Михаил Савицкий «Цифры на сердце». Савицкого картина
Савицкий Константин Аполлонович. Биография, картины художника
25 мая (6 июня по новому стилю) 1844 год, Таганрог – 31 января (13 февраля по новому стилю) 1905 год, Пенза
Художник-реалист. Представитель бытового жанра. В своих картинах изображал жизнь русского простого народа.
Отец Константина Савицкого был военным врачом.
В 1862 году Савицкий приступил к учёбе в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего слушателя. С 1864 года – полноправный академист.
Обучаясь в Академии, Савицкий получил порядка 6 наград – малых и больших серебряных медалей. В 1868 году была отмечена картина «Шарманщик» и эскиз «Распятия Христа» в 1869 году. Большой поощрительной медали были удостоены работы художника «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба» (1870). В 1871 году написал произведение «Каин и Авель», которое необходимо было выполнить по Академической программе, работа удостоилась малой золотой медали.
После окончания Академии художеств Константин Савицкий стал стипендиатом императора Александра II, повышая своё мастерство в Париже. Вернувшись в 1874 году из Парижа, создал одно из самых известных полотен «Ремонтные работы на железной дороге», в последствии купленное меценатом П.М. Третьяковым. Во второй половине 70-х вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, постоянно принимая участие в выставках.
творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества. Савицкий писал преимущественно многофигурные жанровые картины, безупречные в композиционном отношении; тяготел к пленэрной живописи; создавал также офорты и литографии.
С 1891 по 1897 годы русский художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1895 году получил звание действительного члена Академии художеств, а с 1897 – академик и директор рисовальной школы в Пензе (позднее она была преобразована в училище). Учениками Константина Аполлоновича Савицкого стали в дальнейшем выдающиеся художники: И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон.
Известные произведения Савицкого Константина Аполлоновича
Картина «Ремонтные работы на железной дороге» выполнена в 1874 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Пожалуй, картину эту можно сравнить с известным произведением И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Обе эти вещи рассказывают о тяготах того времени.
Большая группа рабочих с огромными тачками движется в разных направлениях. Они везут песок. Композиция спланирована таким образом, что рабочие движутся снизу прямо на зрителя, который видит их колоссальное напряжение. Груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести, на переднем плане. Каждый рабочий перед зрителем отдельно, тут и отчаянный юношу, и богатырски сложенный, но также прилагающий неимоверные усилия рабочий, пожилой рабочий не может вытянуть свою тачку, один из рабочих обессилив повис в лямке. С обеих сторон преградой возвышаются насыпи железнодорожного полотна.
И только вдали виднеется перелесок, зелёная трава и голубое небо, но выход в ту сторону преграждает резко очерченная фигура десятника с палкой в руке.
Колорит и композиция картины усиливают идейный смысл произведения.
Картина «На войну» выполнена в 1888 году, находится в Русском музее. Савицкий создал множество картин-эпопей, наполненный драматическими событиями и тяготами русского народа. Влияние на выбор жанра Савицкого оказал его друг и наставник И.Н. Крамской. Русский художник создавал произведения, сложные по композиции.
Предшествующим событием к произведению стала русско-турецкая война 1877-1878 годов. Первый вариант картины, оконченный живописцем в 1880 году, на протяжении десяти лет работал над ним художник, дошёл до нас во фрагментах. В последующие восемь лет был выполнен второй вариант картины.
Перед зрителем сцена проводов на войну, трактованных как народное горе. На лицах крестьян безысходность. На полотне солдаты и провожающие их близкие в минуту расставания. Композиция построена так, что в группах изображённых людей нет определённого центра, все они взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая целостный сюжет.
- Ремонтные работы на железной дороге
- Море в Нормандии
- Встреча иконы
- У мирового судьи
rus-artist.ru
Савицкий Константин Аполлонович Картины биография Savizky Konstantin
Савицкий Константин Аполлонович — замечательный русский живописец бытового жанра. Родился в 1844 году в Таганроге в семье военного врача. Получил художественное образование в Императорской Академии художеств, посещая ее классы первоначально в качестве вольноприходящего слушателя, затем с 1864 года как полноправный академист.
За время обучения был награжден шестью малыми и большими серебряными медалями (за картину "Шарманщик" в 1868 году, за эскиз "Распятие Христа" в 1869 и за другие этюды и работы). В 1870 году Савицкий получил большую поощрительную медаль за картины "Посещение больного сына" и "Часовой у порохового погреба" и, наконец, малую золотую медаль за исполненную по академической программе картину "Каин и Авель" в 1871 году. Состоял с 1871 по 1873 год стипендиатом императора Александра II, совершенствовался в Париже.
После возвращения на родину в 1874 Савицкий написал свое первое значительное произведение "Ремонтные работы на железной дороге", эту картину приобрел известный меценат и собиратель произведений русского изобразительного искусства Павел Михайлович Третьяков. В середине 1870-х годов художник вступил в число членов Товарищества передвижных художественных выставок и с тех пор стал их постоянным участником. Главные произведения Константина Аполлоновича Савицкого, изображающие различные сцены из русского национального быта: "Рыбаки" (1875), "Встреча иконы" (1878), "Темные люди" (1882), "Поймали беглого" (1883), "Спор на меже" (1884), "Панихида на кладбище" (1885), "Отправка новобранцев на войну" (1888) и "У мирового судьи". Благодаря этим картинам художника, экспонировавшимися на выставках Товарищества передвижников, творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества. Савицкий писал преимущественно многофигурные жанровые картины, безупречные в композиционном отношении; тяготел к пленэрной живописи; создавал также офорты и литографии.
