«Суета сует» (Юриан ван Стрек). Картины ванитас


«Суета сует» (Юриан ван Стрек) — Artrue

Автор: Юриан ван Стрек.Тип: Холст, масло. 98*84 см.

Суета суетСуета сует Суета сует. Стрек.

Суета сует

Изображенная на картине книга — перевод трагедии Софокла Электра, на голландский язык, выполненный знаменитым поэтом Йостом ван ден Вонделом (1587–1679) в 1639 году; трагедия шла на сцене в Амстердаме.

Ванитас

Работа Стрека, как и другие работы «ванитас» содержит множество скрытых отсылок, а так же, достаточно схожий с прочими картинами аллегорический замысел, связанный с бренностью богатства, безысходности и тленности жизни, которые были популярны как в литературе, так и в живописи в 17 веке. Например, слава, должности и успешность заложена в богатый шлем. К живописи отсылает рисунок под черепом (левый нижний край). Скоротечность жизни и смерть иллюстрирует череп (присутствует на большинстве картин этого стиля). Так же популярным атрибутом «суеты» являются перья, которые занимают большую часть композиции.

Натюрморт с черепом. Ванитас.Натюрморт с черепом. Ванитас.Натюрморт с черепом. Неизвестный мастер.

Многие голландские живописцы вкладывали унаследованную от античности мысль о бессмертии искусства; ссылку на античность и на весь круг идей, с этим связанных, можно усмотреть в данном случае в том, что Стрек изображает именно перевод софокловой Электры (Правая часть). Однако в целом в работе Стрека преобладает иное умонастроение. Потрепанные страницы книги и загнутые края рисунка намекают на начавшуюся порчу.

Трактование

Суета сует. Фрагмент.Суета сует. Фрагмент.Главным ключом толкования картины остается череп с обвившимся вокруг него колосом — символом вечной жизни души во Христе (согласно словам Христа: «Я есмь хлеб жизни»). В качестве символа надежды мотив колоса, обвивающего череп (или прорастающего из черепа), фигурировал в натюрмортах многих голландских живописцев, а также в книгах эмблем (например, эмблема «Смерть начало жизни» из книги Якоба Камерариуса, изданной в 1611 году). Стрек написал еще несколько натюрмортов, где фигурируют и другие атрибуты «суеты сует». Картина, близкая по теме и набору предметов (античность символизирует бюст Сенеки), находится в Городской галерее искусств Йорка. Другой натюрморт, также с античным бюстом, шлемом, увенчанным перьями, и изданием трагедии Хоофта — в Государственном музее Мёйденслот, Мёйден. Аналогичный шлем с перьями изображен на датированном 1670 годом посмертном портрете адмирала Стелингверфа работы Лодевейка ван дер Хелста в Рейксмузеуме, Амстердам; этот портрет Э. де Йонг привлекает в качестве опорного пункта для датировки картины в галерее Йорка. Составители каталога выставки во Франкфурте датируют и московский натюрморт временем около 1670 года, в чем можно с ними согласиться.

Ванитас. Антонио де Переда.Ванитас. Антонио де Переда.Ванитас. Антонио де Переда.

С 1928 картину можно увидеть в государственном музее изобразительных искусств Пушкина.

artrue.ru

Omnia Vanitas (часть 1): sol_blackhands

На картине обстановка:Череп, свечка и верёвка…

В рамках своей рубрики «Мало кто знает и хочет знать», хочу рассказать вам про такой жанр натюрморта в живописи как Ванитас. Зародился этот живописный жанр в эпоху свирепствования в Европах барокко, но большинство Ванитас совсем не барочные. Этот вид натюрмортов является сугубо аллегорическим и символическим и характерен тем, что центром композиции, как правило, выступает человеческий череп. То есть как бы очень суровая готичная тема, но существовала в эпоху барокко, такие дела.

Натюрморты Ванитас (или Омниа Ванитас) считаются ранней стадией развития живописного натюрморта и носили религиозно-философский характер, потому как жизнь скоротечна, а смерть неизбежна и вот посмотрите на череп на тумбочке, как это всё поучительно и грустно, давайте выпьем.Жанр был широко (действительно широко) распространён во Фландрии и прочих Нидерландах в XVI-XVII столетиях, но вы это и сами увидите в подписях к картинкам. Кстати, в 17 веке жизнь европейская была довольно сурова, из основных бед и несчастий, выпавших на эту эпоху, одна 30-летняя война чего стоит, последняя крупнейшая религиозная война в Европе. Также нужно упомянуть войну между Англией и Францией, мега-чуму выкосившую почти весь Лондон и диктатуру Кромвеля, а также Нидерландские революции и реформации. Люди гибли тысячами, и потому тема смертности и смерти была им более чем близка.

Надо ещё сказать почему именно «Vanitas» (суета, тщета) — а потому, что термин взят из Библии и по латыни звучит так: Vanitas vanitatum et omnia vanitas (лат. Суета сует, всё — суета). Впервые выражение встречается в Библии Вульгате. Слова из книги Екклесиаста, авторство которой приписывают царю Соломону, такие дела.

Мне лично эти натюрморты с черепами очень нравятся, я их частенько встречал в процессе своих поисков средневековых миниатюр и картинок, но тут я нарвался на их склады в Pinterest и я прямо не представлял что их такое великое множество этих Омниа Ванитас, сотни их! И каждый натюрморт просто сверх меры заряжен аллегориями и графическими символами, читать и разгадывать которые крайне увлекательно.

И ещё хочу сказать, пока не началось: об этих Ванитас только ленивый ещё не писал, пока искал авторов картин в Google, нашёл несколько постов в ЖЖ про этот жанр и штук пять статей в других Интернетах. Некоторые буквы и даже слова я мог надёргать оттуда, из этих постов и статей, и сразу в этом признаюсь, так что на стопроцентное авторство раскрытия темы я не претендую.

Итак, погнали!

001.

Jan Mabuse (1479—1541), Vanitas Still Life, 1517.

Фламандская школа. Здесь всё аскетично на образы и символы — череп и всё. Ещё записочка и какие-то шнурки на заднем плане. Вообще это диптих, на такой же по форме "створке" справа был изображён какой-то дворянский герб.

002.

Cornelis Norbertus Gijsbrechts (1630-1683), Vanitas Still Life, 17th century.

А вот эта картина как раз типичная Ванитас! Тоже фламандская школа. Здесь как раз масса предметов-символов, прямо раздолье. Как вы понимаете, все предметы в таком натюрморте не случайны, каждый что-либо символизирует.

Во-первых, обратите внимание, что это как бы картина в картине. То есть каменная ниша, в которой расположен весь натюрморт, на самом деле нарисована на холсте и нарисованный холст этот отстал от нарисованной же рамы в верхнем правом углу. Этот художник много работал в модном тогда жанре натюрморта «обманке». Обманка это такой плоский натюрморт, на котором изображены предметы, которые выглядят издалека как настоящие и объёмные и только с близкого расстояния вы понимаете, что они нарисованы. Проще показать, конечно, о чём я:[нажмите, там картинка]002-a

В потёмках домов 17-го века такие обманки смотрелись весьма натурально и забавляли хозяев дома и их гостей. Поищите этого художника в сети и посмотрите его картины, не пожалеете. Кстати, помните в каморке Папы Карло (Приключения Буратино) был нарисованный очаг? Это как раз натюрморт-обманка.

Но вернёмся к символам и аллегориям, запечатлённым на картине.

  • В правом нижнем углу нарисована ракушка с соломинкой для пускания мыльных пузырей, а слева на тёмном фоне виден сам пузырь. Аллегория, в принципе, понятна и без дополнительных объяснений — пускание мыльных пузырей занятие сугубо праздное, а праздность есть грех и упущение времени. К тому же мыльный пузырь образец хрупкости  и недолговечности, олицетворяет краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
  • Далее справа подсвечник с практически догоревшей в нём свечой, язычок пламени ещё виден, но это последние секунды, скоро он погаснет. Свеча как образ конечности бытия это прямо устойчивый символ человеческой жизни, здесь же показана именно смерть, свеча догорела.
  • Сам череп, мёртвая голова означает смерть, один раз это скажу, чтобы потом не возвращаться, но это и так очевидно.
  • Колосья вокруг черепа довольно удачно изображают старческую редкую шевелюру. Колосья фигурируют в нескольких библейских притчах. Не даром в европейском символизме смерть это жнец с косой. Здесь показаны созревшие, но необмолоченные колосья, их существование было бессмысленным, так как они не дали урожая, их зёрна никто не собрал.
  • На переднем плане мы видим карманные часы с красной лентой, тоже вполне понятный символ скоротечности отведённых нам часов в этом мире.
  • Совсем на первом плане, справа в углу, изображена, скорее всего, прогулочная трость. Уже из названия ясно что это не инструмент для созидательного труда. Праздный и лёгкий образ жизни в христианстве считается грехом и всячески осуждается.
  • Рядом с карманными часами изображены опрокинутые песочные часы. В таком положении они не работают, их время как бы остановилось. Вообще забавно что здесь изображены сразу два вида часов.
  • Под песочными часами смятое письмо. В те времена письма были практически единственным видом коммуникации на расстоянии, каждый грамотный человек вёл обширную переписку. Здесь письмо выступает как символ суетности и житейской возни. В письме наверняка какие-то интриги, страсти, заботы или терзания, но все эти эмоции теперь бессмысленны, так как автор или получатель письма умер.
  • Слева от песочных часов изображена пивная кружка, обратите внимание на шишечку хмеля сверху на ручке. Тоже очевидно, символ бражничества и пустого времяпрепровождения.
  • На заднем плане композиции этакой базовой плитой плашмя лежит  какой-то объёмный книжный том. Полагаю что это Библия.
  • На Библии расположена скрипка. Скрипку, как символ, можно понимать двояко — с одной стороны это «приличный» инструмент, на котором вполне могли играть даже в храме, с другой стороны на скрипках играли в кабаках и на рынках. Скорее всего здесь скрипка показана именно как инструмент для весёлой и несерьёзной музыки. На тёмном фоне плохо видно, но вполне возможно что на скрипке есть лопнувшие струны, это тоже вполне устоявшийся символ в подобных натюрмортах.
003.

Cornelis Norbertus Gijsbrechts (1630-1683), Vanitas Still Life, 17th century.

Собственно, этот же автор, те же приёмы с двойным пространством картины в картине.Среди символов добавилась раковина наутилуса, в контексте Ванитас это символ души, покинувшей тело и ещё одна аллегория на череп, так как по сути раковина это останки моллюска.Обратите внимание на изящную заглавную буквицу-кадель в заголовке письма. С оформлением писем тогда явно не спешили, вообще скорости жизни были совсем другими.

004.

Cornelis Norbertus Gijsbrechts (1630-1683), Vanitas Still Life, 1650.

И опять тот же автор и практически тот же набор предметов-символов.Вместо скрипки на заднем плане изображена флейта, те же пузыри, чадящий фитилёк в подсвечнике, два вида часов.Интересный момент с листами бумаги под черепом. Судя по картинке, это страницы из книги, что поставлена стоймя на заднем плане. Как жизнь человека со смертью вырывается из истории, так же и эти страницы вырваны из книги.

005.

Simon Renard de Saint Andre (1613-1677), Vanitas Still Life.

Вот уже другой автор. Снова рекомендую поискать его работы в сети, он очень много подобных натюрмортов нарисовал, даже автопортрет свой изобразил на фоне композиции с черепом.

Итак, какие символы мы можем видеть в этой картине.

  • На переднем плане опять письма, виден вскрытый конверт с сломанной сургучной печатью. Письма символизируют человеческие отношения.
  • Чернильница с пером может выступать как символ наук, но здесь они, скорее всего, дополняют постановку с письмами. Как будто человек только что занимался своей корреспонденцией и внезапно пришёл его конец.
  • Пенсне, очки это личные вещи человека, которые ему уже не пригодятся.
  • Справа от черепа, под берцовой костью, виден сложенный лист бумаги с нотным станом на нём. Музыка это праздность и мимолётность, здесь ноты фигурируют именно как "несерьёзная бумажка".
  • Песочные часы с полностью высыпавшимся в нижнюю колбу песком, символ более чем красноречивый.  
  • Слева от черепа груда монет и игральные кости. Монеты это стяжательство, игральные кости это азарт и праздность.
  • Раскрытую книгу (и книги вообще в Ванитас) на заднем плане можно расценить как символ учёности.
  • Слева от раскрытой книги виден сосуд с букетом гвоздик, на одном из цветков сидит бабочка. Срезанные цветы это символ увядания. Гвоздика, по идее, олицетворяет постоянство и верность, символ любви. Возможно автор натюрморта выбрал именно гвоздику как аллегорию любовных отношений. Бабочка символ легкомысленности и скоротечности жизни.
  • На заднем плане виднеется флейта. Музыка и лёгкое время препровождение.
006.

Simon Renard de Saint Andre (1613-1677), Vanitas Still Life, oil on canvas, 17th century.

Музыкальный натюрморт и черепок как будто даже весёлый. На крипке несколько лопнувших струн, одна даже собрана в моток, видна слева от черепа над лавровым листом из венка.Все символы, что здесь имеются, я уже перечислял единственно что довольно часто на Ванитас попадаются синие ленты. Синий в средние века и эпоху возрождения это спокойный, божественный цвет, символизирующий гармонию, единство и преданность. Не знаю, этим ли объясняется выбор цвета ленты, не уверен.  Ракушки символ смерти, как череп, останки когда-то живого моллюска, я уже писал об этом.

007.

Simon Renard de Saint Andre (1613-1677), Vanitas Still Life, 1650.

Тот же автор. Опять появляются мыльные пузыри. Из примечательных деталей здесь можно упомянуть сургучные печати на письмах, отлично выписанный разбитый высокий фужер и тлеющий фитиль, уходящий под письма и череп слева. Появляется теперь уже явный лавровый венок, на предыдущем натюрморте он почти целиком скрыт за черепом.

008.

Simon Renard de Saint Andre (1613-1677), Vanitas Still Life, 17th century.

И опять тот же автор. лопнувшую струну на скрипке уже видно явно. Справа видны игральные кости, слева новый интересный символический предмет — колода игральных карт, как легко догадаться символ азарта, игры и праздного досуга. Справа от черепа видны два цветка пиона. Про пионы мне удалось узнать что в средневековой Европе пионы считались целебными, но, опять же, вряд ли это здесь применимо.

009.

Pieter Claesz (1597-1661). Vanitas Still Life, 1630.

Прямо таки аскетичный натюрморт. Из интересного здесь только что потухший масляный светильник, а не свечка, какая-то растрёпанная книга (возможно гроссбух, торговые записи) и карманные часы на переднем плане. При часах имеется ключик. И опять на синей ленточке. Пустой и опрокинутый стакан тоже символ конца и тщеты.

010.

Pieter Claesz (1597-1661), Vanitas Still Life With The Spinario, 1628.

Здесь уже сильно богаче с предметами. В целом этот натюрморт посвящён искусствам. Наброски фигур, статуи, музыкальные инструменты, палитра и кисти говорят именно об этом. Но есть и выпадающие из этой концепции предметы — латный нагрудник (или кираса, я не очень разбираюсь) это символ былой боевой славы. Книги, как я уже упоминал, олицетворяю науку. Вокруг черепа расположенные классические для Ванитас атрибуты: пустой стакан, карманные часы (и ключик на синей ленточке, ага), справа из темноты едва проступает только что погасший масляный светильник. Рядом с палитрой к столу прислонена прогулочная трость, она тоже выпадает из общей символической концепции, но вполне уместна на Ванитас.

 011.

Pieter Claesz (1597-1661), Vanitas Still Life, 1625.

Тот же автор, но куда более скромный натюрморт.

Опять на переднем плане карманные часы и ключик на ленточке (а ленточка синяя!), слева вместо масляного светильника теперь металлический подсвечник с коротким огарком свечи. По центру личное письмо, перо и чернильница, все эти символы я уже описывал. Справа от часов внезапно эдельвейс, редкий высокогорный цветок, растущий в труднодоступной местности, издревле считается доказательством самоотверженности в любви (поди его достань). Еще из интересного здесь расколотый грецкий орех. Грецкий орех обычно олицетворяет череп, по понятным причинам. Особенное сходство получается из-за формы ядра этого ореха, которое напоминает человеческий мозг.

012.

Pieter Claesz (1597-1661), Vanitas Still Life.

Как видно из подписи, всё тот же автор. В композицию натюрморта возвращается масляный светильник. Череп покоится на двух книгах, причём нижняя книга толстая и в солидном переплёте, а верхняя скорее книжонка, растрёпанная и в мягкой обложке. Видимо не серьёзная литература или вообще тетрадь для записей. Опрокинутый пустой стакан, слева в углу грецкий орех, ну вы меня поняли. Ах, да! Ленточка на ключе от часов розовая, не синяя.

013.

Pieter Claesz (1597-1661), Vanitas Still Life, 1628.

И опять тот же автор  практически идентичный предыдущему натюрморт, но уже в ином ракурсе. Обратите внимание что художник неизменно выписывает лёгкую струйку дыма от только что угасшего, но ещё тлеющего фитиля в светильнике. Он показывает именно этот короткий момент угасания, что естественно не случайно — этот краткий миг есть прямая аллегория смерти. Странный чёрная конструкция слева под пером это переносная чернильница, пробка от неё и чехол для пера на кожаном шнурке.

Описание к картинкам получается довольно длинным и обычно такие рефераты довольно утомительно читать. Поэтому я здесь ставлю точку, а если читателям будет интересно, я напишу вторую часть. И третью, если понадобится, так как этих Ванитас реально очень много.

sol-blackhands.livejournal.com

Ванитас - laila50

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп.File:Hendrick Andriezsoon 002.jpgHendrik Andriessen 1607-1655. Vanitas Натюрморт с глобусом, корона, скипетр, увенчанный соломой череп, лавровый венок, свечи, письма, часы и цветы.Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

 

 File:Adriaen van Utrecht- Vanitas - Still Life with Bouquet and Skull.JPG

 

Ehemals Pieter van de Venne (etwa 1615-1657)Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

Pereda y Salgado, Antonio de 1634 г.Песочные и механические часы — быстротечность времени.Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.

Якоб де Гейн, 1603.Глобус, как земли, так и звездного неба.Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.Файл:Juriaen van Streeck 001.jpgЮриан ван Стрек, ок. 1670Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.Красные сургучные печати.Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

File:Claesz, Pieter (disputed) - Vanitas-Stilleben (Stilleben mit Glaskugel) - 1625.jpg

Pieter Claesz 1625 г.Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления. Стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.File:Linard, Les cinq sens.jpgJacques Linard (1600–1645 Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

 

Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».Бартоломеус Брейн Старший, 1-я пол. XVI в.Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизниФайл:Pieter Boel - Large Vanitas (Still-Life).JPGПитер Боель, 1663.Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

File:ROESTRAETEN 001.jpg

Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

File:Philippe de Champaigne Still-Life with a Skull.JPGФилипп де Шампень: натюрморт в жанре vanitas — Жизнь, Смерть и Время — три символа бренности бытия (представлены тюльпаном, черепом, песочными часами)

laila50.livejournal.com

Ванитас. Основы и современная интерпретация

В эпоху барокко появился и практически сразу стал популярным среди многих художников разных европейских стран особый, аллегоричный вид натюрморта – ванитас. Композиционным центром картин являлся человеческий череп в синтезе с гнилыми фруктами, увядшими цветами и догоревшими свечами. Откуда появилось желание изображать символы старения и смерти, и что они символизируют в искусстве, попробуем разобраться на примере наиболее популярных произведений искусства.

david_bailly_vanitas1651

Интересен ванитас ещё тем, что именно этот жанр живописи и являлся первый видом натюрморта, который сейчас привычен для всех. Временем расцвета данной живописи считается ХVI — XVII век, а центром – Нидерланды. В то время интерес к античности и человеколюбию только набирал оборотов, а традиционные библейские мотивы, целью которых во многих случаях было показать малозначимость человеческой жизни всё ещё оставались популярными. Вот и получилось так, что средства выражения поменялись (от традиционной средневековой живописи к реалистичному ренессансному искусству), а темы остались предыдущими. Целью художников было напомнить зрителю о быстротечности жизни, удовольствий и наслаждений, о том, что в конце концов нам никуда не деться от смерти. Не зря, центром композиции был выбран именно череп, он как ничто ассоциируется у большинства людей с главной темой композиций. Гнилые фрукты и цветы являют собой символ старения и изменение формы, цвета и общего эстетического восприятия с влиянием годов. На полотнах ренессансных художников нередко можно встретить и другие предметы, которые мы подсознательно ассоциируем с негативом, такие как: игральные карты, курительные трубки, зеркала, ножи, оружие, ключи и многое другое.

vanitas

Как ни странно, мотив до сих пор не только не потерял своей актуальности, но и благодаря абсолютно новым, доступным художникам средствам, приобрел нового вида. Самыми популярными отображениями ванитаса являются работы Дэмьяна Хёрста. Он сумел адаптировать далеко не новую тему к актуальным проблемам современного общества  и получилось, как мы видим, совсем не плохо. Череп, обклеенный бриллиантами, должен заставить зрителя задуматься о целесообразности примитивных целей и желаний в свете, более важных, вопросов жизни и смерти.

Не менее интересной интерпретацией является работа голландского художника Диддо, которая являет собой человеческий череп в натуральном размере, сделанный из кокаина. Материал был куплен у уличных наркоторговцев, а его подлинность проверялась в лабораториях. О необычной скульптуре, как и об её автора известно немного. Диддо объясняет свою работу желанием соединить в одном природные человеческие инстинкты и относительно комфортные условия, в которых мы живем.

Diddo_pixanews-1

Как показывает история, часто, для того чтобы создать что-то новое и интересное достаточно просто хорошо изучить старое.

skulls_02

Автор статьи: Вика Ежевика

Комментарии

styleinsider.com.ua


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта