Композиция. Анализ картины даная рембрандта
Эдуард Иванов «Архетипический анализ картины Рембрандта “Даная”»
Абсолютная Истина — это то, что ты готов принять за Абсолютную Истину. (с) мудрость гавайских шаманов Кахуна.
Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606-1669) — великий голландский художник, искусство которого является практически основополагающим для многих поколений художников и прошлого и настоящего и, скорее всего, далёкого будущего. Пожалуй, самой известной картиной Рембрандта, которую можно назвать "визитной карточкой" художника, является прекрасная работа «Даная».
Ее я и «взял» для работы. Вернее не «взял», а она сама пришла — и тут и там попадалась мне на глаза с того момента как я задумался о написании данной курсовой работы. Почему именно она?… — не знаю — будем посмотреть…
Немного о картине из инета.
«Даная» — картина мифологического жанра. Была написана в период между 1636 и 1647 годами. В изумительной манере она иллюстрирует древнегреческий миф о Данае, которая стала земной матерью героя Персея. Миф рассказывает, что Даная была дочерью аргосского царя Акрисия. Когда Акрисий услышал пророчество, что ему суждено умереть от своего внука — сына Данаи, то запер свою дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Бога Зевса — небесного отца Персея, не остановили застенки, и он проник к Данае в виде золотого дождя. После этого Даная родила Персея, который впоследствии и осуществил пророчество.
Сюжет древнегреческого мифа о Богах, полубогах и героях был очень популярен у художников. Так, например, картины с Данаей и Зевсом писали такие великие живописцы, как Тициан, Густав Климт, Корреджо, Госсарт и другие.
На картине Рембрандта в роли образа Данаи выступает его жена Саския ван Эйленбюрх. Эту картину он писал не для продажи и не по заказу, а для своего собственного дома. Долгое время исследователи пытались разгадать загадку несхожести Данаи и Саскии, и только в середине прошлого века с появлением рентгеноскопии реставраторам удалось приоткрыть завесу этой тайны. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги. Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией. Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, поэтому в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя (на картине снизу) и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь.
История картины «Даная» богата на события. После продажи имущества Рембрандта в 1656 году её след теряется. Лишь в 18 веке она обнаруживается у коллекционера Пьера Кроза, у которого в 1772 году её приобрела Екатерина II для Эрмитажа. Трагический случай с великим полотном знаменитого мастера произошёл 15 июня в 1985 года, когда гражданин Литвы Бронюс Майгис зашёл в Эрмитаж вместе с экскурсией, выплеснул на картину серную кислоту и два раза порезал полотно ножом. Майгис был признан душевнобольным, и долгое время после этого лечился в психиатрической больнице. Реставрация картины была успешно завершена только в 1997 году и сейчас вновь представлена в Эрмитаже всем желающим, на этот раз защищённая бронированным стеклом.
Но, не смотря на все усилия реставраторов, многое в картине было утрачено. Остались только мало заметные следы. И все же, картина умирает. Повреждение волокон холста было фатальным. С каждым днем холст медленно разрушается, и наступит время, когда картина НАВСЕГДА покинет этот мир. Она останется лишь воспоминанием в памяти тех людей, которые имели возможность видеть ее еще при "жизни".
Образы, которые я выделил в картине, с которыми и собираюсь работать:
- Даная. Юная обнажённая дама в кровати освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог.
- Служанка. Служанка, сдвигающая полог.
- Свет. Поток тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог.
- Кольцо. Кольцо на безымянном пальце левой руки Данаи.
- Рука. Правая рука обращена навстречу свету.
- Ангелок (Амур). Над изголовьем кровати — золотой малыш с крылышками, на лице которого застыло страдание.
Я в картине... там, где я полумрак — я вижу всех и всё, меня — никто. Да… всем и не до меня — все и всё замерли в ожидание кого-то или чего-то, и только золотой ангелок жмурится от яркого света и страдает от того, что руки его связаны. Ощущение такое, что его неволей заставили присутствовать при происходящем и тем, что должно случиться далее. Вглядываясь в лица двух женщин и их позы, в которых они замерли, я понимаю, что то, что должно произойти сейчас, ожидаемо и имеет уже свою историю. Служанка с лицом обреченной соучастницы, сама барышня, в которой нет уже кокетства и «затаенности дыхания» в том, что должно произойти — все уже случилось «до…», а сейчас — только продолжение.
Работа с образами.
Даная. Я — Даная. Я не молода. В силу обстоятельств, моя жизнь «женщины» была отнята у меня тотальным контролем извне. Блеск и красота окружающей меня роскоши со временем покрылась бархатом пыли, воздух перестал дарить свежесть и радость жизни. Скука и непроглядная темень окружала меня. Я замужем. Я давно и «безнадежно» замужем. Первая брачная ночь не принесла радости наслаждения и любви. И только сейчас у меня появилась возможность «взять» накопившееся и причитающееся мне за эти года заточения и одиночества. Я жду ЕГО! Называйте его, как хотите: любовник, друг, товарищ, искатель приключений… Говорите, что это временно, что это только сейчас и этому нет продолжения и жизни… Говорите,… но мне все равно — он есть! Он мой свет и воздух. И никто и ничто не помешает мне жить этим, дышать этим… Я счастлива. И долой скромность и стыд! Я живу! А остальное — мрак, предрассудки и ересь, которыми кормили меня все это время. Я живу! И умри или замри весь мир, глядя на меня. Зажмурься от яркого света счастья, которое переполняет меня. Света, который наполняет своим золотом мое подземелье. Я жду ЕГО, и ОН уже идет — он уже близок.
Служанка. Боже! Боже! Как же мне страшно и в тоже время любопытно наблюдать происходящее. Я прекрасно знаю, что «крайней» в этой истории останусь я. В том, что не донесла до хозяина о происходящем. В том, что не остановила мою госпожу на этом пути… Но, Боже! Она мне, как родное дитя и видеть ее счастливые глаза, что может быть ценнее для матери. И если быть честной, перед собой, те золотые, что я получила от хозяйки и господина, которые он мне вручит опять, — какое же это подспорье к моей старости, когда я стану не нужной и от меня избавятся… Хотя,… с такими деньгами можно и самой еще успеть «пожить». Их вполне хватит, чтобы открыть свой кабачок или таверну. А с таким приданым и жених найдется… Но, Боже, как же мне страшно… И страшно интересно наблюдать в щель полога за утехами молодых… Боже, Боже — дай мне сил!…
Свет. Я — то, чему нет преград. Я — всепроникающая воля, воля несущая свет жизни. Меня ждали — я пришел. Меня хотели — я появился. Меня желали — и я здесь, для того чтобы наполнить. Я иду в полный рост. Поступь моя уверена и увесиста. Я не молод, но полон сил и задора. Каждое мое действие, это сплав силы, опыта и уверенного спокойствия. Я не спешу, как юнцы, насладиться «скорым» и «пустым», я точно знаю, чего хочу, что могу и чем могу поделиться. Для меня, нет большей награды, чем увидеть свет счастья, который помог зажечь я — это моя награда и мой хлеб, то, чем и для чего я живу сейчас. Я подхожу все ближе и ближе к желанной, вот уже близок свет счастья и вожделения, который льется мне на встречу. Сейчас мы воссоединимся и весь мир наполниться нашим светом — мягким золотом единения.
Кольцо. Я кольцо на пальце. Я — то, что зовется традициями, устоями, правилами, запретами, рекомендациями… Меня забыли снять, вернее, даже не вспомнили обо мне, т.к. я больше не имею той главенствующий роли, которую играла в жизни этой женщины.… Как же сладко и радостно было ощущать себя тем, Что решает, указывает и рекомендует — быть главным. Я, маленькое колечко, решало, как быть и жить человеку — человеку, который мог меня забыть, потерять, или просто не покупать… Но! я есть, и — я было главным! Слово «было» приводит меня в уныние. С приходом этого слова я превратилось в то, чем было изначально — украшением, притом весьма скромным и посредственным.… Не нужно было позволять вешать рядом с собой эти никчемные браслетики, эту гадость! С них все и началось.
Рука. Я радость, имя которой «надежда». Я то, что тянется к свету и теплу — к жизни. Яркие лучи окрасили меня и греют своим теплом. Я дождалась — я теперь могу быть тем, чем и должна быть. Я теперь нежность и трепет, я жажда и вожделение, я ненасытное «хочу» и захлебывающееся страстью «еще». Я мудрость и забота. Я то, что годами дремало, и не имело права на жизнь… Но теперь, я и есть сама жизнь. Жизнь во плоти и выше — то, чему нет границ.
Ангелок (Амур). Я плачу, мне неудобно и больно. Яркий свет ослепил меня, руки мои связаны и они затекли. Кто и зачем меня сюда поместил. Почему я должен видеть и быть свидетелем происходящего. Я же посланник любви, а не раб! Это я решаю, кому и в кого влюбляться. Я легкость и живость происходящего. Со мной так нельзя. Я ребенок — я вечный ребенок, а меня заставляют играть во взрослые игры. Я крылат. Я должен порхать и ранить сердца беспечных людей. Вы связали меня и насильно держите в этой комнате. Вы говорите мне, что пришло время понять иную — более весомую любовь — любовь взрослую. Любовь, которую понимают и принимают не стазу — она появляется по чуть — чуть, неся с собой глубину, спокойствие и стабильность. Но я так не могу! Любовь это взрыв! Любовь сродни урагану, посланному моей стрелой в вас. Все ломать и кружить торнадо страстей. Это взрыв, от которого нет спасения. Все должно быть, как на параде, блестеть и благоухать. Все должно быть наэлектризовано до такой степени, что при прикосновении, должен происходить такой разряд страсти, что сдержать его удавалось бы едва ли.… Я томлюсь и маюсь. Отпустите меня, это не мое и не для меня.
Я продолжаю работу с картиной. Я вновь в картине. Теперь она дышит ожившими героями и страстями. Картина ожила и живет своей жизнью. Кто или что в ней я? Я понимаю, что меня нет в этой картине, скорее она во мне, это то, что здесь и сейчас и это во мне. Здесь нет красивой рамки и очерченных краев — границ нет. Есть только один из моментов (срезов) жизни, которая течет своим чередом. Свет (Лаки) с помощью которого Зевс (Один), выпускает (распахнув занавес запретов и забвения) наружу природное начало Данаи, состоящее из чародейства глубины и мудрости Фрейи и чувственности и женственности Афродиты. Происходит алхимическое действо, при котором трансформируются все участники происходящего. Рождается свет позволяющий обрести (поверить в) собственные силы. Тогда, что не так, что цепляет меня и не дает насладиться происходящим? Плачущий мальчик Ангелок — Амур? Не мудрствуя, я спрашиваю его напрямую, что, что не так и почему мне так не комфортно?
Ответ его для меня: «Ты юн — ты душою юн еще. И все твои устои и понимания работали до этого, принося свои (не всегда удовлетворяющие тебя) плоды. Но время шло, ты учился у жизни, проходя свои уроки. Время пришло переходить в другой — более старший класс. Момент сам по себе болезненный и неприятный. Ты же сам прекрасно знаешь, что все эти «неудобства» есть свидетельства твоего роста. Так расти и не грусти. Идущие следом знания (практики) все расставят по местам, где не будет места лишним (уже не имеющим веса) расстройствам и огорчениям».
Я перерезаю связанные руки Амура. Я говорю ему, что он свободен — насильно любить нельзя — это не любовь, а тюрьма. Тюрьма, в которой находились до этого герои. По сути, мои герои. Он утирает кулачками слезы. Он серьезен. Он никуда не улетает. Я спрашиваю, почему он не улетает? Он отвечает мне, что ему лететь по сути некуда — ему надо оставаться здесь. Ему интересно, что будет дальше. И вообще, я слишком много задаю вопросов, ответы к которым еще впереди.
Хочу спросить его о том, что будет дальше, но ответ уже повисает в воздухе: «Дальше будет жизнь, и чтоб узнать это, надо жить дальше… Не копаться в том, что было и есть, а жить — решать насущное по мере поступления. Болит — лечи. Надоело лечить — разбирайся отчего заболело. Надоело разбираться «от чего…» — разбирайся «почему». При этом давая названия и диагнозы всему. Строя графики и изображая картинки… А вот если устал и от этого, то пути два: пуститься по кругу заново, думая при этом, что это новый — более «качественный» круг. Либо понять, что происходящее не несет в себе сути вопроса. Суть в том, что пришло время понять, что все происходящее вокруг реально ровно на столько, на сколько, ты в это «вложился». И мир вокруг, в который ты (я) так свято веришь немного не таков. И если быть более откровенным, совсем не таков, как ты привык воспринимать и видеть».
Хочу спросить дальше, а каков этот мир… ответ тут же меня останавливает: «Живи и прислушивайся к себе и то, что приходит со стороны. Лишнее отпадет само собой. Останется только то, что и будет следующим ответом».
«А любовь?..» — хочу спросить я, но ответ опережает меня, т.к. он уже в моей голове: «Любовь (я ощущаю улыбку незримого собеседника),… любите вы, люди, давать всему имена и потом свято в это верить. То, что ты называешь любовью уже известно тебе, пора прейти на новый уровень и попробовать что-то иное — с другим мерилом (ваших) ценностей. Пробуй, у тебя есть такая возможность… Многие проходят возле камня и не многие его поднимают, понимая ценность самородка. Но и это не конец или финал в твоем понимании (пути) мира. Дальше,… дальше будут другие «ценности» и «понимания»».
«И так до бесконечности?» — спрашиваю я — в ответ улыбка.
Все это время — и во время работы, и во время беседы, я чувствовал незримое присутствие кого-то. Кто-то смотрел на меня своим беспристрастным взглядом. Взглядом, который не дает оценок, Взглядом, который все видит и фиксирует, делая отметки в «личном деле», все происходящее со мной.
«Кто ты? Кто отвечал на мои вопросы?» — спрашиваю я. Приходит ответ, что это Род. Хотя он не любит имен, т.к. он и есть все.
И вместо точки в данной работе: пришло четкое ощущение и понимание того, что за Родом стоит еще кто-то. Кто-то или что-то, что объемлет в себе все мной написанное и перечисленное, живущее по-иному и иначе… Но познакомится с этим мне еще видимо рано. Для начала надо понять и найти место тому, что узнал и услышал уже…
Слушать и слышать себя — там все ответы.
www.kafedramtai.ru
Композиция. Сравнительный анализ картины "Даная" Рембрандта и "Даная" Тициана
Похожие главы из других работ:
Выразительные средства режиссуры
5 Композиция
Композиция (лат. сompositio - составление, соединение) - это понятие является актуальным для всех видов искусств. Под ней понимают - значимое соотношение частей художественного произведения...
Декоративное пано для настенной росписи
4.1 Композиция
Термин «композиция» в переводе с латинского composition обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые...
Комплекс выразительных средств, их организация при постановке театрализованного представления
1.2.5. Композиция
Композиция (лат. сompositio - составление, соединение) - это понятие является актуальным для всех видов искусств. Под ней понимают - значимое соотношение частей художественного произведения...
Композиционные работы в дизайне
2.1 Композиция
Композиция (от лат. сompositio) - важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому....
Описание картины В.Г. Перова
2.1 Композиция
Однако наиболее важной работой Перова этого периода явилась картина “Последний кабак у заставы” (1868) - одно из крупнейших произведений и в его творчестве, и в русском искусстве...
Основы дизайна
1.3 Композиция в дизайне
Композиция - это средство, процесс и результат гармонизации структуры и формы разрабатываемого дизайнером объекта - изделия, набора изделий, комплекса, ансамбля, предметной среды...
Пластический рисунок спектакля - решение пространства театрализованного действа
1.2 Композиция в искусстве
Слово «композиция» (от латинского compositio) означает сочинение, а также - составление (целого из частей), примирение (составных элементов). В этом же значении слово вошло в русский язык, - как, впрочем, и во многие европейские языки...
Портрет
1.3 Композиция портрета
При работе над портретом мы сталкиваемся с проблемой размещения фигуры в пространстве. Необходимо посадить модель так, чтобы форма головы читалась четко, а освещение подчеркивало объем и характер форм натуры...
Процесс создания книжной иллюстрации
2.1 Композиция изображения
Важнейшим организующим компонентом художественной формы, придающим произведению единство и цельность, соподчиняющим его элементы друг другу и всему замыслу художника является композиция. Слово "композиция" по-латыни означает "соединение"...
Садово-парковое искусство Японии
1.4 Композиция сада
Шедевры японских садов создавались десятилетиями, а некоторые - и столетиями. Глядя на классический японский сад, нужно понимать, что сиюминутно такую красоту создать невозможно...
Сравнительный анализ картины "Даная" Рембрандта и "Даная" Тициана
Композиция
В полотне Тициана использована теория зрительной пирамиды (Фигура Данаи, кормилицы, Зевса, испускающего золотой дождь) Так же ее называют простроенной по принципу театральной сцены с кулисами и пространственными планами...
Сценарий массового праздника "Нам есть чем гордиться!"
2.1.4 Композиция
Пролог - «С чего начинается Родина?» Эпизод №1 - Три цвета. Эпизод №2 -Земной поклон. Эпизод №3 -В тебя Россия влюблён. Финал - Родины флажок...
Творчество Аверкампа
2.2 Композиция
Композиция - построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением и замыслом художника; это важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей...
Теория композиции
3.5 Пространственная композиция
Пространство формируют архитекторы и в некоторой степени дизайнеры. Взаимодействие объемов и планов, технологии и эстетики, которыми оперируют архитекторы, не является прямой задачей изобразительного искусства...
Теория композиции
7. Ассоциативная композиция
Ассоциация - психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом. Фактически каждый предмет вызывает какую-либо ассоциацию, каждая форма выражает определенный характер (эскимос - снег...
cult.bobrodobro.ru
Даная (картина Рембрандта) - это... Что такое Даная (картина Рембрандта)?
«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.
Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.
Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении женщине. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.
Описание
Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог.
Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскутавшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.-
Даная. Фрагмент: лицо женщины
-
Даная. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки
-
Даная. Фрагмент: правая рука обращена навстречу свету
-
Даная. Фрагмент: над изголовьем кровати - младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание
Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.
В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.
Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.
Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание.
История создания
Портрет Саскии кисти РембрандтаКартину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.
Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку[1]. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.
Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.
Даная в России
После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́ (фр. Pierre Crozat). После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная» Тициана. [2][3]
Вандализм
В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину [4].
Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению лениградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения)[источник не указан 215 дней] и отправлен в лениградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен ввиду отделения Литвы от Советского Союза[источник не указан 215 дней].
Реставрация
Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и одновременно — директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста.[5]
Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.
Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании.
Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.
Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.
Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.[4]
Примечания
Ссылки
dis.academic.ru