возвращение блудного сына рембрандт анализ картины. Рембрандт возвращение блудного сына анализ картины


Исследование картины Рембрандта "Возвращение блудного сына", История искусств

Пример готовой курсовой работы по предмету: История искусств

Вступление

Глава I

Жизнь и творчество Рембрандта Ван Рейна

Глава II

История создания картины «Возвращение блудного сына»

Глава III

Композиционный разбор картины «Возвращение блудного сына»

Заключение

Список использованной литературы

Содержание

Выдержка из текста

Стоящая справа фигуры в красном плаще, как бы связывает действующих лиц с окружающими их людьми.

Мы также видим и другие персонажи в картине, но они второстепенные и не индивидуализированные. Они скорее воплощают различные человеческие отклики и переживания и служат скорее эмоциональным фоном. Безмерная светлая радость не нарушается ни одним движением. На картине запечатлен миг покоя и безмолвия, светлой сути всепрощения и отческой любви.

Фигуры, предметы, рождаются из мерцающего цвета — светового строя картины. Здесь каждый мазок — «глубоко выстраданные размышления о жизни». Это завещание Рембрандта человека и воплощение вершины опыта — Рембрандта — художника.

Художник предельно ограничил себя в цвете колористическим основанием служит коричнево-красный цвет плаща старика. Его озаренная светом голова, желто-розовые тона, лицо и рубище сына обогащают этот коричнево-красный тон разнообразием оттенков. В картине доминируют также карминные и охристые тона, но с бесконечным богатством тончайших переходов внутри этой скупой цветовой гаммы.

«Остающаяся в тени голова сына, как бы находится в насыщенном цветовом замкнутом контуре, который образуется руками отца, рукавами его одежды и красным плащом, расположенным над его головой наподобие арки».

Место действия едва различимо.

Чуть видны стены дома, пролет окна, арка двери. Сильный свет падает на центральную группу и затем постепенно спадает, поглощая окружающих тьмой. Тонко разработанные светотени помогают создать мягкий переход от ближнего объекта к дальнему, от главного — к второстепенному, расставляя акценты.

Именно здесь мы встречаем все многообразие техник и живописных приемов, которые накопил художник за все время своей деятельности, все техники работы маслом. Он варьирует форму и направление мазка, пишет то жидко, то накладывает краски густым слоем, сильными ударами кисти выделяет светлые места, которые противопоставляет глубоким теням. «Сочность и разнообразие идущих в разных направлениях мазков придают исключительную жизненность изображению».

«Техника масляной живописи в Голландии XVII века была разработана очень хорошо. Отлично сохранившиеся полотна голландских художников того времени, показывают, что в начале обучения мастерству, центральное место отводилось занятиям подготовки холста и красок к живописи.

В нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпатель, и черенок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным и он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына).

Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся изнутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.

Заключение

Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» поражает богатством ощущений. Это великое произведение, исполненное богатейшей гаммы чувств, боли и печали, мудрого сострадания, кротости и укора. Здесь нет лишних деталей, все сосредоточено на светлой радости от встречи отца и сына — радости всепрощения. Пожалуй, по гуманизму, с этим полотном не может сравниться ни одно произведение в мировой живописи. Оно стало в значительной мере итогом размышлений художника о человеке и его трагическом познании мира. Это гимн человеку и урок, преподнесенный нам. Он особенно актуален сейчас, когда нравственные ориентиры смещаются и образы самоотверженности, бескорыстия, кротости и смирения как никогда ранее необходимы в современном мире.

Список использованной литературы

Андронов С. А Рембрандт. О социальной сущности творчества художника.- М.: Знание, 1981.- 135 с.

Маннеринг Дуглас. Рембрандт. Жизнь и творчество.-М.: Лабиринт. 1997.- 78 с.

Рембрандт. 1606−1669/ Л. А Ефремов.-М.: Искусство, 1973

Фехнер. Е. Ю Рембрандт. «Возвращение блудного сына».-Л.: Издательство «Эрмитаж», 1963.- 24 с.

Кузнецов. Ю Голландская живопись XVII — XVIII веков в Эрмитаже-Л.: Искусство, 1988.- 127 с.

Приложение

Рис. 1 Рембрандт Ван Рейн. «Возвращение блудного сына»

1668−1669. Холст, масло, 262×205 см. Эрмитаж

Маннеринг Дуглас. Рембрандт. Жизнь и творчество.-М.: Лабиринт. 1997.- с 5.

Андронов С. А Рембрандт. О социальной сущности творчества художника.- М.: Знание, 1981.- с 6.

Рембрандт. 1606−1669/ Л. А Ефремов.-М.: Искусство, 1973- с 36

Фехнер. Е. Ю Рембрандт. «Возвращение блудного сына».-Л.: Издательство «Эрмитаж», 1963.- 24 с.

Рембрандт. 1606−1669/ Л. А Ефремов.-М.: Искусство, 1973- с 44.

Фехнер. Е. Ю Рембрандт. «Возвращение блудного сына».-Л.: Издательство «Эрмитаж», 1963.- с 11.

Фехнер. Е. Ю Рембрандт. «Возвращение блудного сына».-Л.: Издательство «Эрмитаж», 1963.- с 12

2

Список источников информации

1.Андронов С. А Рембрандт. О социальной сущности творчества художника.- М.: Знание, 1981.- 135 с.

2.Маннеринг Дуглас. Рембрандт. Жизнь и творчество.-М.: Лабиринт. 1997.- 78 с.

3.Рембрандт. 1606−1669/ Л. А Ефремов.-М.: Искусство, 1973

4.Фехнер. Е. Ю Рембрандт. «Возвращение блудного сына».-Л.: Издательство «Эрмитаж», 1963.- 24 с.

5.Кузнецов. Ю Голландская живопись XVII — XVIII веков в Эрмитаже-Л.: Искусство, 1988.- 127 с.

список литературы

referatbooks.ru

Анализ картины "Возвращение блудного сына" — доклад

Возвращение блудного сына 

1668-1669. Эрмитаж, Санкт-Петербург.   

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене 15 июля 1606 г. в семье мельника и все свои 63 года прожил в Голландии.  Когда Рембрандту было четырнадцать лет, он закончил латинскую школу, и его отец - Харменс Герритц ван Рейн отправил его в Лейденский университет изучать юриспруденцию.

Однако  юноша через  несколько месяцев учебы понял, что занимается не своим делом  и пошел в подмастерья к  художнику Якобу ван Сваненбургу.  Художник  научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил его с историей искусств. Рембрандт, проучившись три года у ван Сваненбурга, в 1623 переехал в Амстердам и поступил в ученики к живописцу Питеру Ластману. Обладая природным художественным талантом, Рембрандт быстро превзошел в мастерстве своего учителя. 

Всего через полгода  он возвратился в Лейден, и открыл художественную мастерскую неподалеку от мастерской своего друга Яна Ливенса. Вскоре в ней появляются и первые ученики. 

Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской  живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний  год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. И все  лее наперекор року он писал, писал  и писал в стране и городе.  

Сюжет взят из Нового Завета. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает  ее в дальней стороне, живя распутно. 

Когда, собравшись с  духом, он возвращается домой, отец сразу  прощает его и принимает с  радостью. Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние  всегда вознаградится радостным  прощением. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Коротко остриженные  волосы на голове блудного сына и потрепанная  одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Туфли  изношены, одну он обронил, став перед  отцом на колени. Отец прижимает  сына к груди, прощая его. Характерно, что Рембрандт избегает конфликтности  притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит  в тени позади отца.   

Темой для написания  картины послужила известная  евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Мастера  Возрождения видели в примирении отца с непослушным сыном красивое и занимательное зрелище. Так, в  картине венецианского художника Бонифацио действие происходит перед богатой усадьбой, на глазах у многолюдной разряженной толпы. Нидерландских художников привлекали больше испытания, которым непокорный сын подвергался на чужбине (например, сцена, когда опустившийся беспутник на скотном дворе среди свиней готов был благочестивой молитвой искупить свои прегрешения). 

Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение  многих лет жизни. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда  работал над офортом под тем  же названием. 

Рембрандт много раз  возвращался к этой теме, и на протяжении многих лет он представлял  ее каждый раз по-разному. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В  серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так  обнажены, элемент назидания исчезает. Впоследствии Рембрандта стала занимать как бы почти нечаянная встреча  старика-отца и сына, в которой  силы человеческой любви и всепрощения  еще только готовы раскрыться. Иногда это был одинокий старик, сидящий  в просторной комнате, перед ним  опустился на колени его непутевый  сын. Порой это старик, выходящий  на улицу, где его ждет нежданная  встреча; или же к нему подходит сын  и крепко сжимает его в объятиях. 

Через 30 лет художник создает композицию менее детальную, повествовательную, в которой акцент перенесен на старика-отца. Сюжет  картины "Возвращение блудного сына" не имеет прямого отношения к  предыдущим наброскам, но именно в нее  вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное  из жизненного опыта. 

На небольшой площадке перед домом собрались несколько  человек. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой  каторжника стоит блудный сын  на коленях и прячет лицо на груди  старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много  лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает  его к себе. Его старческие, нетвердые  руки ласково лежат на спине сына. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед  ними обоими проходят годы, проведенные  ими друг без друга и принесшие  столько душевных мук. Кажется, что  страдания уже настолько сломили  их, что радость встречи не принесла облегчения. 

Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается  крыльцо и за ним уютный отцовский  дом. Перед картиной подразумевается  и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир. 

Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под  влиянием охватившего их чувства  они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается  к нему. Его лицо, руки, поза - все  говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место  в картине. 

Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием  наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном  плаще, фигура которого как бы связывает  главных действующих лиц с  окружающими их людьми. 

Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий  сзади. Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит  на отца и сына стоящая поодаль  женщина. Трудно сказать, кто эти  люди. Может быть, Рембрандт и  не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих, так как они служат лишь дополнением к главной группе. 

На картине блудный  сын - едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся  от зрителей. Юноша много странствовал, много испытал и пережил: его  голова покрыта струпьями, башмаки  стоптаны. Один из них свалился с  ноги, и зритель видит заскорузлую  его пятку. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении  опустился на колени. Спавший с  ноги грубый башмак красноречиво говорит  о том, какой длинный был пройден  путь, каким унижениям он подвергался. Зритель не имеет возможности  рассмотреть его лицо, но вслед  за блудным сыном он тоже как бы входит в картину и падает на колени. 

Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко  обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет... Старик-отец, действительно, производит впечатление  слепого, хотя в притче ничего не сказано  о его слепоте. Но она, видимо, казалась Рембрандту чем-то более способным  выпукло изобразить волнение растроганного  сердца. 

Чувство безграничной радости и любви захватило  отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у  него уже нет для этого сил  и руки его не способны прижать  к себе сына. Он просто ощупывает  его, тем самым прощая и защищая. 

Тот, кто ценит главным  образом внешнюю красоту, пожалуй, найдет в этой картине Рембрандта много некрасивого и угловатого. Но таинственное действие света, усиливающееся  далеко простираемой тьмою, приковывает к себе любого зрителя, а гармония замечательных оттенков красок действует на его душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений. 

Отец - полный достоинства  старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные  одеяния. Но и эта монументальность у Рембрандта распадается, подмываемая  мощным потоком человечности 

От благородной  головы отца, от его драгоценного одеяния  наш взгляд спускается к постриженному  наголо, преступному черепу сына, к  его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю, преграждая его  взгляд. 

Мастер изобразил  финальную часть притчи  встречу  отца с возвратившимся «блудным сыном». 

Но вернемся к картине  Рембрандта. Есть в ней нечто не понятное, даже таинственное. Это состояние  отмечается и искусствоведами, здесь прежде всего речь идет о второстепенных персонажах на полотне, кто они вопрос который их мучает и пока это загадка. Факт, что мастер сдвинул главных персонажей от центра картины, ему принципиально важно было поместить на полотне третьего неизвестного. Этот неизвестный выделен светом так же как и главные персонажи. Более того, он полностью прописан, его фигура даже доминирует на полотне. Облаченный в красную накидку (для православной иконографии такое означает принадлежность к княжескому роду) он выделяется необычной статью, совсем не рабской. При возрасте порядка 40 лет (борода слегка подернута сединой), посох в его руках выглядит отнюдь не как средство передвижения, а скорее как символ власти. На его груди просматриваются полосатые застежки, как у русского кафтана.  

Сын же показан со спины, его личность не важна. И когда  смотришь на картину, в глаза сразу  бросается его голая пятка, картина  как бы начинается с нее, она пожалуй самое яркое место полотна. На ум сразу приходит единственная, для большинства зрителей, аналогия с пяткой  ахиллесова пятой, т.е. потайным местом, т.е. тайной. 

Отец из евангельской притчи не решает судьбу сына по закону, как вправе был бы поступить отец, уже однажды отдавший сыну причитавшуюся  ему часть наследства, но он поступает  по велению сердца - прижимает к  своей груди сына, как нежная и  любящая мать. В этих руках - вся  полнота любви и прощения. 

Старческими руками он обнимает свое дитя. Лицо отца ярко освещено, но глаза его не видят, старик - слеп. Он ослеп не от старости - он проглядел  глаза, глядя на дорогу, ожидая годами, когда сын вернется. И теперь, лишившись зрения, отец не может  увидеть изменившегося лица сына, но руками и сердцем он чувствует, что это его сын, потерянный и  обретенный, и слабая улыбка видна  на его губах. Отец не упрекает сына, за то, что тот пропадал столько  лет, он тихо радуется, что тот жив  и вернулся. В прощении отца - великодушие  и мужество, не позволяющее опуститься до мелких упреков, которые уже ничего не меняют, а только отравляют радость  встречи. Но в нем же и материнская  нежность, и сердечное утешение. Рембрандт подчеркивает это в  детали, которая не заметна с первого  взгляда - у старика разные руки: правая женская, левая мужская. В  этом образе художник соединяет образ  отца и матери. 

Постепенно в полумраке  картинного пространства глаз начинает различать другие фигуры: справа стоит  человек, одетый в богатую одежду, с тюрбаном на голове. Лицо отрешено, глаза опущены. Во внешней сдержанности, так поразительно отличающейся от эмоционального состояния отца и блудного сына, напускное спокойствие, подчеркнутое безразличие, даже презрение к этому  оборванному грязному человеку, который  посмел прикоснуться к отцу. Он стоит  на ступеньках, которые отделяют его  фигуру от происходящего в левой  части картины, наиболее освещенной и играющей роль смыслового центра. Кто этот человек? Это старший  сын. Тот, который никогда не уходил из дома, все время был при отце, вместе с ним работал, заботился  о нем, когда тот состарился. Он не проматывал наследства, не позволял себе праздности, работал, был верным, преданным, трудолюбивым и во всем положительным  сыном. И теперь он крайне удивлен  и даже раздосадован, почему же отец так принимает того, кто практически предал их семью, уйдя из отцовского дома.

Рембрандт подчеркивает, что старший сын, не принимая своего брата, отделяет себя не только от него, но и от отца. Художник отгораживает его полосой мрака от главных  фигур, на него падают лишь отблески того света, которыми освещены отец и блудный  сын. Лицо его повернуто в профиль, и у зрителя не возникает с  ним контакта. Взгляд зрителя, отталкиваясь от его фигуры, снова перемещается в смысловой центр картины - к  стоящему на коленях блудному сыну. 

Да это и не важно. Эти фигуры нужны художнику, чтобы  показать, что между безоговорочно  милующей позицией отца и жестко законнической позицией старшего сына есть и другие, как между двумя крайними точками в амплитуде колебания маятника есть промежуточные позиции. Рембрандт уходит от однозначности и назидательности. Он показывает, что прощение дается трудно и тому, кто согрешил, и тому, кто сохранил праведность 

В картине вполне определенно  прочитывается мысль, что наше прощение напрямую зависит от того, прощаем  ли мы. Покаяние - это возвращение  в дом Отца 

Он скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Все его  имущество составляло три куртки, 10 колпаков и кисточки. 

При этом творческое наследие мастера огромно, Рембрандт  был невероятно работоспособен: им создано более 250 картин, 300 гравюр и 1000 рисунков. Художник умер в нищете, но после смерти его работы стали  цениться чрезвычайно дорого. 

Творчество Рембрандта оказало огромное влияние на развитие мирового изобразительного искусства. Его работы находятся сегодня  во многих музеях мира и частных  коллекциях. А в Голландии день рождения Рембрандта - 15 июля - отмечается как национальный праздник.     

student.zoomru.ru

возвращение блудного сына рембрандт анализ картины



Анализ картины блудный сын

В разделе Домашние задания на вопрос Сделайте, пожалуйста, анализ картины "Возвращение блудного сына" Рембрандт Харменсзон ван Рейн. заданный автором DJmenko лучший ответ это ссылкассылка

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Сделайте, пожалуйста, анализ картины "Возвращение блудного сына" Рембрандт Харменсзон ван Рейн.

Ответ от Aleksejs Batirevs[гуру]Начну анализ:На картине изображено 5 персонажей.Картина написана в желтых тонахДальше, в 23+, анализируй сам.

Ответ от ВДНХ[гуру]Рембрандт Харменс ван Рейн.Никакого хармензсона не было.А для анализа возьми что-нибудь полегче. В этом произведении тебе не разобраться.

Ответ от Игорь Иванов[новичек]Созданная в 1668-69 годах картина великого художника Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына» основывается на Библейском сюжете о Блудном сыне из Евангелия от Луки и является воплощением духовного и плотского, божественного, небесного и земного начал.Данное полотно явилось результатом сомнений и мучительных чувств и переживаний зрелого автора. Он скорбит об утраченной молодости и сожалеет о невозможности изменить текущие дни. Многие искусствоведы и богословы трактовали изображение на картине с точки зрения воплощения земных страстей и божественной первоосновы.Некоторые исследователи считают, что на картине художник изобразил себя в разных ипостасях, на разных стадиях духовного перерождения. С одной стороны, мастер представляет себя блудным сыном, кающимся в собственных грехах перед своим земным отцом и Богом, который изображён стариком. С другой – это старший сын, в котором воплощается совесть. Здесь же младший сын как символ упрека в грехах молодости. Старый отец принимает блудного сына, невзирая на его ошибки и промахи в жизни, он прощает его и жалеет.Но стоит заметить, что художник не был чересчур набожным человеком. Он скорее думал по земному и обладал психологией простого человека, которому присущи земные страсти, страхи и переживания. Поэтому можно говорить, что «Возвращение блудного сына» есть иллюстрация того, как в одном человеке в конце его жизни происходит объединение внутреннего, духовного и внешнего, подверженного страстям мира.В данном случае мытарь (блудный сын) содержит в себе воплощение сферы «дьявольских страстей», то есть молодости художника. Старший сын – совесть и мораль, основанные на божественных и общественных устоях.Внутреннее «я» Рембрандта видно в центре картины. Он как бы наблюдает за тем, что происходит вокруг него. При этом он смотрит не только на персонажей картины, но и на зрителя, вовлекая его в свой мир переживаний.ссылка

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта