Частный коллекционер опубликовал картины золотого века голландской живописи. Рембрандт описание картины аллегория музыки
Аллегория музыки. Картина Рембрандта
Рембрандт Харменс ван Рейн. Аллегория музыки
1626. Рейксмузеум, Амстердам.
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Аллегория музыки». Размер картины 63,5 x 48 см, холст, масло. «Достаточно лишь произнести слово «Рембрандт» и это уже означает, что как будто произнесено слово «искусство», и даже более того» — эта фраза, написанная более ста тридцати лет тому назад, не состарилась, как и другая, противоречащая на первый взгляд первой: «Для огромного большинства людей Рембрандт, его жизнь и его личность окутаны тем мифическим одеянием, которым их с давних пор слишком охотно покрывали историки и эстетики».
Об этом говорит и стремящееся к критической ясности, написанное в 1854 году сочинение о Рембрандте Эдуарда Коллофа: «...чудесное в жизни художника — это история его произведений», и эта история предстаёт перед нами сегодня, более трёхсот лет после смерти художника, в гораздо более ярком свете, чем предыдущему поколению. Отход от романтизации и мифологизирования — под таким аспектом следует соприкасаться с жизнью Рембрандта, с его работой, чтобы ещё увереннее постичь его творчество. «Рембрандт мог быть рождён где угодно, и в любое время его искусство было бы таким же», — таково столь часто повторяемое заблуждение поэта Верхарна.
Наоборот, единственную в своём роде личность Рембрандта невозможно представить без породивших её времени, нации и общества, неизбежно формирующие человека и его возможности, но, конечно, не время и не общество решают, чтобы некий Рембрандт ван Рейн стал именно этим Рембрандтом, или, говоря словами Франца Меринга, «величайшим художником нидерландской революции», в конце концов художником, «который из первой революции Нового времени почерпнул своё бессмертие». Люди сами творят свою историю, говорится в трудах Маркса и Энгельса, но только «в данной, определяющей их среде, на основе данных фактических отношений»
Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_01.html
Похожие записи
design-kmv.ru
описание, история и интересные факты :: SYL.ru
Рембрандт Харменс Ван Рейн, автопортрет которого вы не раз увидите в статье, признан одним из величайших художников всех времен и народов. Его заслуженно называют мастером «золотого века» и светотени. Гений голландского художника уникален, ярок и неповторим. На своих полотнах он с великим мастерством передал полный спектр человеческих эмоций и переживаний с такой степенью насыщенности, которой до него не знало изобразительное искусство.
Основу творчества Рембрандта составляют картины религиозной тематики и портреты, присутствуют и иные жанры: исторический, жанровые сцены, натюрморты и пейзажи. Он был отличным рисовальщиком и гравером. Его наследие представлено более чем 400 картинами, свыше тысячи рисунков и почти тремя сотнями гравюр. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. История их создания подвергается сомнению, историки опарывают их подлинность, а рядовые любители искусства продолжают ими восхищаться, как несколько сотен лет назад. Автопортреты Рембрандта - история жизни художника на холсте. Вот он еще совсем юный, с бурей эмоций на лице, на следующем полотне – состоятельный и знаменитый, на другом – уставший, с грустью в глазах и на лице от пережитых потерь и утрат. Он изображал себя без тщеславия, искренне и реалистично.
1620-е годы
В 1623 году Рембрандт проходит обучение у знаменитого голландского живописца Питера Ластмана, стажировавшегося в Италии. Учитель специализируется на мифологических, исторических и библейских сюжетах, для его работ характерно пристрастие к деталям, яркости. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Подобная тема явно проявляется в его первых, сохранившихся до наших дней, работах («Крещение евнуха», «Аллегория музыки», «Сцена из древней истории» и др.). С наибольшей степенью выразительности передать эмоции, переживаемые персонажами – вот, что хочет Рембрандт. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д.) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.
«Художник в мастерской»
Приблизительная дата написания картины – 1628 год, ныне она хранится в Бостонском музее изящных искусств. На полотне зритель видит мастерскую художника, изображение которой, возможно, соответствует той, в которой работал сам Рембрандт. Автопортрет это или нет, историки достоверно сказать не могут. Фигура художника располагается в глубине комнаты, и черты довольно сложно различить. Возможно, это сам мастер, а может, его ученик Геррит Доу.
Автопортреты 1629 г.
Рембрандту всего 23 года, и он полон энергии, жажды знаний и творчества. Он изображает свой облик без прикрас. Взгляните на портрет выше, и вы увидите юношу с копной рыжих волос, непослушной прядью, поэтически спадающей на низкий лоб, и вдумчивыми, но печальными глазами. За счет того, что средняя горизонталь, т.е. воображаемая линия, делящая картину пополам, проходит не на уровне глаз, голова кажется слегка приподнятой, а взгляд направлен немного сверху.