В своих картинах Савицкий ярко запечатлел противоречия и драматические стороны народной жизни, народные типы и характеры. В 1891-1897 годах Савицкий занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 году петербургская Академия удостоила художника звания действительного члена Академии художеств. В 1897 году Константин Аполлонович Савицкий, уже как академик, был назначен директором открывшейся в Пензе рисовальной школы, позже преобразованной в художественное училище. Его соратниками и учениками были И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Г.Н. Горелов, Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон и другие художники. Савицкий Константин Аполлонович скончался в 1905 году в Пензе.
smallbay.ru
Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого (11 работ)
Предлагаю, друзья, ознакомиться с некоторыми работами советского художника Михаила Савицкого, посвященным страшным годам Великой Отечественной войны.[Spoiler (click to open)]
***
Народный художник СССР Михаил Андреевич Савицкий — один из тех крупнейших живописцев, которые способствуют поступательному движению советского искусства и пополняют его сокровищницу непреходящими духовными ценностями. Михаил Савицкий родился в 1922 году в деревне Звенячи Витебской области. Труд большой и дружной крестьянской семьи, природа Белоруссии и ее богатая народная культура, радостная атмосфера новой колхозной жизни — все это формировало будущего художника.В резком контрасте со счастливой порой ранних лет военная биография Михаила Андреевича, в решающей мере определившая магистральные пути его творчества. Призванный в 1940 году в Советскую Армию, молодой воин был в рядах легендарных защитников Севастополя, выстоявших 250 дней под ударами вражеских полчищ. Когда возможности сопротивления были исчерпаны, попал в плен к гитлеровцам.
Работая в Дюссельдорфе на вагоностроительном заводе, военнопленный Михаил Савицкий активно участвует в диверсионной антифашистской деятельности. Обвиненный в коммунистической пропаганде, юноша был заточен в Бухенвальд, где прошел все круги фашистского ада.
Художественное образование Савицкий получил после демобилизации из армии. В 1951 году он окончил Минское художественное училище, в 1957 — Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. В начале 60-х годов художник приступает к работе над основной своей темой, чрезвычайно близкой народу Белоруссии,—- темой партизанской борьбы. Картины «Партизаны» и «Партизанская мадонна*, «Витебские ворота» и «Казнь», как и другие полотна этого цикла, утверждают героический смысл человеческого бытия, ставят коренные проблемы жизни и смерти, долга и преданности.
Серия картин Савицкого «Цифры на сердце» (1974— 1979) — явление особое, в творчестве художника знаменующее высший этап зрелости его мастерства. Полотна серии, раскрывающие зловещий облик фашизма, вместе с тем утверждают бессмертие и красоту человека-борца.
Сюжеты картин, основанные на конкретном историческом материале,— это свидетельские показания о фашистских методах уничтожения людей в концентрационных лагерях. Героическое и трагическое звучание серии выражено в классически завершенной форме картин. Строгая композиционная симметрия, трагедийно-мрачный накал колорита, чеканный рисунок — все средства живописи направлены на раскрытие авторского замысла.
Картины насыщены острыми контрастами — ритмическими, тональными, пластическими. Из них рождается основная тема серии — непримиримое, героическое противостояние света — тьме, прекрасного — безобразному, духовного восхождения — низости, вечных человеческих идеалов — мракобесию, смерти.
Эти метафоричные контрасты способствуют прочтению содержания каждой картины серии,во многих случаях превращая его в противоположное исходной сюжетной основе: сожжение коммунистов становится гимном гнева и мужества, в полотнах «Узник 32815», «Эттерсберг — Голгофа XX века» человеческое достоинство воспевается вопреки его уничтожению. Картины различны по образной структуре. Они разнятся прежде всего степенью преобладания документального или, напротив, философски обобщающего начала. Убеждающая сила достоверного рассказа доминирует в картинах «Побег», «Канада», «Надсмотрщик». В полотнах «Отбор», «SOS!» присутствуют, на наш взгляд, обе стороны. Образная символика картин «Поющие коммунисты», «Танец с факелами», «Мадонна Биркенау» придает всей серии обобщенное философское звучание, утверждает торжество человеческого духа. Поэтому картины не подавляют мрачным трагизмом, но вызывают чувство духовного просветления.
В серии художник лаконично и образно раскрыл опасность любой антигуманной идеологии, показал, какими преступлениями она чревата. ...11 миллионов жертв из 18 миллионов мучеников лагерей смерти, 50 миллионов павших на фронтах второй мировой войны, из них — 20 миллионов жизней советских людей, отданных за избавление от фашистской чумы. Новые миллионы жертв реакционных, агрессивных движений, расистских преступлений в современном мире...
Оттого и в наши дни тревожный гул «Бухенвальдского набата», пронизывающий картины Савицкого, остается грозным предостережением человечеству. В то же время жизнеутверждающий лейтмотив серии выражает веру художника в победу добра, разума, жизни.
Текст приводится по изданию:
«Лiчбы на сэрцы» - авт. Текста Пугачева Э.М.Минск, «Беларусь», 1989 г.
***
1. ОПОЗНАНИЕ. 1987 г.
Среди изуродованных мертвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев... Черные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь все выражает трагедию. Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну. И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. Слезы и стон словно пронизывают полотно. Лишь прижавшаяся к матери девочка, привыкнув к сценам ужаса, уже не может плакать. Выраженный в психологической трактовке персонажей накал человеческих страданий раскрывает высокое гуманистическое содержание картины.
2. «ЛЕТНИЙ ТЕАТР». 1975 г.
Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картине бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим дает только палачам. Гротесково безобразен хохочущий эсэсо-вец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.
3. ПОБЕГ. 1974 г.
В лагерях смерти люди как могли отстаивали свое исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие — падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на глазах разрушающаяся пирамида тел... Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.
4. «ПОЮЩИЕ ЛОШАДИ». 1979 г.
Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряженные в нее узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.
5. НАДСМОТРЩИК. 1979 г.
Эсэсовцы формировали среди заключенных подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Они подвергали узников особенно изощренным экзекуциям, чаще всего со смертельным исходом. В картине изображен типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больные, истощенные пленники не могли выполнять непосильный труд.
6. ПРОКЛЯТЬЕ. 1979 г.
Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.
7. МАДОННА БИРКЕНАУ. 1978 г.
В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожженных пророс скромными полевыми цветами.
8. SOS! 1978 г.
Изображенная на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды" свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».
9. УЗНИК 32815. 1976 г.
На фоне кованых ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает — русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,— номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо выпрямившись. В его осуждающем взгляде дерзкая смелость непокоренного. Это единственный автопортрет Савицкого.
10. СВОБОДА. 1987 г.
В картине изображен тот волнующий, долгожданный момент, когда советский воин открывает ворота лагерного барака и узники, еще не веря избавлению, тесной толпой устремились к образовавшемуся светлому проему. Бритые головы, полосатая униформа заключенных, выразительность подавшихся к выходу спин,— все это полно ощущения страшной были, о которой рассказано в серии "Цифры на сердце". Но в смертельно удушающий мрак уже прорвался свет жизни и грядущей радости, принесенный солдатом-освободителем. Потрясенный увиденным, полный скорбного сострадания, он явился здесь как вестник добра, словно сотканный из солнечных лучей.
11. ЭТИ ВЫЖИЛИ. 1987 г.
Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобожденных узни¬ков — мужчин, детей. Заостренные лица с запавшими огромными глазами — множество этих глаз полны неизжитого, застывшего страдания. Маленькие мученики затравлены. Они разучились не только доверять взрослым, но и верить в добро, испытывая пока лишь робкое недоумение перед удивительным человеком из какого-то забытого ими радостного и яркого мира.
Полнокровный и убедительный образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 50 миллионов жизней, победы добра и света.
aloban75.livejournal.com
Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). - Ф_О_В
Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). «Некрасов в живописи».Сын военного врача из Таганрога Константин Аполлонович Савицкий был вынужден уйти из Академии художеств фактически сразу же после поступления в нее в 1862 году. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем. После двух лет упорной самостоятельной работы Савицкий возвращается в Академию. Талантливый молодой художник уже успешно осваивает академический курс, регулярно получая за свои учебные работы медали различных достоинств. Более того, с 1871 по 1873 год он являлся стипендиатом императора Александра II. Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был разночинцем по происхождению. Учился Савицкий в Академии Художеств (1862–1873) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника. Был отчислен из Академии и претерпевал сильные материальные затруднения.Лето 1873 года Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где «возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того «Бурлаков», Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни. Главным героем монументального полотна становится крестьянство. В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то «хоровое начало» (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок. Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья — И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В созданных им во Франции картинах — «Море в Нормандии (Рыбак в беде)» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876) — он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист».
Охотник 1874 холст, масло
Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «Проводы на войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».
Встреча иконы (1878)
Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880–1883). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, кто-то торопится, бежит. «В картине… сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы...», — писал В. В. Стасов.
Над картиной «Проводы на войну » Савицкий начал работать в 1880 году. Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.
Проводы на войну (деталь)
Плачущий солдат
«Плачущий солдат» – этюд к картине «Проводы на войну» (1888), находящейся в собрании Государственного Русского музея. Над картиной Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь (»Кормилица ты наша"" и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.Работа «Плачущий солдат» поступила в Смоленский музей в 1927 году из Государственного музейного фонда, ранее – собрание Высоцких (Москва).
Ремонтные работы на железной дороге.
Инок.
Беглый.
Море в Нормандии. 1875 (Рыбак в беде)
Косино. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Осень в лесу. Досада мужика 1878 Масло, холст
В полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.
Путешественники в Оверни.
Мечты
На Стрелке.
Спор на меже.
Панихида в 9-й день на кладбище 1885
Дети с курочками 1872 холст, масло
Из семейного архива.Не сошлись характером.
Отец.
Больная.Этюд
Худые люди Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В ожидании приговора суда 1895
На окраине деревни. 1892.
Работа художника-передвижника, показавшего унылую деревню, ободранных детей…
Девочка нищенка.
Дети в избе.
На мельнице.1902
Павшая лошадь. («Кормилица ты наша»)
Больная лошадь.
Поле.
Молодая белоруска (1880). Этюд к картине «Аннушка».
Крючник 1884
Крестьянка с корзинкой в лесу.
Крестьянин
С нечистым знаемся.
Клеть.
У себя на хуторе.
Зимний лес.
Художник совершенствовался в Париже до 1874. С 1872 состоял членом и одним из активных деятелей Т-ва передвижных худож. выставок. Лучшие работы С. – жанровые картины с изображением нар. быта: «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), «Погорельцы», «Темные люди» (1882), «На войну» (1880-88), «Спор на меже» (1897). Д. ч. АХ (с 1895), акад. живописи (с 1897). В 1891 переехал в Москву, преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, зетем – в Пензенском худож. уч-ще (с 1897 – дир.). Среди учеников С. – его сын Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. С 1862 выезжал в пригороды СПб. для отдыха и работы – на Карельский перешеек, в Токсово. Неоднократно бывал в окрестностях Луги: в усадьбе Домкино, принадлежавшей астроному С.П. Глазенапу; в дер. Калагановка, близ ст. Серебрянка. Лето 1872 провел вместе с И.Н. Крамским и И.И. Шишкиным в усадьбе Ильжо.
У мирового суда.
Христова милостыня (Беглые в Сибири)
Настоящий патриот, К.А. Савицкий писал в одном из писем В.Д. Поленову: «Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы…»
____________
Портреты художников -друзей Константина Аполлоновича Савицкого (Н. Грандковский — 1902) и Ивана Ивановича Шишкина.
К. А. Савицкий к И. И. Шишкину от 05.12.1897 г.
«Пенза. 5 декабря 1897
Дорогой Иван Иванович!
Спасибо тебе сердечное за приветственную телеграмму. Она сама по себе, как весть об академике1, обрадовала меня одинаково. Кто первый, добрая душа, поспешил оповестить меня, поделиться сочувствием? Добрый друг Иван Иванович, да еще семья Кирилла Викентьевича2, твоя телеграмма и письмо Лемоха пришли одновременно, получены были в мое отсутствие Лерой3, которая вместе с детворой обставили эту радостную весть для меня очень торжественно! Купила цветов, и в букете нашел я поздравление. Ты, дорогой, знаешь, как существенно для меня теперь это звание — я радуюсь ему, утешен вполне, ценя поддержку Академии в дни, когда нуждаюсь в нем.
Вот мы и в Пензе, т.е. семья моя и я с двумя сотрудниками, преподавателями. Работаем не покладая рук. Ребята чудесные, дельные, всей душой отдавшиеся делу. Приискал я себе и делопроизводителя, симпатичного, молодого, окончившего Казанский университет естественником. Он же и преподаватель естественных наук. Штат преподавателей числом 11 и столько же служителей все скомплектовано, училище обставлено учебными пособиями, музей и библиотека устраиваются, и решено начать занятия с 7 января 98 г. Теперь же частным образом работают в отдельном классе 19 учеников, всех же прошений поступило сверх 90. Комплект для двух первых художественных классов определен в 120 учеников.
С местными властями, городским персоналом и обществом состою в ладах, радушие и дружелюбие такое, что иной раз даже мешают делу — приходится разрываться, чтобы поспеть на все зовы ответить визитами.
Наводя распорядки в училище, бывая всюду, я все-таки обрыскал и окрестности Пензы, часто бегаю на базарную площадь с альбомчиком и уделяю время мастерской, где главные холсты уже на подрамниках. Квартирка небольшая, но очень миленькая, веселая, а солнце слепит на снегу, зима чудная, леса и дали просто волшебные. Бог не без милости, дело пойдет. Вчера отписал Валериану Порфирьевичу4, облегчил свою душу, а то попечительский совет молчит, медлит с делами, а в Академии же может зародиться мысль, что мы бездеятельны.
Дорогой Иван Иванович, горячо обнимаю тебя, низко кланяюсь твоей дорогой семье, добрую Викторию Антоновну прошу иной раз черкнуть хоть коротенькое словечко о твоем здоровье и бодрости духа.
Сердечно твой К.Савицкий.
Жена шлет сердечный поклон.»
«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля (остров на озере Селигер). Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину.
Справедливости ради стоит сказать, что на карандашных набросках и эскизах этой картины, медведей рисовал сам И.И.Шишкин. Вот, например, один из его эскизов:
Так что К.А.Савицкий изобразил медведей по эскизам И.И.Шишкина.
Многие жители России называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».Ещё одно ошибочное обиходное название — «Утро в сосновом бору».
_________________
Портрет жены с сыном Георгием.
Портрет Е.К.Савицкой в детстве.
http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70120.htm
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=4671
http://www.artsait.ru/art/s/savicky/main2.htm
http://artcyclopedia.ru/savickij_konstantin_apollonovich.htm
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/66109-kto-narisoval-medvedej-na-kartine-shishkina-utro-v-sosnovom-lesu.html
http://agniart.ru/rus/item-22407~Art-prints-on-canvas-or-paper~Savitsky-Konstantin~Sick-Woman-Study-Art-print-on-canvas
http://fotki.yandex.ru/users/stepanov-el/view/508240?page=5
filov.mypage.ru
Сочинение по картине К. А. Савицкого «Отец»
Савицкий К.А. – художник, у которого еще в раннем возрасте проявился талант к написанию картин, поэтому уже с детства Савицкий увлекается рисованием, а дальше обучается в Академии художеств, после чего полученные знания закрепляет в Париже. Из-под его кисти появилось множество отличных работ, где чаще всего изображается повседневный быт крестьян. Его работой есть и картина «Отец», которую он написал в 1896 году. Эта картина находится в Таганрогском музее. А вот перед нами лежит ее репродукция. Нам нужно написать сочинение миниатюру по картине Савицкого «Отец».
Сочинение по картине Отец Савицкого
Рассматривая картину, мы видим в центре мужчину, который стоит в углу церкви. Это, скорее всего, обычный, простой человек из народа, небогатого происхождения. Он весь измученный, глаза его всматриваются, наверное, в икону, что расположена перед ним. Он держит спящего младенца. Позади мужчины горят свечи и лампады, а слева небольшое окно, через которое пробивается свет.
Работая над сочинением по картине «Отец» Савицкого, хочется отметить ее второе название и это «С больным ребенком перед чудотворной иконой». Именно второе название картины расставляет все по своим местам. Теперь мы понимаем, почему изображенный мужчина с ребенком в таком отчаянии, почему в его глазах столько горя и печали и, в то же время, надежды и веры. Его ребенок заболел, возможно, неизлечимой болезнью и одна лишь надежда на исцеление, на высшие силы. Отец в отчаянии пришел в церковь, чтобы молиться, молиться и просить высшие силы о помощи, дабы ребенок быстрее выздоровел. Так оно и будет, ведь вера вместе с молитвой творят чудеса.
Когда смотришь на картину, то чувство тревоги переполняет душу и очень хочется, чтобы молитва мужчины, отца младенца была услышана, ребенок вылечился и больше никогда не болел, рос счастливым и на радость родителям.
На этой странице искали :
- сочинение по картине отец
- стихи отец константина(образцов)сочинения
- картину Отец савицкий
- сочинение миниатюра в 1893 году константин аполлонович
- сочинение миниатюра к а савицкий отец
Оцените пожалуйста «Сочинение по картине К. А. Савицкого «Отец»», мы старались!
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
sochinyshka.ru
СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (МИХАИЛ САВИЦКИЙ. ЦИКЛ "ЦИФРЫ НА СЕРДЦЕ".)
Художник, родившийся на земле Хатыни и крепости Брест, априори не мог не писать о войне. Но сегодня я хочу познакомить вас с серией картин, написанных о том, что двадцатилетний белорусский парень пережил во время войны. А пережил он немало...Михаил Андреевич Савицкий Міхаіл Андрэевіч Савіцкі
18 февраля 1922, деревня Звенячи, БССР - 8 ноября 2010, Минск
Белорусский и советский живописец.Савицкий был обласкан властью в советское время, и в независимой Беларуси, как пишут современные искусствоведы, «никто другой из белорусских творцов не получал такого признания от властей, как Михаил Савицкий». Он пользовался уважением и авторитетом, « фактически руководил белорусским Союзом художников». Был назван одним из выдающихся живописцев страны в ХХ веке, одним из первых награжден в 1997 году орденом Франциска Скорины, а 1 марта 2006 года художнику было присвоено звание «Герой Беларуси». К регалиям Савицкого можно добавить, что он - народный художник БССР (1972) и СССР (1978), действительный член Российской Академии художеств (1983) и Национальной Академии наук Беларуси. Художник – лауреат Государственной премии СССР (1973), двух Государственных премий Белоруской ССР (1970, 1980), Государственной премии Республики Беларусь (1996), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (1999), премии Михаила Шолохова (2002). Награжден также орденами Ленина (1982), Трудового Красного Знамени (1972), Отечественной войны II степени (1985), «Знак Почета» (1967). В 1959 году, как бывший военнопленный, Савицкий был награжден медалью «За победу над Германией». С 2001 года является почетным гражданином города Минска.
Война
Родился Михаил Савицкий в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области в крестьянской семье, и был младшим из четырех детей. Отец работал на железной дороге, а мать – пчеловодом в колхозе.По окончании средней школы в 1940 году Михаил был призван в Красную Армию. Начало войны застал в Чечне, но уже в ноябре 1941 года в составе десанта высадился в Севастополе, где на протяжении всех 250 дней принимал участие в обороне города. Во время героической обороны Севастополя дважды был представлен к ордену Красного Знамени и медали «За отвагу». В 1942 году, на пятые сутки после сдачи города, у Херсонесского маяка Савицкого взяли в плен. Дважды он пытался бежать, но оба раза неудачно. После этого двадцатилетнего юношу этапом отправили в Румынию, а затем в Германию, где он сначала работал электросварщиком в рабочем лагере при вагонной фабрике в Дюссельдорфе.
«Колхоз»
Пленными под руководством Георгия Корнилова была организована диверсионная группа, куда вошел и Михаил. Георгий Иванович Корнилов был политруком роты морских пехотинцев, оборонявших Севастополь, а когда моряки оказались в окружении и ушли в каменоломни, стал комиссаром Керченского партизанского отряда имени Сталина. Два месяца отряд продержался в катакомбах, но во время одной из вылазок Корнилов был ранен, попал в плен и был доставлен в Дюссельдорф. Группа сопротивления, которую возглавил Корнилов и назвал «Колхоз», состояла из 4 человек и была интернациональной. Помимо Савицкого, в нее входили Милов, Крылов (о судьбе которых ничего неизвестно) и водитель автокара француз Жан. «Диверсанты» делали некачественную сварку, портили станки, «теряли» инструменты, даже устроили взрыв в электроцехе. После провала группы ее участники пытались бежать во Францию. Корнилов и Савицкий потом вспоминали, что их – беглецов, было трое, и выдавали они себя за семью. Корнилов - «отец», Савицкий - «сын» и женщина по фамилии Александрова - «мать». О ней известно только то, что это была жена советского лётчика, уроженка Ростова-на-Дону. Беглецам даже удалось выправить документы на фамилию Кузнецовы. В городе Тильден беглецы добровольно явились в полицию и попросили направление на работу. После двух недель тюремного заключения и проверок, их направили на небольшой завод кондитерских печей, который был переоборудован для военных нужд и изготавливал корпусы для мин. Там Корнилов и Савицкий продолжили выводить из строя станки, но на этот раз немцы обезвредили группу, и «семья Кузнецовых» попала в Бухенвальд.
Концлагерь
Там заключенных содержали в «нижнем» лагере уничтожения, днём узники таскали камни из каменоломен, вечером получали консервную банку баланды из овощных отходов.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Надзиратель, из цикла "Цифры на сердце". 1979 г.
Чуть позже дороги Михаила Савицкого и Григория Корнилова разошлись. Корнилова в открытом полувагоне вывезли из лагеря, на одном из полустанков живых заставили рыть канавы для мёртвых, и ночью Корнилову вместе с несколькими товарищами удалось сбежать. Они добрались до одинокой чешской фермы, где их накормили и спрятали. Савицкого же отправили на каменоломни концентрационного лагеря Миттельбау-Дора, где сооружались штольни для заводов ФАУ. Ближе к окончанию войны, узник под номером 32815 был еще раз переэтапирован в концлагерь Дахау. Понимая, что скоро война будет окончена, в начале апреля 1945 года Савицкий с друзьями попытался совершить побег из лагеря. Хотя заключенные понимали, что убежать было нереально - заборы с колючей проволокой и электрическим током, пулемётчики на вышках и сторожевые собаки, они все же рискнули, но попытка закончилась неудачей.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Побег, из цикла "Цифры на сердце". 1974 г.
В результате, оставшихся в живых после побега и пойманных двух десятков человек эсесовцы не расстреляли, а поместили в штрафной тифозный барак и приговорили к голоду на 20 суток, понимая, что истощенные пленные и так умрут. Скорей всего, никто оттуда точно не вышел бы живым, но 29 апреля 1945 года концлагерь Дахау был освобождён американскими союзными войсками. Это случилось на семнадцатый день пребывания Савицкого в штрафном бараке. «Я сам, собственными глазами, видел свой скелет», – вспоминал позже художник.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Проклятие, из цикла "Цифры на сердце". 1979 г.
Каким было возвращение на Родину, умалчивают в своих воспоминаниях и Корнилов, и Савицкий. Известно лишь, что после того, как военнопленный Савицкий попал в распоряжение советских войск, он не отправился, как многие, уже в советские лагеря, а просто был признан негодным к службе. Впрочем, подлечившись и набрав силы и вес, Михаил обратился с просьбой оставить его в армии, и продолжил служить в войсках на территории Германии и Венгрии до 1947 года. После демобилизации Савицкий вернулся в Белоруссию.Интересно, что Георгий Иванович Корнилов нашёл Савицкого только через 30 лет после войны. Он случайно увидел открытку с репродукцией картины уже известного художника, связался с Союзом художников БССР и даже встретился со своим «сыном». Сам Корнилов жил в Туапсе и до 80 лет работал завскладом в порту.
После войны
Удивительно, что во встреченных мной материалах о художнике нет информации о том, с детства ли Михаил был увлечен рисованием, что повлияло на его решение стать художником. Публикуются лишь «голые факты» о том, что художественное образование он получил после демобилизации. В 1951 году окончил Минское художественное училище, затем поступил в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, который окончил в 1957 году. Учился Михаил на курсе народного художника РСФСР (1966), ректора МГХИ им. В. И. Сурикова (1948-1962), профессора Фёдора Александровича Модорова (1890-1967) и народного художника СССР (1980), профессора Дмитрия Константиновича Мочальского (1908-1988). Дипломной работой Савицкого стала картина «Песня» (1957).
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Песня. 1957 г.
С конца 1950-х годов художник жил и работал в Минске, полностью посвятив себя творчеству. В 1980 году он возглавил «Творческие мастерские живописи Академии художеств СССР в Минске», которые с 1991 года переименованы в «Творческую академическую мастерскую живописи, графики и скульптуры Министерства культуры Республики Беларусь».
«Цифры на сердце»
Одна из главных тем творчества художника – конечно же, война, людская трагедия и подвиг народа. Среди многих картин, посвященных Великой Отечественной войне и белорусским партизанам, серия, о которой хочу рассказать, стоит в творчестве художника отдельно. И не только потому, что посвящена она личной судьбе Савицкого, бывшего узником под номером 32815 в Бухенвальде, воспоминаниям о жестокости в немецких концлагерях, где он был в годы войны.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Узник 32815, из цикла "Цифры на сердце". 1976 г.
Не только потому, что эта серия большая - целых 16 монументальных полотен под названием «Цифры на сердце» (1974-1980). Но и потому, что к этим воспоминаниям художник обратился тридцать лет после окончания войны.Искусствоведы предполагают, что эти картины могли быть и госзаказом к 30-летию Дня Победы, и объясняют, почему художник обратился достаточно поздно к этой «личной» теме тем, что в 1970-е годы Савицкий уже был известным живописцем с «непререкаемым авторитетом». А ведь сразу после войны, во времена сталинской диктатуры и даже хрущевской «оттепели», пребывание солдат в плену считалось практически преступлением. Сколько узников немецких концлагерей, оставшихся в живых, поменяли колючую проволоку немецких «фабрик смерти» на нары советских лагерей – история пока умалчивает…На своих картинах художник представил жуткую правду об ужасах концлагерей. Выполнены они в присущем Савицкому «суровом» стиле. Наполнены картины не только бытоописанием того, что творилось в концлагерях Бухенвальд, Дахау и др., но и символами трагедии людей и жестокости палачей.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Поющие лошади, из цикла "Цифры на сердце". 1979 г."Поющими лошадьми" в Бухенвальде называли команды по уборке трупов с территории лагеря. Узники должны были убирать трупы, свозить их к крематориям на повозках, а эсэсовцы, при этом, для забавы, под страхом смерти заставляли заключенных петь.
Интересная деталь. Оказывается в 1980 году во время выставки во Дворце искусств в Минске, где демонстрировался весь цикл «Цифры на сердце», случился практически скандал, о котором поведали даже местные СМИ. Предметом этого скандала стала картина цикла под названием «Летний театр». На лагерном жаргоне «летними театрами» называли ямы, в которых сжигали трупы.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Летний театр, из цикла "Цифры на сердце". 1975 г.
На картине рядом с эсесовцем изображен испуганный заключенный со звездой Давида, угодливо смотрящий в лицо фашистского палача. О картине сам художник говорил: «Название «Летний театр» возникло потому, что именно так фашисты, юмор которых был своеобразен и циничен, называли уничтожение после экзекуции в открытых ямах трупов своих жертв… На картине по обе стороны бульдозера, который сгребает в яму для сжигания тела убитых и замученных, я написал две черные фигуры. С одной стороны, это эсэсовец с автоматом, с другой — заключенный со звездой Давида на груди. По поводу этой второй фигуры и разразился сильнейший скандал». Неизвестно кто именно из посетителей выставки решил, будто художник считает, что евреи в концлагерях были пособниками фашистов. Версия, безусловно, бредовая, но она попала в СМИ. «По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. – вспоминал художник. – Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев». Известному белорусскому писателю Василю Быкову, с которым он очень дружил, Савицкий написал: «Это не помощник. Это тоже жертва. Зондеркоманды формировались из узников еврейской национальности… Узники из зондеркоманды обязательно потом уничтожались».Тем не менее, общественность стала требовать убрать с узника звезду Давида, как принадлежность к еврейской национальности. Савицкий вспоминал: «Я сказал: ничего убирать не буду. Я пишу то, что видел своими глазами, пишу о взаимоотношениях между людьми, а также то жестокое время, которое, как бы вам теперь ни хотелось, не было однозначным».Чтобы «разрулить» этот конфликт, в один из концлагерей в Польше был отправлен министр культуры республики. Ему показали документы и подтвердили, что заключенные еврейской национальности, действительно, были членами «зондеркоманд» впрочем об этом все и так знали. И все же требования убрать звезду Давида продолжались, и только внемля личной просьбе тогдашнего Первого секретаря ЦК КПСС Белоруссии Пётра Мироновича Машерова (1918-1980), вынужден был уступить. Машеров сам с первых дней Великой Отечественной войны был добровольцем в рядах Красной Армии, попал в окружение, был в плену, из которого бежал, а затем стал одним из организаторов партизанского движения на Беларуси.В общем, скандал как-то утих, но в современных статьях о художнике (предполагаю, что уже после его смерти!), журналисты пишут о том, что, оказывается «бывший узник коцлагеря был антисемитом». Хотя в подтверждение его правоты высказался, например, искусствовед Петр Василевский, заявив, что «именно концлагерь научил Михаила Савицкого не иметь иллюзий и смотреть на жизнь прагматично». И если художник считал так, как написал на картине, видимо, имел на это право, поскольку сам прошел через все ужасы концлагерей.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Опознание, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.
До недавнего времени цикл картин «Цифры на сердце» хранился в Музее истории Великой Отечественной войны Республики Беларусь. 8 мая 2012 года в Минске была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого, где разместились около 40 работ художника из собраний Национального художественного музея Республики Беларусь, Музея истории города Минска, Музея истории Великой Отечественной войны и семьи художника. В том числе и картины цикла «Цифры на сердце»…
Галерея М.Савицкого в Минске
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Отбор, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Канада, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.«Канадой» в концлагере называли пункт сбора богатств - денег, драгоценностей, ценных вещей заключенных. На фоне толпы заключенных, которую гонят в газовые камеры, изображены эсэсовцы, перебирающие добытое "богатство".
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Танец с факелами, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Поющие коммунисты, из цикла Цифры на сердце 1978 г.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) SOS, из цикла "Цифры на сердце" 1978 г.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Мадонна Биркенау, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Этерсберг - Голгофа ХХ столетия, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Эти выжили, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Свобода, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
parashutov.livejournal.com
Михаил Савицкий «Цифры на сердце»: the_morning_spb
Михаил Андреевич САВИЦКИЙ (1922-2010) – народный художник Белорусской ССР (1972) и СССР (1978), академик Российской академии художеств (АХ СССР 1983, членкор 1973), Национальной Академии наук Беларуси (1995). Герой Беларуси (2006).Юность художника совпала с годами Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года в составе десанта 345-й стрелковой дивизии он попал в Севастополь, где на протяжении всех 250 дней принимал участие в обороне города. Во время героической обороны Севастополя представлен к ордену Красного Знамени и медали «За отвагу».
В 1942 году, на пятые сутки после сдачи города, у Херсонесского маяка Савицкого взяли в плен. После содержания в симферопольской тюрьме и лагере в Николаеве он был этапирован сначала в Румынию, а потом в Германию. Ещё в Крыму он дважды пытался бежать, но оба раза неудачно.В Германии Михаил Савицкий работал в рабочем лагере при вагонной фабрике в Дюссельдорфе. Он быстро освоил электросварку, да так, чтобы швы через некоторое время расползались. Вместе с товарищами они организовали диверсионную группу, руководил которой Георгий Иванович Корнилов – комиссар Керченского партизанского отряда имени Сталина, скрывавшегося в катакомбах.
После провала группы Михаил Савицкий и Георгий Корнилов пытались бежать во Францию, но были пойманы гестапо и приговорены к смерти. Однако казнь заменили на концентрационный лагерь Бухенвальд, где Михаила содержали в «нижнем», или «малом», лагере уничтожения. После Бухенвальда он попал на каменоломни концентрационного лагеря Миттельбау-Дора, где сооружались штольни для заводов ФАУ, а затем в концентрационный лагерь Дахау.
За организацию побега в начале апреля 1945 года и так истощенный белорусский пленный в числе двух десятков человек был приговорён к голоду в течение 21 суток. Потом его бросили в тифозный барак – оттуда он уже точно не должен был выйти живым. «Я сам, собственными глазами, видел свой скелет», – вспоминал много лет спустя Савицкий. Но для него и других остававшихся в живых произошло чудо. 29 апреля 1945-го концлагерь Дахау освободили союзные войска.
«Узник 32815», 1976 г. Холст, масло. 180 х 90 см.Это единственный автопортрет САВИЦКОГО.На фоне кованых ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому своё», изображён юноша в жалкой робе заключённого. По её полам пропечатаны буквы К, L – концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает – русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечёвке, – номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо выпрямившись. В его осуждающем взгляде дерзкая смелость непокорённого.
«Побег», 1974 г. Холст, масло. 250 х 120 см.
В лагерях смерти люди как могли отстаивали своё исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие – падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на глазах разрушающаяся пирамида тел... Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.
«Поющие лошади», 1979 г. Холст, масло. 220 х 175 см.
Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряжённые в неё узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключённых заставляли петь.
«SOS!», 1978 г. Холст, масло. 200 х 150 см.
Бухенвальд весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряжённом ожидании, озарены светом надежды, исступлённой жажды свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».
«Летний театр», 1975 г. Холст, масло. 150 х 200 см.
Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей). Тела в ямы сгребались бульдозерами. На картине машина со зловещими фарами символизирует безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим даёт только палачам. Гротескно безобразен хохочущий эсэсовец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник – узник из зондеркоманды.
«Летний театр» – одна из самых скандальных картин Савицкого. На одежде узника – звезда Давида, что дало некоторым критикам право на обвинение художника в антисемитизме. Сюжет действительно можно трактовать неоднозначно. Савицкий объяснял так: «Это не помощник. Это тоже жертва. Зондеркоманды формировались из узников еврейской национальности… Узники из зондеркоманды обязательно потом уничтожались».
«Надсмотрщик», 1979 г. Холст, масло. 150 х 150 см.
Эсэсовцы формировали среди заключённых подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Те подвергали узников особенно изощрённым экзекуциям, чаще всего со смертельным исходом. В картине изображён типичный эпизод на земляных работах – наказание за то, что больные, истощённые пленники не могли выполнять непосильный труд.
«Проклятье», 1979 г. Холст, масло. 150 х 150
Изображённая на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход – самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключённые «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.
«Мадонна Биркенау», 1978 г. Холст, масло. 180 х 120 см.
В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо Мадонна – символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожжённых пророс скромными полевыми цветами.
«Свобода», 1987 г. Холст, масло. 200 х 140 см.
В картине изображён тот волнующий, долгожданный момент, когда советский воин открывает ворота лагерного барака и узники, ещё не веря избавлению, тесной толпой устремились к образовавшемуся светлому проёму. Бритые головы, полосатая униформа заключённых, выразительность подавшихся к выходу спин, – всё это полно ощущения страшной были, о которой рассказано в серии «Цифры на сердце». Но в смертельно удушающий мрак уже прорвался свет жизни и грядущей радости, принесённый солдатом-освободителем. Потрясённый увиденным, полный скорбного сострадания, он явился здесь как вестник добра, словно сотканный из солнечных лучей.
«Эти выжили», 1987 г. Холст, масло. 150 х 135 см.
Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобождённых узников – мужчин, детей. Заострённые лица с запавшими огромными глазами – множество этих глаз полны неизжитого, застывшего страдания. Маленькие мученики затравлены. Они разучились не только доверять взрослым, но и верить в добро, испытывая пока лишь робкое недоумение перед удивительным человеком из какого-то забытого ими радостного и яркого мира. Образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству десятки миллионов жизней, олицетворением победы добра и света.
Картины хранятся в Белорусском Государственном музее истории Великой Отечественной войны (Минск).
the-morning-spb.livejournal.com