). Рембрандт словно заглаживал вину перед матерью за то, что не взял у неё благословения.

Наброски трёх женских голов с портретом СаскииРембрандт Харменс ван Рейн, 1636

О том, как менялось лицо Саскии и как росло и мужало физиономическое мастерство её мужа, способного чем далее, тем точнее отражать тончайшие нюансы человеческих переживаний, говорит хотя бы этот лист набросков с портретом Саскии. Ведь не только отчаянную печаль женщины, теряющей одного за другим своих детей, читаем мы в её выражении — здесь также и смирение верующей души перед жестокой волей Творца, трансформирующее печаль в особую одухотворённость.

В 1639 году Рембрант сделает гравюру «Влюблённые и смерть». Смысл её — явно зловещий. Кавалер в берете с плюмажем (в таком Рембрандт нередко изображал себя на автопортретах) застыл у края могилы, а его дама с волосами, так напоминающими лёгкие кудри Саскии, протягивает цветок не возлюбленному (как когда-то Саския маргаритку Рембрандту), а смерти. Смерть традиционно изображённой в виде скелета и её жадно тянущаяся навстречу рука готова вот-вот забрать в могилу кого-нибудь еще. И так оно и случится.

В начале 1640-х Саския опять ждёт ребёнка, однако и муж, и её родственники догадываются, что она обречена — у Саскии чахотка. Рембрандт многократно гравирует её больной — по самому типу своего художественного сознания он не из тех, кто отворачивается от страшного, болезненного и печального. Скорее даже наоборот: Рембрандт — величайший художник Нового времени в том числе и потому, что одним из первых в истории искусства способен показывать жизнь не приукрашивая.

Больная женщина в белом платке (Саския)

В согласии и любви Рембрандт и Саския нянчат полугодовалого золотоволосого Титуса, и точно так же вместе, в полном взаимопонимании в один из дней составляют завещание Саскии. Её наследство достанется Титусу и Рембрандту, однако в случае если Рембрандт надумает жениться повторно, права на распоряжение наследством перейдут к родственникам Саскии. Рембрандту не приходит в голову возражать: всё справедливо.

В 1640-м году в возрасте 29 лет Саския отошла в вечность. Хоронить её рядом с детьми в Зюйдеркерк Рембрандт не стал — тело жены он отвёз в Аудекерк. Там в ризнице они когда-то заключили союз и там до сих пор трудился свояк Рембрандта — Корнелиус Сильвий. Что ж, пусть его благочестивые молитвы облегчат её участь хотя бы на том свете — раз уж не сумели на этом.

Вернувшись в опустевший дом (за который Саския немало ругала — три года назад, чтобы купить его, Рембрандт влез в долги), художник снял со стены портрет почти десятилетней давности и неожиданно принялся переделывать его. Написанный в самом начале брака, он изображал Саскию в красной шляпе, строго в профиль. Сохранилась копия этого первоначального варианта, сделанная Говертом Флинком, по которой специалисты установили, что изначально портрет выглядел иначе.

Рубашка и верхнее платье жены художника была едва намечены и не декорированы такой обильной отделкой, алую шляпу ранее не украшало перо, а плечи Саскии — меховая накидка. Картина отличалась большей простотой и безыскусностью. Теперь же Рембрандт превратил любимую в ренессансную принцессу, окутал в меха и бархат, навесил дорогие украшения и вместе с тем — как будто лишил чего-то важного. В отличие от других портретов, Саския здесь кажется хоть и необычайно красивой, однако холодной и отчуждённой. «Возникает впечатление, — пишет Саймон Шама, — словно Саския, склонившись под тяжестью жемчужных ожерелий, превратилась в сияющую драгоценность и навеки скрылась вместе с другими сокровищами в „кунтскамере“ свеого мужа».

Видимо, так Рембрандт попрощался с женой и отдал ей, по своему разумению, последнюю дань.

Портрет Саскии (Молодая Саския)Рембрандт Харменс ван Рейн, Середина XVII векаГертье Диркс

«Её лицо? Его невозможно найти в произведениях Рембрандта. Нам она знакома лишь со спины. На одном рисунке она стоит на пороге дома,разговаривая с прохожим на улице,одетая в традиционный костюм крестьянок северных провинций. Её портрет, написанный Рембрандтом, исчез…»

(Поль Декарг. «Рембрандт»)

О существовании Гертье Диркс и о том, что ожидало её в отношениях с Рембрандтом, многие из тех, кто восхищен гением художника, предпочли бы забыть. Будто бы и не было никакой соблазнительной няньки маленького Титуса, ради которой Рембрандт сначала скоропостижно предал память Саскии, а потом — еще более жестоко и бесчестно предал саму Гертье.

Но она была, неопровержимо существовала в жизни Рембрандта — и никуда от этого факта не деться.

Когда умерла Саския, Титусу было девять месяцев. Его отец, хотя и боготворил малыша, всё же не мог уделять ему достаточно внимания, проводя львиную долю времени в мастерской. Крупные заказчики начали обходить Рембрандта стороной, смущённые все возрастающим натурализмом его портретов, а Рембрандт упорно и фанатично пытался найти свою новую манеру и с головой погрузился в работу.

Портрет мальчикаРембрандт Харменс ван Рейн, 1650-е

Ребёнку было срочно необходимо внимание и опека — так в доме Рембрандта появилась молодая вдова трубача по имени Гертье Диркс. И очень скоро няня всецело завладела вниманием не только девятимесячного мальчика, но и его отца. Гертье разделила с Рембрандтом постель, художник кругом появлялся с ней и, казалось, не собирался скрывать от людских глаз эту греховную связь, своё эротическое утешение. Он даже подарил ей некоторые украшения Саскии!

Трудно сказать, что это было, — любовная горячка, закрывающая глаза на неэтичность подобных подарков, или же прагматичное желание таким образом избавиться от памяти умершей жены, продолжающей ранить и причинять боль,но Рембрандту еще не раз предстоит об этом своём поступке пожалеть.

Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал, имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо, иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама, изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Рембрандт словно не желает искусственно облагораживать эту нынешнюю сторону своего бытия: это просто постель, просто соитие, и никаких сантиментов.

Монах на кукурузном поле

Спустя несколько лет после начала романа с Рембрандтом Гертье явилась к нотариусу — заверить своё завещание. В нём женщина указывала, что все драгоценности, подаренные ей Рембрандтом, и свой портрет, который он написал (вероятно,не сохранился), после её смерти должны перейти в собственность Титуса.

Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Поль Декарг считает, что Гертье по-матерински привязалась к Титусу и таким образом пыталась прочнее войти в семью — Рембранд, продолжая спать с нею, жениться явно не собирался: помня о завещании Саскии, он сейчас находился не в том финансовом положении, чтобы от него отказываться. А вот Саймон Шама полагает, на этот шаг Гертье вынудил сам Рембрандт, которого заело запоздалое раскаяние, что из рук Титуса навсегда уйдут драгоценности его матери, которые по справедливости должны бы достаться ему, а не любовнице его отца. К тому же известно, что к концу 1640-х годов в доме Рембранда появилась юная экономка Хендрикье Стоффельс, и художник, изрядно охладевший к Гертье, перенаправил всё своё внимание на 23-летнюю прелестницу.

Он собирался расстаться с Гертье мирно, предложив ей ежегодное содержание в 160 гульденов (всё подкреплялось официальным договором), и она поначалу даже согласилась. Но, съехав от Рембрандта и оказавшись в пугающем одиночестве, уязвлённая обидой женщина передумает. Сначала она назло любовнику отправится закладывать драгоценности Саскии, а потом — и вовсе подаст на художника в суд.

В суде, на первые заседания которого Рембрандт покорно являлся, Гертье заявляла, что он «во всеуслышание обещал жениться на ней и подарил кольцо и что, более того, он неоднократно спал с нею, и потому она настаивает, чтобы ответчик либо женился на ней, либо назначил ей денежное содержание». Но ведь Гертье же подписывала бумаги, где соглашалась на содержание в 160 гульденов? Нет, теперь она хочет большего! Суд постановил увеличить её содержание до 200 гульденов. Этого тоже оказалось недостаточно.

И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой,а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.

Гертье выйдет оттуда через 5 лет (хотя Рембрандт хотел заточить ей в Спинхёйсе на все 11) совершенно больным человеком. В середине 1650-х она умрёт, не успев порадоваться тому, как судьба наказала её обидчика — Рембрандт растерял почти всех влиятельных заказчиков и полностью разорился.

АвтопортретРембрандт Харменс ван Рейн

Но действительно ли мы и не подозреваем, как выглядела Гертье Диркс, или же все-таки откуда-то интуитивно знаем?

В середине ХХ века специалист Эрмитажа Юрий Кузнецов решил подвергнуть «Данаю» Рембрандта рентгенографическому исследованию. Картина, знаменитая эротизмом на грани фола, вызывала немало вопросов. Рембрандт писал её примерно в третий год своего брака с Саскией, а на левой руке Данаи красовалось обручальное кольцо. Резонно предположить, что моделью для этого призывно распростёртого тела была супруга художника, но отчего её чеканные черты совсем не похожи на полное и немного расплывчатое лицо Саскии,так хорошо знакомое нам по портретам Рембрандта?

ДанаяРембрандт Харменс ван Рейн, 1636

«Аппарат высветил лицо Данаи, и в её чертах вдруг проступила сама Саския, — повествует Валентин Пикуль в исторической миниатюре „Под золотым дождем“. — Неужели? Неужели опять она? Да, в лучах рентгена возникла прежняя Саския — мало похожая на ту женщину, которую мы привыкли видеть в эрмитажной „Данае“. Рентген продолжал фиксировать сокрытое ранее:— В первом варианте картины Даная имела прическу, какую мы видим и на портрете Саскии из Дрезденской галереи. А вот и ожерелье на шее, тоже известное по портретам Саскии! Под рентгеном выявилось, что Даная-Саския раньше смотрела не прямо перед собой, а именно вверх — на золотой дождь. Аппарат переместил свои лучи на ее руку: — Положение руки совсем другое! В первоначальном варианте Даная держит руку ладонью вниз — жест прощания,а в картине уже исправленной ладонь обращена кверху — призывно… Наконец, рентген определил важную деталь: раньше бедра Данаи были стыдливо прикрыты покрывалом, и это было понятно, ибо художник оберегал сокровенность своей Саскии. — Когда же он „сорвал“ с нее покрывало? — Когда разделил одиночество с Гертье Диркс, тогда же изменил и черты лица Данаи, более близкие к типу лица той же Гертье… Амур рыдает, оплакивая счастливое прошлое!»

Хендрикье Стоффельс

Портрет Хендрикье СтоффельсРембрандт Харменс ван Рейн, 1656

Она была черноглазая, миниатюрная и, несмотря на некоторую (впрочем, неизменно привлекавшую Рембрандта) полноту, по-своему грациозная. И еще она была почти вдвое моложе знаменитого на всю Голландию художника, «амстердамского Апеллеса», к которому пришла наниматься в экономки.

Другая женщина, Гертье, никак не могла решить, кто она в этом доме — тоже служанка или всё-таки хозяйка. И между нею и Рембрандтом то и дело вспыхивали скандалы — то ужин не был вовремя подан, то простыни не вытрушены,да мало ли какие придирки еще можно придумать, когда страсть поутихла, не сумев смениться дружбой?

Но маленькая Стоффельс не испугалась. Она была дочкой сержанта, все её братья служили солдатами, а сёстры были замужем за военными. Хендрикье тоже была «стойкий оловянный солдатик». Когда потребовалось явиться в суд и засвидетельствовать, что Гертье Диркс добровольно согласилась на отступные в 160 гульденов, Хендрикье спокойно сделала это.

Женщина в кроватиРембрандт Харменс ван Рейн, 1647

«Хендрикье, скромная и простая служанка, — сообщает биограф художника Мелисса Рикетс, — превратилась в любимицу Рембрандта, который начал использовать её в качестве модели для своих рисунков и некоторых картин, например для картины „Женщина в постели“. Эти картины говорят о том, что Рембрандт не мог не испытывать к Хендрикье сексуального влечения, так нравилось ему воссоздавать детали её юного тела. Рембрандт никогда не скрывал от Хендрикье своих отношений с Гертье, равно как и Хендрикье никогда не надоедала ему, в отличие от последней, постоянно выяснявшей отношения».

Женщина, купающаяся в ручье (Хендрикье Стоффельс), 1655

После изгнания Гертье Хендрикье Стоффельс заняла место хозяйки дома, став доброй мачехой для подрастающего Титуса и верной и любящей спутницей для его отца. В сложившихся обстоятельствах молодую женщину трудно обвинить в корысти: она не могла не понимать, во-первых, что художник стоит на грани разорения (позднее они вместе переживут тяжёлые процедуры описи имущества и банкротства), а во-вторых, что Рембрандт, связанный завещанием Саскии, никогда не женится на ней, как бы ни любил.

Портрет Хендрикье Стоффельс в бархатном беретеРембрандт Харменс ван Рейн, 1654

И это были еще далеко не все испытания, выпавшие на долю Хендрикье.

В 1654-м году Рембрандт начал картину с самой, как считают, прекрасной обнажённой во всём его творчестве. Библейская Вирсавия, жена Урии хеттеянина, сидит в купальне, держа в руках письмо своего любовника — царя Давида. Отринув всю предыдущую традицию (включая даже Рубенса), изображавшую Вирсавию кокеткой, Рембрандт здесь выставляет её страдалицей. Она знает, что беременна, а её муж-военный уже несколько месяцев не был дома — и значит, совсем скоро факт грехопадения Вирсавии будет позорно изобличён.

Вирсавия с письмом царя ДавидаРембрандт Харменс ван Рейн, 1654

Хендрикье Стоффельс не только подарила Вирсавии плавные очертания своего тела, но и в общих чертах повторила её поступок и её историю.

Она долгое время старалась не замечать, как шепчутся у неё за спиной, называя подстилкой и падшей женщиной за то, что живёт в невенчанном браке с художником. Но именно к 1654-му году дело приняло более серьёзный оборот. В начале года Хендрикье забеременела, а в июле, когда её живот стал отчетливо обрисовываться под платьем, Хендрикье и Рембрандт по отдельности получили повестки — обоим надлежало явиться на заседание церковного суда.

Основная претензия к Рембрандту заключалась в том, что он давно не посещает службу в реформатской церкви. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд, и с миром отпустили. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Её дергали повестками еще и еще. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Святоши честили её на все лады, живописали всю глубину её падения и позора и в конце концов официально запретили Хендрикье принимать причастие в кальвинистской церкви. Отлучение должно было продлиться до тех пор, пока грешница не раскается и не прекратит беззаконных отношений с Рембрандтом.

Женщина в дверном проеме (Хендрикье Стоффельс). 1656

В октябре 1654 года стойкая и мужественная в своём чувстве к художнику Хендрикье благополучно родила дочь. Рембрандт не мудрствовал над именем. Он и третью свою девочку назвал Корнелией. И, в отличие от двух малышек Саскии, не перешагнувших рубеж одного года, эта дочка Рембрандта выживет. По крайней мере, о ней известно, что в 1670-м году она выйдет замуж, а своих сыновей назовёт Рембрандт и Хендрик.

Хендрикье Стоффельс умрёт в 1663-м году в возрасте 38 лет, безраздельно посвятив 15 лет своей жизни Рембрандту. Что ж, художнику было суждено похоронить и её — вспомним об этом, вглядываясь в лицо много повидавшего невесёлого старца на его поздних автопортретах.

Автор: Анна Вчерашняя

Из: artchive.ru

worldartdalia.blogspot.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта