Любимые художники. Магический реализм Рене Магритта. Картины магритта


Рене Магритт: жизнь и творчество художника

Рене Магритт- бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Рене Магритта

Творчество художника

Интересные факты из жизни

Картины Рене Магритта

Библиография

Биография Рене Магритта

Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой.

В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве (лекция 1938 года).

Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967.

Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразныйстиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.

С 1932 по 1945 художник трижды вступал в Коммунистическую партию Бельгии и также трижды покидал её ряды.

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время германской оккупации Бельгии во времяВторой мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.

Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Похоронен на Схарбекском кладбище.

Творчество художника

«Сюрреализм — это реальность, освобожденная от банального смысла», — заявил как-то Магритт.

Картины художника создают ощущение таинственной напряженности и страха; это ощущение достигается путем изображения обстановки, не имеющей ничего общего с нормальной, привычной для человека. Секрет произведений Магритта заключается в контрасте между прекрасно выписанными «гиперреальными» предметами и их странными сочетаниями и неестественным окружением.

«Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. Художник называл свои картины теоремами, полагая, что происходящие в них смещения и трансформации реальности обладают внутренней логикой, подобной логике математических преобразований. Уже серия работ конца 1920-х — начала 1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия; «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств; «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание; «Искусство разговора»,1950, частное собрание).

Влюбленные

Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея; «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген; «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). В 1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам, и художник вернулся к прежнему методу. В скульптуре Магрит дублировал образы своей живописи, продолжая развивать тему соотношения физической и ментальной реальностей.

Магритт, устраивая иной раз оптические головоломки, посмеивается над публикой и подтрунивает над наивной верой реалистов в то, что они достоверно отражают окружающий мир. Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект. Картина — вымышленное пространство, что, однако, не отрицает того, что сущность предметов и явлений может быть выражена в ней куда полнее и глубже, чем при самом добротном и добросовестном копировании реальности. Поэтому на известном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий в визуализации незримого, отношении к живописи как к колдовству. На столе перед художником — яйцо, а на холсте на мольберте — уже птица.

Иррациональное и таинственное, окружающее нас, он сумел выявить просто и сильно, принципиально оставаясь в русле фигуративной живописи. Он заставил отказаться от догмы и примитивизма восприятия жизни, открывая новые смыслы в, казалось бы, азбучных истинах.

Магритт презирал художников, ставших пленниками своего таланта и виртуозности, ненавидел способности, если они сводились к техническим приемам и сосредотачивались на материалах. Предметом его постоянной заботы была мысль в картинах, без всяких предубежденных мыслей, без всяких концепций – мысль исключительно в визуальной сфере, которая тем не менее стимулируется интеллектом и метафизикой:

«…и я при помощи живописи делаю мысли видимыми».

Знакомство с метафизической живописью Джорджа де Кирико и поэзией Dadaistic было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. В 1925 Магритт входит в группу дадаистов, сотрудничает в журналах “Aesophage” и “Marie” вместе с Жаном Арпом, Пикабия, Тцара и другими дадаистами. В 1925–1926 Магритт написал «Оазис» и «Затерянного жокея» – свои первые сюрреалистические картины. В 1927–1930 Магритт проживал во Франции, участвовал в деятельности группы сюрреалистов, тесно сблизился с Максом Эрнстом, Дали, Андре Бретоном, Луи Бунюэлем и особенно с Полем Элюаром.

Достаточно просто всмотреться в его работы, чтобы почувствовать, что опрятный и уравновешенный, чуждый эксцентричности и скандальности бельгийский буржуа, действительно, был одним из художников-магов этого столетия.

Голконда

Сила и мощь Магритта заключается в его способности поддерживать не смысл, а необходимость смысла в мире, который перестал осознавать эту потребность. Его творчество – это загадка, которая вряд ли будет до конца разгадана.

Интересные факты из жизни

  • Магритт ненавидел смирение, терпение, прошлое (в равной степени свое и чужое), фольклор, рекламу и голоса рекламы, бойскаутов, пьяных людей. И декоративно-прикладное искусство. Последнее понятно: Магритт восемь лет рисовал обои, плакаты, декорации к рекламе и прочее декоративное и творческое, прежде чем в нем признали художника.
  • Он прожил удивительно скучную жизнь. Может быть, даже более скучную, чем Кафка. Не мазал штаны козьими экскрементами, не скандалил, не безумствовал. Любил одну женщину, писал картины в столовой, одевался небогато. Единственным ярким событием за всю его жизнь была трагическая смерть матери. Мать будущего художника утопилась в реке, когда ему было 14 лет. Об этой семейной трагедии Магритт предпочитал не рассказывать и даже жена художника, прожившая с ним без малого пятьдесят лет, узнала о самоубийстве матери лишь от биографа Магритта. Впрочем, специалисты считают, что отголосок страшной смерти преследовал Рене. Когда тело утопленницы нашли, ее лицо оказалось опутано ночной рубашкой. Может быть, поэтому Магритт так часто пишет женщин, чьи лица закрыты покрывалом? 
  • Несмотря на тесные связи с сюром, Магритт не любил, когда его называли сюрреалистом. Для своего творчества он придумал название «магический реализм», потому что его работы не столько обращены к подсознанию, сколько побуждают к активному размышлению и поиску ответов на вечные вопросы. 
  • Он выстраивал сюжет своих полотен на игре контрастов. Самая главная идея всех картин Рене Магритта в том, что только соседство несочетаемых вещей позволяет отчетливо понять суть и природу каждого из них.

Библиография

  • Gemeinsame Normdatei — Leipzig: Deutschen Nationalbibliothek, 2012—2014. 
  • Бусев М. МАГРИТ Рене Франсуа Гислен // Энциклопедический словарь сюрреализма / Балашова Т. В., Гальцова Е. Д. (ред., сост.). — М.: ИМЛИ РАН, 2007. — С. 298. — 1500 экз. 
  • Ткач, М.И. Энциклопедия пейзажа. — Olma Media Group, 2002. — С. 207. — 350 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, lookatme.ru, lichnosti.net

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Рене Магритт: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Рене Магритт: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Любимые художники. Магический реализм Рене Магритта: neznakomka_18

Этому методу Магритт будет следовать на протяжении всего творческого пути, что особенно заметно в его "философских" картинах. Одна из них — "Каникулы Гегеля" (1958).

каникулы г (506x608, 18Kb)

"Моя последняя картина,- писал он,- началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, что бы он не был нам безразличен? Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд).Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Поначалу зонти стоял внутри стакана (набросок), но потом но потом оказался под ним (набросок).Так я нашел решение первоначального вопроса: каким образом стакан воды может быть изображен гениально. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Поэтому я назвал картину "Каникулы Гегеля".

Магритт резко выделяется среди сюрреалистов: в отличие от них, он использует не фантастические, а обыденные элементы, взятые в причудливых отношениях. Такова его знаменитая картина "Личное достояние" (1952).

личное дос (700x553, 78Kb)

"Ключом" здесь также становится название. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров. Комната превращается в некий "микрокосм", замкнутый, стиснутый, несмотря на небо с плывущими по нему облаками вместо стен. Все вещи здесь странно изменились, как будто ожили, приобрели неутилитарный вид, хотя, как всегда у Магритта, предметы не изменили своего обличья, фактуры, цвета и прекрасно "узнаваемы". Зритель как бы мимоходом любуется синеватым блеском стекла рюмки, фактурой деревянной мебели, мастерством передачи зеркальных отражений. Но именно мимоходом, потому что предметы словно получили самостоятельность, словно говорят от имени их владельца, полностью узурпировав его "ведущую" роль. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор.

Одна из особенностей живописи раннего Магритта — её "литературность" в хорошем смысле слова. Магритт вращается в кругу поэтов, философов, литераторов, изучает теоретические работы знаменитых романтиков XIX в. Большое влияние на него оказали труды английского поэта-романтика и философа начала XIX в. Сэмюэла Тейлора Колриджа, прежде всего почитавшего в искусстве символичность — настолько "полное подчинение материи духу, что материя превращается в символ, посредством которого дух раскрывает себя".

Иллюстрацией этой мысли служит, в частности, знаменитая картина Магритта "Освобождение" ("Бегство в поля"), созданная в 1933 г.

бегство в поля (439x600, 33Kb)

Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Зеленоватые вечерние холмы, шарообразные голубые деревья, прозрачное перламутровое небо, синие дали. Блестяще используя приёмы тональной живописи, художник создаёт настроение радостной приподнятости, ожидания чего-то необычного, чудесного. Тёплого оттенка шторы на переднем плане усиливают впечатление воздушности этого зачарованного пейзажа… Картины Магритта кажутся выполненными спокойной, бестрепетной рукой. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. Пятна голубого, розового, жёлтого и чёрного придают образу удивительную цветовую наполненность и живость.

Своеобразие творчества Рене Магритта раскроется полнее, если обратиться к теме "Сюрреализм и фрейдизм". Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, при оценке творчества художника придавал психоанализу Фрейда решающее значение. Фрейдистские взгляды были не просто усвоены многими сюрреалистами — это стало их способом мышления. Например, для Сальвадора Дали, по его собственному признанию, мир идей Фрейда значил столько же, сколько мир Писания для средневековых художников или мир античной мифологии — для мастеров Ренессанса.

красная (460x650, 51Kb)

"Метод свободных ассоциаций", предложенный Зигмундом Фрейдом, его "теория ошибок", "толкование сновидений" были направлены прежде всего на выявление болезненных расстройств психики с целью исцеления. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Это прекрасно осознавал Магритт, заметивший в одном из своих писем 1937 г.: "Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна". К попыткам интерпретировать его картины с помощью психоанализа художник относился иронично: "Они решили, что моя “Красная модель” — пример комплекса кастрации. Выслушав несколько объяснений подобного рода, я сделал рисунок по всем “правилам” психоанализа. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок… Возможно, сам психоанализ — лучшая тема для психоаналитика".

Вот почему Магритт упорно отказывался именовать себя "сюрреалистом". Он охотно принимал характеристику "магический реалист". Это направление характерно для "бельгийского периода" его творчества — начиная с 1930 г., когда Магритт навсегда вернулся из Парижа в Брюссель.

Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. На картине "Плагиат" (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов.

плагиат (700x525, 199Kb)

Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. Подобно волшебнику, художник словно материализует у нас на глазах образы своей фантазии, и они превращаются в прекрасный плодоносящий сад — символ живого творческого воображения. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Созерцая картину, можно лишь восхищаться нежнейшими розовыми, голубоватыми, перламутровыми оттенками — зрелище поистине сказочное.

В 1930-е гг. Магритт наряду с искусством Босха глубоко изучает творчество своего соотечественника, драматурга и философа Мориса Метерлинка, который ещё в 1889 г. в сборнике "Теплицы" писал: "Символ — это сила природы, разум же человека не может противостоять её законам… Если нет символа, нет произведения искусства".

безумие (540x659, 54Kb)

Метерлинку обязан Магритт умением развивать сравнение в целую сеть образов, которые фантазия художника превращает в реальный мир. На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни. Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи", и воздушный шар — символ абстрактной "чистой мысли".

С помощью тонко продуманной цветовой гаммы художник "уточняет" основной замысел. "Чувственность" у него тёплого телесного цвета. "Чистые формы" решены в холодной голубоватой тональности, соответствующей символике и в то же время создающей ощущение безграничного пространства.

"Мы бродим наугад по долине, не догадываясь о том, что все наши движения воспроизводятся и приобретают своё истинное значение на вершине горы, — писал Метерлинк в трактате “Сокровище смиренных”, — и необходимо, чтобы по временам кто-нибудь пришёл к нам и сказал: поднимите глаза, посмотрите, что вы такое, посмотрите, что вы делаете. Мы живём не здесь, наша жизнь там, наверху. Этот взгляд, которым мы обменялись во мраке, эти слова, не имевшие смысла у подножия горы, — посмотрите, чем они стали и что они значат там, над снежными высотами".

Эта мысль Метерлинка нашла отражение в картине Магритта "Владение Арнхейма" (1962).

владение (320x394, 9Kb)

Только разбив стекло с нарисованным на нём ложным образом, можно увидеть реальность во всём её сияющем блеске, считает художник. Именно здесь, на вершинах гор, о которых говорил Метерлинк, таится Истина.

На картине "Неожиданный ответ" (1933) воплощена другая мысль Метерлинка: "Нет в жизни незначительных дней. Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей. Это, быть может, одна из тех узких щелей в дверях мрака, через которые нам даётся возможность провидеть на мгновение всё то, что должно свершиться в гроте сокровищ, ещё доныне не открытых".

неожид (459x700, 28Kb)

Картина смотрится как некая эмблема волнующей тайны — настолько здесь всё цельно, "естественно", если это определение можно отнести к одной из самых загадочных и мистических композиций Магритта. Открытая "взломанная дверь" — символ иного измерения, таящего множество загадок.

Некоторые авторы, пишущие о Магритте, объявляют его "художником абсурда", в картинах которого отсутствует всякий смысл. Если бы это было так, если бы художник поставил целью изобразить лишь "абсурдность нашего повседневного существования", это было бы творчество на уровне головоломки, а не серьёзное искусство, каковым оно является. Магритт писал: "Мы вопрошаем картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться к ней. И нас удивляет, когда ответ, который мы получаем, не откровенный".

Его искусство часто называли "снами наяву". Художник уточнял: "Мои картины — не сны усыпляющие, а сны пробуждающие". Недаром видный сюрреалист Макс Эрнст, увидев его выставку в Нью-Йорке в начале 1950-х, сказал: "Магритт не спит и не бодрствует. Он освещает. Завоёвывает мир мечтаний".

"Без тайны ни мир, ни идея невозможны", — не уставал повторять Магритт. А в качестве эпиграфа к одному из автопортретов он взял строку французского поэта XIX в. Лотреамона: "Я иногда вижу сны, но ни на мгновение не теряю осознания своей личности".

Отсюда неожиданная трактовка "внутреннего и внешнего" в произведениях Магритта.

рамки (500x630, 59Kb)

Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание".

Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины". Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Мотив стеклянного окна у этого художника можно рассматривать и как границу между двумя мирами — реальным и ирреальным, поэтическим и обыденным, между сознательным и бессознательным.

На картине "Сын человеческий" (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Это яблоко можно воспринимать и как плод древа познания, и как символ природы, которую пытается понять человек. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа.

сын (536x700, 35Kb)

гол (700x557, 65Kb)

Картину "Голконда" (1953) можно рассматривать как овеществлённую метафору: люди "с весом" стали невесомыми. В названии скрыта ирония: ведь Голконда — полулегендарный город в Индии, славившийся золотыми россыпями и алмазами, и эти люди как бы притягиваются золотом. Художник подвешивает в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых — при котелках, галстуках и модных пальто — рантье, сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость.

гото (229x300, 25Kb)

На одной из поздних картин Магритта, "Готовый букет" (1956), человек в неизменных котелке и фраке, стоящий спиной к зрителю на террасе, созерцает вечереющий парк. А на его спине изображена "Весна" Боттичелли, шествующая в цветах и блеске красок. Что это? Реализация афоризма "Человек проходит, искусство остаётся"? Или, быть может, человек, любующийся парком, вспомнил картину Боттичелли? Ответ неясен.

Художник стремится разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939).

время (300x461, 16Kb)

Наиболее часто копируемая картина - «Сотворение человека» (1935). Изображение моря в картине на мольберте, стоящем перед открытым окном, чудесным образом сливается с «реальным» морским видом из окна.

сотворение (300x406, 9Kb)

Темой многих картин Магритта стала так называемая «скрытая реальность». Часть изображения, например, лицо главного персонажа, чем-либо закрывается (яблоком, букетом цветов, птицей). Магритт так объясняет смысл этих работ: «Интересное в этих картинах – внезапно ворвавшееся в наше сознание присутствие открытого и скрытого, которые в природе никогда друг от друга не отделяются».

влюбленные (694x501, 33Kb)

На картине “Влюблённые” Рене Магритт показывает, что когда мы по-настоящему влюблены — наши глаза закрыты.

Стремясь постичь ускользающий смысл картин Магритта, "объяснить" их, разум зрителя судорожно хватается и за то, и за другое. Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. По воспоминаниям родственников и друзей, придумывая названия, он часто обсуждал их с друзьями-литераторами. Вот что говорил сам художник по этому поводу: "Название — это указатель функции картины", "В названии должна присутствовать живая эмоция", "Лучший заголовок картины — поэтический. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать".

Многие названия картин нарочито наукообразны, и в них проглядывает ирония: «Философская лампа» (1937), «Похвала диалектике» (1937), «Естественное познание» (1938), «Трактат об ощущениях» (1944). Другие названия создают атмосферу поэтичной тайны: «Диалог, прерванный ветром» (1928), «Ключ к грезам» (1930), «Мучительная длительность» (1939), «Империя света» (1950), «Гостиная Бога» (1958).

свет (532x700, 75Kb)

Картина "Империя света" была написана Магриттом в последнее десятилетие жизни, но сразу же стала едва ли не самой популярной его работа. Настолько популярной, что многие коллекционеры готовы были заплатить любые деньги, лишь бы иметь в своем собрании одну из ее реплик.

Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру? При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Уютным светом горят окошки на втором этаже, одинокий фонарь дарит свой дружелюбный свет путнику, который мог бы оказаться здесь темной ночью. Казалось бы — обычный, вполне реалистический ноктюрн. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику.

Но верно ли это? Почему же тогда возникает смутное беспокойство, заставляющее зрителя все пристальнее вглядываться в картину? Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно — небо, вот в чем дело! Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. И это глубокой ночью! Только не спрашивайте, как это возможно, — ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады.

Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно — ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо — о дне. По моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией».

4310_wolleh_magritte_3 (600x600, 78Kb)

Рене Магритт собственной персоной

проницат (694x578, 45Kb)

«Автопортрет» («Зоркий взгляд»)

Вспоминая детство, он писал: «Я помню свое изумление, когда впервые увидел шахматную доску, фигуры на ней. Пугающее впечатление! Нотные листы, где таинственные знаки обозначали звук и не были словами!». Вот одна небольшая ранняя работа художника – «Заблудившийся жокей», ставшая его творческим манифестом.

Kojfman13 (426x308, 47Kb)

Всадник, несущийся во весь опор на взмыленном коне, заблудился в ирреальной роще из огромных шахматных фигур, расписанных нотными знаками.

препятст (546x694, 114Kb)

Картина “Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”.

Магритт писал о ней: “Видимые вещи могут быть невидимыми. Если, к примеру, некие люди едут верхом через лес, то сначала видишь их, потом — не видишь, но знаешь, что они там. В картине “Карт-бланш” наездница заслоняет собою деревья, а они заслоняют ее. Однако наша сила мышления объемлет и зримое, и незримое, и я при помощи живописи делаю мысли видимыми”.

запретное разд (541x694, 28Kb)

Картина “Запретное раздвоение”

Интересно отметить, что у Магритта только образы птицы свободны от ассоциативных сложностей. Птицы несут позитивную энергию полета, ничего более. Нет птиц умерших, упавших, с перебитыми крыльями. Птицы живы, а крылья их полны ярко-голубыми и белыми перистыми облаками Магритта («Большое семейство», 1963).

большое (300x397, 12Kb)

15 августа 1967 года Рене Магритт скончался от ракового заболевания. Ушел из жизни один из художников-магов XX столетия, в жизни так похожий на добропорядочного аптекаря.Он вел тихую и спокойную жизнь бельгийского обывателя, далекого от богемной суеты – человек, которого трудно выделить из толпы. Мечты, парадоксы, страхи, таинственные опасности переполняли лишь его картины, а не жизнь. Художник боролся со скукой только в творчестве. Размеренность каждого дня его вполне устраивала, он даже большинство из своих картин написал в столовой и до конца жизни предпочитал трамвай остальным видам транспорта.Как-то незадолго до своей смерти Магритт, этот изощренный мастер, произнес: «Я так и не понял причины, по которой мы живем и умираем». Может быть, разгадки причин и тайн бытия художник как раз и зашифровал в своих картинах-ребусах? Все может быть. Тогда стоит к ним приглядеться!

image00009a (694x462, 78Kb)

2 июня 2009 года в Брюсселе открылся новый музей, посвященный творчеству известного художника-сюрреалиста Рене Магритта. Королевский музей изящных искусств отвел под него помещение площадью 2,5 тысячи квадратных метров. В экспозицию музея Рене Магритта вошли более 200 произведений автора — это самая большая коллекция в мире.

neznakomka-18.livejournal.com

Классический сюрреализм - картины ене Магритта от Арт Холст

Дали и реклама, Дали и дизайн интерьера, Дали и кино, Дали и парфюмы - креативный испанец оставил самобытные образцы своего творчества во многих индустриях и все они, бесспорно, уникальны своей причудливостью. Но подчас кажется, что мир сюрреализма - театр одного актера. А ведь это совсем не так. Давайте узнаем о других, не менее фантастических и магических работах представителей стиля…

Живопись на грани сна и реальности: сюрреализм без Дали

Сюжеты-фантазии, химерные образы из глубин подсознания, иррациональность творческого акта и увлечение теорией психоанализа Фрейда - все то, что так увлекало сюрреалистов было чуждо Рене Магритту, чьи работы признаны классикой стиля.

Рене Магритт

Рене Магритт возле картины “Голконда”, фото Стива Шапиро

Немного биографии…

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в промышленном бельгийском городке. Детство и юность были сложным временем для художника. Будучи подростком Рене потерял мать - она утопилась в реке. Критики не рекомендуют искать в его творчестве отголоски трагедии, да и сам художник не был сторонником психоанализа. Но все же образ утопленницы время от времени появляется в его работах...

Размышления одинокого прохожего

“Размышления одинокого прохожего”, 1926 г

Учился живописи в Королевской Академии Изящных Искусств около 2 лет. После окончания учебы работал художником-оформителем - рисовал плакаты и рекламу на бумажной фабрике. 1926 год стал решающем для творчества художника - срок трудового контракта истек и он смог полностью посвятить себя живописи. В этом же году Магритт написал картину "Потерянный жокей", которая вошла в историю как его первая сюрреалистическая работа.

Потерянный жокей

“Потерянный жокей”, 1926 г

В 1927 году состоялась первая выставка картин, обернувшаяся провалом, и Рене с Жоржеттой (Жоржетта Бергер - жена художника) уезжают в Париж - город художественного авангарда.

Жоржетта Магритт

“Жоржетта Магритт”, 1934 г

Именно там - в свободной, богемной атмосфере Парижа 1920-х - 30-х гг. формируется его авторский стиль. Стиль, в котором нет чудовищных порождений подсознания, скандальных и провокационных образов. В живописи Магритта нет той фантасмагории, того хаоса и нагромождения фигур, предметов, действующих лиц, как у Дали.

Терапевт. Рене Магритт

“Терапевт”, 1967 г

"Сюрреализм - это реальность, освобожденная от банального смысла"

Сюрреализм от Рене Магритта - увидеть и показать магию в реальном мире, отыскать необычное, таинственное в самых обыденных вещах. В его картинах практически нет вымышленных предметов, существ - здесь фрукты, цветы, дома, люди. Роль магического кроется в причудливом сочетании знакомых всем вещей.

Победа. Рене Магритт

“Победа”, 1939 г

"Искусство не подвластно психоанализу, это всегда тайна"

Рене Магритт принадлежал к объединению сюрреалистов, но всегда разительно отличался - и стилем, и взглядами, и манерами. Копаться в глубинах подсознания и выуживать оттуда образы для картин он считал неприемлемым, как и попытки объяснить произведение искусства с точки зрения психоанализа. Не принимал и автоматический способ создания произведений искусства как единственно верный, что в корне противоречило психоаналитическим основам сюрреализма. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Творческий беспорядок - это не о педантичном Магритте.

Проницательность. Рене Магритт

“Проницательность”(Автопортрет), 1936 г

Чем запомнился и как узнать?

Любил изображать мужчин в пальто и котелках

Сын человеческий

“Сын человеческий”, 1964 г

Многим знаком этот образ, если не из оригинала, то из масс-медийных аллюзий и пародий на него. “Сын человеческий” по замыслу автора - символ, объединяющий современных успешных людей, которые утратили индивидуальность, но при этом остаются сыновьями Адама и не в силах устоять перед искушениями.

Образ обезличенного героя встречается в "Размышлениях одинокого прохожего", "Высоком обществе", "Голконде", "Декалькомании". Мало кто знает, но существует еще и “женская” версия - картина "Великая война".

Голконда

“Голконда”, 1953 г

Шедевр, или тайны горизонта

“Шедевр, или тайны горизонта”, 1955 г

Счастливый даритель

“Счастливый даритель”, 1966 г

Великая война

“Великая война”, 1964 г

Еще один фирменный сюжет Магритта - “Влюбленные”

Влюбленные

“Влюбленные II”, 1928 г

Есть два варианта "Влюбленных" Магритта. Один сюжет показывает нам момент страсти, когда на первых порах влюбленности люди теряют голову от нахлынувших чувств. В такие моменты мир вокруг словно перестает существовать, кажется, будто они не замечают ничего и никого, с головой погрузившись в свои переживания.

Влюбленные

“Влюбленные”, 1928 г

Во "Влюбленных" №2 автор рассказывает совершенно иную историю. Бурные эмоции утихли, физическая близость перешла в духовную. И все же мужчина и женщина изображены с закрытыми платком лицами. Возможно, художник хотел сказать, что настоящим чувствам не нужны свидетели, что влюбленные живут в своем мире и им его достаточно?...

Следует сказать, что многие картины Магритт дополнял комментариями, а эти две оставил пояснений. Существует множество версий того, как стоит понимать образы влюбленных и, наверное, каждый видит в картинах что-то свое.

Любил давать картинам такие поэтичные названия, как...

"Империя света", "Прекрасный мир", "Ключ к грезам", "Гостиная Бога". Они очень редко называет то, что изображено, но открывают смысл, зашифрованный в образах.

"Я не буду рисовать предметы, я буду рисовать идеи, которые они скрывают"

Фальшивое зеркало

“Фальшивое зеркало”, 1928 г

Его картины называют ребусами, загадками. Каждую свою композицию Рене Магритт наполнил скрытыми смыслами, идеями, вопросами и ответами. Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом. Почему такое сочетание? Что автор хочет этим сказать? Ответы кроются в названии "Фальшивое зеркало". Художник говорит о субъективности нашего восприятия, о том, что органы чувств отображают лишь внешнее, не проникая в глубинные смыслы, суть вещей. Магритт убежден: цель искусства - удивлять, показывать неожиданную связь между предметами, и названия придумывал такие, которые способствуют важному - заставляют задуматься, сделать открытие и непременно удивиться.

Почти во всех сюжетах можно отыскать философский подтекст

Каникулы Гегеля

“Каникулы Гегеля”, 1958 г

"Каникулы Гегеля" - яркий пример авторской любви к продуманным сюжетам. Композиция картины проста - изображен зонт и стакан, но с первого взгляда на картину сложно уловить взаимосвязь. И снова разгадка кроется в названии. По мнению Рене, Гегелю, гению диалектики, могло бы показаться забавным сочетание предметов, которые демонстрируют две противоположных сути: отталкивать воду и наполняться ею.

Его картины легко узнать, они выполнены в духе плакатной живописи

Его манера узнаваема - на фоне сумбурной живописи сюрреалистов стиль Магритта выглядит предельно минималистично. Стройные композиции, упорядоченность изображенных предметов не имеют ничего общего с сумасшедшими фантазиями Дали и параллельными мирами Эрнста. О сюрреализме Макса Эрнста мы расскажем в следующей статье.

Портрет

“Портрет”, 1935 г

Использовал силу искусства против войны

Во время Второй мировой войны стиль Магритта изменился: обычная сдержанная палитра картин запестрела насыщенными оттенками. Художник мечтал о силе, которая положит конец войне, но он, к сожалению, не знал как это сделать. А потому старался помогать тем, что умел делать лучше всего - писать картины. Картины, которые пусть и ненадолго, но отвлекут от ужасов войны, подарят луч надежды на светлое будущее. Этот солнечный период его творчества богат яркими красками и жизнеутверждающими сюжетами.

Благоприятное знамение

“Благоприятное знамение”, 1944 г

Не любил классическую живопись, создавал картины-идеи

Вероломство образов

“Вероломство образов”, 1928 - 1929 гг

Яркий пример - работа "Вероломство образов". Предельно точное, почти фотографическое изображение трубки с подписью внизу: "Это не трубка" - сюжет, который вызвал особо негативную реакцию. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Изображение яблока, курительной трубки - это только образы, но не сами предметы. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Таким образом автор обыгрывает идею о парадоксальности восприятия, о том, что образы и слова хоть и взаимосвязаны, но не тождественны.

Сила привычки

“Сила привычки”, 1960 г

"Мне доставляет безудержное удовольствие размышление. В своих картинах я хочу добиться поэтического шока, заставить рассудок действовать. Я ни в грош не ставлю эту пустую живопись, где делают приятно для глаз"

Один из классиков направления, он просил не называть его сюрреалистом, Рене выбрал магический реализм и следовал этому ориентиру до конца дней.

art-holst.com.ua

Империя света Рене Магритта | Artifex.ru

Настоящее искусство — всегда загадка, не имеющая однозначного ответа. Это и привлекает большинство людей. Смотреть на картину настоящего художника - значит смотреть в бесконечность, рождающуюся на основе наших ассоциаций. Это путешествие, конечный пункт которого никогда не известен. Рене Франсуа Гислен Магритт (René François Ghislain Magritte) знал о загадках все. Правда, отгадок художник не любил: больше всего в жизни он ненавидел, когда искусствоведы начинали трактовать его картины.

 

О Магритте написано столько, что сказать что-то новое почти невозможно, но при этом большая часть его жизни остается тайной. Забавный парадокс. Художник всегда питал особую страсть к маскам. На публике он старательно скрывал свои истинные мотивы и настоящие чувства. Это еще больше запутывало критиков и порождало все новые и новые трактовки, которые мастер, по его словам, так сильно не любил. Вспомним хотя бы историю о смерти его матери.

Будущий живописец жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Ох уж эти маленькие промышленные бельгийские городки, сколько сделали они для мировой живописи! За несколько десятков лет до Магритта по таким же городам странствовал в качестве проповедника Винсент ван Гог. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Скучные, унылые пейзажи, маленькие домики, почти поголовная нищета - Бельгия конца XIX-начала XX века очень сильно отличалась от современного центра Евросоюза. Самоубийства в среде рабочих и мелких коммерсантов, живущих на гране разорения, были вполне обычным явлением.

Регина Магритт, мать живописца, тоже несколько раз пыталась покончить с собой. Дошло до того, что муж запирал ее в спальне, когда уходил на службу. Не помогло. 12 марта 1912 года Регина вышла из дома в одной ночной сорочке и исчезла. Ее тело спустя несколько дней было обнаружено в реке Самбра. Подол ночной рубашки был обмотан вокруг головы женщины.

Самоубийство матери не могло не оставить следа в сознании ребенка, которому на тот момент было только 13 лет. Но сам автор говорил, что это событие не оказало на него очень большого влияния. Рене Магритт утверждал, что он ощутил даже некоторую радость, поскольку его семья стала знаменитой в округе.

Показной цинизм! Сколько людей в истории прибегали к нему, чтобы скрыть свои истинные чувства... Здесь можно еще заметить, что сам факт самоубийства матери живописца очень долго был неизвестен широкой публике, да и сам художник о нем ни разу не говорил. О том, что для них действительно важно, люди, чаще всего, молчат. Ну как тут не вспомнить строки Федора Тютчева:

Молчи, скрывайся и таиИ чувства, и мечты свои.Пускай в душевной глубинеВстают и заходят онеБезмолвно, как звезды в ночи,Любуйся ими – и молчи.

Рене Магритт действительно не любил говорить о своем детстве и пережитой трагедии. Маски... Они были одной из любимых деталей в творчестве художника. Как тут не вспомнить картину «Влюбленные», написанную в 1928 году.

Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Но и тебе не дано ничего увидеть. Подол ночной рубашки, обмотавшийся вокруг головы трупа матери, — что может быть лучшим символом слепоты? А разве любовь — это не слепота? Думая о том, что отлично понимаем другого человека, мы, на самом деле, анализируем только свое отношение к нему. В нашей жизни нет других людей - есть только отражения, тени на стене, бродящие на границе нашего сознания, которое мы называем «реальность». И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист.

Во время исполнения номера фокусник всегда совершает самое заметное, бросающееся в глаза движение, лишь для одного — скрыть реальность. С картинами Магритта происходит то же самое.

Он не случайно начинал свою карьеру на фабрике бумажной продукции в Брюсселе как художник плакатов и рекламы. Публике всегда нужны простые и понятные символы. Их на картинах мастера предостаточно, но истинная суть куда глубже: она находится там, куда испорченный рекламой взгляд обывателя проникнуть не может. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. Обратите внимание на движение покрывал на головах фигур: складки направляются к краям картины. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе.

  

А дальше парадокс, один из тех, которые так любил художник: настоящая любовь всегда рождается из слепоты. У незрячих людей обостряются другие чувства. Они намного лучше слышат и чувствуют окружающий мир, а слышать и чувствовать — два самых мощных компонента настоящей любви.

Стоит ли говорить, что первые сюрреалистические работы мастера, представленные на выставке 1927 года в Брюсселе, были встречены критикой более чем прохладно. А где талант молодого художника, которому только исполнилось 29 лет, мог раскрыться лучше, чем в Париже? Том самом Париже, который в 20 годы XX века стал центром мировой культуры? Которому Эрнест Хемингуэй посвятил один из лучших своих романов «Праздник, который всегда с тобой»? Именно во французской столице талант живописца расцвел по-настоящему.

Магритт познакомился там с французскими сюрреалистами и их лидером Андре Бретоном. Впрочем, этот союз в скором времени распался. Художнику не нравилось вести богемный образ жизни. Ему он предпочитал домашний уют и общество своей любимой жены. Кроме того, не нравилось Магритту и увлечение большинства сюрреалистов психоанализом Зигмунда Фрейда. Не нравилось до такой степени, что художник перестал называть себя сюрреалистом и начал характеризовать свое творчество как «магический реализм».

В 1937 году он написал свою известную картину «Терапевт», которую можно назвать издевательством над всей теорией психоанализа. В 1947 году появилось ее продолжение, картина «Освободитель». На мой взгляд, эта работа — великолепное отражение постмодернистской теории «симулякров».

 

Живопись | Рене Магритт | Терапевт, 1937Живопись | Рене Магритт | Освободитель, 1947

Освободитель не несет никаких идеалов, ничего настоящего, только контурные изображение, которыми подменяются настоящие идеи. Потрясающая картина современности, в которой все идеалы прошлого давно превратились в безжизненные схемы.

Впрочем, лучшая его работа была написана уже в 50 годах. Это «Империя света».

На первый взгляд, в этой картине нет ничего необычного. Стандартный вечерний пейзаж. Но это совсем не так. Перед нами - день, что видно по ярко-голубому небу, а вот вся земля погружена в сумерки. Самый яркий источник света в сумерках на земле — это фонарь. А дальше можно включать все богатство ассоциаций. Эта картина бесконечна. На нее можно смотреть бессчетное количество раз - и каждый раз видеть по-новому.

  

Она прекрасна именно бедностью типичной символики, столь характерной для Магритта в прошлом. Ее суть - не в свете фонаря, не в отражении в зеркальной поверхности озера. Это типичные заблуждения человека, иллюзии, на которые, подобно мотылькам, слетаются люди и за которые гибнут. А вот на небо они смотрят в последнюю очередь, иногда это случается, когда бывает уже слишком поздно. Невольно напрашивается параллель со «Смертью Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого.

В своей судьбе и в своем творчестве художник воплотил в жизнь великолепный парадокс: он прожил самую незаурядную заурядную жизнь из всех возможных.

artifex.ru

Современное Искусство :: Рене Магритт

Крупнейший бельгийский художник-авангардист, представитель сюрреализма, называвший себя «магическим реалистом».

Ранние годы

Рене родился 21 ноября 1898 года в Лессине в семье коммерсанта Леопольда Магритта и модистки Регины Бертиншамп, детство провёл в небольшом промышленном городке Шарлеруа. Он был старшим из четырёх сыновей. В 1912 году его мать после утопилась в реке Самбре, что, по мнению многих специалистов, оказало существенное влияние на психику мальчика. Женщина страдала от депресии в течение многих лет и неоднократно предпринимала попытки уйти из жизни, мужу приходилось запирать её на ключ. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Именно с этим трагическим событием нередко увязывают закрытость лиц персонажей многих картин Магритта. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Тихая провинциальная жизнь Шарлеруа крутилась вокруг фабрики, и единственным развлечением ребёнка стали прогулки с соседской девочкой по местному кладбищу. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он.

В 1916 году подросток покинул родное гнездо и поступил в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. В академии художник проучился всего два года; за время учёбы он сдружился с художником Виктором Сервранксом и повстречал свою первую любовь и будущую супругу – Жоржетту Бергер. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. В 1921 году Магритт был призван в армию вместе со своим земляком и приятелем поэтом Пьером Буржуа. После того, как Пьер одолжил ему каталог работ художников-футуристов, мировоззрение и взгляды Рене на искусство кардинальным образом изменились. Отслужив год, Магритт нанялся на фабрику бумажной продукции Петера Лакруа, где занимался рисованием узоров для обоев. Несколько позже, заручившись финансовой поддержкой брата, художник открыл собственное рекламное агентство.

В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи… - описывал Рене своё первое впечатление, - Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Совместно с Сервранксом художник написал свой единственный теоретический труд «Чистое искусство. Защита эстетики». К сожалению, он так и не был опубликован. Стоит отметить, что вплоть до 1926 года Рене был вынужден заниматься рисованием плакатов и рекламных вывесок. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. Вместе с женой он переехал во Францию и обосновался в парижском пригороде Перро-сюр-Марн.В Париже Магритт познакомился с поэтом Андре Бретоном и вошёл в круг сюрреалистов. Хотя сюрреализм оказал значительное влияние на его стиль, художник негативно относился к психоанализу – ключевому для сюрреализма. Это, впрочем, не отменяет психологизма парадоксальных и философски-поэтических работ Магритта.

К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. «пищевод»).С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т.п. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Художник объяснял свои загадки следующим образом: «Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Чтобы стать кандидатом на ответ, этот искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается».

Вероломство образов Магритта

Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности; его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. В отличие от всех прочих сюрреалистов, он писал обыденное и с помощью образов повседневности создавал не менее таинственные и фантастические полотна. Он искал ответы на вопросы, поставленные своими современниками, философами-экзистенциалистами; сам же опирался на труды Ницше и Бергсона, презирал Фрейда. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. «Тело — это присутствие Постороннего во мне, причем Постороннее может выступать в различном облике — камня, дерева или животного, но его никак нельзя назвать чуждым. Постороннее может представать не в виде дружественного начала; оно часто способно быть враждебным и пугающим. Ведь так или иначе Постороннее — это все равно не мое тело; мало того, оно вторгается без разрешения в общую массу телесности, которую и без того тяжело нести. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: “Кто же я?”»Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя.Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). С одной стороны, это усреднённый, лишённый какой бы то ни было индивидуальности знаковый персонаж, с другой – символ человека нового типа, вполне конкретный прообраз современного бизнесмена. Выбор шляпы Магритт объяснял следующим образом: «Котелок – самый неоригинальный головной убор, удивления не вызывает. Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».

Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Это, безусловно, граница между мирами: сознательным и бессознательным, реальным и вымышленным, сном и явью. Герберт Рид, крупнейший британский художественный критик, писал: «Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины». Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Действительно, живописное изображение трубки имеет мало общего с реальным и осязаемым объектом, но лишь обозначает его.

Существует множество интерпретаций работ бельгийца, было предпринято бесчисленное количество попыток их анализа с самых разных точек зрения, однако большинство из них вряд ли бы понравились автору. Магритт крайне скептически относился к попыткам отыскать в его картинах какие-либо аллегории и утверждал, что картины необходимо рассматривать, а не исследовать. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины, их головы обмотаны белой тканью. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены.Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. Делалось это намеренно. «Название – это указатель функции картины, – писал Магритт, – лучший заголовок картины – поэтический. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы.

 

Против сюрреалистов

Завоевавший признание и широкую популярность психоанализ – и в особенности методы Зигмунда Фрейда – стали идеологическим фундаментом французского сюрреализма. С наибольшим энтузиазмом их защищал Андре Бретон, полагавший себя подлинным основоположником течения – в отличие от Сальвадора Дали. Метод свободных ассоциаций, автоматическое письмо, привычка записывать свои сны даже на какое-то время вошли в моду. Магритту эти веяния были противны, и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна... – Настаивал он. – Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». В результате живописец сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Фантазия Магритта всегда следует за логикой, какими бы причудливыми и ирреальными ни казались его образы. Волю своей фантазии он давал только в искусстве, держась в стороне от богемы и ведя неприметную жизнь простого обывателя – примерного семьянина и однолюба. Большую часть своих картин он написал в собственной столовой и до конца своих дней передвигался на общественном транспорте.

 

На родине

В 1930 году, устав от парижской жизни, Магритт стремительно возвращается в Бельгию, не предупредив никого из приятелей об отъезде. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф.Берже». Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. В период с 1932 по 1945 гг. Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. С началом немецкой оккупации художник кардинальным образом сменил цветовую гамму и стиль своих полотен. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Однако перемена, по его словам, была осуществлена намеренно – с целью подбодрить своих соотечественников. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Я живу в очень неприятном мире, и моя работа задумана как контратака на этот мир». Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Они углядели в ней пародию на стиль Огюста Ренуара и безвкусную эксплуатацию импрессионизма. По сей день военный, или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса.

Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения.Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Он получил ряд серьёзных заказов на монументальные работы: расписал казино Кнокк-Ле Зути, выполнил панно во Дворце изящных искусств и брюссельском Конгресс-центре. В 1956 году ему присвоили престижную премию Гуггенхайма – как выдающемуся представителю бельгийской культуры.Он попал в ряды самых дорогостоящих художников мира. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т.д. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». После выставки Бретон официально простил «отступника». «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт.

Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Магритт нарисовал более сотни эскизов, прежде чем решить, как ему изобразить простой стакан воды и зонтик так, чтобы они выглядели гениально. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Так я нашел решение первоначального вопроса: каким образом стакан воды может быть изображен гениально. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Поэтому я назвал картину "Каникулы Гегеля"».

В 1967 году состоялась последняя прижизненная выставка Магритта – в роттердамском музее Бойманса-ван Бёнингена. В 60-е года художник находился в зените славы, под его мощнейшим влиянием развивались концептуализм и минимализм, и многие из созданных им образов уже стали жить своей жизнью и перекочевали в массовую и поп-культуру. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Его похоронили на Схарбекском кладбище. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем».

Фотография

Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Название было позаимствовано из авангардного короткометражного фильма, срежисированного самим художником и его друзьями в 1946 году. Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т.п. Большинство снимков являются постановочными. В глаза бросаются необычные композиции, забавные мизансцены, попытки создания оптических иллюзий.

Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. Очевидно, что фотография была для него не просто хобби, но дополнительным инструментом постижения мира, а также вспомогательным средством. Некоторые работы повторяют сюжеты его картин, другие – выполнят функцию своеобразных эскизов, набросков. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Магритт также создал множество автопортретов.Так, благодаря выставке публика ознакомилась с ещё одной гранью творческого гения бельгийца.

 

Отражение в культуре

«Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», - так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. В то же время в массовом сознании художник одновременно играет роли признанного гения и поп-идола. О его влиянии на собственные работы говорили Джон Балдессари, Энди Уорхолл, Джаспер Джонс, Эд Руша и многие другие представители современного искусства.Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Они многократно тиражировались в поп-культуре, фигурировали в различных фильмах, спектаклях, рекламе. В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Иконография художника стала источником вдохновения для таких режиссёров, как Жан-Люк Годар, Бернардо Бертолуччи, Ален Роб-Грийе, Терри Гиллиам, Николас Роуг. На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Различные картины или образы художника так или иначе упоминаются во множестве литературных произведений и текстах многих песен.Портрет художника был изображён на бельгийской почтовой марке 1993 года.30 мая 2009 года в Брюсселе был открыт музей Магритта, в нём находится самая большая коллекция работ художника в мире, которая насчитывает более двухсот полотен, а также гуаши, акварели, рекламные плакаты, зарисовки, фотографии и фильмы.

 

 

sovremennoe-iskusstvo.ru

Магритт: магия обыкновенного | Картины и Репродукции

René François Ghislain Magritte. Магия обыкновенного Бельгийский сюрреалист Рене Магритт (1898—1967)может похвастаться многими шедевральными работами, скромно висящими в музее его имени в Брюсселе. Широкой же публике он известен благодаря двум головам, затянутым куском ткани, сидящим гробам, изображением трубки, а также женских половых органов, органично вписавшихся в лицо, ну и, естественно, Сыну человеческому с яблоком у лица. Выдержав после смерти художника почти полвека и видимо убедившись в величии его работ Королевский музей изящных искусств Брюсселя отвел под их экспозицию помещение площадью 2,5 тысячи квадратных метров. В музее Рене Магритта, открытом в 2009 г. вошли более 200 произведений автора — живописные полотна, гуаши, рисунки, рекламные плакаты, старинные фотографии, музыкальные партитуры и даже фильмы. Все они педантично распределены по этажам относительно срока их изготовления.

“Империя света”Это картина, часть которой “приоткрывает” “завеса” здания музея

Рене Магритт родился в очень бедной семье , настолько бедной, что не выдержав трудностей его мать покончила с собой, бросившись в реку. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». Считается, что природа его творчества не столько психологическая (он ненавидел психоанализ), сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики. Названия его работ почти всегда поэтичны и почти всегда никак на первый взгляд не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины опять же способствует магическому удивлению. «Моя живопись ничего не скрывает. Она вызывает ощущение волшебства, и, конечно, когда человек видит одну из моих картин, он задается вопросом «Что это значит?». А это ничего не значит, потому что волшебство само по себе ничего не значит: оно непознаваемо». (Р. Магритт)“Сын человеческий”Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного потомка библейского Адама и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека в нашем мире.

«Готовый букет»

Человек в котелке

Ящик Пандоры

Убийца в опасности

«Великая война».Сам Магритт так объясняет, что он хотел этим сказать: «Все действия — зримы, и они — как борьба.»

Чёрная магия

“Влюблённые”Когда мы по-настоящему влюблены — наши глаза закрыты

“Проницательность”, кстати это автопортрет

Знакомые объекты

“Запретное раздвоение”

“Ностальгия”“Ни льву, ни человеку со сложенными крыльями нечего делать на мосту. Они воплощают тоску тех, кто знает, что настоящая жизнь — это что-то другое, что-то не существующее вовсе” ©Рене Магритт

“Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”

“Видимые вещи могут быть невидимыми. Если, к примеру, некие люди едут верхом через лес, то сначала видишь их, потом — не видишь, но знаешь, что они там. В картине “Карт-бланш” наездница заслоняет собою деревья, а они заслоняют ее. Однако наша сила мышления объемлет и зримое, и незримое, и я при помощи живописи делаю мысли видимыми” ©Рене Магритт

«Большое семейство»Птица несет позитивную энергию полета, ничего более.

Воспоминание о путешествии

Страна чудес

Немножко бандитской души

Память II

Бесконечная признательность

Личные вещи

Шехерезада

“Фальшивое зеркало”У каждого из нас — фальшивые зеркала в глазах, потому что отражают окружающий мир не в реальном контексте, а через личное восприятие

Область Арнхейм II (по Эдгару По)

Представление

Во время германской оккупации Бельгии стал писать в «солнечном», т.к. считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.

Хорошее предзнаменование

Удар в сердце

Философия в будуаре

Насилие

Перспектива — Мадам Рекамье Давидаi (212x150, 8Kb)(чтобы вспомнить оригинал)Таинственные Баррикады

Соучастие

Воспоминания о путешествии IV

Легенда веков

Воспоминания о путешествии III

Прекрасная пленница

Водопад

Первый день

“Предательство в изображении”:«Это не яблоко»«Это не трубка».«У Рене Магритта есть знаменитая картина. На ней с фотографической точностью изображена курительная трубка, а внизу написано «Это не трубка». Ты смотришь на эту картину и думаешь: как же так? Но если ты дашь себе пару минут, ты поймешь, что это действительно не трубка, а лишь ее изображение, и все, что хотел сказать Магритт своей картиной, — ложь может быть очень тонкой. Такой тонкой, что она почти перестает казаться омерзительной.» Ричард Гир

А подобный кич означает для художника вечность:

Welcome Companions.Сумка в виде котелка.Коллекция осень-зима 2012-2013 год

Монсеррат де Лука.Украшение на шею с кулоном в виде трубки.Коллекция осень-зима 2012/2013

Rosamosario.Комплект интимного белья с рисунком облака.Коллекция осень-зима 2012/2013 год

www.house-art.com.ua

Магритт | Великие художники

Featured Image

Удар с сердце

04.03.2018

Рене Магритт «Удар с сердце», 1952 Сюрреализм Кто розу нежную любви привил К порезам сердца, — не напрасно жил! И тот, кто сердцем чутко слушал бога, И тот, кто хмель земной услады пил! Омар Хайям

Featured Image

Человек в котелке

09.05.2017

Рене Магритт «Человек в котелке», 1964 Сюрреализм Магритт изображал человека в котелке в нескольких своих картинах. Эта возможно, не так хорошо известна, как другие картины Магритта, тем не менее ее легко отнести к живописи Магритта, она напоминает хорошо известную картину «Сын человеческий» (1964). Обратите внимание на детали картины. Лицо мужчины закрыто так, словно голубь влетел… Подробнее »

Featured Image

Великая война

13.10.2016

Рене Магритт «Великая война», 1964 Сюрреализм Картина изображает женщину, одетую в стиле начала ХХ века, лицо её скрыто букетом цветов. Патрик Валдберг приводит адресованное ему письмо, в котором Магритт объясняет, что он хотел этим сказать: «Интересное в этих картинах — это внезапно ворвавшееся в наше сознание присутствие открытого видимого и скрытого видимого, которые в природе… Подробнее »

Featured Image

Влюбленные

06.07.2016

Рене Магритт «Влюбленные», 1928 Музей Современного Искусства, Нью Йорк, США Сюрреализм Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном полотне мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом — «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех… Подробнее »

Featured Image

Препятствие пустоты

08.08.2015

Рене Магритт «Препятствие пустоты», 1965 Национальная галерея искусств , Вашингтон, Округ Колумбия, США Сюрреализм «Препятствие пустоты» написана в 1965 году бельгийским художником-сюрреалистом Рене Магриттом. Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Из-за этого картина напоминает ребус, но ребус, который полностью разгадать невозможно, так как он ставит вопросы о самой сути бытия. Видимые вещи… Подробнее »

Featured Image

Империя света

07.07.2015

Рене Магритт «Империя света», 1954 Музей изящных искусств, Брюссель Сюрреализм Это полотно представляет собой странный ночной пейзаж под небесами, освещёнными дневным светом .На берегу небольшого озера, в тени раскидистых деревьев, прячется дом, в котором уютным розовым светом горят окошки. Одинокий фонарь дарит свой дружелюбный свет путнику, который может оказаться здесь глухой, тёмной ночью…Сам художник объяснял… Подробнее »

Featured Image

Сын человеческий

19.04.2015

Рене Магритт «Сын человеческий», 1964 Частная коллекция Сюрреализм На картине «Сын человеческий» современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Это яблоко можно воспринимать и как плод древа познания, и как символ природы, которую пытается понять человек. В то… Подробнее »

Featured Image

Фальшивое зеркало

20.02.2015

Рене Магритт «Фальшивое зеркало», 1929 Сюрреализм Рене Франсуа Гислен Магритт (1898—1967) — бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин. Для картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Главная особенность… Подробнее »

Featured Image

Человек в котелке

14.12.2014

Рене Магритт «Человек в котелке» Сюрреализм Загадочный господин в пальто и шляпе-котелке – пожалуй, самый часто встречающийся и самый известный персонаж, созданный Магриттом. Впервые мужчина в пальто и котелке, стоящий спиной к зрителю, появился на его картине в 1926 году. «Размышления одинокого прохожего» была написана в раннем возрасте, и некоторые искусствоведы склонны видеть в ней… Подробнее »

Featured Image

Изнасилование

23.08.2013

Рене «Изнасилование», 1934 «Лицо служит для приближения к любви, а воплощается она в теле. Но ведь любят женщину всю целиком – и лицо ее, и тело. Однако в контраст этому туловище, наложенное на лицо (груди глядят на вас, точно глаза, нос атрофировался в пупок, а лобок-рот кажется скривившимся в гримасу), не только не служит привнесению… Подробнее »

greatartists.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта