Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (Viktor Borisov-Musatov). Картины борисова
Картины художника Борисова-Мусатова
Художник Борисов-Мусатов
"Весна" 1901
Факты биографии Борисова-Мусатова
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905), - известный русский живописец, один из самых значительных и ярких представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2 апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных, но приписавшихся к мещанскому сословию.
Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .
С 1899 Борисов -Мусатов становится членом и, можно сказать, одним из лидеров Московского товарищества художников, 1904 - член Союза русских художников. Борисов-Мусатов выставлял свои картины на выставках Товарищества московских художников и "Мира искусства".
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.
Творчество Борисова-Мусатова
В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый "декоративный пленэризм"). В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу. Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.
В своём творчестве Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение в поле миражей и ностальгических грез. Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и Слепцовка ). Плавные, «музыкальные» ритмы картин раз за разом воспроизводят излюбленные мотивы художника: это уголки парка и отвлеченные фигуры женщин, которые кажутся образами человеческих душ, заблудившимися в неком потустороннем царстве сна.
В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой, особой, «тающей» легкости мазка.
Наследие
Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: "Майские цветы" (1894), "Агава" (1897), "Гобелен" (темпера, 1901), "Водоём" (1902), "Изумрудное ожерелье" (темпера, 1903-04), "Куст орешника" (пастель, 1905), "Кавалер, читающий стихи " (1899).
Влияние творчества Борисова-Мусатова
Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения "Голубая роза", которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.
Современники о художнике
"Он был трогателен, мил и сердечен", - вспоминает И. Грабарь о своём близком друге
"Борисов-Мусатов был болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, - писал М. Добужинский, - очень изысканно одевался и носил золотой браслет".
"Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики," - говорил Андрей Белый.
"Тончайшим и нежным горбуном" называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.
Автопортрет
"Автопортрет с сестрой" 1898
"Гобелен" 1901
"Осенний мотив" 1899
"Водоём" 1902
"Дама у гобелена" (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903
"Дама в голубом" 1902
"Окно"
"Натюрморт. Цветы" 1902
Куст орешника
"Колокольчики" 1903
Женщина на солнце
В ожидании гостей
"Женщина в голубом" 1905
За вышиванием
"Кавалер, читающий стихи" 1899
Майские цветы
"Парк погружается в тень" 1904
"Прогулка при закате" 1903
"Реквием" 1905
Прогулка
"Осенний мотив" 1901
"На балконе"
Молебен на станции железной дороги
Капуста и ветлы
Девушка с агавой
Девушка на балконе
Девушка в ожерелье
Девушка в желтой шали
Картина Борисова-Мусатова "Дафнис и Хлоя" 1901
Дама в кресле-качалке
"Призраки" 1903
"Изумрудное ожерелье"
"Агава" 1897
"Мотив без слов" 1900
"Гармония" 1900
"Дама в голубом" 1904
"Розы и сережки" 1901
"Цветы" 1894
Сон божества
Info: |
Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы! |
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
www.artcontext.info
биография, фотографии, картины, воспоминания об экспедициях.
Все картины художника Александра Борисова посвящены одной теме — миру Крайнего Севера. Он путешествовал по Арктике, изучал архипелаг Новая Земля и стал первым живописцем, который побывал за полярным кругом.
Мир, куда не ступала нога художника
Александр Борисов родился на севере Вологодской губернии. Его с детства привлекала Арктика: «Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии». Когда мальчику было 10 лет, он тяжело заболел. Его родители дали обет отправить сына в монастырь, если он выздоровеет. Так в 15 лет Борисов оказался на Соловках — здесь он помогал монахам и учился иконописи.
Вернувшись к родителям, Борисов продолжал уроки рисования самостоятельно: копировал картинки из книги «Родное слово». Он мечтал снова уехать на Соловки, но это удалось ему лишь несколько лет спустя. В монастыре он сразу поступил в иконописную мастерскую.
«Случилось, приехали живописцы расписывать Красноборскую церковь. Я пошел к обедне и впервые увидел картину масляными красками, написанную на холсте. Это меня страшно поразило; в особенности меня удивило то, что на плоскости можно добиться такого рельефа».
Александр Борисов. На берегу Мезени. Избушки. 1898
Александр Борисов. Становище. Малые Карамкулы. Маточкин шар. 1896
Александр Борисов. Мурманская гавань в марте. 1896
В 1885 году в монастырь приехал великий князь Владимир Александрович. Он увидел работы юного художника и предложил ему переехать в Петербург — учиться живописи. Борисов стал студентом Императорской Академии художеств. Основам рисунка и колористике его учили Иван Шишкин и Архип Куинджи.
В 1894 году Борисов сопровождал министра финансов Сергея Витте в морской поездке по Мурману. В плавании молодой художник рисовал и фотографировал гавани северных морей. Борисов мечтал вернуться сюда, чтобы писать полотна. Он хотел «познакомить общество с далекими окраинами нашего Севера — дать истинную картину того таинственного мира, куда не ступала еще нога художника».
Спустя два года художник отправился в путешествие по Большеземельской тундре и Новой Земле: «Сильное впечатление произвела на меня Новая земля: ее мрачные горы и вечные странники Ледовитого океана — полярные льды». Позже он показал этюды и наброски из своего путешествия Виктору Васнецову и Михаилу Нестерову.
«Среди его этюдов, писанных при адских условиях, есть чрезвычайно талантливые, рисующие ярко-холодный ужас Севера, и могущие послужить прекрасным материалом для картин».
Александр Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897
Александр Борисов. В области вечного льда. Лето. 1897
Александр Борисов. Кеккурский мыс на Мурмане. 1896
Полярные этюды выставлялись в Академии художеств, после чего их все купил Павел Третьяков. Спустя несколько месяцев коллекционер приобрел две новые картины Борисова «В области вечного льда. Лето» и «Весенняя полярная ночь».
Художественная экспедиция в «страну смерти»
Два года Александр Борисов готовился к полярной художественной экспедиции. Для поездки построили яхту особой конструкции, а для зимовки на Новой земле — дом с мастерской. Художник набрал команду матросов и сопровождающих-ненцев. Он закупал провизию, оружие, дрова и книги.
На Новой Земле Александр Борисов путешествовал вдоль побережья архипелага, открывая ледники и мысы, реки и проливы. Его команде приходилось перебираться через реки по плавучим льдам, ночевать на открытых склонах, питаться сырым тюленьим мясом. Но художник не забывал о главной цели своей экспедиции и при любом удобном случае брал в руки кисти и палитру.
«Работать было очень трудно; приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой, растирать краски было почти немыслимо. Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить. Но рисуешь, весь охваченный жаждой занести на полотно эти причудливые, мрачные, полные своеобразной красоты картины Крайнего севера».
Из полярной экспедиции Александр Борисов привез более 250 этюдов и картин. По полярным наброскам он продолжал создавать полотна и в Петербурге. Николай Рерих писал о художнике: «Ему удалось найти новый ручей, никем не затоптанный, на дне которого ничьих тюбиков красочных не валяется».
В 1903 году в Зимнем дворце устроили персональную выставку Борисова — специально для царской семьи. Центром экспозиции стала картина «Страна смерти». Ее приобрел и передал в Русский музей Николай II. Полотно так нравилось петербургской публике, что его стали подделывать.
«9 декабря 1905 г. в доме, на углу Садовой ул. и Невского пр., был аукцион картин. Между прочими картинами продавалась картина работы Борисова «Заход солнца на Севере». Эту картину я не писал, и поэтому бронзовая дощечка на раме с подписью «А. Борисов» приделана без всякого основания и утверждение, что эта картина моей работы, есть чистейший вымысел».
Александр Борисов. Страна смерти. 1903
Александр Борисов. Ледник Павла Третьякова. 1899
Александр Борисов. Страна смерти. Августовская ночь в Северном Ледовитом океане. 1913
После выставок в России картины Борисова гастролировали за рубежом. Полотна выставлялись в Вене, Праге, Мюнхене, Берлине, Гамбурге, Дюссельдорфе, Кельне, Лондоне. При поддержке Сергея Витте была организована выставка в США, а французское правительство наградило художника орденом Почетного легиона. Картину «Льды в Карском море» приобрели для Люксембургского дворца, сегодня ее можно увидеть в музее Орсе. В Норвегии Борисов стал кавалером ордена Святого Олафа, награду за особые заслуги вручил ему полярный исследователь Фритьоф Нансен.
Великий Северный путь
Живопись была главным, но не единственным интересом Борисова. Во время путешествий он писал путевые очерки и заметки. По ним вышли книги «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» и «В стране холода и смерти». Художник описывал в них свои приключения и открытия, быт и традиции самоедов (раньше так называли ненцев) и прелесть строгой северной природы.
