«Маяковский — художник». Маяковский картины


«Маяковский — художник». : iskusstvo

На экскурсии Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник»

«Маяковский — художник». Краткий рассказ о том, как Владимир Владимирович хотел, да так и не стал профессиональным живописцем

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Департамент культуры г. Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского представляют выставку

«Маяковский — художник»18 мая — 23 июля 2013 года

Адрес: Выставочный зал «Домик Чехова», Москва, ул . Малая Дмитровка, дом 29 стр.4 (проезд до станции Пушкинская, Чеховская, выход к театру Ленком, троллейбус 3, ехать две остановки, или пешком до «Домика Чехова»)

Вернисаж выставки «Маяковский — художник» Государственного музея В. В. Маяковского в "Домике Чехова" на Малой Дмитровке состоялся 18 мая 2013 года, в Международный день музеев, который совпал с московской акцией «Ночь в музее». Поэтому для гостей музея была подготовлена большая культурная программа, безусловным гвоздём которой оказалось выступление известного режиссера Юрия Норштейна, читавшего стихи Владимира Маяковского.

Настоящими подарком для любителей искусства оказалась экскурсия Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник» и автора вступительной статьи к каталогу выставки. Эмоциональный рассказ о жизни и творчестве Владимира Маяковского раскрыл новые грани человека, которого со школьных времен мы привыкли считать гениальным поэтом. Оказывается, Маяковский с детства рисовал, и даже брал бесплатные уроки рисования у единственного в Кутаиси художника С. Краснухи, окончившего Академию Художеств.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх султан сидел бы в Порте", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой.

В 1906 году умер от заражения крови отец В.В. Маяковского, Владимир Константинович. Мать поэта, Александра Алексеевна, решила переехать с детьми в Москву. О жизни после приезда в Москву поэт вспоминал так: «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10–15 копеек. С тех пор бесконечно ненавижу Бемов, русский стиль и кустарщину» .

Одной из первых авторских работ поэта является портрет И.И. Морчадзе (С. Коридзе). Эту работу Маяковский выполнил в 15 лет. Исидор Морчадзе (подпольное имя – Сергей Коридзе), революционер, социал-демократ, близко знал юного Маяковского. Морчадзе был организатором побега женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. На следующий день после побега, 2 июля 1909 года, Маяковского арестовали на квартире жены Морчадзе – Е.А Тихомировой.

Владимир Маяковский. С.С.Морчадзе (И.И.Коридзе), 1908. Б., кар. 32,5 х 23. В ГММ с 1950 от Л.В.Маяковской

Участие в организации побега не прошло для Маяковского безнаказанно: он попал в Бутырскую тюрьму, где будущему поэту пришло осознание необходимости получения образования :

«Вышел взбудораженный. <…> Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьезную школу. <…> Думалось – стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался – учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся».

Художник П.И. Келин вспоминал: «Первый год он в студии рисовал гипсы и натурщиков – голову и до пояса. Рисовал сначала дилетантски. На второй год он рисовал натурщика (обнаженную фигуру) и немного писал маслом. Я знал, что дома он пишет маслом, но эти работы он стеснялся мне показывать…

Осенью 1911 года Маяковский второй раз держал экзамен в Школу живописи (первый раз Маяковский провалился в 1910 году). На экзаменах обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Я всегда в эти дни очень волновался за своих учеников, не спал ночей. И вот приходит с экзамена Маяковский.– Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией, положил кое-где тени, и вот – в фигурном классе» .

О московском Училище живописи, ваяния и зодчества и своем судьбоносном времяпрепровождении в его стенах сам поэт оставил такие воспоминания: «Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.».

В 1915 году для футуристической выставки были создана работа “Chemin de fer” («Рулетка»), а в 1918 – «Автопортрет».

Владимир Маяковский. "Chemin de fer", 1915. Х., м., 90,0 х 70,5. Справа внизу подпись:Маяковский. В ГММ с 1939 от П.В. Кузнецова

К периоду учебы в училище относится и так называемая «Жирафья серия» – серия графических работ, в которой нашла отражение смена имиджа поэта. Именно к этому «периоду желтой кофты» относятся находящиеся в Государственном музее В.В. Маяковского рисунки поэта из альбома В.Ф. Шехтель. Незаурядная женщина, дочь знаменитого архитектора, она познакомилась с Маяковским в марте 1913 года. Дело в том, что ее брат Л.Ф. Жегин (Шехтель) учился вместе с поэтом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В своих воспоминаниях она писала: «Из этого периода времени у меня сохранился ряд очень ценных рисунков Маяковского. Рисовались эти рисунки, балагуря по вечерам у нас на Садовой. Большая часть из них почему-то посвящена жирафам («И в небе жирафий рисунок готов...»).деланы эти рисунки в моем альбоме цветной пастелью».

Владимир Маяковский. "К.И.Чуковский", 1915. К., тушь, гуашь. 36,2 х 25,1. В левом верхнем углу подпись В. Маяковский 15 июнь. По левому краю строки из стихотворения Саши Чёрного «Колыбельная» «Спи мой кролик, спи мой чиж, мать уехала в Париж», « С нами скушно так то брат», написанные рукой В. Маяковского. В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

Действительно, в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, что позволило назвать эту серию графических работ «Жирафьей». При дальнейшем знакомстве с «Жирафьей серией» возникает вопрос о странном выборе сюжета: почему для молодого русского художника предметом изображения стало столь экзотическое животное, как жираф? Ответ на этот вопрос находится как бы на двух уровнях. На поверхности – интерес авангардистов десятых годов ХХ века к кубизму, а через него – к Африке и африканскому искусству. Но это только часть ответа. В другую – входит желтая (а она была не чисто желтая, а желтая с черными манжетами и воротником) кофта, рост (около двух метров) поэта и воспоминания В.Ф. Шехтель, которая писала о том, что друзья звали Маяковского «жираф». И тогда перед нами предстает закодированная, игровая, автобиографическая линия этой серии рисунков.

Владимир Маяковский. "Жираф и пальмы", 1913. Б., паст., ит. кар., 25,7 х 42,5. В ГММ с 1950 от В.Ф. Шехтель

Все «жирафьи» листы можно условно разделить на три группы. Первая иллюстрирует тот интерес к Африке, о котором говорилось выше. Ко второй группе можно отнести рисунки, так или иначе отражающие реалии жизни поэта: «Жираф на приеме у зубного врача», «Жираф в парикмахерской». О первом из этих рисунков так вспоминала В.Ф. Шехтель: «У Маяковского болели зубы – рисовался «рвач» (так он сам звал зубных врачей), дергающий жирафу зуб» . Что же касается второго рисунка, то его иллюстрацией может служить стихотворение «Ничего не понимают» (1913 г.) :

Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный:«Будьте добры, причешите мне уши».Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,Лицо вытянулось, как у груши. <...>

К третьей группе можно отнести рисунки, включающие изображение, хотя и карикатурное, их автора. Это «Маяковский в погоне за жирафами» и «Маяковский верхом на жирафе».

Все вышесказанное позволяет нам с уверенностью считать «Жирафью серию» Маяковского не только интересным памятником русского авангарда, но и некой биографической вехой, иллюстрирующей переход от образа «байроновского поэта-корсара» к образу «крикогубого Заратустры» в желтой кофте.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх ты немец, при да при же", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой

В отличие от агитационного лубка времен Первой мировой войны и революционных плакатов РОСТА, живопись великого советского поэта очень слабо знакома широкой публике. На экскурсии Евгения Иньшакова рассказала о том, что достоверно известно всего пять живописных полотен, нарисованных Вл. Маяковским. Важно отметить, что на выставке «Маяковский — художник» посетители "Домика Чехова" на Малой Дмитровке смогут увидеть четыре картины из пяти.

Без сомнения, во время учёбы в Училище Маяковский нарисовал гораздо больше картин, но их судьба неизвестна. По меньшей мере, обязательно существовала картина, которую юный художник должен был представить на выпускной экзамен. Быть может и сейчас, по прошествии двух мировых войн, эта картина до сих пор украшает старую московскую квартиру, владелец которой и не подозревает, что обладает бесценным полотном того самого Маяковского, а не его однофамильца. Мысли о возможности отыскать художественное наследство поэта навевают увлекательный сюжет для детективного романа о похождениях сыщика, который после череды увлекательных приключений находит пропавшие предметы искусства : библиотеку Ивана Грозного, янтарную комнату, экзаменационную картину Вл. Маяковского. Этакий российский Индиана Джонс с лицензией ФСБ ...

После окончания московского Училища Маяковский перестал заниматься живописью, ограничив свою работу в области изобразительного искусства агитационным лубком и революционными плакатами РОСТА.

С объявлением о начале Первой мировой войны Маяковский начинает сотрудничество в издательстве «Сегодняшний лубок», которое опубликовало серию хромолитографий, рассказывающих о событиях августа–октября 1914 года. Рисунки для лубков и лубочных открыток делали художники В. Чекрыгин, К. Малевич, А. Лентулов, И. Горский (псевдоним И. Машкова), Д. Бурлюк, В. Маяковский. В своей автобиографии «Я сам» В. Маяковский писал о начале Первой мировой войны: «Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные»

Владимир Маяковский. РОСТА "Если не хотите воевать больше, идите войной против панской Польши", 1920. Хромолитография, 71 х 53. В ГММ с 1952 от Н.Д. Виноградова

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Владимир Маяковский. "Репин И.Е.", 1915. Б., кар. 28,3 х 22,2. В правом верхнем углу надпись: "Рисовал В. Маяковский 1915 год в Куокалле". В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

С полным текстом вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник» вы сможете ознакомиться  на сайте halloART.ru

ссылка по теме: Подробнее о выставке «Маяковский — художник» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

В тексте использованы материалы вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник»Фотографии, репродукции картин : Черномашенцев Владимир, www.halloART.ru___________________________________

iskusstvo.livejournal.com

Маяковский-художник

В своей автобиографии В. В. Маяковский напишет: «Хочу делать революцию в искусстве» - и эту революцию он начинает с живописи. Талантливый человек, как правило, проявляет свои способности во многих отраслях искусства. Не был исключением и величайший русский поэт Владимир Маяковский. Картины его мало известны широкой публике (все знают в основном только лишь о его творчестве в РОСТе). Но именно этот талант стал проявляться у Володи с детских и юношеских лет, ранее всех последующих. Семейная преемственность Отец поэта, Владимир Константинович, с удовольствием рисовал. По его эскизам даже была сооружена некоторая мебель в доме. А мать и сестры увлекались живописью. Сестра поэта, Людмила, даже проходила подготовку для поступления в Строгановское художественное училище у одного профессионального художника, С. Краснухи. Она показала ему ранние рисунки и картины Маяковского. Краснуха и стал первым учителем живописи будущего поэта (который стихи в ту пору еще и писать не начинал). Стать профессиональным художником! Эта мысль не покидала Владимира и после смерти отца, когда семья переехала в столицу. Жили бедно. Питались скудно. Всей семьей порой выжигали шкатулки и разрисовывали пасхальные яйца. Владимир много рисовал, чаще всего - портреты карандашом. Картины Маяковского данного периода мало сохранились. Известен карандашный портрет революционера Морчадзе, который некоторое время проживал в семье.   2.jpg

В 14 лет молодой человек вступает в компартию. Занимается активной политической деятельностью. За что трижды подвергается арестам. В тюрьме начинает писать стихи, но желание стать художником не покидает поэта. После 1910 г. он обучается в Училище Ваяния и Зодчества, где постигает азы профессионального образования. Картины Маяковского 1912-1915 годов: 

 «Женский портрет» 

Женский портрет

 «Натурщица» 

Натурщица

 «Рулетка» 

Рулетка

 и некоторые другие. Использовались различные техники: акварель, тушь, карандаш, уголь. Когда не было материалов, поэт мог обходиться подручными средствами. В ход шли обгорелые спички, окурки, смоченные в чернилах. Поэт любил изображать жирафов, собак, зебр, крокодилов. А любимым его занятием было рисовать дружеские шаржи на некоторых знакомых (Репина и Чуковского, например). 

6.jpg 7.jpg

 Лиля Брик 

8.jpg

 Шарж на И. Репина 

9.jpg

И все эти работы означают лишь одно, то что Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере. 

Читайте подробнее на FB.ru: 

http://arcticaoy.ru/fb.ru/article/178103/kartinyi-mayakovskogo-maloizvestnyie-grani-talanta.html#image709540 http://365mag.ru/culture/vladimir-mayakovskij-ya-srazu-smazal-kartu-budnya-plesnuvshi-krasku-iz-stakana

majakovsky.ru

Владимир Маяковский - фотоархив рисунков, докуметов, фотографий

Д.Д. Шостакович, В.В. Маяковский и В.Э. Мейерхольд на репетиции пьесы Д.Д. Шостакович, В.В. Маяковский и В.Э. Мейерхольд на репетиции пьесы "Клоп" 1929 год
Классная комната кутаисской гимназии Классная комната кутаисской гимназии
Мария Александровна Денисова - прототип героини Мария Александровна Денисова - прототип героини из поэмы В. Маяковского "Облако в штанах". Одесса. 1914 год
О.В. Маяковская, сестра поэта 1904 год О.В. Маяковская, сестра поэта 1904 год
Учетная карточка московской охранки 1908 год Учетная карточка московской охранки 1908 год
В. Маяковский 1925 год В. Маяковский 1925 год
В. Маяковский на книжном базаре среди красноармейцев 1929 год В. Маяковский на книжном базаре среди красноармейцев 1929 год
В. Маяковский на радио читает пьесу В. Маяковский на радио читает пьесу "Баня" 1929 год
В. Маяковский на Красной площади 1928 год В. Маяковский на Красной площади 1928 год
В. Маяковский со В. Маяковский со "Скотиком" 1924 год
В.В. Маяковский 1917 год В.В. Маяковский 1917 год
В.В. Маяковский 1925 год В.В. Маяковский 1925 год
В.В. Маяковский 1930 год В.В. Маяковский 1930 год
Владимир Маяковский - гимназист 1904 год

otevalm.livejournal.com

Владимир Маяковский - поэт и/или художник? | Культура

Людмила готовилась поступать в Строгановское училище и брала уроки рисования у художника С. Краснухи. Она показала своему учителю и рисунки брата. О результатах В. Маяковский писал в автобиографии:

«Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром».

В семье стали привыкать к мысли, что Володя будет художником.

Этой мысли не оставляет и сам Владимир, когда в 1906 году, после смерти отца, мать с детьми переезжает в Москву. Для Володи начинается учение в гимназии и одновременно вечерние занятия в Строгановке.

Семья живет тяжело. Вместе с сестрой Володя выжигает шкатулки, разрисовывает пасхальные яйца. В те годы он рисовал много, чаще всего портреты. Из самых ранних его работ сохранился карандашный портрет И. Морчадзе, революционера, жившего у Маяковских.

Четырнадцатилетним юношей вступил Владимир в партию большевиков. За свою революционную деятельность он три раза подвергался арестам. Будучи натурой активной, он во время тюремного заключения решает заняться самообразованием. Из Сущевской полицейской части в январе 1909 года пишет письмо старшей сестре с просьбой принести ему художественную литературу, учебники, акварельные краски.

«Если найдешь (постарайся), то принеси Гнедича «Историю искусств» и Мутера «Историю живописи в XIX столетии».

Хотя в тюрьме были написаны первые стихи и 1910 год Маяковский считал началом поэтической деятельности, он по-прежнему собирается стать художником. Его мастерство формировалось в Строгановке, художественных студиях, в Училище живописи ваяния и зодчества, где Маяковский занимался более двух лет. Это было единственное профессиональное образование, которое он получил.

Современники вспоминали о материальных трудностях семьи Маяковских. Но ни бедность, ни тюрьмы не сломили воли и характера художника. Он учится, много работает. Изучает старое, ищет новое, чтобы проложить собственную дорогу в искусстве. Участвует в дискуссиях и диспутах о путях изобразительного искусства, пишет статьи.

В каталогах выставок 1912−1915 годов указаны самые разные работы молодого художника: пейзаж «Волга», «Женский портрет», карикатуры, автошаржи. Сохранились три ранние живописные работы: «Женщина в шубке», «Натурщица», «Железка». В разных техниках выполнены рисунки: пастель, тушь, акварель, уголь, карандаш.

Потребность рисовать поэт ощущал так сильно, что когда не было ничего под рукой, макал в чернила или тушь окурки, использовал обгорелые спички. Рисовал животных: собак, зебр, крокодилов. Сохранилась целая серия его жирафов. Интересны его моментально сделанные дружественные шаржи на И. Репина и К. Чуковского. По воспоминаниям Чуковского, Репин хвалил рисунки Маяковского, отмечая их реализм.

Но главным в его жизни стала поэзия, к которой он пришел через изобразительное искусство. Первые стихи как будто написаны кистью художника:

Я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана;я показал на блюде студнякосые скулы океана.

Жажда рисовать осталась на всю жизнь. Рисунками испещрены записные книжки поэта с рукописными автографами стихов. Здесь можно встретить дружеские шаржи на писателей и знакомых.

В самой большой записной книжке — рисунки, сделанные во время поездки в Мексику и Америку в 1925 году. Среди них портрет американского художника Гуго Геллерта. Здесь же рукой Геллерта — надпись на английском языке: «Ей-богу. Вы не только великий поэт, но и художник».

Много стихов Маяковский написал «для детков». Изданные отдельными книжками, они восхищали яркими, оригинальными иллюстрациями поэта-художника.

В трудные дни гражданской войны, когда само время требовало новых агитационных форм искусства, способных поднять массы на борьбу, рождались легендарные «Окна РОСТА». Именно изобразительная публицистика стала той формой общения с людьми, которая была необходима Маяковскому: «Улица — наши кисти, площади — наши палитры». Здесь Маяковскому очень пригодился опыт работ в лубочном плакате. В «Окнах РОСТА» Маяковский — поэт и художник — использовал приемы народного лубка, освободив его от штампов и украшательства.

Маяковским сделано несколько тысяч рисунков и большая часть текстов к ним. И если бы он не вошел в мировую культуру как поэт, то непременно остался бы в истории как создатель нового искусства — революционного плаката.

Теги: творческая мысль, коммунисты, биографии, революция, таланты, художники, рисунки, картины, поэты, стихосложение, стихи

shkolazhizni.ru

«Маяковский — художник». - www.halloART.ru

На экскурсии Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник»

«Маяковский — художник». Краткий рассказ о том, как Владимир Владимирович хотел, да так и не стал профессиональным живописцем

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Департамент культуры г. Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского представляют выставку

«Маяковский — художник»18 мая — 23 июля 2013 года

Адрес: Выставочный зал «Домик Чехова», Москва, ул . Малая Дмитровка, дом 29 стр.4 (проезд до станции Пушкинская, Чеховская, выход к театру Ленком, троллейбус 3, ехать две остановки, или пешком до «Домика Чехова»)

Вернисаж выставки «Маяковский — художник» Государственного музея В. В. Маяковского в "Домике Чехова" на Малой Дмитровке состоялся 18 мая 2013 года, в Международный день музеев, который совпал с московской акцией «Ночь в музее». Поэтому для гостей музея была подготовлена большая культурная программа, безусловным гвоздём которой оказалось выступление известного режиссера Юрия Норштейна, читавшего стихи Владимира Маяковского.

Настоящими подарком для любителей искусства оказалась экскурсия Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник» и автора вступительной статьи к каталогу выставки. Эмоциональный рассказ о жизни и творчестве Владимира Маяковского раскрыл новые грани человека, которого со школьных времен мы привыкли считать гениальным поэтом. Оказывается, Маяковский с детства рисовал, и даже брал бесплатные уроки рисования у единственного в Кутаиси художника С. Краснухи, окончившего Академию Художеств.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх султан сидел бы в Порте", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой.

В 1906 году умер от заражения крови отец В.В. Маяковского, Владимир Константинович. Мать поэта, Александра Алексеевна, решила переехать с детьми в Москву. О жизни после приезда в Москву поэт вспоминал так: «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10–15 копеек. С тех пор бесконечно ненавижу Бемов, русский стиль и кустарщину» .

Одной из первых авторских работ поэта является портрет И.И. Морчадзе (С. Коридзе). Эту работу Маяковский выполнил в 15 лет. Исидор Морчадзе (подпольное имя – Сергей Коридзе), революционер, социал-демократ, близко знал юного Маяковского. Морчадзе был организатором побега женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. На следующий день после побега, 2 июля 1909 года, Маяковского арестовали на квартире жены Морчадзе – Е.А Тихомировой.

Владимир Маяковский. С.С.Морчадзе (И.И.Коридзе), 1908. Б., кар. 32,5 х 23. В ГММ с 1950 от Л.В.Маяковской

Участие в организации побега не прошло для Маяковского безнаказанно: он попал в Бутырскую тюрьму, где будущему поэту пришло осознание необходимости получения образования :

«Вышел взбудораженный. <…> Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьезную школу. <…> Думалось – стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался – учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся».

Художник П.И. Келин вспоминал: «Первый год он в студии рисовал гипсы и натурщиков – голову и до пояса. Рисовал сначала дилетантски. На второй год он рисовал натурщика (обнаженную фигуру) и немного писал маслом. Я знал, что дома он пишет маслом, но эти работы он стеснялся мне показывать…

Осенью 1911 года Маяковский второй раз держал экзамен в Школу живописи (первый раз Маяковский провалился в 1910 году). На экзаменах обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Я всегда в эти дни очень волновался за своих учеников, не спал ночей. И вот приходит с экзамена Маяковский.– Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией, положил кое-где тени, и вот – в фигурном классе» .

О московском Училище живописи, ваяния и зодчества и своем судьбоносном времяпрепровождении в его стенах сам поэт оставил такие воспоминания: «Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.».

В 1915 году для футуристической выставки были создана работа “Chemin de fer” («Рулетка»), а в 1918 – «Автопортрет».

Владимир Маяковский. "Chemin de fer", 1915. Х., м., 90,0 х 70,5. Справа внизу подпись:Маяковский. В ГММ с 1939 от П.В. Кузнецова

К периоду учебы в училище относится и так называемая «Жирафья серия» – серия графических работ, в которой нашла отражение смена имиджа поэта. Именно к этому «периоду желтой кофты» относятся находящиеся в Государственном музее В.В. Маяковского рисунки поэта из альбома В.Ф. Шехтель. Незаурядная женщина, дочь знаменитого архитектора, она познакомилась с Маяковским в марте 1913 года. Дело в том, что ее брат Л.Ф. Жегин (Шехтель) учился вместе с поэтом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В своих воспоминаниях она писала: «Из этого периода времени у меня сохранился ряд очень ценных рисунков Маяковского. Рисовались эти рисунки, балагуря по вечерам у нас на Садовой. Большая часть из них почему-то посвящена жирафам («И в небе жирафий рисунок готов...»).деланы эти рисунки в моем альбоме цветной пастелью».

Владимир Маяковский. "К.И.Чуковский", 1915. К., тушь, гуашь. 36,2 х 25,1. В левом верхнем углу подпись В. Маяковский 15 июнь. По левому краю строки из стихотворения Саши Чёрного «Колыбельная» «Спи мой кролик, спи мой чиж, мать уехала в Париж», « С нами скушно так то брат», написанные рукой В. Маяковского. В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

Действительно, в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, что позволило назвать эту серию графических работ «Жирафьей». При дальнейшем знакомстве с «Жирафьей серией» возникает вопрос о странном выборе сюжета: почему для молодого русского художника предметом изображения стало столь экзотическое животное, как жираф? Ответ на этот вопрос находится как бы на двух уровнях. На поверхности – интерес авангардистов десятых годов ХХ века к кубизму, а через него – к Африке и африканскому искусству. Но это только часть ответа. В другую – входит желтая (а она была не чисто желтая, а желтая с черными манжетами и воротником) кофта, рост (около двух метров) поэта и воспоминания В.Ф. Шехтель, которая писала о том, что друзья звали Маяковского «жираф». И тогда перед нами предстает закодированная, игровая, автобиографическая линия этой серии рисунков.

Владимир Маяковский. "Жираф и пальмы", 1913. Б., паст., ит. кар., 25,7 х 42,5. В ГММ с 1950 от В.Ф. Шехтель

Все «жирафьи» листы можно условно разделить на три группы. Первая иллюстрирует тот интерес к Африке, о котором говорилось выше. Ко второй группе можно отнести рисунки, так или иначе отражающие реалии жизни поэта: «Жираф на приеме у зубного врача», «Жираф в парикмахерской». О первом из этих рисунков так вспоминала В.Ф. Шехтель: «У Маяковского болели зубы – рисовался «рвач» (так он сам звал зубных врачей), дергающий жирафу зуб» . Что же касается второго рисунка, то его иллюстрацией может служить стихотворение «Ничего не понимают» (1913 г.) :

Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный:«Будьте добры, причешите мне уши».Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,Лицо вытянулось, как у груши. <...>

К третьей группе можно отнести рисунки, включающие изображение, хотя и карикатурное, их автора. Это «Маяковский в погоне за жирафами» и «Маяковский верхом на жирафе».

Все вышесказанное позволяет нам с уверенностью считать «Жирафью серию» Маяковского не только интересным памятником русского авангарда, но и некой биографической вехой, иллюстрирующей переход от образа «байроновского поэта-корсара» к образу «крикогубого Заратустры» в желтой кофте.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх ты немец, при да при же", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой

В отличие от агитационного лубка времен Первой мировой войны и революционных плакатов РОСТА, живопись великого советского поэта очень слабо знакома широкой публике. На экскурсии Евгения Иньшакова рассказала о том, что достоверно известно всего пять живописных полотен, нарисованных Вл. Маяковским. Важно отметить, что на выставке «Маяковский — художник» посетители "Домика Чехова" на Малой Дмитровке смогут увидеть четыре картины из пяти.

Без сомнения, во время учёбы в Училище Маяковский нарисовал гораздо больше картин, но их судьба неизвестна. По меньшей мере, обязательно существовала картина, которую юный художник должен был представить на выпускной экзамен. Быть может и сейчас, по прошествии двух мировых войн, эта картина до сих пор украшает старую московскую квартиру, владелец которой и не подозревает, что обладает бесценным полотном того самого Маяковского, а не его однофамильца. Мысли о возможности отыскать художественное наследство поэта навевают увлекательный сюжет для детективного романа о похождениях сыщика, который после череды увлекательных приключений находит пропавшие предметы искусства : библиотеку Ивана Грозного, янтарную комнату, экзаменационную картину Вл. Маяковского. Этакий российский Индиана Джонс с лицензией ФСБ ...

После окончания московского Училища Маяковский перестал заниматься живописью, ограничив свою работу в области изобразительного искусства агитационным лубком и революционными плакатами РОСТА.

С объявлением о начале Первой мировой войны Маяковский начинает сотрудничество в издательстве «Сегодняшний лубок», которое опубликовало серию хромолитографий, рассказывающих о событиях августа–октября 1914 года. Рисунки для лубков и лубочных открыток делали художники В. Чекрыгин, К. Малевич, А. Лентулов, И. Горский (псевдоним И. Машкова), Д. Бурлюк, В. Маяковский. В своей автобиографии «Я сам» В. Маяковский писал о начале Первой мировой войны: «Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные»

Владимир Маяковский. РОСТА "Если не хотите воевать больше, идите войной против панской Польши", 1920. Хромолитография, 71 х 53. В ГММ с 1952 от Н.Д. Виноградова

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Владимир Маяковский. "Репин И.Е.", 1915. Б., кар. 28,3 х 22,2. В правом верхнем углу надпись: "Рисовал В. Маяковский 1915 год в Куокалле". В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

С полным текстом вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник» вы сможете ознакомиться  на сайте halloART.ru

ссылка по теме: Подробнее о выставке «Маяковский — художник» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

В тексте использованы материалы вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник»Фотографии, репродукции картин : Черномашенцев Владимир, www.halloART.ru___________________________________

chernov-vlad.livejournal.com

Музей Маяковского - Что-то в этом есть

Обещанный рассказ:)Музей практически с порога поражает оригинальностью и позволяет погрузиться в эпоху и искусство эпохи. Сам музей - это художественное произведение в стиле постмодерна.

Елка улыбнула:) Как с нее шарики не падают?

Поднимаемся по лестнице и видим у себя над головой это

Группа старшеклассников и хрупкая молоденькая девушка экскурсовод. Ребята слушают ее открыв рты и не отрываясь:) Экскурсия больше похожа на актерский этюд. Девушка прекрасно читает стихи, рассказывает много забавных анекдотов из жизни Маяковского. Еще раз скажу, нам ну просто очень повезло со временем, когда мы попали в музей:)

Здесь собраны предметы, ассоциирующиеся с детсвом поэта. Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии в бедной дворянской семье.Я знаю - глупость Эдем и Рай,Но если пелось про это,Должно быть Грузию - радостный крайПодразумевали поэты.

Володя учился в Кутаисской гимназии. Любопытна его ведомость с оценками - за большинство предметов 2 и 3 и только по рисованию 5:)После смерти отца от заражения крови Маяковский с матерью переезжают в Москву, где Володя поступает в Пятую Московскую гимназию.В Москве волнения, баррикады, красный цвет здесь символизирует кровь...

А вот это наша экскурсовод. Запоминайте, если увидите - берите экскурсию не задумываясь, денег не жалко:)

В гимназии Владимир знакомится с революционерами и учавствует в социал-демократическом кружке. Вступил в члены РСДРП, работал пропагандистом.

Его три раза арестовывают, дома проводят обыски. После третьего ареста Владимир посажен в Бутырскую тюрьму в одиночную камеру. Он пишет пачками прошеня об освобождении,

много предается размышлениям и приходит к выводу, что хочет "творить социалистическое искусство", а для этого нужно не лезть на баррикады, а много учиться.В Москве Маяковский написал тетрадь стихов и с нее начинал отсчет своего творчества.В золото, в пурпур леса одевались,Солнце играло на главах церквей.Ждал я, но в месяцах дни потерялись - Сотни томительных дней.Тетрадь одобрали надзиратели. Позднее Владимир говорил, что это пошло только на пользу - а то бы, не дай бог, издали:)

Через несколько месяцев он освобожден из тюрьмы как несовершеннолетний и помещен "под надзор родителей".Владимир поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества.Жираф здесь не зря) Маяковский очень высокий юноша под два метра и друзья прозвали его жирафом. Жирафы на многих его рисунках.

Жутковатая картинка - жираф у стоматолога:) У Маяковского были очень плохие зубы, к взрослому возрасту от них остались одни гнилые пеньки. Но молодой человек был красив и девушки говорили, что это только придает ему шарма:) Только Лиля Брик смогла уговорить его сделать зубы и дальше он щеголял на фото голливудской улыбкой.

В училище Маяковский встретил свою первую любовь - Веру, дочь архитектора Шехтеля. У них была идиллия - она рисовала его, он рисовал жирафов:)

Маяковский знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который, однажды услышав стихи Владимира, открыл в нем поэта. В дальнейшем представляя Маяковского он говорит "Это мой друг, Владимир Маяковский, гениальный поэт:) Маяковскому пришлось писать)))

В декабре 1912 г.Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским, В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности (...)Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным."Однако, вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока и других писателей, которые оказали большое влияние на его творчество.

Маяковский выступает на диспутах о современном искусстве, выходят сборники стихов Владимира "Я!" и "Дохлая луна". Он пишет и представляет трагедию "Владимир Маяковский". В ней поэт видит свой жизненный долг и назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства. Сборник "Садок судей" напечатан на обоях:)

Поэт много выступает с футуристами, ездит с ними в турне. Их выступления и даже просто выходы в город - это очень своеобразные перфомансы, нередко сопровождаемые скандалами и искусственно создаваемым ажиотажем. К примеру, с начала выступления над сценой висит подвешенный за две ножки рояль. Публика гадает - для чего же он. Последним выходит Маяковский: "А вы знаете для чего здесь висит этот рояль?" Публика заинтересованно ждет продолжения... "Этот рояль подвешен затем, что я сегодня играть на нем не буду!"футуристы приходили на свои выступления в цилиндрах, сдвинутых на затылок, желтых кофтах, с пучками редиски в петлицах.

О нравах футуристов говорит, например, такой эпизод. Однажды Маяковский с другом зашел в чинную спокойную вегетарианскую столовую и там во весь голос даже не прочел, а рявкнул недавно написанное восьмистишие.В ушах обрывки теплого бала,А с севера снега седей -Туман, с кровожадным лицом каннибала,Жевал невкусных людей.Часы нависали как грубая брань,За пятым навис шестой.А с неба смотрела какая-то дряньВеличественно, как Лев ТолстойИх обступили разъяренные посетители кафе, Маяковский вовремя ретировался.

У меня в душе ни одного седого волосаИ старческой нежности нет в ней!Мир огроми мощью голоса,Я иду - красивый,Двадцатидвухлетний!

В творчестве Маяковского сильны богоборческие мотивы, он ассоциирует религию с существующим строем и его моралью. Но Маяковский обращается в стихах к богу. Можно ли говорить с тем, в кого совсем не веришь?

Три девушки вдохновлявшие Маяковского на поэму " Облако в штанах".

Мария. Маяковский прогуливался с друзьями по Одессе, встретив красивую девушку все остановились. "Джоконда" назвал ее Бурлюк. А Владимир подошел знакомиться. Маяковский влюбился в красавицу Марию Александровну Денисову и по этому неожиданному случаю "сходил с ума". Он рвал и метал и вообще не знал, как быть, что предпринять.

Любовь была несчастной, оказалось, что у девушки есть жених.

Вы думаете, это бредит малярия?Это было,было в Одессе.«Приду в четыре»,— сказала Мария.Восемь.Девять.Десять.Вот и вечерв ночную жутьушел от окон,хмурый,декабрый.В дряхлую спину хохочут и ржутканделябры.Это строчки из поэмы "Облако в штанах".

Софья Шамардина. Их роман был недолгим, но ей он посвятил одни из самых известных строк. Маяковский гулял с Софьей ночью и читал...Послушайте!Ведь, если звезды зажигают -значит - это кому-нибудь нужно?Значит - кто-то хочет, чтобы они были?Значит - кто-то называет эти плевочкижемчужиной?

Лиля Брик - муза поэта. Он любил ее всю жизнь, хотя их связывали очень непростые отношения.

В вашем квартирном маленьком мирике Для спален растут кучерявые лирики.

В мире бушевала Первая мировая война....

Перевернутый портрет императора в музее символизирует войну, она способствовала окончательному падению царского правительства...Маяковский увлечен революционными идеями, идеализирует Ленина и социализм,приветствует революцию.

Маяковский был одним из первых рекламщиков. Он придумывал множество рекламных объявлений, лозунгов, продвигал саму идею рекламы.

Он рисовал множество плакатов, многие люди были неграмотными и в первую очередь акцент делался не на текст, а на картинки.

Охо-хо. Спать пора(( Продолжение следует!:)

marisha-amber.livejournal.com

«Маяковский — художник». - История искусств

На экскурсии Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник»

«Маяковский — художник». Краткий рассказ о том, как Владимир Владимирович хотел, да так и не стал профессиональным живописцем

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Департамент культуры г. Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского представляют выставку

«Маяковский — художник»18 мая — 23 июля 2013 года

Адрес: Выставочный зал «Домик Чехова», Москва, ул . Малая Дмитровка, дом 29 стр.4 (проезд до станции Пушкинская, Чеховская, выход к театру Ленком, троллейбус 3, ехать две остановки, или пешком до «Домика Чехова»)

Вернисаж выставки «Маяковский — художник» Государственного музея В. В. Маяковского в "Домике Чехова" на Малой Дмитровке состоялся 18 мая 2013 года, в Международный день музеев, который совпал с московской акцией «Ночь в музее». Поэтому для гостей музея была подготовлена большая культурная программа, безусловным гвоздём которой оказалось выступление известного режиссера Юрия Норштейна, читавшего стихи Владимира Маяковского.

Настоящими подарком для любителей искусства оказалась экскурсия Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник» и автора вступительной статьи к каталогу выставки. Эмоциональный рассказ о жизни и творчестве Владимира Маяковского раскрыл новые грани человека, которого со школьных времен мы привыкли считать гениальным поэтом. Оказывается, Маяковский с детства рисовал, и даже брал бесплатные уроки рисования у единственного в Кутаиси художника С. Краснухи, окончившего Академию Художеств.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх султан сидел бы в Порте", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой.

В 1906 году умер от заражения крови отец В.В. Маяковского, Владимир Константинович. Мать поэта, Александра Алексеевна, решила переехать с детьми в Москву. О жизни после приезда в Москву поэт вспоминал так: «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10–15 копеек. С тех пор бесконечно ненавижу Бемов, русский стиль и кустарщину» .

Одной из первых авторских работ поэта является портрет И.И. Морчадзе (С. Коридзе). Эту работу Маяковский выполнил в 15 лет. Исидор Морчадзе (подпольное имя – Сергей Коридзе), революционер, социал-демократ, близко знал юного Маяковского. Морчадзе был организатором побега женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. На следующий день после побега, 2 июля 1909 года, Маяковского арестовали на квартире жены Морчадзе – Е.А Тихомировой.

Владимир Маяковский. С.С.Морчадзе (И.И.Коридзе), 1908. Б., кар. 32,5 х 23. В ГММ с 1950 от Л.В.Маяковской

Участие в организации побега не прошло для Маяковского безнаказанно: он попал в Бутырскую тюрьму, где будущему поэту пришло осознание необходимости получения образования :

«Вышел взбудораженный. <…> Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьезную школу. <…> Думалось – стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался – учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся».

Художник П.И. Келин вспоминал: «Первый год он в студии рисовал гипсы и натурщиков – голову и до пояса. Рисовал сначала дилетантски. На второй год он рисовал натурщика (обнаженную фигуру) и немного писал маслом. Я знал, что дома он пишет маслом, но эти работы он стеснялся мне показывать…

Осенью 1911 года Маяковский второй раз держал экзамен в Школу живописи (первый раз Маяковский провалился в 1910 году). На экзаменах обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Я всегда в эти дни очень волновался за своих учеников, не спал ночей. И вот приходит с экзамена Маяковский.– Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией, положил кое-где тени, и вот – в фигурном классе» .

О московском Училище живописи, ваяния и зодчества и своем судьбоносном времяпрепровождении в его стенах сам поэт оставил такие воспоминания: «Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.».

В 1915 году для футуристической выставки были создана работа “Chemin de fer” («Рулетка»), а в 1918 – «Автопортрет».

Владимир Маяковский. "Chemin de fer", 1915. Х., м., 90,0 х 70,5. Справа внизу подпись:Маяковский. В ГММ с 1939 от П.В. Кузнецова

К периоду учебы в училище относится и так называемая «Жирафья серия» – серия графических работ, в которой нашла отражение смена имиджа поэта. Именно к этому «периоду желтой кофты» относятся находящиеся в Государственном музее В.В. Маяковского рисунки поэта из альбома В.Ф. Шехтель. Незаурядная женщина, дочь знаменитого архитектора, она познакомилась с Маяковским в марте 1913 года. Дело в том, что ее брат Л.Ф. Жегин (Шехтель) учился вместе с поэтом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В своих воспоминаниях она писала: «Из этого периода времени у меня сохранился ряд очень ценных рисунков Маяковского. Рисовались эти рисунки, балагуря по вечерам у нас на Садовой. Большая часть из них почему-то посвящена жирафам («И в небе жирафий рисунок готов...»).деланы эти рисунки в моем альбоме цветной пастелью».

Владимир Маяковский. "К.И.Чуковский", 1915. К., тушь, гуашь. 36,2 х 25,1. В левом верхнем углу подпись В. Маяковский 15 июнь. По левому краю строки из стихотворения Саши Чёрного «Колыбельная» «Спи мой кролик, спи мой чиж, мать уехала в Париж», « С нами скушно так то брат», написанные рукой В. Маяковского. В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

Действительно, в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, что позволило назвать эту серию графических работ «Жирафьей». При дальнейшем знакомстве с «Жирафьей серией» возникает вопрос о странном выборе сюжета: почему для молодого русского художника предметом изображения стало столь экзотическое животное, как жираф? Ответ на этот вопрос находится как бы на двух уровнях. На поверхности – интерес авангардистов десятых годов ХХ века к кубизму, а через него – к Африке и африканскому искусству. Но это только часть ответа. В другую – входит желтая (а она была не чисто желтая, а желтая с черными манжетами и воротником) кофта, рост (около двух метров) поэта и воспоминания В.Ф. Шехтель, которая писала о том, что друзья звали Маяковского «жираф». И тогда перед нами предстает закодированная, игровая, автобиографическая линия этой серии рисунков.

Владимир Маяковский. "Жираф и пальмы", 1913. Б., паст., ит. кар., 25,7 х 42,5. В ГММ с 1950 от В.Ф. Шехтель

Все «жирафьи» листы можно условно разделить на три группы. Первая иллюстрирует тот интерес к Африке, о котором говорилось выше. Ко второй группе можно отнести рисунки, так или иначе отражающие реалии жизни поэта: «Жираф на приеме у зубного врача», «Жираф в парикмахерской». О первом из этих рисунков так вспоминала В.Ф. Шехтель: «У Маяковского болели зубы – рисовался «рвач» (так он сам звал зубных врачей), дергающий жирафу зуб» . Что же касается второго рисунка, то его иллюстрацией может служить стихотворение «Ничего не понимают» (1913 г.) :

Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный:«Будьте добры, причешите мне уши».Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,Лицо вытянулось, как у груши. <...>

К третьей группе можно отнести рисунки, включающие изображение, хотя и карикатурное, их автора. Это «Маяковский в погоне за жирафами» и «Маяковский верхом на жирафе».

Все вышесказанное позволяет нам с уверенностью считать «Жирафью серию» Маяковского не только интересным памятником русского авангарда, но и некой биографической вехой, иллюстрирующей переход от образа «байроновского поэта-корсара» к образу «крикогубого Заратустры» в желтой кофте.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх ты немец, при да при же", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой

В отличие от агитационного лубка времен Первой мировой войны и революционных плакатов РОСТА, живопись великого советского поэта очень слабо знакома широкой публике. На экскурсии Евгения Иньшакова рассказала о том, что достоверно известно всего пять живописных полотен, нарисованных Вл. Маяковским. Важно отметить, что на выставке «Маяковский — художник» посетители "Домика Чехова" на Малой Дмитровке смогут увидеть четыре картины из пяти.

Без сомнения, во время учёбы в Училище Маяковский нарисовал гораздо больше картин, но их судьба неизвестна. По меньшей мере, обязательно существовала картина, которую юный художник должен был представить на выпускной экзамен. Быть может и сейчас, по прошествии двух мировых войн, эта картина до сих пор украшает старую московскую квартиру, владелец которой и не подозревает, что обладает бесценным полотном того самого Маяковского, а не его однофамильца. Мысли о возможности отыскать художественное наследство поэта навевают увлекательный сюжет для детективного романа о похождениях сыщика, который после череды увлекательных приключений находит пропавшие предметы искусства : библиотеку Ивана Грозного, янтарную комнату, экзаменационную картину Вл. Маяковского. Этакий российский Индиана Джонс с лицензией ФСБ ...

После окончания московского Училища Маяковский перестал заниматься живописью, ограничив свою работу в области изобразительного искусства агитационным лубком и революционными плакатами РОСТА.

С объявлением о начале Первой мировой войны Маяковский начинает сотрудничество в издательстве «Сегодняшний лубок», которое опубликовало серию хромолитографий, рассказывающих о событиях августа–октября 1914 года. Рисунки для лубков и лубочных открыток делали художники В. Чекрыгин, К. Малевич, А. Лентулов, И. Горский (псевдоним И. Машкова), Д. Бурлюк, В. Маяковский. В своей автобиографии «Я сам» В. Маяковский писал о начале Первой мировой войны: «Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные»

Владимир Маяковский. РОСТА "Если не хотите воевать больше, идите войной против панской Польши", 1920. Хромолитография, 71 х 53. В ГММ с 1952 от Н.Д. Виноградова

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Владимир Маяковский. "Репин И.Е.", 1915. Б., кар. 28,3 х 22,2. В правом верхнем углу надпись: "Рисовал В. Маяковский 1915 год в Куокалле". В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

С полным текстом вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник» вы сможете ознакомиться  на сайте halloART.ru

ссылка по теме: Подробнее о выставке «Маяковский — художник» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

В тексте использованы материалы вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник»Фотографии, репродукции картин : Черномашенцев Владимир, www.halloART.ru___________________________________

history-of-art.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта