Барокко: буйство красок и пылкость чувств. Картины барокко рембрандт
Барокко в живописи и архитектуре. Рубен, Рембрандт, Веласкес, Караваджо, Эль Греко
Стиль барокко начал зарождаться еще в эпоху Возрождения в Италии, откуда постепенно распространился по всей Европе и преобладал в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII века. Его приметы — пышность и размах, обилие деталей, вычурность.
Происхождение стиля и названия
Две самые популярные версии происхождения слова «барокко» — от итальянского baroсco («причудливый, странный») и от португальского perolabarroca («жемчужина неправильной формы»). Этот стиль, в котором все преувеличено и чрезмерно, проявил себя и в живописи, и в музыке, и в архитектуре, и в моде. Каковы же были причины его появления?
К концу XVI века позиции церкви в Европе серьезно пошатнулись благодаря открытиям Николая Коперника и борьбе Мартина Лютера с церковными злоупотреблениями. Люди стали уделять больше внимания земным удовольствиям. Новые дворцы знати возводились с размахом и пышностью. При этом новые храмы также отличались роскошью и гигантскими размерами — священнослужители желали вернуть церкви былое могущество…
Италия тогда была практически полностью захвачена испанцами. Тем не менее эта страна, которая всегда славилась своим искусством, не желала отказываться от звания «культурного центра Европы». Отсутствие самостоятельности итальянцы компенсировали роскошью — вот еще одна причина показного великолепия барокко.
В разных странах Европы существовали свои варианты стиля барокко. Более скромное «северное» барокко было характерно для Германии, Голландии и Британии. «Южное» барокко — итальянское, испанское и французское — отличалось невероятной пышностью.
В России барокко принято делить на петровское (относительно строгое) и елизаветинское — блестящее и масштабное.
Черты барокко:
- Динамичность образов
- Преувеличенная эмоциональность
- Смешение реального и иллюзорного
Человек эпохи барокко. Знаменитые итальянцы
Костюм европейского аристократа того времени был сложен и необычен: многоэтажные парики, корсеты, кружево. И мужчины, и женщины носили каблуки и использовали много косметики. Все естественное в среде знати подвергалось гонениям, поскольку приравнивалось к варварству, дикости и невежеству.
Все это нашло отражение и в живописи: картины, созданные в стиле барокко, даже вполне реалистические, сложны по композиции, отличаются обилием фигур и напряженностью сюжета.
В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо, испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий фламандец» Рубенс и голландец Рембрандт.
Живописец Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) любил рисовать простых людей из толпы: мальчишек, уличных торговцев, музыкантов, но охотно воплощал и религиозные сюжеты. Персонажи его картин, как правило, будто выхвачены ярким лучом света из окружающей тьмы, что придает полотнам загадочность и таинственность.
Художник Караваджо был знаменит не только своими картинами, но и вспыльчивым характером, разгульным образом жизни и пристрастием к алкоголю. В расцвете славы он был обвинен в убийстве, объявлен вне закона, бежал из Рима и умер в изгнании.
Караваджо «Положение во гроб» (1604) Первоначально духовенство отвергло картину из-за несоответствия церковным канонам
Караваджо «Гадалка» (1595)
Однажды Караваджо приказал доставить в мастерскую мертвое тело, чтобы правдоподобнее изобразить сцену воскрешения ЛазаряИспанское барокко. Эль Греко и Веласкес
Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое. Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой. Чтобы получить такой эффект, он так наносил основные краски на белый грунт, чтобы тот частично просвечивал на полотне.
Эль Греко «Святое семейство» (1585)
Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета. Известнейшая картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»). На полотне художник представил себя пишущим портрет… Кого? То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале). То ли их дочери — инфанты Маргариты: в окружении многочисленной свиты она кокетливо смотрит прямо на зрителя.
Веласкес «Менины» (1656)
В 23 года Веласкес стал придворным портретистом. По легенде, Филипп IV однажды сказал художнику: «Никто, кроме тебя, изображать меня не будет»Иллюзорность, игра, загадка — тоже характерные черты искусства барокко.
Фламандское и голландское барокко
Фламандец Питер Пауль Рубенс (1577–1640) учился живописи в Италии и Антверпене (Бельгия) и в своем творчестве успешно соединил традиции «северного» и «южного» европейского барокко. Он создавал парадные портреты («Герцог Лерма»), картины на мифологические сюжеты («Персей и Андромеда»), а также на религиозные сюжеты («Святой Георгий и дракон»).
Рубенс «Самсон и Далила» (1609) Красное платье Далилы предвещает последующие кровавые события
Рубенс «Калидонская охота» (1611) В центре — древнегреческий герой Мелеагр, побеждающий чудовищного кабана
Во многом благодаря этому художнику появились устойчивые выражения «фламандская пышность» и «рубенсовская красавица»: Рубенс всегда был страстным жизнелюбом, большинство его картин — это торжествующий гимн телесной красоте человека, пышущего здоровьем.
Рубенс не только писал картины на любые темы, но и делал на заказ эскизы для гобеленов, иллюстрировал книгиУравновешенные и трудолюбивые голландцы ценили не бурное проявление эмоций, а спокойствие и практичность.
Именно таковы были ранние картины Рембрандта (1606–1669). Признанный мастер барокко, он всегда старался отразить в своих полотнах внутреннюю суть людей и явлений, работал почти во всех жанрах живописи и к концу жизни пришел к своему собственному узнаваемому стилю.
Его поздние картины, например знаменитое «Возвращение блудного сына», при внешне довольно статичной композиции отличаются колоссальным внутренним накалом.
Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1669)
Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635) У картины есть и другое название: «Автопортрет с женой Саскией на коленях»
Еще одна известнейшая картина Рембрандта — «Ночной дозор» (1642). Едва ли не впервые в истории художник отступил от традиций парадного портрета, изобразив многочисленную группу стрелков в момент выхода из арки на площадь.
Рембрандт «Ночной дозор» (1642) Автор назвал картину «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга»
Скульптура. Великий Бернини
Характерные черты скульптуры барокко — групповая композиция из нескольких фигур, обилие деталей и «закрученность» по спирали: статую можно неоднократно обойти кругом, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Непревзойденным мастером своего времени был выдающийся скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680). Он участвовал в создании грандиозного римского Собора Святого Петра. Его «Аполлон и Дафна, превращающаяся в лавр», «Экстаз святой Терезы» и композиция «Фонтан четырех рек» — подлинные шедевры скульптуры барокко.
Бернини «Экстаз святой Терезы»
«Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни». Л. БерниниПоделиться ссылкой
sitekid.ru
Рембрант ван Рейн - Стиль барокко в живописи
Лето 1606 года. Это июль, 15 число. В нидерландской общине Южной Голландии многодетная семья мельника Харменса Герритсзона ван Рейна и дочери пекаря ждала рождения девятого по счету ребенка. Это был сын, маленький наследник и будущий живописец, Рембрандт ван Рейн. Кто знал об этом тогда, когда первостепенными были вера и религия? Отец малыша принадлежал к голландской Реформаторской церкви, а мать – к Римско-католической. Однако история умалчивает, к какой из церквей тяготел сам Рембрандт. Недоедание и бедность, пришедшие в семейство мельника вместе с испанскими солдатами, не позволили дать хорошее первоначальное образование сыну. Харменсу было меньше пяти лет, когда их родной городок был в окружении испанцев. Солодовые лепешки, крапива, подорожник были перепробованы мальчиком, о чтении и счете речи быть не могло. И все же, сначала латинская школа, а вскоре и университет Лейдена появились в жизни младшего ван Рейна. Несмотря на старания родителей, мальчик тяготел к живописи и искусству более чем к естественным наукам и философии. Впоследствии это равнодушие сказалось и на его творчестве, сюжетной линии и, в том числе, на положении в обществе. То, что было пережито художником в детстве, наложило отпечаток на холст и на его лист-душу. Первым учителем живописи для Харменса стал Якоб ван Сваненбюрх – лейденский художник. Тогда ученику-Рембрандту исполнилось едва 13, но он уже был помощником для своего учителя и прожил с ним 3 года. Полотен того периода не сохранилось, зато известно, что после переезда в Амстердам, юноша брал некоторое время уроки построения композиции у Питера Ластмана (1625г.). Следующим шагом совсем молодого художника стало открытие собственной мастерской вместе с другом-живописцем Яном Ливенсом, где он принимал своих первых учеников. Ван Рейну едва исполнилось 20 лет, но известность начала стучаться в двери мастерской. Полотна Харменса являли собой совершенно свежее направление, иную манеру письма, возьмем хотя бы «Аллегорию музыки» (1626г.). Это сочные краски, золотисто-теплая палитра, тончайшая роспись тканей и одеяния, живые и реалистичные лица персонажей и старые ноты, которые хочется сложить в стопку, и убрать забытую скрипку… Примерно в этот же период мастер пишет ряд работ другой, не бытовой, тематики, но в той же самой технике («Анна и Симеон в храме» - 1626-1628гг., «Валаам и осёл» - 1626г., «Давид с головой Голиафа перед Саулом» - 1627г. и др.). Богатая коллекция полотен и беспрерывное письмо позволило современникам проследить динамику его живописи. К сорока годам Рембрандт стал терять былую яркость и свежесть красок («Архангел Рафаил покидает семейство Товии» - 1637г.), испарились пастельные тона и сочность зелени, лазурь практически не использовалась мастером в работах. Казалось, что сама кисть перестала слушаться его пальцев – мазки огрубели, стали плотнее и резче («Афина Паллада» - 1655г., «Бычья туша» - 1655г., «Апостол Варфоломей» - 1661г., «Два африканца» - 1661г.). Утрата радужности была обусловлена зацикленностью автора на содержании. Ван Рейн стал уделять значительное внимание лицам, мимике, правдоподобности черт людского лика. В 30-е годы художник искал собственный стиль в передаче настроения персонажей, делая множество набросков углем и выполняя этюды человеческих голов. В поиске он не преминул воспользоваться собственной натурой. Ряд автопортретов, в разнообразных ракурсах и различной технике, был написан в разные года жизни, о чем повествует коллекция работ (около 26-ти). Благодаря успеху и скорой женитьбе на дочери адвоката и мэра Леувардена, Саксии ван Эйленбюрх (к моменту знакомства с будущей супругой ее отец скончался, а воспитанием девочки занималась старшая сестра), Рембрандт теперь стал вхож в семьи бюргеров и знати. Теперь он становится профессиональным портретистом и выполняет работы на заказ. Достаток позволил семье приобрести собственный особняк на улице Йоденбрестрат в Амстердаме (теперь это музей Рембрандта). В нем мастер хранил скупаемые им антикварные вещи. Промежуток времени, пока Саксия была с ним, Харменс пишет ее портреты и постановочные картины. За время совместной жизни и супругов родилось четверо детей. Трое первых малышей умерли в младенчестве: сын Рамбартус (1635г.р.), дочь Корнелия (1638г.р.), вторая дочь, так же Корнелия (1640 г.р.). Последний сын, Тит, был рожден в 1641 году, смог выжить, но Саксия скончалась спустя год после его рождения от туберкулеза. Уход из жизни жены подкосил художника. Для воспитания сына Рембрандт пригласил няню, Гертье Диркс, ставшую впоследствии его любовницей. В этот период мастер продолжает жить на широкую ногу: устраивает вечера, скупает антиквариат, обещает жениться на Гертье. Написание картин стало перемежаться с офортами, которые так же приносили не плохой доход ван Рейну. Однако, не выполненное обещание перед няней, заставляет последнюю подать на него в суд, и выплатить кругленькую сумму. Недовольство высказывали и родственники умершей Саксии, оставившей мужу хорошее наследство. Неугомонная жизнь, как лакмус, обозначилась на творчестве художника. Его поздние картины стали темными и «скромными» на эмоции. Но один из масштабных заказов – групповой портрет мушкетеров «Ночной дозор» для выстроенного здания Стрелкового общества, перевернул сознание мастера. Рембрандт в одночасье перечеркнул собственный стиль и заставил фигуры бежать, оборачиваться и вести диалог. Что это? – полотно не было понято и принято как подобает. Заказчики остались не довольными, а сам исполнитель начал отсчет дальнейшей череды неудач. На закате жизни Рембрандт ван Рейн обнищал и потерял былые лоск и славу. Критики обуславливают его падение не тем неуспехом, что принес «Ночной дозор» мастеру, а иной манерой письма картин. Теперь публика хотела утонченности и скрупулезности письма, светлой палитры и яркости, той самой, что художник использовал в молодости и утерял… Рембрандт скончался в 1669 году 4 октября в Амстердаме, пережив всего на год сына Тита. В настоящее время, с 1968 года, развернут исследовательский проект «Рембрандт», позволивший отсеять копии, подделки и реплики с его картин от подлинных работ. К началу XX в. число картин мастера сократилось с 800 до 350.
baroquepainting.jimdo.com
Барокко в живописи: картины художники представители
Термин происходит от итальянского слова, используемого во времена Средневековья, чтобы описать отказ от схематической логики. Впоследствии слово стало обозначать любую искаженную идею или особый процесс мышления. Другим возможным источником является португальское слово «Barroco» (испанское «Barrueco»), используемое для описания несовершенной формы жемчуга. История работ в стиле насчитывает около 200 лет – развитие эпохи длилось с 1600-х по 1700-е годы.
В искусствоведении слово барокко используется для описания всего причудливого, ассиметричного, необычного, яркого, символизирующее отказ от установленных правил и пропорций. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века. До конца XIX века этот термин всегда носил подтекст гротеска, преувеличения, избытка декораций, пышности. Только в 1888 году термин стал использоваться в качестве обозначения стилистического направления, а не в качестве понятия, критикующего избыточность, чрезмерность в живописи.
Барочный стиль написания эмоционально насыщенной картины оказал глубокое воздействие на все формы искусства, в том числе архитектуры и скульптуры. Именно в живописи это направление искусства наиболее выражено.
История развития стиля
Часть усилий по реформированию церкви должна была воспитывать своих прихожан, помогая им понять больше о вере. Это не было легкойзадачей, поскольку большинство людей были неграмотными в это время.
Было принято решение сделать искусство понятнее простым людям – необходимо использовать творение живописи для объяснения глубоких догматов веры всем, а не только образованным. Для достижения их цели, картины на религиозную тематику должны было быть однозначными, эмоционально убедительными, мощными, чтобы вдохновлять зрителя к большей набожности.
Новые конфессии, например кальвинисты, считали, что церкви и церковные службы должны быть простыми. Однако официальная церковь и священники постановили, что искусство и его красота могут донести больше, чем их слово.
Караваджо
Основал стиль Караваджо – самый влиятельный художник раннего периода барокко. Ему принадлежит открытие главной особенностью – яркое освещение сцены из темноты работ в стиле барокко. В дальнейшем этот признак станет общей чертой живописи барокко.
Караваджо вызывал критику своего творчества. Его картины на религиозную тематику вызвали споры относительно его желание отображать людей без идеализации. Живописец стремился передавать их несовершенство. Благодаря Караваджо произошел отрыв от ренессансной традиции идеализма, особенно – религиозных сюжетов.
Этапы развития
Среднее
Главный представитель – Караваджо. Период развития: 1600 – 1625 годы.
Высокое
Развивалось в 1625 – 1675 годы. В рамках этого этапа выделяют несколько направлений:
- Динамическое барокко: Рубенс;
- Реалистичное барокко: Рембрандт, Веласкес;
- Классическое барокко: Пуссен.
Позднее
1675-1725 годы. Стиль создали приемники представителей раннего и высокого этапов.
Основные черты
Искусство барокко в живописи характеризуется динамичностью (ощущение движения), которая дополняется экстравагантными эффектами (изогнутые линии, богатая отделка, яркое освещение).
Полномасштабное барокко или полное барокко была развито в южной части Западной Европы, в то время как северная Западная Европа создала классическое или сдержанное направление.Для барокко характерно непрерывное перекрытие, пересечение фигур и элементов.
Особенности стиля:
- Драматическое использование цвета;
- Картины являются очевидными, драматичными, прямыми, без подтекста;
- Высокая эмоциональность и динамичность сюжета, что привлекает зрителя;
- Изображения позволяют чувствовать частью яркой реальности, которую передают художники барокко;
- Экстравагантные декоративные элементы изображения;
- Развиваются картины в жанрах портрет, натюрморт, пейзаж;
- Резкие контрасты между светлыми и темными, между светом и тенью.
Главные тематики полотен: преобразования, мученичество и смерть, битвы, интенсивные психологические моменты, любые формы проявления действия, их последствий. Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. В эпоху Возрождения, европейские художники осознали важность формы и анатомии в представлении человеческих фигур реалистично. Творцы в стиле барокко преуспели в реалистичной передаче изображений людей – их портреты стали более вычурными, яркими, эмоциональными. Барочные художники были одержимы светом, картины точно изображают пейзаж или интерьер сцены.
Живопись эпохи барокко можно разделить на динамическое и реалистическое барокко. Первое можно рассматривать как продолжение итальянского Возрождения, последнее – в качестве искусства стран с другим уровнем развития живописи, в котором основное внимание фиксируется на физической составляющей.
Пейзажные картины представлены работами Якоба Исаакса ван Рейсдал из Ниделандов, натюрморты писал Жан Батист Симеон Шарден из Франции, портретный жанр — Франс Халс. Их работы известны особой подачей и восприятием реальности.
Известные работы
«Распятие Святого Петра» Караваджо
В отличие от идеализированных, благородных, классических человеческих форм, художники эпохи Возрождения, предпочитали рисовать сцены и людей с их природными недостатками.
Питер Пауль Рубенс «Четыре континента»
Художник принес энергию, чувственность и драматизм в барокко, не только в религиозные работы. В их изображении можно увидеть барочные черты яркого цвета, телесности и перекрывающихся фигур.
«Снятие с креста» Рембрандт
Живописец стремился к естественной передаче движения. В своем работе переданы черты работ в стиле барокко: эмоциональность сцены, повышенная драматичность, активное использование света и тени.
Значение
Яркий и узнаваемый стиль эпохи раннего нового времени оказал огромное влияние на искусства Европы. Принес в живопись реализм, насыщенность, эмоциональность, динамику – именно, благодаря этим качествам можно узнать полотна барочных художников без труда. Наибольшее влияние оказано на рококо.
Рекомендуем публикации
- История кубизма в живописи
- История готического стиля в живописи
- История и развитие романтизма в живописи
- Живопись эпохи северного возрождения
- Реализм как стиль в живописи
- Неоклассицизм как стиль в живописи
artrecept.com
БАРОККО В ЖИВОПИСИ
БАРОККО В ЖИВОПИСИ
Живопись Барокко (в пер. с ит. – «причудливый») принято называть художественный стиль, преобладавший в искусстве Европы в 16-18 веках.
Именно эта эпоха считается началом триумфа «западной цивилизации».
Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. Первоначально изменились мировоззренческие представления о человеке и мироздании, благодаря эпохальным научным открытиям того времени. В дальнейшем возникла необходимость власти создать имитацию собственного величия на фоне материального упадка. Для этого стали использовать художественный стиль, прославляющий могущество знати и церкви. Однако человек стал ощущать себя деятелем и созидателем и уже в сам стиль прорвались дух свободы и чувственность.
Этот художественный стиль возник в Италии, в частности в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, и распространился в другие страны после эпохи Ренессанса. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Ее территория начинает подвергаться нападению со стороны иностранцев – испанцев и французов. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Церковь и знать стремилась показать свою мощь и состоятельность, но так как денег на это не было, они обратились к сфере искусства. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.
Основными чертами данного стиля являются торжественность, парадность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамичность.
Искусство барокко обладает смелыми контрастными масштабами колористики, тени и света, совмещении фантазии и реальности. Живописи этого направления характерны прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничном и многообразном мире, его непостоянстве.
Святое Семейство, Антонис ван Дейк
Томас Говард, 2-й граф Арундель, Антонис ван Дейк
Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон, Антонис ван Дейк
Человек – это часть мира, сложная личность, которая переживает жизненные конфликты.
Интерьер стали украшать портретами, подчеркивающими положение человека в обществе. Также очень популярны портреты правителей, на которых они изображены с античными Богами. Для барокко также свойственны натюрморты с изображением даров природы.
Джованна Гарцони
Благая весть, Филипп де Шампень
Джованна Гарцони
ХУДОЖНИКИ НАПРАВЛЕНИЯ БАРОККО
Адриан ван де Вельде, Антонис ван Дейк, Бартоломе Эстебан Мурильо, Братья Ленен, Габриель Метсю, Гвидо Рени, Герард Терборх, Геркулес Сегерс, Давид Тенирс Младший, Джан Лоренцо Бернини, Диего Веласкес, Жан Батист Симеон Шарден, Жорж де Латур, Иван Никитин, Исаак ван Остаде, Каналетто, Караваджо, Клод Лоррен, Корнелис де Вос, Николя Пуссен, Николя Турнье,Питер де Хох, Питер Пауль Рубенс, Пьетро да Кортона, Рембрандт, Теодор ван Тульден, Франс Снейдерс, Франс Халс, Франсиско де Сурбаран, Франческо Гварди, Хендрик Тербрюгген, Хосе де Рибера, Эсайас ван де Вельде, Юдит Лейстер, Якоб Йорданс, Ян Вермеер, Ян Сиберехтс, Ян Стен
Известными представителями барокко являются Рубенс, Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Маульберч.
Немного художников, даже выдающихся, заслужили честь быть основоположниками этого стиля в искусстве живописи. Рубенс оказался исключением. Он создал волнующую, живую манеру художественного выражения. Этот способ письма присущ его раннему произведению «Святой Георгий, поражающий дракона». Стиль Рубенса характеризуется показом крупных и тяжелых фигур в действии – они возбуждены и эмоциональны. Его картины наделены огромной энергией.
Никому не удавалось изобразить людей и животных в смертельной схватке так, как Рубенсу.
Раньше художниками изучались прирученные звери, они изображали их вместе с людьми. Эти работы обычно демонстрировали анатомические знания о строении животных. Их образы брали из рассказов Библии или мифов. Воображение художника порождало реальные картины сражающихся людей и зверей в настоящей схватке.
К этому стилю относятся и другие мастера живописи, к примеру, Караваджо и его последователи. Их картины реалистичные и обладают мрачными цветами.
Караваджо – наиболее значимый творец среди итальянских художников.
Его картины основываются на религиозных сюжетах. Им создан контраст эпох между поздней античностью и Новым временем.
Марта и Мария Магдалина, Караваджо
Музыканты, Караваджо
Христос у столба, Караваджо
В Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Польше, Литве стиль барокко переплетался с тенденциями рококо. Так, во Франции основным стилем 17 века считался классицизм, барокко же считалось до середины столетия побочным течением, но в дальнейшем оба направления объединились в один большой стиль.
В Российской Империи барокко появилось в первой половине 18 века.
Русское барокко не обладало мистицизмом и экзальтацией, характерными для стран Европы, а имело национальные особенности. Русский стиль обладал чувством гордости за государственные успехи и народа. Живопись освободилась от средневековья и религии и обратилась к темам светского общества, к образу человека-деятеля.
Портрет Екатерины I с арапчонком, Адольский И-Б.Г.
Портрет напольного гетмана, Никитин И.Н.
Портрет Петра I, Никитин И.Н.
Повсеместно эволюция Барокко пришла к грациозности и легкости рококо. Оно переплеталось с этим стилем. А с 1760-ых годов его полностью вытеснил классицизм.
Художниками барокко были открыты новые способы интерпретации формы в пространстве, ее постоянно изменяющейся жизненной динамики. Они активизировали мировоззрение и показали, что жизнь едина с чувственной и телесной сущностью бытия. А трагические конфликты в живописи барокко создавали основу прекрасного.
studfiles.net
Шедевры живописи эпохи барокко (описание + местонахождение)
Чем знаменита эпоха барокко в искусстве. Самые яркие представители эпохи 1600-1700 гг. и мировые шедевры живописи в стиле барокко, которые стоит запомнить.
В самом конце эпохи Возрождения в Венеции Тициан с его свободной манерой и чувством цвета положил начало новому направлению в живописи — барокко. Начинание Тициана сразу подхватил Тинторетто, о чем свидетельствуют его грандиозные композиции в церквях. Следующим был Эль Греко, которому также присущи черты барокко (точнее, маньеризма) — яркие цвета и эффекты, связанные с размерами. Но это были лишь предпосылки.
Барокко в его классическом понимании развилось в Риме, а затем по всей Италии, Испании, Германии, Австрии и Нидерландах.
Свое название стиль получил, благодаря движению и эмоциональной наполненности. Художники эпохи барокко развили возникший в период Возрождения натуралистический подход и научились создавать иллюзию реальности. Объемные, убедительные человеческие фигуры, будто выходили на сцену, где непременно разыгрывалась драма. В работах эпохи барокко обязаны быть резкие контрасты между светом и тенью, чтобы усилить драматический эффект. Если будет насыщенная палитра и выразительные жесты, это еще лучше!
Яркими представителями разгара эпохи были римский архитектор Бернини, фламандские художники Рубенс и Ван Дейк, а также испанец Веласкес. Эпоха барокко в живописи растянулась на сотню лет, приблизительно с 1600 по 1700 гг.
В рейтинге представлено 10 шедевров в стиле барокко, которые находятся не только в разных странах, но даже в разных частях света. Чтобы увидеть их воочию придется побывать в Лувре, Метрополитен-музее, Королевской галерее Маурицхёйс, Уффици и т. д. Одна из картин попала в коллекцию Лихтенштейнов, а местонахождение другого из полотен нам так и не удалось установить.
1. «Мужчина в платье с синими рукавами», Тициан
Шедевры барокко: «Портрет мужчины в платье с синими рукавами», Тициан
- Дата: около 1510 г.
- Лондонская национальная галерея
Тициан был самым выдающимся венецианским живописцем XVI в. и одним из величайших художников итальянского Возрождения. В Венеции он получил лучшее для того времени художественное образование, его учителем был Джованни Беллини.
Эта ранняя работа великого Тициана считается портретом итальянского поэта Ариосто, но окончательно изображение так и не было идентифицировано. Картина стала образцом для написания Рембрантом его собственного «Автопортрета в возрасте 34 лет». Обратите внимание, как прорисованы рукава платья!
Экскурсии в Лондоне по лучшим ценам
Самые интересные экскурсии в Лондоне — маршруты от местных жителей. Создают их люди творческие, знающие столицу и ее окрестности от А до Я. Гиды подскажут, как провести свободное время и как можно сэкономить в Лондоне.
Экскурсии в Лувр с индивидуальным гидом →Шедевры музея Орсе, которые нельзя пропустить →Выездные экскурсии из Парижа на день →
fountravel.ru
Архивы Барокко - Дневник живописи
Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Миф о Персее и Андромеде – один из самых известных. Все знают о чудовище, которое хотело сожрать прекрасную деву. И о смелом герое, который победил исчадие ада и спас красавицу.
Но вот подробности мы вряд ли помним. А ведь детали этого мифа – одна вкусней другой.
И предыстория о том, почему родители Андромеды покорно отдали дочь на съедение чудищу. И неожиданное появление Персея на крылатом коне. А уж легенда о происхождении его непарнокопытного питомца и вовсе завораживает.
На картине Рубенса мы видим зарождение чувств спасителя и спасённой. Но поженятся ли они? Будет ли им счастье?
Забегая вперёд – да, этих двоих ждёт хэппи-энд. Но достигнуть его окажется непросто: на их пути ещё будут препятствия не только в виде чудища морского…
Читать далее →
This entry was posted on 09.05.2018, in Барокко, Рубенс.Питер Пауль Рубенс. Охота на львов. 249 х 377 см. 1621 г. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Как хаос совместить с гармонией? Как смертельную опасность сделать красивой? Как изобразить движение на неподвижном полотне?
Все это виртуозно воплощал Питер Пауль Рубенс. И все эти несочетаемые вещи мы видим на его картине «Охота на львов».
Читать далее →
This entry was posted on 03.04.2018, in Барокко, Рубенс.Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1623 гг. Национальная лондонская галерея
Чтобы насладиться картиной, написанной на мифологический сюжет, важно сначала разобраться в ее героях и символике.
Конечно, все мы слышали, кто такая Ариадна и кто такой Вакх. Но, возможно, запамятовали, почему они встретились. И кто все остальные герои на картине Тициана.
Поэтому предлагаю для начала разобрать картину «Вакх и Ариадна» по кирпичикам. А уж потом насладиться ее живописными достоинствами.
Читать далее →
This entry was posted on 18.03.2018, in Барокко, Возрождение, Тициан.Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. 1647-1651 гг. Национальная галерея Лондона
«Венера перед зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой.
В Испании несколько сотен лет инквизиция строго блюла нравы испанцев. Изображение нагого тела строго каралось. На костёр может и не отправляли, но могли подвергнуть пыткам или конфисковать имущество.
В других европейских странах церковь позволяла изображать ню, если речь шла о женщине неземной. Богине, например.
Так что «Венера» Веласкеса была для Испании явлением уникальным. И пряталась от посторонних глаз сотни лет. У частных коллекционеров.
Читать далее →
This entry was posted on 25.11.2017, in Барокко, Веласкес, Тайны.Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид
Диего Веласкес (1599-1660 гг.) – один из величайших художников всех времён.
Самое удивительное, как ему вообще удалось это доказать потомкам.
Он был придворным художником испанского короля. Написав бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.
Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.
Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.
Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение – его главный шедевр «Менины».
Читать далее →
This entry was posted on 22.11.2017, in Барокко, Веласкес, Тайны.Рембрандт. Даная. 1634-1648 гг. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург
“Перед Данаей Рембрандта я умер от упоения” Корней Чуковский
Считается, что если бы “Данаю” Рембрандта не облили кислотой, она бы была малоизвестна. Ведь по такому же принципу “Мона Лиза” Леонардо стала знаменитой. Не украли бы ее однажды, и мало кто сейчас знал бы о Джоконде.
Может быть и так. Вряд ли бы так часто гуглили “Данаю”. Но все равно бы гуглили. Слишком она необычная.
Читать далее →
This entry was posted on 16.06.2017, in Барокко, Голландские художники, Рембрандт, Тайны.Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1622-1623 гг. Государственный Эрмитаж. Wikipedia.org
Фландрия. Антверпен. В зажиточной купеческой семье в 1599 году родился Антонис Ван Дейк. Он был седьмым по счёту ребёнком. Его мать родит ещё пятерых. И умрет вскоре после 12-ых родов. Антонису было всего 8 лет.
Его отец не видел ничего дурного в том, что сын хочет стать художником. Ведь его мать виртуозно вышивала. Сам он в молодости увлекался рисованием. Поэтому с лёгким сердцем в 10 лет отец отдал мальчика в обучение к художнику.
Имея талант и необыкновенную усидчивость, уже через 4 года обучения юный Ван Дейк начал работать самостоятельно.
Читать далее →
This entry was posted on 10.06.2017, in Барокко, Ван Дейк.Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
“Возвращение блудного сына”. Старый отец вновь обрёл покой. Его младший сын вернулся. Он не колеблясь прощает ему растраченное наследство. Никаких упреков. Только милосердие. Всепрощающая отцовская любовь.
А что же сын? Он дошёл до крайней степени отчаяния. Нищий и оборванный, он забыл о гордости. Он упал на колени. Почувствовав невероятное облегчение. Потому что его приняли.
“Блудного сына” Рембрандт написал за несколько месяцев до смерти. Это кульминация его творчества. Его главный шедевр. Перед которым каждый день в Эрмитаже собирается толпа. Что же так притягивает людей?
Читать далее →
This entry was posted on 04.04.2017, in Барокко, Голландские художники, Почему это шедевр, Реализм, Рембрандт.Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном. 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания.
Впервые картину с бородатой женщиной Риберы я увидела в сериале “Молодой Папа”. Герои фильма время от времени останавливаются у этого полотна. Молча ее разглядывают. Но особо не удивляются. Видимо потому что знают ее историю.
Если же вы видите ее впервые, удивление вы однозначно испытаете. Ещё бы. Мы видим то ли мужчину с грудью. То ли женщину с бородой.
Всматриваясь, понимаешь, что это все-таки женщина. Ведь на ней женское платье. Да и грудь весьма красноречива.
Так что это? Какая-то аллегория художника? Или все-таки портрет реальных людей?
Читать далее →
This entry was posted on 21.01.2017, in Барокко, Тайны.Орацио Джентилески (1563 – 1639 гг.). Родился и учился живописи в Тоскане. Но за свою жизнь успел поработать в Риме, Франции, Англии.
Ещё будучи молодым человеком, он перебрался в Рим. Там он тесно общался с Караваджо. Был крайне впечатлён работами своего приятеля. Стал его последователем. Караваджистом. Причём одним из лучших.
Его работы ценились современниками. Недаром английский король Карл I назначил его придворным художником.
Читать далее →
This entry was posted on 01.01.2017, in Барокко.arts-dnevnik.ru
Барокко в живописи
Живопись Барокко (в пер. с ит. – «причудливый») принято называть художественный стиль, преобладавший в искусстве Европы в 16-18 веках.
Именно эта эпоха считается началом триумфа «западной цивилизации».
Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. Первоначально изменились мировоззренческие представления о человеке и мироздании, благодаря эпохальным научным открытиям того времени. В дальнейшем возникла необходимость власти создать имитацию собственного величия на фоне материального упадка. Для этого стали использовать художественный стиль, прославляющий могущество знати и церкви. Однако человек стал ощущать себя деятелем и созидателем и уже в сам стиль прорвались дух свободы и чувственность.
Этот художественный стиль возник в Италии, в частности в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, и распространился в другие страны после эпохи Ренессанса. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Ее территория начинает подвергаться нападению со стороны иностранцев – испанцев и французов. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Церковь и знать стремилась показать свою мощь и состоятельность, но так как денег на это не было, они обратились к сфере искусства. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.
Основными чертами данного стиля являются торжественность, парадность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамичность.
Искусство барокко обладает смелыми контрастными масштабами колористики, тени и света, совмещении фантазии и реальности. Живописи этого направления характерны прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничном и многообразном мире, его непостоянстве.
Святое Семейство, Антонис ван Дейк Томас Говард, 2-й граф Арундель, Антонис ван Дейк Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон, Антонис ван ДейкЧеловек – это часть мира, сложная личность, которая переживает жизненные конфликты.
Интерьер стали украшать портретами, подчеркивающими положение человека в обществе. Также очень популярны портреты правителей, на которых они изображены с античными Богами. Для барокко также свойственны натюрморты с изображением даров природы.
Джованна Гарцони Благая весть, Филипп де Шампень Джованна ГарцониХудожники направления барокко
Адриан ван де Вельде, Антонис ван Дейк, Бартоломе Эстебан Мурильо, Братья Ленен, Габриель Метсю, Гвидо Рени, Герард Терборх, Геркулес Сегерс, Давид Тенирс Младший, Джан Лоренцо Бернини, Диего Веласкес, Жан Батист Симеон Шарден, Жорж де Латур, Иван Никитин, Исаак ван Остаде, Каналетто, Караваджо, Клод Лоррен, Корнелис де Вос, Николя Пуссен, Николя Турнье, Питер де Хох, Питер Пауль Рубенс, Пьетро да Кортона, Рембрандт, Теодор ван Тульден, Франс Снейдерс, Франс Халс, Франсиско де Сурбаран, Франческо Гварди, Хендрик Тербрюгген, Хосе де Рибера, Эсайас ван де Вельде, Юдит Лейстер, Якоб Йорданс, Ян Вермеер, Ян Сиберехтс, Ян Стен
Известными представителями барокко являются Рубенс, Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Маульберч.
Немного художников, даже выдающихся, заслужили честь быть основоположниками этого стиля в искусстве живописи. Рубенс оказался исключением. Он создал волнующую, живую манеру художественного выражения. Этот способ письма присущ его раннему произведению «Святой Георгий, поражающий дракона». Стиль Рубенса характеризуется показом крупных и тяжелых фигур в действии – они возбуждены и эмоциональны. Его картины наделены огромной энергией.
Никому не удавалось изобразить людей и животных в смертельной схватке так, как Рубенсу.
Раньше художниками изучались прирученные звери, они изображали их вместе с людьми. Эти работы обычно демонстрировали анатомические знания о строении животных. Их образы брали из рассказов Библии или мифов. Воображение художника порождало реальные картины сражающихся людей и зверей в настоящей схватке.
К этому стилю относятся и другие мастера живописи, к примеру, Караваджо и его последователи. Их картины реалистичные и обладают мрачными цветами.
Караваджо – наиболее значимый творец среди итальянских художников.
Его картины основываются на религиозных сюжетах. Им создан контраст эпох между поздней античностью и Новым временем.
Марта и Мария Магдалина, Караваджо Музыканты, Караваджо Христос у столба, КараваджоВ Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Польше, Литве стиль барокко переплетался с тенденциями рококо. Так, во Франции основным стилем 17 века считался классицизм, барокко же считалось до середины столетия побочным течением, но в дальнейшем оба направления объединились в один большой стиль.
В Российской Империи барокко появилось в первой половине 18 века.
Русское барокко не обладало мистицизмом и экзальтацией, характерными для стран Европы, а имело национальные особенности. Русский стиль обладал чувством гордости за государственные успехи и народа. Живопись освободилась от средневековья и религии и обратилась к темам светского общества, к образу человека-деятеля.
Портрет Екатерины I с арапчонком, Адольский И-Б.Г. Портрет напольного гетмана, Никитин И.Н. Портрет Перта I, Никитин И.Н.Повсеместно эволюция Барокко пришла к грациозности и легкости рококо. Оно переплеталось с этим стилем. А с 1760-ых годов его полностью вытеснил классицизм.
Художниками барокко были открыты новые способы интерпретации формы в пространстве, ее постоянно изменяющейся жизненной динамики. Они активизировали мировоззрение и показали, что жизнь едина с чувственной и телесной сущностью бытия. А трагические конфликты в живописи барокко создавали основу прекрасного.
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Барокко в живописи
5 (100%) 4 голос(ов)allpainters.ru