Описание картины Алексея Антропова «Портрет А. М. Измайловой». Антропов картины


Антропов Алексей Петрович Картины биография Antropov Aleksey

Антропов Алексей Петрович — главный живописец Святейшего Синода, академик Императорской академии художеств. Родился 17 марта 1716 года. Антропов был предпоследним ревизором иконописания при Святейшем Синоде; ученик Андрея Матвеева (Кобылина), учитель знаменитого художника Дмитрия Григорьевича Левицкого.

Антропов Портрет Измайловой Портрет А.М. Измайловой, 1759, Третьяковская галерея Антропов Портрет Бутурлиной Портрет Анны Васильевны Бутурлиной, Третьяковская галерея Антропов Петр III Портрет Петра III, 1762,Третьяковская галерея Антропов Портрет Воронцовой
Портрет Анны Карловны Воронцовой, 1763, Государственный Русский музей

Уже с пятнадцати лет Антропов учился живописи у разных мастеров и в 1739 году был принят учеником в Канцелярию строений; в 1752 послан в Киев для исполнения живописных работ в отстраивавшейся по проекту графа Растрелли церкви Андрея Первозванного, причем как образа для иконостаса, так купол и стены были писаны им самим без всякой посторонней помощи.

Успев окончить работу за четыре года (1752—1756), Антропов из Киева явился в Москву и там выполнил в месяц 2 плафона в Головинском дворце, где жила государыня. Этими трудами он составил себе репутацию искусного мастера в живописи. В портретах Алексей Петрович Антропов следовал манере Ротари. Портрет посетившего Петербург грузинского царя Теймураза Николаевича, весьма удачно написанный, составил Антропову хорошую репутацию в Петербурге, где к нему весьма охотно обращалась с заказами тогдашняя петербургская знать.

Антропов Портрет Бутурлина Портрет Д.И. Бутурлина, 1763, Третьяковская галерея Антропов Портрет Румянцевой
Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой, 1764, Русский музей Антропов Портрет Петра I Портрет Петра I, 1770,Государственный Русский музей Антропов Екатерина II Портрет Екатерины II, 1766,Тверская областная картинная галерея

Заслужив известность, Антропов был приглашен Шуваловым в Москву на службу в университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию художеств, но так как это не состоялось, то по рекомендации Шувалова Антропов определен был в 1761 году в Синод живописцем, на обязанности которого лежало наблюдение за копировщиками икон, с жалованьем по 600 рублей в год, для того времени очень большим.

К коронации Екатерины II Антропов в числе других живописцев был отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в писании эпизодов коронования. Тогда он написал портрет императрицы в белом платье во весь рост, с регалиями, в порфире и короне. Оригинал сохраняется в Синоде в числе восьми произведений Антропова, который до конца своих дней учил учеников и писал образа для подношения императрице и портреты. Антропов Алексей Петрович умер 23 июля 1795 года. Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

smallbay.ru

Алексей Антропов: жизнь и творчество художника

Алексе́й Петро́вич Антро́пов (1716—1795) — русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Алексея Антропова

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Алексей Антропов родился 14  марта 1716 г. в Санкт-Петербурге, в семье чиновника — отец художника служил в Канцелярии от строений.

С 1732 г. Алексей также учился в Канцелярии от строений в Петербурге у своего родственника А. М. Матвеева, с 1739 г. работал там же в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова.

В 1742 г. Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.

В 1752 г. он получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли.

Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ. Алексей Антропов имел собственную художественную студию, в которой, в частности, работал И. Л. Колокольников.

Тайная вечеря. Заалтарный образ

Из Киева художник отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь он знакомится с меценатом И. И. Шуваловым, куратором созданного в 1755 г. Московского университета. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера». Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы, и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству».

В доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий. Антропов скончался 12 июня 1795 г. в Петербурге. Похоронен на некрополе Александро-Невской лавры.

ТВОРЧЕСТВО

В творчестве Алексея Петровича Антропова явственно прослеживается преемственность между живописцами-пенсионерами эпохи Петра I и художниками второй половины XVIII века. Наибольших успехов мастер добился в жанре портрета. Именно в этой области Антропову принадлежит решающая роль в упрочении национальных традиций, выразившихся в реалистически точном и непредвзятом отображении действительности.

Ранние станковые произведения А. П. Антропова докиевского и киевского периодов, к сожалению, сохранились в очень небольшом количестве. К ним можно отнести портрет императрицы Елизаветы Петровны (середина XVIII в., ГРМ) и еще одно изображение этой правительницы (между 1744 и 1751 гг., Сергиево-Посадский музей-заповедник), которое А. П. Антропов скопировал с парадного портрета работы своего учителя Луи Каравакка.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Между 1744 и 1751

Подобные официозные изображения августейших особ исполнялись обычно с установленного и апробированного «образца».

Например, парные портреты великого князя Петра Федоровича (1753, ГРМ) и великой княгини Екатерины Алексеевны (1753, ГРМ) А. П. Антропов писал с «живописных образцов» Г.-Х. Грота. Однако, согласно традициям русского XVIII века, это прямое заимствование вовсе не умаляло авторского достоинства копииста, который, не вступая в противоречие с моральными нормами того времени, подписывал работу своим именем. Задача не была чисто формальной: художник мог предложить новую интерпретацию классического образа. Кроме того, в России копирование чужих произведений было профессиональной школой изучения приемов живописного мастерства.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1753 Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1753 Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Конец 1750-х гг Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Конец 1750-х гг Портрет великого князя Петра Федоровича. 1753 Портрет великого князя Петра Федоровича. 1753

В Петербурге начинается новый этап творчества художника. Он поступил в обучение портретному искусству к Пьетро Ротари — итальянскому художнику при дворе Елизаветы Петровны. Ученик копировал манеру своего учителя и участвовал вместе с ним в выполнении живописных заказов, получая от него советы и наставления. Известна антроповская копия с портрета великой княгини Екатерины Алексеевны (конец 1750-х гг.?, ГТГ) работы П. Ротари.

Портрет А.М. Измайловой. 1759 г

Итальянский мастер был доволен своим учеником и даже называл его «лучшим живописцем России».

Вполне убедительно предположение И. М. Сахаровой, что знаменитый портрет А. М. Измайловой (1759, ГТГ) стал своего рода экзаменом на звание портретиста по окончании учебы у придворного маэстро (Сахарова Я.М. Алексей Петрович Антропов. — М., 1974. С. 60.). Художественные достоинства портрета А. М. Измайловой действительно свидетельствуют о более высоком, нежели ранее, уровне мастерства. В своей живописной манере Антропов впоследствии отчасти следовал Ротари — два года обучения не прошли даром.

Портрет посетившего Петербург грузинского царя Теймураза Николаевича, весьма удачно написанный, завоевал художнику солидную репутацию в высших кругах — к нему весьма охотно стала обращаться с заказами петербургская знать.

С конца 1750-х годов можно говорить о начале вполне самостоятельного художественного пути А. П. Антропова — портретиста. Расцвет его творчества приходится на 60-е годы, когда он создал свои лучшие полотна, такие, как портреты М. А. Румянцевой (1764, ГРМ) , В. В. Фермора (1765, НИМ РАХ), А. В. Бутурлиной (1763, ГТГ), Д. И. Бутурлина (1763, ГТГ) и портрет неизвестной (1760-е гг., ГТГ).

Во всех этих произведениях художник отнюдь не стремится проникнуть в сложный мир душевных переживаний тех, кого он изображает, но лишь предельно точно фиксирует их внешность. Вместе с тем в портретной манере А. П. Антропова на протяжении всех периодов его творчества чувствуется влияние старых живописных традиций конца XVII — начала XVIII вв. Связь с техникой иконы и парсуны очевидна во многих его произведениях. Особенно показателен портрет атамана Ф. И. Краснощекова (1761, ГРМ), сильно напоминающий одновременно парсуну и украинский портрет.

Портрет атамана Ф. И. Краснощекова

Выполнение церковных работ в Киеве могло только укрепить эти живописные склонности мастера, так как на Украине вплоть до середины ХVIII века были сильны иконно-парсунные традиции. К тому же не следует забывать, что А. П. Антропов всю свою жизнь писал иконы. Подобная направленность сказалась на целом ряде работ А. П. Антропова, например, на портрете А. Л. Апраксиной (конец 1750-х гг., Гос. музей А.С. Пушкина), а также на многочисленных портретах духовных лиц, которых ему часто приходилось писать в качестве художника, состоявшего при Синоде. Это, в частности, портреты архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, ГРМ), архиепископа Гавриила Петрова (1774, ГИМ), духовника императрицы Елизаветы Петровны Федора Дубянского (1761, ГЭ), московского архиепископа П. Левшина (1775, Тверская картинная галерея).

Портрет архиепископа Гавриила Петрова. 1774 Портрет архиепископа Гавриила Петрова. 1774 Портрет Ф. Я. Дубянского 1761 Портрет Ф. Я. Дубянского 1761 Портрет А.Л. Апраксиной. Конец 1750-х гг Портрет А.Л. Апраксиной. Конец 1750-х гг

Живописные качества работ А. П. Антропова, восходящие к парсуне, выразились в застылости поз, условно-объемной моделировке головы, приближенности лица к первому плану, глухом нейтральном фоне, тщательной, но при этом часто плоскостной прописанности аксессуаров, традиционном иконном сочетании красного и зеленого, желтого и голубого цветов.

У художника, как и у многих других русских живописцев XVIII столетия, портретный образ выступает прежде всего как символ определенного сословного положения изображаемого — портрет человека превращается в социальный знак.

Живописец петербургского дворянства и высшего духовенства, А. П. Антропов создает портреты, по которым можно безошибочно судить об общественном статусе заказчика, о его должности, материальном преуспевании; награды говорят о его успехах по службе.

Социальная репрезентативность просматривается не только в помпезных царских портретах, но и в небольших камерных.

В последний период А. П. Антропов все меньше работает с натуры, но создает много икон. До конца своих дней мастер писал образа «для поднесения высочайшим особам». Художественное наследие А. П. Антропова трудно исчерпать, определив его принадлежность к какому-то определенному стилевому направлению. Мастер испытал воздействие стиля барокко, особенно в ранний период своего развития. В поздних вещах времен Екатерины II можно увидеть отблески классицизма. Однако вернее всего было бы отнести его творчество к раннему реализму. И хотя его реалистическая правдивость ограничивается еще главным образом физическим сходством — глубина человеческой психики для него закрыта, — все же произведения Антропова знаменуют ощутимый сдвиг русского искусства к реализму, зачатки которого относятся еще к петровскому времени.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Из фактов личной жизни художника известно, что у него была жена, Елена Васильевна, и поздний, и к тому же единственный, сын Василий, но его судьба неизвестна.

25 декабря 1789 года Антропов организовал частное училище, в котором сам же и преподавал и которому завещал все свое имущество.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Савинов А. Н. Алексей Петрович Антропов // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. — М., 1952
  • Сахарова И. М. Алексей Петрович Антропов. 1716—1795 / И. М. Сахарова. — М.: Искусство, 1974
  • Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. – М.: Книга, 1990
  • Михайлова К.В. О некоторых портретах А.П. Антропова // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. 5. – Л., 1957
  • Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины ХVIII века. – М., 1965
  • Лебедев Г. В. Русская живопись первой половины ХVIII века. – М., 1938
  • Коваленская Н.Н. А.П. Антропов // История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 5. – М.: Академия наук СССР, 1960
  • Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: «Высшая школа», 1999
  • Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994
  • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Изд-во «Красная площадь», 1998

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, artclassic.edu.ru, art19.info

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Алексей Антропов: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Алексей Антропов: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

АНТРОПОВ Алексей Петрович – Галерея произведений (34 изображения).

admin 13.02.2014 Галерея, Новости 1,360 Показы

Открыть доступ

А.П.АНТРОПОВ

(1716 – 1795)

Будущий художник родился 14 (25) марта 1716 года в Петербурге в семье солдата лейб-гвардии Семёновского полка, бывшего по совместительству также слесарным и инструментальным мастером сначала при Оружейном дворе, а затем при Канцелярии от строений. При этой канцелярии юный Алексей Антропов состоял сначала в качестве ученика, а потом и в роли подмастерье в её «живописной команде». Учился и набирался опыта у таких знаменитых живописцев как Луи Каравак, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Пьетро Ротари. В 1760 году получил звание мастера. 

Участвовал в декоративных росписях царских резиденций в Петербурге и его окрестностях, в оформлении коронационных торжеств. В 1752-1755 годах исполнил росписи Андреевского собора в Киеве, часто работал и в Москве. В 1761 году получил должность надзирателя за живописцами и иконописцами в Синоде, которую занимал до конца жизни. В Петербурге имел собственную частную школу живописи, среди его учеников – Дмитрий Левицкий и Пётр Дрождин.

Блестящий портретист, мастер декоративной живописи, исполнял миниатюры на эмали, писал иконы.

 

1. Антропов Алексей "Портрет Петра III. Эскиз" 1762 Холст, масло 44х34,4 Государственная Третьяковская галерея 1. Антропов Алексей «Портрет Петра III. Эскиз» 1762 Холст, масло 44х34,4 Государственная Третьяковская галерея2. Антропов Алексей "Портрет Екатерины II. Эскиз" 1762 Холст, масло 48х37,3 Государственная Третьяковская галерея 2. Антропов Алексей «Портрет Екатерины II. Эскиз» 1762 Холст, масло 48х37,3 Государственная Третьяковская галерея 3. Антропов Алексей "Портрет Петра III" 1762 Холст, масло 250х179 Государственная Третьяковская галерея 3. Антропов Алексей «Портрет Петра III» 1762 Холст, масло 250х179 Государственная Третьяковская галерея4. Антропов Алексей "Портрет Петра III" 1762 Холст, масло 242х174,5 Государственный Русский музей 4. Антропов Алексей «Портрет Петра III» 1762 Холст, масло 242х174,5 Государственный Русский музей 5. Антропов Алексей "Портрет великого князя Петра Федоровича" 1753 Холст, масло 88х68 Государственный Русский музей 5. Антропов Алексей «Портрет великого князя Петра Федоровича» 1753 Холст, масло 88х68 Государственный Русский музей6. Антропов Алексей "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны" 1753 Холст, масло 87,5х66 Государственный Русский музей 6. Антропов Алексей «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» 1753 Холст, масло 87,5х66 Государственный Русский музей 7. Антропов Алексей "Портрет Анны Васильевны Бутурлиной" 1763 Холст, масло 60,3х47 Государственная Третьяковская галерея 7. Антропов Алексей «Портрет Анны Васильевны Бутурлиной» 1763 Холст, масло 60,3х47 Государственная Третьяковская галерея8. Антропов Алексей "Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина" 1763 Холст, масло 60,9х47,7 Государственная Третьяковская галерея 8. Антропов Алексей «Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина» 1763 Холст, масло 60,9х47,7 Государственная Третьяковская галерея 9. Антропов Алексей "Портрет архиепископа Сильвестра Кулбки" 1760 Холст, масло 102х77,5 Государственный Русский музей 9. Антропов Алексей «Портрет архиепископа Сильвестра Кулбки» 1760 Холст, масло 102х77,5 Государственный Русский музей10. Антропов Алексей "Портрет Ф.И.Краснощекова" 1761 Холст, масло 61х48,5 Государственный Русский музей 10. Антропов Алексей «Портрет Ф.И.Краснощекова» 1761 Холст, масло 61х48,5 Государственный Русский музей 11. Антропов Алексей "Портрет Михаила Дмитриевича Бутурлина" 1763 Холст, масло 61,5х48,5 Государственная Третьяковская галерея 11. Антропов Алексей «Портрет Михаила Дмитриевича Бутурлина» 1763 Холст, масло 61,5х48,5 Государственная Третьяковская галерея12. Антропов Алексей "Портрет Петра III" Около 1762 Холст, масло 263х205 Государственный Русский музей 12. Антропов Алексей «Портрет Петра III» Около 1762 Холст, масло 263х205 Государственный Русский музей 13. Антропов Алексей "Портрет А.К.Воронцовой" 1763 Холст, масло 81,5х65 Государственный Русский музей 13. Антропов Алексей «Портрет А.К.Воронцовой» 1763 Холст, масло 81,5х65 Государственный Русский музей14. Антропов Алексей "Портрет графини М.А.Румянцевой" 1764 Холст, масло 62,5х48 Государственный Русский музей 14. Антропов Алексей «Портрет графини М.А.Румянцевой» 1764 Холст, масло 62,5х48 Государственный Русский музей 15. Антропов Алексей "Портрет А.М.Голицына" 1766 Холст, масло 62,5х49,5 Государственный Русский музей 15. Антропов Алексей «Портрет А.М.Голицына» 1766 Холст, масло 62,5х49,5 Государственный Русский музей16. Антропов Алексей "Портрет Екатерины II" 1766 Холст, масло 241х176 Государственный Русский музей 16. Антропов Алексей «Портрет Екатерины II» 1766 Холст, масло 241х176 Государственный Русский музей 17. Антропов Алексей "Портрет цесаревны Анны Петровны" 1772 Холст, масло 53х43 Государственный Русский музей 17. Антропов Алексей «Портрет цесаревны Анны Петровны» 1772 Холст, масло 53х43 Государственный Русский музей18. Антропов Алексей "Портрет неизвестного в красном камзоле" 1766 Холст, масло 61,6х48,6 Государственная Третьяковская галерея 18. Антропов Алексей «Портрет неизвестного в красном камзоле» 1766 Холст, масло 61,6х48,6 Государственная Третьяковская галерея 19. Антропов Алексей "Портрет архиепископа Гавриила Петрова" 1774 Холст, масло 106х84 Государственный Русский музей 19. Антропов Алексей «Портрет архиепископа Гавриила Петрова» 1774 Холст, масло 106х84 Государственный Русский музей20. Антропов Алексей "Портрет неизвестного в черном кафтане (Автопортрет?)" 1780-е Холст, масло 60,5х46,5 Государственный Русский музей 20. Антропов Алексей «Портрет неизвестного в черном кафтане (Автопортрет?)» 1780-е Холст, масло 60,5х46,5 Государственный Русский музей

cultobzor.ru

Русская живопись. Художник Антропов Алексей Петрович. Биография. Картины

Антропов Алексей Петрович

Выдающийся живописец-портретист. Участвовал в декоративных росписях Зимнего и других дворцов в Петербурге. Писал портреты венценосных особ. Занимался также церковной живописью. Творчество Антропова - важный этап в развитии русской живописи. Просмотреть картины Антропова

Биография и творческая деятельность

Русский живописец Алексей Петрович Антропов родился 14 марта 1716 года в Петербурге в семье народных умельцев. Его дед, Яков Савинов, и отец, Петр Яковлевич, состояли мастерами Оружейной палаты. Позднее отец, прошедший солдатскую службу в лейб-гвардии Семеновском полку, участвовавший в походах Петра I, в том числе в Полтавской битве, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе в качестве слесарного и инструментального мастера, а с 1723 года - в Канцелярии от строений. Туда же, по примеру отца, поступили Алексей Петрович и его братья. В 1739 году будущий художник был переведен в штат Канцелярии от строений к вновь назначенному мастеру живописной команды И. Вишнякову. Вишняков высоко ценил Алексея, и когда понадобилось направить на самостоятельную работу кого-либо из учеников в Киев, то выбор преподавателя пал именно на Антропова. Будучи учеником Вишнякова, Антропов получал самое большое жалованье - 120 рублей.

В 1749 году Антропов был произведен в подмастерья. Художник участвовал в декоративных росписях Зимнего (1744-1745), Летнего (1748), Царскосельского (1749), Петергофского, Аничкова (1750) и других дворцов. Живописные работы Анропова этого периода не сохранились, но существует гравюра Г.Ф. Сребреницкого с портрета купца И.С. Чиркина, которая была сделана с оригинала Антропова. Только она может дать представление о ранних портретных произведениях.

В 1752 году Антропов был переведен в Киев для росписей Андреевского собора. Этой работе художник отдал около четырех лет (1752 - 1756). Антропов писал образы для иконостаса, росписывал купола и стены. При загруженности работой в соборе Антропов находил время и для портретной живописи, выполнив несколько портретов, два из которых - императрицы Елизаветы Петровны.

Закончив работу над росписью Андреевского Собора, Антропов уезжает в Москву, где в течение месяца делает роспись плафонов в Головинском дворце. В это же время Антропов познакомился с фаворитом императрицы графом И.И. Шуваловым и с тех пор всегда пользовался его поддержкой.

В 1758 году Антропов находится уже в Петербурге, имея при себе учеников, одним из которых являлся Дмитрий Левицкий.

Одна из известных работ Антропова - портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной, с утвердившейся датой исполнения 1754 года. Но многие исследователи творчества художника предполагают, что работа была выполнена во время проживания Антропова в Петербурге.

Несмотря на свою известность, художник продолжал свое образование в области портретной живописи, Он прибегнул к частным урокам приехавшего в Петербург итальянского живописца Ротари. Обучение продолжалось два года. В конце 1759 года Антропов сдает своеобразный экзамен на звание портретиста. Экзаменационная работа - портрет Измайловой.

Позднее художник создает серию портретов: архиепископа Сильвестра Кулебяки, грузинского царя Теймураза Николаевича, атамана Краснощекова, княгини Трубецкой, духовника императрицы Елизаветы Дубянского и других.

В 1962 году Антропов получает должность надзирателя за живописцами и иконописцами с обязанностями писать и поправлять иконы, рисовать чертежи для иконостасов и прочих церковных украшений, писать портреты. В этот период написал множество произведений. Среди них насчитывается несколько копий с Ротари, но в основном это оригинальные работы, исполненные на высоком профессио-нальном уровне, среди которых - портреты княгини А.М. Воронцовой, Павла I в детстве, австрийского посла Лобковича. Антропов приобретает широкую известность в придворных кругах и получает все новые заказы. Для сената Антропов пишет портрет недолго правящего Петра III, причем повторяет его множество раз. К коронации Екатерины II Антропов в числе других живописцев был отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в изображении эпизодов коронования.

В период с 1764 по 1766 год Антропов написал множество копий с портретов Екатерины II и юного Павла, исполненных в основном иностранными авторами. Особое место среди парадных портретов занимает портрет графа Вилима Вилимовича Фермора (1765) - видного государственного деятеля.

С начала 1760-х годов художник работает над серией камерных портретов. Среди них семейные портреты Бутурлиных, статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1764), матери прославленного полководца, портреты неизвестных людей (1765).

Известно, что в этот период Антропов написал 18 икон в иконостасе Златоустовской церкви в Александро-Невской лавре. К сожалению, эти иконы не сохранились. Для анфилады комнат Екатерининского дворца художник написал четырнадцать образов. Из портретных работ второй половины 1760-х известны «Портрет неизвестного в синем кафтане», портреты четы Колычевых (1767-1768), портрет генерал-аншефа И. С. Гендрикова - одного из родственников Екатерины II.

Из фактов личной жизни художника известно, что у него была жена, Елена Васильевна, и поздний, и к тому же единственный, сын Василий, но его судьба неизвестна. 25 декабря 1789 года Антропов организовал частное училище, в котором сам же и преподавал и которому завещал все свое имущество. Умер А.П. Антропов в Петербурге 12 июня 1795 года.

Картины Антропова  

art19.info

Художник Антропов Алексей Петрович.. - Восемнадцатый век

.

Антропов Алексей Петрович (25.03.1716-23.06.1795) родился в Санкт-Петербурге. Его отец был чиновником в Канцелярии от строений. Алексей Петрович с раннего возраста начал увлекаться изобразительным искусством и уже с 15 лет учился живописи. В 1732 г. Антропов был принят в качестве ученика в Канцелярию от строений, где учился у Матвеева Андрея Матвеевича. С 1739 г. Антропов начал свою профессиональную деятельность под руководством Вишнякова Ивана Яковлевича в Канцелярии от строений в Петербурге: он принимает участие в росписи плафона и создании икон для Зимнего дворца, создает картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; под руководством Валериани создает декорации для Оперного дома, выполняет различные работы в Аничковом дворце, Петергофе, Летнем дворце и Царском Селе. К сожалению большинство из этих работ не сохранилось.

В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). За четыре года (1752-1756 гг.) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. После завершения этой работы Антропов в течение месяца выполнял роспись плафонов в московском Головинском дворце на Яузе. Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи.

Антропов Алексей Петрович

Апостол Андрей

знаменитый русский художник

Апостол

.

Господь Бог Сафаоф. Образ в куполе

.

Тайная вечеря. Заалтарный образ

В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Как известно, Шувалов И.И. был государственным деятелем, меценатом, оказывал значительное содействие и покровительство русской науке и искусству. Именно он был основателем Московского университета в 1755 г., при котором был создан факультет искусства. Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. Но в Москве у Антропова не было постоянной работы, и он возвращается в Петербург, где в 1761 г. получает место главного художника Святейшего Синода. В соответствии со своей должностью Антропов наблюдает за работами петербургских иконописцев, пишет портреты представителей русского духовенства, а также работает с группой учеников.

.

Портрет метрополита Гавриила (Петрова) Новгородского и Сакнт-Петербургского

.

Портрет Платона II (Левшина), митрополита Московского

.

Портрет Феодосия Янковского, архиепископа Санкт-Петербургского и настоятеля Александро-Невской лавры

Антропов Алексей Петрович известен не только как искусный иконописец, но и знаменит своими портретами, особенно женскими. Отличительной чертой Антропова является его стремление не уходить от жизненной правды, его наблюдательность позволяет ему достоверно передавать характеры. В портретах знатных вельмож много деталей, но нет ничего лишнего.

.

Портрет Анны Ивановны Колычевой

.

Портрет Великого Князя Павла Петровича в детстве

.

Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II Великой

.

Портрет Главнокомандующего графа Уильяма В.Фермора

.

Портрет графа Ивана Симоновича Гендрикова

.

Портрет графа Михаила Дмитриевича Бутурлина

.

Портрет графини Агриппины Леонтьевны Апраксиной

.

Портрет графини Елизаветы Воронцовой

.

Портрет графини Елизаветы Францевны Бутурлиной

.

Портрет графини Марии Андреевны Румянцевой

.

Портрет графини Татьяны Алексеевны Трубецкой

.

Портрет графины Анны Воронцовой

.

Портрет детей австрийской Императрицы Марии-Терезы

.

Портр

18century-ru.livejournal.com

Описание картины Алексея Антропова «Портрет А. М. Измайловой»

Описание картины Алексея Антропова «Портрет А. М. Измайловой»

«Портрет А. М.Измайловой» написан в поворотный момент становления мастерства Алексея Антропова и признании его одним из самобытных и ярчайших художников своей эпохи. Данная картина наглядно демонстрирует эволюцию творческого мировоззрения Антропова после его обучения у знаменитого итальянского живописца Пьетро Ротари.

Сверх того, портрет выполнен в камерном стиле, когда модель изображена не в полный рост и на нейтральном фоне. А. П. Антропов не забывает о деталях, указывающих на статусные привилегии персонажа, но выходит за рамки, присущие тому же традиционному камерному варианту исполнения. Внимание уделяется мимике лица, деталям в одежде… Наряду с этим Антропов стремится к сохранению реалистичности изображаемой героини, тонко передавая сущность её натуры. Портрет отличается ярким колоритом и контрастом цветовых вариаций. А самые незначительные детали в одежде тщательно продуманы и закономерны.

Женщина, запечатленная на картине – Анастасия Михайловна, дочь Нарышкина – камергера великого царя Петра, в замужестве Измайлова. Обладая острым умом и стремящаяся к власти, она входила в ближайшую свиту императрицы Елизаветы и имела статус высокопоставленной особы. Своенравную натуру выдают ехидно сжатые в тонкую линию губы и выразительный взгляд карих глаз. Однако как любая женщина, Анастасия Михайловна, в первую очередь, стремится увековечить в памяти потомков свою красоту. Что является непростым делом, ведь на момент написания портрета этой почтенной особе уже было около 56 лет.

Неумолимое желание и стремление дамы оставаться неотразимой, художник сознательно выворачивает наизнанку. Он не скрывает уже порядком грузную и расплывшуюся фигуру женщины. Массивность тела подчеркивает роскошное платье насыщенного синего оттенка, с многочисленными оборками. Красный бант невольно акцентирует внимание на двойном подбородке. Не скрывают увядания некогда славящейся своей красотой Анастасии Измайловы и косметические ухищрения прошлой эпохи: плотно набеленное лицо, излишний слой румян на щеках, напудренные волосы и густо накрашенные брови.

Грузность фигуре любимицы Елизаветы Петровны придаёт усыпанный бриллиантами орден с её изображением. Это украшение выдвинуто на первый план, указывая на высокий общественный статус модели и её значимость. Орден – награда и особый знак личного расположения императрицы к члену своей свиты. Проработанный до мельчайших граней каждого из алмазов эта деталь наряда приковывает взгляд, заставляя восхищаться передачей блеска и великолепия ювелирного украшения с помощью живописи.

Таким образом, хоть А. П. Антропов и не пытается раскрыть внутренний мир Анастасии Измайловой, но искусно и емко выделяет и отображает наиболее значительные и яркие черты её характера.

opisanie-kartin.com

Художник Антропов Алексей Петрович.. - ru_art links

.

Антропов Алексей Петрович (25.03.1716-23.06.1795) родился в Санкт-Петербурге. Его отец был чиновником в Канцелярии от строений. Алексей Петрович с раннего возраста начал увлекаться изобразительным искусством и уже с 15 лет учился живописи. В 1732 г. Антропов был принят в качестве ученика в Канцелярию от строений, где учился у Матвеева Андрея Матвеевича. С 1739 г. Антропов начал свою профессиональную деятельность под руководством Вишнякова Ивана Яковлевича в Канцелярии от строений в Петербурге: он принимает участие в росписи плафона и создании икон для Зимнего дворца, создает картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; под руководством Валериани создает декорации для Оперного дома, выполняет различные работы в Аничковом дворце, Петергофе, Летнем дворце и Царском Селе. К сожалению большинство из этих работ не сохранилось.

В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). За четыре года (1752-1756 гг.) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. После завершения этой работы Антропов в течение месяца выполнял роспись плафонов в московском Головинском дворце на Яузе. Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи.

Антропов Алексей Петрович

Апостол Андрей

знаменитый русский художник

Апостол

.

Господь Бог Сафаоф. Образ в куполе

.

Тайная вечеря. Заалтарный образ

В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Как известно, Шувалов И.И. был государственным деятелем, меценатом, оказывал значительное содействие и покровительство русской науке и искусству. Именно он был основателем Московского университета в 1755 г., при котором был создан факультет искусства. Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. Но в Москве у Антропова не было постоянной работы, и он возвращается в Петербург, где в 1761 г. получает место главного художника Святейшего Синода. В соответствии со своей должностью Антропов наблюдает за работами петербургских иконописцев, пишет портреты представителей русского духовенства, а также работает с группой учеников.

.

Портрет метрополита Гавриила (Петрова) Новгородского и Сакнт-Петербургского

.

Портрет Платона II (Левшина), митрополита Московского

.

Портрет Феодосия Янковского, архиепископа Санкт-Петербургского и настоятеля Александро-Невской лавры

Антропов Алексей Петрович известен не только как искусный иконописец, но и знаменит своими портретами, особенно женскими. Отличительной чертой Антропова является его стремление не уходить от жизненной правды, его наблюдательность позволяет ему достоверно передавать характеры. В портретах знатных вельмож много деталей, но нет ничего лишнего.

.

Портрет Анны Ивановны Колычевой

.

Портрет Великого Князя Павла Петровича в детстве

.

Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II Великой

.

Портрет Главнокомандующего графа Уильяма В.Фермора

.

Портрет графа Ивана Симоновича Гендрикова

.

Портрет графа Михаила Дмитриевича Бутурлина

.

Портрет графини Агриппины Леонтьевны Апраксиной

.

Портрет графини Елизаветы Воронцовой

.

Портрет графини Елизаветы Францевны Бутурлиной

.

Портрет графини Марии Андреевны Румянцевой

.

Портрет графини Татьяны Алексеевны Трубецкой

.

Портрет графины Анны Воронцовой

.

Портрет детей австрийской Императрицы Марии-Терезы

.

Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина

.

Портрет Екатерины II Великой

.

Портрет Императора Петра I Великого

.

Портрет Императора Петра I Великого

.

Портрет Императора Петра III

.

Портрет Императрицы Екатерины II Великой

.

Портрет Императрицы Екатерины II Великой

.

Портрет Императрицы Екатерины II Великой

.

Портрет Императрицы Елизаветы Петровны

.

art-links.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта