Антон Лосенко: картины, биография. Картины лосенко


ЛОСЕНКО Антон Павлович – Галерея произведений (18 изображений).

admin 25.02.2014 Галерея, Новости 1,598 Показы

Открыть доступ

А.П.ЛОСЕНКО

(1737 – 1773)

Антон Павлович Лосенко родился 30 июля (10 августа) 1737 года в городке Глухов в Малороссии в семье купца. Мальчик рано остался сиротой и за певческие способности в 1744 был определён в придворный хор в Петербурге. «Спав с голосу» был отчислен из певчих и направлен на обучение И.П.Аргунову. В 1758-1760 учился в Петербургской Академии, в 1760 в качестве пенсионера был отправлен в Париж, где совершенствовался под руководством директора Французской Академии живописи Ж.Ресту. В 1765 по 1769 находился в Италии. 

В 1769 году художник вернулся в Россию, где его талант и мастерство были немедленно востребованы двором и Академией. И признаны – за картины «Авель» и «Каин» Антон Лосенко становится «назначенным» в академики, а за картину «Владимир и Рогнеда» (1770) получает звание академика и назначение профессором Петербургской Академии художеств. С 1772 и до конца жизни – директор Академии. С 1770 года художник руководил классом исторической живописи. В 1772 создал учебное пособие «Изъяснения краткой пропорции человека», ставшей настольной книгой не одного поколения будущих художников. Среди его учеников – П.И.Соколов и И.А.Акимов.

Антон Павлович Лосенко – фактически создатель исторического жанра в отечественной живописи. Его полотна полны духа Просвещения, национальное прошлое впервые стало сюжетом исторической картины («Владимир и Рогнеда»), а герои его замечательных портретов – люди Нового времени. Чрезмерная нагрузка, многочисленные обязанности, интриги в Академии подорвали здоровье художники и он умер всего лишь в 36 лет в самом расцвете своего таланта…

 

1. Лосенко Антон "Прощание Гектора с Андромахой" 1773 Холст, масло 155,8х211,5 Государственная Третьяковская галерея 1. Лосенко Антон «Прощание Гектора с Андромахой» 1773 Холст, масло 155,8х211,5 Государственная Третьяковская галерея2. Лосенко Антон "Прощание Гектора с Андромахой. Эскиз" Холст, масло 46х61,5 Государственная Третьяковская галерея
2. Лосенко Антон «Прощание Гектора с Андромахой. Эскиз» Холст, масло 46х61,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Лосенко Антон "Владимир и Рогнеда" 1770 Холст, масло 211,5х177,5 Государственный Русский музей 3. Лосенко Антон «Владимир и Рогнеда» 1770 Холст, масло 211,5х177,5 Государственный Русский музей4. Лосенко Антон "Портрет И.И.Шувалова" 1760 Холст, масло 85х70,5 Государственный Русский музей 4. Лосенко Антон «Портрет И.И.Шувалова» 1760 Холст, масло 85х70,5 Государственный Русский музей 5. Лосенко Антон "Портрет А.П.Сумарокова" 1760 Холст, масло 74х64,5 Государственный Русский музей
5. Лосенко Антон «Портрет А.П.Сумарокова» 1760 Холст, масло 74х64,5 Государственный Русский музей6. Лосенко Антон "Портрет Ф.Г.Волкова" 1760(?) или 1763(?) Холст, масло 67х53,6 Государственный Русский музей 6. Лосенко Антон «Портрет Ф.Г.Волкова» 1760(?) или 1763(?) Холст, масло 67х53,6 Государственный Русский музей 7. Лосенко Антон "Портрет Л.Геннингера. Эскиз" Середина 1760-х Холст, масло 31,5х26 Государственная Третьяковская галерея 7. Лосенко Антон «Портрет Л.Геннингера. Эскиз» Середина 1760-х Холст, масло 31,5х26 Государственная Третьяковская галерея8. Лосенко Антон "Лежащий натурщик. Этюд" Вторая половина 1760-х (?) Бумага, масло 45х56 Государственный Русский музей
8. Лосенко Антон «Лежащий натурщик. Этюд» Вторая половина 1760-х (?) Бумага, масло 45х56 Государственный Русский музей 9. Лосенко Антон "Каин" 1768 Холст, масло 158,5х109 Государственный Русский музей 9. Лосенко Антон «Каин» 1768 Холст, масло 158,5х109 Государственный Русский музей10. Лосенко Антон "Натурщик, сидящий на камне. Этюд" Холст, масло 60,7х43,8 Государственная Третьяковская галерея 10. Лосенко Антон «Натурщик, сидящий на камне. Этюд» Холст, масло 60,7х43,8 Государственная Третьяковская галерея 11. Лосенко Антон "Смерть Адониса" 1764 Холст, масло 77,6х105,2 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
11. Лосенко Антон «Смерть Адониса» 1764 Холст, масло 77,6х105,2 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск12. Лосенко Антон "Зевс и Фетида" 1769 Холст, масло 172х126 Государственный Русский музей 12. Лосенко Антон «Зевс и Фетида» 1769 Холст, масло 172х126 Государственный Русский музей 13. Лосенко Антон "Чудесный улов рыбы" (варьированная копия картины Ж.Жувене, 1705 Лувр) 1762 Холст, масло 159,5х194 Государственный Русский музей 13. Лосенко Антон «Чудесный улов рыбы» (варьированная копия картины Ж.Жувене, 1705 Лувр) 1762 Холст, масло 159,5х194 Государственный Русский музей14. Лосенко Антон "Товий и ангел" (Копия с картины неизвестного художника) Между 1753 и 1758 Холст, масло 105х135 Государственная Третьяковская галерея
14. Лосенко Антон «Товий и ангел» (Копия с картины неизвестного художника) Между 1753 и 1758 Холст, масло 105х135 Государственная Третьяковская галерея 15. Лосенко Антон "Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)" 1765 Холст, масло 202х157 Государственный Русский музей 15. Лосенко Антон «Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)» 1765 Холст, масло 202х157 Государственный Русский музей16. Лосенко Антон "Андрей Первозванный" 1764 Холст, масло 97,5х78 Государственный Русский музей 16. Лосенко Антон «Андрей Первозванный» 1764 Холст, масло 97,5х78 Государственный Русский музей 17. Лосенко Антон "Авель" 1768 Холст, масло 120х174 Харьковский музей изобразительного искусства
17. Лосенко Антон «Авель» 1768 Холст, масло 120х174 Харьковский музей изобразительного искусства18. Лосенко Антон "Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве" 1763 Холст, масло 66,5х52,5 Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник Гатчина 18. Лосенко Антон «Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве» 1763 Холст, масло 66,5х52,5 Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник Гатчина ЛОСЕНКО Антон Павлович – Галерея произведений (18 изображений) ЛОСЕНКО Антон Павлович – Галерея произведений (18 изображений)

cultobzor.ru

Антон Лосенко: картины, биография

Смерть Адонисa

"Ломоносов русской живописи" - так называли Антона Павловича Лосенко (1737-1773) его почитатели. Творчество Лосенко - важная страница в истории нашей отечественной культуры XVIII столетия. Лосенко был первым крупным русским историческим живописцем, блестящим рисовальщиком и портретистом, основателем русской художественной педагогики и воспитателем плеяды замечательных мастеров живописи.

Лосенко родился в городе Глухове бывшей Черниговской губернии, в купеческой семье. Рано лишившись родителей, он некоторое время воспитывался у тетки, испытывая все тяготы сиротской жизни. Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями. Когда ему шел седьмой год, с согласия родственников его завербовали в придворный певческий хор и увезли в далекий Петербург. В 1753 году Лосенко "за спадение голоса" был отчислен из певчих и, как проявивший особенный интерес к изобразительному искусству, отдан в обучение к И. П. Аргунову, одному из самых известных портретистов того времени. Через пять лет его перевели от Аргунова в новоучрежденную Академию художеств, а позднее отправили для усовершенствования за границу. В 1760 - 1762 годах Лосенко работал в Париже под руководством художника Ж. Рету. Первую половину 1763 года Лосенко провел в России, а затем снова уехал во Францию и занимался у Ж. М. Вьена, крупнейшего представителя искусства раннего классицизма. Французская Академия высоко оценила талант русского художника, удостоив его произведения, созданные за время пребывания и Париже, тремя серебряными медалями.

С конца 1765 года Лосенко живет в Риме. Здесь он изучает лучшие образцы итальянского искусства, создает самостоятельные композиции. Ранние произведения Лосенко свидетельствуют о мастерстве художника, сумевшего в период своей работы за границей изучить лучшее, что было создано искусством Запада ("Чудесный улов рыбы", 1762; "Андрей Первозванный", 1764; "Жертвоприношение Авраама", 1765; "Зевс и Фетида", 1769; "Каин" и "Авель", оба 1768). Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко выставил свои работы в Академии художеств. Они явились ярким свидетельством успехов национальной живописи. Журнал "Смесь", осуждая тех, кто отрицал талантливость русского народа, писал: "Стыдитесь, неосмысленные подражатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди... Такое предрасположение не только что не похвально, но еще некоторым образом изъявляет подлость души".

Вскоре за картину "Владимир и Рогнеда" (1770) - первое большое произведение исторического жанра в русском искусстве - Лосенко получил звание академика и адъюнкт-профессора. Картина изображала новгородского князя Владимира перед неутешно горюющей половецкой княжной Рогнедой, которую он насильно взял в жены, убив ее отца и братьев. Произведение ясно выражало осуждение деспотического произвола. Оно утверждало национальную тематику в русской исторической живописи, взамен обращения к античным или мифологическим темам. Вслед за "Владимиром и Рогнедой" художник начал работать над полотном "Прощание Гектора с Андромахой" (1773). Эта картина, сюжет которой был взят из "Илиады" Гомера, в духе классицизма трактовала тему гражданского долга.

Углубленный интерес к конкретному живому человеку, к передаче его духовного мира составил основную отличительную черту Лосенко-портретиста.В созданных Лосенко портретах деятелей русской культуры (И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова, Я. Шуйского, 1760; Ф. Г. Волкова, 1763, и др.) особенно ярко проявились национальные тенденции творчества художника. Уже при жизни Лосенко снискал славу одного из лучших европейских рисовальщиков. Он явился создателем русской школы рисунка, достигшей блестящего расцвета в первой половине XIX века. По составленному им "Изъяснению краткой пропорции человека" учились многие поколения русских художников.

В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств. Возглавив Академию, он сразу столкнулся с интригами, бездушием, с унизительной зависимостью от придворных кругов. Хорошо знавший его скульптор Фальконе, создатель знаменитого "Медного всадника", взывал к Екатерине II: "Лосенко не в состоянии коснуться кисти. Его погубят несомненно. Он первый художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют. . ." Екатерина обещала свою помощь, но Лосенко не дождался ее. . . Измученный духовно и физически, художник скончался на тридцать шестом году жизни. Об искусстве Лосенко высказывались разные суждения в русской демократической критике. Но всегда вне сомнений было его высокое мастерство, огромная значимость его рисунков для воспитания молодых художников.

Картины Лосенко

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Картины Лосенко

Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве

Портрет Л.Геннингера

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова

Натурщик, сидящий на камне

 

Каин

Владимир и Рогнеда

Прощание Гектора с Андромахой

Прощание Гектора с Андромахой Лосенко

Портрет актера Федора Григорьевича Волкова

 

 

 

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Лосенко Антон Павлович. Биография, картины художника

(1737-1773)

Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе. В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят  в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку. Так, пять с половиной лет спустя А.П. Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.

В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.

Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.

В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида». Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре.

После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.

Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» - пособие для следующих поколений художников.

Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника.  В картине – прощание сына троянского царя Приама с женой, с ребёнком на руках, перед сражением. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, <...> Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют...»

Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.

Авель Каин Чудесный улов
  • Чудесный улов
Жертвоприношение Авраама
  • Жертвоприношение Авраама
Смерть Адониса
  • Смерть Адониса
Товий с ангелом
  • Товий с ангелом
Андрей Первозванный
  • Андрей Первозванный
Портрет актёра Ф.Г. Волкова
  • Портрет актёра Ф.Г. Волкова
Портрет И.С. Шувалова
  • Портрет И.С. Шувалова
Портрет императора Павла I в детстве
  • Портрет императора Павла I в детстве
Портрет актёра Я.Д. Шумского
  • Портрет актёра Я.Д. Шумского
Портрет поэта А.С. Сумаркова
  • Портрет поэта А.С. Сумаркова
Владимир и Рогнеда
  • Владимир и Рогнеда
Прощание Гектора с Андромахой
  • Прощание Гектора с Андромахой

rus-artist.ru

Антон Павлович Лосенко (1737–1773). Мастера исторической живописи

Антон Павлович Лосенко

(1737–1773)

В 1770 году на выставке в Петербургской академии демонстрировалась картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда». Картина ошеломила зрителей, доселе не видевших подобных произведений. Автор композиции, известный художник, по праву считается основоположником русской исторической живописи.

Русский художник Антон Павлович Лосенко родился в городе Глухове Черниговской губернии. В шестнадцатилетнем возрасте он поступил в мастерскую к знаменитому портретисту И. П. Аргунову, а с 1758 по 1760 год учился в Петербургской академии художеств у Ж. Л. Де-Вильи, Л. Ж. Ле-Лоррена и Л. Ж. Ф. Лагрене (в те годы в Академии, основанной в 1757 году, преподавали практически одни иностранные живописцы).

В 1760 году талантливого молодого художника послали за границу, во Францию и Италию. В Париже Лосенко написал картину «Чудесный улов рыбы» (1762, Русский музей, Санкт-Петербург), в которой классицистические традиции сочетаются с необычной для того времени человечной трактовкой образа Христа. С 1766 по 1769 год Лосенко жил в Риме. Он изучал античное искусство, делал копии с полотен Рафаэля и других мастеров Возрождения, писал натурные этюды.

В 1769 году художник вернулся на родину. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Сюжетной основой для будущей работы Лосенко стала старинная легенда о Владимире и Рогнеде, рассказывающая, что новгородский князь Владимир попросил полоцкого князя Рогвольда выдать за него свою дочь Рогнеду. Девушка отказалась, и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова.

Художник показал на своем полотне тот драматический момент, когда Владимир, ворвавшийся в покои княжны, сообщает ей о смерти ее близких. С большим мастерством автор передает чувства и переживания героев. Глубокое горе и отчаяние застыло на лице Рогнеды, окруженной рыдающими служанками. Над ней склонился Владимир. Весь его облик (выражение лица, жесты рук, поза) передают горячее желание получить прощение и благосклонность девушки.

Черты прекрасного лица Рогнеды отличаются классицистической условностью, но князь Владимир написан с натуры. Моделью для его образа послужил современник Лосенко, известный драматический актер И. А. Дмитриевский. Идеализирована и молодая служанка, сидящая справа от Рогнеды. Она тоже страдает и сочувствует своей хозяйке, но горе ничуть не портит ее красивого лица.

Обратившись к историческому сюжету, Лосенко поднимал очень важные для своего времени проблемы. Деспотический произвол осуждали произведения художественной литературы, трагедии, которые ставились на театральных сценах в XVIII веке, но для живописи подобное явление было несколько неожиданным.

Осуждая своего героя, автор в то же время стремится облагородить его. С этой целью художник использует звучные цвета, одевая Владимира в одежду ярких красных, зеленых, оранжевых оттенков, контрастирующих с более холодными, приглушенными тонами костюма Рогнеды.

В 1770-х годах классицистический стиль еще только начинал проникать из Европы в Россию, и картина Лосенко с ее уравновешенной композицией и обращением к античности способствовала этому. Об античности напоминает не только трактовка образов, но и детали интерьера — колонна за спиной Владимира, греческая ваза, стоящая на полу. Но эти черты классицизма сочетаются с реалистичными элементами. Так, в фигурах воинов, пришедших с князем, нет ничего идеализированного и театрального, вероятно, художник писал их с натуры.

А. П. Лосенко. «Владимир и Рогнеда», 1770, Русский музей, Санкт-Петербург

В композиции нет традиционных для русской живописи того времени деталей: арок, драпировок, кулис. Лосенко не хотел изображать своих героев в античных одеяниях (на голове Владимира нет шлема с гребнем). Он пытался одеть персонажи в национальные костюмы, но уровень этнографических знаний об эпохе Древней Руси в XVIII столетии был невысок, поэтому мастеру пришлось довольствоваться театральными костюмами, поступившими в академию из придворного театра.

Вскоре после окончания работы над «Владимиром и Рогнедой» живописец представил свое творение на суд зрителей. Публика с восторгом встретила картину. Хотя произведения с исторической тематикой создавались многими художниками, до Лосенко никто не показывал так эмоционально и глубоко человеческие чувства и переживания. Картина принесла Лосенко звания академика и адъюнкт-профессора. В 1772 году он был назначен профессором и директором Петербургской академии художеств.

Исторические и мифологические сюжеты, которые являлись в стенах Академии приоритетными, должны были воспитывать у зрителей чувства патриотизма, любви к родине. Главным героем произведений многих художников был смелый и отважный воин, гражданин, готовый отдать жизнь во благо своей страны. Именно такого героя изобразил Лосенко в поздней работе «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, Третьяковская галерея, Москва).

Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Андромаха с маленьким сыном на руках уговаривает мужа отказаться от похода и остаться с ней, но Гектор непоколебим, он не может забыть о воинском долге. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Андромаха, чей тонкий профиль напоминает женские лики древнеримских барельефов, внимательно слушает речь мужа. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. В образе этой женщины гораздо больше задушевности и естественности, чем в идеализированном облике ее хозяйки.

В торжественной и величественной сцене прощания черты классицизма сочетаются с реалистичностью в изображении троянских воинов и с непосредственностью передачи человеческих переживаний.

Лосенко не успел завершить «Прощание Андромахи с Гектором», он скончался в возрасте 36 лет от болезни сердца. Автор прекрасных портретов (президента Академии художеств И. И. Шувалова, 1760; актера Ф. Г. Волкова, 1763 — оба в Русском музее, Санкт-Петербург), рисунков, выдающийся педагог, он много сделал для развития русского искусства. Современники называли художника «Ломоносовым русской живописи».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Антон Павлович Лосенко и его картины

У Аргунова Лосенко работал около пяти с половиною лет, в 1759 г. Аргунов представляет Императрице работы своих учеников и объявляет, что «те певчие, как рисовать и красками писать, в копировании с портретных и исторических картин обучались, так и с натуры портреты писать могут. Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно».

23 декабря того же года «Её Императорское Величество ука­зала оных учеников отдать в новоучрежденную здесь академию». В Академии Лосенко пробыл до сентября 1760 г., работая под руководством сначала Ле-Лоррена, а затем Де-Вельи. В сентябре, для совершенствования навыков, Лосенко был отправлен в Париж.

Лосенко, картина Чудесный улов рыбы

В Париже, Лосенко поступает в мастерскую Рету — одного из эпигонов официального французского искусства. Об этом первом пребывании художника в Париже известно мало. Под наблюдением Рету он работает над «Чудесным уловом рыбы», который в декабре 1762 г. был уже отправлен и получен в Петербурге, а «дома» Академия 19 августа того же года награждает Лосенко «адъюнктом». В последних числах декабря 1762 г., по истечении срока пребывания за границей, худож­ник возвратился в Петербург. Прожив здесь несколько дней, Лосенко отправляется в Москву, к И. И. Шувалову, со своими кар­тинами и ученическими рисунками, которые Шувалов представил Императрице, гостившей в то время в Москве по случаю коронации.

Академия была вполне довольна успехами своего питомца, о чем свидетельствует восторженный отзыв академического ареопага о «Чудесном улове рыбы» и ему было разершено вторично отправиться в Париж, куда Лосенко и уехал 29 июля 1763 года.

В первом рапорте, отправленном из Парижа 21 декабря 1763 г. он пишет: «Я начал обучаться живописи у Г. Виена, которого школа славнее всех в Париже; упражняюсь я в копировании рисунков, рисую с натуры, дважды всякий день, компаную на бумаге, учу французский язык, а ныне я начал еще перспективу и карекатуру. Ноября 25-го числа было Генеральное собрание в Королевской Академии, на котором я получил за рисунок прошлогоднюю медаль».

Еще до второго отъезда художника в Париж в Академии под­нимался вопрос о командировке Лосенко в Рим; было решено, что он пробудет в Париже до мая 1764 г., а затем отправится в Италию, но уже в рапорте от 8 февраля 1764 г. он сообщает: «Я не нахожу себя способным ехать в Рим. Тогo ради покорнейше Императорскую Академию прошу, чтобы я мог равно исполнить год в Париже, прислать мне еще жалования на шесть месяцев по 1 число ноября 1764 года. Я упражняюсь в копировании с рисунков, в рисовании с натуры, в композипии, в карикатуре, в перспективе, в французском языке и анатомии». Академия «в разсуждении прилежности и похвальных успехов» разрешила остаться в Париже до 1 ноября и, кроме того, увеличила пенсию до 600 р.; денежный вопрос всегда беспокоил Лосенко, и прибавка 200 р. обеспечивала несколько месяцев спокойной работы.

Лосенко, картина Жертвоприношение Авраамово1 апреля 1764 г. художник получил от Королевской Академии 2-ю медаль, но, несмотря на это, несколько месяцев спустя ему не удалось попасть в число конкурентов на «Grand Prix»; однако не­удача не ослабила его энергии: в то время как конкуренты были за­няты экзаменами, художник самостоятельно написал картину (должно быть, «Жертвоприношение Авраамово», отправленное 15 сентября 1764 г. в Петербург), «которую по окончании экзамена носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все дали мне хорошую по­хвалу». В конце этого же года Академия разрешила Лосенко пробыть в Париже еще год и прислала ему серебряную медаль; королевская же Академия немногим ранее удостоила его за рисунок первой медалью. Как видно, в поощрениях, медалях у художника не было недостатка.

В конце 1765 г. окончился срок пребывания в Париже, и Ло­сенко отправляется на три года в Рим. Эти три года удалось вы­хлопотать, несмотря на все благоволение Академии и отличные рекомен­дации, полученные из Парижа, только после долгих и настойчивых просьб.

В первом рапорте, посланном из Рима, Лосенко пишет: «Ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку, также и в Академии для прочих классов, а на будущий год начну рисовать из славных картин для експерсий, композиций и драпери». И действительно, в рапорте от 23 марта 1767 г. мы читаем: «Ныне я окончивши мои этюды с антиков, начал рисовать с славных картин для совершенства композиций, експерсии, драпери... по­чему я и сей год не могу ничего из моих работ представить Императорской Академии, но на будущий год начавши писать мои компо­зиции и этюды с натуры, не премину прислать за все три года». В сентябре 1767 г. Лосенко сообщает, что начал рисовать с «картин Рафаиловых», а с марта по декабрь 1768 г. будет упражнятся в копюрах; в этом же рапорте мы находим интересную просьбу: «Императорская Академия знает о том верно, что Реимские бывшие славные профессоры имели пред прочими Академиками преимущество в рисунке, композиции, експерсии и драпери, а в копюрах натуральных копюрам Армонию и клер обскюр весьма были слабы пред протчими, а почитались в этом Венецияны; но как я имею склонность обучаться тому и другому, для чего меня послали, все­покорнейше Академию просить осмеливаюсь дабы мне дозволено было ехать в Венецию и пробыть там для науки то есть с 1 числа будущего марта по 1 декабря 1768 г.». Но, к сожалению, Академия ничего на это не ответила. Художник сдержал свое обещание: в марте 1768 он начал писать «Три академпческие фигуры», две из которых «Каин» и «Авель» — вместе с копией «Правосудия» Рафаэля были отправлены в конце 1768 г. с И. И. Шуваловым, посетившим в это время Рим, в Петербург. Все эти работы художник исполнил самостоятелено, не имея «особливого себе учителя, следуя в том данными ему советами от Г. Виена и других Профессоров Французской Академии».

1     сентября 1768 г. окончился срок заграничной командировки Лосенко, но Академия разрешила ему, для окончания этюдов и в виду наступающей зимы, пробыть в Риме до весны 1769 года.

Лосенко, картина Владимир и Рогнеда

Наконец, в апреле 1769 г. Лосенко покинул Рим и через несколько месяцев пути прибыл в Петербург. Вскоре по приезду, за «Каина», «Авеля» и «Правосудие», художник признается «назначенным». 25-го июня 1770 г., «за композицию представляющую великого князя Российского Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя полоцкого, по побеждении сего князя за противный отказ требованного Владимиром супружества с оною», А. П. Лосенко из «назначенного» произведен в академики, но «собрание видя его пре­восходный талант, согласно рассудило без баллотирования возвратить ему достоинство адьюнкт-профессора с прежним  старшинством какое он в сем званий имел до конфирмования академического устава», а еще через пять дней «по общему собрания согласию произведен из адьюнкт-профессоров в профессоры Антон Павлович Лосенко».

Получив так быстро все академические отличия, художник не должен оставаться в долгу, и сразу он весь уходит в акаде-­мические дела. Главным его занятием в Академии было, конечно, преподавание. «Сему то опытному художнику обязаны все тогда обучавшиеся в Академии не токмо живописи, но даже скульптуре и гравированию. Он во многом образовал их и руководствовал к достижению той отличности, которую некоторые после достойно заслужили.», пишет Акимов в «Северном Вестнике». К своим педагогическим обязанностям Лосенко относился строго и серьезно. Об этом свидетельствует хотя бы «Изьяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии Художеств Профессора Живописи господина Лосенко для пользы юношества упражняющегося в рисовании изданное». Это первое руководство, составленное русским художником, для детального изучения анатомии, необходимого для каждого художника.

Из учеников Лосенко наиболее известны Соколов и Акимов, учитель Шебуева и Егорова. Также Лосенко помог Алексееву найти истинный путь его творчества — путь пейзажной живописи. Как педагог, как наставник юных художников, Лосенко не мог открыть пред ними новых горизонтов, не мог показать им еще неведомые пути, но он был спокойным и мягким учителем, прекрасно передавшим свое техническое умение, свой опыт академпческим питомцам.

Вообще, о последнем петербургском пepиoдe жизни Лосенко известно довольно много, так как, к счастью, сохранилось несколько документов, позволяющих, хотя бы и эскизно, обрисовать духовный облик художника, условия его жизни, общество, среди которого он вращался и с которым он дружил.

Среди приятелей художника был поэт В. И. Майков, одописец Рубан, придворный живописец - реставратор, ин­спектор Эрмитажной галереи Пфанцельд, поэт и переводчик А. А. Нартов. Этот кружок поэтов и эпикурейцев, масонов и актеров — истинных сынов Фелицыных дней, воплотивших в своем творчествe целое огромное течение русской культурной жизни имел большое влияние на творчество.

Екатерина II покровительствовала художнику. «A son retour à St.-Petersbourg, il fut gracieusement reçu de S. M. l’impératrice Cathe­rine H»—сообщает Реймерс. Затем 25 Июня 1773 г. Императрица посетила его мастерскую — это событие занесено с мельчайшими по­дробностями в Академические анналы. Кроме того, Лосенко получал от Государыни заказы.

И Фальконэ, и Реймерс отзываются о Лосенко, как о человеке мягком, даже слабовольном, но любезном и податливым. Этой мягкостью, уступчивостью воспользовались заправилы Академии, и скоро жизнь Лосенко была отравлена постоянными интригами, неприятностями, непосильной работой в Академии.

Но недолго пришлось Лосенко прожить в Петербурге в кругу приятелей, среди постоянных занятий в Академии, еще более усложненных директорскими обязанностями, принятыми на себя Лосенко вместе с Жилле. «1773 года ноября 23 дня пополудни в исход второго часа Императорской Академий Художеств г-н профессор и директор Антон Павлович Лосенко от­ступившею ко внутренним частям водяною болезнью скончался».

Погребение состоялось 26 ноября на кладбище при Благовещенской церкви;  для надписи на памятнике были выгравированы простодушные стихи В. И. Майкова.

 

 

КАРТИНЫ А.П. ЛОСЕНКО

 

Самое известное и когда-то самое чтимое из художественного наследства Лосенко это академические полотна вроде «Ловления рыб» и «Гекторова прощания»; они образуют самый большой, но далеко не самый интересный, зал в музее его творчества, который должен быть осмотрен первым, чтобы прелесть следующих маленьких кабинетов была прочувствована нами более близко и остро.

Академические композиции Лосенко являются прекрасным отражением той бестолочи, что наполнила в 60—70-е годы восемнадцатого века молодое русское академическое искусство и от которой оно долго не могло отделаться. Русский художник на родине, в России, видевший нашу драгоценную иконопись, незамысловатые работы Матвеева, Никитиных, И. Аргунова, Антропова и случайные картины Заморских третьестепенных мастеров, кое чему поучившись в Ака­демии, где преподавание только-только налаживалось, попал в Париж, в Рим, в города, переполненные творениями «великих», в центры преемственной, строгой культуры, в атмосферу умирающего барокко, цветущего рококо и нарождающегося классицизма. Новый, богатый мир раскинулся пышно и многообразно перед растерянным взором юного Лосенко.

Годы учения Лосенко — были годами переходными во французском искусстве того времени. Корабль искусства уже вышел из одной гавани, но еще не вошел в другую — веселые богини, убранные розами и жемчугами, рядились в строгие хитоны, суровые римские воины уже проникли на сладостную Цитеру — приют Louis le bien aimé.

Но Лосенко не примкнул ни к барокко, ни к классицизму — он был слишком русский, слишком серьезен и степенен, чтобы очароваться нарядным маскарадом Тьеполо и Бушэ, слишком твердо помнил заветы грубоватого, но жизненного И. Аргунова, слишком любил Рубенса (Рубенса художник изучил в Париже; отзывы о работах фламандского мастера всегда восторженны —«композиция смела и величественна, колера жаркие и вариаций много в телах»),  чтобы пойти за первыми классиками.

Однако, пожалуй, остров любви был ближе душе художника, чем измышления Расина и Менгса; непосредственному характеру вы­ходца из «Petite Russie» более соответствовала свобода барокко, нежели безжалостные каноны классицизма. Та же «Petite Russie» наложила и своеобразный отпечаток на академические картины мастера; в них нет усталой, тонкой улыбки, искренней неискренности, что сквозит в «Дианах» и «Адонисах» французов; героини и воины, наперсники и наперсницы Лосенко — здоровые, крепкие, простодушные люди, «представляющие» по чьему-то приказанию Рогнед и Гекторов.

Но, конечно, главное в этих полотнах навеяно не Россией, чего было бы странно и требовать, а французским академическим искусством 17-18 веков, с когорым Лосенко хорошо позна­комился во время своего пребывания в Париже, где им были внима­тельно осмотрены многие храмы, королевская Академия, Тюильри, Версаль, Пале-Рояль и Люксембург. Подробнейший журнал парижских впечатлений пестрит именами Лебрена, Жувенэ, Лесюера, Натуара и других. У каждого из них Лосенко находил что-нибудь достойное внимания и даже восторга: или «великое согласие колеров», или «експрессии весьма натуральны», или «свет и тени хорошо располо­жены», или, наконец, «композиция величественна». Интимное же французское искусство 18 века, искусство Ватто, Шардэна и Фраго­нара, не тронуло Лосенко: о Ватто и Фрагонаре он совсем не упоминает, а о Шардэне пишет слдующее: «...колера натуральны и кистью владено натурально».

Лосенко, картина Товия с ангелом

Цикл «высоких полотен» Лосенко открывается небольшим «Товией с ангелом», исполненным еще у Аргунова. Это полотно, и по иастроешю, и по краскам, еще вполне принадлежит барокко, веселому и немного наив­ному. Богаты краски: опаловое, мерцающее небо, влажно-зеленые экзотические пальмы, серебристые аметистовые воды ручья. Вся картина, написанная свободным, романтическим, дерзостным по тем временам мазком, внушает ощущение какой-то жизненности, радости, любования прекрасным диковинным миром (как, например, сочно выпи­саны плещущаяся рыба и острая морда собаки в правом углу картины), и, хотя мы имеем расхолаживающие сведения, что «Товия с ангелом» написана «с немецкого оригинала», нужно признать юношу, создавшего такую чудесную копию, стоящую иного оригинала, одаренным и свежим художником, еще не отравленным «академическими яствами».

В 1762 г., после почти пятнадцатимесячных занятий в мастерской Рету, ординарнейшего и типичнейшего представителя французского официального искусства 18 века, Лосенко создает «Ловление рыб» — произведение, пришедшееся по вкусу современникам; на общем собрании Академии, 28 декабря 1762 г., дан был о нем следующиии отзыв, подписанный Де Ла Моттом, Жиллэ и Кокориновым: «мы обще рассматривали как в рисунке композиции пассии так и колерах в чем во всем находим при­обретенную им честь прилежности через пятнадцатимесячное упражнение и талантов которые подают несравненно большую в нем надежду, если дозволено ему будет еще упражняться в иностранных академиях два или три года справедливо сим засвидтелествовать».

Слеующим было «Жертвоприношение Авраамово» — холодный, парадный ковер в слабых безсильных тонах, написанный с большим мастерством, с большим знанием анатомии; но, ведь, и «самый высокий художник не есть еще творец». Задерживают внимание: ангел в пышной драпировке, удерживающий театральным жестом Авраама, напоминающий гениев и муз, что жеманной толпой наполняют плафоны Эрмитажей и Монплезиров, нарушающий всю классици­стическую структуру композиции, умелая лепка, à la Караваджо, головы и руки Авраама и белокурая прядь волос Исаака, бессильно по­никнувшая, — прелестная деталь, умно подчеркивающая суть события. Эти характерные мелочи — блестки истинного дарования Лосенко, слу­чайно сюда попавшие.

Затем до 1770 г. мы не видим ни одного «высокого шедевра». К этому году относится «Рогнеда, когда Владимир возвращает ей побеиду, одержанную над отцом ея». Слабость этого полотна сознавали даже сами современники: «Тесное расположение фигур и театральное одеяние, им употребленное, мало способствует умному замыслу сего сочинения» — написали тогда в «Северном Встнике». Ни в одной из картин Лосенко нт такой сильной позы театральности, как в этой.

Вслед за окончашем «Владимира с Рогнедой», приобретенного Императрицей, Лосенко начинает, по её же заказу, «Гекторово прощание». Все действие свободно и стройно, хотя несколеко холодно и парадно, развертывается на фонe монументального здания в духе Робера или Тиеполо, под облачным беспокойным небом; приятен колорит, что так редко бывает в исторических картпнах Лосенко — усталые гармонии бледно-зеленого, красного и cepогo. В общем замысле есть какая-то нотка истинного пафоса, истинного размаха. «Прощание», из-за смерти автора, осталось незаконченным и, может быть, благодаря этому оно лишено при­вкуса, столь обычных в академических композициях Лосенко, хо­лода и мертвенности.

К академическим полотнам причисляют еще, обыкновенно, «Каина» и «Авеля»; но их лучше отнести к небольшой группе работ, в которых мастер разрабатывал проблему нагого тела. Трудно найти в русском искусстве художника, который бы с такой любовью, с таким благоговением изучал и рисовал человческое тло.

Странно, как в век, когда весь мир был одет по последней моде в робы и пудренные парики, мог появиться мастер, истинно влюбленный в живое, дeвственное, откровенное тело, в теп­лую игру мускулов, в мягкие отблески кожи, в румянец щек, во влажный блеск глаз. Может быть, тут сказалось влияние И. Аргу­нова, в лучших портретах которого сквозит то же желание проникать в тайны телесности. Надо отдать должное Лосенко — живое человеческое тело он писал живо, сильно и выразительно.

Лосенко, картина Св. Андрей ПервозванныйГораздо скромнее, сдержаннее написан «Св. Апостол Андрей Первозванный», близкий по общей структуре композиции к аналогичной картине Доменикино, поступившей в Эрмитаж по завещанию гр. П. С. Строганова. В ясном ритме всего полотна, в темноватых тонах Лосенко удалось передать что-то дйствительно святое, чистое и благостное.

Человеческое тело изучал Лосенко и в своих рисунках, которые когда-то завоевали ему такую славу. Пocлe его смерти их осталось, судя по описям,  более 200 штук самого разнообразная содержания — мифологические сцены, пейзажи, религиозные композиции и «академии». Но, увы, рисунки выдавались на руки ученикам «для упражнения», приходили в ветхость и, с течением времени, вся эта огромная коллекция, среди которой наверно было не мало драгоценностей, сошла «на нет». И теперь нам извстны только шесть оригинальных рисунков: «Этюд с натурщика», «Скорбящим Помощница», подготовительный этюд к «Авелю», «Человек со связанными руками», «мужская фигура на кресте и «Памятник Петру Великому. Некоторые рисунки, как, напримр, с головы Петра Великого, вылепленной М. Калло для Фальконэтова Всадника, с античной скульптуры итальянских мастеров, известны нам по гравюрам Л. Анрикэ, В. Гураховского, В. Осипова, Пермякова, Платовкина, Скородумова, Ухтомского, Чуксина, Шотена, Споягинского, Пищалкина и Плахова.

Лосенко, рисунок "Скорбящим помощница"

Современники очень высоко оценивали рисунок Лосенко: Реймерс называет его «excellent dessinateur», а Фальконэ в «Замчаниях на статую Марка Аврелия» рекомендует его, как прекрасного рисо­вальщика.

Действительно, виртуозный рисунок Лосенко может вызвать изумление и восхищение. Рисунок Лосенко гениалено точный и проникновенный, академический, в лучшем значений этого слова, рисунок художника, много работавшего, много копировавшего старых мастеров и особенно «антиков». Только два рисунка — подготовительный этюд к «Авелю» и «Человек со связанными руками» — вносят диссонанс в эту характеристику. Их мягко вычерченные контуры, такие далекие от четких контуров, твердых линий, типичных для Лосенко, нежная дымка красок, пепельных и розоватых, тихо очаровывают ласковой магией, пол­нящей эти небольшие листы — истинные шедевры среди рисунков русских мастеров.

По отличным рисункам Лосенко учились будущие акаде­мики — здесь надо искать начало правильного, серьезного рисунка, которым блещут даже слабейшие академики 18 и первой половины 19 веков.

Лосенко, портрет Сумарокова

Постоянное изучение человеческого тела, многолетние анатомические навыки многое открыли художнику в области портрета. Лосенковские портреты не затерялись в великом море портретов 18 века, но до сих пор еще не утратили того трепета, что вложил в них художник, до сих пор привлекают и волнуют. Первые из дошедших до нас портретов Лосенко — «Сумароков» (1760 г. и «Волков» (1763 г — отмечены печатью слишком прилежного изучения творений гр. Ротари. Мягкие линии лица, текучесть и округлость форм, спокойный колорит заставляют вспомнить простодушную грацию и любезность итальянского художника. Это в большей степени чувствуется в портрете Сумарокова, в котором художник даже на свою модель взглянул чисто по «Ротариевски». «Парящий пламенный и нежный сей творец» превратился на портрете в добродушного, ласково улыбающегося господина, одетого в пышный голубой плащ.

Лосенко, портрет Волкова«Волков» по сумрачной гамме грязно-зеленых, красноватых и черных тонов, по лицу, полному какого-то горения, прикрытого маской легкого, чисто актерского высокомерия — боле романтичен. В этом портрете есть некий шарм, что-то такое, что заставляет вспомнить близко и остро русский театр 18 века, живой и жизнен­ный, то истинно пышный, то мишурный, но всегда увлекающий театр «Le désespoir d’Armide» и «Le Faune enchaîné», театр «высоких тра­гедий», веселых комедий и «пастушечьих драм. Может быте, этому причина имя Волкова, так много говорящее любителю театрального художества, или меч, маска и плащ — магические символы старинного театра, или то таинственное и очаровывающее, что вкладывает каждый истинный художник в свою работу, и что, как старое вино, пьянит чем старее, тем сильней.

Портрет третьего доброго гения русского театра, Шумского, написан уже вполне свободно: в янтарном, сдержанном, но богатом колорите, в лице,  чувствуется что-то свое, переработанное и передуманное. Этот портрет представляет Лосенко, как вполне самостоятельного мастера.

В портретах Лосенко нет близкого интимного проникновения в душу модели, чем так сильны портреты Боровиковского и Левицкого. Лосенко, как портретист, близок из современников к Рокотову, а из предков к Бронзино — к очень умным и очень внимательным художникам, которым излишняя холодность и из­вестная преграда, всегда отделявшая пх от модели, не мешали созда­вать полотна, пленяющие до сих пор строгой, немного суровой кра­сотой и твердым мастерством.

Единственный женский (пастельный) портрет Лосенко — Нат. Вас. Хлюстиной, который по датам семейной хро­ники должен быть отнесен к 1770-м годам, проявляет творческую инди­видуальность художника с совершенно неожиданной стороны; всегда земной и не особенно чуткий Лосенко, оказывается, мог быть пышным и легким, нежным и томным — истинным сыном 18 века. Весь портрет полон тайной, запретной жизни. Странная девушка с тусклыми глазами колдует тонкими призрачными чарами, вечно-юными чарами восемнадцатого века. Сколько радости дает живописная прелесть этой пастели. Пудреные волосы г-жи Хлюстиной отлично гармонируют с розовым венком, с голубыми рюшами корсажа. Краски, положенные свободно и просто, напоминают бледные тона осенних роз, тронутых морозом.

На этом завершаем наше повествование. Заканчивая этот очерк, хочется сказать, что Антон Павлович Лосенко, знаменитейший из всех «старых» русских живописцев, по праву считается одним из основателей Российской школы, получившей от него самобытную особенность, которую составляет соединение в одно целое достоинств всех лучших европейских школ.

artefakt.in.ua

Антон Павлович Лосенко - Биография художника, известные произведения, выставки

Русский живописец, портретист XVIII века. Основоположник русской исторической живописи.

Родился в городе Глухове возле Чернигова. В семилетнем возрасте был привезён в Санкт-Петербург в придворный хор. С 1753 учился живописи у Ивана Петровича Аргунова, с 1759 в Петербургской академии художеств. Продолжил учёбу в Париже и Риме.

А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 г., как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Зачисленный воспитанником в АХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 г. его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства.

Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человечной трактовкой образа Христа. В 1766−69 гг. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

В 1769 г. Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался». Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, — в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 г.), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 г.). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека…», ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти высокие идеалы классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой — Гектор, в образах всех остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна. К тому же она невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые были чужды художнику. Недаром скульптор Э. М. Фалько-не, заступаясь за него, писал Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков… Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…» Императрица обещала перевести Лосенко из

АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

artchive.ru

Мастер исторической картины. Антон Лосенко

В ряду русских живописцев XVIII века, Антон Павлович Лосенко известен как основатель исторического жанра, более того, до него почти не существовало картин на темы отечественной истории. Ломоносов одним из первых разрабатывает список сюжетов из национальной русской истории. «Первая должность упражняющихся в сих хитростях (в искусстве) – изображати Историю своего отечества и лица великих в оном людей, монархов, победителей и прочих» - говорил на открытии Академии художеств в 1757 году поэт и драматург Сумароков. Одним из первых значительных произведений в русской исторической живописи становится картина Лосенко «Владимир и Рогнеда». Антон Лосенко родился в семье казака, в городе Глухове на Украине, в 1737 году. Глухов – древний город, резиденция гетманов и Малороссийской коллегии – славен старинной крепостью, храмами, «преузорчатыми» палатами, торговыми рядами. Места красивейшие. Если верить путешественникам, то Глухов вполне мог бы тягаться с Киевом и превзойти его красотой архитектуры. В 1738 году в Глухове была открыта певческая школа, в которой готовили певчих для придворной капеллы и малороссийских хоров. Здесь начинались годы ученичества мальчика с серебряным голосом, Антона Лосенко. Судьба сложилась так, что он рано осиротел. Отец, Павел Яковлевич, занявшись торговлей, взялся снабжать русскую армию «красным товаром», но в 1744 году обанкротился, спился и умер. Это всё, что известно об отце будущего художника. Семилетний Антон, брошенный на произвол судьбы родственниками, выжил, благодаря голосу и прекрасному слуху. Устроенный в местную певческую школу, он скоро был увезён в столичную придворную капеллу. Так и оказался в Петербурге невысокий, темноволосый, смуглый, болезненный мальчик, но Судьба через несколько лет, приготовила новый сюрприз для юного сироты. Достигнув шестнадцатилетнего возраста, когда ломается голос, юноша его потерял. Однако новая страсть завладела душой впечатлительного, талантливого подростка. Вероятно, несколько лет уже он занимался живописью, очарованный красотой величественной архитектуры Петербурга и творениями художников. И снова ему повезло. Трёх певчих, спавших с голоса – Антона Лосенко, Ивана Саблукова и Кирилла Головачевского отдали в ученье живописи крепостному графа Шереметева Ивану Петровичу Аргунову. Все трое впоследствии стали академиками и преподавателями Академии художеств.

Значение петербургской Академии художеств в истории русского искусства чрезвычайно велико. Она была основана в 1757 году усилиями Ивана Ивановича Шувалова, просвещённого вельможи, фаворита Елизаветы Петровны. В шуваловской Академии преподавали в основном французские профессора. Первыми учениками стали молодые воспитанники Аргунова, а также дети солдат и крестьян. Антон Лосенко, пробыв в Академии всего два года, был отправлен для продолжения учебы в Париж. Там он поступил, по рекомендации, в мастерскую живописца Жоржа Рету, в творчестве которого, переплетались академические принципы с рококо. Усердный и добросовестный, Лосенко усваивает парижскую науку, занимаясь с утра до вечера. Два раза в день рисует с натуры, промежутки заполнены сочинением эскизов и писанием по ним картин на историческую тему. Так рождается крупное полотно «Чудесный улов рыбы». В основе картины лежит евангельский сюжет, исполненный в виде галантной сцены, с участием модной парижанки, расположившейся у ног Христа. Работа молодого художника вполне соответствует уровню французской академической живописи 18 века. 

А. Лосенко. Чудесный улов рыбы

Учитель остался доволен учеником. Лосенко подарил Рету 120 рублей и отправился в Петербург в собственной коляске. Первоначально в Академии был создан один живописный класс, но вскоре количество их увеличилось, произошла четкая специализация классов: живописный, исторический, батальный, домашних упражнений, птиц и зверей, плодов и цветов, пейзажей и другие.  Лосенко начал преподавать в натурном классе. Преподавание основывалось, разумеется, на принципах классицизма. Ученикам внушалось представление о необходимости опираться на опыт прошлого, о ценности традиций, прежде всего античных. Считалось, что искусство должно стремиться к идеалу, которому окружающая жизнь, увы, почти не соответствует. Однако художник должен иметь в виду, что и в жизни заложены идеальные закономерности. Хороший художник должен уметь выявлять их и на холсте изображать натуру исправленной, какой она должна быть. При таких принципах не удивительно, что на первое место в живописи ставился исторический жанр, к которому относились также библейские, мифологические, легендарные сюжеты. Расцветший талант Антона Лосенко  пришёлся, как раз кстати. Однако вскоре Лосенко вновь отправляется в Париж, на этот раз в мастерскую знаменитого Жозефа Мари Вьена, чьё творчество уже почти свободно от рокайльных настроений. Учеником Вьена был также Жак Луи Давид, будущий великий французский художник, создатель аскетичного и героического искусства. Лосенко внимательно изучает парижские музеи, частные собрания, тщательно фиксируя наблюдения в своём журнале. «Венера хороших лядвей, скульптор Фальконетт. Ангел зовёт Иосифа итить во Египет, Тициена. Живопись колеров, експрессии вестма натуральны. Деревенский старик читает Библию детям Креза. Устрицы и вино на столе весьма натуральны, Шардиня». В это время он пишет «Андрея Первозванного» - этюд полуобнаженного старца. Натурально показана обвисшая морщинистая кожа, болезненная старческая худоба, узловатые пальцы, седые волосы и слезящиеся глаза. Всё это говорит о тщательном наблюдении натуры. На сюжет указывают только молитвенный взгляд, обращенный к небу и слабосветящийся нимб. 

А. Лосенко. Андрей Первозванный

Итогом второй поездки становится картина «Жертвоприношение Авраама». Авраам, следуя воле божьей, приносит в жертву сына Исаака, но рука ангела останавливает занесенный кинжал. Это всё ещё барочная сцена с дымовыми эффектами и ангелом, который является на облаке, подобно тому, как из театральной машины возникает на театральных подмостках божество.
А. Лосенко. Жертвоприношение Авраама

Позже, когда Лосенко усвоит язык классического театра – говорящий жест, единство времени, места и действия, он создаст более строгую классическую композицию на античный сюжет «Зевс и Фетида», на сюжет из «Илиады» Гомера. Морская богиня Фетида, мать Ахиллеса, родившая его от смертного человека царя Пелея, просит Зевса спасти её сына, отвратить его от дальнейшего участия в Троянской войне. В соответствии с сюжетом герои картины идеальны, созданы по образцу античной скульптуры. 

А. Лосенко. Зевс и Фетида

Вернувшись опять в Петербург, Лосенко получает в Академии должность адъюнкт-профессора, то есть, ассистента. Но и второй период преподавательской деятельности Лосенко непродолжителен. Художник отправляется для совершенствования мастерства, на в Италию. Он приезжает в Рим, где работает самостоятельно: копирует Рафаэля, пишет натурщиков, изучает искусство итальянского Возрождения. Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении, картины «Каин» и «Авель». В последствии они долгие годы служили образцами для копирования и подражания а Академии художеств. Собственно, это однофигурные этюды обнаженной модели. Названия им были даны уже в 19 столетии. На них изображены мощные, крепко сложенные молодые итальянские натурщики. Пластика фигур выполнена по торсу Аполлона Бельведерского. Золотистая поверхность тела красиво сочетается с глубоким красным цветом драпировки, что говорит о колористическом даре Лосенко. Серебристо-серый тон подчеркивает тёплый цвет тела. 

А. Лосенко. Авель

После представления этих картин, Лосенко вскоре становится профессором, руководителем класса исторической живописи, а потом и директором Академии художеств. Теперь уместно немного рассказать о педагогической деятельности Лосенко. Учение в Академии начиналось с копирования «оригиналов» - специально подготовленных образцов рисунка и живописи. Лосенко лично создаёт более полусотни таких оригиналов, которые почти столетие использовались в академической школе, вплоть до середины 19 века. От «оригиналов» переходили к «антикам» - рисованию с античной скульптуры. Потом уже рисовали и писали живых натурщиков, в число которых принимались только хорошо сложенные мужчины, зачисленные служащими академии даже имевшие в академическом здании квартиры. После этого принимались за эскизы композиций на исторические сюжеты и по ним создавали законченные картины. Преподавание в натурном классе велось двумя дежурными профессорами. Один правил работы учащихся, другой  вместе с ними выполнял задание, показывая, что и как писать, личным примером. Лосенко часто работал вместе с учениками, о чем свидетельствуют учебные работы, созданные им в период позднего творчества. К восемнадцати годам студент уже мог работать самостоятельно. Наилучшие ученики отправлялись в пенсионерскую поездку, на государственном пенсионе, в Европу – Францию, и потом Италию. Расцвет русского классицизма второй половины 18 – начала 19 века стал возможным, благодаря системе академического образования, отрегулированной И.И. Бецким. Состав преподавателей постепенно изменялся, уступая место отечественным профессорам, таким, как Антон Павлович Лосенко.  Им было написано учебное пособие «Краткое изъяснение пропорции человека» - введение в пластическую анатомию. Также рьяно он выполнял директорские обязанности, отнимавшие у его творчества драгоценное, время. Столь напряженная работа не могла не отразиться пагубно на его здоровье. Хрупкий и душевно ранимый, Лосенко с трудом противостоял житейским бурям и трудам. Оттого-то он рано сломался и угас на тридцать седьмом году жизни, в блеске славы. В последние три года своей жизни, работая профессором и директором, он написал самые значительные свои картины. «Владимир и Рогнеда» 1770 год. Нарядные дамы и кавалеры, гуляя по залам выставки, открытой в Академии художеств, подолгу задерживались перед картиной «Владимир и Рогнеда».  Дамы вздыхали и подносили к глазам платочки. Кавалеры отыскивали глазами скромную фигуру Антона Павловича Лосенко и спешили выразить восхищение его новой работой. Но пока никто не догадывался, что попал на своеобразный день рождения отечественной исторической картины. Никто не предполагал, что художественные особенности полотна, на котором запечатлена трогательная сцена их далёкого 10 века, являются концентрацией поисков и находок целого поколения художников. Зато все знали, что императрица Екатерина II, всемилостивейшее посетив выставку, изволила удостоить похвалы г. Лосенко, «поощряя его монаршим своим изустным изъяснением к лучшим успехам». Кто бы осмелился после этого пропустить выставку или не похвалить картину? Впрочем, все передовые знатоки искусства эпохи думали одинаково: перед ними выдающееся произведение, написанное зрелым мастером. Лосенко отличался художнической восприимчивостью, чуткостью к важнейшим нравственным проблем своего времени. Именно это помогло ему встать в один ряд с лучшими мыслящими людьми и отчетливо проявилось в содержании картины, принципиально новом по отношению к предыдущим полотнам на историческую тему. Сюжет картины был утверждён советом профессоров Академии художеств. « Владимир, утвердясь на Новгородском владении, посылает к полоцкому князю Рогвольду, чтобы ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный, Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Рогвольда с двумя сынами лишив жизни, с высокомысленною Рогнедою неволею сочетался». Лосенко показал «первое Владимирово свидание с Рогнедою, в котором Владимир представлен победителем, а гордая Рогнеда пленницею».

А. Лосенко. Владимир и Рогнеда

И сюжет, и композиция, и типы героев - серьёзный повод для раздумья. Летописи сообщают, что Владимир, «креститель Руси», старший сын Святослава и внук Ольги, на свет появился вне закона. Суровому воину Святославу ещё в юности, до женитьбы, приглянулась служанка матери, ключница Малуша – простая «роба». Владимир с детства носил прозвище «робичича», однако не был позабыт-позаброшен. По уму, талантам и красоте он далеко превосходил законных сыновей Святослава – Ярополка и Олега. Отец и бабка души в нём не чаяли, но передать киевский престол незаконному отпрыску не могли, и посадили на новгородское княжение. Уже после гибели отца Владимир решает жениться и посылает сватов к Рогнеде. В ответ слышит заносчивый ответ: «Не хочу разути сына рабыни, но Ярополка хочу». Представьте гнев обиженного красавца. Конечно, «взыграло ретивое»! Другого способа разрешения конфликтов, кроме войны, предки наши не знали. Осада Полоцка и насильственная женитьба на негоднице и задаваке – в те времена обычное дело. Но нравы меняются, на дворе просвещенный 18 век, и Владимир должен был показаться современникам Лосенко варваром, жестоким чудовищем, сластолюбцем. Зато художник рассуждает именно как человек гуманный и чуждый произволу, владевшему сердцем якобы сластолюбивого князя. Он ищет в поступках князя Владимира причины, которые бы если не оправдали, то заставили отнестись к нему с сочувствием. «Владимир на Рогнеде женился против воли её, - рассуждал художник, - когда же он на ней женился, то должно, что б он её и любил. Почему я его и представил так, как любовника, который, видя свою невесту обесчещену и лишившуюся всего, должен был её ласкать и извиняться перед нею, а не так, как другие заключают, что он её сам обесчестил и после на ней женился, что мне кажется очень ненатурально, а ежели же и то было, то моя картина представляет как только самое первое свидание». Художник испытывал неподдельный интерес к переживаниям своего героя. Князь Владимир, креститель Руси, изображался в древнерусском искусстве в образе святого. В трактовке Лосенко он стал человеком, поступки которого должны быть объяснены, исходя из законов человеческого сердца. Никто из предшественников Лосенко, работавших над историко-батальными композициями, не ставил перед собой подобные психологические задачи. Кроме этого, существует особый, «лосенковский» подход к исторической теме – стремление автора картины облагородить, приподнять над миром низких страстей, обелить образ Владимира. На полотне молодой князь занимает центральное место. Остальные действующие лица, даже Рогнеда, расположены так, как будто обрамляют его фигуру – два его воина и две служанки Рогнеды. Полоцкая княжна, бледная, заплаканная, пребывает в состоянии полуобморока. Она тоже, согласно сюжету картины, является её героиней, но пассивной, второго плана, уступая князю ведущую роль. Служанки – лагерь Рогнеды – застыли в слезах. Старший воин, надо полагать, это родной дядя по матери Владимира и его вуй, то есть воспитатель, сохраняет спокойствие. Более молодой воин смотрит живыми любопытными глазами на то, как его князь изливает свои чувства перед девой. Эмоциональность Владимира и горе Рогнеды поддержаны цветом. Князь разгорелся от волнения. Княжна смертельно бледна. Рядом с румяным лицом Владимира, лицо девы – бело-серое, совсем безжизненное. Также контрастны в цвете их руки. И цвет одежд. Красное и оранжевое, горячее по тону, преобладает в костюме Владимира. На нём ярко-красный плащ, отделанный мехом горностая. Его одеяние под плащом - из золотисто-оранжевой парчи, шитой зелёными узорами. От сочетания с нежно-зелёным золотистое становится более тёплым. Те же цвета в одеянии Рогнеды выглядят мёртвыми. Плащ княжны, почти такой же, как и у Владимира, но холодного оттенка, оторочен соболиным мехом. Зелёный цвет – камни на её поясе и кокошнике – какого-то скорбного тона. Яркие тона, встречающиеся в костюмах воинов и служанок, также гаснут на фоне одежд Владимира. Герои Лосенко наряжены не в некое подобие греко-римских одежд, которые бытовали в картинах других исторических живописцев и его самого в предшествующих работах. Однако в своём стремлении найти национальный костюм он столкнулся с почти непреодолимыми трудностями – с отсутствием исторических материалов. Он мог опираться только на разрозненные и случайные сведения, да на театральный реквизит. Последний вообще был довольно фантастическим, однако как раз он-то и послужил источником для головного убора князя: невероятной смеси из короны с зубцами, шапки, отороченной горностаем и страусовых перьев. Правда, платье Рогнеды, сапоги и длинная рубаха Владимира, особенно рукава и шитый драгоценными камнями ворот, напоминают древние русские одеяния. Одежды одной из служанок и воинов близки к простонародному костюму. Всё же, несмотря на антиисторичнось костюмов, художник сделал всё, что мог. Подводя итог своей работе, он пишет: «Что же касается одеяния и обычаев тогдашних, то по темности Российской истории, я не мог сделать лучше». И далее: «Ежели бы я мог достать всему тому натуру, что надлежит сделать в моей картине, то я бы… предпочел натуральное идеальному». Подлинным узлом, который будто стягивает всех участников в единое целое, стал великолепно найденный центр композиции. Здесь встретились руки Владимира и Рогнеды. Сильная и нежная рука князя поддерживает бледную, с взметнувшимися в отчаянии пальцами, руку княжны. Правая рука Владимира слово вторит горестному движению рук девы и молит о прощении. Такой своеобразный разговор рук, во многом определяющий содержание, которое художник хотел вложить в картину. Оно раскрывается преимущественно через образ Владимира, а значит, его нежность, мольба о прощении, человечность, как это ни странно с точки зрения его поступка, главенствует в картине. Вероятно, зрителям следующего и века, да и нашего, приученных к большей сдержанности, проявление чувств князя Владимира и княжны Рогнеды казалось и кажется слишком сентиментальным и театральным. Действительно, Лосенко привлекал современный ему театр, с его вычурными позами и монологами. В качестве натурщика, позировавшего для Владимира, он пригласил знаменитого актёра Ивана Дмитревского. Герои на полотне располагаются, будто на авансцене. Вне сомнения, картина Лосенко связана с традициями ещё не изжитого в середине 18 столетия стиля барокко, с присущими ему патетикой и драматизмом. Однако в ней уже чувствуется стремление к классической ясности, уравновешенности и рационалистичности. Действие происходит на узком пространстве первого плана. Дальше глухая стена с античными пилястрами образует фон. Всё это от классицизма, нового художественного стиля, который в 70-е годы 18 века завоёвывает Европу. В России первым, кто способствовал его проникновению в живопись, был Антон Павлович Лосенко. За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика. Ему было тридцать три года. Спустя пять дней на общем собрании в Академии он был произведён в профессоры. Человек добросовестный, даже можно сказать, до щепетильности честный, он кладёт все силы на алтарь образование юношества. Добавим сюда ещё административные дела Академии, недостаток средств для строительства нового здания по проекту Ж-Б Деламота и А.Ф. Кокоринова, того самого, которым мы сейчас любуемся в Петербурге, бесконечные хлопоты, интриги, казнокрадство. Президент Академии И.И. Бецкой переваливает столь щепетливые дела на плечи молодого «профессора Лосенкова» и адьюнкт-ректора Жилле.   Посему собственные творческие планы художника реализуются медленно. Да ещё и сама императрица даёт ему заказ на картины, исполнять которые у него катастрофически не хватает времени. В это тяжёлое время за безответного Лосенко вступается другой замечательный мастер, автор «Медного всадника» Э.-М. Фальконе, используя свои деловые связи с императрицей. «…Уже давно я страдаю, не зная к кому обратиться, - пишет он Екатерине, - я, впрочем, говорил, но безрезультатно. Речь идёт о Лосенкове, искусном, честном и несчастном. (…) Вы думаете, что он пишет Ваши картины. О, совсем нет! Оглушенный, измученный, огорченный, обременённый тьмою академических мелочей, ни в одной Академии мира не касающихся профессора, Лосенко не может коснуться кисти. Его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому нечувствительны, им жертвуют».  Фальконе обращался к императрице с просьбой «крепко» поговорить с Бецким, но разве могла она огорчить своего старого любимца? Конечно, она обещала поговорить с Бецким и забрать Лосненко в свой обожаемый Эрмитаж, где бы он мог заниматься делами картинной галереи. Однако дело не двинулось с мертвой точки. И всё же, в последний год своей жизни, художник вернулся к творчеству. Результатом его труда стала так и неоконченная картина, навеянная «Илиадой» Гомера. «Прощание Гектора с Андромахой» Величественное полотно, задуманное художником, воспевает служение Отчизне. Оно было создано по заказу императрицы, но идея, которая, несомненно, давала силы самому художнику, поддерживала его дух и давала новые силы для преодоления невзгод. Троянский царевич Гектор, уходя на бой с непобедимым Ахиллесом, прощается с женой и сыном. Он предчувствует свою гибель под стенами родного города, но не склоняется перед роком. Жена молит его остаться, но Гектор говорит в ответ: … научился быть я бесстрашным, Храбро всегда, меж троянами первыми, биться на битвах, Доброй славы отцу и себе самому добывая. Гектор хочет обнять сына, но младенец Астианакс пугается грозного косматого отцовского гребня над шлемом. Тогда герой отдаёт шлем мальчику-оруженосцу и, приласкав сына, взывает к богам: Зевс и бессмертные боги! О, сотворите, да будет Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан; Также и силою крепок и в Трое да царствует мощно. Пусть о нём некогда скажут, из боя идущего видя: Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!
А. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой Воззвание Гектора к богам и страстную мольбу его о том, чтобы сын стал продолжателем его дела и сделался «знаменит среди граждан», Лосенко избирает сюжетом для своей картины. Возможно императрица хотела подарить это полотно в назидание сыну Павлу, будущему императору. Но Лосенко расширяет сюжет, наполнив его идеями общественного долга, гражданственности и патриотизма, следуя клятве Гектора: «чашу свободы поставить в обителях наших свободных, после изгнанья из Трои ахеян меднодоспешных». Композиция картины строга. Она развернута в виде фриза, выверена и уравновешена. Архитектура города – гигантские башни и колоннада - на заднем плане замыкают пространство. Гектор – в центре композиции. Его выделяет ярко-красный плащ. Андромаха устремляется к мужу с младенцем на руках. Она охвачена горем и дурным предчувствием. Остальные персонажи на первом плане обращаются к супружеской паре взволнованными жестами и взорами. Плачет служанка, вероятно, кормилица. Соратники Гектора клянутся защищать его жену и ребёнка до последней капли крови. Пылают восхищением глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. Мальчик-паж, которому Гектор поручил свой шлем, завороженно рассматривает золотой щит. Это щит самого Ахиллеса, который, как и доспехи, Гектор добыл в предыдущем бою, сняв с убитого им Патрокла. Когда троянское войско подступило к ахейским кораблям, и Гектор поджег один из них, Ахиллес разрешил своему лучшему другу Патроклу, облачившись в его доспехи, вступить в бой и отогнать троянцев. Теперь, когда Патрокл погиб от руки Гектора, настало время для решающего поединка. Словно предчувствуя гибель своего командира, грустно смотрит на Гектора чернобородый воин с копьём. Все герои кажутся сошедшими с античных рельефов. Лосенко решительно опроверг критику ценителей изящного, с презрением утверждавших, что на картинах русских живописцев античные воины напоминают простых мужиков, переодетых в древнегреческие хитоны и хламиды. Но разве не были эти воины, защищающие родной город, землепашцами? Разве не обладали природным достоинством и высокой душой простые крестьяне? В этом гражданская позиция художника созвучна гражданственным исканиям прогрессивных писателей 18 века, автора трагедий Сумарокова и других? Колорит картины выдержан в классическом стиле. Гамма красок строга и лаконична. Гармония строится на контрасте красных, коричневых, серебристо-желтых и серых тонов. Огромное полотно, написанное с воодушевлением, но так и не дождавшееся последнего мазка блестящего мастера-новатора, завершило жизненный путь Антона Лосенко. Оно стояло в мастерской, когда художник умирал от «водяной болезни». Лосенко не стало 23 ноября 1773 года. Похоронили художника на Смоленском кладбище, при Благовещенской церкви. После него остались ученики, потрясенные своей потерей, но с успехом продолжившие путь учителя, заложившего основание русской школы исторической живописи.

biblioiskusstwo.blogspot.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта