Картины узников Освенцима«Если я исчезну – не дайте моим картинам умереть». Картина узник
Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого (11 работ): picturehistory
[Spoiler (click to open)]
***
Народный художник СССР Михаил Андреевич Савицкий — один из тех крупнейших живописцев, которые способствуют поступательному движению советского искусства и пополняют его сокровищницу непреходящими духовными ценностями. Михаил Савицкий родился в 1922 году в деревне Звенячи Витебской области. Труд большой и дружной крестьянской семьи, природа Белоруссии и ее богатая народная культура, радостная атмосфера новой колхозной жизни — все это формировало будущего художника.В резком контрасте со счастливой порой ранних лет военная биография Михаила Андреевича, в решающей мере определившая магистральные пути его творчества. Призванный в 1940 году в Советскую Армию, молодой воин был в рядах легендарных защитников Севастополя, выстоявших 250 дней под ударами вражеских полчищ. Когда возможности сопротивления были исчерпаны, попал в плен к гитлеровцам.
Работая в Дюссельдорфе на вагоностроительном заводе, военнопленный Михаил Савицкий активно участвует в диверсионной антифашистской деятельности. Обвиненный в коммунистической пропаганде, юноша был заточен в Бухенвальд, где прошел все круги фашистского ада.
Художественное образование Савицкий получил после демобилизации из армии. В 1951 году он окончил Минское художественное училище, в 1957 — Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. В начале 60-х годов художник приступает к работе над основной своей темой, чрезвычайно близкой народу Белоруссии,—- темой партизанской борьбы. Картины «Партизаны» и «Партизанская мадонна*, «Витебские ворота» и «Казнь», как и другие полотна этого цикла, утверждают героический смысл человеческого бытия, ставят коренные проблемы жизни и смерти, долга и преданности.
Серия картин Савицкого «Цифры на сердце» (1974— 1979) — явление особое, в творчестве художника знаменующее высший этап зрелости его мастерства. Полотна серии, раскрывающие зловещий облик фашизма, вместе с тем утверждают бессмертие и красоту человека-борца.
Сюжеты картин, основанные на конкретном историческом материале,— это свидетельские показания о фашистских методах уничтожения людей в концентрационных лагерях. Героическое и трагическое звучание серии выражено в классически завершенной форме картин. Строгая композиционная симметрия, трагедийно-мрачный накал колорита, чеканный рисунок — все средства живописи направлены на раскрытие авторского замысла.
Картины насыщены острыми контрастами — ритмическими, тональными, пластическими. Из них рождается основная тема серии — непримиримое, героическое противостояние света — тьме, прекрасного — безобразному, духовного восхождения — низости, вечных человеческих идеалов — мракобесию, смерти.
Эти метафоричные контрасты способствуют прочтению содержания каждой картины серии,во многих случаях превращая его в противоположное исходной сюжетной основе: сожжение коммунистов становится гимном гнева и мужества, в полотнах «Узник 32815», «Эттерсберг — Голгофа XX века» человеческое достоинство воспевается вопреки его уничтожению. Картины различны по образной структуре. Они разнятся прежде всего степенью преобладания документального или, напротив, философски обобщающего начала. Убеждающая сила достоверного рассказа доминирует в картинах «Побег», «Канада», «Надсмотрщик». В полотнах «Отбор», «SOS!» присутствуют, на наш взгляд, обе стороны. Образная символика картин «Поющие коммунисты», «Танец с факелами», «Мадонна Биркенау» придает всей серии обобщенное философское звучание, утверждает торжество человеческого духа. Поэтому картины не подавляют мрачным трагизмом, но вызывают чувство духовного просветления.
В серии художник лаконично и образно раскрыл опасность любой антигуманной идеологии, показал, какими преступлениями она чревата. ...11 миллионов жертв из 18 миллионов мучеников лагерей смерти, 50 миллионов павших на фронтах второй мировой войны, из них — 20 миллионов жизней советских людей, отданных за избавление от фашистской чумы. Новые миллионы жертв реакционных, агрессивных движений, расистских преступлений в современном мире...
Оттого и в наши дни тревожный гул «Бухенвальдского набата», пронизывающий картины Савицкого, остается грозным предостережением человечеству. В то же время жизнеутверждающий лейтмотив серии выражает веру художника в победу добра, разума, жизни.
Текст приводится по изданию:
«Лiчбы на сэрцы» - авт. Текста Пугачева Э.М.Минск, «Беларусь», 1989 г.
***
1. ОПОЗНАНИЕ. 1987 г.
Среди изуродованных мертвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев... Черные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь все выражает трагедию. Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну. И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. Слезы и стон словно пронизывают полотно. Лишь прижавшаяся к матери девочка, привыкнув к сценам ужаса, уже не может плакать. Выраженный в психологической трактовке персонажей накал человеческих страданий раскрывает высокое гуманистическое содержание картины.
2. «ЛЕТНИЙ ТЕАТР». 1975 г.
Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картине бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим дает только палачам. Гротесково безобразен хохочущий эсэсо-вец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.
3. ПОБЕГ. 1974 г.
В лагерях смерти люди как могли отстаивали свое исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие — падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на глазах разрушающаяся пирамида тел... Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.
4. «ПОЮЩИЕ ЛОШАДИ». 1979 г.
Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряженные в нее узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.
5. НАДСМОТРЩИК. 1979 г.
Эсэсовцы формировали среди заключенных подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Они подвергали узников особенно изощренным экзекуциям, чаще всего со смертельным исходом. В картине изображен типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больные, истощенные пленники не могли выполнять непосильный труд.
6. ПРОКЛЯТЬЕ. 1979 г.
Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.
7. МАДОННА БИРКЕНАУ. 1978 г.
В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожженных пророс скромными полевыми цветами.
8. SOS! 1978 г.
Изображенная на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды" свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».
9. УЗНИК 32815. 1976 г.
На фоне кованых ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает — русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,— номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо выпрямившись. В его осуждающем взгляде дерзкая смелость непокоренного. Это единственный автопортрет Савицкого.
10. СВОБОДА. 1987 г.
В картине изображен тот волнующий, долгожданный момент, когда советский воин открывает ворота лагерного барака и узники, еще не веря избавлению, тесной толпой устремились к образовавшемуся светлому проему. Бритые головы, полосатая униформа заключенных, выразительность подавшихся к выходу спин,— все это полно ощущения страшной были, о которой рассказано в серии "Цифры на сердце". Но в смертельно удушающий мрак уже прорвался свет жизни и грядущей радости, принесенный солдатом-освободителем. Потрясенный увиденным, полный скорбного сострадания, он явился здесь как вестник добра, словно сотканный из солнечных лучей.
11. ЭТИ ВЫЖИЛИ. 1987 г.
Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобожденных узни¬ков — мужчин, детей. Заостренные лица с запавшими огромными глазами — множество этих глаз полны неизжитого, застывшего страдания. Маленькие мученики затравлены. Они разучились не только доверять взрослым, но и верить в добро, испытывая пока лишь робкое недоумение перед удивительным человеком из какого-то забытого ими радостного и яркого мира.
Полнокровный и убедительный образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 50 миллионов жизней, победы добра и света.
picturehistory.livejournal.com
Искусство и Холокост: картины, написанные узниками концлагерей - "Всё, что мы есть
Холокост – страшная трагедия новейшей истории. В этом году в Берлине по инициативе Немецкого исторического музея проходит выставка картин, написанных заключенными гетто и концлагерей. Некоторые авторы сумели выжить, но большинство – умерло в мучениях в местах лишения свободы. На память о всех, кто был обречен на страдания, остались картины. Сражаясь со смертью, художники из последних сил старались запечатлеть прекрасное в лирических пейзажах и обличить нечеловеческую жестокость в карикатурах.Павел Фантль, «Песенка спета»Павел Фантль по профессии был врачом, родился в Праге в 1903 году, отбывал заключение в концлагере Терезиенштадт. Благодаря тому, что один из чешских полицейских проникнулся к нему жалостью, художник получал материалы и мог писать картины. Его цветное полотно «Песенка спета» – карикатура на Гитлера, фюрер изображен в образе клоуна, его гитара, прельстившая мелодией целый народ, лежит на полу разбитая и вся в крови. Картина очень смелая, в январе 1945 года Фантль с женой и сыном был депортирован в Освенцим, там всю семью приговорили к расстрелу. Сохранил картину все тот же чешский полицай, замуровав ее в стену гетто.Моритц Мюллер, «Крыши зимой»
Моритц Мюллер – живописец не только по призванию. В Праге он окончил художественное училище, после – основал собственный аукционный дом, который был закрыт нацистами после вторжения в Чехословакию. В концлагере Терезиенштадт он написал более 500 полотен, для выставки была отобрана картина «Крыши зимой», которая подкупает идиллическим пейзажем и сильнейшим контрастом с реальностью. Несколько картин Мюллера сохранились в частных коллекциях, купленные на аукционе вдовой австрийского офицера. Сам художник закончил жизнь в Освенциме в 1944 году.Нелли Толл, «Девочки на лугу»
Нелли Толл – единственный автор, из тех, чьи работы представлены на выставке, который дожил до сегодняшнего дня. Нелли родилась во Львове, и написала картину будучи восьмилетним ребенком. Мотив прогулки по залитому солнцем лугу – это проекция желания поскорее пережить страшное время, вырваться на свободу из заточения, ведь в реальности в то время девочка с матерью укрывалась от преследований в доме одной из христианских семей.В 2016 году Нелли лично присутствовала на открытии выставки в Берлине.Бедрих Фритта, «Черный ход»
Бедрих Фритта – еще один узник Терезиенштадта. Он родился в Чехии в 1906 году, а умер в Освенциме в 1944 году. Вместе с единомышленниками-живописцами много трудился в заключении, картины прятал в стенах гетто. Его картина «Черный ход» – это метафора смерти, поскольку за полуоткрытыми воротами не видно возможности спастись.Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, «Одна весна»
Картина «Одна весна» написана дуэтом живописцев – Карлом Робертом Бодеком и Куртом Конрадом Лёвом – во время их пребывания в концлагере Гюрс на территории оккупированной Франции. Несмотря на свои крохотные размеры, она стала центром экспозиции. Яркая бабочка, порхающая над колючей проволокой, – символ освобождения. Судьба художников сложилась по-разному: австриец Курт Лев сумел бежать из концлагеря в Швейцарию, а вот Карл Бодек, родившийся в украинском городе Черновцы, попал в Освенцим, где был убит.Лео Хаас, «Прибытие транспорта, Терезинское гетто»
Лео Хаас – талантливый график. Он был задействован нацистами для разработки архитектурных чертежей Терезиенштадта. Ночами заключенный украдкой делал зарисовки о жизни концлагеря. На картине «Прибытие транспорта» можно видеть десятки обреченных людей, которых доставили на верную погибель в лагерь смерти. От картины веет холодом и трагическим предзнаменованием, над строем кружат хищные птицы. Несмотря на то, что Хааса ждало беспросветное будущее, он все же нарисовал в левом нижнем углу знак подпольного сопротивления – V. Из Терезиенштадта Хаас был переведен в Освенцим, сумел выжить в концлагере и дожил до 1983 года.Шарлота Саломон, автопортрет
Шарлота Саломон родилась в Берлине и в годы войны укрывалась от нацистов на юге Франции. Вместе с мужем она была арестована гестапо в сентябре 1943 года, сослана в Освенцим, где и была убита. На момент расстрела женщина была на пятом месяце беременности. На выставке представлены три картины Саломон, ее автопортрет очень точно передает тревожные эмоции и страх перед неизвестностью.Из 140 тысяч заключенных, которые находились в Освенциме, остаться в живых удалось лишь 20 тысячам. В память о жертвах нацизма современные фотографы разыскали людей, переживших заточение. Их истории – напоминание последующим поколениям о том, что ни в коем случае нельзя допускать повторения подобных трагедий.
karina-great.livejournal.com
Узник № 30664. 100 великих узников [с иллюстрациями]
Американского писателя Уильямса Сиднея Портера весь мир знает под псевдонимом О’Генри. С немногочисленных фотоснимков на нас глядит лицо типичного «среднего американца», у которого не было особых примет, кроме одной – литературного таланта.
В 20-летнем возрасте после двух лет, проведенных на ранчо, он перебрался в город Остин – столицу Техаса, где начал работать чертежником в земельном управлении. Здесь он женился, здесь получил первый литературный гонорар – 6 долларов – от газеты «Детройт фри пресс», в которую послал свои юморески. В 1891 году служба У.С. Портера в земельном управлении закончилась, и добрые друзья помогли ему занять должность кассира в национальном банке Остина, где ему поручили вести и расходно-приходные книги. Но место кассира оказалось для него роковым. Не приспособленный к темным махинациям банковских заправил, свою финансовую деятельность У.С. Портер закончил в тюрьме.
Виновен ли он был в растрате денег – до сих пор остается невыясненным. Следствие показало, что владельцы банка часто брали «ссуды» в отсутствие кассира; один из будущих биографов писателя подчеркивает, что кассир ушел из банка в декабре 1894 года, а растрата обнаружилась через месяц. Ревизия была на носу, искать настоящего виновника не было времени, и У.С. Портер в панике бежал сначала в Новый Орлеан, а оттуда на небольшом каботажном суденышке переправился в Гондурас.
В городе Трухильо элегантно одетого человека с утонченными манерами поведения и выражением лица повстречал профессиональный бандит Э. Дженнингс. Оба они бежали от американского правосудия и потому быстро подружились. Вместе пережили несколько приключений и после одного из них вынуждены были бежать в Мексику, где положение беглецов сильно осложнилось после очередной авантюры. А тут У.С. Портер получил известие о смертельной болезни жены и помчался на родину, где его немедленно арестовали.
Писатель О’Генри
Суд над ним начался в Остине в феврале 1898 года и продолжался три дня. Бывший кассир не сделал ни одной попытки опровергнуть или хотя бы взять под сомнение показания свидетелей, ничем не помог своим энергичным адвокатам и отказался от последнего слова. На третий день суда, до вынесения приговора, У.С. Портера отправили в местную тюрьму. Присяжные вынесли вердикт «виновен», после чего судьям оставалось только определить меру наказания.
Друзья и близкие знакомые не верили в виновность У.С. Портера и единодушно заявляли, что он мог допустить небрежность и неопытность, но только не криминальные махинации. Неправильные записи велись в банковских книгах и раньше, но именно У.С. Портер оказался «козлом отпущения». В глазах суда его погубило малодушное бегство перед процессом, и явись он в суд раньше, его бы оправдали. А теперь приговорили к пяти годам каторжной тюрьмы.
В конце апреля 1898 года У.С. Портера привезли в тюрьму штата Огайо, где он занял должность аптекаря в арестантском госпитале. Жил тут же, в больнице, не испытал заключения в двухместной камере без окон, не вылавливал мух и червей из похлебки, не терся локтями с соседями по столовой. Не знал он и каторжного труда: примерный заключенный и квалифицированный работник, У.С. Портер ни разу не изведал карцера и других наказаний. Однако моральное состояние этого «счастливчика», особенно в первые месяцы заключения, было необычайно тяжелым. В письмах к друзьям прорывается его отчаяние и даже бродит мысль о самоубийстве…
Но У.С. Портер продолжал жить: сначала, чтобы дождаться рассмотрения апелляции, а к тому времени, когда эта надежда рухнула, он уже приобрел привычку жить по инерции, когда даже мучительная повседневность держит человека на поверхности бытия. Для него самого эта повседневность оборачивалась не самыми страшными своими сторонами, но в госпитале метались, стонали и хрипели истерзанные узники, кругом все время несчастья, смерть, всевозможные страдания… В письмах он писал: «Я и представить себе не мог, что можно так дешево ценить человеческую жизнь. На людей здесь смотрят, как на животных, бездушных и бесчувственных.
Бывают недели, когда у нас каждую ночь умирает по человеку… Самоубийство здесь – самое обычное дело. Редко проходит несколько ночей, чтобы доктор и я не мчались рысью к какому-нибудь бедняге, постаравшемуся избавиться от своих бед. Они перерезают себе горло, и вешаются, и открывают в камерах газ, заткнув все щели, и пробуют прочие способы… Если человек заболевает и не может работать, его уводят в подвал и пускают на него такую мощную струю воды из шланга, что он теряет сознание. Тогда врач приводит его в чувство, а затем его подвешивают за руки на час-другой. В большинстве случаев он после этого снова начинает работать».
Но арестант под № 30664 был по-прежнему У.С. Портером – человеком предельно сдержанным и замкнутым, полным неторопливого достоинства и особого юмора, но только с теми, кто был ему ближе других. Однако «реалии» тюремной жизни были для него так мучительны, что порой приводили даже в ярость, совсем ему несвойственную. В последний год заключения[56], благодаря хлопотам доктора Томаса, У.С. Портера назначили клерком в контору тюремного эконома. Контора располагалась вне территории тюрьмы, и узник мог после работы пройтись по ближайшим городским улицам – совсем как любой добропорядочный житель. По воскресеньям он и еще несколько «привилегированных» заключенных собирались на заседания «Клуба затворников», которые проходили в форме изысканных и церемонных обедов. На этих тайных собраниях У.С. Портер блистал своим невозмутимым остроумием. Но он мог и бушевать, особенно когда узнал о практике поставки продовольствия в тюрьму. Большинство средств, которые отпускались на содержание заключенных, оседало в руках поставщиков, а арестанты получали гнилую пищу, которая калечила даже самых здоровых из них. У.С. Портер был в бешенстве и даже хотел подать официальный рапорт, чтобы его сняли с должности эконома.
На одном из воскресных обедов «Клуба затворников» обсуждалось и другое страшное событие тюремной жизни. Из госпиталя отправили в покойницкую одного индейца, хотя он был еще жив. Ночью от холода он очнулся, попытался выбраться, но не смог и умер среди мертвецов.
Единственной отрадой были для У.С. Портера ночные дежурства в аптеке, когда он мог писать, и он очень много работал. Рассказы заключенных давали ему богатый материал для творчества. Один из его знаменитых рассказов во многом заимствован из трагической биографии известного взломщика Дика Прайса. Его осудили на пожизненную каторгу, но пообещали помилование, если он откроет неисправный сейф. Д. Прайс спилил себе ногти до основания, ощупал и открыл сейф в течение 20 секунд, но кто же помилует такого виртуоза! Через несколько месяцев он умер в тюрьме. У.С. Портер приукрасил этот случай, чтобы его мог читать благодушный «средний американец».
Во многих новеллах, написанных в заключении, У.С. Портер развивал тему падшего, оступившегося человека, который стал изгоем общества по собственной вине или беде. В разных рассказах эта тема трактуется по-разному. Вот, например, Дик Свистун из одноименной новеллы – вольнолюбивый бродяга, не желающий расстаться со своей бесшабашной голодной жизнью даже ради обеспеченного житья у благодарного благодетеля…
Рассказы автора, сидящего в тюрьме, начали печатать, но он стыдился подписывать их своим именем. Случайно перелистывая справочную книгу аптекаря, У.С. Портер наткнулся на фамилию известного французского фармацевта – О,Генри – и избрал ее своим псевдонимом.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Искусство и Холокост: 9 пронзительных картин, написанных узниками концлагерей
Холокост – страшная трагедия новейшей истории. В этом году в Берлине по инициативе Немецкого исторического музея проходит выставка картин, написанных заключенными гетто и концлагерей. Некоторые авторы сумели выжить, но большинство – умерло в мучениях в местах лишения свободы. На память о всех, кто был обречен на страдания, остались картины. Сражаясь со смертью, художники из последних сил старались запечатлеть прекрасное в лирических пейзажах и обличить нечеловеческую жестокость в карикатурах.
Экспозиция называется «Искусство из Холокоста», в берлинском музее выставляются картины из фондов иерусалимского национального мемориала Яд ва-Шем, созданного для того, чтобы увековечить память о годах террора против евреев. Всего представлено 100 полотен, их авторы – заключенные трудовых и концлагарей, а также гетто. Большинство работ рассказывает о безрадостном существовании, которое влачили узники. То, что картины сохранились до настоящего времени, – чудо. Эти полотна друзья и родственники заключенных вывозили тайком.
Павел Фантль, «Песенка спета»
Павел Фантль по профессии был врачом, родился в Праге в 1903 году, отбывал заключение в концлагере Терезиенштадт. Благодаря тому, что один из чешских полицейских проникнулся к нему жалостью, художник получал материалы и мог писать картины. Его цветное полотно «Песенка спета» – карикатура на Гитлера, фюрер изображен в образе клоуна, его гитара, прельстившая мелодией целый народ, лежит на полу разбитая и вся в крови. Картина очень смелая, в январе 1945 года Фантль с женой и сыном был депортирован в Освенцим, там всю семью приговорили к расстрелу. Сохранил картину все тот же чешский полицай, замуровав ее в стену гетто.
Феликс Нуссбаум, «Беженец»
Феликс Нуссбаум – самый именитый художник из всех, чьи работы представлены на выставке. Его арестовали в Бельгии в 1940 году, но ему удалось бежать в Брюссель вместе с женой. Картина «Беженец» автобиографична, она рассказывает о странствиях еврея, который нигде не может найти покой. Вначале полотно Феликс отсылает отцу в Амстердам, однако отец попадает в Освенцим в 1944 году, и после его убийства полотно уходит с молотка на аукционе. Не избежала смерти и чета Нуссбаум, Феликс с женой приговорен к ссылке в концлагерь в том же 1944 году. На момент смерти ему было всего 39 лет.
Моритц Мюллер, «Крыши зимой»
Моритц Мюллер – живописец не только по призванию. В Праге он окончил художественное училище, после – основал собственный аукционный дом, который был закрыт нацистами после вторжения в Чехословакию. В концлагере Терезиенштадт он написал более 500 полотен, для выставки была отобрана картина «Крыши зимой», которая подкупает идиллическим пейзажем и сильнейшим контрастом с реальностью. Несколько картин Мюллера сохранились в частных коллекциях, купленные на аукционе вдовой австрийского офицера. Сам художник закончил жизнь в Освенциме в 1944 году.
Нелли Толл, «Девочки на лугу»
Нелли Толл – единственный автор, из тех, чьи работы представлены на выставке, который дожил до сегодняшнего дня. Нелли родилась во Львове, и написала картину будучи восьмилетним ребенком. Мотив прогулки по залитому солнцем лугу – это проекция желания поскорее пережить страшное время, вырваться на свободу из заточения, ведь в реальности в то время девочка с матерью укрывалась от преследований в доме одной из христианских семей.В 2016 году Нелли лично присутствовала на открытии выставки в Берлине.
Бедрих Фритта, «Черный ход»
Бедрих Фритта – еще один узник Терезиенштадта. Он родился в Чехии в 1906 году, а умер в Освенциме в 1944 году. Вместе с единомышленниками-живописцами много трудился в заключении, картины прятал в стенах гетто. Его картина «Черный ход» – это метафора смерти, поскольку за полуоткрытыми воротами не видно возможности спастись.
Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, «Одна весна»
Картина «Одна весна» написана дуэтом живописцев – Карлом Робертом Бодеком и Куртом Конрадом Лёвом – во время их пребывания в концлагере Гюрс на территории оккупированной Франции. Несмотря на свои крохотные размеры, она стала центром экспозиции. Яркая бабочка, порхающая над колючей проволокой, – символ освобождения. Судьба художников сложилась по-разному: австриец Курт Лев сумел бежать из концлагеря в Швейцарию, а вот Карл Бодек, родившийся в украинском городе Черновцы, попал в Освенцим, где был убит.
Лео Хаас, «Прибытие транспорта, Терезинское гетто»
Лео Хаас – талантливый график. Он был задействован нацистами для разработки архитектурных чертежей Терезиенштадта. Ночами заключенный украдкой делал зарисовки о жизни концлагеря. На картине «Прибытие транспорта» можно видеть десятки обреченных людей, которых доставили на верную погибель в лагерь смерти. От картины веет холодом и трагическим предзнаменованием, над строем кружат хищные птицы. Несмотря на то, что Хааса ждало беспросветное будущее, он все же нарисовал в левом нижнем углу знак подпольного сопротивления – V. Из Терезиенштадта Хаас был переведен в Освенцим, сумел выжить в концлагере и дожил до 1983 года.
Шарлота Саломон, автопортрет
Шарлота Саломон родилась в Берлине и в годы войны укрывалась от нацистов на юге Франции. Вместе с мужем она была арестована гестапо в сентябре 1943 года, сослана в Освенцим, где и была убита. На момент расстрела женщина была на пятом месяце беременности. На выставке представлены три картины Саломон, ее автопортрет очень точно передает тревожные эмоции и страх перед неизвестностью.
Из 140 тысяч заключенных, которые находились в Освенциме, остаться в живых удалось лишь 20 тысячам. В память о жертвах нацизма современные фотографы разыскали людей, переживших заточение. Их истории – напоминание последующим поколениям о том, что ни в коем случае нельзя допускать повторения подобных трагедий.
sobaka-shredingera.ru
Картины узников Освенцима. «Если я исчезну – не дайте моим картинам умереть» / Bubr. ru
Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Именно в этот день в 1945 году Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша), известный также под немецким названием Аушвиц. В лагере смерти умерло, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек, 90 процентов из которых были евреи. В этом посте мы хотим показать несколько картин, написанных во время Холокоста. Их авторы погибли, но картины продолжают рассказывать историю отдельных людей, семей и всего еврейского народа1. Феликс Нуссбаум (1904-1944). Погиб в концентрационном лагере Освенцим
Беженец, 1939 г.
Страх (автопортрет с племянницей Марианной), 1941 г. Марианна также была сожжена в Аушвице в сентябре 1944 года.
2. Бедрич Фритта (1906–1944). Умер от истощения в лагере Освенцим
Задний Выход, 1941–1944
3. Карл Роберт Бодек (1905–1942). Погиб в концентрационном лагере Освенцим
Одна весна, 1941
4. Яков Липшиц (1903–1945). Умер в связи с плохим здоровьем и нечеловеческими условиями в марте 1945 в концентрационном лагере Кауферинг
Избитый, 1941–1944
После войны его жена Лиза и дочь Пепа вернулись в лагерь и откапали портреты Джекоба, спрятанные на кладбище.
5. Павел Фантл (1903–1945). Умер во время марша смерти в январе 1945 года.
Песня закончилась, 1942–1944
6. Морис Мюллер (1887 - 1944). Погиб в концентрационном лагере Освенцим
Крыши бараков зимой, 1944
Нравится эта статья? Сохрани её себе на стену:bubr.ru
МИХАИЛ БОЯРСКИЙ: «Съемки «Узника замка Иф» проходили в Таллине вблизи одного из пивзаводов. На этом заводе мы выпили, наверное, годовой запас продукции»
Сергей ИВАНИЦКИЙ, «СОБЫТИЯ»
«Авилов был человеком со многими плюсами: пьющим, курящим, любвеобильным, авантюристом...»
— Михаил Сергеевич, в фильме «Узник замка Иф» вы с Авиловым сыграли врагов. А в жизни, насколько я знаю, вас связывала близкая дружба.
— Наше первое знакомство было заочным: я увидел Авилова в фильме «Господин оформитель», где он играл главную роль. У Витьки было незабываемое лицо, я просто не мог оторвать от него взгляд. Еще подумал: «Это какая же у Бога должна быть фантазия, чтобы сотворить человека с такой внешностью». Одним словом — роковое лицо.
Во второй раз я увидел Авилова на сцене театра. Он играл Гамлета. Это было нечто невероятное! Зрители, включая меня, сидели не шелохнувшись. И это при том, что Авилов — не профессиональный актер. Я не мог даже вздохнуть от изумления, только выдавил по поводу увиденного: «Как он это делает?!» После спектакля я захотел познакомиться с Виктором. Зашел за кулисы, он меня узнал, мы разговорились. Авилов был человеком со многими плюсами: пьющим, курящим, любвеобильным, авантюристом, легким на подъем, гуляющим, тратящим себя. Словом, со всеми мужскими достоинствами, которые почему-то считают недостатками. Однако в первую очередь Витька был безмерно добрым.
Помню, на свое 50-летие он арендовал пароход, чтобы как следует гульнуть по Москве-реке. Очень хотел меня видеть на своем празднике, звонил постоянно: «Мишка, приедешь?» Я отвечал: «Извини, старик, — спектакль». А вообще мы с ним часто в баньке парились, очень много общались. Любили о женщинах поговорить. Меньше — о книгах и искусстве. Унывающим я Витьку почти никогда не видел. У него была просто потрясающая самоирония, он старался как-то проще ко всему относиться.
Сразу после фильма «Узник замка Иф» Авилов затеял грандиозные съемки. Сам хотел быть режиссером и сыграть главную роль — Калигулы. Меня это очень насторожило, потому что, когда удачно существующие в искусстве люди вдруг начинают заниматься не своим делом, они становятся «мессиями» — сами и сценарии пишут, и кино ставят, — а это ничем хорошим не заканчивается: я знаю уйму примеров неудачной режиссуры в исполнении талантливых актеров. Но, в конце концов, Витьке не дали снять этот фильм — просто не финансировали. Впрочем, Авилов страдал недолго. Стал вести на телевидении программы о рыбалке. Как заядлому рыболову ему было что рассказать. Я тогда вздохнул с облегчением.
— Вы снялись с Авиловым в двух картинах: «Узник замка Иф» и «Д’Артаньян и три мушкетера двадцать лет спустя» (в этой ленте Авилов сыграл Мордаунта — сына Миледи. — Авт.). Говорят, на съемочной площадке он был трудным партнером...
— Да, я тоже это слышал (смеется). Просто не все могли привыкнуть к его мистической внешности, отчего и трудности возникали. Мне же, напротив, было очень просто работать с ним. Мы сыграли не так много совместных сцен, однако мне в первую очередь запомнились наши драки. Особенно это касается фильма «Д’Артаньян и три мушкетера двадцать лет спустя», где мы неплохо намяли друг другу бока. У Витьки была достаточно крепкая рука. На моем теле потом еще долго сходили синяки. Авилов из просто хорошей сцены умел сделать отличную. В этом ему помогали природное чутье и режиссерские способности. А вообще я считаю, что Витьке можно было вовсе не давать на руки сценария: просто поставить в кадр, включить какую-нибудь хорошую музыку — и все равно вышел бы шедевр. Таких в Комитет государственной безопасности не берут, потому что раз увидел — и на всю жизнь запомнил. (Смеется.)
«Лучше всего импровизация на съемочной площадке получалась, когда дело доходило до того, чтобы сгонять за бутылкой»
— Это правда, что изначально именно вы должны были сыграть в «Узнике замка Иф» главную роль — графа Монте-Кристо?
— Да, это так. Мой друг Георгий Юнгвальд-Хилькевич и Марк Захаров (худрук театра Ленком. — Авт.) писали сценарий специально под меня. Но, прочитав его, я решил, что там ничего интересного нет, и отказался от главной роли, о чем не жалею и сейчас. Однако Гия (Юнгвальд-Хилькевич. — Авт.) все же упросил меня сыграть роль подлеца Фернана. И знаете, меня этот персонаж зацепил. Позже я узнал, что главную роль будет играть Авилов. Я не завидовал ему, напротив, даже обрадовался за приятеля. Может быть, внешне он не очень походил на особу дворянского происхождения, но что касается актерской игры, то тут, конечно, Витька был просто бесподобен!
— Съемки проходили в Крыму, Франции и Италии. Где вам понравилось сниматься больше всего?
— Еще мы снимались в Одессе и Таллине, который я особенно запомнил потому, что съемки проходили вблизи одного из пивзаводов. На этом заводе мы выпили, наверное, годовой запас продукции (смеется). А лучше всего снималось в Одессе. Весело было: море, девушки, солнце, пляж — красота! А какая компания была! Лешка Петренко, Лешка Жарков, Витька Авилов, Женька Дворжецкий!
— Каждый — блестящий актер и импровизатор!
— И что характерно, каждый не дурак выпить. Вот вы про импровизацию упомянули. Так я вам скажу, что лучше всего у нас получалась «импровизация», когда дело доходило до того, чтобы сгонять за бутылкой. Даже курьезы бывали. Например, Гия объявлял десятиминутный перерыв между съемками, десять минут проходили, а снимать уже было некого — все «импровизировали»! Сначала Юнгвальд злился, а потом садился рядом с нами и выпивал. Ну, я отвлекся...
— Авилов в одном из своих последних интервью рассказывал, как ему нелегко пришлось в сцене, где он плывет в море вблизи замка Иф: вокруг медузы, вода жутко холодная... У вас возникали какие-то трудности или, может быть, наоборот, забавные моменты во время съемок этого фильма?
— В этой картине, пожалуй, нет. А вообще за актерскую жизнь накопилось, конечно, курьезов. Например, в фильме «Пеппи — Длинный чулок», где я играл отца главной героини. Кстати, сказать, этот фильм тоже снимали в Таллине. По сценарию, мы со Львом Дуровым должны были броситься в море, спасая от гибели главную героиню. А на дворе-то — поздняя осень. Я тогда весьма пожалел о том, что после очередного застолья зарекся пить водку — в тот момент она бы очень не помешала. Так вот. К сцене купания долго готовились, одели на нас много одежды. И все как-то мучительно долго тянулось: то осветители неправильно свет ставили, то оператор не мог выбрать кадр съемки. Эти минуты ожидания казались вечностью. Затем пошел дождь, мы на берегу уже стали замерзать. И Дуров заявил съемочной группе: «Через три минуты мы идем в воду. Если вы не успеете нас заснять — ваши проблемы». Что там началось! Просто паника. Дуров мне крикнул: «Мишка, пошли!» И мы с диким криком «Ура!» кинулись в воду. Ощущение — как будто кипяток обжигает: настолько вода была холодной. Еле догребли до Пеппи — и мигом обратно. На берегу режиссер Маргарита Микаелян встретила нас оглушительным криком: мол, мы убили ей картину — плыли неестественно, спасали некрасиво! Да как объяснишь, что в такую холодрыгу по-другому и быть не могло! После этой сцены всем принесли водки. Но мне досталось только, чтобы сверху ею натереться.
— Это правда, что за работу над картиной «Узник замка Иф» вам, как и Авилову, ничего не заплатили?
— Нет, отчего же, заплатили. На те деньги я мог позволить купить себе ящик пива, не больше. У нас тогда — впрочем, как и сейчас, — очень немного платили. В Европе мало-мальски уважающий себя актер за такие деньги даже не станет читать сценарий! Увы, приходится сниматься почти за «спасибо». Поэтому я требую хотя бы хороший сценарий.
«Никакого романа у меня с Анной Самохиной не было»
— Когда Авилов болел туберкулезом, он девять месяцев провел в больнице. Говорят, на удивление хорошо тогда держался, поэтому, когда слег снова, многие верили, что он выкарабкается. Известно, что было причиной болезни?
— Мне кажется, все началось с того момента, когда Витька влюбился в свою будущую третью жену. Она была замужем, Витька тоже был женат. Для того чтобы им пожениться, пришлось разрушить не одну судьбу. Поначалу это не сильно тревожило Авилова. Он был рад, что нашел товарища по несчастью, с такими же проблемами в семейной жизни, как и у него. Однако затем все пошло наперекосяк. У Вити начались трудности уже с третьей женой, после недолгой радости случилась затяжная печаль. Это, мне кажется, его и надломило. Внешне это был уже не тот Авилов, которого я знал ранее. Он стал очень быстро стареть, в его лице появилась усталость и, что самое печальное, обреченность. В разговорах Витька стал более пессимистичным и унылым, пропал его оптимизм и юмор, в глазах был один рок. В нем словно надломился какой-то стержень. Возможно, он почувствовал себя одиноким.
— Не секрет, что у Авилова были проблемы с алкоголем. Его болезнь могла быть следствием этого?
— Вполне допускаю, что проблемы с печенью были у Витьки из-за разгульной жизни. Однако, как по мне, лучше умереть от водки и от простуд, чем от похода в горы (перефразированная цитата из песни Владимира Высоцкого. — Авт.)! Авилов прожил достаточно яркую, МУЖСКУЮ жизнь, хотя, к сожалению, короткую. Но она была очень насыщенной.
— Близкие к Авилову люди говорили, что после роли Воланда его преследовали темные силы.
— Я не замечал. Хотя слышал об этом... Сложный разговор, давайте лучше сменим тему...
— В картине «Узник замка Иф» дебютировала актриса Анна Самохина. Говорили, что у вас с ней был бурный роман...
— Никакого романа у меня с Самохиной и в помине не было! Да и потом — она не совсем мой тип. Однако я сразу подметил ее актерские способности. Помню, еще подумал: «Далеко пойдет!» Безумно талантлива, с хорошо поставленной речью и потрясающей работоспособностью. А что касается нашего романа, могу сказать, что на съемках картины «Дон Сезар де Базан», которая вышла годом позже «Узника замка Иф», мы с Анной вообще почти не общались...
— Поссорились?
— Нет, просто она была таким трудоголиком — уму непостижимо! К примеру, Самохина могла шесть-семь часов подряд репетировать танец: до съемки, во время нее и после съемок. Ужас! Да еще и меня вовлекать в этот процесс. Балетмейстер, который ставил ей хореографию, не мог не то что ходить, даже говорить от истощения — так она его вымучила! Куда уж мне было это выдержать? В общем, нам с ней не по пути, потому что она могла только работать. А я не такой. Когда Ян Фрид (режиссер картины «Дон Сезар де Базан». — Авт.) командовал: «Спасибо, на сегодня все!» — я тотчас убегал восвояси.
«Настоящая фамилия Д’Артаньяна — Луппиак. А у моей жены — Луппиан»
— Михаил Сергеевич, вас, наверное, уже достали с расспросами о мушкетерах. Но в этом году исполняется ровно тридцать лет, как на экраны вышла первая серия фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», и я не могу не расспросить вас об этой картине...
— Ну, что я могу сказать. Хороший юбилей для хорошего фильма. Все эмоции, естественно, стерлись за такой длинный период времени. Хотя мы недавно отсняли очередное продолжение, и вот буквально сегодня мне предложили новый сценарий о приключениях мушкетеров. Наверное, фильм будет называться «Мушкетеры триста лет спустя». (Смеется.)
Кстати, недавно я познакомился с дальней родственницей Д’Артаньяна — графиней де Монтескье-Луппиак. Она является владелицей винного завода. Графиня мне рассказала много интересного о моем герое. Например, что у реального Д’Артаньяна была другая фамилия, как раз та, которую носит она, и что он взял себе псевдоним, чтобы беспрепятственно посещать Лувр. Были слухи, что он вместе со своими друзьями погиб в Голландии при взятии крепости. Кстати, с фамилией Луппиак возникла забавная ситуация. Все искали какой-то смысл: настоящая фамилия Д’Артаньяна — Луппиак, а у жены Боярского — Луппиан (Лариса Луппиан — довольно известная актриса. — Авт.). На деле все оказалось значительно проще — банальное совпадение.
Помню, после картины «Д’Артаньян и три мушкетера» меня во Франции даже приглашали вступить в мушкетеры. Но что-то не получилось. Сейчас эти французские клубы мушкетеров занимаются виноделием.
— С друзьями-«мушкетерами» встречаетесь?
— А как же! Вот недавно с Игорем Старыгиным (Арамис. — Авт.) виделся в Москве. Выпили, поговорили. С Валентином Смирнитским (Портос. — Авт.) случайно пересеклись в Германии, «крепость брали» в одном из местных баров (смеется)...
— А сами смотрите «Мушкетеров»?
— Нет. Раньше, бывало, просматривал...
— Как ваши дети реагируют на этот фильм (старшему сыну Михаила Боярского 28 лет, по образованию он экономист, увлекается музыкой; 23-летняя дочь Елизавета — актриса. — Авт.)?
— О! Они — мои главные критики. В кино разбираются намного лучше меня. Когда раньше вместе смотрели «Мушкетеров», то мне часто доставалось на орехи за плохое актерское мастерство и недостаточную драматургию. Дочь, к примеру, считает, что картина перенасыщена романтикой.
— Не могу не затронуть самую горячую новость. Писали, будто у вас конфликт с дочерью из-за того, что вы не воспринимаете ее молодого человека.
— Врут, конечно! Вообще наглость «желтой прессы» достигла необычайных пределов. Однако официально заявляю: у меня нет никаких конфликтов с моей дочерью и быть не могло. Точка! С тех пор как дочь стала актрисой, а сын выпустил пластинки — он поет и занимается бизнесом, — о моих детях начали писать всякую чушь! Некоторые умные люди советовали дельную вещь — подстрелить этих писак. Однако я считаю, кое-что трогать нельзя, чтобы не пахло. Пускай пишут все, что угодно, мне ВСЕ РАВНО!
— В жизни вы отходчивый или злопамятный?
— Я полностью отходчивый! И домашний.
— Любите готовить?
— Ха, тоже кулинара нашли! Мне главное — открыть холодильник, поскорее «запхаться» сосисками и сверху это все чаем залить. А потом ждать, когда придет супруга и приготовит нормальную еду!
«Вашего Тимощука я считаю чуть ли не лучшим футболистом мира»
— Михаил Сергеевич, вы давнишний и страстный болельщик питерского «Зенита». Сильно расстроились из-за поражения любимой команды от московского ЦСКА (в первенстве российской премьер-лиги «Зенит» на своем поле уступил принципиальному сопернику — московскому ЦСКА, после чего фактически лишился шансов отстоять титул чемпиона России. — Авт.)?
— Москвичам просто повезло. Ну, а нам полезно будет немного спуститься на землю. В этом году мы и так много чего выиграли. Чего стоят Кубок УЕФА и Суперкубок УЕФА! Сейчас в Питере ТАКОЙ футбольный ажиотаж! Какая там Италия! В Лиге чемпионов «Зениту» с такой игрой вполне по силам бороться с любой командой. На данный момент мы — лучшая команда Европы. В матче за Суперкубок Европы «Зенит» обыграл даже «Манчестер Юнайтед». Думаю, «Зенит» является одной из лучших команд Старого Света по подбору игроков: Аршавин, Погребняк, Данни! А вашего Тимощука я вообще считаю чуть ли не лучшим игроком мира. Шикарный опорный полузащитник, всех сметает на своем пути. Мы с ним часто общаемся. Приятный парень, а на поле — настоящий мужик, НАСТОЯЩИЙ профессионал! Как только он пришел в наш клуб, то сразу нанял себе персонального тренера по физподготовке и занимался с ним с утра до ночи. Налицо и результат: не прошло и месяца с момента прибытия Толика в наш клуб, как он стал капитаном команды. Я уже и не говорю, как Тимощука любят питерские болельщики.
— ...на которых Анатолий как раз обиделся — за баннер, где болельщики изобразили его в виде полуобнаженного мускулистого супермена.
— Да, было дело. У нас сейчас в Питере висят два больших баннера: на одном изображен тренер «Зенита» Дик Адвокаат, а на втором — Тимощук... Действительно, Толик очень обиделся на болельщиков за такой шарж. Мне звонили по этому поводу журналисты, спрашивали мое мнение. Я ответил: «Раз не нравится — нужно снять». Тем более что Тимощук стоит полкоманды. Вторая половина команды тоже неплохая. (Смеется.)
Тот факт, что мы лишились чемпионского титула, считаю положительным. Нам нужно попасть в зону УЕФА. Для этого требуется занять в чемпионате место от третьего до шестого, а это вполне по силам.
«Пол Маккартни попросил у меня автограф. Я был растроган»
— Михаил Сергеевич, вы выросли в актерской среде. Неужели не было другого пути, кроме как стать артистом?
— Вы правы, у меня очень хорошие театральные корни: отец и дядя работали в «Комиссаржевке» (питерский театр имени Комиссаржевской. — Авт.), мама — в Театре комедии Акимова, тетя Лида, моя крестная, — в Пушкинском (театре. — Авт.), дядя Леша — в Театре эстрады, сводный брат Сашка Боярский — в Театре русской драмы в Риге, Катя, двоюродная сестра, окончила театроведческий факультет, переводит пьесы. Я же заканчивал консерваторию по классу фортепиано. Но моя врожденная лень все время говорила мне: «Ну куда ты лезешь? Музыка — тут пахать надо, всю жизнь будешь учить октавы и гаммы. Иди лучше в актеры — там ничего не делают, только кривляются!» Я подумал и — прислушался к госпоже Лени, пошел на актерский. Однако уже в первые дни мои радужные надежды на беззаботное учебное будущее развеялись...
— Ваш актерский талант, насколько мне известно, ярко проявился еще в школе.
— Да, любил стихи читать девочкам на переменке. Было такое. В средних классах создал свою музыкальную группу. Мы часто выступали на всяких праздниках, были местными знаменитостями. Да и потом, запах кулис, к которому меня приучили родные и близкие, всегда не давал мне покоя. Я вообще артистов обожал, сам не знаю почему. Буквально фанател от людей, которые могли «держать» публику. К примеру, «битлы» для меня всегда были первыми в музыке. Я хотел быть на них похожим. Это они свели меня с ума! Четверо обычных парней взяли в руки гитары и доказали, что люди с улицы могут переделать мир одной музыкой! Это необъяснимо! Я тоже преобразился, отрастил длинную шевелюру, привил себе вальяжную походку, выработал томный взгляд. Хотел во всем им подражать. Не так давно я осуществил свою давнюю мечту — познакомился с Полом Маккартни. Это случилось здесь, в Питере, когда Пол приезжал к нам на гастроли. Он откуда-то узнал, что я тоже знаменит, только у себя в России, и попросил у меня автограф. Я был растроган. Однако, к сожалению, от Маккартни у меня остались не только положительные, но и негативные эмоции, вызванные разными факторами: поведением, стилем жизни и так далее. Однако кто из нас не любит быстрой езды? Тем более Маккартни тогда выпил нашей водки...
— Признайтесь, сами во сколько лет водку впервые попробовали?
— Ой, ну и вопросики у вас! Давно это было. Полвека, наверное, уже прошло. Только это была не водка, а самогон. По-моему, я тогда еще в школу не ходил, мне лет семь было. На чьем-то дне рождения мне налили, ну и закрутилось. Мне кажется, мужчина всегда помнит три вещи: знакомство с водкой, первую женщину и рождение первого ребенка. Так вот, помню, сидим мы за столом, празднуем именины, отец говорит: «А ну, сын, давай, подставляй рюмку, будешь наравне с нами пить». Мама завизжала: «Да что ты делаешь, ты с ума сошел! Он мал еще». А отец отвечает: «Не кричи, пусть привыкает к взрослой жизни». Я, не будь дурак, подставил рюмку, отец налил треть рюмки самогона. Я дернул — и вмиг окосел. Тогда водка мне жутко не понравилась, думал, что в жизни больше ее в рот не возьму. Но недаром говорят: «не зарекайся».
— В одном из интервью вы своих поклонников известили о проблемах со здоровьем. Как у вас сейчас дела?
— Да ничего не изменилось, колюсь инсулином четыре раза в день (актер страдает сахарным диабетом. — Авт.). Это продолжается с 1992 года. Но к врачу я все равно не пойду, разве что меня туда занесут. До дома и съемочной площадки я еще дойти смогу.
— Выглядите вы, надо заметить, хорошо.
— Меня часто спрашивают по поводу хорошего внешнего вида. И я всегда отвечаю, что просто таким уродился. К примеру, могу съесть ведро макарон, а по мне никто и не заметит, что я проглотил такую массу! Всю жизнь вешу 73 килограмма. Я очень легок на подъем. Форму поддерживаю исключительно благодаря работе. Могу мотаться трое суток напролет между Киевом и Москвой. Я вообще считаю, что чем больше ты устал, тем лучше будешь выглядеть на сцене. Главное — не обращать на болезнь внимание, и она тебе не будет мешать. Жизнь прекрасна!
Из досье «СОБЫТИЙ»
Виктор Васильевич Авилов родился 8 августа 1953 года в Москве в семье рабочих. В 1972 году окончил Московский индустриальный техникум. Работал шофером и о том, чтобы стать актером, даже не мечтал. Однажды режиссер «Театра на Юго-Западе» Валерий Белякович поймал попутку, водителем которой оказался Авилов. Попав под обаяние будущей звезды, режиссер пригласил парня попробовать себя на сцене. В 1986 году Авилов дебютирует в кино в главной роли в мистическом триллере «Господин оформитель». В 1988-м после фильма «Узник замка Иф» к Авилову приходит всесоюзная слава. В 1993-м Виктор Авилов сыграл последнюю из своих больших ролей — Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита». В том же году он был удостоен звания заслуженного артиста России. В 1995-м во время гастролей в Берлине с «Мастером и Маргаритой» у Авилова произошло прободение язвы. С большим трудом он выкарабкался, но о сцене пришлось на время забыть. Дальше — хуже: туберкулез и вторая группа инвалидности.
Но талантливый актер сумел вернуться. Он играет на сцене нового театра «Киноспектакль» под руководством Олега Лещинера. В 2002 году Авилов пробует себя в качестве хореографа в пьесе «Парфюмер» театра «Арт-Хаус». В этом же году он создает свою актерскую школу при «Киноспектакле».
В конце июня 2004 года медики диагностировали у Авилова рак печени, а уже 21 августа актера не стало. Он похоронен в Москве, на Востряковском кладбище.
Виктор Авилов был трижды женат, у него остались две дочери от первого брака.
sobytiya.net.ua
Ван Гог «Прогулка заключённых (по гравюре Доре)». Описание картины
В мае 1889 из-за повторяющихся приступов душевной болезни Ван Гог добровольно принимает решение отправиться в лечебницу, которая располагалась в монастыре Сен-Реми неподалеку от Арля. Здесь он провел почти год. В больнице были созданы все условия для того, чтобы художник мог работать, однако тяжелое состояние не всегда позволяло ему рисовать с натуры. Поэтому основным занятием здесь для него стало копирование работ других мастеров, таких как Милле, Рембрандт и другие.
Эта картина была написана на основе гравюры «Острог» Гюстава Доре, которая в свое время послужила иллюстрацией к книге Б. Жерральда «Лондон». На оригинале был изображен двор одной из лондонских тюрем, в которой происходил смотр заключенных. Ван Гог точно скопировал композицию картины. Этот мотив мог быть ему близок, поскольку в лечебнице он чувствовал себя узником, сломленным и как будто увязшем в замкнутом пространстве.
Художник наделяет картину своим собственным эмоциональным звучанием, благодаря чему она перестает быть просто копией гравюры. В отличие от Доре, Ван Гог рисует стены тюрьмы нечеткими линиями. Разнонаправленные мазки, несмотря на использование контрастных сочетаний, окрашивают стены в холодные безжизненные тона. На этом фоне бредущие по кругу заключенные сливаются в одну мрачную массу. У Ван Гога этот круг явился образом безысходности жизни, лишенной радости и солнечного света. В одном из узников можно четко различить черты самого художника.
Картина художника Винсента Ван Гога «Прогулка заключённых (по гравюре Доре)» 1890 г.Холст, масло. 80.0 x 64.0 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия.
vangogen.ru