Красивые места Монголии. Монгольские картины


Уникальность монгольской живописи

С древнейших времён культура Монголии находится под сильным влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни. Живопись является одним из главнейших атрибутов монгольского изобразительного искусства, возникшего в глубокой древности. 

КАКОВА ИСТОРИЯ МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ? 

Доисторическим памятником изобразительного искусства монгольского народа являются наскальные изображения оленей, лосей, архаров и других зверей, птиц и домашних животных. К крупнейшим в «природной» галерее произведениям древних художников относятся рисунки бронзового века, найденные в пещерах «Хойд цэнхэр», расположенных в аймаке Ховд, изображения железного века на скалах горы «Дэл», расположенной в аймаке Дундговь и др. 

Представление живописи наших предков более позднего периода дает войлочный ковер периода «гуннов» (древний кочевой народ), найденный из погребений в местности «Ноён уул». Данный ковер заполнен единым беспрерывным линейным роговидным орнаментом, выполненным в технике войлока. Наружная широкая кайма заполнена композицией из девяти пар дерущихся зверей. Одна пара представляет собой мохнатого яка со спутанной шерстью и подмятым хвостом, который острыми рогами бодает в шею гривастого барса, вцепившегося в его тело. 

Изобразительное искусство монгольского народа беспрерывно развивалось, а его техника передавалась из одного поколения в другое. В XIII веке монгольские хааны привозили из завоеванных стран лучших художников и мастеров в Хархорум (столица Монгольской империи), где строительство и декорировка дворцов и ставок приобрели широкий размах. Благодаря этому, монгольское изобразительное искусство еще больше расширило свои параметры. 

С падением Монгольской империи Юань на монгольской земле началась новая эра изобразительного искусства. Монголы приняли новую религию-буддизм. Выдающийся мастер художественного литья, ювелирного искусства и национальной живописи Г.Занабазар (1635-1723гг.) основал монгольскую школу буддийского искусства. Обращаясь к теме Будды в состоянии покоя и бодхисатв, он стремился создать образ обожествленного человека всей душой сосредоточенного на предмете созерцания, безупречно пропорциональн ого внешне. Спустя несколько веков, история Монголии с конца XIX по начало XX вв. отмечена пробуждением самосознания народных масс, которое сразу отразилось на живописи. Художники, прежде писавшие иконографии, стали работать над картинами на общественные темы. 

Впервые, после революции 1921 года, работы в этом стиле появились у таких художников, как Б.Шарав (1869- 1939гг.), картина «Один день в Монголии», которая остается одним из самых знаменитых произведений монгольского искусства. Б.Шарав написал ныне хранящиеся в Музее изобразительных искусств в Улаанбаатаре портреты высшего духовенства-ламы Балданхачина и Лувсандондова, учителей и советн иков правителя страны - VIII Богд гэгээн. Лица художник писал, пользуясь фотографией, а костюмы и различные аксессуары чаще всего рисовал по памяти. Эти работы свидетельствуют о преодолении старого метода изображения человека. Его картины полностью свободны от каких-либо буддийских канонических правил, и при этом он стремился передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир портретируемого. 

В современном монгольском искусстве буддийская традиция используется наряду с европейскими стилями реализма и геометрической перспективы, обогащая тем самым тематику, содержание и художественную форму живописи. По этой смешанной технике были написаны некоторые картины современных авторов: «Народный сказитель» У.Ядамсурэна, «Черный верблюд» А.Сэнгэцохио, «Матер инская слава» Д.Дамдинсурэна, произведения Ц.Даваахуу, Ц. Минжуура, Б. Аварзэда, Ц. Жамсрана, Б. Гомбосурэна и других. 

КОГДА ОФИЦИАЛЬНО СФОРМИРОВАН ТЕРМИН «МОНГОЛЬСКАЯ ЖИВОПИСЬ»? 

В произведениях монгольских художн иков, написанных в 1958-1986 годах, наблюдается отсутствие элементов перспективы (техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхн ости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров) и светотеней. По этой причине некоторые искусствоведы сравнили монгольские картины с простыми детскими рисунками. Однако в сегодняшний день многие уже признаются в своей ошибке и единогласно утверждают монгольскую живопись как самостоятельный вид изобразительного искусства. 

В целях проведения тщательного систематичного изучения истории живописи монгольского народа, теоритических исследований, применения на практике и дальнейшего развития в 1971 году в Институте изобразительных искусств был открыт курс монгольской живописи. В 2014 году художники Ассоциации монгольской живописи во главе с художницей Ц.Нармандах приняли манифест монгольской живописи, где впервые официально определили термин «монгольской живописи». 

Согласно данному манифесту при подходе к искусству кочевники изображали ту действительность, которая сохраняется в душе, а не осязается реалии. Одним словом, западные мастера до ХХ века стремились изображать предметы точно так, как они видели в действительности. А кочевники, наборот, акцентировали на абстрактном мышлении, а не на фактических визуальных образах, что является самой главной особенностью монгольской живописи. Дочка Народного художника Монголии Н.Цултэм -художница Ц.Нармандах с 1986 года по сегодняшний день внедряет особые методы монгольской живописи в программу обучения «Баухаус» Института изобразительных искусств. За это время данная программа, основанная на сущности современного европейского искусства, подготовила более 200 учеников. 

Развитие раннего периода монгольской живописи согласно манифесту начинается с 1958 года, а второй период принято считать с 1986 года. Обучение в зарубежных вузах монгольских художников содействовало развитию монгольской живописи. Народный художник Монголии Н.Цултэм в 1956 году вернулся на родину, закончив Институт им. Сурикова и мастерскую С. В. Герасимова в СССР. «Я не только познакомился с живописью Запада и Востока, но и учился уважению к наследию национального искусства и осознал свой долг перед родиной развивать его искусство»,-сказал Н.Цултэм. 

Авторы данного манифеста считают, что монгольская живопись-это новый вид изобразительного искусства, представляющий скрытое глубокое философское содержание какого-либо предмета или человека, изображающего абстрактными иллюстрациями с сочетаниям реальных форм и фигур предметов и традиционных для монгольского народа цветов (преимущественно применялись красные, желтые, зеленые, синие и белые краски, очень редко применялись нейтральные). 

КАКИЕ НЕДОСТАТКИ МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ В СЕГОДНЯШНЕЕ ВРЕМЯ? 

Сегодня мы можем увидеть в музеях и галереях страны произведения ярких представителей монгольской живописи. Например, во Дворце-музее Богд хаана хранятся портреты Богд хаана и его супруги Ц.Дондогдулам, написанные художником Б.Шарав. На этих портретах лица нарисованы с элементами светотени и по смешанной технике иконографии и методов европейских художников. А тело и остальная часть изображены «плоским». 

Как считает глава Ассоциации монгольской живописи, преподаватель Института изобразительного искусства М.Чинбат сегодня в какой-то мере теряются и забываются традиция и техника мастерства монгольской живописи. Одной из главных причин является репрессия в Монгольской Народной Республике, которая унесла жизни множества талантливых мастеров. Поэтому, молодое поколение не смогло полностью унаследовать традиционную технику и мастерство живописи. Другой причиной является недостаточное образование и недопонимание монгольского общества своей культуры. Третья причина-создание монгольской живописи занимает много времени по сравнению с другими видами изобразительн ого искусства. 

И недооценка работ художников повлияла на многих людей бросить свое любимое дело и зарабатывать на жизнь другим путем. Иными словами, из-за низкой зарплаты художники работают в зарубежных странах и продают свои работы, в основном, иностранцам. В последние годы в «наш южный сосед (Китай)» приглашает работать и преподавать в своих вузах самых талантливых художников. 

Тем не менее, в стране остались верны своему делу многие талантливые художники, в числе которых Ч.Ганбаатар, М.Баярмагнай, Х.Элбэгзаяа, Д.Бат-Эрдэнэ, Ш.Амартувшин, У.Мөнхжаргал, Д.Уурийнтуяа, О.Уржинханд, Л.Хонгорзул, П.Нурмаажав, Б.Номин, Б.Баатарзориг, Д.Азжаргал и многие другие. Они работают, чтобы подтвердить миру, что монгольская живопись - не устаревшее искусство, а искусство будущего. 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БУДУЩЕМ МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ 

Зарубежные искусствоведы сегодня все больше и больше интересуются монгольской живописью, а студенты как европейских, так и азиатских стран приезжают учиться в Монголии. Перед нами стоит ответственная задача сохранить и развивать национальную культуру и искусство своего народа, и популяризовать их в зарубежных странах. Поэтому будущее монгольской живописи должно быть только светлым. Как отметила художница Б.Номин, уникальность монгольской живописи состоит в возможности изображения на одной плоскости пространства и времени.

МОНГОЛИЯ

icde.ru

Монгольская национальная живопись - Теория

Страница 1 из 5. Список глав

Коротко об истории

Одним из главнейших монгольского изобразительного искусства, возникшего в глубокой древности, является живопись. Повсюду в нашей стране имеются наскальные изображения, лаконично воспроизводящие знаки тамга, оленей, лосей, архаров и других зверей, птиц и домашних животных, служивших тотемами для племен обитавших в лесах и степях севера Центральной Азии, а также труд, охоту и верования древних охотников и скотоводов.

Древние художники работали в очень прочной, стойкой технике; они либо закрашивали силуэт на поверхности скалы, либо закрашивали рисунок минеральной, преимущественно, красной краской.

Хуннский ковер

Приведем лишь один пример: так по хуннскому войлочному ковру, извлеченному из ноинулинских погребений, можно получить представление о живописи хуннов. Он был найден в шестом могильнике и имеет размер 2,6 х 1,95 м. Все центральное поле его заполнено единым беспрерывным линейным роговидным орнаментом, выполненным в технике войлока, а наружная широкая кайма заполнена композицией из девяти пар дерущихся зверей. Одна пара представляет собой мохнатого яка со спутанной шерстью и подмятым хвостом, который острыми рогами бодает в шею гривастого барса, вцепившегося в его тело. В следующей паре разъяренный гриф вонзает когти и клюв в круп убегающего оленя. Эти композиции, исполненные в технике аппликации, дополняются промежуточными, условно трактованными ветвистыми зелеными деревцами, также выполненными в цвете аппликацией. И это подлинно художественное, экспрессивное, вместе с тем сатирическое изображение борьбы животных за существование на хуннском войлочном ковре можно рассматривать не как декоративное ремесло, а как цельное содержательное произведение изобразительного искусства. Чувствуется тщательно изученное знание фигур, повадок, движений, мастерство преувеличения, экспрессии и судя по ним можно предположить, что через этих дерущихся зверей воспроизведена межплеменная борьба и победа хуннов. Это великолепное творение хуннских мастеров свидетельствует о прямом продолжении линии центральноазиатского "звериного стиля" в искусстве, идущей непосредственно от эпохи бронзы. Симметричная композиция, ритмика, определенное цветовое сочетание, весь образный строй его дают яркое представление о художественной стороне живописи того времени.

Относительно погребальных обрядов тюрков, как это упоминается в Суйшу, на месте погребения воздвигалось деревянное сооружение, внутри которого помещали покойного и на стенах изображали эпизоды из его героических ратных подвигов при жизни.

В 1-3 веках нашей эры в Монголию через Шелковый путь проникла Махаяна, получившая распространение во времена господства Кушаней, охватывающего север Индии и Среднюю Азию.

Из числа ранних, процветавших на нашей территории государств, наиболее буддийской и оказавшей конкретное влияние на художественную культуру монгольской национальности, является Уйгурия (8-й век). Во время раскопок под полом знаменитого дворца "Тысяча спокойствий" Угедей хана были найдены развалины буддийских храмов, на которых сохранились фрагменты настенной росписи, они отнесены исследователями к ряду школ уйгурской и центральноазиатской живописи 9-10 вв.

В течение двухсот лет в 10-11 веках существовало монголоязычное государство киданей Дай-ляо. Оно имело обширные связи с Китаем, Кореей, странами Средней Азии. Культура Дай-ляо была вестма своеобразна, там процветали портретный и пейзажный жанры, настенная живопись на исторические темы и т.д.

Значительный интерес представляют настенные росписи Надгробного храма близ Цаган. В числе представителей восточных народов, изображены стоящие в ряд мужчины, они оснащены луками и стрелами, по одежде, предметам обихода, черт лиц, осанке со всей очевидностью можно опознать монголов. Написаны они реалистично, мягким умелым рисунком, с соблюдением верных характерных пропорций тела.

На стенной росписи изображен хангайский ландшафт Восточной Монголии, представленный во всех четырех временах года с характерным для него животным и пернатым миром. Вместе с тем по манере и форме написания эта роспись резко отличается от танских и сунских пейзажей. Так, прекрасно скомпонованы виды гор, рек, лесов, пасущиеся в тайге олени, косули, сидящие на деревьях перелетные птицы, хорошо переданы в цвете парящие дальние облака. Весь этот пейзаж напоминает произведения живописи Монголии последующего времени.

Согласно историческим источникам в Монголии существовали киданьские города и поселения, из которых наиболее примечательным был Керуле Барс. "В городе есть весьма большая, запустелая кумирня, в заднем капище которой находятся две пагоды - одна в семь, другая в пять ярусов. Написанные на стенах этих пагод изображения будд сохранились в целости" - описывал этот город побывавший в Монголии в 1731 году китайский путешественник Гун Чжи.

Настенная роспись

В 13-м веке монгольские завоеватели не ограничились лишь объединением своего государства, а установили свой протекторат над многими землями и странами Востока и Запада, вывозили из завоеванных стран художников и мастеров, которые доставлялись в Кара-Корум, где приобрели широкий размах строительство и декорировка дворцов и ставок. Например, портреты великих правителей, хранившихся в Храме предков в Пекине, можно рассматривать как монгольскую живопись с влиянием центральноазиатского искусства, в которых в художественном отношении глубоко раскрыты черты древнемонгольской знати, и кои являются прямым продолжением киданьского портрета. Судя по тому, как одежда, предметы принадлежности и украшений персонажей совпадают с их описаниями, содержащимися в источниках и записях путешественников того времени, видно, что их авторы были современниками тех правителей, а выполненные ими работы суть индивидуальные портреты подлинных исторических лиц.

Картинки из музея Топкану в Стамбуле, опубликованные в книге "Монгольская живопись", действительно дают представление о монгольской живописи того времени. Часть их показывает жизнь кочевников-скотоводов, уход за конем и другими домашними животными, сцены охоты, включая фигуры в движениях разного рода зверей, тогда как другая часть представляет собою изображения антрозооморфных существ, сильных на вид, свирепых по нраву, ловких и быстрых, одетых в человеческие одежды, передники, с браслетами на руках и ногах. Эти сказочные чудовища показаны людьми, они борются между собой, крадут лошадь, танцуют, музицируют. Главную тему живописи тех монголов составляют богатыри-титаны из героических эпосов, сцены боев и сражений, воспевание подвигов и побед ханов и нойонов; также излюбленными темами были пейзаж, анималистика. Тщательно продуманная композиция, образный строй, движения героев, поражают в этих картинах своей характерностью, особенно по своим смелым, свободным, монументальным образам, они резко отличались от местных миниатюр. Живопись эта явно реалистического типа, рисунок в ней исполнен рельефно, с преобладанием красного, синего, коричневого цветов.

Таким образом, процветавшие в разное время на территории Монголии древние и средневековые государства с яркой самобытной культурой также оставили после себя богатое художественное наследие, без учета которого вряд ли возможно формирование представления о монгольской живописи того времени.

  • Глава 2: "Буддийская иконография"

Тэг:

zen-designer.ru

Самые красивые места Монголии (Фото)

Монголия расположилась в центральной части Европы. Границы государства не имеют выхода к морю. Однако у государства интересная политическая и географическая история.

Фото прекрасной природы Монголии

Официальной религией страны считается тибетский буддизм. Это отражается как в религиозной архитектуре, так и в менталитете населения.

Фото завораживающего озера Алтай

Но в городах страны имеются также многочисленные храмы для христиан, мусульман и людей других религий.

Фото самого старого буддийского храма в Монголии

Улан-Батор

Этот славный город был основан в начале XVII века и на сегодняшний день является столицей государства. Он интересен очень многими вещами, хотя бы бытом горожан.

Фото столицы Монголии – Улан-Батора

В культурном и политическом центре Монголии некоторые люди живут в юртах и используют в качестве транспорта лошадей. Но здесь проживает около четверти всего населения страны, и город имеет достаточно развитию современную инфраструктуру.

Панорама Монгольской столицы Улан-Батора фото

Одним из наиболее красивых и любимых туристами мест является центральная площадь, на которой расположен колокол Мира. Так же можно осмотреть мемориал, сооружённый в честь Чингиз-хана, на месте которого раньше был мавзолей Сухе-Батора.

Фото контраста зданий Улан-Батора

Он имел политическое значение, так как этот национальный герой объявил о независимости страны от Китая. Прекрасен также Зимний дворец последнего императора и самый большой действующий в Монголии монастырь Гандан.

Незабываемый вид с буддийского монастыря в Монголии фото

Кроме того, в Улан-Баторе располагаются многочисленные интересные музеи, в частности Музей национальной игрушки и Военный музей.

Фото Улан-Батор на закате

Хубсугул

Богатый красивыми природными объектами и живописными местами город часто называют «Синяя жемчужина». Это прозвище связано с тем, что на территории Хубсугула располагается одноименное озеро, насчитывающее около двух миллионов лет.

Фото озера Хубсугула

Оно является самым глубоким в Центральной Азии и связано с озером Байкал через Селенгу. Туристические базы сосредоточены в районе Ханха. В его окрестностях располагается шаманское святилище Арван-Гурван-обо. Это религиозно-историческое место находится на скалистом мысе.

Фото горы Хубсугула в Монголии

В это красивом месте обнаруживаются многочисленные обо, которые использовали шаманы для колдовства и свидетельства ритуалов жертвоприношения служителей культа.

Фото горы Алтая в Монголии

Каракорум

С точки зрения истории и археологии наиболее красивым местом в Монголии можно считать город Каракорум. Развалины этой древней столицы монгольской империи обнаруживаются к юго-западу от Улан-Батора. Он был политическим центром лишь 40 лет. После этого столица была перенесена в Пекин.

Фото древнего святого собора в Каракоруме

Из древних сооружений сохранился дворец хана Угедея, кварталы ремесленников и многочисленные культовые постройки, которые до сих пор исследуют археологи. Недалеко от него находится знаменитый монастырь Эрдэни-Дзу.

Фото городка Каракорум в Монголии

Он является одним из самых больших средневековых буддистских построек такого назначения. В окрестностях города также можно увидеть красивые места, где когда-то жили динозавры. Были найдены многочисленные свидетельства их обитания в виде костей. Обнаружены здесь и наскальные рисунки бронзового века.

Фото панорамы на город Каракорум

Ховд

Западнее Улан-Батора располагается город Ховд. Он связан со столицей автобусными рейсами. Основанное скотоводами поселение позднее стало большим торговым центром между Монголией и Россией. Сегодня город является крупным промышленным центром. С него можно начать изучение западной Монголии.

Фото природы, окружающей Ховд в Монголии

В конце XVIII века маньчжурскими военачальниками здесь было возведено огороженное поселение завоевателей. В настоящее время оно представлено в виде красивых исторических руин. Красивые места к северу от развалин обычно предпочитают для пеших прогулок. Туристы часто гуляют по пересеченным и сухим возвышенностям.

Фото старого театра в Ховде Монголия

Можно также посетить Ховдский музей истории, где представлены различные экспонаты домонгольской и буддийской эпохи. Такие ценности удивят каждого посетившего их человека.

Фото каменной черепахи на холме Монголии

Дархан

Данный город практически не представляет ценности для любителей памятников истории. Туристические места красивыми назвать могут далеко не все. Однако Дархан является вторым по величине городом в Монголии и промышленным центром страны.

Юрты в Дархане Монголия фото

Он может быть интересен для осмотра инфраструктуры. Это типичное монгольское сосредоточение промышленных объектов. Многочисленные фабрики и комбинаты можно увидеть, гуляя по улицам города или со смотровой площадки.

Фото центра города Дархан

Также здесь проложены железные дороги международного значения, современные телекоммуникации и энергетические источники.

Фото природы окружающей Дархан в Монголии

Город является отличной демонстрацией современной архитектуры и промышленности. Благодаря значению в развитии страны, этот город по праву относится к одним из знаменательных мест Монголии, отличаясь своеобразной красотой.

Потрясающие пейзажи Монголии фото

Фото завораживающей степи в Монголии

krasivye-mesta.ru

Достопримечательности Монголии: фото и описание.

Монголия – это страна вечно голубого неба, бескрайних изумрудных степей и ярких впечатлений. На родине Чингисхана путешественников ждет удивительный микс из контрастов: традиционные юрты здесь граничат с современными небоскребами, жаркая пустыня — с заснеженными вершинами, а на смену суровой зиме с -40°C на градуснике приходит сухое жаркое лето, когда столбик термометра неумолимо тянется к отметке +40 °C. На одного жителя страны приходится по 13 бравых скакунов, поэтому пастухов здесь встретишь чаще, чем клерков. В сокровищнице Монголии есть много удивительных достопримечательностей, которые способны поражать, удивлять и влюблять в себя с первого взгляда.

 

Смотрите фото лучших достопримечательностей Монголии, все картинки дополнены описанием:

01

1. Монумент Чингисхану (Золотой Кнут) – величественная статуя Чингисхана, которая считается самой высокой конной статуей в мире. Вокруг 40-метрового монумента установлено 36 колонн, которые символизируют 36 ханов, правящих после Чингисхан. По легенде именно в этом месте началась история Монгольской империи: на вершине холма юный Тэмуджин нашел золотой кнут, который символизировал удачу. Это был знак, что боги благословляют будущего хана на объединение кочевых племен монголов.

02

2. Горхи-Тэрэлж – национальный парк, раскинувшийся в кольце гранитных скал, которые человеческое воображение превратило в «уснувшего динозавра», «человека с книгой» и «огромную черепаху Мэлхий-хал». В Горхи-Тэрэлж можно также посетить парк скульптур динозавров, буддийский храм Арьяабал, сфотографироваться на фоне ледникового озера Хагин-Хар и пройтись по деревянному мосту над рекой Тола.

03

3. Чойджин Ламын Сум – огромный храмовый комплекс в центре Улан-Батора. Это бывшая резиденция знаменитого оракула Лувсанхайдава. Сегодня здесь расположен «Музей истории религии»

04

4. Гоби – огромная пустыня, протянувшаяся от Алтая до Наньшань. Она описывает песчаной дугой всю Монголию. Гоби будто нарисована самой природой из желтого песка, солончаков и скал, между которыми вибрирует раскаленный воздух

05

5. Дворец Богдо-гэгэна – величественный комплекс зданий в центре столицы. Это храм «живого Будды» и резиденция главы буддийской общины. Комплекс состоит из зимнего и летнего дворца, в их стенах расположены многочисленные музеи, в частности «Национальный музей Монголии».

06

6. Монастырь Гандан – одно из девяти чудес Монголии. В комплекс Гандан Тэгчинлин хийд, название которого переводится как ««Большая колесница всеобъемлющей радости», входят храмы, субурганы, пагоды и Буддийский университет.

07

7. Хубсугул – самое глубокое озеро страны с кристально чистой водой, которая пригодна для питья в сыром виде. Озеро образовалось в кратере потухшего вулкана. Его часто называют «младшим братом Байкала».

08

8. Манджушри-хийд — буддийский монастырь, резиденция хубилганов Донхор-Манджушри-хутухты.

09

9. Исторический комплекс «Монголия 13 века» — музей под открытым небом, где можно увидеть страну глазами Чингисхана. Парк расположен на малой родине легендарного полководца.

10

10. Хустайн-Нурту – национальный парк, в котором живет наибольшее количество лошадей в стране. Фишка парка в том, что любой посетитель за 100 долларов может дать имя новорожденному жеребцу.

11

11. Эрдэнэ-Зуу – самый древний буддийский монастырь Монголии, дошедший до наших дней. Его название переводится как «Сотня сокровищ». При строительстве монастырского комплекса, который насчитывал 62 храма, использовались материалы с пожарищ и развалин славной столицы Каракорума.

12

12. Музей изобразительного искусства Занабазара – первый музей Монголии, основанный в резиденции Богдо Хана. Здесь можно увидеть стены пещер с петроглифами, нарисованными первобытными людьми.

13

13. Елын-Ам – живописное глубокое ущелье в национальном парке Гоби-Гурван-Сайхан, названное Долиной Орлов в честь грифа-бородача.

14

14. Сүхбаатарын Талбай — центральная площадь столицы Монголии, посвященная Чингисхану. Площадь окружают Дворец правительства, Музей монгольской государственности, Дворец культуры, Ленинский клуб, Театр оперы и балета. Кроме памятника самому Чингисхану здесь есть монументы Самба, Зорига и Марко Поло, а также стела с выгравированным текстом и мелодией государственного гимна.

15

15. Международный парк Будды расположен у подножья холма Зайсан — смотровой площадки, с которой открывается вид на весь Улан-Батор. Главное украшение парка – 23-метровая статуя будды Шакьямуни, изготовленная из «юлаета».

webmandry.com

Уникальность монгольской живописи

С древнейших времён культура Монголии находится под сильным влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни. Живопись является одним из главнейших атрибутов монгольского изобразительного искусства, возникшего в глубокой древности. 

КАКОВА ИСТОРИЯ МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ? 

Доисторическим памятником изобразительного искусства монгольского народа являются наскальные изображения оленей, лосей, архаров и других зверей, птиц и домашних животных. К крупнейшим в «природной» галерее произведениям древних художников относятся рисунки бронзового века, найденные в пещерах «Хойд цэнхэр», расположенных в аймаке Ховд, изображения железного века на скалах горы «Дэл», расположенной в аймаке Дундговь и др. 

Представление живописи наших предков более позднего периода дает войлочный ковер периода «гуннов» (древний кочевой народ), найденный из погребений в местности «Ноён уул». Данный ковер заполнен единым беспрерывным линейным роговидным орнаментом, выполненным в технике войлока. Наружная широкая кайма заполнена композицией из девяти пар дерущихся зверей. Одна пара представляет собой мохнатого яка со спутанной шерстью и подмятым хвостом, который острыми рогами бодает в шею гривастого барса, вцепившегося в его тело. 

Изобразительное искусство монгольского народа беспрерывно развивалось, а его техника передавалась из одного поколения в другое. В XIII веке монгольские хааны привозили из завоеванных стран лучших художников и мастеров в Хархорум (столица Монгольской империи), где строительство и декорировка дворцов и ставок приобрели широкий размах. Благодаря этому, монгольское изобразительное искусство еще больше расширило свои параметры. 

С падением Монгольской империи Юань на монгольской земле началась новая эра изобразительного искусства. Монголы приняли новую религию-буддизм. Выдающийся мастер художественного литья, ювелирного искусства и национальной живописи Г.Занабазар (1635-1723гг.) основал монгольскую школу буддийского искусства. Обращаясь к теме Будды в состоянии покоя и бодхисатв, он стремился создать образ обожествленного человека всей душой сосредоточенного на предмете созерцания, безупречно пропорциональн ого внешне. Спустя несколько веков, история Монголии с конца XIX по начало XX вв. отмечена пробуждением самосознания народных масс, которое сразу отразилось на живописи. Художники, прежде писавшие иконографии, стали работать над картинами на общественные темы. 

Впервые, после революции 1921 года, работы в этом стиле появились у таких художников, как Б.Шарав (1869- 1939гг.), картина «Один день в Монголии», которая остается одним из самых знаменитых произведений монгольского искусства. Б.Шарав написал ныне хранящиеся в Музее изобразительных искусств в Улаанбаатаре портреты высшего духовенства-ламы Балданхачина и Лувсандондова, учителей и советн иков правителя страны - VIII Богд гэгээн. Лица художник писал, пользуясь фотографией, а костюмы и различные аксессуары чаще всего рисовал по памяти. Эти работы свидетельствуют о преодолении старого метода изображения человека. Его картины полностью свободны от каких-либо буддийских канонических правил, и при этом он стремился передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир портретируемого. 

В современном монгольском искусстве буддийская традиция используется наряду с европейскими стилями реализма и геометрической перспективы, обогащая тем самым тематику, содержание и художественную форму живописи. По этой смешанной технике были написаны некоторые картины современных авторов: «Народный сказитель» У.Ядамсурэна, «Черный верблюд» А.Сэнгэцохио, «Матер инская слава» Д.Дамдинсурэна, произведения Ц.Даваахуу, Ц. Минжуура, Б. Аварзэда, Ц. Жамсрана, Б. Гомбосурэна и других. 

КОГДА ОФИЦИАЛЬНО СФОРМИРОВАН ТЕРМИН «МОНГОЛЬСКАЯ ЖИВОПИСЬ»? 

В произведениях монгольских художн иков, написанных в 1958-1986 годах, наблюдается отсутствие элементов перспективы (техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхн ости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров) и светотеней. По этой причине некоторые искусствоведы сравнили монгольские картины с простыми детскими рисунками. Однако в сегодняшний день многие уже признаются в своей ошибке и единогласно утверждают монгольскую живопись как самостоятельный вид изобразительного искусства. 

В целях проведения тщательного систематичного изучения истории живописи монгольского народа, теоритических исследований, применения на практике и дальнейшего развития в 1971 году в Институте изобразительных искусств был открыт курс монгольской живописи. В 2014 году художники Ассоциации монгольской живописи во главе с художницей Ц.Нармандах приняли манифест монгольской живописи, где впервые официально определили термин «монгольской живописи». 

Согласно данному манифесту при подходе к искусству кочевники изображали ту действительность, которая сохраняется в душе, а не осязается реалии. Одним словом, западные мастера до ХХ века стремились изображать предметы точно так, как они видели в действительности. А кочевники, наборот, акцентировали на абстрактном мышлении, а не на фактических визуальных образах, что является самой главной особенностью монгольской живописи. Дочка Народного художника Монголии Н.Цултэм -художница Ц.Нармандах с 1986 года по сегодняшний день внедряет особые методы монгольской живописи в программу обучения «Баухаус» Института изобразительных искусств. За это время данная программа, основанная на сущности современного европейского искусства, подготовила более 200 учеников. 

Развитие раннего периода монгольской живописи согласно манифесту начинается с 1958 года, а второй период принято считать с 1986 года. Обучение в зарубежных вузах монгольских художников содействовало развитию монгольской живописи. Народный художник Монголии Н.Цултэм в 1956 году вернулся на родину, закончив Институт им. Сурикова и мастерскую С. В. Герасимова в СССР. «Я не только познакомился с живописью Запада и Востока, но и учился уважению к наследию национального искусства и осознал свой долг перед родиной развивать его искусство»,-сказал Н.Цултэм. 

Авторы данного манифеста считают, что монгольская живопись-это новый вид изобразительного искусства, представляющий скрытое глубокое философское содержание какого-либо предмета или человека, изображающего абстрактными иллюстрациями с сочетаниям реальных форм и фигур предметов и традиционных для монгольского народа цветов (преимущественно применялись красные, желтые, зеленые, синие и белые краски, очень редко применялись нейтральные). 

КАКИЕ НЕДОСТАТКИ МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ В СЕГОДНЯШНЕЕ ВРЕМЯ? 

Сегодня мы можем увидеть в музеях и галереях страны произведения ярких представителей монгольской живописи. Например, во Дворце-музее Богд хаана хранятся портреты Богд хаана и его супруги Ц.Дондогдулам, написанные художником Б.Шарав. На этих портретах лица нарисованы с элементами светотени и по смешанной технике иконографии и методов европейских художников. А тело и остальная часть изображены «плоским». 

Как считает глава Ассоциации монгольской живописи, преподаватель Института изобразительного искусства М.Чинбат сегодня в какой-то мере теряются и забываются традиция и техника мастерства монгольской живописи. Одной из главных причин является репрессия в Монгольской Народной Республике, которая унесла жизни множества талантливых мастеров. Поэтому, молодое поколение не смогло полностью унаследовать традиционную технику и мастерство живописи. Другой причиной является недостаточное образование и недопонимание монгольского общества своей культуры. Третья причина-создание монгольской живописи занимает много времени по сравнению с другими видами изобразительн ого искусства. 

И недооценка работ художников повлияла на многих людей бросить свое любимое дело и зарабатывать на жизнь другим путем. Иными словами, из-за низкой зарплаты художники работают в зарубежных странах и продают свои работы, в основном, иностранцам. В последние годы в «наш южный сосед (Китай)» приглашает работать и преподавать в своих вузах самых талантливых художников. 

Тем не менее, в стране остались верны своему делу многие талантливые художники, в числе которых Ч.Ганбаатар, М.Баярмагнай, Х.Элбэгзаяа, Д.Бат-Эрдэнэ, Ш.Амартувшин, У.Мөнхжаргал, Д.Уурийнтуяа, О.Уржинханд, Л.Хонгорзул, П.Нурмаажав, Б.Номин, Б.Баатарзориг, Д.Азжаргал и многие другие. Они работают, чтобы подтвердить миру, что монгольская живопись - не устаревшее искусство, а искусство будущего. 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БУДУЩЕМ МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ 

Зарубежные искусствоведы сегодня все больше и больше интересуются монгольской живописью, а студенты как европейских, так и азиатских стран приезжают учиться в Монголии. Перед нами стоит ответственная задача сохранить и развивать национальную культуру и искусство своего народа, и популяризовать их в зарубежных странах. Поэтому будущее монгольской живописи должно быть только светлым. Как отметила художница Б.Номин, уникальность монгольской живописи состоит в возможности изображения на одной плоскости пространства и времени.

МОНГОЛИЯ

icde.ru

Не Чингисханом единым. Современная монгольская живопись.

Где-то в череде штампов о бескрайних монгольских степях, ярком синем небе, скачущих лошадях, Чингисхане, татаро-монгольском иге и двадцати пяти монгольских тугриках притаилось современное монгольское искусство.

Цагаандарин Энхджаргал, "Милосердный волк и красавица олениха"Современное монгольское искусство противоречит знаменитому утверждению Киплинга. Восток и Запад все же могут сойтись, смешивая азиатские краски и европейские формы.

Урджинхан Онон, "Скоро"

Цагаандарин Энхджаргал, "Верблюды"

Впрочем, без лошадей в монгольском искусстве не обойтись никак. В Монголии водятся лошади разнообразных пород, на любой вкус - экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, примитивизм.

Долгорджав Болд, "17 сентября"

Намин Адиябазар, "Всадники"

Ганболд Ламджав, "Лошади"

Долгорджав Болд, "Отдыхающий всадник"

Батмонх, "Небесные кони"

Весьма известным монгольским художником считается Зайсайхан Самбуу. На мой взгляд, в его работах очень заметно влияние китайского и японского стилей живописи.

"Судьба"

"Открытая красота"

"Джокер"

Много красок и жизни в работах Долгорджава Болда. Мне он чем-то неуловимо напоминает технику Гончаровой и лучистов, но это только субъективное мнение.

"Впечатление"

"Энергия"

"Надежда"

Современное монгольское искусство известно далеко за пределами страны вечно синего неба. В Берлине несколько лет назад открылась галерея "Зураг" (рисунок, картина в переводе с монг.), в которой регулярно проходят выставки молодых монгольских художников.

Работа художника Отго, представленная в галерее.

Удивляют монгольские вариации на тему сюрреализма и метафизической живописи.

Цевелсурэнгийн Болор, "Дама"

Цевелсурэнгийн Болор, "Небо"

Д. Эрдэн, "Символ дороги"

Дордждэрэм Даваа, "Отражение"

Немного моего любимого цвета

Урджинхан Онон,  "Лисица"

Урджинхан Онон, "Не искушай мое доверие, сердце и терпение"

Урджинхан Онон, "Без отца"

И напоследок портрет Чингисхана  - все же в Монголии без никого никуда.

Батмунх, "Чингисхан"

yunnathegreat.livejournal.com

Уникальность монгольской живописи

С древнейших времён культура Монголии находится под сильным влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни. Живопись является одним из главнейших атрибутов монгольского изобразительного искусства, возникшего в глубокой древности. 

КАКОВА ИСТОРИЯ МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ? 

Доисторическим памятником изобразительного искусства монгольского народа являются наскальные изображения оленей, лосей, архаров и других зверей, птиц и домашних животных. К крупнейшим в «природной» галерее произведениям древних художников относятся рисунки бронзового века, найденные в пещерах «Хойд цэнхэр», расположенных в аймаке Ховд, изображения железного века на скалах горы «Дэл», расположенной в аймаке Дундговь и др. 

Представление живописи наших предков более позднего периода дает войлочный ковер периода «гуннов» (древний кочевой народ), найденный из погребений в местности «Ноён уул». Данный ковер заполнен единым беспрерывным линейным роговидным орнаментом, выполненным в технике войлока. Наружная широкая кайма заполнена композицией из девяти пар дерущихся зверей. Одна пара представляет собой мохнатого яка со спутанной шерстью и подмятым хвостом, который острыми рогами бодает в шею гривастого барса, вцепившегося в его тело. 

Изобразительное искусство монгольского народа беспрерывно развивалось, а его техника передавалась из одного поколения в другое. В XIII веке монгольские хааны привозили из завоеванных стран лучших художников и мастеров в Хархорум (столица Монгольской империи), где строительство и декорировка дворцов и ставок приобрели широкий размах. Благодаря этому, монгольское изобразительное искусство еще больше расширило свои параметры. 

С падением Монгольской империи Юань на монгольской земле началась новая эра изобразительного искусства. Монголы приняли новую религию-буддизм. Выдающийся мастер художественного литья, ювелирного искусства и национальной живописи Г.Занабазар (1635-1723гг.) основал монгольскую школу буддийского искусства. Обращаясь к теме Будды в состоянии покоя и бодхисатв, он стремился создать образ обожествленного человека всей душой сосредоточенного на предмете созерцания, безупречно пропорциональн ого внешне. Спустя несколько веков, история Монголии с конца XIX по начало XX вв. отмечена пробуждением самосознания народных масс, которое сразу отразилось на живописи. Художники, прежде писавшие иконографии, стали работать над картинами на общественные темы. 

Впервые, после революции 1921 года, работы в этом стиле появились у таких художников, как Б.Шарав (1869- 1939гг.), картина «Один день в Монголии», которая остается одним из самых знаменитых произведений монгольского искусства. Б.Шарав написал ныне хранящиеся в Музее изобразительных искусств в Улаанбаатаре портреты высшего духовенства-ламы Балданхачина и Лувсандондова, учителей и советн иков правителя страны - VIII Богд гэгээн. Лица художник писал, пользуясь фотографией, а костюмы и различные аксессуары чаще всего рисовал по памяти. Эти работы свидетельствуют о преодолении старого метода изображения человека. Его картины полностью свободны от каких-либо буддийских канонических правил, и при этом он стремился передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир портретируемого. 

В современном монгольском искусстве буддийская традиция используется наряду с европейскими стилями реализма и геометрической перспективы, обогащая тем самым тематику, содержание и художественную форму живописи. По этой смешанной технике были написаны некоторые картины современных авторов: «Народный сказитель» У.Ядамсурэна, «Черный верблюд» А.Сэнгэцохио, «Матер инская слава» Д.Дамдинсурэна, произведения Ц.Даваахуу, Ц. Минжуура, Б. Аварзэда, Ц. Жамсрана, Б. Гомбосурэна и других. 

КОГДА ОФИЦИАЛЬНО СФОРМИРОВАН ТЕРМИН «МОНГОЛЬСКАЯ ЖИВОПИСЬ»? 

В произведениях монгольских художн иков, написанных в 1958-1986 годах, наблюдается отсутствие элементов перспективы (техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхн ости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров) и светотеней. По этой причине некоторые искусствоведы сравнили монгольские картины с простыми детскими рисунками. Однако в сегодняшний день многие уже признаются в своей ошибке и единогласно утверждают монгольскую живопись как самостоятельный вид изобразительного искусства. 

В целях проведения тщательного систематичного изучения истории живописи монгольского народа, теоритических исследований, применения на практике и дальнейшего развития в 1971 году в Институте изобразительных искусств был открыт курс монгольской живописи. В 2014 году художники Ассоциации монгольской живописи во главе с художницей Ц.Нармандах приняли манифест монгольской живописи, где впервые официально определили термин «монгольской живописи». 

Согласно данному манифесту при подходе к искусству кочевники изображали ту действительность, которая сохраняется в душе, а не осязается реалии. Одним словом, западные мастера до ХХ века стремились изображать предметы точно так, как они видели в действительности. А кочевники, наборот, акцентировали на абстрактном мышлении, а не на фактических визуальных образах, что является самой главной особенностью монгольской живописи. Дочка Народного художника Монголии Н.Цултэм -художница Ц.Нармандах с 1986 года по сегодняшний день внедряет особые методы монгольской живописи в программу обучения «Баухаус» Института изобразительных искусств. За это время данная программа, основанная на сущности современного европейского искусства, подготовила более 200 учеников. 

Развитие раннего периода монгольской живописи согласно манифесту начинается с 1958 года, а второй период принято считать с 1986 года. Обучение в зарубежных вузах монгольских художников содействовало развитию монгольской живописи. Народный художник Монголии Н.Цултэм в 1956 году вернулся на родину, закончив Институт им. Сурикова и мастерскую С. В. Герасимова в СССР. «Я не только познакомился с живописью Запада и Востока, но и учился уважению к наследию национального искусства и осознал свой долг перед родиной развивать его искусство»,-сказал Н.Цултэм. 

Авторы данного манифеста считают, что монгольская живопись-это новый вид изобразительного искусства, представляющий скрытое глубокое философское содержание какого-либо предмета или человека, изображающего абстрактными иллюстрациями с сочетаниям реальных форм и фигур предметов и традиционных для монгольского народа цветов (преимущественно применялись красные, желтые, зеленые, синие и белые краски, очень редко применялись нейтральные). 

КАКИЕ НЕДОСТАТКИ МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ В СЕГОДНЯШНЕЕ ВРЕМЯ? 

Сегодня мы можем увидеть в музеях и галереях страны произведения ярких представителей монгольской живописи. Например, во Дворце-музее Богд хаана хранятся портреты Богд хаана и его супруги Ц.Дондогдулам, написанные художником Б.Шарав. На этих портретах лица нарисованы с элементами светотени и по смешанной технике иконографии и методов европейских художников. А тело и остальная часть изображены «плоским». 

Как считает глава Ассоциации монгольской живописи, преподаватель Института изобразительного искусства М.Чинбат сегодня в какой-то мере теряются и забываются традиция и техника мастерства монгольской живописи. Одной из главных причин является репрессия в Монгольской Народной Республике, которая унесла жизни множества талантливых мастеров. Поэтому, молодое поколение не смогло полностью унаследовать традиционную технику и мастерство живописи. Другой причиной является недостаточное образование и недопонимание монгольского общества своей культуры. Третья причина-создание монгольской живописи занимает много времени по сравнению с другими видами изобразительн ого искусства. 

И недооценка работ художников повлияла на многих людей бросить свое любимое дело и зарабатывать на жизнь другим путем. Иными словами, из-за низкой зарплаты художники работают в зарубежных странах и продают свои работы, в основном, иностранцам. В последние годы в «наш южный сосед (Китай)» приглашает работать и преподавать в своих вузах самых талантливых художников. 

Тем не менее, в стране остались верны своему делу многие талантливые художники, в числе которых Ч.Ганбаатар, М.Баярмагнай, Х.Элбэгзаяа, Д.Бат-Эрдэнэ, Ш.Амартувшин, У.Мөнхжаргал, Д.Уурийнтуяа, О.Уржинханд, Л.Хонгорзул, П.Нурмаажав, Б.Номин, Б.Баатарзориг, Д.Азжаргал и многие другие. Они работают, чтобы подтвердить миру, что монгольская живопись - не устаревшее искусство, а искусство будущего. 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БУДУЩЕМ МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ 

Зарубежные искусствоведы сегодня все больше и больше интересуются монгольской живописью, а студенты как европейских, так и азиатских стран приезжают учиться в Монголии. Перед нами стоит ответственная задача сохранить и развивать национальную культуру и искусство своего народа, и популяризовать их в зарубежных странах. Поэтому будущее монгольской живописи должно быть только светлым. Как отметила художница Б.Номин, уникальность монгольской живописи состоит в возможности изображения на одной плоскости пространства и времени.

МОНГОЛИЯ

icde.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта