Литография. Литография картины


Литография — википедия фото

Принцип цветной литографии. Цветовая палитра получается за счёт смешивания восьми различных цветов

Литогра́фия (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую») — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

Возникновение литографии

Печать изображения

На отшлифованную пластину камня, обычно плотного и однородного известняка с помощью жирного литографского карандаша и/или жирной литографской туши наносится исходное изображение.

После нанесения рисунка поверхность камня слегка протравливается кислотным составом. Протравленные участки легко смачиваются водой, но отталкивают литографскую краску, а на места, где был нанесен жировой рисунок, легко прилипает краска, но они не смачиваются водой.

Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

В настоящее время литографский камень практически повсеместно заменен на металлические пластины из-за большей легкости обработки.

Различные техники подготовки изображения и печати

  Университетская набережная, XIX век, литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой.

Если художник самостоятельно наносит рисунок на литографский камень, сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». В противном случае художник, как правило, выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер-печатник.

Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами — по той причине, что природные камни очень тяжелы.

Автография (др.-греч. αὐτός — «сам» и γράφω — «пишу, рисую») — техника, в которой художник рисует не на самом камне, а на специальной переводной — автографской бумаге (корнпапире), с которой рисунок механически переносится на камень. Преимущества автографии: художник получает возможность рисовать обычным образом — не применяя зеркального изображения; литографии становятся доступными любые зарисовки с натуры. По полноте технических средств автография уступает автолитографии. [4][5][6][7][8].

Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика (Эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Русская литография XIX — XX веков

Литография № 83. Издательство товарищества И. Д. Сытина. 1917 г.  Литография № 83. Издательство товарищества И.Д. Сытина. 1917 г. [9]
  «Планъ города Одессы» в 1919 году. В правом нижнем углу надпись: «Литографiя В. Тиль и К°. Одесса» [10][11].

Большой вклад в развитие литографического дела в России внёс И. Д. Сытин. Именно с первой литографической машины, купленной Сытиным И. Д. в 1876 году на заёмные средства, началась его издательская и просветительская деятельность. Даже когда типография товарищества Сытина И. Д. заняла первое место в России по объёму печати книжной продукции, печать литографиий по прежнему оставалась любимым детищем Сытина И. Д.  По совету академика М. П. Боткина, рядом с художественным отделом которого  выставлялся на Всероссийской промышленной выставке 1882 года, Сытин привлекал для своих литографий самых прославленных, самых талантливых художников.

В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А. Е. Мартынов, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, П. Ф. Соколов, Е. И. Гейтман, К. П. Беггров, А. А. Васильевский, О. А. Кипренский, А. П. Брюллов, Е. И. Эстеррейх, С. Ф. Галактионов, П. Ф. Борель, В. И. Погонкин, П. И. Разумихин, А. М. Калашников, Л. А. Белоусов, И. С. Щедровский, А. А. Тон.

Иконная литография XIX века

В 1830—1840-х годах в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На первых литографиях, выпущенных в монастырских мастерских, воспроизводились наиболее известные и почитаемые в народе святыни (личные вещи преподобного Сергия, кресты мощевики и в редких случаях наиболее известные чудотворные иконы). Подобные печатные изображения стали пользоваться большим спросом, особенно у простого народа.

В селе Мстёра (Владимирской губернии) в 1858 году появляется первая провинциальная литографская мастерская под руководством И. А. Голышева. В ней печатались преимущественно цветные картинки-лубки на религиозную тему. Эта мастерская просуществовала до середины 1880-х годов и, не выдержав конкуренции крупных типографий, закрылась.

Традиционная русская потребность в большом количестве икон нашла отражение к концу XIX века в печатной индустрии. С 1870 года на русском иконном рынке стали появляться яркие хромолитографированные бумажные иконы, наклеенные на доски. Эта продукция выпускалась в это время на крупных типографских фабриках Е. Фесенко и И. Тиля в Одессе. Успех печатной продукции и дальнейшая коммерциализация производства, привели к появлению в 1890—1894 годах специальных фабрик, на которых стали выпускать иконы на жести. Монополия подобных икон принадлежала фабрике Жако и Бонакера в Москве. Подобная продукция по внешним качествам, до зрительного обмана, напоминала писаные иконы в дорогих эмалевых ризах, сверкающих блеском «самоварного золота» и имитацией драгоценных камней. Для создания новых иконописных образцов, на фабрику приглашают мастеров-иконописцев из Палеха и Мстеры. Следуя вкусам времени, налаживается производство «подстаренных» икон. К 1901 году жестяными дешёвыми иконами был наполнен иконный рынок страны. Этому способствовало и угасание иконного промысла. Так, Н. П. Кондраков, посещая Киев, обратил внимание, что иконописание, дойдя «до грубой мазни», практически не пользовалось спросом.

Неравная борьба с машинными иконами окончательно разоряла иконописные центры, заставляя писать все больше дешёвых «подфолежных» и «расхожих» икон. Ради удержания спроса на писаные иконы, появились даже иконы, писанные «под Жако».

Законы рынка постепенно поставили изготовителей печатных икон в жёсткие условия выживания. Рынок фактически заставлял производителей печатной продукции все меньше внимания уделять качеству печатных икон и увеличивать их тиражи. В начале XX века появляются печатные иконы «подокладницы», где кроме ликов и рук святых оставлялись чистые листы бумаги. Были случаи и кощунственного отношения к печатным иконам. Так на одной из литографий, с изображениями святителей, в руках у них были изображены свитки, на которых была размещена реклама печатной продукции.

С возвратом в русское искусство национальных традиций в конце XIX — начале XX веков, в широких слоях интеллигенции проявляется интерес к древней русской иконе. В 1901 году по высочайшему указу императора Николая II был основан «Комитет попечительства о русской иконописи» под руководством графа С. Д. Шереметьева, который ставил перед собой следующие задачи: «Изыскать меры по обеспечению благосостояния и дальнейшего развития русской иконописи; сохранить в ней плодотворное влияние художественных образов русской старины и византийской древности; содействовать достижению художественного совершенства и установить «деятельные связи» народной живописи с религиозной живописью в России вообще и в церковной живописи в частности». Для достижения этой цели была разработана обширная программа, задачей которой было не только возрождение народного иконописного дела, но и возрождение истинно народного духа, укрепление благочестия и духа нации. Комитет, прежде всего, поставил три главные задачи: 1) запрещение печатных икон; 2) изготовление иконных подлинников; 3) открытие учебных иконописных мастерских.

В начале XX века индустрия печатных икон приобрела неуправляемый характер. Указом Священного Синода от 2 февраля 1902 года запрещалось печатать иконы при церквях и монастырях. Указом Синода от 1 января 1903 года запрещалось производство икон на жести. Была усилена церковная цензура за качеством выпускаемых печатных икон, что не имело значительных положительных результатов. В 1906 году Священным Синодом назначена Комиссия во главе с архиепископом Кишинёвским и Хотинским Серафимом, которая в течение трёх лет собирала информацию о печатных иконах. В мае 1909 года Комиссия была вынуждена констатировать, что иконы Жако и Бонакера продолжают успешно наполнять рынок, а все попытки влиять на епархиальные власти не увенчались положительным результатом. [12].

Художники, использовавшие технику литографии

  Дворцовый мост в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И. Шарлеманя

См. также

Источники

  1. ↑ «В 1894 в С. губ. было 12 типо- и литографий». И. Красноперов. Самарская губерния // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 10.
  3. ↑ Foto&video, 2010, с. 87.
  4. ↑ Томкович Е. А. Домашняя литография. Руководство по автографии и перепечатыванию для канцелярий. — СПб.,1893
  5. ↑ Константинова С. С. Техника изобразительного искусства: конспект лекций. — Ростов/Дон, 2004
  6. ↑ Альбион Галерея — Основные техники печатной графики
  7. ↑ Справочник полиграфиста — A
  8. ↑ Техника и виды гравюры
  9. ↑ Литография Т-ва И. Д. Сытина, Москва 1917 г. | Частная коллекция (рус.), Частная коллекция (12 декабря 2016). Проверено 21 января 2017.
  10. ↑ Немцы Украины, Крыма и Бессарабии. RusDeutsch, Информационный центр российских немцев. — «…можно отметить такие интересные производства как … Хромолитографию «В. Тиль и компания».». Проверено 11 марта 2015. Архивировано 10 марта 2015 года.
  11. ↑ Плесская-Зебольд, Э. Г. Одесские немцы: 1803—1920. ТЭС (1999). — «В 1857 мекленбург-шверинский подданный В. Тиль (Thiel) открыл в О. первую на Юге России литографию.». Проверено 11 марта 2015. Архивировано 10 марта 2015 года.
  12. ↑ [1], "ПЕЧАТНЫЕ ИКОНЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Литература

  • Александр Галкин Солнечный рисунок (рус.) // «Foto&video» : журнал. — 2010. — № 12. — С. 86—89.
  • Коростин А. Ф. Русская литография XIX века. — Л.: Искусство, 1953.
  • Владимир Левашов. Лекции по истории фотографии. — 2-е изд.. — М.: «ЛитРес», 2014. — ISBN 978-5-903788-63-7.
  • Т-во скоропечатни А. А. Левенсон: Ист. очерк и описание мастерских 1881—1903. — М., 1903.
  • Дж.Родс. Генри. Литографское искусство. — Л.: Техника и производство, 1928.
  • П.И. Суворов. Искусство литографии. — М.: Искусство, 1952.
  • Власова О., Золотинкина И., Климова Е., Метёлкина А., Павлова Г., Царёва Е. Два века русской литографии. — Государственный Русский музей, Palace Editions, 2007. — 160 с. — (Государственный Русский музей. Альманах, № 171). — ISBN 978-5-93332-250-4.

org-wikipediya.ru

Литография Википедия

Принцип цветной литографии. Цветовая палитра получается за счёт смешивания восьми различных цветов

Литогра́фия (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую») — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

Возникновение литографии[ | код]

Литография была создана в 1796 году (по другим данным — в 1798 году[2]) Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке[3].

Печать изображения[ | код]

На отшлифованную пластину камня, обычно плотного и однородного известняка с помощью жирного литографского карандаша и/или жирной литографской туши наносится исходное изображение.

После нанесения рисунка поверхность камня слегка протравливается кислотным составом. Протравленные участки легко смачиваются водой, но отталкивают литографскую краску, а на места, где был нанесен жировой рисунок, легко прилипает краска, но они не смачиваются водой.

Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

В настоящее время литографский камень практически повсеместно заменен на металлические пластины из-за большей легкости обработки.

Различные техники подготовки изображения и печати[ | код]

Университетская набережная, XIX век, литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой.

Если художник самостоятельно наносит рисунок на литографский камень, сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». В противном случае художник, как правило, выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер-печатник.

Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, ма

ru-wiki.ru

Литография | АРТконсервация

Литография относится к плоской печати. Материалом для печатной формы служит главным образом литографский камень - плита из твердого однородного известняка.

На отшлифованной поверхности камня рисуют специальным литографским карандашом или литографской тушью, содержащими жир. Там, где на поверхность камня легли штрихи или пятна этой краски, камень зажиривается и становится в этих местах олеофильным, т.е. принимает жирные вещества и отталкивает воду. Сделанный таким образом рисунок на камне протравливают так называемой вытравкой, содержащей слабый раствор азотной кислоты с добавленным в него декстрином или гуммиарабиком. Благодаря такой обработке поверхность камня, свободная от рисунка, т.е. пробельные места, становится гидрофильной, иначе говоря, способной принимать воду и отталкивать жир, а следовательно, и печатную краску. После этого рисунок смывают тинктурой, специальным составом, содержащим растворители.

Теперь, если камень увлажнить и прокатать валиком с печатной краской, то краска будет приставать только к тем местам поверхности камня, где был рисунок. Притиснув к камню бумагу, мы получим оттиск.

Аналогичным образом можно использовать не только литографский камень, но и цинк, алюминий, стекло и даже бумагу. Все эти способы отличаются от работы на камне рецептурой применяемых растворов.

Металлические пластины можно использовать в ротационной печати (печать с цилиндрической печатной формы на непрерывную бумажную ленту).

Существует несколько способов и приемов нанесения изображения на литографский камень, дающих различные эффекты. Рассмотрим их, не углубляясь в технологические тонкости.

1. Рисунок пером или кистью литографской тушью делается на гладко отшлифованном камне, так же как и обычный штриховой рисунок на бумаге.

2. Рисунок литографским карандашом, т.е. различной твердости специальным жирным мелком, вставленным обычно в держатель. Для рисунка поверхность камня делают шероховатой зернением песком или толченым стеклом. Такой камень называют корешковым, или корнованным. На шероховатом камне литографский карандаш оставляет мягкую сочную линию. В оттиске получается рисунок, близкий по своему виду рисунку угольным карандашом на бумаге.

3. Выскребание по асфальту. Камень с зерненой поверхностью покрывают асфальтом, растворенным в скипидаре, и после просушки проскабливают рисунок шабером и иглой. Там, где шабер слегка соскабливает асфальт, обнажаются только верхушки шероховатостей и получается темный тон. Там, где слой асфальта снимается глубже, получается тон светлее. Места с полностью соскобленным асфальтом будут в оттиске белыми. Черными будут те участки, на которых асфальтовый слой остался нетронутым.

После окончания работы камень обрабатывают вытравкой и, не смывая асфальт, приступают к печатанию.

4. Гравюра на камне. Камень предварительно протравливают по всей поверхности и покрывают фунтом, состоящим из темного пигмента и декстрина. По подготовленному таким образом камню фавируют изображение иглами различных сечений и заточек. После завершения работы награвированное изображение зажиривают деревянным маслом. По удалении фунта и смачивании накатывают краску, она будет задерживаться только в награвированных линиях.

5. На корешковом камне, обработанном специальной восковой эмульсией, делают размывку тушью. Работу ведут кистью литофафской тушью, разбавляемой до нужного тона водой. Дальнейшая обработка принципиально не отличается от карандашной литографии, но несколько усложнена из-за того, что изображение, нанесенное размывкой, очень легко стравить.

Существуют и другие приемы нанесения изображения на камень, такие как работа брызгами, с тангиром, аэрографом и другие. В нашем обзоре нет необходимости их описывать, поскольку они не имеют ничего принципиально иного, чем уже было сказано.

6. Работа на автографской или переводной бумаге. Рисунок при этом способе делают не на камне, а на специальной бумаге, благодаря чему художник может работать с натуры, обходясь без тяжелого литографского камня.

Бумага эта покрыта клеевым слоем и должна иметь какую-либо фактуру. Рисунок наносят обычным литографским карандашом. После этого автографскую бумагу кладут рисунком вниз на увлажненный, гладко отшлифованный камень и притискивают к нему. Бумага с рисунком приклеивается к камню, и штрихи литографского карандаша зажиривают соответствующие места камня. Затем бумагу отмачивают и снимают, а переведенное таким способом изображение обрабатывают на камне, как обычно.

Аналогичным образом делают переводы изображений с одного камня на другой или оттисков гравюр и текста на камень. Для этого используют переводную бумагу. В отличие от автографской, переводная бумага гладкая. На нее оттискивают печатной краской так называемый жирный оттиск, а затем его переносят на камень, так же как и с автографской бумаги.

Литография широко используется для цветной печати. Художник для каждого цвета выполняет рисунок на отдельном камне, и потом со всех этих камней в определенной последовательности (обычно светлые тона печатают раньше) печатают на один лист бумаги, совмещая оттиски по рисунку. Для автолитографии применяют обычно около пяти цветов.

В свое время, когда не существовало фотомеханических способов воспроизведения, литография была широко распространенным методом репродуцирования цветных оригиналов. В этом случае для передачи всех оттенков оригинала использовали большое количество камней. Такие воспроизведения назывались хромолитографиями. А мастер, который разделял многоцветный оригинал на отдельные цвета, - хромолитографом.

Отношение к этим листам в наше время несколько пренебрежительное, как к обычной репродукции. Пора уже изменить такой взгляд на этот вид литографии и музейным работникам, и собирателям. Ведь хромолитография, по сути, такой же ручной вид печати, как и всякая другая репродукционная гравюра, резцовая или на дереве, только более позднего времени.Литография была изобретена Алоизом Зенефельдером (1771- 1834), мюнхенским малоизвестным драматургом, в 1797 г. Предназначался новый способ печатания, названный автором химической печатью, для издания нот. Но очень скоро стало ясно, что значение этого открытия много шире. Всю последующую жизнь Зенефельдер посвятил совершенствованию своего изобретения и в 1818 г. издал подробное руководство по литографии.

Первым значительным изданием Зенефельдера было воспроизведение дюреровских рисунков в молитвеннике Максимилиана (1808 г.), исполненное Н.Штрикснером (1782-1855). Вторым изданием, подготовленным Зенефельдером, но не им изданным, был альбом рисунков старых мастеров Мюнхенского кабинета (1810-1816 гг.). В альбом входили 432 литографии, основными исполнителями которых были Н.Штрикснер и Ф.Пилоти (1786-1844).

После этих шедевров литографского искусства литография в художественном отношении была на довольно низком уровне. Происходило это потому, что крупные художники еще не заинтересовались ею по-настоящему. И только в 1830-х гг. во Франции этот вид графического искусства занял достойное место. Расцвет литографии связан с такими французскими художниками, как Эжен Делакруа (1798-1863), Домье (1808-1879), Гаварни (1804-1866).

В Германии в середине 19 в. работал в технике литографии Адольф Менцель (1815-1905). В Испании в самом конце своей жизни сделал несколько литографий Гойя (1746-1828).

Литографии того времени часто раскрашивапись акварелью. Цветная же литография, в полном смысле слова, изобретена в 1835-1837 гг., хотя отдельные опыты в этой области проводились и ранее.

Не прошли мимо литографии и барбизонцы. Особенно интересны работы Камиля Коро (1796-1875) и Нарсиса Диаза (1808-1876). Существен вклад в искусство литографии импрессионистов, особенно Эдуарда Мане (1832-1883), Эдгара Дега (1834-1917), Огюста Ренуара (1841-1919), Анри Тулуз-Лотрека (1864-1901). В Англии Джеймс Уистлер (1834-1903) создал своеобразные, тонкие по цвету листы.

Интересны литографии экспрессионистов 20-х гг. 20 в. Из них хочется отметить немецких художников Кете Кольвиц (1867-1945) и Эрнста Барлаха (1870-1938), австрийца Оскара Кокошку (1886-1980) и норвежца Эдварда Мунка (1863-1944).

В России первая литография была выполнена в 1816-г. Александром Орловским (1777-1832), пропагандистом и энтузиастом литографии. Много сделали для ее развития Алексей Венецианов (1780-1847), Орест Кипренский (1782-1836), четыре литографии выполнил Владимир Боровиковский (1757-1825).

В 1840-х гг. наступил расцвет жанровой литографии. На бытовые темы работали Григорий Гагарин (1810-1893), Игнатий Щедровский (1815-1870/71), Рудольф Жуковский (1814-1886).

С 1851 по 1862 г. Василий Тимм (1820-1895) издает «Русский художественный листок», в котором помещает свои хроникальные зарисовки. Кроме Тимма, в этом издании принимали участие Михаил Микешин, Адольф и Иосиф Шарлемань, Михай Зичи. Это было единственное в своем роде издание, не имевшее ничего подобного на Западе.

Во второй половине 19 в. общий уровень искусства литографии несколько снижается и приобретает в какой-то степени ремесленный характер. Хотя в это время литографии делают такие большие художники, как И.Репин, И.Шишкин, А.Саврасов, В.Перов, В.Маковский. Но, за редкими исключениями, они обращаются к литографии эпизодически.

В начале 20 в. исполнили несколько листов художники «Мира искусства». Литографии были изданы отдельным альбомом. Особенно нужно отметить из этой группы художников В.Серова, создавшего наиболее значительные литографии этого времени.

В конце 19 - начале 20 в. очень высокого уровня достигла репродукционная хромолитография. Литография И.Кадушкина, Экспедиция заготовления государственных бумаг выпускали издания с большим вкусом. Примером могут служить билибинские сказки.

Подъем искусства литографии произошел в первые годы после революции. В это время издавалось много альбомов литографий Б.Кустодиева, А.Остроумовой-Лебедевой, М.Добужинского, В.Ватагина, П.Кузнецова, Г.Верейского, и многих других. Литография и по сей день остается излюбленной техникой наших художников.

Первоисточник: 

РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995

art-con.ru

Литография

Рисунки с натуры, сделанные на литографских камнях и отпечатанные под наблюдением автора. 1991 год. Художник Андрей Пахомов.

image1.png

Анакреонт.  Двенадцать стихотворений. 1994 год. Художник Андрей Пахомов.

image2.png

Тамара Буковская. Джакомерон. 1995 год. Художник Валерий Мишин.

image3.png

Повесть о споре жизни и смерти. 1995 год. Художник Сергей Чаркин.

image4.png

Филодем. Стихотворения. 1995 год. Художник Андрей Пахомов.

image5.png

Десять слов, или песнь о любви . 1995 год. Художник Андрей Пахомов.

image6.pngimage7.png

Техника литографии (от греческогоlithos – камень и grapho – пишу, рисую) изобретена в 1796 году в Мюнхене, немцем Иоганном Алоизом Зенефельдером. Это способ, относящийся к плоской печати, основан на отталкивании жиров от воды.

image8.png

В 1806 году Зенефельдер открыл в Мюнхене первую литографскую мастерскую, и издал в 1818 году руководство по литографии, не без помощи которого в первой четверти XIX века практически во всех крупных европейских столицах заработали подобные мастерские. В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой.

Процесс работы над литографией заключается в следующем: пластина из известняка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн», или «корешок»). На подготовленном таким образом камне рисуют специальным литографским карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь.

image9.png

Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика.

image10.png

В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску; чистые же поверхности камня её отталкивают. Доска покрывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге.

image11.pngimage12.pngimage13.pngimage14.png

image15.png

image16.png

Иногда вместо известняка используют специально подготовленные пластины из цинка или алюминия. Часто рисуют литографским карандашом или тушью не на камне, а на особой, так называемой автографской, или переводной бумаге, после чего рисунок передавливается на камень. Весь последующий процесс такой же, как и в классической литографии.

image17.pngimage18.pngimage19.pngimage20.pngimage21.png Литографическая печатная мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря Конец 1900-х годов. Фотография. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.

image22.png

Литографии присущи большая свобода авторского исполнения. Она живописна, мягка и пластична, рыхлый штрих карандаша, заливки и растушёвки хорошо передают объём, тонкую игру полутеней и рефлексов.

image23.png

Литографский станок.

image24.jpgimage25.pngimage26.png

Среди первых литографов, кроме самого Зенефельдера, кстати, совсем не художника, а актера и автора музыкальных пьес, можно отметить знаменитых немецких художников Франца Крюгера и Адольфа фон Менцеля. Также к литографии обращались Франсиско Гойя, Теодор Жерико и Эжен Делакруа. Эту технику также использовали: А. Тулуз-Лотрек, П. Пикасо, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова и другие. Литография в середине XIX столетия стала острым политическим орудием. Именно в этом контексте представлен крупнейший мастер литографии - французский карикатурист Оноре Домье, искусство которого имело столь высокий резонанс, что даже в России во II половине XIX века работало несколько крупных литографов-карикатуристов: Александр Лебедев, Пётр Боклевский, Николай Степанов.

Станок для печати литографий производства Gutenberg-Haus (Австро-Венгрия).

image27.png

Ручной литографский рейберный станок Krause конструкции 1884 г.

image28.pngimage29.png

Наверх

www.rarebook-spb.ru

Ранняя история литографии - История искусства

Портрет Зенефельдера, 1818 г. Лоренц КуаглиоПортрет Зенефельдера, 1818 г. Лоренц Куаглио (Германия 1793 - 1869 г.). Фронтиспис к собранию оригинальных авторских рисунков. Техника: литография, плоская печать.

Изобретение литографии

До начала 19-го века типографские производства знали только два промышленных способа печати: высокая, когда на рельеф с рисунком накатывается краска, которая затем оттискивается на ткань или бумагу, и глубокая печать, когда активным печатающим элементов являются углубления, выгравированные в материале. Оба способа работают по общему принципу и являются чисто механическими.

Литография основывается на простом химическом факте: масло и вода не смешиваются. Изобретатель литографии Алоиз Зенефельдер (6 ноября 1771, Прага - 26 февраля 1834, Мюнхен) описывает этот факт в книге "Полное руководство по литографии" (1818 г.).

"Химический процесс печати в корне отличен от всех применявшихся ранее. В химическом процессе не имеет значения, являются ли печатающие элементы выгравированными или возвышающимися над поверхностью печатной формы. Печатающие участки должны быть покрыты краской, состоящей из однородного вещества, обладающего свойством притяжения. Пустые же места должны обладать свойством отталкивания... Жирные вещества не способны объединиться с обычной водой. Напротив, они воде противны... Сие есть фундаментальная основа нового метода печати, который справедливо называют химическим, потому что жирная краска удерживается только на линиях, нарисованных на форме, и отталкивается от остальной поверхности, и совершенно не зависит от механического контакта".

Алоиз Зенефельдер родился в семье актера и сам испытывал непреодолимую страсть к театру, а в 21 год сам сыграл главную роль в пьесе Die Mädchenkenner. Успех пьесы подстегнул амбиции молодого человека, и, чтобы дать пьесе более широкое распространение, он погрузился в науку с целью найти более дешевый способ печати, в отличие от непомерно дорогих (по тем меркам) традиционных средствах репродуцирования.

Зенефельдер погрузился в эксперименты с формами высокой печати, которые традиционно изготавливались методом травления поверхности камня кислотой. Но однажды утром...:

"Я только что закончил полировку камня, когда моя мать попросила меня написать список для прачки. По случайному стечению обстоятельств под рукой не оказалось даже клочка бумаги, а чернила в чернильнице высохли. Недолго думая, я поспешно написал список прямо на моем камне чернилами, которые приготовил тут же из воска, мыла и сажи из лампы…"

Далее история шла сам собой. Когда прачка вернула камень, Зенефельдер, естественно, его отмыл и продолжил работу. Однако после травления рельефа Зенефельдер заметил, что в пористой структуре камня сохранились остатки воска от импровизированных чернил, которые, как ни странно, привлекали и удерживали типографскую краску сами по себе. Кроме того, от этих участков отталкивалась вода. Из этого для изобретателя следовал единственный логический вывод: нет вообще никакой необходимости в гравировке камня.

Это открытие Зенефельдер сделал в 1796 году и именно этот принцип впоследствии станет использоваться при изготовлении металлических пластин для офсетной печати.

3 сентября 1799 года Зенефельдер получил эксклюзивную лицензию на то, что сам он называл "химической печатью". В тот же месяц Зенефельдер подписал соглашение с Иоганном Андре, известным музыкальным издателем, о комплектовке типографии новыми прессами. В 1800 году прессы были установлены в одном из лондонских издательств, а в 1802 году в технология стала доступна французским издателям, где и получила название "литография".

Полиавтография, или первый успех химического процесса

В то время как Иоганн Антон Андре был заинтересован в коммерческой стороне процесса, его брат Филипп занялся развитием творческого потенциала литографии. Сразу после создания собственной типографии в Лондоне, Филипп, подобно большинству художников, старался всеми силами пробудить в обществе интерес к литографии, который, впрочем, не заставил себя долго ждать. Спустя год, в 1803 году вышел первый сборник рисунков под общим названием "Образцы полиавтографии", куда вошли произведения Бенджамина Уэста, Ричарда Купера, Генри Фузели, Томаса Баркера, Томаса Стоттарда и Конрада Гесснера.

Ангел Воскресения, 1801 г., Бенджамин УэстАнгел Воскресения, 1801 г., Бенджамин Уэст (1738-1820), Великобритания. Литография, плоская печать.

Ангел Воскресения Бенджамина Уэста заслуживает отдельного комментария, поскольку считается первой литографией, сделанной в Англии. Образец более светской работы принадлежит руке Генри Фузели.

Женщина у окна, 1802, Генри ФузелиЖенщина у окна, 1802, Генри Фузели (1741-1825)

Мамлюк, защищающий раненого трубача, 1818, Теодор ЖерикоМамлюк, защищающий раненого трубача, 1818, Теодор Жерико (1791-1824)

После успеха лондонской публикации образцов полиавтографии, Вильгем Рейтер, профессор Берлинской академии решил создать собственный эквивалент издания и выпустил альбом под названием "Полиавтографические рисунки выдающихся художников Берлина". Рейтер активно путешествовал по Европе и даже с целью обучения и повышения квалификации посещал литографические цеха, но все же его работы остаются технически менее совершенны.

Несмотря на все старания художников и энтузиастов литографии, на лондонский, ни берлинский альбомы не стали коммерчески успешными, зато наметили путь дальнейшего развития. Технический прогресс последовал быстро: в 1806 году появилась полноцветная литография; в 1818 была успешно применена специальная копировальная бумага, избавлявшая от необходимости наносить на камень рисунок в зеркальном отражении. Начиная примерно с 1820 года, литографическая технология сосредоточилась в руках отдельных практиков по всему миру.

Лолита, 1962 г. Роджер СоубиЛолита, 1962 г. Роджер Соуби (1898-1984), офсетная литография

Дальнейшее развитие

Начиная примерно с 1850 года, литография становится одной из движущих сил масс медиа. Литография успешно применяется при создании иллюстраций к печатным изданиям, становится делом не только художников-одиночек. В первой половине 20-го века литография было одной из доминирующих технологий при создании высокохудожественной тиражной графики, начиная от книжных иллюстраций и заканчивая плакатами.

Бурное развитие офсетной печати, ее удешевление и возможность получения гораздо большего тиража печатной продукции, полностью заменило литографию в типографском производстве. Технология более не рассматривается в качестве промышленной и является ныне одной из форм станковой графики.

Тэг: Станковая (станковый рисунок, эстамп)

zen-designer.ru

Литография — Википедия РУ

Принцип цветной литографии. Цветовая палитра получается за счёт смешивания восьми различных цветов

Литогра́фия (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую») — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

Возникновение литографии

Печать изображения

На отшлифованную пластину камня, обычно плотного и однородного известняка с помощью жирного литографского карандаша и/или жирной литографской туши наносится исходное изображение.

После нанесения рисунка поверхность камня слегка протравливается кислотным составом. Протравленные участки легко смачиваются водой, но отталкивают литографскую краску, а на места, где был нанесен жировой рисунок, легко прилипает краска, но они не смачиваются водой.

Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

В настоящее время литографский камень практически повсеместно заменен на металлические пластины из-за большей легкости обработки.

Различные техники подготовки изображения и печати

  Университетская набережная, XIX век, литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой.

Если художник самостоятельно наносит рисунок на литографский камень, сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». В противном случае художник, как правило, выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер-печатник.

Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами — по той причине, что природные камни очень тяжелы.

Автография (др.-греч. αὐτός — «сам» и γράφω — «пишу, рисую») — техника, в которой художник рисует не на самом камне, а на специальной переводной — автографской бумаге (корнпапире), с которой рисунок механически переносится на камень. Преимущества автографии: художник получает возможность рисовать обычным образом — не применяя зеркального изображения; литографии становятся доступными любые зарисовки с натуры. По полноте технических средств автография уступает автолитографии. [4][5][6][7][8].

Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика (Эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Русская литография XIX — XX веков

Литография № 83. Издательство товарищества И. Д. Сытина. 1917 г.  Литография № 83. Издательство товарищества И.Д. Сытина. 1917 г. [9]   «Планъ города Одессы» в 1919 году. В правом нижнем углу надпись: «Литографiя В. Тиль и К°. Одесса» [10][11].

Большой вклад в развитие литографического дела в России внёс И. Д. Сытин. Именно с первой литографической машины, купленной Сытиным И. Д. в 1876 году на заёмные средства, началась его издательская и просветительская деятельность. Даже когда типография товарищества Сытина И. Д. заняла первое место в России по объёму печати книжной продукции, печать литографиий по прежнему оставалась любимым детищем Сытина И. Д.  По совету академика М. П. Боткина, рядом с художественным отделом которого  выставлялся на Всероссийской промышленной выставке 1882 года, Сытин привлекал для своих литографий самых прославленных, самых талантливых художников.

В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А. Е. Мартынов, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, П. Ф. Соколов, Е. И. Гейтман, К. П. Беггров, А. А. Васильевский, О. А. Кипренский, А. П. Брюллов, Е. И. Эстеррейх, С. Ф. Галактионов, П. Ф. Борель, В. И. Погонкин, П. И. Разумихин, А. М. Калашников, Л. А. Белоусов, И. С. Щедровский, А. А. Тон.

Иконная литография XIX века

В 1830—1840-х годах в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На первых литографиях, выпущенных в монастырских мастерских, воспроизводились наиболее известные и почитаемые в народе святыни (личные вещи преподобного Сергия, кресты мощевики и в редких случаях наиболее известные чудотворные иконы). Подобные печатные изображения стали пользоваться большим спросом, особенно у простого народа.

В селе Мстёра (Владимирской губернии) в 1858 году появляется первая провинциальная литографская мастерская под руководством И. А. Голышева. В ней печатались преимущественно цветные картинки-лубки на религиозную тему. Эта мастерская просуществовала до середины 1880-х годов и, не выдержав конкуренции крупных типографий, закрылась.

Традиционная русская потребность в большом количестве икон нашла отражение к концу XIX века в печатной индустрии. С 1870 года на русском иконном рынке стали появляться яркие хромолитографированные бумажные иконы, наклеенные на доски. Эта продукция выпускалась в это время на крупных типографских фабриках Е. Фесенко и И. Тиля в Одессе. Успех печатной продукции и дальнейшая коммерциализация производства, привели к появлению в 1890—1894 годах специальных фабрик, на которых стали выпускать иконы на жести. Монополия подобных икон принадлежала фабрике Жако и Бонакера в Москве. Подобная продукция по внешним качествам, до зрительного обмана, напоминала писаные иконы в дорогих эмалевых ризах, сверкающих блеском «самоварного золота» и имитацией драгоценных камней. Для создания новых иконописных образцов, на фабрику приглашают мастеров-иконописцев из Палеха и Мстеры. Следуя вкусам времени, налаживается производство «подстаренных» икон. К 1901 году жестяными дешёвыми иконами был наполнен иконный рынок страны. Этому способствовало и угасание иконного промысла. Так, Н. П. Кондраков, посещая Киев, обратил внимание, что иконописание, дойдя «до грубой мазни», практически не пользовалось спросом.

Неравная борьба с машинными иконами окончательно разоряла иконописные центры, заставляя писать все больше дешёвых «подфолежных» и «расхожих» икон. Ради удержания спроса на писаные иконы, появились даже иконы, писанные «под Жако».

Законы рынка постепенно поставили изготовителей печатных икон в жёсткие условия выживания. Рынок фактически заставлял производителей печатной продукции все меньше внимания уделять качеству печатных икон и увеличивать их тиражи. В начале XX века появляются печатные иконы «подокладницы», где кроме ликов и рук святых оставлялись чистые листы бумаги. Были случаи и кощунственного отношения к печатным иконам. Так на одной из литографий, с изображениями святителей, в руках у них были изображены свитки, на которых была размещена реклама печатной продукции.

С возвратом в русское искусство национальных традиций в конце XIX — начале XX веков, в широких слоях интеллигенции проявляется интерес к древней русской иконе. В 1901 году по высочайшему указу императора Николая II был основан «Комитет попечительства о русской иконописи» под руководством графа С. Д. Шереметьева, который ставил перед собой следующие задачи: «Изыскать меры по обеспечению благосостояния и дальнейшего развития русской иконописи; сохранить в ней плодотворное влияние художественных образов русской старины и византийской древности; содействовать достижению художественного совершенства и установить «деятельные связи» народной живописи с религиозной живописью в России вообще и в церковной живописи в частности». Для достижения этой цели была разработана обширная программа, задачей которой было не только возрождение народного иконописного дела, но и возрождение истинно народного духа, укрепление благочестия и духа нации. Комитет, прежде всего, поставил три главные задачи: 1) запрещение печатных икон; 2) изготовление иконных подлинников; 3) открытие учебных иконописных мастерских.

В начале XX века индустрия печатных икон приобрела неуправляемый характер. Указом Священного Синода от 2 февраля 1902 года запрещалось печатать иконы при церквях и монастырях. Указом Синода от 1 января 1903 года запрещалось производство икон на жести. Была усилена церковная цензура за качеством выпускаемых печатных икон, что не имело значительных положительных результатов. В 1906 году Священным Синодом назначена Комиссия во главе с архиепископом Кишинёвским и Хотинским Серафимом, которая в течение трёх лет собирала информацию о печатных иконах. В мае 1909 года Комиссия была вынуждена констатировать, что иконы Жако и Бонакера продолжают успешно наполнять рынок, а все попытки влиять на епархиальные власти не увенчались положительным результатом. [12].

Художники, использовавшие технику литографии

  Дворцовый мост в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И. Шарлеманя

См. также

Источники

  1. ↑ «В 1894 в С. губ. было 12 типо- и литографий». И. Красноперов. Самарская губерния // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 10.
  3. ↑ Foto&video, 2010, с. 87.
  4. ↑ Томкович Е. А. Домашняя литография. Руководство по автографии и перепечатыванию для канцелярий. — СПб.,1893
  5. ↑ Константинова С. С. Техника изобразительного искусства: конспект лекций. — Ростов/Дон, 2004
  6. ↑ Альбион Галерея — Основные техники печатной графики
  7. ↑ Справочник полиграфиста — A
  8. ↑ Техника и виды гравюры
  9. ↑ Литография Т-ва И. Д. Сытина, Москва 1917 г. | Частная коллекция (рус.), Частная коллекция (12 декабря 2016). Проверено 21 января 2017.
  10. ↑ Немцы Украины, Крыма и Бессарабии. RusDeutsch, Информационный центр российских немцев. — «…можно отметить такие интересные производства как … Хромолитографию «В. Тиль и компания».». Проверено 11 марта 2015. Архивировано 10 марта 2015 года.
  11. ↑ Плесская-Зебольд, Э. Г. Одесские немцы: 1803—1920. ТЭС (1999). — «В 1857 мекленбург-шверинский подданный В. Тиль (Thiel) открыл в О. первую на Юге России литографию.». Проверено 11 марта 2015. Архивировано 10 марта 2015 года.
  12. ↑ [1], "ПЕЧАТНЫЕ ИКОНЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Литература

  • Александр Галкин Солнечный рисунок (рус.) // «Foto&video» : журнал. — 2010. — № 12. — С. 86—89.
  • Коростин А. Ф. Русская литография XIX века. — Л.: Искусство, 1953.
  • Владимир Левашов. Лекции по истории фотографии. — 2-е изд.. — М.: «ЛитРес», 2014. — ISBN 978-5-903788-63-7.
  • Т-во скоропечатни А. А. Левенсон: Ист. очерк и описание мастерских 1881—1903. — М., 1903.
  • Дж.Родс. Генри. Литографское искусство. — Л.: Техника и производство, 1928.
  • П.И. Суворов. Искусство литографии. — М.: Искусство, 1952.
  • Власова О., Золотинкина И., Климова Е., Метёлкина А., Павлова Г., Царёва Е. Два века русской литографии. — Государственный Русский музей, Palace Editions, 2007. — 160 с. — (Государственный Русский музей. Альманах, № 171). — ISBN 978-5-93332-250-4.

http-wikipediya.ru

Литография - это... Что такое Литография?

Литогра́фия — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

  • вид эстампа, основанный на технике плоской печати;
  • способ плоской печати;
  • произведение искусства, выполненное техникой плоской печати.
  • в микроэлектронике технологию, которая применяется при изготовлении полупроводниковых приборов, интегральных микросхем, а также некоторых сверхпроводниковых наноструктур.
    • В общем случае: универсальный способ получения изображения элементом микросхемы на кристалле полупроводника; делится на три основных вида: оптическую, рентгеновскую и электронную.
      1. Оптическая литография или фотолитография.
      2. Рентгеновская литография (рентгенолитография), требующая более сложного технологического оборудования, за счёт длины лучей короче, чем световые, позволяет получить более высокую разрешающую способность.
      3. Электронная литография (электронно-лучевое экспонирование) выполняемый в специальных вакуумных установках легко автоматизируемый процесс позволяющий получить более 105 элементов на кристалле.
    • В частном случае: планарную технологию, заключающуюся в формировании в активночувствительном слое, нанесенном на поверхность подложек, рельефного рисунка и последующего переноса этого рисунка на подложки.

Возникновение литографии

Литография (от др.-греч. λίθος — камень и γράφω — пишу, рисую) была создана в 1796 году Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.

Печать изображения

Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

Различные техники подготовки изображения и печати

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой. Как правило, художник выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производства литографии — от шлифования камня смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами — по той причине, что природные камни очень тяжелы.

Автография (др.-греч. αὐτός — «сам» и γράφω — «пишу, рисую») — техника, в которой художник рисует не на самом камне, а на специальной переводной — автографской бумаге (корнпапире), с которой рисунок механически переносится на камень. Преимущества автографии: художник получает возможность рисовать обычным образом — не применяя зеркального изображения; литографии становятся доступными любые зарисовки с натуры. По полноте технических средств автография уступает автолитографии. [1][2][3][4][5].

Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика (Эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Русская литография XIX в

В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А. Е. Мартынов, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, П. Ф. Соколов, Е. И. Гейтман, К. П. Беггров, А.А.Васильевский, О. А. Кипренский, А. П. Брюллов, Е.И.Эстеррейх, С. Ф. Галактионов, П. Ф. Борель, В. И. Погонкин, П. И. Разумихин, А.М.Калашников, Л.А.Белоусов, И. С. Щедровский, А.А.Тон

Художники, использовавшие технику литографии

Примечания

См. также

Источники

biograf.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта