Аристотель. История древнегреческого философа. Картина аристотель
Аристотель – краткая биография - Русская историческая библиотека
Великий древнегреческий философ Аристотель родился в 384 г. до Р. X. в Стагире – греческой колонии на северном берегу Эгейского моря, близ Македонии. Семья Аристотеля по происхождению принадлежала не к местным «варварским» племенам, а к природным эллинам. Его отец Никомах был личным врачом македонского царя Аминты II, отца знаменитого Филиппа II. Близкие связи Аристотеля с македонским двором идут ещё с детских его лет.
Аристотель. Скульптура работы Лисиппа
Ещё ребёнком Аристотель лишился родителей и жил в доме своего опекуна Проксена, который дал ему хорошее воспитание. В 367 году 17-летний Аристотель поехал в Афины, чтобы изучать там философию. В этом самом славном из греческих городов он прожил двадцать лет. Аристотель поступил учеником в Академию – школу, открытую великим мыслителем Платоном. Заметив блестящие таланты Аристотеля, Платон стал отличать его среди прочих своих питомцев. Но молодой философ вскоре начал отступать от многих идей своего учителя и вырабатывать собственное мировоззрение. Заметив это, Платон с горечью сказал, что «Аристотель оттолкнул нас от себя, как жеребенок – свою мать». Однако личные отношения двух гениев греческой мысли долго оставались дружескими.
Аристотель и Платон. Скульптор Лукка делла Роббиа
Автор фото - Sailko
Более всего Аристотель оспаривал платоновское учение об идеях. Платон считал, что идеи образуют особый высший бестелесный мир, а Аристотель видел в них лишь сущности материальных явлений, заключённые в самих этих последних. Именно по поводу этого спора Аристотель и произнёс однажды довольно длинную фразу, более известную в сокращённом переводе: «Платон мне друг, но истина дороже».
Учитель Аристотеля, Платон
Зная о близких связях Аристотеля с македонским двором, афиняне отправили его послом к царю Филиппу II во время конфликта с ним из-за Олинфа. Когда философ вернулся из этой поездки, Платон уже умер (348), и главой Академии стал его племянник Спевсипп. То ли по этой причине, то ли из-за народного недовольства результатами посольства к Филиппу (которое не смогло спасти от разрушения взятые македонянами города), Аристотель и другой выдающийся «академик», Ксенократ, покинули Афины. Они отправились в Малую Азию к их общему другу Гермию, тирану городов Атарнея и Асса. Аристотель и Ксенократ прожили у Гермия три года, пока персидский царь Артаксеркс Ох не приказал распять того за попытку восстания. В память о погибшем жестокой смертью Гермии Аристотель написал стихотворный гимн.
Покинув Малую Азию, Аристотель прожил некоторое время в Митилене, на острове Лесбосе, родине великих поэтов Алкея и Сапфо. В 343 году царь Филипп II пригласил его в учителя и воспитатели к своему сыну, Александру Македонскому, будущему великому завоевателю. Аристотель занимался с Александром восемь лет, до самого его воцарения и пользовался огромным уважением пылкого юноши. Философ искусно умерял страстность души Александра, возбуждал в нем серьезные мысли и благородные стремления к славе и подвигам. Аристотель привил своему воспитаннику любовь к «Илиаде» Гомера – книге, с которой Александр потом не расставался всю жизнь. В благодарность Аристотелю Филипп II даже восстановил из руин родной город философа Стагиру, разрушенный македонянами вместе с Олинфом.
Александр Македонский
Незадолго до выступления Александра в восточный поход, Аристотель возвратился (335 г.) из Македонии в Афины. Он прожил в Афинах последующие 13 лет. Главой платоновской Академии был тогда Ксенократ, а Аристотель основал собственную философскую школу в Ликее – гимназии на востоке города, близ храма Аполлона Ликийского. Слово «Ликей» (лицей) стало с тех пор нарицательным – так же, как и слово «Академия». Аристотель имел привычку учить, прогуливаясь взад и вперед по аллее. От этого он и его ученики получили прозвище «перипатетиков» («прогуливающихся»). Аристотель читал в Ликее два вида лекций: для широкой публики (экзотерические – «внешние») и для лучших, хорошо подготовленных воспитанников (акроаматические или эзотерические –«внутренние», «глубинные»). Во время этого вторичного своего пребывания в Афинах Аристотель, вероятно, и написал большинство своих главных произведений. В эти годы умерла его жена, Пифиада, и философ взял себе новой супругой её бывшую рабыню, Герпиллиду.
Аристотель и его ученики. Слева - Александр Македонский и Деметрий Фалерский, справа - Теофраст и Стратон. Фреска Э. Лебедицкого и К. Раля
Александр Македонский поддерживал связь с Аристотелем и из Азии. Некоторые историки утверждают, что царь выделил своему бывшему наставнику огромную сумму в 800 талантов на научные исследования. В восточном походе Александра сопровождал племянник Аристотеля, Каллисфен, приславший дяде из Вавилона астрономические наблюдения, сделанные халдеями за 1900 лет до этого. Человек образованный, но очень честолюбивый, Каллисфен вскоре вовлёкся в оппозицию восточно-деспотическим замашкам, которые Александр проявлял всё сильнее по мере движения в Азию. Македонская знать, недовольная тем, что царь в ущерб ей приближает к себе побеждённых персов, составила против Александра заговор (327 г.). К этой конспирации, скорее всего, имел отношение и Каллисфен, и он был казнён за это.
Гибель Каллисфена, по-видимому, разрушила дружбу Аристотеля и Александра. Ходили слухи, что по окончании восточного похода Александр умер (323 г.) не своей смертью, а был отравлен, и что яд для царя прислал из Греции Аристотель в ослином копыте. Эти рассказы маловероятны, однако целиком пренебрегать ими всё же нельзя.
После смерти Александра греки восстали против македонской гегемонии, начав Ламийскую войну. Аристотель имел репутацию сторонника македонян. Возможно, по этой причине он подвергся обвинению в атеизме и счёл за лучшее бежать из Афин (конец 323 или начало 322). Философ уехал на остров Эвбею, в город Халкиду, где спустя несколько месяцев скончался от гастрита (322 г.). Жители родной Стагиры позже чтили Аристотеля как героя и учредили в его честь особый праздник. Почести философу воздавались даже в священных Дельфах.
Преемником Аристотеля на посту главы Ликея стал его самый талантливый ученик Теофраст (Феофраст). Сын Аристотеля Никомах был, как говорят, еще в юности убит на войне, но род философа продолжила его дочь, Пифиада.
Теофраст (Феофраст). Античный бюст
Аристотель был человеком телесно слабым, малорослым и болезненным. Говорил он быстро и имел дефект речи – смешивал звуки «р» и «л». В древности были распространены обвинения великого философа в изнеженности, мелочности и завистливости, но они, скорее всего, являлись лишь наветами личных врагов.
Аристотель, голова статуи работы Лисиппа
Интересна судьба сочинений Аристотеля после его кончины. Римский учёный Страбон утверждал, что богатая библиотека философа перешла к Феофрасту, а потом – к потомкам последнего, людям необразованным. Они свалили книги в ящики и заперли в подвале, где их попортили сырость и черви. Согласно Страбону, многие труды Аристотеля были неизвестны даже тогдашним перипатетикам. Во время войны с Митридатом Сулла увёз частично погибшую библиотеку Аристотеля из Афин в Рим. Многие важные места в сочинениях философа пришлось переделывать и дополнять. Подробности рассказа Страбона опровергаются фактами, но, как бы то ни было, до нас дошла лишь четвёртая часть из весьма многочисленных произведений Аристотеля.
Подобно большинству древнегреческих мыслителей, Аристотель кроме чистой философии широко занимался естественными и иными науками. Он основал многие разделы последних – грамматику, логику, научную риторику. Аристотель первым создал теорию поэзии, философию искусства, установил много важных новых фактов в зоологии и анатомии.
Некоторые сочинения, дошедшие до нас с именем Аристотеля, считаются подложными. Другие, очевидно, не предназначались для опубликования – это просто собрания заметок, наброски, или записные тетради его учеников. В отличие от Платона, слог Аристотеля обретает возвышенность и силу только там, где выражается какая-нибудь высокая мысль; обыкновенно же он сух и малохудожественен. Однако именно Аристотель первым выработал строго научный язык.
rushist.com
Аристотель. История древнегреческого философа | Журнал | RETROBAZAR
11, Январь 2013 22:37 | 10 фото | просмотров 9698
Аристотель (384 до н. э., Стагир — 2 октября - 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.БиографияАристотель родился в 384 до н. э., в Стагире, на полуострове Халкидика, Северной Греции. В 367 году отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до его смерти, был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен Филиппом II (царем Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа. Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками.Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп: Логические трактаты, объединенные в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и
retrobazar.com
Аристотель. История древнегреческого философа | Журнал | RETROBAZAR
11, Январь 2013 22:37 | 10 фото | просмотров 9699
Аристотель (384 до н. э., Стагир — 2 октября - 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.БиографияАристотель родился в 384 до н. э., в Стагире, на полуострове Халкидика, Северной Греции. В 367 году отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до его смерти, был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен Филиппом II (царем Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа. Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками.Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп: Логические трактаты, объединенные в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика». Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах». Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе». Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики». Этические сочинения — т. н. «Никомахова этика» и «Эвдемова этика». Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития». Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая неполностью «Поэтика».В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию, к наихудшим — тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве он утверждал, что суть искусства — подражание. Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения. Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное — то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее — то, что существует в любом месте и в любое время, проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть; материя и подлежащее — то, из чего что-либо возникает; движущая причина, начало движения; целевая причина — то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя философ и ученый признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало, всю же активность приписывал остальным трём причинам, причем сути бытия — форме — приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало — бога.Ученый и философ различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное — увеличение и уменьшение; перемещение — пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причем «форма»» — присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к форме, который из меди отливается. Вся реальность оказывалась последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи». В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) Знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) Убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категория, силлогизмом.Космология Аристотеля при всех достижениях в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до польского астронома Николая Коперника. Великий ученый руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. Земля как наиболее тяжелый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд, есть область вечноравномерных движений, а сами звезды состоят из пятого — совершеннейшего элемента — эфира.В области биологии одна из заслуг Аристотеля — его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе он видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой — душа, которую он назвал «энтелехией». Соответственно трем родам живых существ (растения, животные, человек) ученый различал три души, или три части души: растительную, животную и разумную.В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума, которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом для Аристотеля являлся бог — совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой он понимал разумное регулирование своей деятельности, ученый определял как середину между двумя крайностями. Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил ему — в «Поэтике» и «Риторике» — развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это — монархия, аристократия и «полития», основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, он был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля, которого Карл Маркс назвал вершиной древнегреческой философии, оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли. На основе своей этической и психологической концепции Аристотель развил теорию воспитания «свободнорожденных граждан». Трем видам души, по учению философа, соответствуют три взаимосвязанные стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души — разумной и животной. Природные задатки, навыки и разум — таковы, по Аристотелю, движущие силы развития, на которые опирается воспитание. Экономическое учение Аристотель основывал на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошёл к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. Он установил 2 вида богатства: как совокупность потребителей стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства Аристотель считал производство — земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются.Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей. К ней он относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой ученый понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. Сюда же он причислял и крупную торговлю. К хрематистике относился отрицательно.СочиненияМногочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнем виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля. Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной форме, например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам. В пятой книге «Historia Animalium» Аристотель упомянул о своем «Учении о растениях», которое сохранилось только в небольшом числе фрагментов. Эти фрагменты были собраны и изданы в 1838 году немецким ботаником Х. Виммером. Из них можно видеть, что Аристотель признавал существование двух царств в окружающем мире: неодушевленную и живую природу. Растения он относил к одушевлённой, живой природе. Философское учение АристотеляАристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и творческие. К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия». К практическим наукам — этика и политика. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы: Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти стихий: воздух, вода, земля, огонь и эфир. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является БлагоКатегории философии — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение. Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития. Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее): неорганические образования (неорганический мир). мир растений и живых существ. мир различных видов животных. человек.История философииАристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук. Философия — это система научных знаний.
retrobazar.com
Картина мира в представлении Аристотеля, Концепция современного естествознания
Пример готового реферата по предмету: Концепция современного естествознания
Оглавление
Введение
Цель
Задачи
Общие сведения о древнегреческом философе и ученом Аристотеле
Картина мира в представлении Аристотеля
Строение мира по Аристотелю
Аристотелевская модель Вселенной
К выбору Аристотелем геоцентрической системы Мира
Заключение
Список литературы
Содержание
Выдержка из текста
В схеме Аристотеля слишком сильно не соблюдены масштабы!
Итак, в центре космологической модели Аристотеля находится Земля и связанный с ней материальный мир, состоящий из уже известных четырех стихий; в небе движутся небесные тела- Луна, Солнце и планеты, каждое из которых расположено на своей сфере. Материальная Вселенная Аристотеля замыкается сферой звезд. Аристотель делит материальный Мир на два принципиально разных мира: мир подлунный (все что ниже Луны) и мир надлунный- Луна и выше. В то же время небесные тела безостановочно движутся по кругу в течение всей истории их наблюдения человеком. Исходя из этого Аристотель, вслед за Платоном, заключил, что для небесных тел, которые не обладают ни легкостью, ни тяжестью, естественным движением является именно круговое, вечное, к тому же равномерное движение.
Фактически Аристотель создал нечто большее, чем космологическую модель, он создал всеохватывающее учение, картину Мира. В истории науки выделяют три основных вехи такого масштаба: картину Мира Аристотеля, картину Мира Ньютона и картину Мира Эйнштейна.
(5)
Поскольку прямолинейные движения имеют конец и начало, а небесные тела безостановочно движутся по кругу в течение всей долгой истории их наблюдения человеком, то из этого Аристотель заключил, что для небесных тел, которые не обладают ни легкостью, ни тяжестью, естественным является именно круговое, вечное, к тому же равномерное движение. Последнее постулировалось как признак совершенства небесных тел. Кстати, Аристотель отдавал себе отчет в том, что у бесконечной Вселенной не могло бы быть ни центра, ни края и никакого всеобщего внутреннего движения относительно одной точки.
Заключение
Итак, в картине мира Аристотеля впервые была высказана идея взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Вселенная представлялась конечной и ограничивалась сферой, за пределами которой не мыслилось ничего материального, а потому не могло быть и самого пространства, поскольку оно определялось как нечто, что было (или могло быть) заполнено материей. За пределами материальной Вселенной не существовало и времени, которое Аристотель с гениальной простотой и четкостью определил как меру движения и связал с материей, пояснив, что «нет движения без тела физического». Под Вселенной Аристотель подразумевал всю существующую материю (состоявшую, по его теории, из четырех обычных элементов — земли, воды, воздуха и огня и пятого — небесного — вечно движущегося эфира, который от обычной материи отличался еще и тем, что не имел ни легкости, ни тяжести).
Аристотель критиковал Анаксагора за отождествление эфира с обычным материальным элементом — огнем. Таким образом, Вселенная, по Аристотелю, существовала в единственном числе. За пределами материальной Вселенной Аристотель помещал нематериальный, духовный мир божества, существование которого постулировалось.
Наконец, все сферы во Вселенной Аристотель считал довольно жестко связанными между собой (как в некотором механизме) и, опять же из наблюдений, из одинаковости угловой скорости суточного вращения всех сфер, сделал вывод, что только правильное пропорциональное возрастание их скоростей (линейных, выражаясь современным языком) с ростом удаленности сфер от центра мира обеспечивает устойчивость, прочность неба, которое благодаря этому «не разваливается» (хотя, как мы видели, и несколько разогревается от внутренних трений).
Первым элементом Вселенной (представлением о материальной основе мира) было учение о пяти первичных формах материи с разделением их на «земные» (четыре стихии с врожденными качествами тяжести и легкости) и «небесную» (не имеющий этих качеств, а также и состояния покоя эфир).
Вторым элементом, или представлением о механизме осуществления всех процессов, т. е. движений во Вселенной, выступали различные «естественные», врожденные движения первоэлементов и состоящих из них тел, причем эти движения объяснялись свойствами неразрывного комплекса — пространства и материи. Его замкнутость и сферичность делали Вселенную неоднородной и анизотропной, с крайним разделением свойств центральной и периферийных областей, что определяло движение тел — одних к центру, других от него. Третий элемент картины мира у Аристотеля имел явно астрономический, космологический характер — модель Вселенной. Как физик-экспериментатор (имевший в своем распоряжении лишь данные весьма грубого повседневного опыта и наблюдения) Аристотель выбрал более распространенную и подтверждавшуюся непосредственными ощущениями геоцентрическую модель — в виде конструкции из гомоцентрических сфер. Лишь материал небесных тел и сфер предполагался у него особым, небесным (эфиром).
Такие модели, хотя и имели целью объяснение видимых движений небесных тел, но объясняли их лишь качественно, не позволяя теоретически определять, например, положение тел на небе. Последнее стало возможным лишь с появлением математических (геометрических) методов описания неравномерных видимых движений и, соответственно, с появлением новых, более простых геометрических моделей движения светил.
Список литературы
Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания. Учебник. 3-е изд.: ЮКЭА; 2001
Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1979
Платонов Г. В. Картина мира, мировоззрение и идеология.- М.: Знание, 1972
Потев М.И. Электронный учебник по дисциплине: «Концепции современного естествознания» СПбГУ ИТМО, кафедра ТПО // de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=12
Античная астрономия. Первые попытки описания устройства Вселенной-Мира проект «Астрогалактика» 23.02.2006//http://astrogalaxy.ru/554.html
Научная картина Мира и ее творцы//http://detc.usu.ru/Assets/aNSCI0011/3/03.html
Аристотель//электронная энциклопедия «Вокруг Света» www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%90%D1%8
Создание первой универсальной физико-космологической картины Мира. Аристотель//http://mup-astponomuu.narod.ru/000/002.html #1
3
Список литературы
1.Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания. Учебник. 3-е изд.: ЮКЭА; 2001
2.Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1979
3.Платонов Г. В. Картина мира, мировоззрение и идеология.- М.: Знание, 1972
4.Потев М.И. Электронный учебник по дисциплине: «Концепции современного естествознания» СПбГУ ИТМО, кафедра ТПО // de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=12
5.Античная астрономия. Первые попытки описания устройства Вселенной-Мира проект «Астрогалактика» 23.02.2006//http://astrogalaxy.ru/554.html
6.Научная картина Мира и ее творцы//http://detc.usu.ru/Assets/aNSCI0011/3/03.html
7.Аристотель//электронная энциклопедия «Вокруг Света» www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%90%D1%8
8.Создание первой универсальной физико-космологической картины Мира. Аристотель//http://mup-astponomuu.narod.ru/000/002.html #1
список литературы
referatbooks.ru
Аристотель - биография, список книг, отзывы читателей
место рождения: Стагир, полуостров Халкидики
Биография писателя
Аристотель (годы жизни: 384 до н.э. - 322 до н. э.) - редчайший философ загадочной Древней Греции, основатель Ликея (Лицея). Ученик Платона, в после — и самого Александра Македонского, является натуралистом тогдашнего классического периода. Аристотель известен, как первый мыслитель и создатель особого взгляда философии, затронувшее практически все плоскости человеческого развития.Родившись в Стагире, Аристотель получает греческое образование, не учитывая довольно противоречивый момент, что он являлся подданным Македонии. 369 год ознаменовался личной трагедией — смертью отца, в последствии опекуном данного философа стал Проксен. Благодаря ему, Аристотель увлекся чтением, а также начал постепенно изучать вопросы, напрямую связанные с кропотливым изучением происхождения животных и разных растений.
Известнейший ученый был женат на Пифиаде, имелась совместная дочь. Оставил после себя практически неисчислимые труды в виде научных трактатов, коснувшиеся всей человеческой деятельности. Его уникальные сочинения были переведены в огромнейшем количестве знаменитейших переводчиков, в честь Аристотеля были одноименно названы университет и площадь в Салониках, растение, а также лунный кратер и небольшой астероид.
Цитаты из книг автора
Политика •человеческая порочность ненасытна: сначала людям достаточно двух оболов, а когда это станет привычным, им всегда будет нужно больше, и так до бесконечности.
Политика •бедность – источник возмущений и преступлений.
Политика •Подобно тому как медицина имеет беспредельную цель – абсолютное здоровье человека, точно так же и каждое из искусств беспредельно в достижении своих целей, и к этому они больше всего стремятся; но те средства, которые ведут искусство к достижению его цели, ограничены, так как сама цель служит в данном случае для всякого искусства пределом
Политика •Живое существо состоит прежде всего из души и тела; из них по своей природе одно – начало властвующее, другое – начало подчиненное У людей же испорченных или расположенных к испорченности в силу их нездорового и противного природе состояния зачастую может показаться, что тело властвует над душой.
Политика •Всякий предмет определяется совершаемым им действием и возможностью совершить это действие; раз эти свойства у предмета утрачены, нельзя уже говорить о нем как таковом: останется только его обозначение.
readly.ru
Аристотель
Науки.
Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и
«поэтические» . К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия». К практическим наукам — этика и политика. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.
С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени.
Аристотель создал нерархию уровней всего сущего (неорганические образования (неорганический мир).
мир растений и живых существ. мир различных видов животных. человек.
Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.
Философия — это система научных знаний.
Биография
Аристотель родился в Стагире греческой колонии в Халкидиках. Отца Аристотеля звали Никомах он был врачом. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение.
Отец был первым наставником Аристотеля.
Юношские годы Аристотеля пришлись на время расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же
время он был подданным македонского правителя.
Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе. В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Его опекуном стал Проксен. В 347 г. до н. э. Аристотель женился на Пифиаде. У
Аристотеля и Пифиады была дочка Пифия.
Государства по Аристотелю.
Правильные: Полития, Монархия, Аристократия.
Неправильные: Демократия, Олигархия, Тирания.
Изображение Аристотеля художниками.
Афинская школа.
Слева Платон, справа Аристотель.
Эту картину нарисовал Рафаэль Санти.
studfiles.net
Аристотель и первая научная картина мира
Так или иначе метод эксперимента и математического анализа был отброшен Аристотелем. Конечно, в эпоху рабовладения «ремесленное» искусство экспериментаторов не пользовалось и не могло пользоваться уважением. Рабовладелец ценил тонкую игру мысли, но к искусной работе рук он относился с пренебрежением, что не мешало ему ценить достижения художников и архитекторов. Аристотель был тонким наблюдателем и даже искусным экспериментатором, как это видно в особенности из его биологических работ. Но в своей «физике» он не апеллирует к опыту, полагаясь исключительно на силу логического анализа.
Следует отметить, что Аристотель отличал вещи, существующие «по природе», от вещей, созданных искусственно. «По природе, мы говорим, существуют животные и части их, растения и простые тела, как-то: земля, огонь, вода, воздух». Вещи, существующие по природе, носят в самих себе «начало движения и покоя», в то время как тела, изготовленные искусственно, «не имеют в себе врожденного стремления к изменению», а изменяются постольку, поскольку они состоят из элементов природы.
Аристотелю вряд ли бы понравилось исследование природы с помощью комбинации искусственных вещей. Эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание. По тем же причинам Аристотель считал недопустимым применение математики в исследовании природы. Математика, какой она была в Древней Греции, имела дело с постоянными величинами и отношениями, природа же нечто движущееся, непрерывно изменяющееся. Математика имеет дело с абстрактными, не материальными понятиями, природа же конкретна, материальна. «Точность, именно математическую точность, нужно требовать не во всех случаях, но лишь для предметов, у которых нет материи. Таким образом, этот способ не подходит для науки о природе, ибо природа во всех, можно сказать, случаях связана с материей».
Совершенно ясно, что при таких методологических предпосылках «физика» Аристотеля является скорее философским трактатом, чем руководством по естествознанию. В ней Аристотель обсуждает общие понятия науки о природе: понятия материи и движения, пространства и времени, разбирает действующие причины, вопрос о существовании пустоты, о конечном и бесконечном, о первичных качествах.
Аристотель признавал объективное существование материи, которая у него, однако, является своеобразным «текучим» понятием. «Я называю, — говорит
Аристотель, — материей первый субстрат каждой вещи, из которого возникает какая-нибудь вещь..» Так, материей статуи является мрамор, из которого она сделана, материей дуба — желудь, из которого он развился, и т. д. «Текучесть» понятия материи видна из того, что по отношению к мрамору, желудю и т. д. можно поставить вопрос об их субстрате и, таким образом, прийти к какой-то первичной субстанции— «первоматерии».
Существенным моментом в представлении Аристотеля о материи является то, что она сама по себе служит только возможностью возникновения реальной вещи, некоторым пассивным началом природы. Для того чтобы вещь стала реальностью, она должна получить форму, которая превращает возможность в действительность. Всякая вещь есть единство материи и формы, в природе происходят постоянные переходы материи в форму, формы в материю. Отсюда возникает учение Аристотеля о четырех действующих причинах: 1) материальной; 2) формальной; 3) производящей; 4) конечной. Активная производящая причина есть движение, конечная — цель.
Учение о четырех причинах получило большое распространение в средние века, став краеугольным камнем схоластики Казалось, что именно в этом пункте и прежде всего в концепции конечной цели Аристотель скатывается на позиции идеализма. Природа у него действует подобно скульптору, который из глыбы мрамора (материи) осуществляет свою цель, придавая этой глыбе форму статуи. Отсюда недалеко и до признания «верховного скульптора» — бога, преследующего в мироздании «высшую цель». Так это и понималось в эпоху средневековья.
Однако развитие науки заставило по-новому оценить идеи Аристотеля о материи как о возможности и цели.
Материя как возможность неожиданно получила свое воплощение в представлениях современной теоретической физики о виртуальных частицах и полях. Что же касается концепции цели, т. е. программирования материальных процессов, то представление Аристотеля о том, что желудь стремится осуществить цель — превратиться в дуб, получило права гражданства в современной биологии. Согласно современным представлениям, в молекулах ДНК (дезокси-рибонуклеиновой кислоты) запрограммировано будущее развитие биологического объекта. Вновь подтверждается справедливость утверждения ф. Энгельса, что «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений. Поэтому и теоретическое естествознание, если оно хочет проследить историю возникновения и развития своих теперешних общих положений, вынуждено возвращаться к грекам»
Движение Аристотель понимает как общее изменение, как активное превращение возможного в действительное. Механическое движение (греческое «фора», отсюда одно из названий кинематики — «форономия ») — это только один из видов движения, заключающийся в перемене места. Понятие «место» Аристотель разбирает подробно. Оно и неразрывно связано с материальным телом (пространство, лишенное материи, Аристотель категорически отвергает) и образуется из отношения одного тела к другому Место, по Аристотелю, не что иное, как граница объемлющего тела. Например, воздух, окружающий Землю, является местом Земли.
Время Аристотель связывает с движением, оно служит своеобразной мерой движения, «числом движения». Наиболее простым Аристотель считает равномерное круговое движение, «так как число его является самым известным». «Оттого и время кажется движением сферы, что этим движением измеряются прочие движения и время измеряется им же». Так астрономическая практика, давшая основу измерения времени, отразилась в аристотелевской концепции времени.
В своей «физике» Аристотель подробно разбирает взгляды своих предшественников — ионийцев, элеатов, Анаксагора, Левкиппа и Демокрита на первоначала мира. Он критикует воззрения атомистов, признающих пустоту и бесчисленное множество атомов и миров, так как, по его мнению, эта точка зрения приводит к логическим противоречиям. Бесконечное мыслимо только в возможности («потенциальная бесконечность»), реальный мир конечен и ограничен и построен из конечного числа элементов.
Понятие пустоты, по Аристотелю также ведет к противоречиям с действительностью. Правильно подметив, что среда оказывает сопротивление движению и тем большее, чем она плотнее, Аристотель приходит к выводу, что бесконечное разреженное пустое пространство приводило бы к бесконечному движению. Это, по его мнению, невозможно. В отсутствие сопротивления скорость тела была бы бесконечной, что также невозможно. Любопытно, что другим аргументом против пустоты является совершенно правильный вывод Аристотеля об одинаковой скорости падения всех тел в пустоте, равно как и вывод о бесконечном инерциальном движении. В реальных условиях движение конечно и тела падают с разной скоростью. Аристотель полагает, что, чем тяжелее тело, тем быстрее оно падает. Только Галилей опроверг это мнение Аристотеля, подтвердив отвергнутое Аристотелем утверждение, что в пустоте все тела падают одинаково. Он же впервые ввел понятие о бесконечном инерциальном движении. Эйнштейн же аристотелевский принцип невозможности бесконечно большой скорости совместил с допущением пустоты, приняв в качестве предельной скорости скорость света в вакууме. физическая картина мира Аристотеля наряду с правильными и интересными мыслями содержит неверные и V реакционные положения. К таким утверждениям относится учение Аристотеля о существовании абсолютного, неподвижного центра мира (Земли), о противоположности земного и небесного.
Все эти утверждения, как уже говорилось, были канонизированы церковью и рассматривались в эпоху средневековья как абсолютная догма. Реальное земное тело не могло стать принадлежностью вечного, неразрушимого небесного мира.
Земной мир построен из изменчивых и превратимых друг в друга элементов, в нем происходит непрерывное изменение, разрушение и уничтожение. Четыре основные противоположности: сухость и влажность, тепло и холод—в своих сочетаниях дают начало четырем основным элементам мира: холодная и сухая Земля, холодная и влажная вода, теплый и влажный воздух, теплый и сухой огонь. Эти четыре элемента Аристотеля отличаются от аналогичных элементов Эмпедокла тем, что они могут переходить друг в друга путем изменения первичных качеств. Это учение Аристотеля стало теоретической базой алхимии.
В земном мире действуют также начала тяжести и легкости. Все тела в силу этих качеств стремятся либо к центру мира, либо от центра вверх. Так, дерево в воздухе стремится к центру, в воде же всплывает. Вертикальное падение или стремление вверх, по Аристотелю, является естественным движением, присущим телам в силу основных начал тяжести или легкости. Все прочие движения насильственны и поддерживаются только внешними силами и воздействиями. Само по себе тело придет в движение только в силу тяжести, во всех остальных случаях должна действовать сила. Небесным телам присуще равномерное круговое вращение. Круг вообще Аристотель считает за нечто чудесное и его чудесным свойством объясняет и действие рычага.
Пустота, невесомость, по Аристотелю, неестественны, невозможны. Аристотелевский физик - это человек, живущий в воздушной среде на неподвижной Земле, в поле тяготения этой Земли и не мыслящий мир без этих атрибутов. В соответствии с повседневными представлениями Аристотель принимает геоцентрическую систему мира и концепцию ограниченной Вселенной, расслоенной на сферы движения небесных светил.
Естествознанию предстояло пройти длительный путь поисков и борьбы, чтобы прийти к иному миропониманию.
Взгляды Аристотеля на мир
Основы первой научной картины мира сложились в результате синтеза следующих отраслей познания – математики, философии, астрономии, механики.
Аристотель построил свое учение, основываясь на критике теорий Платона. Аристотель был категорически не согласен с представлением о самостоятельном существовании мира идей, о его независимости, отделенности от чувственного мира. В отличие от Платона Аристотель считает, что мир изменчивых индивидуализированных природных вещей может быть предметом достоверного познания и науки. Основу естественно-научных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме.
Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Сама по себе материя – хаотическое, бесформенное начало, для того, чтобы стать вещью, материя должна принять некую форму, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность.
Первоматерия лишена всякой формы, свойств и качеств, соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы – теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента – огонь, воду, воздух и землю. Так, теплое + сухое давало Огонь; холодное + влажное – Воду; холодное + сухое – Землю.
В космологии Аристотель установил следующие положения: каждый первоэлемент имеет свое место. Причем в центре мира находится элемент земли, который образует нашу планету. Земля является центром Вселенной, неподвижна и имеет сферическую форму. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, потом огонь, причем последний распространяется до орбиты Луны – первого небесного тела. Выше Луны – надлунный, божественный мир, который принципиально отличен от мира подлунного, в нем действуют иные закономерности. В этом мире все тела состоят из эфира, который неизменен, не превращается в другие элементы.
Небесные тела вращаются вокруг Земли по круговым орбитам, прикреплены к материальным, сделанным из эфира вращающимся сферам. Существуют сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и сферы неподвижных звезд. За последней находится перводвигатель – Бог, который и придает движение сферам. Космос вечен и конечен, он никогда не рождался и никогда не погибнет. Движение небесных тел – вращательное равномерное круговое, оно является наиболее совершенным. Таким образом, в соответствии с взглядами Аристотеля Космос иерархически организован, состоит из многих субординированных слоев, уровней.
Важную роль в космологии Аристотеля играет принцип отсутствия пустоты в природе – это означает, что ученый строит континентальную картину мира, принципиально противоположную атомистической, дискретной.
Аристотель основал физику как систему знаний о природе. Все механические движения он разделял на группы: движение небесных тел в надлунном мире; движение тел в земном мире. В отличие от движения небесных тел земные движения несовершенны – все подвержено изменению, все имеет начало и конец. Виды движений: насильственные – требуют приложения силы; естественные – движения тела к своему месту: тяжелого тела вниз, легкого – вверх, происходят сами собой, без приложения силы.
Аристотель описал мир животных, провел систематизацию их видов, поставил классификацию животных на научную основу, группируя виды не только по сходству, но и по родству. Так, всех животных он разделил на кровных (человек, киты, птицы, змеи, рыбы и т.д.) и бескровных (насекомые, ракообразные, головоногие). Главный признак млекопитающих – органы воздушного дыхания, эти животные являются живородящими.
stud24.ru