На этой картине тоже изображен Рембрандт Ван Рейн. Автопортрет схож с предыдущим, но в то же время отличается своей атмосферой. Здесь мы видим художника в более строгой позе. Сын мельника, избравший для себя нелегкий путь живописца, судит о себе довольно высоко, перед зрителем предстает настоящий рыцарь. Внешняя сдержанность скрывает силу воли и ум, сосредоточенность и целеустремлённость.
1630-е годы
В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Это период его восхождения. Перебравшись в Амстердам в 1631 г., он становится популярен, картины с характерной динамикой и патетикой сыскали большое количество почитателей таланта. В это время он создает большое количество этюдов с выразительной мимикой и эмоциями, а также автопортреты, изображая себя в замысловатых позах и роскошных одеяниях. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Оба события нашли отражение в автопортретах.
Рембрандт: автопортрет с Саскией на коленях
Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название - «Блудный сын в таверне». Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. В то же время автопортрет является отчасти провокационным, ведь художник с женой предстают в образе персонажей библейской притчи о блудном сыне. На стене висит грифельная доска, намекающая на то, что за все рано или поздно придется платить. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».
Невозможно рассказать обо всех полотнах, которые написал за свою жизнь Рембрандт. «Автопортрет с Саскией» (офорт), который вы видите на картинке выше, - одна из примечательных его работ. Он выполнен в простой технике, но при этом крайне интересен. Лицо художника и его жены отличаются от тех, что на предыдущей картине, хотя с момента ее создания прошел всего год. Они кажутся взрослее, задумчивее и серьезнее.
1640-е годы
Начало 40-х годов 16 века – это период, когда слава художника достигла своего пика. Он успешен, востребован и популярен. Его благосостояние растет (не без помощи вложений жены). В это же время на свет появляется сын Титус. Здоровый малыш приносит много счастья семейной паре, которая уже потеряла троих детей в младенчестве. Рембрандт создает жемчужины своей коллекции живописи: «Даная», «Похищение Европы», «Пир Валтасара», «Ночной дозор» и т. д.
В 1642 молодая Саския умирает (предположительно от туберкулеза), и это становится началом череды потерь в жизни художника.
Рембрандт: автопортрет 1640 г.
Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Его клиенты – влиятельные и богатые голландцы, коллекционеры и члены королевской семьи всей Европы, в том числе и король Англии Карл I. Среди десятков автопортретов данный отличается своей величественностью, монументальностью. Художник открыто демонстрирует на полотне свое социальное положение через богатую одежду, обшитую мехом, драгоценности и массивную цепь. Фон нейтрален, и все внимание устремлено на фигуру Рембрандта с меланхоличным взглядом, полным достоинства. Своим автопортретом он словно бросает вызов Тициану и Дюреру, творчество которого высоко ценил. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет.
1650-1660-е годы
К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Объяснением тому служит поворот моды в мире живописи в сторону детализации изображений, к которой сам художник был склонен в свои ранние годы творчества. Со временем он отдал предпочтение смелым мазкам кисти, резкому контрасту тени и света, которые скрывают практически полностью фоновые детали. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Единственным близким человеком для него остается сын Титус, изображения которого наиболее многочисленны. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.
Два последних десятилетия стали для Рембрандта вершиной его таланта и мастерства в качестве портретиста. Он возвращается к созданию многофигурных композиций, хотя до этого периода количество персонажей на полотнах не превышало трех человек.
Происходящие изменения и мир личностных переживаний передает череда собственных изображений, которые написал в этот период Рембрандт. Автопортрет становится глубоко личностным, а композиция - герметичной и строгой в построении, цветовая гамма – это широкий спектр оттенков нескольких (трех или четырех) цветов. На фото выше – автопортрет 1656-1658 гг., хранящейся ныне в Музее искусств г. Вены (Австрия).
Заключительные работы художника поражают зрителя отточенностью высокого мастерства. На его полотнах последних лет мы видим человека, который стойко переносит горечь потерь и жизненные испытания. На фото - автопортрет Рембрандта, описание которого можно выразить в трех словах: безропотный и покорный судьбе. Этот автопортрет написан в последний год жизни (1669 г.). Пожилой художник одет в простое платье, руки сжаты, взгляд спокоен и печален.
Портретная галерея Рембрандта не имеет аналогов в мире живописи, она уникальна. Словно кадры средневековой хроники предстают перед зрителем или жизненный путь человека, нашедший отражение в картинах, от беззаботной и яркой юности до старости. Тот факт, что авторство некоторых из портретов в настоящий момент ставится историками под сомнение, не отменяет гениальности мастера, увековечившего память о себе на века.
www.syl.ru
Аллегория пяти чувств Рембрандта - Yvision.kz
Понятно, что в Амстердам путешествуют вовсе не за тем, чтобы музеи посещать, но как-нибудь между кофе-шопами и шоппингом можно и в музей заглянуть. В этот раз удалось пройтись по дому-музею голландского художника, мастера светотени Рембрандта. Полную обстановку дома удалось восстановить согласно описи, которую провели когда Рембрандта объявили банкротом - творческий кризис сопровождался еще и финансовым. Судьба у голландского художника была не из легких, как и большинство гениальных людей Рембрандт скончался в одиночестве и бедности.
Музей честно говоря особо не впечатлил, за исключением парочки интересных фактов и комнат. Для доступа открыто много комнат, в том числе кухня со всей утварью; приемная, в которой продавались картины как самого Рембрандта, так и других художников; мастерская, где Рембрандт проводил уроки для детей. Была удивлена маленьким размером кровати. Оказывается вплоть до 19 века в Европе спали сидя, потому что боялись кровоизлияния в мозг - считалось, что при лежачем положении кровь не приливает к голове и это может привести к летальному исходу. Ну и плюс положение лежа считалось позой покойника и при таком положении духи могли забрать твое тело. Как они вообще высыпались
Наибольший интерес представляет выставка четырех картин из серии Рембрандта о пяти человеческих чувствах - слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. Эта серия картин относится к раннему творчеству художника и отличаются яркими цветами, которые не характерны для творчества Рембрандта. Картины кстати впервые представлены вместе. Дело в том, что "Обоняние" было найдено только в прошлом году. Семья из Нью-Джерси выставила картину, доставшуюся по наследству и завалявшуюся в подвале на торги. Аукционный дом не углядел в картине кисть Рембрандта и оценил картину на 800 долларов. В конечном итоге картина Рембрандта была продана за несколько миллионов долларов. Это же надо так любить искусство!
В живописи чаще всего аллегорию пяти чувств представляют стандартным образом. Ваза с цветами - это обоняние, фрукты - это вкус, птица или изображение животного - это осязание, музыкальные инструменты - это слух и зеркало - это зрение. Но у Рембрандта все абсолютно по-другому. Картина "Торговец очками" показывает взгляд и несет в себе долю сатиры, выражение "продать кому-то очки" в переносном значении означает обман, так что продавец очками явно пытается продать очки слепым клиентам. Стоит отметить, что в 16-17 веке чрезмерное проявление пяти человеческих чувств считалось проявлением греха. Изображение трех людей, пытающихся петь, показывают нам слух и носит название "Три певца". Странная практика лечения головных болей с помощью скальпеля показывает нам чувство осязание и называется картина "Хирургия". И последняя картина под названием "Пациент без сознания", которая как раз таки была обнаружена только в прошлом году, на которой двое врачей-шарлатанов откачивают молодого человека после процедуры кровопускания нашатырным спиртом показывает нам обоняние.
Пятая картина с аллегорией вкуса все еще не найдена и можно только догадываться каким образом ее изобразил великий голландский художник Рембрандт Харменс Ван Рейн.
yvision.kz
обоняние и его символы в живописи: vakin
«Есть запахи, чья власть над нами бесконечна…» Вдыхая окружающие ароматы, мы не задумываемся об их значении в нашей жизни, как и о том, что запахи невозможно увековечить — они оказываются утраченной культурой. Так что в царстве обоняния нам приходится полагаться на описания, воспоминания и… живопись. Ведь в истории искусства сложилась своя традиция символов, связанных с обонянием, его сакральным и практическим значением.Джордж Фредерик Уоттс. Выбирающая. Эллен ТерриДжузеппе Арчимбольдо. Запах
Слух, зрение, вкус, обоняние и осязание — чувства, без которых невозможно ощутить и отразить окружающий мир во всей полноте. Именно из аббревиатуры латинских слов, обозначающих пять чувств («вкус» — sensus, «слух» — auditus, «желание» — libinis, «зрение» — visus, «дуновение, благоухание» — spiritus), состоит пентаграмма, символизирующая гармонию и известная как «SALUS» («здоровье»).
Лоуренс Альма-Тадема. Олеандр
Познание чувств, их секретов и взаимосвязей представляло особый интерес не только для ученых, но и художников. В эпоху Возрождения, когда в обществе нашли отклик гуманистические идеи и человек со всеми его физиологическим особенностями стал предметом пристального внимания, — в живописи весьма востребованным приемом оказались аллегории.
Именно аллегориям предназначено выражать квинтэссенцию явлений и понятий.
Герард де Лересс. Аллегория пяти чувств
Самый простой подход в живописном иносказании: прекрасные девы, занятые каждая своим «профессиональным» делом, изображены с соответствующими атрибутами. Так, «Слух» обычно ассоциируется с музыкой. «Обоняние» — герой или героиня держит букет, вазу с благовониями, а еще, бывает, знаковая «роль» в сюжете отведена… собаке. Это животное как символ обоняния можно обнаружить еще в средневековых рукописных книгах, так называемых бестиариях. А в Древней Греции за возможность различать ароматы отвечала сама богиня Диана.
Жан Рау. Обоняние (из серии пяти чувств). 1720-е, 58×72 см
Филипп Мерсье. Ощущение запаха. 1747
Энциклопедию знаний об ароматах и их природе представляют картины из серии «Пять чувств», написанные совместно Яном Брейгелем Старшим «Бархатным» и Питером Паулем Рубенсом, друзьями и партнерами по искусству.
Прежде всего, отмечаем знакомый уже букетик цветов, который Купидон дарит матери Венере. Рядом — источники всевозможных запахов: ароматический сосуд на горящих углях, гора цветов. У ног Венеры разложены скляночки, баночки и перчатки: как известно, в те времена профессия перчаточника и парфюмера представляла собой одно целое, поскольку перчатки в то время нуждались в ароматизации. Рядом расположились морская свинка (у нее есть мускусные железы) и зверек тангалунга (выделяет очень ароматное вещество — цибетин). За спиной Венеры — охотничий пёс. Слева за кустами цветов можно рассмотреть лабораторию, в которой перегоняют отвар из соцветий. На заднем плане видны олени (скорее всего кабарга) — поставщики мускуса, сильно пахнущего вещества, которому приписываются свойства афродизиака.
Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. Обоняние
Цветы и ароматы — наиболее популярная ассоциативная связь в искусстве. И если художнику давали заказ на тему «обоняния», то он щедро усыпал полотно дарами Флоры.
Показательна в этом смысле работа, выполненная в технике «флорентийская мозаика» из цветных камней «Обоняние и осязание» — одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II (государственный музей-заповедник «Царское Село»). На фоне античных руин представлена галантная сцена, каждая деталь которой аллегорически показывает чувства обоняния и осязания. Сидящая на камнях у парапета молодая женщина вдыхает аромат цветка, подносимого ей юношей. Левой рукой она поддерживает корзину с цветами, стоящую рядом с ней на камне. На переднем плане (проза жизни и намек!) обнюхиваются две большие породистые собаки. Еще одна пара влюбленных демонстрирует, скажем так, удовольствие осязания.
Группа мастеров. Обоняние и Осязание1751
Голландские художники XVII века избрали для аллегорий свои образы в излюбленном жанре натюрморта. Их живописные ребусы и шарады включают цветы, фрукты, музыкальные инструменты, зеркала, ларцы и ковры, предметы, которые трактовались, в свою очередь, как обоняние, вкус, слух, зрение, осязание.
Любен Божен. Натюрморт с шахматной доской73×55 см, дерево
Фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество изобильной природы, столь звучно воспетое Франсом Снейдерсом. В полотнах под общим названием «Лавки» («Лавка рыбы», «Лавка дичи», «Лавка овощей» и «Лавка фруктов») также прослеживаются основные аллегорические темы, и в том числе — «Пять чувств» (вкус, слух, обоняние, осязание, зрение).
Франс Снейдерс. Фруктовая лавка
Потом на смену натюрморту пришла сюжетная картина, и вот уже обоняние символизирует курильщик трубок, вкус — пьянчужка в таверне, слух — деревенские музыканты. Ну, а за осязание «отвечают» залихватские объятья деревенского ухажера.
Хосе де Рибера. Сюжет 2
Курильщики в тавернеДавид Тенирс Младший. 1660-е , 29×38.3 см
Рембрандт Ван Рейн. Пациент без сознания (Обоняние). 1625, 21.6×17.8 см
Юный Рембрандт аллегорию обоняния передал, призвав в ассоциации эффект от действия резкого запаха нашатыря: так пытаются привести в чувство юношу. Эту картину из цикла «Пять органов чувств» обнаружили в 2015 году всем на удивление. Событие неординарное, ведь ранняя работа мастера «Обоняние» считалась утерянной.
Выбор символа Рембрандтом необычен — что ж, приятных и неприятных запахов не бывает. Мы их воспринимаем в зависимости от контекста и культурной среды. И если ароматы Версаля, страдающего долгие годы отсутствием канализации, королевские гости и придворные вынуждены были воспринимать как должное, то молодой папаша на картине Адриана Браувера, вытирая попку своему малышу, кривится. Впрочем, так же, как и папаша с полотна Адриана ван Остаде.
Адриан Браувер. Неприятные отцовские обязанности. Запах
Адриан ван Остаде. Обоняние
Как видимо, для изображения эфирных субстанций мастерам понадобились недюжинные изобретательность и фантазия.
Александр Николаевич Бенуа. Азбука. Оимиам1904
Есть запах чистоты. Он зелен, точно сад... Другие — царственны, в них роскошь и разврат...
Хотя ароматы невозможно сохранить, но, ссылаясь на архивные записи, можно реконструировать ароматные субстанции и предположить: чем «пахнут» герои полотен?
«Ваши пальцы пахнут ладаном» (точнее, миро, в состав которого входит это ароматическое вещество) — так можно сказать об образе Марии Магдалины. Согласно Евангелию, она омыла ноги Христа и отёрла своими волосами. Сосуд с благовониями — главный атрибут библейской героини. В христианстве благоухание ладана, елея, миро наделено священным смыслом.
Питер Пауль Рубенс. Пир у Симона Фарисея1620, 189×285 см
Тициан Вечеллио. Кающаяся Мария Магдалина.1565, 98×119 см • Масло, Холст
Рогир ван дер Вейден. Семья
Энтони Фредерик Сэндис. Мария Магдалина
Мария Магдалина. Андреа Соларио1524
Одним из самых популярных на протяжении нескольких столетий был запах розмарина. Эфирное масло этого растения входило в ароматическую смесь под названием «Вода королевы Венгрии», рецепт которой зафиксирован в конце XIV века (1370 г.). Зенита своей «душистой» славы «Вода королевы Венгрии» достигла в XVII в. Так что можно смело предположить, что монаршие особы и придворные, шурша оборками, распространяли аромат розмарина.
Петрус Кристус. Портрет девушки1470, 22×29 см
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини1434, 59.7×81.8 см. Масло, Холст
Ян ван Эйк. Сюжет 32
В XVI веке царили пряные ароматы Востока и нежные цветочные запахи, которые содержались в ароматницах, так называемых «помандерах». Их использовали не только для декоративных целей — с их помощью спасались от инфекций и отгоняли неприятные запахи. В емкости с перфорированным стенками клали шарики, сформированные из ароматических веществ на основе амбры, цибетина и мускуса. Обладатели таких аксессуаров добавляли по вкусу ладан, стирракс, гвоздику, корицу, гилеадский бальзам, камфору, лаванду, майоран, мускатный орех, корень ириса флорентийского, розмарин, розовое масло, нард, душистые цветочные воды и т. д.
Тициан Вечеллио. Портрет Элеоноры Гонзага1538, 114×102.2 см
Остзанен Якоб Корнелис. Портрет Эдцарда I Великого1518
Пурбус Петер. Портрет неизвестной с помандером на золотой цепочкеXVI век
Тициан Вечеллио. Кларисса Строцци
Тициан Вечеллио. Красавица1530-е , 75×100 см
Впервые эти туалетные аксессуары были изображены в «Лодках неразумных женщин» — серии из пяти карикатур, выпущенной Йодокусом Бадиусом в 1502 г. Эти карикатуры высмеивали злоупотребления, связанные с каждым из пяти чувств. Гравюра изображает «Лодку дурацких запахов», где находятся три дамы, одна из которых держит в руках цветы и одновременно нюхает приобретенный у присутствующего там же парфюмера помандер, который подносит ей подруга.
Роза и корица — ароматы английских леди XVII века. Барышням рекомендовали протирать подмышки отваром-смесью из белого вина, розовой воды и стеблей корицы.
Уильям Ларкин. Портрет Фрэнсис, графини Сомерсет1615, 43.8×57.5 см
Уильям Ларкин. Портрет Энн Сесил, графини Стэмфорд
Уильям Ларкин. Элизабет Друри, графиня Эксетер
Король Людовик XIV любил аромат роз, лосьоном из которых его растирали по утрам и после каждой перемены одежды. Гардероб менялся 3−4 раза в день — после охоты, после прогулки, после бала. И каждый раз королю подавали свежее белье и растирали его с головы до пят спиртовым лосьоном.
Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV1701, 190×279 см
Фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур обожала насыщенные, «тяжелые» ароматы. Есть свидетельства о том, что портьеры её будуара почти 20 лет после смерти хозяйки сохраняли запах мускуса, которым она якобы приворожила короля.
Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур1756, 157×201 см
Сменившая её мадам Дюбарри предпочитала легкие цветочные ароматы и сделала модными одеколоны.
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет графини Дюбарри1781, 51.4×69.2 см
«Чувственно-сладкий букет» из жасмина, ириса, серой амбры, розы и туберозы сопровождал Марию-Антуанетту. Формулу духов, которые так любила жизнерадостная супруга Людовика XVI, получивших название Le Sillage de la Reine — «След королевы», — обнаружили в национальных архивах.
Элизабет Виже-Лебрен. Королева Франции Мария Антуанетта1788, 195×271 см
Если говорим о женских образах, столь любимых Жаном Огюстом Домиником Энгром и Жаком-Луи Давидом, - вспоминаем то, что большинство прелестниц использовали пачули. Современному человеку вряд ли понравился бы этот резкий и малоприятный запах. А вот в эпоху наполеоновской империи пачули были в фаворе, а секрет их популярности скрывался… в индийских шалях. Дамы носили легкие платья в неоклассическом стиле, и, чтобы не замерзнуть, кутались в индийские кашемировые шали. А на Востоке кашемировые шали, чтобы уберечь от моли, издавна прокладывали сухими пачулями. В итоге их землисто-древесный запах стал прочно ассоциироваться с красивыми экзотичными шалями, и парфюмерам пришлось срочно выпускать духи с ароматом пачулей. К середине XIX века мода на Восток прошла и аромат пачулей потихоньку развеялся.
Жан Огюст Доминик Энгр. Мадам Антония
Жак-Луи Давид. Сестра художника Эжена Делакруа1799, 112×146 см. Масло, Холст
Жан Огюст Доминик Энгр. Мадам Панкук1811, 68×93 см. Холст
Жак-Луи Давид. Портрет дочерей Жозефа Бонапарта100×130 см. Масло, Холст
Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар1806, 116×90 см
Жозефина Богарне обожала крепкие запахи. Ее туалетная комната в Мальмезоне была настолько пропитана запахами, — смесью мускуса, цибета, ванили и амбры, — что этот «микс» ароматов можно было почувствовать даже десятки лет спустя.
Фирмен Массо. Портрет Жозефины
Первая половина 20-го века подарила не только женщинам, но и мужчинам разнообразнейшую палитру ароматов — на любой вкус. Ароматным воплощением пуристских и конструктивистских идей стали духи «Шанель № 5», появившиеся в 1921 году. Влияние конструктивизма ощутимо не только в сухом цифровом названии, но и в форме флакона. В его простом квадратном дизайне отразилось стремление к суровой выразительности, чистой целесообразности, лишенной декоративных элементов. Это один из первых образцов классики ХХ века, и не случайно сейчас флакон «Шанель № 5» выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Пит Мондриан. Фокстрот
АФернан Леже. Сюжет 84
По замыслу дизайнеров, прямоугольный контур флакона содержал скрытую аллюзию на очертания знаменитой Вандомской площади в Париже. Можно допустить, что на премьеру балета Дариуса Мийо «Голубой экспресс» (над костюмами для которого работала Коко Шанель), пришли зрительницы со шлейфом этого смелого аромата, и его наверняка предпочитали и героини картин Тамары Лемпицки.
Пабло Пикассо. Задник к балету "Голубой экспресс"1924
Тамара Лемпицка. Женщина в костюме
Тамара Лемпицка. Сидящая обнаженная
Что ж, художникам, как никому другому, удалось уловить и запечатлеть «пятое чувство» — обоняние. Вы ведь ощущаете аромат, глядя на прекрасную картину с розами? Теперь, зная символическое значение атрибутов и модные веяния разных времен, можно значительно расширить представимую палитру запахов известных работ.
Лоуренс Альма-Тадема. Розы Элагабала
Автор Елена НастюкИсточник - Артхив
А также статья о символах в искусстве в моем посте "На лепестках Цветов написано посланье"
vakin.livejournal.com
Рембрандт и золотой век голландской живописи в Пушкинском музее / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни
Представленные на выставке произведения Рембрандта и других художников голландского золотого века нельзя увидеть в постоянной экспозиции ни одного мирового музея — по той причине, что они входят в частную коллекцию, собранную американским предпринимателем Томасом С. Капланом и его супругой Дафной Реканати-Каплан.
Лейденская коллекция сформировалась всего за пятнадцать лет — как признается Томас Каплан, Рембрандтом он восхищался с юности, но долгое время не подозревал, что наследие голландского живописца представлено на арт-рынке, полагая, что все произведения давно распределены по мировым музеям. Свое название коллекция получила в честь родного города Рембрандта Харменса ван Рейна, в котором начиналась его художественная карьера и где находилась его первая мастерская. Выставка также делает акцент на Лейдене, прослеживая формирование творческого метода Рембрандта, и рассказывает о его соперниках и учениках.
В университетском Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу и 13-летним подростком обучался у местного исторического живописца Якоба ван Сваненбюрха, после чего провел полгода в Амстердаме в мастерской Питера Ластмана, одного из самых влиятельных художников того времени. На выставке можно видеть его картину «Давид и Урия» — характерная живописи Ластмана детализация свойственна и манере молодого Рембрандта, которая, впрочем, вскоре станет более лаконичной.
В числе ранних работ Рембрандта в коллекции четы Каплан — три произведения из аллегорической серии чувств, созданной в 1624–1625 годах, незадолго до поступления в мастерскую Ластмана: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Сам сюжет пяти чувств был довольно популярен в то время, но Рембрандт трактует его в неожиданной манере — изображая медицинские, или псевдомедицинские, манипуляции. Так, осязание символизирует сцена трепанации, в которой хирург проделывает отверстие в черепе пациента с целью излечить помешательство; слух — занятие музыкой, которая считалась бальзамом для души и лекарством от меланхолии. Обоняние же Рембрандт трактует как эпизод, в котором потерявшего сознание человека приводят в чувство с помощью нюхательной соли.
Рембрандт Харменс ван Рейн
Извлечение камня глупости (Аллегория осязания). Около 1624–1625 |
Три музыканта (Аллегория слуха). Около 1624–1625 |
Рембрандт Харменс ван Рейн. Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния). Фрагмент. Около 1624–1625
Работы лейденского периода Рембрандта дополняют живописные произведения Яна Ливенса, с которым того связывала дружба-соперничество и с которым они делили мастерскую на протяжении четырех лет до 1631 года, когда Рембрандт перебрался в Амстердам. (Ливенс немногим позже отправился в Англию, где стал придворным художником.)
В Амстердаме Рембрандт получает свои первые заказы портретов городской знати, в числе которых представленные на выставке «Портрет мужчины в красном дуплете» (1633) и «Портрет Антони Копала» (1635) — яркие примеры зрелого мастерства художника, получившего признание своим умением точно передавать характеры моделей. Этот талант он оттачивает в многочисленных автопортретах, которые писал на протяжении всей жизни, документируя изменения в своем облике и психологическом состоянии. На выставке неизменно притягивает внимание «Автопортрет с затененными глазами» 1634 года: спокойное любопытство в глазах, пушистые вьющиеся волосы, легкий румянец на щеках. Ему здесь 26, он успешен и счастлив.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет мужчины в красном дублете. 1633 |
Рембрандт Харменс ван Рейн и мастерская. Портрет Антони Копала. 1635 |
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с затененными глазами. 1634
Однако более всего художника в это время интересует историческая живопись, занимавшая самое почетное место в художественной иерархии эпохи. В 1635 году он пишет величественную «Минерву», один из самых ценных шедевров Лейденской коллекции. (Три другие стилистически схожие работы, созданные в эти годы, находятся в собраниях Эрмитажа, музея Прадо и Метрополитен-музея.) Античную богиню мудрости и войны Рембрандт изображает в виде голландской женщины, своей современницы, облаченной в пышное платье. Впоследствии этот прием объединения образов реальной женщины и богини станет отличительной чертой его исторической живописи.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва. 1635
Ценность Лейденской коллекции не только в наследии Рембрандта — это одно из крупнейших частных собраний золотого века голландской живописи, объединяющее порядка 250 живописных и графических произведений. Среди его шедевров — одно из тридцати шести известных в мире произведений Яна Вермеера Делфтского, «Девушка за вёрджинелом», «Явление ангела Агари» Карела Фабрициуса, чьих работ осталось еще меньше, а также «Портрет Самюэла Ампцинга» кисти Франца Халса. Кроме того, в коллекции представлены работы лейденских мастеров тонкой живописи (fijnschilders) — первого ученика Рембрандта Геррита Дау и Франса ван Мириса Старшего, которые также вошли в экспозицию выставки в Пушкинском музее.
Ян Вермеер Делфтский. Девушка за вёрджинелом. Около 1670–1672
Карел Фабрициус. Явление ангела Агари. Около 1645
Особая гордость коллекционеров — рисунок «Голова медведя» работы Леонардо да Винчи, символически связывающий голландскую художественную традицию с итальянской, с которой Рембрандт был знаком через своих учителей, а также благодаря рисункам и картинам, ходившим тогда по всей Европе. Как и Леонардо, Рембрандт придавал большое значение рисованию с натуры как способу совершенствования мастерства. С работой великого итальянца рифмуется рембрандтовский «Отдых молодого льва», написанный, вероятно, с одного из животных, которые ввозились в Голландию на торговых судах и выставлялись на ярмарках.
Всего в экспозиции представлено 82 произведения, ранее не выставлявшиеся в России. Из Москвы выставка отправится в Эрмитаж, а затем коллекция будет показана в Лувре Абу-Даби. Впрочем, концепции проектов и состав работ каждый раз адаптируются под выставочное пространство и конкретный музей.
Детали Выставка работает до 22 июля ГМИИ им. А. С. Пушкина, Главное здание, ул. Волхонка, 12
posta-magazine.ru
Частный коллекционер опубликовал картины золотого века голландской живописи
Лейденская коллекция – крупнейшее частное собрание работ представителей золотого века голландской живописи. В настоящее время она насчитывает более 250 картин и рисунков, 175 из которых опубликованы онлайн. Среди них произведения Рембрандта, Брейгеля, Рубенса и Вермеера.
Золотым веком называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи, пришедшуюся на 17-е столетие, когда жили и творили такие выдающиеся мастера, как Рембрандт ван Рейн, Герард Дау, Герард Терборх, Ян Вермеер, Франц ван Мирис, Ян Брейгель младший и Питер Пауль Рубенс. Картины этих и других художников вошли в Лейденскую коллекцию, которую с 2003 года собирают американский предприниматель Томас Каплан и его жена Дафна Реканати Каплан.
Картины Рембрандта покорили Каплана в юном возрасте. В восемь лет он уговаривал родителей посетить Амстердам, потому что там жил великий мастер. Он хотел увидеть как можно больше работ знаменитого живописца, но не планировал их коллекционировать. Каплан думал, что все произведения обожаемой им эпохи давным-давно хранятся в музейных коллекциях. С удивлением он узнал от своего друга, что картины художников, которыми он восхищается с юности, особенно Рембрандта и его школы, всё ещё доступны на рынке. С тех пор Каплан собирает работы старых мастеров.
В качестве названия коллекции взяли имя города, в котором родился Рембрандт. Его одиннадцать картин и два рисунка, а также десять картин, выполненных в его мастерской, составляют основу собрания. Здесь представлены и другие художники из Лейдена, чьи полотна отличается тонким исполнением и тщательным выписыванием мельчайших деталей.
«Сквозь призму истории лучшее, что мы можем сделать в память о Рембрандте и других любимых нами художниках, это развивать интерес к их наследию во всём мире», – говорит Том Каплан, решивший опубликовать свою оцифрованную коллекцию онлайн. Он надеется, что её оценят любители искусства, в том числе студенты, коллекционеры и профессионалы области, которые увидят в этой онлайн-галерее новый ресурс для изучения творчества художников голландского золотого века.
Все картины, выложенные на сайте Лейденской коллекции, сопровождаются научными описаниями и содержат информацию о произведениях и об их авторах. Онлайн-галерея постепенно будет пополняться новым контентом, но уже позволяет просматривать и скачивать шедевры голландских мастеров в высоком разрешении.
«Аллегория веры», Хендрик Тербрюгген
«Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд со своей борзой при свечах», Годфрид Схалкен
«Аллегория слуха», «Аллегория обоняния» и «Аллегория осязания» из серии «Пять чувств», Рембрандт ван Рейн
«Девушка в красном, кормящая попугая», Франц ван Мирис
«Игроки в карты», Ян Ливенс
«Льстецы», Питер Брейгель (Младший)
«Драка картежников и Смерть», Ян Ливенс
«Караульное помещение с курящими и играющими в карты солдатами», Герард Терборх
«Золотой век», Ян Брейгель Младший и Питер Пауль Рубенс
«Молитва перед едой», Ян Стен
«Диана и её нимфы на поляне», Годфрид Схалкен
«Автопортрет», Ян Ливенс
«Аллегория живописи», Якоб Торенвлит
«Рыбак и его жена в интерьере», Квирин ван Брекеленкам
«Учёный в своём кабинете», Готфрид Кнеллер
«Жертвоприношение Ифигении», Ян Стен
«Автопортрет с магической сценой», Питер ван Лар
«Молодая женщина за виржиналом», Ян Вермеер
Смотрите также:
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
Описание картины Андрея Матвеева «Аллегория живописи»
Знаменитая картина «Аллегория живописи» русского художника Андрея Матвеева написана акварелью на дубовом холсте в 1725 году. Это был знаменательный для живописца год. Картина была создана и отправлена в царский дворец, чтобы выразить соболезнование жене Петра I в связи с кончиной последнего. Благодаря царю и его супруге он получил неплохое образование за границей, чем и был обязан правителю.
На холсте императрица предстала в образе римской богини мудрости – Минервы. Богиня расположилась высоко на облаках. Она смотрит свысока вниз на картину, которую создаёт ещё один аллегорический персонаж – Живопись. Женщина с огромным интересом наблюдает за работой мастерицы. Живопись сосредоточена на своём творение, ведь для неё эта работа очень важна. Нарисовав портрет Минервы, она её пытается немного задобрить.
Шедевр выполнен в полутоновой технике. Эта работа стала прорывом не только на родине художника, но и далеко за её пределами. Творец живописи Андрей Матвеев создал свой шедевр в виде сюжета на светскую тематику. Это было новое направление в искусстве.
Если присмотреться к картине внимательно, то можно заметить некую неуверенность автора произведения, когда он рисовал обнажённую фигуру Живописи. Она не привлекает внимание зрителя. Всё внимание забирает на себя женщина на облаках. Она лежит на облаке, как на диване, позируя при этом в элегантной позе. Художник пытался изо всех сил придать ей схожесть с великой и могущественной императрицей Екатериной I. И это ему удалось.
Живописец, прежде всего, хотел показать не сами образы, а сюжетную линию произведения искусства. Его целью было дать картине глубокое внутреннее содержание. Второе на чём он акцентировал внимание – это палитра красок и лёгкий мазок. Картина получилась отменной с глубоким содержательным смыслом.
opisanie-kartin.com