Амстердам. Часть 7 - музей Рембрандта и музей Ван Гога - Легкость и тяжесть. В каких музеях картины рембрандта
ГМИИ имени Пушкина соединил Рембрандта с да Винчи и Вермеером
В России начались гастроли шедевров Лейденской коллекции
27.03.2018 в 19:20, просмотров: 4411ГМИИ им. Пушкина наполнился духом Рембрандта и Лейденской коллекции, которую специалисты характеризуют не иначе как чудо. Выдающееся по качеству, количеству и строгости отбора шедевров голландской живописи XVII века собрание, гастролирующее по России (на очереди Эрмитаж), — дело рук американцев Томаса и Дафны Каплан. О них — разговор особый, поскольку это тот редкий случай, когда роль коллекционеров основополагающая.
"Портрет Рембрандта в восточном одеянии" Изака де Яудервиля. Фото: АГН "Москва"
Лейденская коллекция за каких-то 15 лет существования, а мы знаем, что для серьезных собраний — это миг, вобрала в себя около 250 первоклассных живописных и графических вещей Рембрандта и художников его круга (Ян Вермеер, Карел Фабрициус, Франс Халс, Геррит Дау, Ян Ливенс...). Охват собрания впечатляющий — пять поколений голландских живописцев XVII столетия. И это только лейденских fijnschilders (мастеров тонкой живописи) и их современников, в объективе которых — удивительные по изящности портреты, жанровые сцены, произведения на исторические и мифологические сюжеты. Название коллекции — дань уважения родному городу Рембрандта.
— Не нужно быть гением, чтобы собирать Рембрандта; нужно быть гением, чтобы творить так, как он, — произнес на пресс-показе Томас Каплан, американский предприниматель и международный инвестор, выделяющий свои еврейские корни. — Я полюбил его в шесть лет, когда родители привели меня в музей Метрополитен (Нью-Йорк). А в восемь попросился поехать с семьей в Амстердам, потому что мастер жил там. Мы с женой начали собирать коллекцию, покупая по работе в неделю. Дилеры сказали, что мы коллекционируем как русские, даже сравнили нас с Екатериной Великой, отметив, что она собрала бы такую коллекцию за день. Мы гордимся этим сравнением и гостеприимством России-матушки, принявшей эти произведения в столь уважаемых музеях.
Чету Каплан отличает не только осмысленный, целенаправленный подход в формировании коллекции, но и страстность, и великодушие. Их собрание — одно из немногих частных, специализирующееся на голландском золотом веке, — не заперто в особняках, а путешествует по миру. За последние годы их работы дополнили 172 временные выставки, постоянные экспозиции, неоднократно были предоставлены экспертам для научной работы, а Лейденская коллекция в наиболее полном составе объехала Францию, в частности Лувр, Китай; в следующем году — Эмираты.
Вадим Садков рассказывает о "Минерве" Рембрандта. Фото: АГН "Москва"
У каждой выставки — свой символ. Куратор нынешней экспозиции Вадим Садков (заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ, блестящий знаток голландской школы) выбрал «Минерву» Рембрандта. Именно так называли Екатерину Великую, которая сочетала в себе качества богини мудрости и войны. Это одно из самых утонченных и показательных изображений художника, где он воплотил все то, к чему он стремился (темная манера, динамичная работа с живописной фактурой, открытый мазок...). Зрителям оно может быть знакомо по стилистически перекликающимся работам из Эрмитажа, музеев Прадо и Метрополитен.
В экспозиции Пушкинского — 82 работы (80 картин, 2 рисунка). Материал позволяет рассмотреть формирование искусства молодого Рембрандта и источники его творческого вдохновения. С одной стороны, это его учителя: Якоб ван Сваненбюрг в Лейдене и Питер Ластман в Амстердаме. С другой — признанный вундеркинд Ян Ливенс (в 12 лет был уже готовым профессиональным художником). По его примеру Рембрандт направился для продолжения образования именно в Амстердам, а позже несколько лет держал с ним совместную мастерскую в Лейдене. Интригующая, чем-то напоминающая сюжет детектива история открытия учеными XX века ранней светлой манеры Рембрандта связана с непростым вопросом его творческих контактов с Ливенсом. В начале их совместной деятельности в условиях общей мастерской Ливенс занимал лидирующую позицию, а масштаб индивидуального дарования Рембрандта (1606–1669) в полной мере проявился только в произведениях конца 1620 х годов. Каким в те годы был художник, можно узнать по самому раннему портрету Рембрандта кисти Изака де Яудервиля.
Изюминка выставки — три самые ранние работы Рембрандта из серии «Пять чувств». Одна из них — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)» — недавно сенсационным образом выявлена искусствоведами. В 2015 году она появилась на второстепенном аукционе в штате Нью-Джерси с эстимейтом всего в 800 долларов и приписывалась неизвестному художнику континентальной школы. Но понимающие люди, знающие о существовании остальных работ из этого цикла, быстро сориентировались и начали торговаться за нее по телефону. За скромные деньги картину купил дилер, который позже отреставрировал ее и продал Каплану. Это то, с чего начинал Рембрандт. Некоторые эксперты предполагают, что она написана даже до его отъезда в Амстердам к Ластману, поскольку влияния Ластмана здесь еще не чувствуется, а Ливенса — есть. Его работы представлены рядом, причем это те вещи, которые еще до начала ХХ века приписывались Рембрандту: настолько их манера похожа.
Леонардо да Винчи. Голова медведя. Фото: пресс-служба ГМИИ им. Пушкина.
Не менее любопытны два представленные рисунка. С «Отдыха молодого льва» Рембрандта началась коллекция Каплана. Он просто не мог его не приобрести, будучи основателем фонда поддержки диких больших кошек. Второй рисунок — «Голова медведя» Леонардо да Винчи — не входит тематически и хронологически в круг интересов коллекционера, но обладать рисунком гения — мечта всякого собирателя. И пусть даже работа маленькая, хотя и весьма выразительная. Но главное, что благодаря ей появилась на свет «Дама с горностаем». Этюдом для изображения горностая послужил этот медведь, поскольку у Леонардо не было под рукой горностая. Он взял штудию медведя и вытянул ему морду настолько правдоподобно, что никто не сомневался в написании работы с натуры.
Особая удача Каплана — «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера. В мире известно всего 36 произведений художника. В ГМИИ выставлена единственная работа зрелого периода творчества великого мастера, которая до сих пор находится в частном собрании. В российских музеях нет ни одной картины Вермеера. Предполагают, что «Девушка за вёрджинелом» написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — знаменитая «Кружевница», выставленная в Лувре. Чтобы зритель ощутил атмосферу музицирования на старинном инструменте, рядом с картиной соседствует и звучит оригинальный вёрджинел из Российского национального музея музыки, бывшего Глинки. Инструмент XVI века родом из Фландрии, а не Голландии, которую часто ошибочно называют центром изготовления вёрджинелов.
Ян Вермеер Делфтский. Девушка за вёрджинелом. Фото: пресс-служба ГМИИ им. Пушкина.
— Прекрасный Вермеер лишний раз напоминает, что в эпоху массового собирательства для Эрмитажа этот мастер еще не был таким идолом публики, как сейчас, — объясняет директор Эрмитажа Борис Пиотровский. — Комплекс неполноценности, кстати говоря, привел к тому, что по одной картине в разное время у нас побывала целая выставка Вермеера Делфтского. Лейденская картина в нее хорошо встраивается. Надо понимать, что вся эта коллекция — чудо. Подобные вещи — в музеях. Но и собрана она еще недавно, на сегодняшнем рынке старых мастеров, который многими считается опустошенным. Остается только восхищаться талантом, настойчивостью и величием четы Каплан...
И надеяться, что современные коллекционеры возьмут их за ориентир. Ведь подобный избирательный подход сегодня в мире практически не встречается. Взять, к примеру, того же господина Бернара Арно, на которого ориентируются многие российские собиратели. Он гонится исключительно за шедеврами и покупает все подряд: от Брейгеля и Рембрандта до Кандинского и Хёрста. Каплан же, как разумный человек и историк (окончил Оксфорд), просто не может себе позволить подобного. Он выработал правильный алгоритм, поручив поиск произведений трем проверенным арт-дилерам с безукоризненной репутацией. Они в курсе всех достижений науки и находят предполагаемые к продаже шедевры до их попадания на аукцион. Как результат — коллекция высочайшего уровня, которая рано или поздно превратится в музей.
www.mk.ru
Амстердам. Часть 7 - музей Рембрандта и музей Ван Гога
Нидерланды - страна легендарных художников. Особенно знамениты двое - Рембрандт Харменс ван Рейн и Винсент Виллем Ван Гог. В Амстердаме у обоих есть "по музею". Музеи, как и художники, абсолютно разные... но оба произвели на меня впечатление.Начнем по старшинству с Рембрандта. Его дом-музей расположен в еврейском квартале Амстердама на улице Йоденбреестраат (Jodenbreestraat) и среди симпатичных голландских домиков выделяется разве что милыми ставнями. Поэтому не зная, кто жил в этом доме триста с лишним лет назад вполне себе можно пойти мимо. Разве что кафе рядом может навести на мыли о живописи, но мало ли кафе в Амстредаме?
Дом был построен в 1606 году, а в 1639-м его купил молодой и успешный художник Рембрандт Ван Рейн. Здание было его ровесником, да к тому же стояло на улице с таким же названием, что и улица, на которой художник жил в родном Лейдене. Думаю эти факторы сыграли не последнюю роль в выборе дома, все художники немного символисты. Так же немаловажным было то, что в те времена этот район был окраиной города и до очаровательных Голландских пейзажей было рукой подать.
В 1658 году живописец объявляет себя банкротом и кредиторы вынуждают его продать дом. Почему один из самых великих художников в мире оказался нищим и закончил свою жизнь в нищете я пересказывать не буду - вот здесь очень хороший сайт о Рембрандте где приведены несколько биографий, созданных разными авторами. Кому интересно, почитайте - оно того стоит жизнь мастера была драматичной, но зная о ней иначе глядишь на его великолепные картины.
С тех пор, как его покинул великий владелец, дом практически не изменился - за почти что 400 лет к нему лишь пристроили третий этаж с классическим фронтоном. А музей открылся сто лет назад - в 1911 году, в интерьерах дома попытались воссоздать историческую обстановку времени Рембрандта. Комнаты, кухня и хозяйственные помещения обставлены предметами "из тех же веков", на стенах висят живописные полотна. Но тем не менее обстановка выглядит искусственно, да и подлинных вещей Рембрандта (кроме нескольких картин) к сожалению не осталось... Но все равно музей очень интересный - мне он понравился более всего тем, что находясь там можно узнать и, главное, почувствовать, как жил в 17 веке состоятельный и уважаемый нидерландец. В данном случае художник Рембранд Ван Рейн.
Именно "бытовые" детали и показались наиболее интересными. Даже не сами предметы а рассказ о них (в музее есть бесплатный и очень хороший аудиогид на русском). Например вот эта кровать - я видел подобные в фильмах, но никогда не задумывался насколько она коротка. Оказалось что в те времена в Голландии спали полусидя... боялись, что если заснуть лежа то кровь прильет к голове и наступит неминуемая смерть.
А вот в этой небольшой комнате, напоминающей современную фото-лабораторию - Рембрандт печатал офорты (разновидность гравюры). Офорты Рембрандта тоже представлены в музее.
Вот они сохнут на веревочке =)
Источником для создателей экспозиции поступила опись, составленная нотариусом при при продаже имущества художника с аукциона. Уж там-то было подробно описано все от мебели до столовых приборов.
Разумеется, в музее много картин, причем в основном на стенах висят работы современников Рембрандта, его учеников, и его учителя Питера Ластмана. Это не просто так - сам Рембрандт был не только живописцем, но еще и торговцем картинами. В те времена этим занимались многие художники, некоторым это приносило не малый доход. Но Рембрандту несло разорение, он не редко покупал картины втридорого из за любви к прекрасному и что бы поднять статус искусства.
Другой причиной огромных трат художника стала его кунсткамера - кабинет редкостей. Подобные собрания разных интересных "штучек" были тогда в огромной моде. А Рембрандт собрал очень хорошую коллекцию
Многочисленные артефакты древности, статуи, необычные предметы из далеких стран художник использовал их еще и как источник вдохновения:
Эта нога напомнила мне один московский музей. Хотя уверен, что эти ассоциации случайны.
Среди прочего у Рембрандта в коллекции были альбомы с рисунками великих художников, например Микеланджело. Они тоже стоили ему не малых денег =(
А вот знаменитые голландские изразцы. Приклеены бордюром вдоль пола где-то в корридоре. Криво, косо и очень аутентично =)
Рембрандт и его семья жили на первом этаже, на втором находилась студия художника - просторное помещение, где он творил и занимался с учениками. Нынче оно выглядит пусто, сиротливо и до неприличия чисто. Внимание привлекает лишь один уголок, оказывается не просто так - т.к. это единственное место в доме где все "как при Рембрандте". Стул, стол, полка, все это восстановили по одному из рисунков мастера
Стремный череп
Я честно долго копался в интернете пытаясь найти рисунок, по которому.. но нашел только вот эту малоизвестную картину.
В мастерской порой было прохладно и художник пользовался такой вот печью
Здесь же он занимался с учениками (их мастерские находились на чердаке). Ученики так же натягивали холсты и растирали краски
Ученики Рембрандта, надо сказать учились хорошо. Это очень заметно в Эрмитаже, где их работы и работы мастера висят рядом. В музее Рембрандта есть например вот эта копия "Флоры", оригинал которой как раз хранится в Зимнем дворце =)
Единственное, что вызывает недоумение у некоторых посетителей - это отсутствие картин Рембрандта (на самом деле есть целых две, но это конечно не совсем те). При мне туристы спрашивали у служителей "and where pictures?", а те улыбались и посылали их.... в Rijksmuseum. Кому интересно: сайт дома-музея Рембрандта
А музей другого великого голландца Винсента Ван Гога на музей Рембрандта не похож абсолютно. Это именно картинная галерея и главные экспонаты тут - картины. Фотографировать там к сожалению нельзя.. собственно оно и ладно.
Музей Винсента Ван Гога расположен на Музейной площади (Museumplein). Площадь эта - своеобразный культурный центр Амстердама, здесь находится городская консерватория, а так же два супер-музея - Национальный или Rijksmuseum (супермузей) и Городской или Stedelijk Museum (который был закрыт=( ). Из этой тройки музей Ван Гога самый молодой - его открыли в 1973 году, причем в проектировании здания принял участие и племянник великого художника. А сама история основания музея достойна упоминания.
27 июля 1890 года Винсеент Виллем Ван Гог выстрелил себе в область сердца. Через два дня он умер. Спустя пол года - 25 января 1891 года скончался и его любимый брат Тео, говорят что в заключении врач написал: "от перенапряжения и истощения". Мене романтичные источники упоминают еще осложнение вызванное сифилисом, но безусловно - скорая смерть Теодора (ему было 33 года) была вызвана уходом Винсента (думаю про отношения этих двух братьев писать излишне). Вдова Тео Иоанна (или Йоханна) осталась с годовалым сыном на руках, почти без средств к существованию,но с огромным количеством полотен и рисунков Винсента и его письмами к ее покойному мужу.
Иоанна почти не знала своего шурина (и врятли была благожелательно к нему настроена, хотя бы потому, что из за него она стала вдовой) и друзья настоятельно советовали ей избавится от не имеющего никакой ценности наследства. Но она обратилась к письмам "не ради Винсента, но только ради Тео, чтобы узнать каждую мелочь, волновавшую его при жизни". Вскоре Иоанна оказалась захвачена жизнью и творчеством великого художника и решила обязательно сохранить коллекцию. И даже несмотря на огромные финансовые затруднения она это сделала, продав лишь несколько картин. Более того Иоанна решила, что лучшей памятью о Ван Гоге будут его письма и начала публиковать их в журналах, а в 1914 году даже смогла выпустить в свет трехтомник писем Ван Гога (те, кто читал понимают насколько это важно).
В 1927 году Иоанны не стало и ее коллекция перешла к ее сыну - талантливому инженеру, доктору Винсенту Виллему Ван Гогу. Доктор Ван Гог жил в местечке неподалеку от Амстердама в местечке под названием Ларен и искусствовед Джон Ревальд, впервые посетивший его в 1930-х годах, писал, что весь его дом был памятником Ван Гогу: "Здесь я не увидел никаких признаков богатства. Привычки и образ жизни хозяина оказались как нельзя более простыми. Однако весь дом оказался заполненным картинами и рисунками дяди хозяина, а так как он едва мог вместить все холсты художника, то на протяжении ряда лет работы Ван Гога арендовал Городской музей Амстердама, где они выставлялись и были доступны широкой публике".
Доктор Ван Гог всегда охотно предоставлял картины для выставок и помогал всем, изучающим творчество его дяди, а после Второй мировой войны начал задумываться над дальнейшим размещением своей коллекции. И именно он добился специального разрешения от городских властей Амстердама и правительства Голландии на создание специального музея. В принципе тогда это было уже не трудно - к середине XX века Винсент Ван Гог уже рассматривался, как один из величайших художников в истории. Государство согласилось оплатить строительство здания и взяло на себя затраты, связанные с его эксплуатацией.
Доктор Винсент Ван Гог умер в 1978 году, не дожив нескольких дней до своего 88-летия. Его друг, Джон Ревальд, писал, что "в доме доктора Ван Гога в Ларене, в котором тот жил на протяжении 40 лет, не осталось ни одной картины Винсента Ван Гога... однако сам хозяин дома выглядит умиротворенным и счастливым, так, словно сбросил, наконец, тяжелый груз, давивший на его плечи в течение такого долгого времени".
Что до самой экспозиции музея то она не разочаровывает. По крайней мере большинство самых известных полотен, которые упоминаются (а порой и подробно разбираются) в любой книге о Ван Гоге находятся здесь. Лично я нашел практически все то, что обязательно хотел увидеть. И "Едоки картофеля", и "Старая церковная башня в Нюэнене", и "Череп с горящей сигаретой", и "Морской пейзаж в Сент-Мари-де-ла-Мер", и "Подсолнухи" (одни из, кстати не самые симпатичные) и многие другие...
Картины здесь расположены в хронологическим порядке, от мрачных, "тяжелых" и порой совсем "обкновенных" (а порой даже посредственных) до тех волшебных, гармоничных и "воздушных", что принесли художнику мировую славу. Ни в одной галерее не наблюдал я такой "наглядности", когда выставка полноценно иллюстрирует то, как менялись стиль, мастерство и мировоззрение художника.
В самом конце экспозиции среди легких, словно воздушны картин выбивается одна мрачная - "Пшеничное поле с воронами". Та самая, которую именуют последней картиной Ван Гога. С одной стороны этот громкий статус не оправдан, зануды-ученые давно доказали что она всего лишь "одна из" последних работ художника. Да и не думаю, что Ван Гог вырисовывая воронов над полем думал о том, как пустит себе пулю в сердце... Но от этого полотна буквально веет такой тоской и печалью...
Единственное, что не понравилось в музее Ван Гога - это огромное количество людей. Все таки в восприятии живописи есть что-то интимное и публика привлеченная прежде всего брендом "Van Gogh" раздражает. Но к сожалению от этого никуда не деться
А еще возле музея можно увидеть такую вот конструкцию из камней:
Это воспроизведение мазков одной из картин мастера:
такие вот деласайт музея Ван Гога
d-stroz.livejournal.com
Картины Пушкинского музея. 7 шедевров старых мастеров
Пушкинский музей (г. Москва) может похвастаться не только одной из лучших в мире коллекций импрессионистов. И не только уникальной коллекцией слепков скульптур.
Но и шедеврами старых мастеров. Художники Италии, Фландрии, Голландии, Франции 15-18 веков. Эти картины известны всему миру. А их создатели и подавно. Рембрандт. Пуссен. Ван Дейк. Рубенс.
Взглянем хотя бы на некоторые из них.
1. Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. 1498 г. Италия. Зал 7.
Больтраффио, Джованни Антонио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. 1498-1499 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Commons.m.wikimedia.org
Миловидный юноша с грустными глазами и лёгкой улыбкой. Тонкая светотень придаёт лицу жизненность. Ничего удивительного, что до конца 19 века этот портрет приписывали Леонардо да Винчи.
Тем более, что существует рисунок Леонардо, который очень похож на подготовительную работу к этому портрету.
Леонардо да Винчи. Голова Вакха. 1498 г. Галерея Академии в Венеции, Италия. ebooks.adelaide.edu.au
В наши дни портрет приписывается одному из самых талантливых учеников Леонардо, Больтраффио. В любом случае ученик хорошо усвоил уроки гениального учителя.
Очевидно, что это реальный портрет. Другого ученика или подмастерья. В юном возрасте 14-15 лет. Только добавлен нимб и стрела. Чтобы получился святой Себастьян.
Этот портрет считается одной из лучших работ Больтраффио. Картина известна по всему миру. Не так давно она была в Милане на выставке. В городе, в котором когда-то была создана.
2. Бронзино. Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем. 1540 г. Италия. Зал 7.
Аньоло Бронзино. Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова). Около 1540 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Commons.m.wikimedia.org
Это одна из лучших работ Бронзино. Лица персонажей прекрасны. Как у Рафаэля. Цвета гармоничные, как у Тициана.
Мадонна Бронзино скорее похожа на величественную греческую богиню. Нежели на смиренную Марию. А Иосиф скорее напоминает римского полководца, нежели простого и заботливого мужа.
Кстати, у Мадонны и младенца Иисуса скорее всего есть реальные прототипы. Слишком уж они похожи на герцогиню Толедскую и ее сына Джованни.
Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни. 1545 г. Галерея Уффици, Флоренция. commons.m.wikimedia.org
Бронзино был истинным придворным живописцем. И умел красиво льстить своим заказчикам. Очень изысканный комплимент. Намекнуть герцогине, что вы также прекрасны, как сама Мадонна.
О другой интересной работе мастера читайте в статье “Аллегория Венеры с Амуром” Бронзино. Тайное послание королю”.
3. Рубенс. Вакханалия. 1615 г. Фландрия. Зал 9.
Рубенс, Питер Пауль. Вакханалия. 1615 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Commons.m.wikimedia.org
Все мы привыкли, что Рубенс писал пышнотелых людей. Но в этой картине кажется, что мастер перестарался. Пышность его персонажей совсем уж какая-то неприглядная.
Однако это картина уникальна. Она полностью написана самим Рубенсом. Как вы знаете, он был очень популярен при жизни. Был завален заказами. Поэтому часто работы выполняли его ученики. С небольшими поправками учителя.
Эту же работу он написал для себя. Всю его жизнь она провисела в его доме. Поэтому, возможно, он не стал приукрашивать своих героев. На то они и сатиры, чтобы быть малопривлекательными.
Рубенс был непревзойдённым мастером в изображении человеческого тела. Посмотрите, насколько его герои на самом деле естественны. Насколько натуралистична спина и рука юной сатирессы (крайняя слева).
О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь в одном флаконе».
4. Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. Англия. Зал 9.
Антонис Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Arts-museum.ru
Ван Дейк был учеником Рубенса. Ещё молодым он уехал в Англию. И там остался. Он понял, что в родной Фландрии он будет всегда в тени своего учителя-гения. В Англии же он был звездой. Аристократы наперебой заказывали ему портреты.
Причем он не льстил своим заказчикам. Не преукрашивал их внешность. Как это часто делали другие придворные художники. Но умел подчеркнуть их аристократизм и лучшие черты их характеров.
Двойной портрет в Пушкинском был написан Ван Дейком в два этапа. Сначала была изображена леди д’Обиньи (справа). Она слыла красавицей своего времени. И на ней тайно женился граф Джордж Стюарт. Он был родственником короля. Этот брак никто не одобрял.
Однако через какое-то время все смирились с ним. Когда леди д’Обиньи уже ждала ребёнка. И на портрете через год появилась сестра Джорджа – графиня Портленд. В знак примирения с невесткой. Она срывает розы и делает из них букет. В подарок новой родственнице.
О мастере читайте также в статье “Ван Дейк. Гениальный и честолюбивый портретист”.
5. Никола Пуссен. Великодушие Сципиона. 1640 г. Франция. Зал 21.
Никола Пуссен. Великодушие Сципиона. 1640 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. commons.m.wikimedia.org
Перед нами очень интересный сюжет из римской истории. На троне – царь Сципион. Он только что завоевал Карфаген. Прекрасная девушка в синем – пленница Лукреция. Конечно, царь хотел сделать из неё наложницу. Но тут приходит ее жених Ануций и просит вернуть ее. Царь великодушно разрешает забрать девушку.
Сюжет легко читается. Ничто не отвлекает нас от “прочтения” картины. Лица персонажей почти одинаковые, поэтому зрителя не тянет их рассматривать. Жесты героев также легко читаемы. Радостное удивление Лукреции. Благодарный поклон жениха. Величие Сципиона также подчёркнуто. Ведь девушке, олицетворяющей Славу, приходится вставать на цыпочки, чтобы держать венок победителя над головой царя.
Пуссен любил лаконичность, ясность. Когда каждая деталь имеет смысл. Чтобы понять эти особенности, достаточно взглянуть на картину с тем же сюжетом другого художника.
Николо дель Аббате. Великодушие Сципиона. 1555 г. Лувр, Париж. Wga.hu
Честно говоря, мешанина из тел какая-то. И если вы не знаете сюжет, то ни за что не поймёте, что изображено. Фигур у Пуссена больше. Но это не мешает его картине быть более понятной.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Аркадские пастухи. Самая загадочная картина Пуссена».
6. Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь. 1660 г. Голландия. Зал 10.
Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь. 1660 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. commons.m.wikimedia.org
Три фигуры. Сюжет Ветхого Завета. Царица Эсфирь по происхождению иудейка. Она узнала, что Визирь, любимчик царя, собирается вероломно истребить ее народ. Она решила поведать об этом своему супругу на пиру. В присутствии самого Амана.
Рембрандт показывает самый драматический момент. Эсфирь только что сообщила о своём открытии. Она уже опустилась на место. Царь сурово поджал губы. Напряжённо держит скипетр. Уже понятно, какое решение он примет. Аман сидит в стороне, в тени. Он опустил глаза.
Царица же освещена лучом света. Она составляет с царем единую группу. Они союзники. А вот визирь явно обречён.
Обратите внимание, что картина вся покрыта так называемыми кракелюрами (сетью трещинок). Картина очень многострадальная. Она пережила пожар ещё в 17 веке. С тех пор ее несколько раз реставрировали. Не всегда удачно.
О другом шедевре мастера читайте в статье “Возвращение Блудного сына” Рембрандта”.
7. Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1732-1734 гг. Франция. Зал 22.
Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1732-1734 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. commons.m.wikimedia.org
Франсуа Буше – художник эпохи рококо. И он полностью подчинялся этому стилю. Вычурность рисунка. Пастельные цвета. Пухлые ангелочки. Жеманство. Эротизм.
Картины в стиле рококо писались не для того, что заставить зрителя думать о высоком. Они писались лишь для услады глаз. Чтобы быть достойным украшением среди роскошного интерьера. С золотыми канделябрами и белоснежной лепниной.
Однако работа “Геркулес и Омфала” написана ещё молодым Буше. Мы видим страсть и телесное влечение героев. В более поздних работах таких ярких эмоций мы уже не увидим. Его персонажи все более будут походить на фарфоровые статуэтки. Ангелочков будет все больше. Позы станут ещё более жеманными.
Пушкинский музей даёт возможность увидеть такой “прогресс” художника. Достаточно взглянуть на его более позднюю работу “Юпитер и Каллисто”.
Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто. 1744 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Arts-museum.ru
***
Как и любой музей мирового уровня, обойти Пушкинский за один день невозможно. Тем более, что отдельного похода заслуживает уникальная коллекция импрессионистов и постимпрессионистов. О лучших их работах читайте в статье “Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть”.
Если же вы идёте в музей уже не в первый раз, вам может понравится статья “Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв. 7 картин, которые стоит увидеть”.
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея
Музей Рембрандта (Амстердам, Нидерланды) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
Добавить отзыв Следить
Экспозиция музея Рембрандта ныне располагается в здании, где 1639-1658 годах жил и рисовал один из величайших художников и граверов 17-го века — Рембрандт Харменс ван Рейн: за всю свою жизнь он создал около 300 картин, 300 гравюр и 2 тыс. рисунков. Официальное открытие музея состоялось в 1911 году, и с тех пор его коллекция постоянно пополнялась.
Коллекция музея помимо работ самого Рембрандта представлена картинами его учеников и учителя Питера Ластмана, а один из залов посвящен технике гравирования.
В настоящее время в доме-музее восстановлена обстановка тех времен: кухня, жилые комнаты и мастерская художника, а его коллекция помимо работ самого Рембрандта представлена картинами его учеников и учителя Питера Ластмана, а один из залов посвящен технике гравирования.
Адрес: Jodenbreestraat 4
Время работы: ежедневно, с 10:00 до 18:00.
Вход: 13 EUR, для детей от 6 до 17 лет — 4 EUR.
Веб-сайт: www.rembrandthuis.nl
Цены на странице указаны на июнь 2016 г.
Дом-музей РембрандтаАмстердам и окрестности
- Где остановиться: В головокружительно разнообразных, по-европейски добротных и по-голландски отвязных отелях, пансионах, гостевых домах и хостелах Амстердама – здесь без преувеличения найдётся опция на любую толщину кошелька и широту души. Учтите: в дни работы Кекенхофа отели нужно заказывать заранее. Приверженцам более спокойного образа жизни посоветуем остановиться в Харлеме – всего 20 км от столицы, благословенная тишина и масса интересных достопримечательностей.
- Что посмотреть: Каналы и 600 мостов, исторические улочки и уютные площади, Королевский дворец, Новую церковь и музей Мадам Тюссо в Амстердаме – а также Улицу красных фонарей, великолепные музеи и театры - в общем, массу достопримечательностей нидерландской столицы. В марте-апреле-мае непременно нужно отправиться в цветочное царство Кекенхоф. Must-see Харлема – вокзал ар-нуво, Кафедральный собор, Гроте Керх с моцартовским органом, мельницы, Музей Анны Франк и очаровательные улицы города.
- Вас также могут заинтересовать Австрия, Великобритания, Германия, Норвегия, Швейцария.
- Самые популярные города страны: Амстердам, Гаага, Делфт, Кекенхоф, Роттердам.
tonkosti.ru
«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ имени А. С. ПушкинаARTinvestment.RU 28 марта 2018
Сегодня открывается выставка шедевров из коллекции Томаса С. Каплана и Дафны Реканати-Каплан. В экспозиции — 82 произведения, никогда ранее не выставлявшиеся в РоссииГМИИ им. А. С. Пушкина,28 марта — 22 июля 2018 Главное здание, Москва, ул. Волхонка, 12
Коллекция Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан — одно из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века в мире. В экспозиции в Пушкинском музее можно увидеть 80 живописных и 2 графических произведения из этой легендарной коллекции.
Выставка, основной акцент которой сделан на Лейдене и сформировавшемся вокруг него художественном сообществе, рассказывает об истоках творчества Рембрандта, о его отношениях с соперниками и соратниками, а также о тех живописных традициях, которые сложились в Голландии в золотой для нее XVII век.
В экспозицию вошли шедевры Рембрандта Харменса ван Рейна (двенадцать живописных творений и один рисунок), Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса (по одному произведению), Франса Халса (два), Геррита Дау (девять), Яна Ливенса (четыре) и других их выдающихся современников. Рядом с ними представлен уникальный рисунок Леонардо да Винчи. Творчество великого итальянца не принадлежит к искусству голландского Золотого века, но его небольшое произведение является жемчужиной Лейденской коллекции.
Томас Каплан с юных лет восхищался творениями Рембрандта и мастеров голландского Золотого века. Тем не менее лишь в 2003 году он узнал, что далеко не все шедевры столь любимой им эпохи, включая работы самого Рембрандта, находятся в музеях и что многие из них доступны на художественном рынке. С этого момента он совместно с супругой начал свою невероятно амбициозную коллекционерскую деятельность.
Рембрандт, Халс и Вермеер — знаковые фигуры голландского Золотого века, внесшие огромный вклад в развитие искусства последующих столетий. Страстно влюбленные в творения Рембрандта и мастеров его времени (отсюда название собрания — Лейденская коллекция), супруги Каплан благодаря неустанным поискам, основанным не только на имеющихся финансовых возможностях, но и на исключительно счастливой коллекционерской фортуне, за сравнительно короткий срок стали обладателями удивительной по художественной значимости подборки произведений голландской живописи золотого для нее XVII столетия. Томас и Дафна Каплан приобрели практически все аутентичные живописные произведения Рембрандта, которые изредка появлялись на международном антикварном рынке в последние 15 лет. И не только Рембрандта, но и многих его современников. В наше время, когда творения гениев старого (классического) искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, имеющими глубокие исторические корни, супруги Каплан предприняли и успешно осуществили, казалось бы, несбыточный проект: собрать с нуля представительную и разнообразную по тематике коллекцию картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера Делфтского и многочисленных камерных произведений лейденских мастеров — представителей так называемой тонкой живописи (fijnschilderei).
Лейденская коллекция, ядро которой составляет собрание работ Рембрандта, по своим масштабу и насыщенности уступает разве что ведущим национальным музеям мира. Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавней находкой — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самой ранней из работ, подписанных художником. Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен картинами: «Портрет мужчины в красном дублете», «Девушка в расшитой золотом накидке», «Автопортрет с затененными глазами». Зрители увидят также знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически схожих работ, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год и в настоящий момент принадлежащих Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Музею Метрополитен (Нью-Йорк).
Произведения Яна Вермеера Делфтского встречаются крайне редко. На выставке экспонируется картина «Девушка за вёрджинелом» — единственная работа зрелого периода творчества великого мастера, которая до сих пор находится в частной коллекции. В мире известно всего тридцать шесть произведений художника, и у зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев. Эта поздняя картина, предположительно, написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.
Выставка включает работы современников Рембрандта: его учителя Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он делил в Лейдене одну мастерскую. Широко представлены работы Геррита Дау, одного из первых и самых известных учеников мастера, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю. Посетители увидят уникальную картину «Явление ангела Агари», написанную Карелом Фабрициусом. Это одна из всего лишь шестнадцати работ художника, сохранившихся до наших дней.
Харлемский живописец Франс Халс известен в первую очередь как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители различных слоев общества, в том числе купцы, священнослужители и военные. В ГМИИ им. А. С. Пушкина показывают «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора».
Как видно на примере коллекций в Москве и Санкт-Петербурге, работы всех этих художников были одними из самых востребованных в Европе не только в свою эпоху, но и много позже.
Ценным дополнением экспозиции являются два рисунка с изображениями животных. Один из них, на котором представлен молодой лев, принадлежит Рембрандту, другой, «Голова медведя», — Леонардо да Винчи.
Куратор выставки: Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров, Лара Ягер-Красселт, куратор Лейденской коллекции.
Источник: arts-museum.ru
artinvestment.ru
"Эпоха Рембрандта и Вермеера" - выставка шедевров в Пушкинском
Выставка шедевров Лейденской коллекции – одно из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века.В экспозиции представлено 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России.11 картин Рембрандта и 2 его рисунка, а также 10 картин, выполненных в его мастерской, составляют основу собрания. На выставке представлены и другие художники из Лейдена, чьи полотна отличаются тонким исполнением и тщательным выписыванием мельчайших деталей.Лейденская коллекция получила название в честь голландского города Лейдена, где в 1606 году родился Рембрандт. Собрание составили картины голландских мастеров. Лейденская коллекция стала складываться недавно — в 2003 году. "Мальчик в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского)", Ян ЛивенсИ относительно за короткий срок, всего 15 лет, превратилась в одно из крупнейших в мире собраний нидерландского искусства XVII столетия. "Минерва", РембрандтЭто время называют золотым веком голландской живописи. В Нидерландах тогда жили и работали около 2 тысяч художников.Самыми известными из них стали Рембрандт, Ян Вермеер, Карел Фабрициус, Франс Халс и другие их современники. «Молитва перед едой», Ян СтенСегодня в Лейденскую коллекцию входит более 250 работ — живопись и графика.Отдельно в залах Пушкинского музея выставлены работы по портетной живописи, есть подраздел полотен на тему повседневной живописи.Ян Вермеер. «Девушка за верджинелом»Любопытно было взглянуть одновременно на картины самого Рембрандта, его учителя и учеников. "Картёжники", Ян ЛивенсУникальная выставка включает и работы современников Рембрандта: его учителя Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он делил в Лейдене одну мастерскую. «Автопортрет», Ян ЛивенсА также представлены работы Геррита Дау, одного из первых и самых известных учеников мастера, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю. «Аллегория веры», Хендрик ТербрюггенГеррит Дау (1613-1675) был первым учеником голландского мастера.
Для справки:1. Впервые собрание американской четы Томаса и Деборы Каплан было представлено широкой публике в 2017 году на выставке в Лувре. До этого времени целиком коллекции никто не видел. 2. В состав экспозиции единственное из 36 известных полотен Яна Вермеера, находящееся в частной коллекции — «Молодая женщина за виржиналом» (1672). В России Вермеера нет, его картины только в зарубежных музеях.Оптимально приходить на выставку вечером: и живой очереди меньше на вход в музей и внутри у картин не так много посетителей толпятся. Я покупала билет на сайте на вечерний сеанс, успела еще в буфет до закрытия (можно ходить туда сюда по билету).Физически тяжело пройти 3 зала и все внимательно посмотреть/прочитать/прослушать (даже если вы не взяли аудиогид, придется слушать от рядом стоящих). Много работ, много людей, толкотня жуткая у картин - устаешь.Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ им. Пушкинабудет работать до 22 июля 2018 года.В Эрмитаже с 4 сентября по 13 января 2019.
Отчеты по другим выставкам в Пушкинском музее:Рафаэль Санти - искусство на векаДекабрьские вечера в Пушкинском"Воображаемый музей Андре Мальро" И снова концерты в ПушкинскомИмпрессионисты и передвижники в Пушкинском
anothercity.livejournal.com
Шедевры Рембрандта, Вермеера и Леонардо в Москве
Ян Ливенс (1607–1674). «Портрет мальчика в плаще и тюрбане». 1631. Фото: The Leiden Collection
Создатель Лейденской коллекции американский предприниматель Томас Каплан собирать искусство начал относительно недавно: первую картину, «Портрет Дирка ван Берестейна» (около 1652) Герарда Дау, он купил в начале 2000-х. Впрочем, это не помешало ему чуть больше чем за десять лет стать обладателем одного из крупнейших в мире собраний нидерландской живописи XVII века и самого большого частного собрания Рембрандта. С 2005 года Каплан приобрел 11 работ художника, а всего в частных руках находится около 35 картин великого голландца. В интервью коллекционер охотно рассказывает, что Рембрандта обожает с детства и девятилетним мальчиком даже попросил родителей поехать в Амстердам, потому что там жил художник. При этом, несмотря на имеющиеся возможности (бизнесмен сделал состояние на инвестициях в добычу полезных ископаемых), идею собирательства он долгое время отвергал, уверенный в том, что любимое им искусство давно находится в музейных собраниях. Каплан, по его словам, даже не мог предположить, что эти работы есть на рынке.
Франц ван Мирис (1635-1681). «Молодая женщина, кормящая попугая». 1663. Фото: The Leiden Collection
Своей страстью к золотому веку голландского искусства коллекционер предпочитает делиться. С самого рождения Лейденской коллекции, названной им так в честь родного города Рембрандта, Томас Каплан с супругой Дафной Реканати-Каплан решили, что будут анонимно предоставлять произведения для показа в музеях. В прошлом году вещи из их коллекции впервые показали вместе на выставке в Лувре, после чего они отправились в Пекин и Шанхай, а этой весной их можно будет увидеть в Москве. По словам куратора выставки с российской стороны, заведующего отделом искусства старых мастеров ГМИИ Вадима Садкова, московская выставка будет больше по составу: сюда приедут 80 картин и 2 рисунка. Среди них — три полотна из ранней серии Рембрандта «Аллегории пяти чувств» (1624–1625), одно из которых, «Аллегория обоняния», было обнаружено недавно, в 2015 году. Будет на выставке и более зрелое произведение Рембрандта, самое дорогое в коллекции, — «Минерва» (1635). Покажут также работы Яна Ливенса, в свое время делившего с Рембрандтом мастерскую в Лейдене. Среди прочего зрители увидят его «Автопортрет» (1629–1630) и «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» (около 1631) — изображение принца Руперта Пфальцского, одного из изобретателей техники меццо-тинто. Будут картины лучших учеников Рембрандта, в том числе основателя живописи на миниатюрных дощечках Герарда Дау, который, в свою очередь, обучал Франца ван Мириса и Габриеля Метсю — их работы тоже приедут в Пушкинский музей.
Карел Фабрициус (1622-1654). «Явление ангела Агари». 1645. Фото: The Leiden Collection
Одной только лейденской школой дело не ограничится: среди заявленных полотен — портрет протестантского проповедника Самюэля Ампзинга (1630) кисти Франса Халса и даже одна вещь Яна Вермеера — «Девушка за клавесином» (около 1670–1672). И совсем неожиданным на выставке будет небольшой рисунок Леонардо да Винчи «Этюд головы медведя», который, возможно, стал прообразом зверька на знаменитой картине мастера «Дама с горностаем» (1489–1490).
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.ПушкинаЭпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции28 марта – 22 июля
www.theartnewspaper.ru