Российская оппозиция предстала в образе бесов. Бесы картина
Взгляд русского художника на Россию из-за рубежа: dervishv
2. Вообще в русском переводе она называется "Бесы", что сразу отсылает нас к Достоевскому. Юрий Данич и сам признается, что зашифровал в своих картинах многочисленные отсылки к произведениям русской литературы.Левая часть полотна уходит в черноту, на которой выделяется ярко-белый унитаз, на котором восседает черный пудель, который в культуре символизирует дьявола.
3. "Одержимые" - двадцатиметровое полотно, которое отображает ситуацию в современной России.Здесь мы можем узнать российских оппозиционных политических деятелей: Немцова, Рыжкова, Яшина, Собчак, Новодворскую и других. Их нижние конечности слегка покрыты шерстью и заканчиваются раздвоенными копытцами.
4. Та же судьба постигла литератора Акунина и Юлию Латынину, журналистку "Эха Москвы".
5. На правой стороне изображен монах и сумасшедшие, которые, признает сам автор, ближе к Богу, чем многие здоровые люди.
6. Гарри Каспаров и стадо баранов.
7. В середине полотна - ребенок, символ чистоты и наивности. Наибольшее внимание привлекает левая сторона картины.
8. Пробежался я и по остальным работам Данича. Во многих из них просматривается философский подтекст.
9. Очень близка художнику тема смерти, а именно этого перехода из Бытия в Небытие.Поэтому на многих картинах изображены черепа животных и человека.
10. Также Юрий Данич рассказал о том, что ему часто приходилось быть в сумасшедших домах и общаться с больными.
11. Эта тема тоже находит выражение в творчестве художника.
12. Фото на память с собачкой.
13.
14. Об авторе проекта:Юрий Данич родился в Ленинграде в 1949 г. Окончил знаменитое Мухинское училище идо 1992 г. занимался древнерусской живописью.Работал над росписями Федоровского городка в г.Пушкин (был построен к 300-летиюдинастии Романовых, ныне Патриаршее подворье) .В 1982 г. под руководством академика Д.С.Лихачева работал над историческойстенописью.В 1992 переехал в Нью-Йорк, стал членом профсоюза театральных художников.Принимал участие во многих телевизионных проектах, сотрудничал со многими звездами Голливуда – Мэрил Стрип, Шэрон Стоун и др.За один из своих проектов Юрий Данич получил премию "Эмми" (Emmy Award) ,аналог "Оскара" в телеиндустрии США.Сейчас картины Юрия Данича выставляются во многих галереях Нью-Йорка.Около 200 работ художника хранятся в частных коллекциях Швеции, США и России.
15.
16. Выставка будет работать с 6 по 8 мая (6 мая с 12.00 до 20.00, 7 и 8 мая – с 10.00 до 20.00) в пространстве Loft дизайн-завода "Флакон".
2014
dervishv.livejournal.com
Российские бесы (фото, видео) |
Что такое искусство? Это гений, отразивший мир через призму художественного восприятия. Чем живет современное искусство? Да, собственно, тем же самым, чем и остальное общество: идеями и идеалами, заботами и болезнями. Естественно, современное искусство не могло пройти мимо такой важной составляющей нашего общества, как политика.
В Москве проходит очень интересная выставка популярного современного художника Юрия Данича под названием «Одержимые», центральная часть которой посвящена именно популярным политическим деятелям современности, но не тем официальным лицам, которые занимают важные посты, а самым ярким и одиозным ее представителям — оппозиции.
Центральной картиной, безусловно, является огромное по своим масштабам полотно «Бесы», на котором тотчас начинаешь узнавать многих современных популярных персонажей, почти все из которых не нуждаются в представлении.
Взгляните в эти знакомые лица:
… И в эту картину:
Никого не напоминает? А вот этот персонаж?
В целом картина состоит из пяти частей. На главном плане выделяются лидеры оппозиции, которые тащат часть общества — «одержимых» — в пропасть (черный квадрат с унитазом). Обнаженность, по словам автора подчеркивает тот факт, что правда должна быть голой.
Поражает проработанность деталей (поз, выражений лиц и т.д.), для чего художнику пришлось очень долго наблюдать за пациентами психлечебниц. Как предполагалось изначально, именно они должны были стать прообразами оппозиции, но затем художник, как он сам признается, понял, что герои его картины не больны сумасшествием, они одержимы бесами.
Кстати, художник подчеркивает, что он не против оппозиции в целом, он даже считает ее весьма полезным элементом любой политической системы. Он против ее в том виде, в котором она существует в российском обществе сейчас.
Выставка проходит в Москве с 6 по 8 мая, на дизайн-заводе «Флакон» (Большая Новодмитровская, 36). Вход для посетителей свободный. Народа на ней очень много, причем самых разных возрастов.
А вот и сам художник, собственной персоной:
Кроме политического гротеска, который мы рассмотрели выше, на выставке можно посмотреть и на другие, не менее выдающиеся картины художника.
Источник
savebest.ru
Российская оппозиция предстала в образе бесов | Статьи
В очередную годовщину беспорядков на Болотной площади на дизайн-заводе «Флакон» открылась выставка картин американского художника российского происхождения — Юрия Данича. Основной картиной выставки стало полотно «Бесы», которое поразило многочисленных посетителей выставки не только своими масштабными размерами, но и художественным видением отношений оппозиции и общества в России автором.
На одной стороне 20-метровой композиции из пяти полотен художник изобразил в образе обнаженных бесов самых медийных оппозиционных персон. Среди них — левый активист Сергей Удальцов, писатели Дмитрий Быков и Борис Акунин, музыкальный критик Артемий Троицкий, ветеран российского либерального движения Валерия Новодворская, политики Владимир Рыжков, Борис Немцов и Михаил Касьянов, лидер «Солидарности» Илья Яшин, журналисты Юлия Латынина и Ксения Собчак, а также блогер, находящийся под домашним арестом Алексей Навальный.
Голову Алексея Навального художник увенчал терновым венцом, а Сергей Удальцов держал в руках поднос, на котором была отрезанная голова, как неудивительно, самого Удальцова. Как рассказал автор, таким образом он пытался показать бутафорность и искусственное создание образов мучеников лидерами оппозиции.
Оппозиционная половина картины была усеяна золотом и бутылками шампанского, в которых художник изобразил основные стремления российской оппозиции. Руки Ксении Собчак, представшей перед посетителями выставки в более чем эротическом виде, были усеяны кольцами, и на одной из них висела брендовая сумка. Такое же обнаженное тело Валерии Новодворской, которое занимало немалую часть картины, было посажено на метлу. Кроме этого, у всех оппозиционеров вместо ступней ног — копыта сатиров.
— На картине видно, как Алексей Навальный держит рог изобилия, на нем можно видеть гербы США. Этим я показываю, ради чего и для кого работает сегодняшняя российская оппозиция. Я сам уже более 20 лет живу в Америке, плачу там налоги, и мне неприятно, что мои налоги идут на поддержку этих людей, которые заняты разрушением, — сказал художник. — Я отобразил все эти драгоценности, предметы роскоши, золотое изобилие, чтобы показать их истинные цели.
Другая сторона картины оказалась посвящена той части общества, которая, по мнению автора, обманываясь, поддерживает российских оппозиционных деятелей. Если, глядя на лица оппозиционеров можно было вспомнить строки Шеймаса Хини «души, которые так загублены, что не испытывают печали», то вторая часть композиции, посвященная простым людям и сторонникам оппозиции, изобиловала лицами обреченных людей, в чьих глазах читалась безысходность.
В эпицентре этого людского месива автор изобразил себя, в белом халате, разрывающего больничные путы. Чуть поодаль — как символ российского православия — возвышалась фигура священника с рукой, держащей перед собой крест. Святой отец призывал «одержимых» остановить саморазрушение.
На пятом, заключительном полотне композиции было изображено стадо баранов, включенное автором в сюжет картины не случайно. Художник вспомнил слова Навального, когда тот назвал граждан «баранами», и отобразил видение самой оппозицией своего электората. В центре стада изображена шахматная доска с «заведомо проигранной партией», как выразился сам художник. Над ней возвышалась задумчивая фигура Гарри Каспарова с белым флагом, который покинул Россию.
Любопытно, что сусальное золото, которым в локальном порядке было весьма масштабно покрыто полотно, изливаясь из рога изобилия в руках кентавра Навального, оставалось только в левой части картины. Как печально заметил Юрий Данич, оно было и остается под ногами лидеров оппозиции и лишь жалкие крохи его случайно попадают уверовавшим в этих идолов гражданам.
— Я специально показал, что сторонникам оппозиции достались лишь крохи от того, что получили сами оппозиционеры. Они оказались обманутыми, самыми пострадавшими, а их идеалам не суждено было сбыться, — отметил Юрий Данич.
Картина усеяна загадочными ассоциациями из таких произведений, как «Мастер и Маргарита», «Фауст» Гете и «Бесы» Достоевского. Посреди картины изображен испуганный ребенок, стоящий над открытым люком, как над пропастью. Написанный с натуры юной дочери художника, он символизирует будущую Россию, боязливо заглядывающую в завтрашний день.
Несмотря на плохую погоду в день открытия выставки, народу было много. По словам персонала выставки, основными посетителями выставки стала молодежь студенческого возраста и москвичи от 50 лет.
— Я являюсь сторонником действующей власти, и отраженное на полотне мировоззрение художника мне близко. Наша оппозиция, на мой взгляд, только кричит о необходимости свержения действующей власти, но ничего при этом не делает, ничего сама не предлагает. Думаю, это произведение отражает истину такой, какая она есть, — высказал свое мнение 28-летний посетитель выставки Андрей.
Глава Союза художников России Андрей Ковальчук отметил, что великие классики нередко писали портреты своих медийных современников и если художник талантлив, то абсолютно не важно, в каком материале он черпает вдохновение.
— Однако, используя лица известных персон своего времени и изображая их в обнаженном виде, художник должен все-таки держаться в определенных рамках, чтобы ненароком не обидеть прототип своего персонажа и не получить иск в суд, — пояснил он.
Один из лидеров «РПР-ПАРНАС» и персонажей картины Данича Борис Немцов сказал «Известиям», что его не интересует картина с его обнаженным телом.
— Скорее всего, я ее никогда не увижу. Поэтому я не стану тратить свое время на какие-то судебные разбирательства, даже если художник позволил себе что-то выходящее за рамки приличия.
В ближайшее время Юрий Данич планирует выставлять данную экспозицию в Санкт-Петербурге, Казани и других городах России. Кроме этого, как сообщил художник, на него произвели впечатления последние события на Украине, которые он планирует вложить в основу своей будущей масштабной работы.
iz.ru
Бесы российской оппозиции! - Migan
Привет, Дорогой Друг!А тем временем, на Флаконе выставляют картину американского художника Юрия Данича, посвященную российской политической жизни! А точнее, нашим оппозиционным деятелям, которых художник исполнил голыми бесами!
Вот такоя вот огроменная композиция, где художник так тонко и точно подметил образ наших оппозиционеров - голые, аллюзия на голого короля, и бесы. Злые духи, которые искушают простых людей, норовя сбить их с правильного пути!
В этой черной бездне вся компания - Навальный, Рыжков, Касьянов, Яшин, Собчак, Удальцов, Новодворская и прочие.Все они украшены золотыми драгоценностями и модными брендами, с копытами, и мерзкой наружности. Кстати, выставка называется "Одержимые", где на фоне черепов и портретов умалишенных нашли свое место по-настоящему "Одержимые". Автор очень хорошо подметил весь разрай и взаимоненависть конфликтующих с друг другом оппозиционеров. Они показывают друг другу комбинации из средних пальцев и наставляют рога. Нам известны конфликты в их рядах на почве идеологии и финансирования, диалога с властью и прочих распрей.
Навальный исполнен в образе Кентавра - символа человеческой животной натуры, с брендированным американской символикой рогом изобиля, из которого так и сыпется золото на его крамольные дела. Терновый венок означает образ Навальньго как "мученика", который ему так хотят навязать, за вполне совершенные преступления.
Золото сливается, кстати, на Удальцова, фактически слитого персонажа, который остался за гранью "богемной тусовки". С мобильным телефоном он отзванивает своим зарубежным кураторам.
К слову, Навальный топчет плоды граната, символ раздора!
Здесь прекрасно раскрыт конфликт и все противоречия беспокойного лагеря - Рыжков отделился от РПР-Парнас как от маргинальной оппозиции и выразил претензии Навальному в национализме. За ними всеми из темноты выпрыгивает бес Немцов. Он не просто на картине бес, он еще тот черт по жизни! Наставляет рога Яшину, выглядывающему из-за Собчак. Немцов стоит позади всех,так как у БЕ рейтинг не просто статистическая погрешность, но и уходит в минус! И всем известна его любовь примазываться к событиям.
С виду Улыбчивые, но готововые порвать друг друга!
Светская истиричка Собчак, тоже обнаженная и украшена драгоценностями. Хорошо передана сторона ее бесовской души - Политика, и все разговоры о благосостоянии страны для нее - лишь пиар! Она любит лишь находится в свете, привлекать к себе внимание! К слову, прямо на нее по задумке автора направлен весь свет.
Рядом ее свет затмевает Троицкий и прочая творческо-диссидентская интеллигенция!
Как есть. Жирные, бесформенные. Троицкий поливает себя водярой, из далека кажется, что, то ли самобичуется, то ли пытается кинуть ее в одичалом угаре. С Новодворской и Быковым все понятно. Из Быкова, кстати, вышел хороший сатир - сисвол похоти.
На самом отшибе сидят, Акунин, обитающий в теплых краях "не России", и Латынина, которая свистит нам всем на уши своими припадочными берднями.Рядом с ними на другой секции картины стоит невинная душа, которую завлекают в свою пропасть Акунин и Латынина.
А впереди них ведет на поводке эту траурную процессию Сатана в образе милого бесенка. Ведь вещи или намеренья, какими бы невинными или честными они не казались на первый взгляд, могут иметь под собой совсем другой смысл.
На мой взгляд, автор идеально передал положение на нашей оппозиционной арене, вскрыл ее темную душу. Грустно, друзья, что вот такие вот бесы капают людям на мозги, пытаясь сбить их с правильного пути лишь в угоду своим интересам. А тем самым дискредитируют понятие другого взгляда на вещи.Понятно, что кроме дьявольщины ничего они России не сулят.
migan.livejournal.com
Художник сравнил оппозицию с бесами
Во вторник, 6 мая, на территории дизайн-завода «Флакон» заработала необычная экспозиция, созданная русским художником, живущим в США. Ключевой элемент проекта - 20-метровая картина «Бесы».
На ней гротескно изображены российские оппозиционеры и голые сумасшедшие. По словам автора, все это показывает одержимость современного политического мира.
- Когда я сел работать над полотном, мне казалось, что человечество катится в пропасть, - рассказал нам Юрий Данич. - Люди как будто сошли с ума. Но потом мое представление изменилось. Я поехал в настоящий желтый дом и познакомился с реальными пациентами. Мне показалось, что запертые люди лишь жертвы чего-то. Некая сила их тянет, завлекает. Этой демонической энергией стали нынешние российские оппозиционеры.
Картина состоит из пяти частей, но сам автор уверяет, что не нужно делить полотно на куски - все изображение едино. Композицию стоит изучать справа налево. По словам художника, это затрудняет быстрое «прочтение» всего произведения. Автор специально ушел от привычки рассматривать картины «по часовой стрелке».
Практически все персонажи полотна написаны без одежды. Это следует из контекста картины - человек приходит в мир обнаженным, одежда потом становится социальным «регулятором» его дальнейшей жизни. Правда же может быть только голой.
На композиции есть много элементов, смысл которых непонятен с первого взгляда. Так, некоторые персонажи произведения держат в руках шарики, похожие на половину куриного яйца.
- Яйцо - это старинный символ нового, - говорит художник. - На моей картине их надувают маленькие чертенята. Это означает, что надежда на обновление призрачна и иллюзорна.
Черный квадрат
Самая левая часть картины - ее же конец. Этот кусок чем-то похож на знаменитое произведение Малевича (если не считать собаку и унитаз).
- Черный квадрат - это пропасть, - рассказал автор Юрий Данич. - Бесы нас тянут туда. Если ничего не делать, то все мы дойдем до катастрофы.
Девочка
На средней части картины изображена маленькая девочка (дочка самого художника). Она стоит перед раскрытым канализационным люком. Ребенок как бы спрашивает: «Что же будет?» Окончательного ответа еще нет - в последний момент чадо еще может свернуть в сторону.
Сумасшедшие
В этой части полотна (она считается самой эмоционально нагруженной) над психами стоит некий иерарх в рясе. В руке его поднят крест - автор напоминает зрителям, что все мы ходим под Богом.
Над компанией сумасшедших возвышается сам автор. Он то ли в шоке, то ли в экстазе. На теле Данича смирительная рубашка с развязанными тесемками.
Если политиков художник писал по фотографиям, то пациенты клиник позировали добровольно. На полотне изображены реальные люди.
Шахматист
На правой части картины нарисован одинокий шахматист, держащий на плече белый флаг. Партия еще не окончена, но по виду игрока становится понятно, что персонаж проиграл. Часы, валяющиеся на земле, символизируют остановку времени.
- Шахматист пытается управлять людьми, как овцами, - рассказал Юрий Данич. - Не зря эти животные окружают его. Но у беса ничего не получается - сумасшедшие не понимают, что от них хотят.
Бесы
Главные «злодеи» композиции - российские оппозиционеры. Художник иронично изобразил их в виде сатиров и соблазнителей-кентавров. Одна из фигур держит в руках рог изобилия, на предмете виден герб США.
- Я постоянно живу в Америке, плачу там немаленькие налоги, - рассказал Юрий Данич. - Мне не нравится, что государство тратит эти средства на мелких российских политиков. Я не против оппозиции как таковой, но эти люди мне не нравятся. Они обстряпывают свои делишки, а люди сходят с ума.
ГДЕ? КОГДА?
Выставка будет работать до 8 мая. Посетители могут прийти каждый день с 10.00 до 22.00 по адресу: Большая Новодмитровская улица, 36 (ст. м. «Дмитровская»).
www.kp.ru
Немцов и "болотные" предстали на картине в образе "бесов"
В Москве прошла презентация новой картины американского художника Юрия Данича, посвященная российской политической жизни.
В очередную годовщину беспорядков на Болотной площади на дизайн-заводе «Флакон» открылась выставка картин американского художника российского происхождения — Юрия Данича. Основной картиной выставки стало полотно «Бесы», которое поразило многочисленных посетителей выставки не только своими масштабными размерами, но и художественным видением отношений оппозиции и общества в России автором.
На одной стороне 20-метровой композиции из пяти полотен художник изобразил в образе обнаженных бесов самых медийных оппозиционных персон. Среди них — левый активист Сергей Удальцов, писатели Дмитрий Быков и Борис Акунин, музыкальный критик Артемий Троицкий, ветеран российского либерального движения Валерия Новодворская, политики Владимир Рыжков, Борис Немцов и Михаил Касьянов, лидер «Солидарности» Илья Яшин, журналисты Юлия Латынина и Ксения Собчак, а также блогер, находящийся под домашним арестом Алексей Навальный.
Голову Алексея Навального художник увенчал терновым венцом, а Сергей Удальцов держал в руках поднос, на котором была отрезанная голова, как неудивительно, самого Удальцова. Как рассказал автор, таким образом он пытался по
казать бутафорность и искусственное создание образов мучеников лидерами оппозиции.
Оппозиционная половина картины была усеяна золотом и бутылками шампанского, в которых художник изобразил основные стремления российской оппозиции. Руки Ксении Собчак, представшей перед посетителями выставки в более чем эротическом виде, были усеяны кольцами, и на одной из них висела брендовая сумка. Такое же обнаженное тело Валерии Новодворской, которое занимало немалую часть картины, было посажено на метлу. Кроме этого, у всех оппозиционеров вместо ступней ног — копыта сатиров.
— На картине видно, как Алексей Навальный держит рог изобилия, на нем можно видеть гербы США. Этим я показываю, ради чего и для кого работает сегодняшняя российская оппозиция. Я сам уже более 20 лет живу в Америке, плачу там налоги, и мне неприятно, что мои налоги идут на поддержку этих людей, которые заняты разрушением, — сказал художник. — Я отобразил все эти драгоценности, предметы роскоши, золотое изобилие, чтобы показать их истинные цели...
На пятом, заключительном полотне композиции было изображено стадо баранов, включенное автором в сюжет картины не случайно. Художник вспомнил слова Навального, когда тот назвал граждан «баранами», и отобразил видение самой оппозицией своего электората. В центре стада изображена шахматная доска с «заведомо проигранной партией», как выразился сам художник. Над ней возвышалась задумчивая фигура Гарри Каспарова с белым флагом, который покинул Россию.
Любопытно, что сусальное золото, которым в локальном порядке было весьма масштабно покрыто полотно, изливаясь из рога изобилия в руках кентавра Навального, оставалось только в левой части картины. Как печально заметил Юрий Данич, оно было и остается под ногами лидеров оппозиции и лишь жалкие крохи его случайно попадают уверовавшим в этих идолов гражданам.
— Я специально показал, что сторонникам оппозиции достались лишь крохи от того, что получили сами оппозиционеры. Они оказались обманутыми, самыми пострадавшими, а их идеалам не суждено было сбыться, — отметил Юрий Данич.
Несмотря на плохую погоду в день открытия выставки, народу было много. По словам персонала выставки, основными посетителями выставки стала молодежь студенческого возраста и москвичи от 50 лет.
Один из лидеров «РПР-ПАРНАС» и персонажей картины Борис Немцов сказал «Известиям», что его не интересует картина с его обнаженным телом.
— Скорее всего, я ее никогда не увижу. Поэтому я не стану тратить свое время на какие-то судебные разбирательства, даже если художник позволил себе что-то выходящее за рамки приличия.
В ближайшее время Юрий Данич планирует выставлять данную экспозицию в Санкт-Петербурге, Казани и других городах России. Кроме этого, как сообщил художник, на него произвели впечатления последние события на Украине, которые он планирует вложить в основу своей будущей масштабной работы.
maxpark.com
Дьявольская иконография - Журнал некорректного изографа (фарисея и сноба по совместительству)
Если провести опрос среди простого населения на тему «как выглядят бесы», то большая часть опрошенных наверняка назовёт такие популярные детали диавольского образа, как: рога, копыта, длинный хвост, свиное рыло, клыки, когти и т.д. Что же до «аксессуаров», то здесь видимо будут названы среди прочих вилы (трезубец), кочерга и прочее. Этот образ так прочно въелся в обывательское сознание, что воспринимается, как должное. Одновременно, вся эта атрибутика часто служит инструментом идеологических спекуляций. Так, антенны телевизоров в ультраортодоксальной прессе часто сравниваются с диавольскими рогами. Или, например, к бесовскому трезубцу возводится главная фигура современного герба Украины.
Но если мы обратимся к классической иконописи, то не увидим в изображении диавола, ни рогов, ни копыт, ни чего бы то ни было подобного.
Согласно учению Церкви, бесы – это падшие ангелы, которые вместе с сатаной отпали от Бога. Как ангелы, так и демоны являются бестелесными духами. Таким образом, их изображение в отличие от изображений людей, целиком и полностью символично (даже если эти изображения содержат элементы видений).
Напомню, что ангелы изображаются в основе своей, как люди, но при этом имеют определенные символические атрибуты, например крылья (отдельно об иконографии ангелов мы поговорим в одном из следующих материалов). Точно так же классическая иконография изображает и бесов: они имеют вид людей, они крылаты. А вот дальше идёт конкретное различие.
Ангелы светлы. Бесы же пишутся темными, как лишенные духовного света (здесь стоит упомянуть, что в древних патериках внешний вид демонов всегда прочно ассоциируется с темнокожестью: «черны, как эфиопы», что не очень порадовало бы современных поборников политкорректности).
Ангелы на иконах облачены в роскошные одежды византийских придворных (что символизирует их службу Царю Небесному). Бесы, напротив, пишутся голыми, поскольку «обнажены от всякого блага» (этот символ следует воспринимать в контексте, поскольку обнаженными изображаются и Прародители Адам и Ева в Эдеме, но в этом случае, это означает невинность и чистоту помыслов до грехопадения).
Минологий императора Василия II. Константинополь. 979-989
Ангелы, всегда благообразны, их волосы убраны. У демонов, наоборот, волосы всколочены, тела иногда, покрыты волосами, или даже шерстью (а в редких случаях может присутствовать нечто, в роде маленького хвоста).
И, пожалуй, наиболее характерное для классической иконографии отличие бесов от ангелов, это их размер. Бесы практически никогда не изображаются одного роста с человеком. Они всегда мельче. Этот символ тоже довольно легко читаем: демоны бессильны сами по себе, они по замечанию прп.Иоанна Дамаскина «не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому либо, если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его Домостроительства».
Лествица. Синай. XII век.Как видим, в христианской иконографии бесы были в буквальном смысле «непривлекательными», они действительно не привлекали внимания. Они были неинтересными. И место для их изображений тоже было довольно определённым – задворки, они всегда маргинальны также в буквальном смысле и этого слова: их образы встречаются только житийных клеймах, в иллюстрациях Писания и т.д. Присутствие бесов в моленных иконах было решительно невозможно, это явление уже сравнительно позднего периода (например, икона «Мученица Марина, побивающая беса»).
Конечно, народное творчество проникало и в иконопись, различные провинциальные школы могли «оразнообразить» блеклый образ нечистой силы. Но основное русло древней традиции всегда корректировало эти тенденции на христианском Востоке.
А вот на Западе, особенно после отпадения Западной Церкви от Православия, фольклорные тенденции стали своеобразно развиваться. Демонские образы стали содержательней и разнообразней. Крылья, ранее ни чем, кроме темноты, не отличавшиеся от ангельских, становятся перепончатыми, всколоченные волосы преобразуются в рога, лица приобретают звериные черты.
Михаэл Пахер. "Блаженный Августин и сатана". Германия. XV век.
Руки и ноги преобразовываются в чудовищные лапы. Люди начинают наделять бесов элементами своих ночных кошмаров, плодами неуемной ни чем не сдержанной фантазии (стоит ли напоминать, различие восточного и западного аскетических подходов к видениям и воображению?). Бесы остаются всё также отвратительными, но при этом становятся интересными. Как часто, в готической иконописи можно встретить рядом обычный не столь выразительный образ святого и тут же, потрясающий своим уродством, с тысячей мельчайших подробностей образ демона. Эта тенденция развивается вплоть до эпохи Возрождения, чтобы в полотнах Брейгеля, Босха и др. получить наибольшую выразительность, поражающую людей даже в наш век, который, казалось бы, трудно чем-то удивить.
Иероним Босх. "Ад". Деталь картины "Сад земных наслаждений"
А дальше, образ диавола стал вполне логично эволюционировать от интересного, к привлекательному, от привлекательного – к романтическому. И вот уже наш отечественный художник Михаил Врубель создает целую серию работ, посвященных своему «демону», чей образ в трактовке художника обольстительно привлекателен и по замыслу даже должен вызывать сочувствие…
"Чудо Феодора Тирона". Россия. XVII век.
Православная иконопись держалась довольно долго, хотя западные элементы проникали и в восточную иконографию. Но после падения Византии, после того, как систематическая духовная образованность сменилась начетничеством, «бесопривлекательность» проникла и к нам. Многие иконописные схемы сохранились, но стали обрастать известными «подробностями». Принципиальная традиционность православия все-таки не позволила в целом этому явлению выйти за известные рамки.
Но, увы, наше время эту направленность не переломило. «Бесопривлекательность» проникла в церковную и околоцерковную литературу. Книги об антихристе, о «загробных видениях», о явлениях бесов заполонили книжные полки и сознание многих православных. Иконопись не остается в стороне и отражает, как в зеркале эту тенденцию bizantinum.livejournal.com/19721.html. Конечно, христианин должен знать о демонских кознях, но должен же быть какой-то приоритет. Как мы видим, увлеченность «бесовской темой» к добру не приводит. Так не пора ли вернуть демонов из нашего сознания туда, где им всегда было место – на задворки?
bizantinum.livejournal.com