Амстердам. Два часа по следам Рембрандта. Картины рембрандта в амстердаме
Амстердам. Рембрандт. Два часа по следам Рембрандта
Амстердам. Рембрандт.О тихий Амстердам…
Ну как бродить по столице Голландии, чтобы эти «медленные», как он сам назвал их, слова Бальмонта все время не звучали у тебя в голове? У меня, однако, когда я пишу этот рассказ, возникает и другая поэтическая ассоциация, пушкинская:
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;Невидимо склоняясь и хладея,Мы близимся к началу своему…
Это скорее не в связи с Амстердамом, а в связи с рассказом. Я все более трепетно отношусь к детским воспоминаниям и… детским книжкам. Давным-давно у меня была замечательная книжка о Рембрандте — «Мастер торжествующего света» Алексея Петрова-Дубровского. Я часто перечитывала ее, и теперь мне хотелось пройтись с ней по городу, а потом разбирать фото и писать, держа ее перед глазами. Но, увы, я не нашла ее в своих завалах. А ведь совсем недавно то и дело попадалась на какой-то полке, когда я искала что-то совсем другое.
Так что как только у меня выдалась пара часов в Амстердаме, я отправилась гулять по нему без книжки, но по следам художника. Я преклоняюсь перед гением Рембрандта. К тому же у моей мамы был ритуал и одновременно примета: в преклонном возрасте, чувствуя, что силы оставляют ее, она ставила перед собой задачу – в Эрмитаже дойти до зала с его полотнами и увидеть «Возвращение блудного сына». Если дошла, значит – все хорошо, еще поживем!
Моей целью было осмотреть места, связанные с жизнью мастера.
«Итак, — цитирую Эжена Фромантена, — я на родине Спинозы и Рембрандта. Из этих двух великих имен, представляющих в области чисто умозрительных идей наиболее интенсивные усилия голландского разума, меня интересует лишь последнее. Здесь находятся статуя Рембрандта, дом, где он провел лучшие свои годы, и два наиболее знаменитых его произведения, вполне достаточных, чтобы затмить многие славные имена.»
Скажу сразу, что в Рейксмузеум я не пошла: была там раньше, когда еще в 1987 году ездила в свой первый и последний интуристовский круиз. Хорошо запомнила «Ночной дозор», а потом, лет через двадцать, видела скульптурную композицию у памятника Рембрандту на одноименной площади — мои дети даже наматывали на шею персонажам шарф группы «Алиса» и фотографировались в их окружении.
А недавно я видела ее в обрамлении роз в Кёкенхофе.Приведу, однако, слова, сказанные о картине тем же Эженом Фромантеном в книге «Старые мастера» — он, в отличие от меня, прибыл в Амстердам ради этого шедевра:
«Не буду скрывать, что именно это произведение, наиболее знаменитое из всех имеющихся в Голландии, одно из самых прославленных в мире, и составляет цель моего путешествия. Оно очень меня привлекает и внушает мне большие сомнения. Я не знаю картины, о которой бы больше спорили, наговорили больше умных вещей и, разумеется, всякого вздора. Не то чтоб она восхищала одинаково всех, кто увлекся ею, но, уж конечно, нет никого — по крайней мере, среди пишущих об искусстве — в ком «Ночной дозор» своими достоинствами и своей необычностью не помутил бы в большей или меньшей мере здравый смысл…»
Впрочем, французский художник и историк искусства посвятил Рембрандту и в частности «Ночному дозору» несколько глав своей книги. Есть там и про других художников – так что, наверное, лучше любителям голландской живописи XVII века прочитать ее целиком. А можно и по кускам.
Итак, я оставила за кадром музей, картины, памятник… А вот дом… Дом сейчас был для меня очень важен. Оказавшись на привокзальной площади ранним утром, я пошла именно в его направлении, но первым делом решила дойти до Оуде керк, или Старой церкви,где похоронена любимая жена художника Саския, умершая тридцатилетней. Любимая не в смысле гарема, а в том, что он очень ее любил.
«У него была прелестная жена, Саския, — я нет-нет, да все же процитирую Фромантена, — которая, словно луч, озаряла вечную светотень его жизни и в течение слишком коротких лет вносила в дом если не изящество и подлинное очарование, то, во всяком случае, некоторый блеск. Его мрачному жилищу, его угрюмому, всегда самоуглубленному труду недоставало экспансивности, юношеской влюбленности, женской грации и нежности. Принесла ли ему все это Саския? Кто может сказать это наверное? Говорят, он был влюблен в нее; он часто писал ее, наряжал, как и себя, в разные необычные и великолепные одежды, как и себя, окружал ее всевозможной случайной роскошью, изображал ее как «Еврейскую невесту», «Одалиску», «Юдифь», быть может, «Сусанну» и «Вирсавию». Но он никогда не писал ее такой, какой она была на самом деле, одетой или обнаженной, и не оставил ни одного ее похожего портрета; так, по крайней мере, говорят.Вот все, что мы знаем об его домашних радостях, слишком рано угасших. Саския умерла молодой, в 1642 году, в тот самый год, когда он написал «Ночной дозор».
Прожив с художником девять лет, она незадолго до смерти подарила ему сына Титуса. Считается, да это и логично, что брак с дочерью бургомистра во многом способствовал продвижению и успеху художника в Амстердаме (они поженились вскоре после его приезда из родного Лейдена). К этому времени относится бОльшая часть созданных им портретов.
Видная издалека, церковь с самого начала служила мне маяком.
О тихий АмстердамС певучим перезвономСтаринных колоколен!
С широкой улицы Дамрак с внушительными памятниками модерна,я повернула налево по мосту перед зданием биржи Берлаге.Против обыкновения не стала останавливаться и пить кофе в показавшимя заманчивым заведении у моста (да кажется, оно было еще закрыто),а пошла дальше. Купол церкви был виден по-прежнему.Я пересекла пару каналов и по узкой очаровательной улочке, всей в весенних цветах,
к загрезившим каналам с безжизненным их лоном…
Народа, то есть людей не было, зато вдоль воды неспешно прогуливалась очень независимая цапля.На перекрестке я повернула налево на улицу, название которой на фото ниже, и очень скоро увидела справа еще одну церковь – Зёйдеркерк, или Южную.Она находится уже совсем недалеко от дома Рембрандта. Свернув в узкую улицу,
По этим сонным водам,По сумрачным мостам,По окнам и по сводамДомов и колоколен…
Зёйдеркерк тесно связана с жизнью художника: в ней погребены трое его детей, а также Фердинанд Бол, один из самых известных его учеников. Существует предание, что именно в этой церкви Рембрандт писал «Ночной дозор», так как его мастерская была слишком мала.Увы, дверь ее тоже оказалась заперта.Я немного посидела во дворике рядом.
«С внешней стороны это был почтенный человек, любивший свой дом и домашнюю жизнь, свое место у очага, привязанный к семье, по натуре больше супруг, чем любовник, однолюб, не выносивший ни холостой жизни, ни вдовства (в силу каких-то не вполне выясненных обстоятельств он был трижды женат), и, разумеется, домосед… Когда он покинул Брестрат, без крова, без единого гроша, но рассчитавшись со своими кредиторами, ничто уже его не поддерживало, ни талант, ни приобретенная слава. Его забыли, стерся даже самый след его, и он сразу же исчезает, поглощенный той будничной бедной и темной жизнью, из которой он, собственно говоря, никогда и не выходил.» (Фромантен)
На вывеске автопортрет в возрасте двадцати трех лет – должно быть, примерно так он выглядел, когда прибыл в Амстердам. Хотя, по мнению Фромантена, «точнейшая передача черт лица не была его сильной стороной».Вот дверь, через которую входил художник.Вот его окна. Все эти мелочи приобретают какой-то сакральный смысл.Вот мемориальная доска. На ней сказано, что Рембрандт жил в доме с 1630 года, хотя я читала, что он приехал в Амстердам в 1631, а дом приобрел в 1634 (?).Но в любом случае было это на пике его славы.Вот что пишет Фромантен о доме и жизни в нем мастера:
«Невзрачная обстановка, потемневший дом мелкого купца, полный хаос внутри, как у коллекционера, букиниста, любителя эстампов и редкостей. Никаких общественных занятий, которые отвлекали бы его от мастерской и втягивали в тогдашнюю политику, никаких милостей, которые бы привязывали его к какому-нибудь государю. Ни официальных почестей, ни орденов, ни титулов, ни лент, ничего, что связывало бы его близко или отдаленно с какими-нибудь событиями или деятелями, которые могли бы спасти его от забвения: история, говоря о них, при случае упомянула бы и его имя. Рембрандт принадлежал, и то с натяжкой, к третьему сословию, как сказали бы во Франции 1789 года,— к тем массам, в которых отдельные личности сливаются, где жизнь однообразна, а обычаи лишены всякого благородства. Даже в этой протестантской и республиканской стране с ее так называемым равенством сословий и без аристократических предрассудков, несмотря на все своеобразие гения Рембрандта, его неприметное социальное положение не позволило ему выбраться из низов, в которых он и утонул.»
Рядом с домом – вход в музей, созданный в 1911 по инициативе поклонника творчества Рембрандта Яна Вета. И здесь тот же автопортрет.Но и музей оказался еще закрыт (фото внутри также можно увидеть в статье Петра «Сколько мостов в Амстердаме»), а у меня было слишком мало времени, чтобы дожидаться открытия. Я не успела и на Розенграхт (канал Роз) – беднейший район Амстердама, куда постаревший и разоренный художник переселился в роковом 1656 (или 1660?), распродав все свое имущество, и где оставался до конца жизни.
«Сохранив неприкосновенным из всех своих богатств лишь одно, стоившее всех, — свой гений.» (Фромантен)
Не успела и в Вестеркерк, расположенную на другом конце «города закрытых дверей» (фото опять же есть у Петра и Татьяны). Там 8 октября 1669 года был похоронен мастер, скончавшийся в возрасте чуть более шестидесяти (точная дата его рождения неизвестна: вообще, словами Фромантена, в его «жизни,.. как и в его живописи, много теней и темных углов»). Там же, возможно, погребен и его сын Титус, не доживший до тридцати – не его ли смерть послужила для отца последним ударом? — но где именно находятся их могилы, тоже никто точно не знает.В ожидании возможности поклониться их праху и с намерением глубже изучить жизнь и творчество Рембрандта, а также и его родину, приведу последнюю цитату о нем:
«Во всем, как видно, это был человек, не похожий на других, мечтатель, быть может, очень молчаливый, хотя лицо его говорит совсем о другом. Вероятно, у него был угловатый характер, несколько суровый, недоверчивый, резкий, не любящий противоречий, не поддающийся чужим доводам, в глубине души неустойчивый, внешне неподатливый и, во всяком случае, оригинальный… Он писал, рисовал и гравировал как никто другой… Он дышал родным воздухом Голландии XVII века, и им он жил.»
В этот свой приезд я успела не так уж много, но и не так уж мало.
Зачем я здесь — не там?..
Но я обязательно вернусь —
К твоим церковным звонам,К твоим, как бы усталым,К твоим, как бы забытым,Загрезившим каналам…О тихий Амстердам!
Но и, конечно, к ярким солнечным краскам – к твоим тюльпанам!
Каталог статей Марины Кедреновской.
kraeved1147.ru
Музей Рембрандта в Амстердаме — подробная информация с фото
Музей Рембрандта — художественный музей на улице Йоденбреестраат в Еврейском квартале Амстердама. Музей открылся в 1911 году в доме, который Рембрандт приобрёл на пике славы в 1639 году и в котором проживал до своего банкротства в 1656 году.
Жизнь и творчество Рембрандта
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. С юных лет он проявлял интерес к живописи, а потому пошел учиться в мастерскую Якоба Сваненбурга. В 1623 году он переехал в Амстердам, где попал в руки Питера Ластмана. Свою первую мастерскую Рембрандт открыл в Лейдене, но в 1631 году все же вернулся в Амстердам, откуда больше никогда не выезжал. От первой жены, Саскии ван Эйленбюрх — дочери богатого бургомистра, у Рембрандта родился сын, Титус, вскоре поле этого она скончалась. После смерти своей возлюбленной Саскии, которая была музой для многих произведений художника, Рембрандт долгое время не женился, но в конце 1640-х сошелся со своей молоденькой служанкой Хендрикье, за что имел проблемы с местными церковниками. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию и жила с ним несмотря на все невзгоды до самой своей смерти. За свою жизнь художник создал сотни катрин, гравюр и рисунков, многие из которых были успешно проданы. Тем не менее, выбранный им стиль жизни был ему явно не по карману. В 1656 году, чтобы не обанкротиться, Рембрандту пришлось распродать большинство своей роскошной коллекции картин и антиквариата, включающих работы великих европейских художников, римские бюсты императоров, и даже японские боевые доспехи, а также переехать в более скромное жилище. Пережив вторую жену и даже собственного сына, Рембрандт умер в бедноте и одиночестве.
Рембрандт прежде всего завоевал признание, как портретист. После успеха картины «Урок анатомии доктора Тульпа», ему стали поступать серьезные заказы. Пик его творчества, в качестве портретиста — картина «Ночной дозор», которую можно увидеть в Национальном музее Амстердама. Среди библейских тем художника присутствуют сюжеты как из Ветхого, так и Нового Завета. Картины по Библии у Рембрандта имеют скорей повествовательно-исторический характер, и напрочь лишены фантастичности. Схожий подход Рембрандт применял и к мифологическим сюжетам.
Если пытаться в нескольких словах сформулировать творчество Рембрандта, то это стремительное движение от детального, буквально ощупывающего предмет реализма юношеского периода художника к уходу от деталей и видении картины в целом, а также богатой игре красок и света. Используя всего несколько цветов, Рембрандт ухитрялся создавать очень красочные картины, не говоря уже о свете, который в его произведениях живет отдельной жизнью, творит и созидает пространство.
История коллекции
Дом, в котором сейчас располагается музей, был построен в 1606 году и эта дата, окрашенная в золото, до сих пор украшает его на передней стене. В 1906 году в рамках Года Рембрадта был создан фонд для покупки дома художника.
10 июня 1911 года дом-музей Рембрандта был официально открыт для публики Королевой Вильгельминой. По предложению художника Яна Вета, одного из членов первого правления музея, было решено собрать коллекцию гравюр Рембрандта, для которых, казалось, вряд ли можно было найти место лучше, чем дом, в котором большинство из них было создано. Начало коллекции положил сам Вет, временно одолжив гравюры приемлемого качества из собрания Лебрет-Вета. Первых пожертвований долго ждать не пришлось. Первую гравюру преподнес в дар музею Пол Варбург из Нью-Йорка. Это был прекрасный ранний оттиск «Святого Иеронима у обрезанной ивы».
В том же году художник Йозеф Исраэлс подарил новому музею шесть гравюр, среди которых было «Жертвоприношение Авраама» из знаменитой английской коллекции Уильяма Эсдейла. Почетный член правления Харстен заслуживает отдельного упоминания. В начале его щедрые пожертвования помогли приобрести дом, а затем помогали продолжать пополнять фонд для покупок. Рейксмюзеум преподнес в дар музею одиннадцать гравюр-«двойников» из своего зала гравюр, которые с тех пор хранятся в доме Рембрандта.
Коллекция быстро росла. В мае 1913 года на аукцион в Амстердаме были выставлены тридцать три рисунка Рембрандта из известной английской коллекции Хезелтайна. Дому Рембрандта удалось приобрести четыре из них: «Женщина с ребенком на руках», «Руины старой ратуши в Амстердаме», «Вид на Монтелбансторен» и «Сидящая девушка, сон». Дом Рембрандта успешно принимал участие также и в других торгах. В 1914 году Ян Вет вернулся из Берлина с девятнадцатью гравюрами, включая такие важные произведения как «Смерть, явившаяся супружеской чете», «Большая охота на льва» и прекрасный оттиск «Вида Харлема и Блемендаала» для пополнения коллекции в то время слабо представленных пейзажей.
В последовавшие за этим военные годы рост коллекции временно прекратился, хотя в 1915 году учреждение сумело приобрести шестьдесят шесть гравюр из коллекции Вета, большинство из которых уже было передано музею в долг. В их число входило несколько прекрасных и редких оттисков, среди которых «Бегство в Египет», выгравированное на пластине Геркулесом Сегерсом, и «Давид и Голиаф», выполненный в качестве иллюстрации к книге Менассе бен-Исраэля «Преславный камень» (Амстердам, 1655).
В 1927 году дом Рембрандта получил в дар от де Брёйна одну из чрезвычайно редких копий первого издания этого мистического труда с четырьмя иллюстрациями Рембрандта. Другими экспонатами, полученными из коллекции Вета, стали ранние оттиски четвертой и последней версии «Трех крестов» и прекрасный маленький портрет матери Рембрандта. Музейная коллекция рисунков также росла, хотя и медленно. В 1919 году в музей попали два рисунка из собрания художницы Терезы ван Дойл, которая купила их на знаменитом аукционе Хезелтайна. Это были «Портрет старухи» и «Эскиз женщины с ребенком на руках», в настоящее время приписываемый Николасу Маесу. Вскоре после этого на аукционе Хезелтайна был приобретен еще один рисунок — «Автопортрет художника в рабочем костюме». Это означало, что музей теперь владеет единственным рисованным автопортретом художника в полный рост.
Ян Вет, энтузиаст и движущая сила музея, умер в 1925 году. Его преемником в правлении стал коллекционер де Брёйн, который во многом принял на себя роль Вета, как куратора. К этому времени коллекция уже стала очень большой. Однако существовали пробелы, главным образом, среди оттисков раннего периода, таких как автопортреты и эскизы попрошаек, лишь немногие из которых были редкостью. В феврале 1933 года на аукционе Хаутхаккер/Холлстейн было приобретено еще шесть гравюр, несмотря на то, что угроза войны уже нависала. В мае 1940 года, сразу же после вторжения, гравюры и рисунки были помещены в сейф в подвале дома. Когда весной 1944 года город оказался под угрозой наводнения, произведения искусства были перевезены в более безопасное место в надземном банковском хранилище, где они и оставались до освобождения.
Музей Рембрандта вновь открылся в июле 1945 года. За этим последовало несколько неблагоприятных лет. Отсутствие средств и недостаток финансирования практически лишили музей возможности совершать какие-либо приобретения. Однако в 1950 году музею удалось приобрести обратный оттиск четвертой версии «Трех крестов», ставший интересным дополнением к уже находившимся в музее версиям гравюры. Самым важным послевоенным приобретением музея стали сорок гравюр, завещанных музею де Брёйном, который умер в 1962 году. В их число входили очень редкая первая версия «Автопортрета с растрепанными волосами», прекрасный оттиск «Христа и самаритянки» на японской бумаге из коллекции Пьера Мариетта, интенсивный ранний пробный оттиск «Снятия с креста при свете факела», а также прекрасная первая версия «Купальщиков».
Становилось все сложнее восполнять пробелы в коллекции. Хорошие оттиски выходили на рынок лишь время от времени, но даже при этом средств часто не хватало, что было неудивительно из-за цен. Лишь изредка появлялась возможность что-нибудь добавить в коллекцию. Так, например, в 1977 году с помощью ассоциации Рембрандта музею удалось приобрести рисунок ученика мастера Константина ван Ренессе с правками Рембрандта. Другими приобретениями стали гравюра «Человек за столом, носящий цепь с крестом» в 1980 году и, совсем недавно, «Лысый человек в профиль» и четвертая версия «Бегства в Египет».
Экспозиция музея
Коллекция в ее сегодняшнем виде представляет собой практически полный обзор графических работ Ребрандта: представлены 260 из 290 гравюр, созданных мастером. Чрезвычайно большое значение имело приобретение в 1993 году четырех подлинных гравюрных пластин. До этого они были частью собрания из 78 медных пластин, которое оставалось единым целым с тех пор, как было впервые упомянуто в описи имущества амстердамского торговца гравюрами и эстампами Клемента де Йонгхе. Де Йонгхе, вероятно, приобрел пластины у самого Рембрандта. В январе 1993 года коллекция была выставлена на продажу, а дому-музею Рембрандта было предоставлено право первого выбора. Благодаря пожертвованиям различных организаций, правительства и множества частных лиц, музей получил возможность приобрести четыре самых интересных и лучше всего сохранившихся экземпляра.
В дополнение к коллекции гравюр, рисунков и медных пластин самого мастера, дом-музей Рембрандта также располагает некоторым количеством картин учителя Рембрандта, его учеников и современников. В последние годы музей все больше сосредотачивает свои усилия на коллекционировании графических работ предшественников и последователей Рембрандта. Среди наиболее важных приобретений — гравюры сотрудничавших с Рембрандтом лейденских художников Яна Ливенса и Йохана ван Влита.
Однако коллекционная политика не ограничивается исключительно художниками, которые находились под прямым влиянием Рембрандта. Музей расширил рамки коллекции, включив в нее поздних европейских последователей мастера, среди которых много немецких и австрийских художников XVIII века. В настоящее время коллекция включает гравюры Кристиана Вильгельма Дитриха, Георга Фридриха Шмидта и других. И наконец, в музее есть специальная экспозиция, посвященная копиям работ Рембрандта, и множество репродукций его рисунков и картин.
В настоящее время дом-музей Рембрандта привлекает огромное количество посетителей своей постоянной экспозицией гравюр художника и замечательными выставками. Растущее число посетителей вызвало необходимость расширения музея. Места общественного пользования и выставочные залы были перенесены в новое крыло, что сделало возможной реставрацию дома Рембрандта. К счастью, опись имущества 1656 года предоставляет нам детальное описание интерьера во времена Рембрандта. Рисунки художника также раскрывают характер помещений. Специалисты взялись за изготовление подробных эскизов, чтобы обеспечить историческую достоверность реставрации. На данный момент в доме Рембрандта ведутся работы по восстановлению комнат и предпринимаются попытки настолько точно, насколько это возможно, воспроизвести обстановку во времена Рембрандта.
Практическая информация
Адрес:Jodenbreestraat 4, Amsterdam Часы работы: каждый день: 10.00-17.00 Телефон: +31-020-5200 400 Официальный сайт: www.rembrandthuis.nl
Стоимость билетов: Взрослым (с 16 лет): € 8,00 6-15 лет: € 1,50 0-6 лет: бесплатно
Как добраться
Музей Рембрандта расположен в центре старого Амстердама, около 15 минут ходьбы от площади Дам, в непосредственной близости от квартала Ватерлоо. Общественным транспортом можно добраться на метро до станции Waterlooplein , или на трамвае №9 или 14 до остановки Mr. Visserplein.
wikiway.com
Музей Рембрандта: адрес, время работы, билеты
Дом-музей Рембрандта — художественный музей в Еврейском квартале Амстердама, открытый в доме, который знаменитый художник купил на пике славы в 1639 году и жил там до своего банкротства в 1656 году. В музее восстановлена обстановка времени Рембрандта: кухня, жилые комнаты и мастерская художника. Посетив музей, вы сможете отчетливо представить себе, как жил и творил Рембрандт.
В музее также собрана коллекция картин современников и учеников Рембрандта.
Для того, чтобы увидеть картины самого художника, отправляйтесь также в национальный музей Rijksmuseum, где хранится «Ночной дозор» и многие другие известные творения Рембрандта.
Адрес музея Рембрандта в Амстердаме: Jodenbreestraat 4, Amsterdam
Как добраться до музея Рембрандта в Амстердаме: воспользуйтесь сайтом 9292.nl, чтобы рассчитать оптимальный маршрут от вашего отеля до музея.
Время работы музея Рембрандта в Амстердаме: ежедневно с 10.00 до 18.00. В 2016 году музей закрыт 27 апреля и 25 декабря. В предпраздничные дни, 24 и 31 декабря 2016 года, музей работает до 17.00.
Стоимость билетов в музей Рембрандта в Амстердаме:
- взрослые – € 13
- дети от 6 до 17 лет – € 4
- дети до 5 лет – бесплатно
- по карте Iamsterdam и музейной карте – бесплатно
В стоимость билетов включен аудиотур. Вы можете купить билеты онлайн со скидкой € 1.
В музее Рембрандта также ежедневно проводятся художественные мастер-классы. Имея входной билет в музей, вы можете посетить их бесплатно.
Приятного визита в музей Рембрандта в Амстердаме!
Собираетесь в Голландию? Полезные ссылки для вас:
Booking.com
Вам также может быть интересно:
Было интересно? Расскажите друзьям!
minsk-amsterdam.com
время работы, стоимость билетов, адрес
Чтобы понять произведения художника, необходимо окунуться в атмосферу, окружавшую его. Дом-музей Рембрандта (Museum Het Rembrandthuis) в Амстердаме – это уникальное собрание его картин и гравюр и воссозданные по крупицам фрагменты быта.
Золотой век Голландской живописи
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn) самый известный представитель Золотого века Голландской живописи. Родившись в семье мельника в голландском Лейдене (Leiden), мальчик берет уроки у лучшего лейденского мастера. Когда в 1623 году Рембрандт переезжает в Амстердам, Питер Ластман (Pieter Lastman) помогает родиться гению.
Талант и удивительная работоспособность позволяют в 1639 году приобрести чудесный дом на Jodenbreestraat, 4. Художник, привыкший жить на широкую ногу, так и не смог рассчитаться с кредиторами. Спустя 17 лет его пришлось подать за долги. На аукционе была распродана коллекция итальянских мастеров – бюсты и картины, редкое японское оружие и множество работ самого художника.
Основание музея
В 1911 году по велению королевы Нидерландов в доме был основан музей. Благодаря аукционным спискам воссозданы детали быта. Например, из 290 гравюр знаменитого живописца, в музее представлены 260.
История каждого предмета в экспозиции уникальна, это не только история ее создания, но и история возвращения.
Сохранилась забавная история об эстампе «Трех дерев»: Рембрандт на приеме у бургомистра заметил, что на столе нет горчицы. Тут же за ней отправили слугу. Художник, зная о медлительности посыльного, заключил пари, что он скорее награвирует доску, чем они увидят горчицу на столе. Пари было выиграно.
Современники отмечали его уникальную скорость при работе.
Но прославился он как портретист, умеющий уловить настроение и характер модели. Именно на портретах и была заработана основная часть его состояния. Существует более 100 автопортретов мастера.
По ним можно проследить настроение и жизнь гения: От радужной и полной надежд юности постепенно переходящей в разгульную и успешную зрелость и заканчивающуюся бледными красками нищеты, усталости и разочарования в конце жизни.
Сюжеты большинства его произведений соответствуют духу пуританской эпохи – библейские зарисовки, жизнь благочестивых современников.
В молодости Рембрандт позволял обратиться к языческим и маскарадным темам, особенно в период его первого брака.
В личной жизни ему повезло – он женится на своей самой лучшей модели Саскии ван Эйленбюрх (Saskia van Uylenburgh), дочери зажиточного бургомистра. Поскольку на тот момент художник был очень популярен, то назвать сей брак элементом расчета, не представляется возможным. Самые известные картины с Саскией это «Саския Флора» и «Автопортрет с Саскией на коленях». Увы, Саския умирает в 29-ти летнем возрасте, оставив Рембрандту новорожденного сына.
Рембрандт известен скандалами со своими любовницами после смерти жены. Первая няня сына, после того, как ее выставили на улицу, подала в суд в надежде, что церковь примет ее сторону. Пуританские нравы оказались не на стороне женщины. Но второй женой стала служанка Хендрикье. Которую Рембрандт пережил, как и своего сына. Умер в нищете и одиночестве.
Практическая информация
Адрес
Jodenbreestraat 4, Amsterdam
Часы работы
Ежедневно с 10.00 до 17.00
Цена билетов
- Взрослый 8 евро;
- Детский с 6 до 16 лет 1,5 евро;
- Детский до 6 лет бесплатно.
- Официальный сайт: www.rembrandthuis.nl
Совет
Можно записаться на мастер-классы и попробовать себя в качестве художника XVII века. Вам предстоит постичь мастерство гравировки, попробовать натянуть холст или размешать краски по рецепту гения.
vamsterdame.com
экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея
Музей Рембрандта (Амстердам, Нидерланды) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
Добавить отзыв Следить
Экспозиция музея Рембрандта ныне располагается в здании, где 1639-1658 годах жил и рисовал один из величайших художников и граверов 17-го века — Рембрандт Харменс ван Рейн: за всю свою жизнь он создал около 300 картин, 300 гравюр и 2 тыс. рисунков. Официальное открытие музея состоялось в 1911 году, и с тех пор его коллекция постоянно пополнялась.
Коллекция музея помимо работ самого Рембрандта представлена картинами его учеников и учителя Питера Ластмана, а один из залов посвящен технике гравирования.
В настоящее время в доме-музее восстановлена обстановка тех времен: кухня, жилые комнаты и мастерская художника, а его коллекция помимо работ самого Рембрандта представлена картинами его учеников и учителя Питера Ластмана, а один из залов посвящен технике гравирования.
Адрес: Jodenbreestraat 4
Время работы: ежедневно, с 10:00 до 18:00.
Вход: 13 EUR, для детей от 6 до 17 лет — 4 EUR.
Веб-сайт: www.rembrandthuis.nl
Цены на странице указаны на июнь 2016 г.
Дом-музей РембрандтаАмстердам и окрестности
- Где остановиться: В головокружительно разнообразных, по-европейски добротных и по-голландски отвязных отелях, пансионах, гостевых домах и хостелах Амстердама – здесь без преувеличения найдётся опция на любую толщину кошелька и широту души. Учтите: в дни работы Кекенхофа отели нужно заказывать заранее. Приверженцам более спокойного образа жизни посоветуем остановиться в Харлеме – всего 20 км от столицы, благословенная тишина и масса интересных достопримечательностей.
- Что посмотреть: Каналы и 600 мостов, исторические улочки и уютные площади, Королевский дворец, Новую церковь и музей Мадам Тюссо в Амстердаме – а также Улицу красных фонарей, великолепные музеи и театры - в общем, массу достопримечательностей нидерландской столицы. В марте-апреле-мае непременно нужно отправиться в цветочное царство Кекенхоф. Must-see Харлема – вокзал ар-нуво, Кафедральный собор, Гроте Керх с моцартовским органом, мельницы, Музей Анны Франк и очаровательные улицы города.
- Вас также могут заинтересовать Австрия, Великобритания, Германия, Норвегия, Швейцария.
- Самые популярные города страны: Амстердам, Гаага, Делфт, Кекенхоф, Роттердам.
tonkosti.ru
Амстердам. По местам жизни Рембрандта: успех, забвение и посмертная слава
Даже люди от искусства исключительно далекие о Рембрандте что-то да слышали, ну, или, по крайней мере, названия картин «Возвращение блудного сына» и «Ночной дозор» вызывают у большинства относительно устойчивые ассоциации.
Для Амстердама же Рембрандт ван Рейн (именно так звучит полное имя художника) — самый настоящий символ, ведь вся жизнь величайшего живописца в истории искусств была неразрывно связана с городом на дамбе.
Именно сюда молодой художник приехал учиться мастерству живописи, бросив Лейденский университет, здесь стал знаменитым, разбогател и женился на очень некрасивой, но страстно любимой им Саскии ван Эйленбюрх, и именно в Амстердаме позже потерял все: вначале дети художника умерли, затем скончалась любимая жена, а после не привыкший экономить Рембрандт полностью промотал честно заработанное состояние и умер в абсолютной нищете. Неудивительно, что каждую веху жизни Рембрандта можно четко соотнести с тем или иным городским объектом, а потому не будем почем зря пустословить и пройдемся по главным местам художника в Амстердаме.
ЮНОСТЬ РЕМБРАНДТА — ПЛОЩАДЬ ВАТЕРЛООПЛЕЙН
Рембрандт был шестым ребенком в семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна из Лейдена. Хотя родители и отдали талантливого юношу учиться живописи к лейденскому художнику Якобу ван Сваненбюрху, семья все же рассчитывала, что живопись останется лишь увлечением Рембрандта, недаром, он стал единственным из детей, кого родители отправили получать высшее образование в университет родного города.
Автопортрет Рембрандта в молодости, 1634 год
Но там «блудный сын» не задержался и, бросив университет, в 1623-м уехал в Амстердам, где начал обучаться мастерству живописи у Питера Ластмана. По некоторым слухам молодой портретист проживал в окрестностях площади Ватерлооплейн, где ныне располагается известный блошиный рынок. Именно здесь художник любил гулять и рассматривать типажи, позже трансформировавшиеся в образы на его картинах.
На фото: площадь Ватерлооплейн и церковь Aäronkerk Святого Антония Падуанского
В свой первый приезд в Амстердам Рембрандт оставался в городе на дамбе недолго, у Питера Ластмана молодой художник учился всего несколько месяцев, а спустя четыре года Рембрандт вернулся в родной Лейден, где вместе со своим другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую живописи.
ПРИЗНАНИЕ — ДОМ-МУЗЕЙ РЕМБРАНДТА
Став популярным в родном Лейдене, Рембрандт возвращается в Амстердам. Нужно понимать, что в Голландии семнадцатого века живописцы, в том случае, если их талант признавали, очень быстро становились состоятельными людьми: вложения в живопись считались выгодными, и от заказчиков у Рембрандта отбоя не было. В 1634 году ставший популярным художник женился на дочери бывшего бургамистра Саскии ван Эйленбург.
На фото: дом Рембрандта в Амстердаме на улице Jodenbreestraat
Хотя Саския была очень богатой и совсем некрасивой невестой, женитьба на ней не была сугубо финансовым предприятием — Рембрандт, действительно, страстно любил свою жену, а главное доказательство этого утверждения — работы художника, он изображал ее на своих картинах при любой возможности.
Картина Рембрандта «Блудный сын в таверне», на которой художник изобразил себя и Саксию
К примеру, по мнению многих исследователей знаменитая «Даная» — это не какая-нибудь абстрактная дама, а Саксия, ведь свою лучащуюся светом картину Рембрандт начал писать через два года после женитьбы, и полотно не предназначалось для продажи. Правда, позже художник переработал картину, придав главной героине черты не только своей любимой супруги, но и Гертье Диркс, с которой у художника была интимная связь после смерти жены.
«Даная» Рембрандта (1636—1647)
В 1639 году молодожены переехали в купленный в кредит дом на улице Jodenbreestraat, где сегодня и расположен музей художника Museum Het Rembrandthuis. Здесь прошли самые счастливые годы жизни Рембрандта: он был богат и знаменит, любил и был любим.
На фото: гостиная в доме Рембрандта
Оказавшись в доме-музее, неспешно прогуляйтесь по комнатам для приемов, где художник встречался с заказчиками, загляните в спальню и задержитесь в расположенной на последнем этаже мастерской — именно здесь художник трудился на протяжении 20 лет.
На фото: мастерская в доме Рембрандта
Между прочим, сегодня при музее открыта мастерская по изготовлению гравюр и офортов, ведь Рембрандт считался в свое время лучшим мастером этого жанра. В современной мастерской трудятся специально обученные люди, которые не только расскажут вам о том, как в старину изготавливались гравюры, но и могут за разумную плату отпечатать для вас парочку на заказ.
Адрес дома-музея Рембрандта: Jodenbreestraat 4, открыт с 10.00 — 17.00
«НОЧНОЙ ДОЗОР» — ЦЕРКОВЬ ЗЕЙДЕ-КЕРК И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ РЕЙКСМЮСЕУМ
1642-й год стал для Рембрандта началом конца. 14 июня 1642-го года, родив последнего сына Титуса, скончалась любимая жена художника Саксия ван Эйленбюрх (трое старших детей пары умерли еще во младенчестве). Чтобы забыться, Рембрандт уходит в творчество и создает свое знаменитое полотно «Ночной дозор» — картина была написана по заказу Стрелкового общества и изначально носила название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
На фото: церковь Зейде-керк в Амстердаме
Согласно версии, популярной в Амстердаме, «Дозор» был написан не в доме художника, а в зале церкви Зейде-керк (Zuiderkerk), которая до 70-х годов прошлого века находилась в плачевном состоянии, но сейчас ее отреставрировали. Столь нетривиальное место для написания знаменитой картины объясняется просто — «Ночной дозор», как известно, полотно — масштабное, и в мастерской художника оно просто-напросто не помещалось.
На фото: зал церкви Зейде-керк (Zuiderkerk)
Признанный шедевр Рембрандта при жизни счастья своему автору не принес. Если выражаться современным языком, то клиентам, то есть, Стрелковому обществу, не понравилось, что художник отошел от классических канонов парадного портрета и изобразил мушкетеров в движении, а кроме того, своевольно добавил к 18 персонажам картины — авторам заказа — 16 фигур, не имеющих к стрелковой роте никакого отношения. Подобное проявление свободы творчества ничем хорошим для Рембрандта не обернулось, его популярность, как портретиста, начала стремительно падать, заказчики обращались к художнику все реже, а некогда бешеный успех постепенно сменился прижизненным забвением. По достоинству «Ночной дозор» оценили лишь в XIX веке, когда интерес к творчеству Рембрандта снова возрос, тогда же картина и получила свое второе название, под которым она известна по сей день.
«Ночной дозор», Рембрандт, 1642 год
Для того, чтобы полюбоваться шедевром, сыгравшим со своим автором весьма злую шутку, отправляйтесь в Государственный музей Рейксмюсеум (адрес: Rijksmuseum Amsterdam, Postbus 74888, 1070 DN Amsterdam), кстати, здание музея было специально перестроено в 1904 году, чтобы разместить в одном из залов монументальное полотно Рембрандта.
На фото: Государственный музей Рейксмюсеум
Рядом с «Ночным дозором», так сказать, для более наглядного контраста расположены несколько типичных групповых парадных портретов той эпохи, дабы зритель мог сравнить и почувствовать разницу. Впрочем, чтобы оценить новаторство «Дозора», достаточно просто посмотреть на групповой портрет «Синдики», написанный Рембрандтом через 20 лет после его скандальной картины и выставленный тут же в одном из залов Рейксмюсеума.
Картины «Синдики», Рембрандт, 1662 год
На этот раз художник не стал экспериментировать и четко следовал требованиям заказчика, в результате картина считается колоссальным откатом назад по сравнению с прорывом «Ночного дозора», и это легко может увидеть даже человек от искусства предельно далекий.
На фото: «Ночной дозор» в Государственном музее Рейксмюсеум
К сожалению, судьба «Ночного дозора» тоже оказалась незавидной, в восемнадцатом веке картину обрезали по краям, чтобы она поместилась в очередном зале, в результате с полотна пропала пара фигур, а изначальная задумка автора была искажена. Во-вторых, само название картины — «Ночной дозор» — скорее всего, не является верным по сути. Многие искусствоведы склонны считать, что действие картины происходит в два часа после полудня, по крайней мере, после реставрации полотна, проведенной в 1947 году, стало понятно, что преимущественно темные краски «Дозора» — не замысел автора, а результат неправильного хранения картины.
РАЗОРЕНИЕ — КОРОЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ АМСТЕРДАМА
После провала «Ночного дозора» и смерти любимой жены в жизни художника начинается черная полоса. Заказчики отворачиваются от Рембрандта из-за чересчур новаторского стиля его последней работы, светская публика — из-за романа художника со служанкой Хендрикье Стоффлес, который тот и не думал скрывать, и привыкший жить на широкую ногу Рембрандт умудряется спустить все свое состояние за какие-то 14 лет.
На фото: Королевский дворец Амстердама
В результате, ему приходится покинуть любимый дом на Jodenbreestraat, кредит за который так и не был погашен, а в 1656 году в Королевском дворце Амстердама, который в то время был просто городской ратушей, художника обязывают описать все свое имущество и продать картины и прочие ценности с молотка и за бесценок. Коллекцию картин Рембрандта, в числе которых была и знаменитая «Даная», тогда оценили в жалкие 5000 гульденов, и до конца своих дней Рембрандт был вынужден работать за копейки, чтобы худо-бедно сводить концы с концами.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ — РАЙОН ЙОРДАН
Разорившись, Рембрандт вместе со свой второй женой Хендрикье Стоффлес (бывшей служанкой), сыном от первого брака Титосом и дочерью от второго брака Корнелией перебрался в бедный еврейский квартал Йордан. Даже сегодня Йордан архитектурными шедеврами не блещет, при жизни же художника этот район города и вовсе представлял собой натуральный квартал бедняков со всеми вытекающими. Проживал художник по адресу — улица Розенграхт (Rozengracht), дом номер 184, это маленький домик, в центре черного фасада которого красуется светлая табличка «Здесь жил Рембрандт».
На фото: последний дом Рембрандта в Амстердаме
Здесь Рембрандт начал создавать те самые работы, выполненные в уникальной технике «стекающих красок», секрет которой до сих пор не разгадан: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Отречение апостола Петра», «Еврейская невеста» и, конечно, оставшееся незавершенным полотно «Возвращение блудного сына».
Автопортрет Рембрандта, 1661 год
Главными же героями картин Рембрандта в последние годы жизни художника становятся вторая жена мастера Хендрикье Стоффлес, сын художника Титос, которого Рембрандт часто изображает на своих полотнах в образе ангела, и неизвестные старики, старухи и солдаты, на долю которых, как и Рембрандту, выпало немало тяжелых испытаний судьбы.
КОНЧИНА РЕМБРАНДТА — ЦЕРКОВЬ ВЕСТЕР-КЕРК
К сожалению, Рембрандту пришлось пережить и свою вторую жену, и любимого сына Титоса, после смерти которого художник, по его собственным словам, утратил веру в справедливость. Вторая супруга Рембрандта Хендрикье, изображение которой мы можем увидеть на картинах «Флора», «Хендрикье у окна» или «Купающаяся женщина», скончалась в 1663 году и была похоронена у церкви Вестер-керк (Westerkerk) — самой высокой церкви Амстердама, расположенной в 10 минутах ходьбы от района Йордан.
На фото: церковь Вестер-керк в Амстердаме
Через пять лет умер и сын художника Титос. Последней потери Рембрандт перенести не смог и 8 октября 1669 года скончался на руках Корнелии — своей дочери от второго брака. Величайшего голландского художника похоронили в общей могиле для бедняков близ церкви Вестер-керк, предположительно, у северной стены, где сегодня установлена памятная доска. Останки Рембрандта до сих пор не идентифицированы, как до сих пор остается неизвестным и точное число работ художника, и датировка многих шедевров кисти маэстро.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Поделиться с друзьями
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]
Вам также может понравиться
prevnextс нами в pinterest
trip-point.ru
Амстердам и Рембрандт | Амстердам10
Посещая Амстердам, нельзя обойти вниманием такое значительное явление мировой художественной культуры, как Рембрандт ван Рейн. Художник прожил в Амстердаме три десятка лет, в богатстве и в бедности, в радости и в глубокой печали. Именно в Амстердаме находится знаменитое полотно "Ночной дозор". Приглашаем вас прогуляться по Амстердаму вместе с Рембрандтом:
Площадь Рембрандта
Для начала, отправимся на площадь Рембрандта. В 2006 году на этой площади у подножия памятника художнику (скульптор Луи Ройер) расположилась скульптурная группа из двадцати двух фигур, состоящая из персонажей его эпохального полотна «Ночной дозор». Это работа российских скульпторов Михаила Дронова и Александра Таратынова, созданная специально к 400-летию гения. Несколько лет эта композиция путешествовала по музеям мира, побывала и в России, но в 2013 году вернулась на площадь Рембрандта, и теперь ее можно видеть постоянно. Летом каждое воскресенье здесь проводится выставка современного искусства.
Здесь же, в Амстердаме, на улице Йоденбреестраат, 4, (Jodenbreestraat) в Еврейском квартале, находится Дом-музей гения, где представлен целый ряд его гравюр и рисунков, полотна его учеников и современников. Большинство работ получены музеем в дар от частных лиц. Автопортрет художника в рабочем костюме приобретен на аукционе — это подлинная жемчужина коллекции.
В этом доме прошли лучшие годы художника — с 1639 года и до того момента, как удача покинула его в 1656 году. Необычайно печальная судьба художника — особая тема, и дом-музей — уникальная возможность погрузиться в атмосферу, в которой рождались шедевры. Историческая обстановка мастерской и жилых комнат восстановлена со всей тщательностью, но живописные работы собраны, увы, не здесь, а в Рейксмьюземе в Амстердаме, в королевской галерее Маурицхёйс (Mauritshuis) в Гааге и во многих других музеях мира, в том числе и в России. Однако с некоторых пор в музее работает экспозиция, состоящая из копий самых знаменитых полотен Рембрандта — так сказать, для ознакомления. Также, для ознакомления, здесь можно во всех деталях узнать технику офорта, в которой Рембрандт немало поработал.
Из интересного: в доме-музее обратите внимание на мастерскую художника. На рамы натянуты холсты, в углу стоит столик для приготовления красок и масел, сами кисти и краски тоже готовы к работе - не хватает только мастера.
Музей работает ежедневно с 10 до 17 часов, стоимость билета составляет 8 евро, ближайшее метро Nieuwmarkt.
amsterdam10.ru