«Возвращение блудного сына», Рембрандт. Рембрандт возвращение блудного сына жанр картины
Рембрандт пишет "Возвращение блудного сына". / Картины / Мария Иванова-Очерет
Все картины → Большая тема
Описание
Многие гости выставки "Под звездой" зачастую задерживались напротив картины «Рембрандт пишет "Возвращение блудного сына"». Попробуем предположить, что же так приковывает внимание зрителя? Здесь художник изображает пока ещё незавершённый момент написания знаменитого произведения Рембрандта, по-своему интерпретируя сам процесс творчества. В то же время работа Марии соединяет акт творения и готовый шедевр воедино. Наблюдатель, стоящий перед полотном, совершает некое путешествие; сначала попадая в мир, где процесс создания ещё не достиг конечной точки, а затем, возвращается в исходную реальность, в которой знаменитое полотно Рембрандта уже существует в оконченном виде.
Н.Нестеров. (Эскиз к I дипломной работе)
Рембрандт пишет картину «Возвращение блудного сына»
Как известно, художник создал это полотно за два года до смерти, больным, разорившимся стариком; судьба отняла у него любимую жену и единственного сына. Всё, что мастеру оставалось – размышлять, как и его душа найдёт покой в объятиях Бога, точно душа блудного сына в доме отца. В своей знаменитой картине Рембрандт, кажется, прощает собственного бога, столь многое у него отнявшего.
В полотнах Рембрандта ведущую роль играет свет – горячий, мерцающий, борющийся с окружающей темнотой. У Марии Ивановой-Очерет свет тоже солирует, но имеет совершенно иной характер. Холодноватый, рассеянный луч падает из окна, как бы прокладывая путь всем остальным предметам, позволяя им появиться в материальном мире. Диагонально вослед лучу опускаются складки драпировки, склоняется картина и, слегка отстраняясь от неё, живописец. Этот свет не эмоционален, но точен и объективен, и, главное, своим спокойным и ровным тоном приводит в равновесие смятение самих красочных мазков (о чём, впрочем, речь ещё впереди). Свет – это ясность, рассеивающая темноту, подобно ясности разума, разгоняющей темноту невежества печали. О разуме косвенно говорят и неизменные атрибуты мастерской учёного: глобус и книга.
В целом картина Марии построена по той же компомпозиционной схеме, что и голландские жанровые сцены 17 века на сюжет «художник в мастерской» или «учёный в кабинете». К этой теме ван Рейн обращался в молодости, а его ученик Герард Доу (Геррит Дау) – на протяжении всей жизни. «Художник в мастерской» или «учёный в кабинете» - два сюжета, которые позволяют художнику поговорить со зрителем о природе творчества, о взаимоотношениях автора и его творений, о познании человека с миром и создании собственного мира. То есть, поговорить о том, что художника волнует до глубины души: для чего создаётся произведение.
И хотя композиция и характер сцены достаточно далеки от подражания Рембрандту, но широкие мазки, не оставляющие места скрупулёзной детализации, конечно, говорят о том, что Мария следует за голландским автором в плане живописных приёмов. В какой-то мере полотно автобиографично: Рембрандта Мария копировала в Академии художеств, считает его своим учителем и с позиции благодарного ученика размышляет о великом учителе.
А. Коншакова
По теме картины
Портреты РембрандтаПсихологизм в живописи
Большая тема. Работы в данном жанре.
www.maria-art.com
«Возвращение блудного сына» Рембрандта
17 век известен не только окончанием инквизиции, а и тем, что стал популярен сюжет библейской притчи о блудном сыне. Юноша, забравший свою часть наследства и отца, отправился путешествовать. Все свелось к пьянству и кутежу, а впоследствии молодой человек трудоустроился свинопасом. После долгих мытарств и невзгод он вернулся домой, а отец принял его и расплакался.
Художники того времени стали активно эксплуатировать образ непутевого сына, изображая его то играющим в карты, то предающимся утехам с прекрасными дамами. То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира. Потом появился Рембрандт Харменс ван Рейн и в 1668-1669 году создал полотно, так отличавшееся от общепринятых канонов. Чтобы понять и раскрыть глубочайший смысл этого сюжета, художник прошел нелегкий жизненный путь – он потерял всех любимых людей, видел славу и богатство, горесть и нищету.
«Возвращение блудного сына» — это скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни и пища для ума многих историков и искусствоведов.
Посмотрите на сам холст – он сумрачный, но наполненный особым светом откуда-то из глубины и демонстрирует площадку перед богаты домом. Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях. Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам. Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато. Это лишь первое впечатление, которое развеивает таинственный свет, выходящий за границы тьмы, способный приковать к себе внимание любого зрителя и очистить его душу.
Главные фигуры Рембрандт располагает не по центру, а несколько сдвинутыми в левую сторону – так лучше всего раскрывается основная идея картины. Художник выделяет самое главное не образами и деталями, а светом, который переносит всех участников события к краю полотна. Примечательно, что балансом для такого композиционного приема становится старший сын в правом углу, а вся картина подчинена золотому сечению. Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций. Но Рембрандт в этом плане оказался особенным – он построил полотно опирающимся на фигуры, передающие глубину пространства и открывающие схему отклика, то есть реакцию на событие.
Главное действующее лицо библейской притчи – блудный сын, которого художник изобразил бритоголовым. В те времена лысыми были только каторжники, так что юноша пал на низшую уровень социальных слоев. Воротник его костюма – это намек на роскошь, которую молодой человек когда-то знавал. Обувь изношена практически до дыр, причем одна упала, когда он стал на колени – довольно трогательный и щемящий момент.
Старик, который обнимает сына, написан в красных одеждах, которые носили богатые люди и кажется слепым. Причем, библейское сказание не говорит об этом, а исследователи полагают, что вся картина – это изображение самого художника в разных образах, которые символизируют духовное перерождение.
Образ младшего сына – это образ самого художника, решившего покаяться в своих проступках, а земной отец и Бог, что выслушает и, возможно, простит – это и есть старик в красном. Старший сын, с укором смотрящий на брата – это совесть, а мать становится символом любви.
Есть на картине еще 4 фигуры, которые скрытые в тени. Их силуэты скрыты в темном пространстве, а исследователи называют образы братьям и сестрами. Художник изобразил бы их в качестве родственников, если бы не одна деталь: притча повествует о ревности старшего брата к младшему, но Рембрандт ее исключает, используя психологический прием семейной гармонии. Фигуры означают веру, надежду, любовь, покаяние и правду.
Интересно и то, что самого мастера кисти не считаю т набожным человеком. Он думал и наслаждался земной жизнью, обладая мышлением самого обычного человека со всеми его страхами и переживаниями. Скорее всего, по этой причине «Возвращение блудного сына» — иллюстрация человеческого пути к самопознанию, самоочищению и духовному росту.
Кроме этого, центр картины считается отражением внутреннего мира художника, его мировоззрения. Он – стоящий в стороне наблюдатель, который хочет уловить всю суть происходящего и вовлечь зрителя в мир человеческих судеб и переживаний.
Картина – это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Наверное, поэтому, можно назвать главным героем именно отца, а не блудного сына, который стал поводом для проявления великодушия. Присмотритесь внимательно к этому человеку – он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь. … Рембрандт умер в 63 года. Он был старым, нищим, злобным и больным стариком. Нотариус описал его имущество быстро: пара фуфаек, несколько носовых платков, десяток беретов, принадлежности для картин и Библия. Мужчина вздохнул и вспомнил о том, что художник родился в нищете. Этот крестьянин познал все, а его жизнь напоминала стихию, качающую душу по волнам триумфа и величия, славы и богатства, настоящей любви и невероятных долгов, травли, презрения, банкротства и нищеты.
Он пережил смерь двух женщин, которых любил, его оставили ученики и осмеяло общество, но Рембрандт работал так, как и в пору расцвета своего таланта и славы. Художник все так же вынашивал сюжет будущего полотна, подбирал краски и светотени.
Один из величайших мастеров кисти умер в полном одиночестве, но открыл живопись как путь в лучший из миров, как единство существования образа и мысли. Его творчество последних лет – это не только размышление над смыслами библейского сюжета о блудном сыне, а и умение принять себя без ничего и простить прежде самому, чем искать прощение у Бога или высших сил.
Хотите почитать свежие отзывы про автомобили Хендай? В таком случае обратитесь по адресу https://auto.ironhorse.ru/hyundai-creta_5454.html
Случайные записи
k-a-r-t-i-n-a.ru
«Возвращение блудного сына», Рембрандт
- Год создания: приблизительно 1660-1669
- Техника живописи: масло на холсте
- Жанр картины: религиозная живопись
- Стиль живописи: барокко
- Экспозиция: Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Рембрандт Ван Рейн считается одним из величайших художников семнадцатого века. Уроженец Нидерландов, художник помимо живописи был также вовлечен в рисунок и графику. Характерной особенностью в картинах Рембрандта является реалистичность передачи. Среди достижений Рембрандта было много известных картин, одна из наиболее известных «Возвращение блудного сына». На холсте художник создал свою собственную интерпретацию библейской истории. Необычное использование техники светотени и темная цветовая гамма (в основном желтый, красный и коричневый) создают необычный и интригующий образ. Картина «Возвращение блудного сына» была написана в 60-е годы семнадцатого века, в эпоху барокко, масляными красками. Это одно из самых известных произведений этого периода.
На картине Рембрандта изображены несколько людей, тем не менее, свет падает на отца и сына, постепенно переходя в темноту, в то время как другие люди на картине стоят практически полностью в темноте. Блудный сын Рембрандта изображен на коленях, он склонился в ноги своему отцу, что указывает на его беспомощность, покаяние и мольбы о прощении. На лице молодого человека можно увидеть горе и чувство вины. В то время как отец, который имеет опрятный наряд, указывающий на богатство, выглядит спокойно и умиротворенно. Возвращение сына стало для него облегчением, вся его поза излучает нежность и любовь, что свидетельствует о прощении.
На заднем плане можно увидеть контуры других персонажей. Скорее всего, это родственники и еще один сын. В каждом лице вы можете увидеть эмоции. Все остальные персонажи помимо отца и блудного сына изображение во мраке, что придает им таинственный и отражающий сигнал.
Изображение на картине отражает божественную благодать и милость, которыми ежедневно одариваются грешники. Кроме того, мастерское использование света и полутени делает картину теплой и приятной для глаза, даже при том, что на изображении доминирует темный цвет. Рембрандт определенным образом тонко точно передал одну из самых важных религиозных аллегорий.
www.moy-portret.ru
"Возвращение блудного сына" - картина Рембрандта
Главное отличие творчества Рембрандта ван Рейна – его вневременной характер. Исторически относясь ко времени расцвета голландской живописи XXVII века, он не позволяет обнаружить явной привязки к ней ни по темам, затрагиваемым в картинах, ни по художественным средствам, с помощью которых он эти темы раскрывает. Это свойство живописи Рембрандта созревает с течением жизни мастера, достигая максимума к концу её.
Вечный сюжет
Его интересовали прежде всего глубины человеческой натуры, мотивы поступков людей. Поэтому понятно, почему Рембрандт писал на библейские сюжеты гораздо чаще своих современников. Притча о блудном сыне – один из самых популярных сюжетов мировой живописи. «Возвращение блудного сына» - картина, имеющая отдельную самоценность, но это и продолжение разговора. Свои варианты толкования притчи имели Иероним Босх, Альбрехт Дюрер, Мурильо и многие другие мастера разных стран и поколений.
Рембрандт и сам обращается к этому сюжету неоднократно – известны его офорты с названием «Блудный сын». Рассуждения на эту тему обнаруживаются исследователями творчества Рембрандта даже в такой знаменитой вещи мастера, как «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). Это тоже своеобразное «Возвращение блудного сына» - картина, которая трактуется ими как иллюстрация той части притчи, которая повествует о мотовстве сына, бездумно тратящего отцовское наследство. С этой точки зрения радость бытия, которую излучают полотна мастера, написанные в самые счастливые периоды жизни, дополняется немного другим оттенком.
Живописец не быта, а духа
Своеобразие творчества Рембрандта объясняется и его чисто живописными приёмами, использованием палитры, работой со светом и тенью. Если для большинства «малых голландцев» и созвучных им художников характерно стремление к точному и ощутимому изображению вещей, выражению их материальной сущности, то у Рембрандта предметы проступают из небытия или «из тьмы былого», находясь в тесной взаимосвязи с ходом времени, с историей. Написав «Возвращение блудного сына», Рембрандт подтвердил свою верность особой атмосфере, присущей только ему, которая выделяет главное на полотне, не обделяя светом ни единой важной детали.
И это не просто виртуозная игра «мастера светотени», как называют гениального голландца историки и знатоки его творчества. Это лишнее обозначение первичности для него внутреннего содержания людских поступков, поиска их побудительных причин. Откуда проявляется суть человека, кем создано и как меняется то, что определяет бытие? Тем, что он ставит такие вопросы и предлагает свои ответы, не связанные со временем, в котором он жил, ни внутренними, ни внешними атрибутами, Рембрандт показывает, что он современен и актуален всегда.
«Возвращение блудного сына»: описание
Его живописная манера – это такое средство создавать повествование, рассказывать истории, которым не обладал ни один из художников во все времена. Как же рассказывает Рембрандт древнюю притчу о возвращении домой?
…Мы присутствуем во время паузы, наступившей после того, как сын подступил к порогу отцовского дома. Эта пауза не беззвучная – она звенит… Ведь слишком много потеряно - его голова обрита, как у каторжника, его обувь стерлась, у него не осталось ни сил, ни средств чего-то добиваться, ни даже желаний и амбиций. Страшный финал несбывшихся надежд. Навстречу выходит отец и просто кладет руки на плечи сыну, и тот припадает, почти растворяясь в складках его одежды. «Возвращение блудного сына» - картина о завершении всех земных путей, где в конце будет золотой луч, подобный тому, что осветил встретившихся, осветил один из самых выдающихся рембрандтовских образов – голову отца. Этот луч – милосердие, на которое стоит надеяться всем заблудшим.
Вопросы и ответы
Как и другие свои шедевры, «Возвращение блудного сына» Рембрандт наделяет многими загадками и тайнами. Возможно, они появились просто из-за долгой временной отстраненности, а в момент написания картины её зрителям было понятно, например, кто остальные персонажи полотна, почему они так по-разному, с таким разным чувством смотрят на пришедшего. Почему кисти отцовских рук, лежащие на плечах сына, так разительно отличаются друг от друга?
С давностью времен многое затерялось, а большинство тайн просто утратили своё значение. Действительно, разве важно, в конце концов, в каких родственных отношениях состоят присутствующие на полотне люди? Разве важны их социальный статус или материальное состояние? Сейчас они все – просто свидетели волнующего события – встречи после долгой разлуки двух родных людей, свидетели акта прощения, на котором во многом основано христианское мировоззрение.
На все времена
Рембрандт ван Рейн... «Возвращение блудного сына» - это картина, которая почти буквально повторяется в финале знаменитого фильма Андрея Арсеньевича Тарковского «Солярис», выпущенного в 1972 году.
Образы, рожденные за много веков до этого, оказываются самыми подходящими для выражения чувств, которые переживает главный герой фильма – Крис Кельвин, возвращаясь к родному порогу из звездной системы, расположенной за миллионы километров от него...
загрузка...
dayswoman.ru