Художник был обеспокоен бедственным положением ненецких оленеводов-кочевников. Он составлял научные доклады об экономике Севера и проекты по развитию региона. Борисов предлагал осваивать тундру и строить каналы для лучшего сообщения между северными реками.
«Речным путем мы соединим два мира — Европу и Азию... соединив Сосьву, Илыч, Печору и Вычегду, мы будем иметь впоследствии прямой водный, непрерывный путь до Петербурга, до Иркутска и Владивостока».
Александр Борисов. Фотография: krasnoborskiy.ru
Иллюстрация из книги Н.П. Борисова «Художник вечных льдов». Фотография: arhmuseum.ru
Александр Борисов после экспедиции на Новую Землю. Архангельск, 1896. Фотография: culture29.ru
Александр Борисов предлагал построить Обь-Мурманскую железную дорогу. Его проект поддержало царское правительство, а после революции — Совнарком. «Великий северный путь» должен был проходить через всю страну — от Баренцева моря до Татарского пролива (около Сахалина). Вместе с архитектором Алексеем Щусевым и братьями Васнецовыми Борисов работал над проектами вокзалов и гостиниц (наброски не сохранились). Но дорогое и трудозатратное строительство несколько раз откладывали, а в 1931 году правительство СССР и вовсе отказалось от проекта.
По проекту Александра Борисова в 20-х годах прошлого века построили санаторий «Солониха». Курорт разместили на минеральных водах недалеко от дома художника, рядом с селом Красноборск. Борисов был первым директором санатория.
В 1934 году художника не стало. Сегодня его картины хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и некоторых региональных музеях. Коллекция картин Борисова, которая находилась у его жены и дочери в Берлине, погибла в 1945 году во время авиационного налета.
«Русский Нансен». Дальше Борисова на Север не ездил ни один художник.
Разбираемся, как жили поморы и что они говорили о справедливости, рыбной ловле и о своих женах.
www.culture.ru
Виктор Борисов-Мусатов – биография и картины художника в жанре Символизм – Art Challenge
Русский художник. Родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 в семье железнодорожного служащего. Художественное образование получил (в 1890-е годы) в студии Саратовского общества изящных искусств, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Академии художеств (у П.П.Чистякова), а также в студии Ф.Кормона в Париже. С 1898 жил преимущественно в Саратове (летом в имениях Слепцовка или Зубриловка Саратовской губернии), а с 1903 – в Подольске и Тарусе. Испытал большое влияние П.Пюви де Шаванна.
Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901; Водоем, 1902; Призраки, 1903; Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905; все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной.
Умер Борисов-Мусатов в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Его творчество оказало решающее воздействие на художников-символистов круга «Голубой розы».
Русский художник. Родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 в семье железнодорожного служащего. Художественное образование получил (в 1890-е годы) в студии Саратовского общества изящных искусств, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Академии художеств (у П.П.Чистякова), а также в студии Ф.Кормона в Париже. С 1898 жил преимущественно в Саратове (летом в имениях Слепцовка или Зубриловка Саратовской губернии), а с 1903 – в Подольске и Тарусе. Испытал большое влияние П.Пюви де Шаванна.
Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901; Водоем, 1902; Призраки, 1903; Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905; все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной.
Умер Борисов-Мусатов в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Его творчество оказало решающее воздействие на художников-символистов круга «Голубой розы».
Сохранитьartchallenge.ru
Виктор Борисов-Мусатов: жизнь и творчество художника
Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
СОДЕРЖАНИЕ
Биография художника
Творчество
Интересные факты из жизни художника
Картины Виктора Борисова-Мусатова
Библиография
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.
В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».
С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.
Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).
С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.
ТВОРЧЕСТВО
Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.
Персонажи его картин — воплощение мечты художника об идеале.
Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.
Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.
Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.
Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи). Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.
Водоем 1902 Гармония 1900 Портрет дамы 1902Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.
Девушка с ожерельем 1904 Осенний мотив 1899 Женщина в голубом платье 1903Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.
«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.
Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
БИБЛИОГРАФИЯ
- «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.
- Лейтес И.А. «Виктор Борисов-Мусатов» Издательство: «Арт-родник» (2007)
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: borisovmusatov.org, ru.wikipedia.org, dic.academic.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Виктор Борисов-Мусатов: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Виктор Борисов-Мусатов: жизнь и творчество художника
5 (100%) 1 голос(ов)allpainters.ru
Несколько картин Александра Борисова: russkij_sever
Несколько картин Александра Борисова из экспозиции архангельского музея.
«В гостях у самоеда» (1896 г.).
«Драма свершилась. Новая Земля» (1896 г.).
«На берегу Мезени. Избушки» (1898 г.).
«Усть-Цильма на Печоре» (1898 г.).
«Пустозерск. Дом с курной трубой» (1898 г.).
«Пустозерск» (фрагмент).
«Часовня на берегу Югорского Шара» (1898 г.).
«Кладбище на острове Вайгач» (1898 г.).
«Самоед на берегу моря» (1901 г.).
«Тоска по родине» (1901 г.).
«Лето на берегу Карского моря. Болванский нос».
«Медведи на льду» (1902 г.).
«Медведи на льду» (фрагмент).
«Страна смерти» (1903 г.).
«Страна смерти» (фрагмент).
«Медведи на льду у берегов Новой Земли» (1906 г.).
«Медведи на льду у берегов Новой Земли» (фрагмент).
russkij-sever.livejournal.com
Картинные галереи и художники - Борисов-Мусатов В.Э.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. В раннем детстве он перенес травму позвоночника, из-за которой на всю жизнь остался горбатым. В 1884 г. Борисов-Мусатов поступил в Саратовское реальное училище, где проявился его талант художника. В 1890 г. юноша отправился в Москву и был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1891 г. перевелся в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества.В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона ((Fernand Cormon). Именно знакомство с современной французской живописью, работами импрессионистов и символистов оказали определяющее влияние на его творчество.В 1898 г. художник вернулся в Россию и жил в основном в Саратове и в имениях Слепцовка или Зубриловка Саратовской губернии, а с 1903 г. – в Подольске и Тарусе. В этот период времени художник активно осваивает новые для себя техники живописи: темперу, акварель и пастель. В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. живописец принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Société des Artistes Français) и стал членом этого общества.Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г.Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Картина , купленная в мае 2006 г. на Sotheby’s за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе.
Галерея из 35 картин Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатоваgallart.by
Картины В. Борисова-Мусатова » Выдающиеся художники
В. Борисов-Мусатов "Цветы"
Творчество любого художника искусствоведы относят к определённому стилю или направлению.
Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвеева приводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос)… Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму.
В. Борисов-Мусатов "У реки"
Ну что ж, с такими определениями творчества Борисова-Мусатова невозможно не считаться, но зритель всегда сам определяет для себя место в своём сердце и уме, где находится то или иное произведение искусства. Для меня, например, картины Борисова-Мусатова сродни музыке, они «поют», излучают нежную мелодию, и этим похожи на романсы.
Биография В. Борисова-Мусатова (1870-1905)
В. Борисов-Мусатов "Автопортрет"
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове в семье железнодорожного служащего Э.Б. Мусатова. Первую часть своей фамилии (Борисов) художник добавил по имени своего деда, Бориса Александровича Мусатова, который, говорят, был незаурядным человеком и оказал большое влияние на становление личности будущего художника.
Художественные способности проявились у мальчика рано. Он учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Академии художеств в Петербурге, где его учителем был Павел Петрович Чистяков – русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи. Следует сказать, что учениками Чистякова были и многие другие известные русские художники: М. Врубель, В. Васнецов, В. Поленов, В. Серов, В. Суриков и др.
Позже Борисов-Мусатов совершенствовал своё мастерство в Париже у известного французского художника Ф. Кормона.
К сожалению, жизнь В. Борисова-Мусатова прервалась очень рано, в расцвете его творчества. Причиной тому была детская травма позвоночника, после которой он тяжело болел всю жизнь.
А жизнь его протекала в основном в Саратове или саратовских имениях Слепцовка и Зубриловка. С 1903 г. художник живёт в Подольске, а затем в Тарусе. Здесь он и скончался в 1905 г. и похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. В 1910 г. на его могиле был установлен памятник работы его друга скульптора А. Т. Матвеева.
Могила В.Борисова-Мусатова в Тарусе
Творчество В.Э. Борисова-Мусатова
Хотелось бы немного сказать об имении Зубриловка Саратовской губернии, которое так вдохновляло художника.
Имение Зубриловка Балашовского уезда принадлежало князю Сергею Фёдоровичу Голицыну. Он построил роскошный каменный дом с двумя флигелями и церковь напротив дома, разбил парк с водоёмами, цветниками и оранжереями. Архитектуру дома и парка связывают с именем Кваренги. Когда при Павле I князь Голицын попал в немилость, и в 1797 г. его вместе с сыновьями сослали в имение Зубриловка, с ними приехал в качестве учителя детей и секретаря И.А. Крылов. В Зубриловке не раз бывал и Г.Р. Державин, а также будущий декабрист К. Рылеев.
В. Борисов-Мусатов «Зубриловка»
В 1899 г. художник В. Борисов-Мусатов написал управляющему усадьбой Н. В. Соколову письмо с просьбой посмотреть старинное имение. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Его сестра Елена вспоминала: «Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, всё гармонировало с тёмным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».
В. Борисов-Мусатов «Призраки» (1903). Южный фасад дворца в усадьбе Зубриловка
Осенью 1905 г. Саратовская губерния оказалась в центре крестьянских волнений. Зубриловка стала одной из первых жертв обозлённых крестьян. Был учинён погром и пожар усадьбы, после которого она уже не восстанавливалась.
В. Борисов-Мусатов «Водоём» (1902)
В. Борисов-Мусатов «Водоём» (1902). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта картина считается одной из самых известных полотен художника. Она была написана летом 1902 г. в Зубриловке. Это был самый счастливый период в жизни художника: критики заметили его картины и хорошо отзывались о них, картины также пользовались успехом у зрителей, а девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж. Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову художник изобразил на картине в синем платье, сидящей на берегу. Стоящая в розовом платье девушка – его сестра.
Конечно, следует понимать, что в данном случае написаны не портреты конкретных людей, переданы лишь образы двух молодых девушек.
Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Спокойная и безмятежная природа, отражённые в воде деревья и небо… Фигуры девушек не излучают той безмятежности, что природа, но их внутренняя жизнь полна тайной…Никакого конкретного действия в сюжете картины нет, но она даёт ощущение внутренней свободы. Вот как пишет о первом впечатлении от этой картины В. Станюкович: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены красками, не понимали… Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. «Как хорошо… Боже, как хорошо!» – прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
В. Борисов-Мусатов «Автопортрет с сестрой» (1898)
В. Борисов-Мусатов «Автопортрет с сестрой» (1898). Холст, масло. 143х177. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Образы на картине находятся как бы вне времени. Четырнадцатилетняя Елена – воплощение хрупкой женственности. Художник будто намеренно обрезает «кадр», оттесняя себя от погружённой в собственные мысли девушки, но это только сиюминутное движение. Между ними ощущается взаимопонимание и глубокая внутренняя связь. Ничего не хочется выражать словами, глядя на эту картину, просто надо смотреть на неё и дышать ароматом природы и внутренней гармонии.
Ощущение волнующей и неизъяснимой тайны присутствует уже в ранних пленэрных картинах Борисова-Мусатова, например, в картине «Окно».
В. Борисов-Мусатов «Окно» (1886)
В. Борисов-Мусатов «Окно» (1886), Государственная Третьяковская галерея
Эта картина является не только одной из первых, но и задающей дальнейший тон его творчества: уголки парка и женские фигуры, загадочные и немного грустные; всегда окутанный тайной пейзаж и недосказанность…
Картины художника привлекают возможностью размышлять над сюжетом, дополнять его мысленно и фантазировать. Борисов-Мусатов и не скрывал своей поэтичности и мечтательности, в 1905 г. он пишет А. Бенуа из Тарусы: «Живу в мире грёз и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов».
Художник любил акварель, темперу или пастель, добивался особой, «тающей» легкости мазка.
В. Борисов-Мусатов «Колокольчики» (1903). Гуашь, акварель, бумага. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Последней картиной Борисова-Мусатова был «Реквием». Он написал полотно в память Надежды Юрьевны Станюкович, жены его близкого друга. Здесь уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают не только реальные люди, но и те, кто когда-то был ей дорог, но которых уже нет, а есть только их воплотившиеся души…
В. Борисов-Мусатов «Реквием» (1905). Акварель, бумага. 52,7 x 76 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Многое из задуманного художник не успел совершить, но и то творческое наследие, которое он оставил, радует зрителей и помогает хотя бы чуть-чуть стать лучше и добрее.
Творчество Борисова-Мусатова можно сравнить и с поэзией, и с лирической прозой, особенно с произведениями И. Бунина и А. Чехова, которые так же, как и он, предчувствовали приближающиеся роковые и катастрофические потрясения в стране. Возможно, именно поэтому его творчество воспринимают иногда как лирический реквием, посвященный старой России.
www.palitra.co