Стиль барокко в живописи, его основные отличия. Рембрандт картины барокко
Картина «Изгнание торгующих из храма» — Artrue
Материал: Дерево (доска паркетирована).Тип: Масло.Размер: 43*32 см.
Изгнание торгующих из храмаПодпись-монограмма и дата вверху правее середины: 1626.
Изгнание торгующих из храма
Установление авторства
Подпись и дата долгое время считались фальшивыми, сделанными позднее с помощью старого лака. Однако, лабораторное исследование, проведенное в 1970 году (Виктурина, Дуб, Егорова 1975), установило, что буквы и цифры были вдавлены в начинающий высыхать красочный слой; в углубления затек лак, впоследствии потемневший, под которым наблюдаются следы черной краски. Подпись признана авторской.
Вопрос о подлинности подписи долгое время был связан со спорами о принадлежности картины кисти Рембрандта. В собрании Жиро она считалась работой школы Рембрандта, в 1915 году была опубликована В. Щавинским как произведение мастера «из группы Рембрандта» — Ливенса или Портера. Баух в 1924 году приписал картину самому Рембрандту. При реставрации, проведенной в 1930–1931 годах в Гааге реставратором Схюрингом, была обнаружена подпись и дата, удалены позднейшие надставки доски (ранее размер ее был 53,2*40,8).
Отрицание подлинности подписи и даты при лабораторных исследованиях в 1954 году в Центральных реставрационных мастерских привело И. Э. Грабаря к оценке картины как подделки. Точка зрения Грабаря не получила поддержки, но аутентичность подписи и даты не была признана и при их обследовании в 1962 году — способ их нанесения еще не был разгадан и была выдвинута версия о подделке их во время пребывания картины за рубежом. Сомнение в авторстве Рембрандта высказывали многие исследователи, но открытия последних десятилетий позволили определить место картины в кругу произведений юношеской поры великого мастера.
Исследования картины
Стиль
В издающемся в Голландии фундаментальном исследовании живописи Рембрандта «Изгнание торгующих из храма» признано хорошо сохранившимся характерным по исполнению произведением художника, хотяи единственной полуфигурной сложно построенной композицией. Не совсем обычен также цвет — довольно светлый, с голубыми и лиловыми оттенками (по мнению искусствоведов — маньеристический). В композиции художник использовал образец Дюрера — фигуру Христа из гравюры в серии Малых страстей; Баух ссылается на гравюру Филипа Галле по рисунку Яна ван дер Страта. Жест Христа близок к жесту Валаама на картине из Музея Коньяк Же, Париж, восходящей к ластмановскому прототипу. Фигура Христа из картины была повторена самим художником в офорте, созданном в 1635 году.
Побиение камнями Святого Стефана
Оглядывающийся на Христа меняла — один из постоянных персонажей, так называемый «отец Рембрандта», изображенный на многих картинах лейденского периода (Богач в Государственных музеях, Спящий старик в Галерее Сабауда, Старик в меховой шапке в Фердинандеуме). Человек в стальном нагруднике напоминает.
Стилистические совпадения — экспрессия композиции, жесты, манера писать лица длинными штрихами, передающими морщины и складки кожи, приемы передачи тканей — можно отметить в «Побиении камнями Святого Стефана».
artrue.ru
ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 5. Эпоха Барокко.
"Взгляни на этот лик; искусством онНебрежно на холсте изображен,Как отголосок мысли неземной,Не вовсе мертвый, не совсем живой..." М.Ю. Лермонтов. "Портрет".Новый стиль, утвердившийся к концу XVI века в искусстве Европы, и названный Барокко (итальянский barocco — странный, причудливый), характеризуется парадностью, грандиозностью, доходящей до помпезности, обилием внешних эффектов и деталей, декоративностью и "пышностью" форм. Это сказывалось уже в творчестве упоминавшегося мною ранее (в части "Позднее Возрождение") Микела́нджело Меризи да Карава́джо (1571-1610), которого искусствоведы часто причисляют к разным стилям, в том числе и к барокко, как крупнейшего его представителя, основателя реализма в живописи.Считается, что именно он впервые применил в своем творчестве прием, использовавшийся в цветной ксилографии - "кьяроскуро" (итал.— светотень) прием «распределения различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющий воспринимать изображаемый предмет объемным». В искусствоведческом языке существует даже термин "караваджизм" - стиль эпохи барокко, для которого характерны прием "кьяроскуро" и подчеркнутый реализм.
Особенности стиля барокко, как пропагандистского, активно захватывающего зрителя, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией, и поэтому он имеет свои выраженные национальные особенности в разных странах Европы. В Голландии, например, где распространен протестантизм и итальянское влияние было не так сильно, барокко имеет более скромное выражение, в нем больше камерности и меньше парадности (если портреты не сделаны по заказу высокопоставленных вельмож), но очень сильно жизнеутверждающее начало. Вершиной развития искусства 17 века в Голландии безусловно является творчество Рембрандта ван Рейна (1606-1669), живописца, мастера рисунка и офорта, непревзойденного портретиста.
Если в групповых портретах, которые широко распространились в Голландии, и в заказных портретах вельмож художник тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности, то в автопортретах и портретах близких ему людей Рембрандт отступал от художественных канонов и экспериментировал в поисках психологической выразительности, использовал свободную манеру живописи, красочную гамму и игру светотени.
О его отношениях с еврейской общиной Амстердама и многочисленных портретах еврейских мудрецов, стариков и детей я писала уже раньше (http://vanatik05.livejournal.com/2015/02/19/), здесь приведу один из тех портретов, который является жемчужиной мировой живописи.
Рембрандта привлекают образы простых людей, стариков, женщин и детей, все чаще он сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, горячая красно-коричневая палитра усиливает эмоциональную выразительность, согревая их теплым человеческим чувством.
Влияние творчества Рембрандт не только на голландское, но и на мировое искусство огромно. Его непревзойденное мастерство, гуманизм и демократизм, интерес к человеку, его переживаниям и внутреннему миру оказали воздействие на развитие впоследствии всего реалистического искусства.Ученик и последователь Рембрандта, проживший короткую жизнь, но успевший оставить свой след в искусстве, Карел Фабрициус (1622-1654)
глубоко усвоил творческий метод великого учителя, но сохранил свою свободную манеру письма, более холодную цветовую гамму и оригинальный прием выделения темных фигур первого плана на полном воздуха светлом фоне. Можно сказать, что Фабрициус был самым блестящим из учеников Рембрандта, однако он изменил манере учителя писать светлое на темном фоне и вместо этого писал темные предметы на светлом. Он трагически погиб при взрыве порохового склада в Делфте во время работы над одним из своих портретов. Теперь уже в свою очередь творческая манера Фабрициуса оказала влияние на Яна Вермеера Делфтского (1632–1675). "Жемчужина, вспышка, драма и квинтэссенция «золотого голландского века». Недолго живший, мало написавший, поздно открытый..." (Лосева.http://www.aif.ru/culture/person/1012671)
Большинство его работ скорее можно назвать жанровыми сценами, но суть их - обобщенные жанровые портреты, в которых особое внимание уделяется душевному состоянию персонажей, общему лирическому настрою всей сцены, тщательному выписыванию деталей, использованию естественного освещения, живой выразительности всей композиции.
Множество его работ изображают женщин за разными домашними занятиями, у него была возможность наблюдать свою собственную жену, постоянно занятую по дому и воспитывающую их многочисленных детей (она родила 15 детей, из которых четверо умерли). Обычно действие на его жанровых портретах происходит у окна, образы женщин полны обаяния и умиротворения, а игра оттенков и красочность бликов одухотворяют мир людей и сообщают им внутреннюю значительность.
Творчество Вермеера не было по достоинству оценено при жизни и было почти забыто вплоть до второй половины 19 века.Еще одним выдающимся голландским художником, работавшим в Харлеме (Амстердам) и прославившимся во второй половине своей жизни как гениальный портретист был Франс Халс (Хальс, между 1581 и 1583 -1666). Он "радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя" (Седова Т.А. "Франс Халс" . Большая советская энциклопедия)
В творчестве Халса можно увидеть почти всех представителей общества - от богатых горожан и высшего офицерства до социальных низов, изображаемых художником обычными живыми людьми, воплощающими неистощимую жизненную энергию народа.
Часто его портреты производят впечатление выхваченного и моментально зафиксированного жизненного момента, настолько они воспроизводят живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, иногда даже неожиданно напоминая манеру импрессионистов.
Эта картина скорее всего не портрет в собственном смысле слова, а аллегория, говорящая о неизбежности смерти и скоротечности жизни, но она настолько живая, так передает движение благодаря жесту протянутой руки, что создает полное впечатление портрета конкретного юноши. Хальс прославился благодаря своему энергичному стилю письма, использующему быструю работу кистью , чтобы запечатлеть мимолетные, мгновенные жесты и выражения лица. Поздние произведения Халса выполнены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов. Ван Гог говорил, что у Халса «27 оттенков черного»[. Пару слов о еще одном жизнерадостном и остроумном голландском живописце, писавшем в основном жанровые сценки, многие из которых вполне можно считать и жанровыми портретами. Ян Стен (около 1626—1679) изображал сцены из жизни среднего класса, описывая их с грубоватым народным юмором, иногда даже доходящим до сатиры, но всегда добродушные и мастерски выполненные.
Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. XVII века, его выдающимся представителем является великий Питер Пауль Рубенс (1577-1640), живописец, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист. Он рано посвятил себя живописи, побывал в юности в Италии и воспринял во многом манеру Караваджо, но сохранил любовь к национальным художественным традициям.
Рубенсом было написано большое количество парадных портретов по заказам европейской аристократии, в том числе и королевских особ, но и в них с исключительным мастерством и чувственной убедительностью он воссоздавал физический облик и особенности характера модели. Но особенно виртуозны, лиричны, написанные с большой любовью и задушевностью интимные портреты близких ему людей.
Интересны работы, в которых видны поиски художника, стремление передать разные позы, эмоции, выражения лица, достичь исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, в богатстве красочных оттенков, выдержанных в эмоционально насыщенной коричневой гамме.
Творчество Рубенса оказало огромное воздействие на развитие европейской живописи, особенно фламандской, и прежде всего на егоучеников, образовавших целую школу последователей, из которых самым талантливым был безусловно его помощник Антонис ван Дейк (1599–1641).
Восприняв "сочную"живописную манеру Рубенса, он уже в юности обратился к портрету, придавая героям своих картин более утонченный, более изящный, более одухотворенный и благородный облик. Вместе с тем он писал много парадных портретов, в том числе и конных, в которых уделял большое внимание позе, осанке, жестам, ему удалось объединить в парадном портрете "торжественную представительность образа с индивидуальной психологической характеристикой".
Последние 10 лет своей жизни Ван Дейк провел в Англии при дворе короля КарлаI среди аристократов, придворных и членов их семейств. Интересно наблюдать за тем, как меняется палитра художника, становясь вместо теплой и живой красновато-коричневой все более холодной голубовато-серебристой.
Творчество Ван Дейка, разработанные и доведенные им до совершенства типы аристократического интеллектуального портрета оказали в дальнейшем большое влияние на развитие английской портретной живописи.Еще один выдающийся художник фламандской школы Якоб Йорданс (1593-1678) отразил в своем творчестве характерные черты именно фламандского барокко - свежее, яркое, чувственное восприятие жизни, радостный оптимизм, тела его моделей дышат здоровьем, движенья их порывистые, фигуры мощные, вообще мощь и внутреняя энергия для художника важнее красоты и грации.
Йорданс очень быстро писал, его наследие велико, хотя и меньше, чем у Рубенса - около 700 картин почти во всех музеях мира. Он любил большие картины, и даже портреты предпочитал делать в соответствии с ростом человека, с большим реализмом, не скрывая недостатки лиц и фигур.
И хотя он и не добился значительного признания как портретист, однако хорошо умел отображать характеры, был наблюдательным художником и оставил нам многочисленные свидетельства своей эпохи, целую галерею характерных народных типов.«Золотым веком» испанской живописи является XVII век, расцвет живописи не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании и наступил несколько позднее. Реакционная внутренняя и внешняя политика испанских королей, разорительные войны, постоянные религиозные преследования, слабость буржуазии привели Испанию к потере своего могущества уже к концу XVI в. Для испанского искусства было характерно преобладание традиций не классических, а средневековых, готических, а также большое влияние мавританского искусства в связи с многовековым господством арабов в Испании. Самым известным художником испанского барокко был Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599—1660).
Интересно, что у Веласкеса, типичнейшего испанца, родившегося в семье португальских евреев, принявших христианство, почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им как жанровые сцены. На его портретную живопись оказала огромное влияние жизнь при королевском дворе, она научила его раскрывать глубины человеческого характера, прячущиеся под маской холодного этикета, богатством одежд, великолепием поз, одежд, коней и пейзажа.
С большой теплотой, симпатией и непредвзятостью написана художником целая серия портретов придворных шутов и карликов, здесь с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода - глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений.
Одна из последних работ Веласкеса - "Менины" - по сути является групповым портретом. Стоя у мольберта, сам художник (и это единственный достоверный автопортрет Веласкеса) пишет короля и королеву, отражение которых зрители видят в зеркале. На переднем плане изображена инфанта Маргарита, в дверях покоя художник поместил фигуру канцлера. В картине все пронизано воздухом, моделировано тысячью разных цветовых оттенков, мазками разного направления, плотности, величины и формы.
Влияние Веласкеса на все последующее испанское и мировое искусство огромно, он вдохновлял поколения художников, от романтиков до Сезанна и Матисса.Еще один художник, оставивший свой след в искусстве эпохи испанского барокко, - Франсиско Сурбаран (1598-ок. 1664), выходец из крестьянской семьи с глубокими религиозными устоями. Потому и творчество его в большей своей части основано на религиозных сюжетах, среди его работ множество изображений святых, пророков, монахов и священников, он много пишет для храмов и монастырей. Иногда в религиозных сюжетах он в образе святых или библейских героев изображает своих друзей, знакомых или даже себя.
В середине 17 века в испанской живописи барокко происходят изменения, которым стареющий Сурбаран уже не мог соответствовать, он начал терять свою популярность и умер фактически в нищете.Изменения в испанской живописи, о которых сказано выше, происходят в результате влияния творчества Бартоломе Эстебан Мурильо (1618—1682), одного из величайших живописцев религиозной тематики, в картинах которого канонические сюжеты представляют собой как бы повседневные сцены из жизни самых обыкновенных людей. Художник создал целую серию картин, с добродушным юмором, проникнутых лиризмом и добротой, изображающих жизнь севильских детей трущоб.
После смерти Мурильо испанская школа живописи практически перестала существовать, и хотя время от времени появлялись выдающиеся мастера (о которых мы еще поговорим в следующей части), но об испанской школе как о явлении в искусстве можно говорить лишь применительно к XVII столетию.Упомяну еще одного итальянского художника - Гвидо Рени (1575-1642), изучавшего в Риме живопись Рафаэля и Караваджо и ставшего в зрелые годы фактическим главой римской школы барокко. Большинство его работ посвящены религиозным сюжетам, а в портретах присутствует некая нарочитая изнеженность, претенциозная грация поз, утонченная красота, как будто его герои - персонажи барочной мелодрамы.
И еще один в этой плеяде творцов эпохи Барокко - французский художник Матье Леннен (1607 — 1677), младший из трех братьев-художников. Многие работы приписывают разным братьям, иногда невозможно с достоверностью установить авторство. Но постепенно фамилия Ленненов стала связываться лишь с творчеством младшего из них, Матье, который принадлежал по существу уже другому поколению и в своих жанровых и портретных работах зависел от новых вкусов.
Заканчивая тему "портретная живопись эпохи барокко", главенствующем стиле в Европе конца 16-начала 18 века, приведу слова Сомерсета Моэма: "Барокко - трагичный, массивный, мистический стиль. Оно стихийно. Оно требует глубины и прозрения...". От себя посмею только сказать, что барокко - не мой любимый стиль, он меня утомляет... В следующей части поговорим о Рококо. Продолжение следует.
И, как всегда, видеоролик в сопровождении музыки барокко.
Ссылки: http://smallbay.ru/baroc.htmlhttp://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/XVII/art_barocco.htmlhttps://gallerix.ru/http://www.artap.ru/cult/portrait.htmhttps://en.wikipedia.org/wiki/Portrait_painting
vanatik05.livejournal.com
Стиль барокко в живописи, его основные отличия
Для украшения жилых помещений истинные почитатели и ценители прекрасного во все времена использовали произведения живописи. Хорошо подобранные, они в полной мере могут продемонстрировать изысканный вкус владельца дома, его неординарное восприятие и утонченное понимание прекрасного. Мастерски написанные картины - наиболее эффектный метод украшения жилища.
Закономерно возникает вопрос о том, какой стиль в живописи в наибольшей степени подходит для украшения интерьера? Знатоки утверждают, что наиболее подходящим вариантом окажется стиль барокко. В живописи он известен как наиболее популярный из стилей, царивших в Европе на протяжении почти двух веков (с конца 16 столетия и до средины 18-го). Родина барокко - солнечная Италия.
Интересно само название стиля - барокко, которое имеет португальское происхождение. Именно так португальцы называли бесценные дары моря - жемчужины, имевшие неправильную форму, а именно - причудливую. Стиль барокко в живописи изначально был обозначен несколько насмешливо, и его название ассоциировалось именно со словом "причудливый". Но это не стало преградой для быстрого роста его популярности во всей Европе.
Чем отличается барокко в живописи?
К главным особенностям стиля следует отнести его торжественность, величественность, способность выразить наслаждение жизнью и ее полноту. Отличается барокко в живописи и своей выразительностью, контрастностью, необычайной фантазийностью. Для барокко характерна выраженная игра света и тени, цвета и оттенка.
Чем же еще отличается эта прекрасная, яркая живопись? Художники, пишущие в стиле барокко, стремились к созданию произведений монументальных. Их творения полны динамизма, а богатство тщательно выписанных декораций поражает воображение даже посвященных ценителей живописи.
Барокко в живописи имеет чаще всего тематику мифологическую или религиозную. Но часто можно встретить портреты представителей аристократии, удивительно красивые и пышные.
Почитаемый за одного из основателей стиля барокко в живописи, знаменитый итальянский художник Караваджо предпочитал создавать картины, имеющие цельный характер, наполненные мрачным спокойствием и глубиной. Но его последователи отдали предпочтение созданию произведений более ярких, наполненных цветом и светом. Со временем также стало прослеживаться некоторое отдаление от религиозной тематики.
Не менее знаменитые художники - нидерландец Рембрандт и проживающий во Фландрии Рубенс - привнесли в стиль барокко в живописи нотку национального колорита своих стран. Они смогли создать произведения, обогащенные культурой и традициями своих народов.
Изучая работы художников, пишущих в стиле барокко, можно также заметить, что на развитие стиля оказывало влияние религиозное окружение. Более помпезный характер и выраженный торжественный стиль присущи художникам из католических стран (Италии и Испании). Работы сторонников протестантской церкви отличаются большей сдержанностью чувств, скромностью и строгостью.
fb.ru
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг.) - голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии.Родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы, и после латинской школы недолгое время учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйлепборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он становится знаменитым и модным художником.Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный, так и графический (офорт и рисунок). В изображении реальных уголков страны он умеет так же, как и в тематической картине, подняться над обыденным.Одно из самых знаменитых его живописных произведений, известное как "Ночной дозор" (1642) - групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока. Но групповой портрет - это только формальное название произведения, вытекающее из желания заказчика. Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета - изображения пирушки, во время которой происходит "представление" каждого из портретируемых. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину: по сигналу тревоги отряд Баннинга Кока выступает в поход. Но само это настроение было чуждо бюргерской Голландии середины века, не отвечало вкусам заказчиков, а живописные приемы шли вразрез с общепринятыми.Последние 16 лет - наиболее трагические годы жизни Рембрандта. Они полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высоко этические.Как офортист, он не знает равных в мировом искусстве. Необычайно усложняется и обогащается его техника офорта. К травлению он прибавляет технику "сухой иглы", по-разному наносит краску при печатании, иногда вносит изменения в доску уже после получения первых оттисков, отчего многие офорты известны в нескольких состояниях.Рембрандт имел огромное влияние на искусство. Не было в Голландии его поры живописца, который бы не испытал на себе воздействие великого художника. У него было много учеников. Они усваивали систему рембрандтовской светотени, но рембрандтовского постижения человеческой личности, естественно, усвоить не могли. |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Еврейская невеста. Фрагмент. Около 1666. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет Саскии ван Эйленбург. 1633. 52,5 x 44,5 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет шестидесятитрехлетней женщины в крахмальном воротничке и чепце. 1634. 71,1 x 55,9 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Флора (портрет Саскии в виде Флоры). 1634. 125 x 101 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия). Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет молодой женщины с жемчужинами в берете. 1632. 27 x 21 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Купание Сусанны. Около 1634. 47,2 x 38,6 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
||
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет Саскии в виде Флоры. 1635. 123,5 x 97,5 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Автопортрет с Саскией на коленях. 1635-1636. 161 x 131 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Даная. 1636-1647. 185 x 203 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия). Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж |
||
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет матери художника. 1639. 79,5 x 61,7 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет Саскии с цветком. 1641. 98,5 x 82,5 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет Агаты Бас. 1641. 105,2 x 83,9 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия). |
||
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Святое семейство. 1645. 117 x 91 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Молодая женщина в кровати. 1647. 81,3 x 68 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Сусанна и старцы. 1647. 76 x 91 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
||
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Вирсавия с письмом царя Давида. 1654. 142 x 142 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Хендрикье в виде Флоры. 1654. 100 x 91,8 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Хендрикье на купании. 1655. 61,8 x 47 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
||
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Читающая пожилая женщина. 1655. 80 x 66 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет сидящей пожилой женщины. Около 1655. 82 x 72 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Венера и Амур. Вторая треть 17 века. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
||
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Молодая женщина, которой старуха удаляет занозу. Вторая треть 17 века. 25 x 21 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет дамы со страусовым пером. Вторая треть 17 века. 99,7 x 82,9 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет девушки. Вторая треть 17 века. 21 x 17,5 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
||
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет Саскии. Вторая треть 17 века. 100 x 79 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Юнона. Вторая треть 17 века. 127 x 108 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет женщины с алой гвоздикой. 1662. 92,1 x 74,6 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия) |
a-pro1.narod.ru
Барокко - Стиль барокко в живописи
Одной из самых ярких и понятных характерных черт барочной живописи является ненавязчивая и «свободная» манера письма, в том числе выбор сюжетной линии и манера ее подачи. Так, наряду с библейскими и мифическими сюжетами («Призвание святого Матфея» или «Медуза Горгона», «Блаженство святого Франциска» или «На пути в египетские земли» - Караваджо Микеланджело; «Поклонение пастухов», «Подношение Церере, богине урожая» - Йорданс Якоб), полноценное место занимают портреты, сцены из жизни знати и крестьян и даже пейзажи, например «Зимний пейзаж» и «Две водяные мельницы» Рейсдала Якоба.
Каждый этап развития социума и культуры, как в зеркале, отражается во всех направлениях искусства. Основные черты, отличающие один стиль от другого, прослеживаются не только в произведениях великих мастеров - композиторов, архитекторов, художников, но в свою очередь занимают место в повседневной жизни обывателей, их поведении, в том числе в политике. Так, конец XVI века, как начало эпохи просвещения и разума, променадов и огненных утех, фейерверков, балов – маскарадов, прогулок на лошадях и всего того, что доставляло массу удовольствия вельможам в противовес голоду и нищете простого люда, - известен под звучным именем «Барокко». Италия, XVI - XVII века. Барокко… Появление этого «непонятного» и «склонного к излишествам» стиля было предсказуемо, на смену рациональному приходит иррациональное, вымышленное и непредсказуемое течение. После Возрождения с его одухотворенностью, научным подходом и «правильным» зерном возникло Барокко – легкое и непринужденное, с яркими картинками и фантастическими сюжетами, контрастами добра и зла, земного и поднебесного, тени и света. И так, своим появлением новое течение в искусстве обязано Италии и ее великим мастерам, сумевшим поломать былые стереотипы в живописи. Обращаясь к переводу слова «Барокко», нельзя однозначно определить его смысл: в итальянском barocco означает «причудливый» или «странный», в португальском perola barroca — это «жемчужина с пороком». Однако замысел авторов известных полотен, а яркий пример тому картины Караваджо и Рубенса, говорит сам за себя – это динамика изображения, обязательное светлое пятно главного персонажа, пестрота палитры и броскость сюжета.
Караваджо Микеланджело. Призвание Святого Матфея. 1599-1600
Караваджо Микеланджело. Медуза Горгона. 1598-99
Караваджо Микеланджело. Блаженство Святого Франциска 1606
Караваджо Микеланджело. На пути в египетские земли. 1597
Йорданс Якоб. Поклонение пастухов. 1615
Йорданс Якоб. Подношение Церере, богине урожая. 1618-20
Рейсдал Якоб. Зимний пейзаж. 1670
Рейсдал Якоб. Две водяные мельницы и открытый шлюз. 1650
Несмотря на параллельное развитие искусства Барокко в разных странах и наличие схожести основных приемов письма картин, в период XVI – XVII веков в живописи четко наметились разные направления, некоторые из них носят теперь созвучные названия с основоположниками той или иной манеры изображения полотен. Например – караваджизм, - течение в итальянской живописи, характерное контрастной игрой тени и света, наличием полумрака и «угрюмой» обстановки или болонский академизм, как полная противоположность караваджизму, с его традиционными красками, более понятными сюжетами и строгостью. Помимо аллегорических повествований, как упоминалось выше, не меньшее внимание уделялось пейзажному жанру, получившему название «ведута». Несомненно, портретная живопись не оставалась в стороне, и направление Барокко затронуло этот жанр в полном объеме, получив воплощение в парадных портретах французских мастеров Шарля Лебрена, Симона Вуэ и Иасента Риго. Наряду с вымышленной помпезностью и плавностью линий и деализированных героев среди произведений того времени, как противопоставление, были картины с более скупыми красками и резкими линиями. Это творения испанских художников. Пример тому полотна Сурбарана, Веласкеса и Рибера. Это смешение реальности и вымысла, аскетичного и телесного, где-то смешного или, наоборот, угрюмого. Историки объясняют стремление испанских живописцев разбавить барочную фантазию более приземленным и реальным политическим и экономическим упадком самой Испании. В то время как ее искусство переживало «Золотой век» становления. Опираясь на богатство живописи эпохи Барокко, следующее поколение художников позаимствовало не только манеру письма картин, приемы наложения грубых мазков и плавных переходов в сглаженную текстуру, палитру «грустных» оттенков в контрасте с радужным колоритом, но также ту смелость, с которой художники в своих работах объединяли телесные радости и трагизм бытия в единое целое, в то, что называется единством жизни.
baroquepainting.jimdo.com
Барокко. Искусство, творчество, картины живописцев эпохи barocco
Барокко (итальянское barocco, буквально — причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и Латинской Америки конца шестнадцатого — середины восемнадцатого века. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.
Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство.
Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчеркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа.
На родине барокко, в Италии, наиболее яркое и законченное воплощение этот стиль нашел в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, архитектора Франческо Борромини, живописца Пьетро да Кортона; позднее он эволюционировал к фантастичности построек Гварини Гварино, бравурности живописи Сальваторе Роза и Алессандро Маньяско, головокружительной легкости росписей Джованни Батиста Тьеполо.
Во Фландрии в живописи таких художников, как Ян Сиберехтс, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Давид Тенирс, и в Голландии в полотнах Рембрандта ван Рейна, Герарда Терборха, Яна Вермеера, Геррита ван Хонтхорста, Хендрика Аверкампа, Франса Халса, Якоба Рейсдала, Питера де Хоох эмоциональность и экспрессия барокко слились с мощным жизнеутверждающим началом. В Испании в 17 столетии некоторые черты этого бравурного стиля проступали в аскетичной архитектуре Хуан Баутиста де Эрреры, в живописи Диего Веласкеса, Хусепе де Риберы и Франсиско Сурбарана, скульптуре Хуана Мартинеса Монтаньеса; необычайной сложности и декоративной изощренности они достигли в 18 веке в постройках Хосе Бенито Чурригера.
Своеобразное истолкование барокко получило в Австрии (архитекторы Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, живописец Франц Антон Маульберч) и государствах Германии (архитекторы и скульпторы Бальтазар Нёйман, Андреас Шлютер, Маттеус Даниель Пёппельман, братья Азам, семья архитекторов Динценхоферов, работавших также в Чехии), а также в Польше, Словакии, Венгрии, Литве, России и других странах Европы. В первой половине 18 столетия барокко эволюционирует к грациозной легкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х годов повсеместно вытесняется классицизмом.
Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".
smallbay.ru
Барокко в живописи — Википедия РУ
Жи́вопись баро́кко, или баро́чная живопись, — живописные произведения периода барокко в культуре XVI—XVII веков, тогда как в политическом плане исторический период разделяется на абсолютизм и контрреформацию.
Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркие примеры — творчество Рубенса и Караваджо.
Теория искусств в эпоху барокко
Развитой художественной теории периода барокко не было создано ни в Италии, на его родине, ни в других странах. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал.)русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр.)русск.. В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, а Тициану, Веронезе, Веласкесу и Рембрандту[1]. Боскини подчёркивал главенствующую роль барочного колорита, а также несовпадение живописной формы с пластической. В комментариях о выразительности возможности живописи пятном и об оптической иллюзии слияния мазков, у Боскини проявился тип мировосприятия, близкий барочному[2].
Пьетро да Кортона сравнивает картины эпохи барокко не с трагедией, что характерно для картин классицизма, а с эпической поэмой и присущей ей широтой повествования, множеством разнородных сюжетов, красочностью и свободной композицией. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление»[3][4].
В Италии
Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI века новый стиль в живописи[5]. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом[6], переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Болонский академизм, противопоставляемый караваджизму, представляли Аннибале Карраччи и Гвидо Рени.
В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Последнему принадлежат архитектурные виды, и к нему очень близок французский художник Юбер Робер, работавший в то время, когда вспыхнул интерес к античности, к римским развалинам. В их работах представлены руины, арки, колоннады, древние храмы, но в несколько фантастическом виде, с преувеличениями. Героические полотна писал Доменикино, и живописные притчи — Доменико Фетти.
Во Франции
В Испании
Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании, воплотившись в работах таких мастеров как Веласкес, Рибера и Сурбаран. Они придерживались принципов реализма. К тому времени Испания переживала свой «Золотой век» в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке.
Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Среди представителей:
Доменико Теотокопули (Эль Греко) — художник рубежа XVI—XVII вв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Христос на Масличной горе». Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения…
- «Портрет поэта Эрсильи-и-Суньиги»,
- «Портрет кардинала Тавера»,
- «Портрет неизвестного».
Но не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были
- Франсиско Сурбаран (1598—1664) — «Отрочество Богоматери», «Младенец Христос». Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.
- Хусепе Рибера (1591—1652). Основные сюжеты его картин — мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная гордость. Например, «Хромоножка», «Святая Агнесса», «Апостол Яков-старший».
Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из «стен» храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599—1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий полифонист живописи. «Завтрак», «Портрет Оливареса», «Шут», «Сдача Бреды» («Копья»), «Пряхи».
Художником, завершившим «золотой век» испанской живописи, был Бартоломе Эстебан Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. «Девочка с фруктами», «Мальчик с собакой». Но в зрелые годы творчества все чаще обращался исключительно к библейским сюжетам: «Святое семейство», «Бегство в Египет». В этих работах он выступает как блестящий колорист, мастер композиции. Но как далеко ушла эта живопись от глубоко человеческих страстей лучших испанских полотен.
Фламандская живопись
Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, его портреты, особенно женские, открывают этот неиссякаемый для него источник радости. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни.
В Голландии сложилось несколько школ живописи, объединявших крупных мастеров и их последователей: Франца Халса — в Харлеме, Рембрандта — в Амстердаме, Вермеера — в Делфте. В живописи этой страны барокко носило своеобразный характер, ориентируясь не на эмоции зрителей, а на их спокойное, рациональное отношение к жизни. Рембрандт это подчёркивал в следующих словах: «Небо, земля, море, животные, люди, — всё это служит для нашего упражнения».
Значение
Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в её вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко.
Примечания
- ↑ [Jannaco C., Marco Boschini e la poetica barocca, in Studi secenteschi, II, 1962]
- ↑ [De Boer W., Marco Boschini, I gioieli pittoreschi. Virtuoso ornamento della città di Vicenza, Edizione critica illustrata con annotazioni, 2008, Флоренция]
- ↑ [E. Waterhouse. Italian baroque Painting. London, 1962. С. 58.]
- ↑ Свидерская М. И. Барокко XVII столетия. Система художественного видения и стиль
- ↑ Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург, Россия, 1996 г. Ч.3, с.286-324.
- ↑ A Guide to Art. S.Sproccati ed. Little, Brown and Company (UK) Ltd. 1992. P.87-97.
См. также
Ссылки
http-wikipediya.ru