Теодор Жерико: жизнь и творчество художника. Картины жерико


Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор ( 1791 - 1824 )

Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению. В противоположность классицизму, грезившему античностью, эти художники обратили свои взоры к средневековью, к далеким экзотическим странам, и особенно Востоку. Благодаря этому романтическому, т.е. мечтательному, поэтическому складу чувств в живописи II четверти 19-го века сложилось направление романтизм.

Вновь расцвела полузабытая пейзажная живопись, бурный подъем переживала историческая живопись, многие художники вдохновлялись литературными сюжетами, в частности, из романтических сочинений.

Живопись романтиков отличалась возбужденным горячим колоритом, сильным контрастом цветовых пятен, преднамеренным отказом от точности и классической отточенности рисунка. Композиция часто хаотична, лишенная величавости и незыблемого спокойствия.

Почти полстолетия длилась борьба между классицистами и романтиками: Романтики упрекали классицистов в холодной рассудочности, в отсутствии движения, а классицисты укоряли романтиков, что они пишут "будто бешеной метлой". Это была борьба двух различных художественных мировоззрений.

Первым художником романтизма во Франции был Теодор Жерико. Это мастер героических монументальных полотен, который соединил в своем творчестве черты и классицизма, и романтизма, и, наконец, мощное реалистическое начало, оказавшее огромное влияние на искусство реализма середины 19-го века. Но при жизни он был оценен лишь немногими близкими друзьями.

Впервые в 1812 году Жерико заявляет о себе большим полотном "Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку". Картина имела успех, и Жерико получил за нее золотую медаль. Зато следующая большая картина - "Раненый кирасир" потерпело полную неудачу, ибо посчитала ее намеком на разгром Наполеона в России.

Всю жизнь Жерико имел страсть к лошадям, что нашло отражение в его картинах, где лошади изображались в различных сюжетах, в разных ситуациях.

В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. Так, события, происшедшие с французским кораблем "Медуза" летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма. Картину приняли сдержанно, страсти вокруг нее были чисто политические: одни видели в ней проявление художником гражданского мужества, другие - клевету на действительность.

Жерико уезжает в Англию и демонстрирует эту картину там, где она имела большой успех. По возвращении во Францию, художник писал трагические образы сумасшедших, людей с обостренной психикой.

Последние одиннадцать месяцев своей жизни Жерико уже смертельно болел: вследствии падения с лошади он был прикован к постели. Умер он в январе 1824 году.

cvetamira.ru

Теодор Жерико

Родился в Руани в 26 сентября 1791 году. Отец художника был адвокатом. Имел две страсти: кони и живопись.

У Карла Верле научился изображать коней (учился у него 1808—1810 гг.), в мастерской П. Герена сделал множество академических рисунков и копии классических мастеров (1810—1813 гг.). После этого на Жерико значительно повлияло творчество Гро: он обращается к современности. Жерико, равно как и его учитель Гро, были захвачены французским императором, его победами.

О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных єгерей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне). На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г.). Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года».

Посетил Италию (1816—1817 гг.). Там знакомится с мастерами Возрождения, а также посетит гонки неоседланных коней. Серия «Бежал свободных коней» (в 1817 г.) — выразительная четкость репортажа и сдержанна героика в стиле неоклассического духа. В этих произведениях окончательно сформировался индивидуальный стиль Жерико: мощные формы переданы большими подвижными пятнами света.

В 1820—1821 гг. побывал в Великобритании, где ознакомился с пейзажами Джона Констебля. Под воздействием английского мастера написал «Гонки в Эпсоми» (в 1821 г.). Картина пронизана движением: кони несутся. едва касаясь земли, их фигуры злились в единственную стремительную линию. Подвижные низкие тучи на небе, тени коней на влажной траве. Все фигуры на картины размытые, краски смыты. Жерико, удачный наездник, показал гонки глазами жокея.

Картины Теодора Жерико

В 1822 году Жерико упал из коня, получил травму позвоночника. За два года, в возрасте тридцати три лет, умер. Автор некролога в одной из парижских газет назвал Теодора Жерико «юным романтиком». Таким образом, Жерико стал основателем французского романтизма.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

allpainters.ru

Теодор Жерико: жизнь и творчество художника

Теодор Жерико (26 сентября 1791, Руан — 26 января 1824, Париж) — французский живописец эпохи романтизма.

Содержание

Биография Теодора Жерико

Творчество Жерико

Работы художника

Картины Теодора Жерико

Библиография

Биография Теодора Жерико

Образование в биографии Жерико проходило у известных мастеров того времени – Верне и Герена. В их студии Жан Луи познакомился с Делакруа.

В 1812 году состоялась выставка «Cavalry Officer», а еще через два года – «Wounded Cuirassier» (обе были представлены в Лувре).

С 1816 до 1817 года Жерико учился в Риме.

Творчество Жерико

В 1812 году состоялась выставка «Cavalry Officer», а еще через два года – «Wounded Cuirassier» (обе были представлены в Лувре).

По возвращению из Рима в Париж он представил свою знаменитую картинку «Raft of the Medusa» 1819, Лувр. Это было громадное бушующее полотно, изображающее группу людей после кораблекрушения. Картина основывалась на реальном событии того времени, которое содержало скандальные элементы и политический подтекст, так что работа привлекла большой общественный интерес.

В 1820 году картина Жана Луи Жерико была выставлена в Лондоне. Она была шумно встречена и получила много внимания.

Три года пребывания в Англии принесли свои плоды живописи. Так Жерико написал несколько прекрасных полотен о лошадях: «The Village Forge», «Horse Fed by a Child», также знаменитую картину «Epsom Derby» (Лувр). Также он написал несколько безумных портретов, например «The Madwoman». Вдобавок, он изготовил несколько небольших фигур и сделал превосходные литографии.

Падение с лошади привело к преждевременной смерти художника.

В своей биографии Жерико художеством занимался всего 10 лет, но даже столь недолговременный период позволил занять достойное место среди лучших художников века.

Влияние работ Жерико на французскую живопись было большим и долговременным.

Работы художника

  • Две почтовые лошади
  • Портрет артиста в его гримерной
  • Портрет сумасшедшей
  • Портрет бродяги
  • Лошадь, терзаемая львом
  • Дикие лошади
  • Печь для обжига извести
  • Серая в яблоках лошадь
  • Бег свободных лошадей в Риме
  • Жертва крушения

Библиография

  • Ch. Clement, «G. Etude biographique et critique» (3 изд., 1879, со снимками с оригинальных рисунков Жерико).
  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Теодор Жерико: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Теодор Жерико: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Теодор Жерико Сумасшедшая старуха: Описание произведения

Серия из нескольких портретов душевнобольных, которая сегодня считается настоящей вершиной французской живописи XIX столетия, не принесла Теодору Жерико прижизненной славы: он писал своих «Сумасшедших» в последний, 32-й год своей недолгой и сумбурной жизни, преодолевая депрессию, отчаяние и адские боли после нескольких операций на травмированном падением с лошади позвоночнике.

Должно быть, только таким и может быть художник романтического направления: горячим, импульсивным и подверженным чередованию периодов радостного подъема с месяцами самой чёрной меланхолии. Во всяком случае, Теодор Жерико, с творчества которого во французской, да и всей европейской живописи начинается романтизм, был именно таков. У него случился бурный роман с женой его дяди, Александрин Карюэль. От этой связи родится сын. Скандал будет публичным и громким. Ребёнка отдадут в дом призрения, его мать навсегда уедет из Парижа, а Жерико обреет голову наголо и почти на год запрётся в своей мастерской. Он будет работать над грандиозным «Крушением плота «Медузы», покидая стены мастерской, только чтобы искать натуру в больницах и моргах. Когда в 1819 году картина будет представлена на Салоне, но не найдёт понимания и одобрения, Жерико станет совсем худо. Однажды, когда его душевное состояние начнёт казаться угрожающим, друзья познакомят художника с чрезвычайно одарённым психиатром – директором французского госпиталя Сальпетриер Этьеном-Жаном Жорже.

Жорже специализировался на мономаниях – он выделил и описал несколько: теоманию (религиозное помешательство), эротоманию, демономанию… Считается, что именно он подарил Жерико идею живописных типов из своей психиатрической практики, которые хотел использовать как наглядные пособия для обучения студентов. Изобразить разные виды человеческих маний – что может быть заманчивее для художника? Вполне вероятно, что увлечённость этой работой помогла Жерико хотя бы отчасти справиться с собственным душевным недугом.

Всего портретов, изображавших разные виды помешательства, было 10, потом они разошлись по музеям и частным коллекциям, и в настоящее время из них известны лишь 5. Исследователь творчества Жерико Валерий Прокофьев перечисляет: «В Лионском музее находится так называемая «Гиена Сальпетриера» – изображение безумной старухи, страдающей манией зависти. В Лувре – портрет сумасшедшей, страдающей маниакальным пристрастием к азартным играм. В Гентском музее – «Клептоман», в музее в Спрингфильде (США) – «Вор детей» и, наконец, в собрании О.Рейнгардта в Винтертуре – едва ли не самый трагичный из них – «Умалишенный, воображающий себя полководцем».

…Воспалённые глаза с полопавшимися сосудами скошены куда-то в сторону. Душевнобольная избегает зрительного контакта. Её челюсти и надбровья напряжены. Особую роль в выявлении плачевной участи героини играет одежда. Взгляните на оборки её чепца: их цвет резко оттеняет нездоровую желтизну кожи старухи, но главное даже не в колорите. Подобные оборки всегда тщательно крахмалились и благодаря этому держали форму. А здесь оборка безжизненно обвисли, так как их хозяйке давно уже нет дела до внешних приличий. Клочки седых волос выбиваются из-под чепца, а его тесемки остаются развязанными, болтаясь вдоль щёк. Из-под платья видна нижняя рубаха. Все эти «неряшливые» подробности нужны Жерико, чтобы показать, насколько выключена его героиня из мира нормы и приличий и погружена в своё состояние. У этой старухи был реальный прообраз – пациентка больницы Сальпетриер, которая не переносила, если кто-то рядом выражал радость. Тогда она испытывала муки зависти и гнева, которые неизбежно заканчивались судорожным припадком. Китайцы зовут зависть «болезнью красных глаз». Вряд ли об этом знал Жерико, но изобразить эту и другие детали облика душевнобольной ему удалось с пугающей проницательностью.

Подлинный романтик в конце пути всегда становится реалистом – именно это и произошло с Жерико, когда в последний год короткой и яркой жизни он писал своих «Сумасшедших».

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

yuri yudaev: Теодор Жерико. Поздние портреты

Мастерство живописца Жерико осваивает очень рано, уже с 19 лет покинув наставников, он обращается к непосредственному изучению живописи в Лувре, где в течение 6 лет копирует работы великих мастеров. 

Jean Louis André Théodore Géricault

Portrait of a Young Manc. 1818

Oil on canvas,45.1 x 36.8 cm

Minneapolis Institute of Arts

Парадные портреты конных офицеров наполеоновской Великой армии не ему принесли скорого и бесповоротного успеха: хотя уже за первое крупное полотно - "Офицер конных императорских егерей во время атаки", 1812 (он представляет его и в Салоне того же года), - Жерико присудили золотую медаль. 

Становление Теодора Женико как художника точно совпало с полным сломом государства во Франции. Истории было угодно, подобно челноку, ткущему ткань, после порывистого рывка вперед, повернуться вспять. Венский конгресс победителей силится перечеркнуть достигнутое революцией 1789 года и наполеоновскими войнами. Франция пережила финальную вспышку Ста дней и катастрофу Ватерлоо; Наполеон, сдавшийся на милость победителям сослан на далекий остров в Южной Атлантике, в умах царит холодное разочарование и растерянность - нет повода для бравурной гордости, но нет и желания смириться с ролью побежденных... Еще не настало время Бальзака с его препарированием пороков общества; как нет еще и самого этого общества с ясно очерченной индивидуальной физиономией

Грандиозный холст Жерико "Плот Медузы" не стал провалом, но не был и безоговорочной победой, разочарованный прохладным приемом в Париже, он везет картину на гастроли по ярмаркам Британии. Слишком уж "необщее выраженье" с первого взгляда прочитывалось во всем этом клубке мускулистых тел, агоризирующих, бездыханных, взметнушихся в порыве надежды. 

Здесь не будет анализа ни этой великой картины, ни эффектных конных сюжетов, исполненных юным Жерико или разработанных художником во время английского турне. Нас интересует поздняя портретная галерея, созданная его мрачным гением, ставшая, по неожиданному стечению обстоятельств, его живописным завещанием. 

Теодор Жерико. Голова восточного мужчины (предположительно, портрет Мустафы). 1821 

Jean Louis André Théodore Géricault. Head of an Oriental, or Portrait Presumed to be Mustapha. 

Oil on canvas, 48 x 59.3 cm. 

Musee des Beaux-Arts et d'Archeologie, Besancon, France  

В последних работах Жерико световые эффекты несколько сдержаны и экономны. В то же время растет его интерес к душевной жизни человека. Он создает серию из 10 портретов психически больных. Только 5 из них дошли до нас. Все они написаны в парижской больнице Сальпетриер под влиянием близкого знакомого, просвещенного доктора Этьена-Жана Жорже. Название "Ла Сальпетриер" дано клинике от французского слова «salpetriere», "склад селитры"; здесь по приказу Людовика XIV старая пороховая фабрика была переоборудована в больницу для нищих, а с 1796 г. она стала принимать в свои стены душевнобольных).  Жорже был поражен объективностью молодого портретиста, а клиническая специализация ученого-психиатра совпала со страстным исследовательским интересом Жерико. Доктор Жорже заказал художнику 10 картин, чтобы проиллюстрировать каждую из выявленных медиками клинических болезней, именуемых в ту пору маниями. 

В поздних работах Жерико световые эффекты несколько сдержаны и экономны. В то же время растет его интерес к душевной жизни человека. Он создает серию из 10 портретов психически больных (только 5 из них дошли до нас), написанных в парижской больнице Сальпетриер под влиянием близкого знакомого, просвещенного доктора Этьена-Жана Жорже (Ла Сальпетриер, от «salpetriere», "склад селитры" с фр.; по приказу Людовика XIV старая пороховая фабрика была здесь переоборудована в больницу для нищих, а с 1796 г. она стала принимать в свои стены душевнобольных).  Жорже был поражен объективностью портретиста, а клиническая специализация ученого совпала со страстным исследователь ским интересом Жерико . Доктор Жорже заказал художнику 10 картин, чтобы проиллюстрировать каждую из выявленных медиками клинических болезней, именуемых в ту пору маниями. 

   

Умалишенная женщина (страдающая компульсивной лудоманией) 

A Madwoman and Compulsive Gambler circa 1822.

Oil on canvas, 77 x 65 cm. Louvre Museum

    

Insane Woman / Portrait d'une aliénée (La monomane de l’envie) c. 1819/1822

Oil on canvas, 72 × 58 cm. Musée des Beaux-Arts de Lyon

Маниакально завистливая женщина из клиники Ла Сальпетриер - рот ее напряжен, глаза красные, слезящиеся, в обрамлении воспаленных век; - этот портрет из коллекции Лионского музея, один из серии портретов умалишенных, обладающих своеобразной гипнотической силой.  

Insane Woman / Portrait d'une aliénée (La monomane de l’envie) detail

Oil on canvas, c. 1819/1822 Musée des Beaux-Arts de Lyon  «Мономаническая зависть. Сумасшедшая» документальный фильм  производства Франции об истории содания этого портрета «Гиены Сальпетриер» (полностью 25 мин.) здесь или здесь

Художник показал в этих портретах психологический реализм небывалой силы, дал резкую определенность характеров - что, кстати, особенно привлекло доктора Жорже. Демонстрируя великолепную живописную технику, живописец беспощадно фиксирует неуловимые приметы душевного дискомфорта - и делает это настолько успешно, что современному психиатру, пожалуй, достаточно взглянуть на портрет, чтобы назвать недуг.

Увы, острота характеристик больных основывалась на близком знакомством с безумием. Этой беды не избежала семья Теодора Жерико; собственно, психическое равновесие самого художника также оставалось хрупким, как под влиянием многих болезней, так и вследствие общего нервного истощения.

Портрет клептомана Portrait of a Kleptomaniac (L'Aliéné / Le Kleptomane).1822

Oil on panel, 61.2 cm × 50.2 cm Museum of Fine Arts, Ghent

Взгляд пациента потерянный и пустой, и, возможно, это более всего притягивает к портрету. В удивленно приподнятых бровях мы можем заметить выражение некоторой брезгливости; однако, ей сопутствует безразличие к миру, точнее, к окружающей обстановке. Неряшливая борода, грязная шея, немытые волосы: все приметы пренебрежения пациента к простой опрятности. Наконец, такая характерная деталь, как опущенные плечи; они выдают усталость, покорность судьбе.

Несмотря на то, что на пациентов клиники налагались определенные ограничения, в картине Жерико на герое цивильное платье; больной все же не обезличен, он предстает перед нами как обычный горожанин.

Портрет написан в "беглой" манере, стремительными, точными мазками и, как большинство работ Жерико, не перегружен детализацией. Но видеть в этом полотне "прообраз импрессионистской манеры" было бы смелым анахронизмом. Картина содержит явные черты романтической школы: интерес к границе, отделяющей цивилизацию от природы (в данном случае, повседневную норму от безумия), внимание к "униженным и оскорбленным" (вспомним роман Отверженные, принесший мировую славу позднему романтику Виктору Гюго), отсылка к грандиозным историческим катаклизмам. 

Портрет умалишенного, страдающего манией полководца.

Theodore Gericault. Man with Delusions of Military Command (ca. 1819-1822).

Oil on canvas; 81 x 65 cm.

Kunstmuseum, Winterthur, Switzerland

Один из портретируемых страдает манией полководца, (отметим, год создания портрета приблизительно совпадает с годом смерти плененного Наполеона на острове Святой Елены).

  

Изображать обездоленных и несчастных - давняя традиция в живописи; история искусства знает сочувственный интерес к нищим и отверженным, чьи образы сохранены для нас в работах художников. Важно, что в этих картинах мы чувствуем и понимание своей миссии, и уважение к людям и к обстоятельствам, в которые они попали. Отметим в скобках, сам Жерико родился в богатой семье и был, судя по всему, настоящим денди; он носил дорогие костюмы, его манеры были изысканы.

Страсть к искусству, которой безраздельно был предан Жерико засвидетельствована натурной акварелью, написанной на смертном ложе. Это - левая рука самого художника.

The Artist’s Left Hand. 1824.

Watercolor, with black and red chalk, 23 x 29.5 cm

Musée du Louvre, Réunion des Musées Nationaux / Art Resource

Единственно доступный живописцу объект в обстоятельствах надвигающейся смерти. Исполненный акварелью по наброску черным и красным мелом, этот этюд позволил ему на короткое время отвлечься и забыть страдания.

yuracei.blogspot.com

ОСНОВОПОЛОЖНИК РОМАНТИЗМА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ ~ ТЕОДОР ЖЕРИКО.: kovlam

Всего 32 года исполнилось «вечно юному романтику», как о нем написали в некрологе,знаменитому французскому художнику эпохи романтизма Теодору Жерико,трагически погибшему после падения с лошади. Какая злая ирония судьбы! Ведь талантливый юноша, родившийся 26 сентября 1791 года, обожал лошадей, именно они являлись главной темой почти всех его произведений, именно они были второй его страстью после живописи.

Автопортрет

Автопортрет

Обладавший блестящими задатками и уникальным живописным дарованием, Теодор по праву считается основоположником романтизма во французской живописи. Его воображение рождало образы огромной мощи. Его работы выделяются динамичностью композиции и колорита, контрастами светотени, необыкновенной экспрессией и чрезвычайной эмоциональностью образов. Большинство произведений талантливого художника хранится в Париже, в Лувре. Однако некоторые из них иногда всплывают на аукционах и становятся предметом ожесточенной борьбы среди настоящих ценителей искусства. Сегодня мы представляем вашему вниманию небольшой обзор из самых известных работ безвременно ушедшего из жизни мастера живописи. Посмотрим?

О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, — именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Работа хранится в Лувре, в Париже.

Офицер конных егерей во время атаки

Офицер конных егерей во время атаки

Уже через два года Теодор пишет продолжение, задуманное как парное к предыдущей картине. «Раненый кирасир» (1814 г.) отражает весь трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, с трудом покидающий поле боя. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Картина хранится в Лувре, в Париже.

Раненый кирасир

Раненый кирасир

Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г.г.), — этот шедевр Жерико создавал целый год. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Тогда лишь несколько человек смогли спастись на плоту…Резкое освещение сверху контрастно подчеркивает напряжение героев картины, страдающих безымянных людей. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Композиция картины построена на двух пересекающихся диагоналях, которые делают акцент на стремлении людей туда, где виднеется спасительный корабль, и стихийном встречном движении ветра, который надувает парус и относит плот прочь. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника.

Плот «Медузы»

Плот «Медузы»

Картина «Скачки в Эпсоме» («Дерби в Эпсоме», 1821 г.) пронизана движением: фигуры лошадей, несущихся, едва касаясь земли, слились в одну стремительную линию. Подвижно все, даже низкие облака и их тени, скользящие по влажному полю. Все контуры в пейзаже размыты, краски смазаны, — Жерико, как бывалый наездник, показывает нам мир таким, каким его видит жокей на мчащемся галопом коне. Произведение находится в Лувре, в Париже.

Скачки в Эпсоме

Скачки в Эпсоме

Одной из последних работ художника была «Лошадь, терзаемая львом» (1822 г.). В предсмертном порыве отчаянно сопротивляющегося животного отчетливо просматривается душа Теодора, прикованного к постели и понимающего, что к прежней жизни он не вернется уже никогда. Разве мог он найти для воплощения самого себя иную оболочку?

Лошадь, терзаемая львом

Лошадь, терзаемая львом

В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г.), — один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. Жуткая картина полностью раскрывает страшную правду, она ужасна, но и великолепна в своей реалистичности.

Портрет сумасшедшей

Портрет сумасшедшей

Именно в последние годы жизни, когда ему так нужна была поддержка, от беспомощного Теодора, мужественно продолжавшего рисовать, отвернулись все его друзья, приверженцы и поклонники, так и не осознав страшного переворота, происходящего в душе художника. Несколько сложнейших операций, которые он перенес, так и не помогли ему встать на ноги. Жизнь прикованного к постели оказалась невозможной для привыкшего слушать свист ветра в ушах Теодора Жерико, больше всего любившего рисовать и скакать на лошадях. 32-летний юноша был погребен как самый бедный человек во Франции, непризнанный и забытый…

kovlam.livejournal.com

Теодор Жерико | Artifex.ru

«В нем материала на несколько живописцев», — говорил о своем ученике Герен.

К нему молодой Жан Луи Андре Теодор Жерико (Jean Louis André Théodore Géricault) пришел в 1810 году, чтобы учиться изобразительному искусству. Начинающий художник был настолько талантлив, что заканчивал рисовать этюд, в то время как другие ученики еще не успевали набросать эскиз. Тогда Тео начинал этюд в другом ракурсе и экспериментировал с фоном, а остальные мастера отчаянно пытались подражать товарищу.

 

До наших дней дошли прекрасные анатомические рисунки и эскизы фигур животных. Конечно, лошадей. Жерико был очарован грациозными скакунами, славился как отличный наездник и часто выбирался на долгие прогулки, останавливая свой выбор на самых норовистых жеребцах.

Страсть к этим животным соседствовала с давней увлеченностью живописью. Теодор часто бывал в Лувре, где копировал картины других известных мастеров. А в 1812 году сам дебютировал большой работой с не менее «большим» названием «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». По традиции в центре композиции был изображен вставший на дыбы конь, который словно увлекает всадника в разгоревшуюся битву.

  

Молодой художник проявил себя как настоящий новатор и отступил от канонов классицизма. В противовес фронтальной композиции Жерико уделил внимание плоскости холста и направил действие вглубь картины. К тому же мастер использовал новые контрасты, а цвет стал главным средством художественной выразительности. Высшим признанием для Теодора была не столько золотая медаль, полученная за эту работу, сколько восклицание старого Давида, который сказал:

«Откуда это? Я не знаю этой кисти!»

В офицере Жерико воплотил свое поколение, которое выросло под грохот триумфальных побед французской армии. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника, и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Здесь нет действия, зритель видит только человека, в глазах которого без труда читается тревога. Эта картина написана в лучших традициях романтизма, который был обращен к чувствам и эмоциям.

  

Настроение самого Жерико было противоречивым. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. С другой стороны, он испытывал огромное желание совершенствовать свои профессиональные навыки и использовал для этого все возможности. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Приз - поездку в Рим - получил другой мастер, а настойчивый и разгневанный Жерико решил, что тоже отправится в Италию. Пусть даже и за свой счет. В путешествии художник видел возможность для расширения кругозора, поэтому не жалел средств.

В Риме он продолжал копировать картины других художников и делать наброски с натуры. Жерико был очарован работами Караваджо и фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. А в еще больший восторг его приводили скачки вольных лошадей по Корсо. Художник был поражен тем, как лошади вырывались из сильных рук молодых людей, и под этим впечатлением была написана картина «Бег свободных лошадей в Риме».

  

Ошибочно предполагать, что полотна Жерико всегда праздные и посвящены прославленным людям. Он славится как автор серии портретов, главными героями которых были душевнобольные. Находясь в госпитале Сальпетриер, художник рисовал тамошних пациентов – людей с гипертрофированными страстями и навязчивыми идеями.

 

Эти картины не предназначались для продажи или демонстрации на широкую публику, в них художник избегал изысков и лишних деталей, поэтому серия отличалась своей простотой. Жерико давал себе отчет в том, кого изображает, но не драматизировал состояние больных, а всего лишь констатировал очевидное.

Картины в будущем сыграли важную роль в истории живописи, а мотивы этих работ потом встречались на полотнах Делакруа, Мане и Курбе. Но сам Теодор Жерико все равно находился в поиске темы для главного, монументального произведения. Кажется, сама судьба подарила ему нужную идею, воплощенную в реальном трагическом событии…

Художник написал картину Плот «Медузы», которая стала первой и последней большой «жемчужиной» его творчества.

artifex.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта