Офорты Сальвадора Дали: переработанные иллюстрации «Капричос» Гойи. Картина капричос
франсиско гойя, франсиско гойя картины, капричос франсиско гойя
6 февраля 1799 года в одной из мадридских газет Diario de Madrid появилось внушительных размеров объявление, сообщающее о выпуске графической серии из 80 листов. Это была самая настоящая реклама сборника, в которой автор долго пояснял, что его сатира не была направлена против кого-либо конкретного, но обличала пороки общества в целом, и при этом он не забывал расхваливать своё мастерство гравёра и уникальность своего творения. И, конечно же, он был абсолютно прав, ведь речь шла об одном из наиболее загадочных и фантасмагорических произведений в истории искусства – «Los Caprichos» («Капричос»). И автором его был знаменитый художник и гравёр Франсиско де Гойя Лусиентес.
Автопортрет
К концу 1780-х годов Франсиско Гойя уже был прославленным живописцем, услуги которого пользовались огромной популярностью. Он писал портреты герцогов и их жён, оформлял дворцы испанской знати — в общем, дело Гойи процветало. Кроме того, пользуясь покровительством герцогини Альба он получил в 1789 году место придворного художника и нажил немалое состояние, работая для самого короля Испании Карла IV. Однако, блистательная карьера Гойи продолжалась недолго, ведь к концу 1792 года с ним приключилась тяжёлая болезнь, вследствие которой художник почти полностью потерял слух. Но другие его чувства значительно обострились. С этого момента в жизни и творчестве мастера наступил совершенно другой, более мрачный и сложный период. В его творениях больше не было светлых и жизнерадостных тонов, отсутствовали и красочные светские сюжеты. Гойя стал внимательнее присматриваться к окружающим и внезапно осознал, что существующий традиционный уклад испанского общества грешит эфемерностью, а весь внешний лоск испанского двора (да и не только) скрывает свою уродливую сущность под маской добродетели. И с этого момента его сознание всё больше поглощали размышления о сущности человеческой природы, о людских пороках, о всех тех средневековых предрассудках, которые всё ещё процветали в Испании.
«Хомячки»
В 1793 году Гойя стал делать первые наброски к серии, планируя озаглавить её «Сны разума» по названию одного из рисунков. Изначально художник хотел посвятить её колдовству и ведьминым шабашам, но в процессе работы Гойя отказался от этой задумки, придав своим работам сатирический и в значительной мере социальный характер, хоть и не без нотки мистики. Само же название «Caprichos» переводится с испанского приблизительно как каприз, фантазия, игра воображения. «Капричос» – не были всего лишь набором графических изображений, объединённых одной темой, они стали настоящей симфонией испанского народного искусства, социально-политических карикатур Французской революции, средневековой демонологии и испанской сатирической традиции «золотого века». В гравюрах Гойя использовал образы из испанских народных пословиц, поговорок и басен, которые должны были высмеивать общечеловеческие пороки и суеверия – лицемерие, трусость притворство, жестокость, корысть и прочие. Каждой из них он давал краткие сатирические и порой даже слишком грубые названия. Те же названия, которые, по мнению автора, недостаточно чётко выражали сущность изображения, снабжались разъясняющими комментариями.
«Теперь они сидят правильно»
«Брависсимо!»
Вся серия была выполнена в крайне мрачной тональности, которая полностью соответствовала болезненному состоянию художника. Он даже поместил на первом листе свой автопортрет, который передавал ощущение тревожности и глубокого страдания, которое Гойя испытывал в то время из-за мучительных головных болей и кошмаров. И хотя первоначально серию должна была открывать наиболее знаменитая гравюра из этой серии – «Сон разума рождает чудовищ», всё же высокопоставленные приятели Гойи отговорили его от этого, ведь сборник и так носил слишком провокационный характер. Но именно эта гравюра стала лейтмотивом всей серии. «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений», – таким пояснением Гойя сопроводил этот офорт. Именно разум в сочетании с воображением, по мнению Гойи, был призван создавать прекрасные творения искусства, в то время, как сон этого самого разума был способен производить нечто ужасное, погружая человека в бездонную пучину воображения. Отсюда же исходили и идеи всех остальных гравюр из серии, ведь каждый порок, человеческая слабость и другие неприятные стороны людской сущности в офортах имели своё гротескное отражение. И в представлении художника они побеждали добродетели. Обличая свою сущность лишь ночью, они превращались в ведьм, демонов, домовых и прочую нечисть, а днём становились вполне примерными гражданами.
«Мы приходим, когда загораются звёзды»
«Время проснуться»
Всего Гойя выпустил 300 комплектов гравюр, из которых продано было лишь 27. Остальные же спустя 4 дня после выхода в продажу были изъяты по приказу инквизиции, которая посчитала кощунственными эти карикатуры. И это не удивительно, ведь церкви в этих язвительных гравюрах досталось больше всего насмешек. Кроме того, чтобы загладить вину перед Карлом IV Гойя передал ему собрание репродукций своих работ, а также 80 тех самых подготовленных для «Капричос» типографских пластин и все непроданные их копии вместе с рукописными листами. После этого ни одна из серий Гойи не был выпущена в свет при жизни мастера.
«Если б я знал, отчего он умер»
Так, знаменитый художник и гравёр эпохи Просвещения Франсиско Гойя благодаря тяжёлой болезни и личным психологическим потрясениям смог отчётливо увидеть картину окружающего мира, где каждый скрывал свою сущность за маской. И увидев всё это, он смог на универсальном языке графики рассказать свою правду в непревзойдённой остро сатирической манере. И таким образом его «сны разума» обрели своё место в искусстве.
Автор статьи: Нонна Довбыш
Комментарии
styleinsider.com.ua
Живопись Гойя Франсиско, «Капричос», «Ужасы войны», описание картины
Живопись XVIII в.
Величайший художник Испании Франсиско Гойя родился в 1746 г. в городе Сарагосе. Это было время, когда его родная Испания, некогда владевшая половиной мира, уступила первенство на политической и экономической арене другим странам Европы. Его отец был позолотчиком алтарей, а мать – дочерью бедного идальго. Франсиско учился сначала в родном городе, где дружил с семейством художников Байе, а в середине 60-х гг. переехал в Мадрид, где уже работал старший брат Байе, который и стал его учителем.
После присуждения Гойе Академией в Парме второй премии за картину о Ганнибале он возвращается в родной город, где и начинается его профессиональный творческий путь. Талант Гойи развивается медленно, его яркая творческая индивидуальность полностью проявляется только к сорока годам. В Сарагосе художник расписывает одну из церквей фресками, а в 1775 г. переезжает в Мадрид, где выполняет по заказу 43 эскиза шпалер для королевских зал. Эти картины близки стилю рококо по пластическому и линейному ритму, цветовому решению. Художник выбирает для сюжетов демократичные мотивы: в этих картинах отображены игры и празднества, жизнь улицы, драка перед деревенским трактиром, фигуры нищих и разбойников, нападающих на мирных путешественников.
В 1780 г. его избирают членом Академии художеств, затем он становится главным художником шпалерной мануфактуры, а в 1789 г. получает звание придворного художника. Чутко реагируя на успех среди представителей светского общества, он с радостью принимает официальные должности. С этого времени он пишет огромное количество портретов, в которых показывает себя тонким психологом и знатоком человеческих характеров.
В одних портретах Гойя сумел показать красоту людей богатой духовной жизни, обладающих сильным и ярким характером. Среди них – портреты французского посланника Гиймарде и трагической актрисы Л а Тираны, художника Франсиско Байе. На других полотнах художник беспощадно обнажил моральное ничтожество стоящих у власти людей: так, лица королевской четы на групповом портрете выражают лишь черты тупости и вырождения.
В портретах наиболее ярко проявился талант художника. Краски в них то искрятся перламутровыми переливами, то вспыхивают мерцающими бликами, то достигают предельной ясности и силы звучания. Легкие мазки сменяются энергичными, а неровный, трепетный свет создает особую поэтическую атмосферу.
В середине 90-х гг. Гойя заболевает и вследствие болезни становится глухим. Это несчастье заставило его по-новому посмотреть на события в стране, где доживала свой век одна из самых реакционных монархий и все еще господствовала инквизиция. Он не может открыто выражать свои мысли и чувства и вынужден прибегать к аллегориям или сложным фантастическим образам.
В знаменитой серии офортов «Капричос», что означает «прихоть, игра фантазии», художник изображает кошмарный мир чудовищ и уродов. Здесь и ухмыляющиеся ослы, оседлавшие людей, и сухое дерево в монашеской рясе, и монахи, внимающие проповеднику – попугаю. Работа над офортами заняла пять лет, и нет более трудных для анализа произведений, чем эти листы, но абсолютно ясна в них острота социальной сатиры, направленной против невежества, бесправия и тупости. Весь этот шабаш ведьм и уродов – это сама Испания, где процветают суеверия и религиозный фанатизм. Это обвинение церкви, дворянству, монархии – миру зла, насилия и мракобесия.
«Капричос» включает 80 листов, пронумерованных и снабженных подписями, предваряет их автопортрет самого Гойи: немолодое лицо в профиль с горько опущенными уголками губ. Ряд листов посвящен современным нравам, на одном из них – женщина в маске, подающая руку уродливому жениху и окруженная шумной толпой в масках; на другом – слуга, который тащит старика в детском платье и на помочах. Им соответствуют надписи: «Они говорят «да» и отдают руку первому встречному» и «Избалованный старый ребенок».
Целый ряд других листов – сатира на церковь. Есть листы с животными – осел рассматривает свое генеалогическое древо; обезьяна пишет портрет осла. Совы, летучие мыши, страшные чудовища окружают спящего человека: «Сон разума рождает чудовищ». Типажи этих офортов незабываемы, художественный язык Гойи выразителен, а композиции динамичны.
Наиболее известные картины Гойи – групповые портреты «Семья герцога Осуна», «Семья Карла IV», портреты сеньоры Бермудес, доктора Пераня, автопортрет, картины «Одетая Маха», «Обнаженная Маха», «Похоронысардинки», серия офортов «Тавромахия».
Картины Гойи «Маха обнаженная» и «Маха одетая» принадлежат к числу тех избранных шедевров, которые редко покидают стены музеев, где хранятся. Маха – это женщина, главным смыслом жизни которой стала любовь. Обольстительные, темпераментные махи воплотили в себе все черты, характерные для испанского понимания женской привлекательности. По всей вероятности, эти картины были написаны специально для кабинета во дворце премьер-министра Испании Мануэля Годоя, который украшало немало изображений обнаженной натуры. В этих работах Гойя не только блестяще воплотил образ «новой Венеры», но и удивительно тонко предугадал изменения художественного стиля на грани эпох. «Маха обнаженная» при всем приближении к современности несет на себе отпечаток вкуса XVIII столетия с его грациозностью и искусственностью, тогда как «Маха одетая» – откровенностью чувств и восточной экзотикой обращена в будущее, предвосхищая романтизм XIX века.
«Маха обнаженная» писалась в три этапа. Гойя выписал бедро лежащей женщины под углом в 45 градусов. Грудь написана как бы со взгляда сверху – так, как Гойя любил смотреть на нее и только на последнем этапе художник выписал голову. Принято считать, что изображенная женщина – герцогиня Альба или же Пепита Ту до, возлюбленная Годоя. Изображение нагого женского тела в Испании даже во времена Гойи запрещалось инквизицией, и, когда инквизиция хотела конфисковать все подобные полотна, принадлежавшие Годою – картины Тициана, «Венеру с зеркалом» Веласкеса, – Годою удалось сохранить «Обнаженную маху», и он заказал Гойе «Одетую маху». Оба полотна находились в одной раме, и по желанию можно было перемещать «Маху одетую», чтобы увидеть «Маху обнаженную».
jivopis.org
Капричос Википедия
Капри́чос (исп. Los Caprichos — причуды) — серия офортов Франсиско Гойя (закончена к 1799), является сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Самой известной работой серии является «Сон разума рождает чудовищ».
Нет нужды предупреждать публику, не вовсе невежественную в искусстве, что ни в одной из композиций этой серии художник не имел в виду высмеять недостатки какого-либо отдельного лица. Воистину, таланту было бы слишком тесно в рамках такой задачи, и средства, которыми пользуются подражательные искусства для создания совершенных произведений, получили бы плохое применение.
Живопись (как и поэзия) выбирает из универсального то, что она почитает наиболее подходящим для своих целей, соединяет в одном вымышленном лице черты и обстоятельства, которые природа распределила среди многих, и из их искусного сочетания получается то счастливое подражание (натуре), за которое хорошего мастера провозглашают созидателем, а не рабским копировщиком.
Продаётся на улице Десенганьо, дом 1, в парфюмерной лавке, по цене 320 реалов за серию из 80 эстампов.[1]
Список[ | код]
Данный список составлен в порядке, который обычно используется в искусствоведческой литературе.
1 | «Франсиско Гойя и Лусьентес, художник» | Francisco Goya y Lucientes, Pintor | ||
2 | «Они говорят „Да“ и протягивают руку первому встречному» | El sí pronuncian y la mano alargan al primero que llega | Легкость, с которой многие женщины соглашаются на брак, объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше[2] | |
3 | «Бука идет!» | Que viene el coco | Пагубная ошибка в начальном воспитании: у ребенка вызывают страх перед несуществующим и заставляют его бояться буки больше, чем отца | |
4 | «Маменькин сынок» | El de la Rollona | Небрежное воспитание, потворство и баловство делают детей капризными, упрямыми, заносчивыми, жадными, ленивыми и несносными. Вырастая, они становятся недорослями. Таков и этот маменькин сынок | |
5 | «Один другого стоит» | Tal para cual | Немало было споров о том, кто хуже: мужчины или женщины. Пороки тех и других происходят от дурного воспитания. Распутство мужчин влечет за собой разврат женщин. Барышня на этой картинке так же безрассудна, как и щеголь, беседующий с ней, а что до двух гнусных старух, то они друг друга стоят | |
6 | «Никто никого не знает» | Nadie se conoce | Свет — тот же маскарад. Лицо, одежда и голос — всё в нем притворно. Все хотят казаться не тем, что они есть на самом деле. Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь | |
7 | «Он даже так не разглядит её» | Ni así la distingue | А как же ему распознать её? Чтобы узнать её как следует, мало лорнета. Нужен здравый смысл и жизненный опыт, а этого-то и недостает нашему бедняжке | |
8 | «Её похитили!» | ¡Que se la llevaron! | Женщина которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что её похитили | |
9 | «Тантал» | Tántalo | Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила бы | |
10 | «Любовь и смерть» | El amor y la muerte | Вот любовник в духе Кальдерона: не сумев посмеяться над соперником, он умирает в объятиях возлюбленной и теряет её из-за собственного безрассудства. Не следует слишком часто обнажать шпагу | |
11 | «За дело, ребята!» | Muchachos al avío | Их лица и одежда сами за себя говорят | |
12 | «Охота за зубами» | A caza de dientes | Зубы повешенного — чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмыслицам | |
13 |
ru-wiki.ru
«Капричос» Гойи и шедевры великих живописцев «зазвучат» в центре Москвы
Благотворительный фонд содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто» открывает новый сезон проекта «Звучащие полотна». Знаменитые картины классиков живописи, импрессионистов, авангардистов оживут под звуки музыки и пение лучших хоров под сводами Пушкинского музея, Особняка на Волхонке, Собора Петра и Павла в центре Москвы.
Весной проект из 50 концертов охватит 10 лучших площадок столицы, первой из которых станет Пушкинский музей: концерт «Звучащие полотна Франсиско Гойи» пройдёт в Атриуме 3 марта. Зрители увидят грандиозную коллаборацию: «Капричос» великого испанского художника и сценическая кантата «Кармина Бурана» Карла Орфа. Шедевр музыки начала XX века исполнит Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова под управлением заслуженного деятеля искусств России Геннадия Дмитряка. В программе также выступление «Antonio-orchestra» под руководством дирижера Антона Паисова. Солисты концерта – Анна Галущенко (сопрано), Сергей Силаков (тенор) и Антон Варенцев (баритон).
«Своим проектом мы даем возможность слушателю и зрителю убедиться, насколько музыкально могут зазвучать давно знакомые великие полотна и какие глубинные цветовые подтексты скрываются в музыкальных партитурах. В новом сезоне «Бельканто» делает ещё более неожиданные и смелые переклички: Гойя – Орф, Ван Гог – Вивальди и Чайковский, Босх и Шагал – Равель, Ван Гог – Пьяццолла, Гойя – Вагнер. Но наш слушатель готов к экспериментам и ждет их», – объяснила художественный руководитель фонда Татьяна Ланская.
Проект «Звучащие полотна» фонда «Бельканто» знаком слушателям уже несколько лет. Однако в новом сезоне известные программы будут изменены. Так, концерт «Марк Шагал», в котором звучат дудук, орган и саксофон, дополнит выступление гусляров. В афише появится программа «Франсиско де Сурбаран» с органом и гитарой, а в концерт с полотнами Николая Рериха помимо дудука и органа включат выступления ханг-драма и ситара.
В течение марта в цикле «Звучащие полотна» фонд представит 10 концертов. Произведения Леонардо да Винчи, Марка Шагала, Микеланджело, Тициана, Николая Рериха, Франсиско де Сурбарана, Сезанна, Мане, Ренуара, Айвазовского, Гойи, а также целой плеяды импрессионистов оживут под звуки органа, оркестров, хоров и народных инструментов. Часть программ дополнит песочная и водная анимация Лилии Чистиной и Анны Клыковской.
gallerix.ru
Капричос - это... Что такое Капричос?
Капри́чос (исп. Los Caprichos — причуды) — серия офортов Франсиско Гойя (закончена к 1799), является сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Самой известной работой серии является «Сон разума рождает чудовищ».
Нет нужды предупреждать публику, не вовсе невежественную в искусстве, что ни в одной из композиций этой серии художник не имел в виду высмеять недостатки какого-либо отдельного лица. Воистину, таланту было бы слишком тесно в рамках такой задачи, и средства, которыми пользуются подражательные искусства для создания совершенных произведений, получили бы плохое применение. Живопись (как и поэзия) выбирает из универсального то, что она почитает наиболее подходящим для своих целей, соединяет в одном вымышленном лице черты и обстоятельства, которые природа распределила среди многих, и из их искусного сочетания получается то счастливое подражание (натуре), за которое хорошего мастера провозглашают созидателем, а не рабским копировщиком.
Продаётся на улице Десенганьо, дом 1, в парфюмерной лавке, по цене 320 реалов за серию из 80 эстампов.[1]Галерея
-
Todos caerán — Все погибнут
-
Aquellos polbos — Из той пыли...
-
Por qué fué sensible — За то, что она была слишком чувствительна
-
Corrección — Строгий выговор
-
Lo que puede un sastre — Чего не сделает портной!
-
Volavérunt — Они взлетели
-
Allá va eso — Ну-ка, полегче!
-
Nadie nos ha visto — Нас никто не видел
Литература
- Andioc, Rene Al margen de los Caprichos. Las explicaciones manuscritas // Mirar y leer los Caprichos de Goya. — Diputación Provincial de Zaragoza, Real Academia de San Fernado, Calcografía Nacional y Museo de Pontevedra. — ISBN 84-89721-62-9
- Cano Cuesta, Marina Los Caprichos // Goya en la Fundación Lázaro Galdeano. — Madrid: Fundación Lázaro Galdeano, 1999. — ISBN ISBN 84-923234-2-6
- Carrete Parrondo, Juan Francisco de Goya. Los Caprichos // Goya. Los Caprichos. Dibujos y Aguafuertes. — Central Hispano. R.A.de Bellas Artes de San Fernando. Calcografía Nacional, 1994. — ISBN ISBN 84-604-9323-7
Ссылки
Примечания
dic.academic.ru
Офорты Сальвадора Дали: переработанные иллюстрации «Капричос» Гойи
ЕЛЕНЕ ШТЕЙН И ДРАКОНОБОРЦУ
Георгий обещал Елене поместить материал по Капричос Гойи.
Перебивать тему не буду.
Зато даю "Капричос" Дали.На сюжеты Гойи.
В знак уважения к обоим моим старшим коллегам по сайту "Этносы"
Оригинальное название
: Les Caprices de GoyaГод: 1977Техника: гравюра + акватинта + краски.Состав коллекции: в серию вошли 80 офортов.Размеры работ: титульный лист 22,7 × 17 см, все остальные листы коллекции 39 × 31,3 см.Особенности: отпечатки выполнены на бумаге BFK Rives. Тираж — 200 экземпляров. На офортах присутствуют подписи Гойи и Дали, печатные номера, названия, карандашная подпись Дали.«Капричос» Франсиско Гойи — иллюстрация к «снам разума, порождающим чудовищ». С создания этой серии гравюр, по мнению многих искусствоведов, началась новая эпоха в искусстве Европы. Издание «Капричос» пришлось на 1799 год, на рубеже веков. Отчаянная сатира Гойи на Испанию, в которой он жил, привлекла внимание инквизиции, и практически весь тираж был снят с продажи. Только вмешательство короля Карла IV спасло художника от преследования святой инквизиции.
Мрачные образы, созданные воображением испанского гения, искусствоведы разгадывают и поныне.
Фантастмагорические офорты одного испанского гения привлекла внимание другого, и в 1977 году Дали выпустил свой вариант офортов Гойи. Для Гойи серия «Капричос» стала первой большой серией офортов, для Дали — последней.
Дали взял офорты Гойи за основу, добавил цвет — нежные розовые, голубые, золотистые тона, и внес в композицию образы, пронизывающие его собственное творчество, дополнив фантазии Гойи своими сюрреалистическими видениями, дав композициям другие названия. К загадке Франсиско Гойи Сальвадор Дали добавил свои собственные загадки.
Трудно судить о том, стало ли более легким восприятие рисунков Гойи в варианте Сальвадора Дали, но теперь у человечества есть две серии «Капричос».
s30556663155.mirtesen.ru