Жан Батист Симеон Шарден. Картина шардена


Лувр_11. Шарден. - для неторопливых

Жан Батист Симеон Шарден (1699 — 1779) Бокал с оливками, 1760, фрагмент:

Я уже писал о Шардене в связи с Уффици, сделаю это еще раз с огромным удовольствием, он мой любимец. Ниже много цитат из Истории искусства Бенуа.

Этот великий француз был сыном парижского столяра. Всю свою жизнь провел в Париже, никуда не выезжая."Шарден происходит, несомненно, от голландцев. /.../ с другой стороны, нельзя назвать Шардена подражателем голландцев. При всем сходстве сюжетов, его мировоззрение, его вкус были ины­ми. Во многих отношениях его приходится считать более зрелым, более сознательным художником, вполне отвечающим тому утончен­ному пониманию искусства, которое возникло и развилось в «Афи­нах нашей эры» (то бишь в Париже - М.А.)."

"Медный котелок, перечница, лук-порей, три яйца и кастрюлька" (ок. 1732)

"При всей своей кажущейся простоте, Шарден вели­кий искусник, великий чародей живописи, познавший такие красо­ты в окружающем нас мире, о которых до сих пор никто не подозре­вал и тайна подхода к которым после него оказалась столь же скрытой, как и до его появления. Для того чтобы простая глиняная кружка или гроздь винограда могли бы казаться не только красивым куском жи­вописи, но настоящей, полной прельщения поэмой, требуется совер­шенно особое откровение, особый дар видеть во всем красоту."

Пруст писал: «Благодаря Шардену мы поняли, что груша не в меньшей мере живая, нежели женщина, что простая посуда столь же прекрасна, что и драгоценный камень. Он заставил нас отказаться от ложных идеалов ради глубокого познания реальности, дабы мы узрели красоту повсюду и освободились от условностей и дурновкусия, стали свободными и сильными."

"...духовный аристок­ратизм Шардена был совершенно особого характера и, несомненно, что в образовании его участвовала вся длинная вереница его пред­ков, вся культура парижского очага и все те условия быта, которые выковали гражданские («городские») понятия о чести, о долге, о че­ловеческом достоинстве, о «правах человечества»."

Медный бак для воды, 1734

"Это именно чистая живопись — спокойное в сознании своей мощи утверждение, что для глаза настоящего, прирожденного живописца все на свете одинаково интересно и прекрасно."

"Сохранилось, между прочим, сведение, что Шарден никогда не делал предва­рительных набросков, а начинал и кончал выявлять свою художественную мысль на одном и том же холсте. Это, однако, не должно «набрасывать тень» на его твор­чество. Если даже при этом (вообще очень опасном) способе работать все его кар­тины имеют все же такой продуманный, веский и завершенный во всех своих час­тях характер, то это только показывает, до какой степени верно и твердо шел он к раз намеченной цели."

"Скат" 1727. Датировка условная, на холсте её нет, но точно известно что это одна из работ которые Шарден представил для вступления в Академию.

"Скат" всегда был одной из самых известных и самых спорных работ Шардена. Одни восхищались ею, говоря, что художник продолжает здесь традиции голландских мастеров. Другие бранили ее, заявляя, что в этом излишнем натурализме нет ни красоты, ни возвышенности. Удивительна изобретательность, с которой написан этот натюрморт. Устрицы, кухонная утварь, котенок, решивший полакомиться "дарами моря", - все эти составляющие натюрморта расположены на холсте так, что создается впечатление, будто автор нисколько не задумывался над композицией картины и просто "бросил" на полотно то, что видел.

"Ската" довольно часто копировали другие художники, в том числе Сезанн и Матисс.

Тому же академическому жюри он представил "Буфет", 1728 :

Ах,как собачке хочется стянуть что-то со стола, но попугай уставился, глаз не сводит, и она рассеянно виляет хвостом, неловко ей, что застали с такими откровенными мыслями.

"О самом способе его работы можно сказать, что он не был лишен известного оттенка ремесленной методы. Шар­ден писал свои картины подобно тому, как рядом с ним соседи его и родственники (например, его родной отец) точили и клеили мебель, чеканили бронзу, выделывали своими волшебными руками те милли­оны разнообразных предметов, за которыми теперь гоняются самые изощренные любители. Об его художественном развитии тоже не при­ходится много говорить, ибо — как выступил он уже готовым, зрелым мастером, так и остался он им до самого последнего дня жизни, не обнаруживая нигде и ни в чем ни малейшего признака ослабления."

Виноград и гранаты, 1763, фрагменты:

По свидетельству современников во время одного из тогдашних Салонов уже очень известный и самодовольный Жан Батист Грёз глубоко вздыхая и как бы недоумевая долго стоял перед натюрмортом Шардена.

Дидро был страстным поклонником Шардена. Сезанн, Матисс, а позже Брак считали Шардена своим идеалом."С чувством безнадежной зависти должен был учиться на Шардене Се­занн, стремившийся к тому же самому, но так и не достигший этого. Правда, зато Сезанн достиг иного, — он обновил в полном смысле слова наше зрение, он развил нашу способность радоваться миражу цветности."

Юный рисовальщик, 1737

Опять из сети картина, извините, но вот фрагменты мои, на самом деле цвета такие:

Мальчик затачивает уголек, а на другом конце мел, удобное устройство:

"Его ровная, тру­долюбивая жизнь, омраченная на протяжении долгих лет смертями шести близких людей — отца, матери, первой жены, двух дочерей и единственного сына, — укладывается в двух словах. Он был образцо­вым мужем, отцом, тружеником и товарищем."

aldashin.livejournal.com

Шарден, Жан-Батист — WiKi

Жан Бати́ст Симео́н Шарде́н (фр. Jean Baptiste Siméon Chardin; 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности[1].

Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами.

Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии. Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Уже в сентябре его кандидатура была принята, и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».

Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы — кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин, и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия.

В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры. Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.

В 1730-х гг. Шарден обратился к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности («Молитва перед обедом», 1744). В жанровых сценах Шарден воссоздал спокойный, размеренный уклад повседневной жизни — то в самые заурядные, но лирически возвышенные моменты, то в эпизодах, имеющих внутреннее нравственное значение.

Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.

Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Дидро сравнивал его мастерство с колдовством: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»

ru-wiki.org

Описание картины Жана Батиста Симеона Шардена «Натюрморт»

Описание картины Жана Батиста Симеона Шардена «Натюрморт»

Шарден был истинным мастером натюрморта. Он предпочитал изображать совершенно привычные предметы, утварь и посуду. Его картины максимально демократичны и при этом невероятно значимы.

Мы видим предметы, которые становятся символом прочной жизни семьи. Они демонстрируют ее упорядоченный уклад. Перед нами миска с ложкой, рюмка и три яблока. Это напоминание о трапезе самого обычного человека. Ко всем вещам художник относится очень внимательно. При этом совершенно неважно, что перед ним: простая миска или яблоко.

Художник стремится максимально естественно расположить все предметы. На всех них лежит печать того, что где-то там присутствует человек. Он не просто расставляет на столе вещи, а подбирает их по размерам. У нас не складывается впечатление, что перед нами очень большие или слишком неприметные предметы. Зритель может рассмотреть каждый предмет в мельчайших подробностях. Но при этом изображенное удалено ровно настолько, чтобы смотреться максимально убедительно.

Натюрморт написан невероятно объемно. Художник умело пользуется переходами света и тени. Оттенки живы и звучны. Мы не чувствуем никакой иллюзорности. Перед нами максимально точное изображение настоящих вещей. Они невероятно осязаемы и естественны.

Над каждым своим натюрмортом художник трудился очень долго. В ранних творениях он стремился сделать изображение максимально живым. Именно поэтому он изображал определенные декоративные элементы, а также добавлял животных. Позже он принял решение полностью отказаться от этого. Перед нами просто набор предметов, которые привычны для человека в обычной жизни. Полотно максимально спокойно и полностью статично. Искусство живописца созерцательно и философски продуманно. При взгляде на этот натюрморт, можно это ощутить.

opisanie-kartin.com

Шарден Жан Батист Симеон, художник – картины шедевры великих художников

Внутренняя жизнь художника - всегда тайна за семью печатями. Лишь по внешней, событийной, канве его биографии мы можем о чем-то догадываться. Биографы Шардена оставили нам образ безукоризненно честного человека, примерного семьянина и трудолюбивого живописца.

Жан Батист Симеон Шарден родился в Париже 2 ноября 1699 года. Он был старшим из многочисленных детей краснодеревщика Жана Шардена и его второй жены, Жанны Франсуазы Дави. Отец художника считался процветающим мастером - ведь среди его заказчиков был сам король. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что в детстве Шарден не знал нужды.

Первым учителем Шардена был Пьер Жак Каз (1676-1754). Этот живописец, совершенно забытый в наши дни, снискал известность религиозными и историческими полотнами. Однако к тому времени, когда восемнадцатилетний Шарден впервые перешагнул порог его мастерской, Каз уже утерял расположение публики и, говорят, даже не имел денег, чтобы нанять натурщика, так что его ученикам приходилось постигать основы ремесла, копируя работы своего учителя.

Очевидно, такая манера преподавания пришлась Шардену не по вкусу, потому что спустя год он перешел к другому учителю. Теперь его наставником стал Ноэль Никола Куапель (1690-1734). В его мастерской молодой художник тоже пробыл недолго и вскоре уже начал работать самостоятельно. Его первая "картина" - вывеска для цирюльни - не сохранилась. Но известно, что цирюльник остался ею очень доволен.

"Жанровые предпочтения" Шардена определились уже в годы учебы. Он полюбил писать натюрморты (хотя, заметим, оба его учителя "специализировались" на исторической и мифологической живописи). Молодой живописец не мог не отдавать себе отчета в том, что его пристрастие к скромному жанру натюрморта не принесет ему ни богатства, ни почестей, но все же упорно не желал писать богов и героев.

В 1723 году Шарден посватался к Маргарите Сентар, дочери преуспевающего купца. Видя незавидное материальное положение жениха, отец Маргариты не давал согласия на этот брак в течение целых восьми лет. По иронии судьбы, к тому времени, когда пара, наконец, обвенчалась, отец Маргариты разорился и не мог дать за дочерью богатого приданого. Но художнику были чужды низменные интересы - он взял в жены свою возлюбленную и без приданого.

Впрочем, по счастью, Шарден уже сам достаточно крепко стоял на ногах и мог содержать семью, не рассчитывая на женино приданое. В феврале 1724 года его приняли в Академию святого Луки, продолжательницу традиций старинной гильдии святого Луки. В ХУШ веке ее уже, правда, отодвинула на задний план Королевская академия живописи и ваяния, но все же Академия святого Луки была весьма уважаемой организацией.

Не имея возможности выставляться в Салоне - на официальных выставках Королевской академии, - Шарден решил показать свои работы на ежегодной выставке на открытом воздухе, проводившейся на площади Дофина. Здесь в 1728 году его картины увидели и высоко оценили некоторые члены Королевской академии. Видимо, их стараниям Шарден был обязан тому, что 25 сентября 1728 года его рекомендовали для принятия в Королевскую академию, аттестовав как живописца, "специализирующегося на изображении животных и фруктов". Художник, принимаемый в Королевскую академию, должен был представить жюри несколько своих работ. Шарден показал академикам два натюрморта - "Скат" и "Буфет". Увидев эти блестящие натюрморты, жюри одобрило кандидатуру Шардена, и его приняли в число академиков (несмотря на то, что натюрморт считался "низким жанром").

Шарден гордился своим членством в Королевской академии и ответственно относился к новым обязанностям. Он посещал все ежемесячные заседания академии, регулярно выставлял свои работы в Салоне. А в 1755 году его избрали казначеем Королевской академии, и на этой должности он состоял почти двадцать лет, вплоть до 1774 года, зарекомендовав себя как безукоризненно честного и порядочного человека.

В начале 1730-х годов в творчестве Шардена наметился перелом - мастер стал постепенно переходить от натюрморта к жанровым картинам. Вероятно, этот переход был обусловлен как желанием живописца прочнее утвердиться в статусе члена Королевской академии, так и его стремлением зарабатывать больше денег. Чаяния Шардена полностью оправдались. Опись его имущества, сделанная в 1735 году, после смерти его первой жены, говорит о том, что семью художника вполне можно было назвать зажиточной. От первого брака у Шардена было двое детей, сын и дочь (умершая в раннем детстве, спустя всего год или два после смерти матери).

К 1740 году популярность Шардена уже начинает походить на славу. Его представляют королю Людовику XV - такой чести мог удостоиться только выдающийся живописец. Мастер преподнес в дар королю две картины - "Молитва перед обедом" и "Трудолюбивая мать". Но ни известность, ни почести ничего не переменили в образе жизни художника. Он по-прежнему большую часть времени проводил в своей мастерской, почти никуда не выезжая из Парижа.

В 1742 году Шарден серьезно заболел. В этом году он не выставлялся в Салоне, но уже в следующем вновь взялся за кисти. В 1744 году мастер женился вторично - на богатой вдове Франсуазе Маргарите Пуже, женщине, по словам Кошена, биографа Шардена, "очень доброй и порядочной". От этого брака в 1745 году у Шардена родилась единственная дочь, умершая в младенчестве.

1750-е годы стали, пожалуй, самым успешным десятилетием в жизни Шардена. В 1752 году король, в знак восхищения его творчеством, назначил ему ежегодную пенсию в размере 500 ливров, а в 1757 году предоставил ему квартиру в Лувре. Кроме того, в 1755 году мастера избрали на пост казначея Королевской академии живописи и ваяния, о чем мы уже упоминали. Шарден был первым в истории академии казначеем - до него ее "материальными ресурсами" ведал смотритель, не справлявшийся со своими обязанностями. Кошен отмечал в своей биографии Шардена, что он "нашел финансы академии в полном расстройстве и приложил немало усилий к тому, чтобы навести в них порядок".

В это время Шарден отходит от жанровых сцен и возвращается к своей первой любви - натюрморту. Казалось бы, теперь его положение упрочилось настолько, что он мог позволить себе писать "все, что хочет". Сначала так оно и было. В 1760-х годах художник даже получил заказ на несколько натюрмортов для загородных королевских дворцов. Но в 1770 году на пост главы Королевской академии приходит Жан Батист Мари Пьер - яростный поборник классицизма в живописи. Пьер очень хорошо знал, "что такое хорошо, и что такое - плохо", что высоко, а что - низко. Согласно его представлениям, натюрморт находился на самой нижней ступеньке "иерархической лестницы живописных жанров". То есть, еще даже ниже, чем пейзаж. На верхней ступеньке, разумеется, располагалась историческая живопись. Натюрморты, которые писал Шарден, не вызывали у Пьера ничего, кроме снисходительной усмешки. Он откровенно не уважал мастера и не упускал случая как-нибудь насолить ему.

Но Шарден был уже слишком стар, чтобы обращать внимание на эту мышиную возню. Гораздо больше, чем козни директора академии, его мучили болезни. У художника слабело зрение, ему становилось все труднее работать маслом, и потому он в последние годы отдавал предпочтение пастели, великолепно овладев этой техникой. Пастельные портреты, написанные им в последние годы жизни, восхищают свежестью восприятия и глубиной проникновения в характер портретируемого. В 1774 году Шарден добровольно оставил пост казначея Королевской академии. Отказ от официального поста не помешал ему, однако, принять в 1778 году самое деятельное участие в организации академической библиотеки. 6 декабря 1779 года мастер скончался в своей квартире в Лувре.

artrussia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта