Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла смерть? Лопухина картина


История одной картины. Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) начинал свое творчество как иконописец. Екатерина II, путешествующая в 1787 году по Украине, где родился и жил художник, увидела его работы и пригласила в Петербург, где Боровиковский впоследствии и учился у Лампи и Левицкого…

Боровиковский создал множество прекрасных работ, но портрет Марии Лопухиной занимает особое место в его творчестве.

боровиковский, художник, картина, история искусства, занимательные истории, мария сотник

Портрет был написан художником в 1797 году. Боровиковскому уже 40 лет, его модели – только 18. По-видимому, он был очарован юной Марией, а может быть и немного влюблен – ведь без любви такой шедевр создать невозможно.

Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, дочь генерала И.А.Толстого и родная сестра знаменитого русского авантюриста Федора Толстого-американца. В юном возрасте она вышла замуж за егермейстера С. А. Лопухина, но недолго блистала в свете. В 1803 году, через пять лет после написания портрета, она умерла  от  чахотки.

Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье.

Портрет долгое время находился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого и ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, супруги московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел  Павел Михайлович Третьяков. Так картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадочек-то остался!

www.livemaster.ru

газета Завтра: Блог: Портрет Марии Лопухиной

Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье — тень любви, и мысли — тень печали,Но красоту её Боровиковский спас.Так часть души её от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать,Уча его любить, страдать, прощать, молчать»(Портрет Марии Лопухиной — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_...копия(14.05.2017)) .

 

А Николай Заболоцкий,  любуясь Лопухиной, написал следующее:«Любите живопись, поэты,Лишь ей, единственной , дано,Души изменчивой приметы Переносить на полотно»

(Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

artrg.com/wdr/201601/opisanie-...копия(14.05.2017)).

 

Современная поэтесса Соловьёва посвятила полотну длинное стихотворение, в котором подметила одну интересную его особенность – голубой наряд Марии как бы перекликается с цветом небес.

 

Кем она была, эта милая, очаровательная девушка? В какую пору своей жизни была нарисована? «На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого (знаменитого своими дуэлями  - Н.Д.), жена егермейстераС. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина. Скончалась от чахотки» (Портрет Марии Лопухиной — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_...копия(14.05.2017)). 

Всего несколько строчек написаны о ней в Википедии. В то время как она «была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой» (Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания, fb.ru/article/161740/vladimir-...копия(14.05.2017)). Красавица имела очень несчастную судьбу. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге. Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года (по другим сведениям  - спустя 5 лет) после свадьбы умерла.

Поговаривали, что девушки, посмотревшие на портрет, умирали. Этому способствовала не только несчастная судьба Лопухиной,  но и то, что отец Марии был известен, как мистик и масон, впрочем,  и сам художник тоже был масоном.

При Советской власти настенные календари с этой работой Боровиковского продавались огромными тиражами. И это полностью доказывает, что картина не была опасной.

Заказ на картину Боровиковский получил от мужа Марии Лопухиной. Его портрет  должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю её нежность и чистоту, печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии. Как будто о ней сказал художник М.М.Герасимов: «Есть лица, которые можно читать как повести…» (Портрет М.И.Лопухиной | Русская живопись

artlibrary.ru/picture/2546копия (14.05.2017)).

Рассмотрим особенности живописного полотна Боровиковского.

«Портрет чарует нас гармонией линий и форм. Все элементы картины взаимосвязаны. Каждая деталь подчинена одному замыслу — оттенить красоту модели. Цветовая гамма, выбранная художником, следующая: розовато-лиловый, бледно-голубой, нежно-зеленый цвета. Это придает картине особенную прелесть» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

sochinenietut.ru/сочинения/...копия(14.05.2017)).

«Обращают на себя внимание выразительность объемов и пластика изображенных форм. Точность в передаче индивидуальных черт девушки — все это написано необычайно легко. Продолговатые глаза Марии зеленоватого оттенка, нежные, тонкие черты лица сделали портрет эталоном женщины эпохи сентиментализма (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

sochinenietut.ru/сочинения/...копия(14.05.2017)*).

«Молодая женщина на картине откровенно счастлива – она молода, здорова, любима и любит. Счастье любую женщину делает невероятно красивой. Правильнее было бы сказать – она знает о своей красоте. И эта уверенность — спокойная, сильная и нежная одновременно. Вот это внутреннее состояние и превращает каждую женщину в красавицу, от которой «взгляд не отвести». Боровиковский уловил это тонкое внутреннее счастливое «я» и смог его показать нам» (ХУДОЖНИК БОРОВИКОВСКИЙ. Биография и картины Владимира Лукича  bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy...копия(14.05.2017)).

Я очень ценю, когда на живописном полотне можно увидеть настоящий бархат, настоящий капрон или медную посуду, поэтому один из моих любимых современных художников – это Александр Шилов. На портрете же Лопухиной живописцу также удалось передать фактуру материала. Надо было показать её богатство и знатность. И мы увидели настоящий золотой браслет и волны атласной ткани.

«В. Боровиковский виртуозно владел кистью» (Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

artrg.com/wdr/201601/opisanie-...копия(14.05.2017)).

«Белильными мазочками чеканит бриллиантовые россыпи и жемчуг украшений, легкими ударами пишет мех, протяженными мазками – струящиеся ткани.Когда дело доходит до моделировки лица, Боровиковскийиногда втирает краски в холст пальцем, лепит формы словно скульптор» (Произведения В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. — Ответы Ma...  otvet.mail.ru/question/18859050318.03.16копия(14.05.2017)).

В портрете Марии Ивановны проявилась творческая индивидуальность автора.

Тени и полутени играют здесь важную роль. «Самое светлое место на полотне — это лицо девушки. Ее платье, руки, шея своей белизной перекликаются со светлыми тонами неба. Пушистые волосы и лиловатая шаль сочетаются с приглушенными оттенками зелени, которая обрамляет фигуру девушки. Все вместе — золото волос и цвет лица — создают свечение полотна. Это находка Боровиковского. Тело человека, как на иконе, излучает свет и истинную красоту» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...  sochinenietut.ru/сочинения/...копия(14.05.2017)).

В Интернете есть презентация, посвящённая картине. И в ней выделяют 5 особенностей этого произведения. Это: музыкальность линий, загадочная полуулыбка героини, свет ниоткуда, дымчатость, скульптурные формы.

Загадочная полуулыбка: «Точную психологическую характеристику состояния героини полотна дать очень трудно, почти невозможно. Всё здесь – «полу», всё здесь – контрасты и противоречия,

незавершённость и многоточие …полуулыбка, полу-задумчивость,

полу-печаль, полу-нежность… И это вполне соответствует стилистике

сентиментализма с его вниманием к тайным «чувствованиям» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив...  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-...копия(14.05.2017)).

Скульптурные формы: «Кисть руки героини полотна напоминает

мраморную скульптуру (особенно по контрасту с совершенно «живой»

розой, написанной рядом), и это не случайно: в этой работе,

несомненно, есть сознательная апелляция к классицизму с его

преклонением перед античными скульптурными формами» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив...  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-...копия(14.05.2017)).

Дымчатость: «Виртуозная техника Боровиковского проявляется в

удивительном колорите. Он работает разноплановыми мазками

меняющейся величины и применяет лессировку, в результате получая

дымчатый колорит с поразительной грацией цвета – искусствоведы

выяснили, например, что голубой цвет имеет в этой работе семь оттенков»  (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив...  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-...копия(14.05.2017)).

Свет ниоткуда: «Когда глядишь на этот портрет, создаётся ощущение,

Что свет возникает как бы из ничего. На самом деле «из чего»,

конечно. Цветовая гамма полотна – нежна и переливчата. На

обнажённых частях тела краски образуют неровный слой, способный

отражать свет. Вот откуда указанное ощущение льющегося света»

(Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив...  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-...копия(14.05.2017)).

Музыкальность линий: «Гармония изображения во многом достигается

За счёт продуманной «симфонии» линий, их удвоения и утроения в

пространстве картины. Так, например, ствол берёзы зеркально

повторяет чуть наклонённое тело модели, а изогнутая линия левой руки звучит «эхом» ствола и ветвей ближнего «фонового» дерева» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив...  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-...копия(14.05.2017)).

Как относились современники к данному произведению

Боровиковского? Прежде всего, они замечали несомненное

сходства с прототипом,  кроме этого для них портрет являлся  воплощением идеала женственности. Ведь в нём естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой.

 «Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером.  А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский» (Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла сме..

kulturologia.ru/blogs/220915/26366копия(14.05.2017)).

Я сама, пожалуй, тоже ценю это произведение мастера и за его русскость тоже.

А в целом,  и в ХХ и в ХХI веке мы видим и понимаем, что «Боровиковский отразил на картине не только эстетический, но и общественный идеал женщины. В образе Лопухиной сочетаются красота и ум, благородство и добродетель. Благодаря глубоким изобразительным способностям В. Л. Боровиковский является русским художником мировой величины» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

sochinenietut.ru/сочинения/...копия(14.05.2017)).

 

*- в тексте написано романтизма, но я думаю, что это ошибка.

zavtra.ru

Проклятые картины. Судьба натурщиков - С(л)ияние чистого разума

Среди некоторых людей бытует поверье, что человек или изображение на какой-нибудь картине могут оказывать магическое воздействие на ее обладателя. Существуют картины, за которыми закрепилась дурная слава. Как это могло случиться?

Судьба натурщиков

Начнем с самого простого. С некоторыми людьми, которые позировали художникам, почему-то случаются странные вещи. Очень часто они преждевременно умирали. Приведу несколько примеров.

В 1797 году Владимир Боровиковский написал портрет княгини Марии Лопухиной. С портрета на нас смотрит чуть загадочно красивая молодая девушка. Вскоре после того, как портрет был написан, у княгини начались проблемы со здоровьем. Доктора поставили страшный диагноз: чахотка (туберкулез легких). В 18 веке эта болезнь была неизлечимой. Мария вскоре умерла, прожив очень короткую, но несчастливую жизнь.

3554158_big (471x600, 596Kb)

Портрет княгини Лопухиной восхищал не только современников. Например, сто лет спустя, поэт Я. Полонский посвятил Марии такие замечательные стихи:

Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражали.Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,Но красоту её Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать,Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Но с этим портретом связана и другая странная история. Отец княгини Марии был большим поклонником всякой мистики и членом масонской ложи. Люди поговаривали, что ему удалось «вселить» дух умершей дочери в изображение на портрете, и если кто-то из молодых девиц на выданье посмотрит на портрет, то ее ждет неминуемая смерть. Якобы портрет княгини сгубил больше десятка молодых любопытных дворянок. В 1880 году полотно было куплено для Третьяковской галереи и выставлено для посетителей. С этого момента разговоры о проклятии, висящем над этой картиной, поутихли.

Не повезло и многим натурщикам, которые позировали И.Е. Репину. Например, художник обратился к известному хирургу Н.И. Пирогову с просьбой о нескольких сеансах для написания его портрета. Николай Иванович согласился. Вскоре портрет был закончен, а через день хирург скончался.

3554158_big (478x600, 28Kb)

Произошло это 23 ноября 1881 г. Такая же участь постигла и знаменитого композитора М.П. Мусоргского. Его портрет был закончен 5 марта 1881 года, а 28 марта он умер.

3554158_big_1_ (480x600, 36Kb)

В 1909 году Государственная Дума заказала Илье Ефимовичу портрет П.А. Столыпина. В начале художник хотел отказаться из-за несогласия с политикой царского правительства, но в следующем году ему все-таки пришлось взяться за эту работу. В 1910 году портрет был закончен, а через год Столыпин был застрелен в Киеве.

3554158_big_2_ (391x600, 31Kb)

Это грустное перечисление натурщиков И.Е. Репина можно было продолжить. После позирования художнику около десяти человек скоропостижно скончались.

Проклятые картины

Картина «Поклонение волхвов» была создана Питером Брейгелелем Старшим в 1564 г. В картине художник показал, что рождение ребенка не приносит радости, если кругом война, и люди убивают друг друга. Смысловым центром картины служит печальная Дева Мария с младенцем. В качестве натурщицы Питер пригласил свою кузину. По преданию, его двоюродная сестра долгое время не могла забеременеть от своего мужа, и ее бесплодие стало передаваться другим женщинам.

3554158_big_3_ (445x600, 52Kb)

По легенде, «Волхвы» попадали к разным коллекционерам, и после этого в их семьях переставали рождаться дети. В середине 17 века картина была куплена Я. Кампеном. Он не побоялся дурной славы картины, потому что в его семье уже было несколько детей. В настоящее время полотно Питера Брейгеля Старшего находится в Лондонской национальной галерее.

Картина «Венера с зеркалом» была написана Д. Веласкесом около 1650 г. На ней изображено удивительно красивое и грациозное тело молодой женщины. Это картина прославилась тем, что ее владельцы разорялись, как только они приобретали это полотно.

3554158_big_4_ (440x275, 17Kb)

Первым ее владельцем был мадридский купец. После покупки вожделенной красавицы он очень быстро разорился: суда с его товарами захватили пираты. Тогда он быстренько распродал остатки своего имущества, чтобы расплатиться с долгами.

Картина перекочевала к новому владельцу, который тоже занимался торговым бизнесом. Не успел он вдосталь насладиться новым приобретением, как в его склад с товаром ударила молния, и он потерял все в одночасье. Картина была выставлена на аукцион, где ее купил богатый ростовщик. Через неделю в его дом залезли воры, хозяина убили и удалились, прихватив сундучок с золотом.

Наследники убитого никак не могли продать картину, о которой уже шла дурная слава. В конце концов, они подарили ее музею. После долгих скитаний по свету в 1813 картина попала в Англию, где была приобретена Лондонской Национальной Галереей.

Сто лет спустя с картиной случилось несчастье. Какая-то фанатичка пришла в музей с большим ножом и несколько раз ударила им по картине. Картину удалось отреставрировать, и сейчас она является гордостью лондонского музея.

Картина «Водяные лилии (облака)» была написана Клодом Моне в 1903 г. Окончание работы над «Лилиями» было ознаменовано дружеской пирушкой, которая внезапно была прервана пожаром в мастерской художника. Его быстро погасили и забыли, но ненадолго…

3554158_big_5_ (480x360, 58Kb)

Картину прикупил один хозяин для своего питейного заведения на Монмартре. Через месяц в кабаре случился сильный пожар, но полотно успели вытащить из огня.

После этого происшествия картину продали на аукционе, и новым владельцем стал известный парижский меценат. Через несколько месяцев его дом сгорел, причем пожар начался в кабинете, где висела злополучная картина. И на этот раз полотно удалось спасти. Но за картиной уже прочно закрепилась слава пожароопасной.

В 1958 г. «Лилии» приобрел Нью-Йоркский музей современных искусств. И что вы думаете? Через три месяца в зале, где висела картина, случился пожар, который сильно повредил картину…

Многие полотна имеют дурную славу. Почему-то так получилось, что на протяжении веков люди связывали произошедшие несчастья с какими-то определенными картинами. Это стечение обстоятельств, или кто-то, действительно, «напустил порчу» на ту или иную картину? Остается также загадкой, почему некоторые натурщики заканчивали свой земной путь сразу после того, как их портреты был закончены. Есть над чем поразмышлять...

zabzamok.livejournal.com

Портрет Лопухиной - То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим

У одной моей френдессы увидел портрет Лопухиной.Такой знаменитый портрет, что, наверное, все его знают, хотя и не знают, что это портрет Лопухиной кисти Боровиковского.И помнилось мне, что Лопухина была еще и фавориткой Павла I.

Вот Павел I гигант – 10 детей, да еще и фаворитки.

Стал смотреть – оказалось, что Лопухина на портрете кисти Боровиковского и Лопухина – любовница Павла I – совершенно разные люди.

Итак, из тех Лопухиных, которых я помню:

1. Евдокия Фёдоровна Лопухина (1669-1731) – первая жена Петра I. Мать царевича Алексея.

Царица с января 1689 до 1698 - последняя царствовавшая неиноземная супруга русского монархаИмя при бракосочетании было изменено с Прасковья на Евдокия, отчество изменено на Фёдоровна (традиционно, в честь святыни Романовых — Феодоровской иконы).Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689. Петру I было 16 лет, Евдокии – 20.А дальше – бесконечно интересная история Петра I, которую сколько ни читаешь, она всё интереснее и интереснее.Евдокия сидела в монастырях и в Шлиссельбурге, а при своем внуке Петре II была с почетом возвращена в Москву.

2. Мария Ивановна Лопухина (урожденная Толстая) 1779—1803 – девушка на знаменитом портрете Боровиковского.Ей было 18 лет (портрет - 1797года), когда она позировала для портрета.

3. Анна Петровна Лопухина – фаворитка Павла I (1777 —1805) . Принадлежала к тому же дворянскому роду Лопухиных, что и первая жена Петра I.

UPD.Интересное продолжение разговора дал один читатель в комментарии. Он (она) считает, чтоЛопухиной на портрете Боровиковского не 18 лет, а 21 год.

Но остается не понятным, насколько информация верна и каков её источник.

Я основывался вот на такой информации"В 1797 году, известный портретист Владимир Лукич Боровиковский получает заказ. Егермейстер при дворе Павла I пожелал запечатлеть свою прекрасную невесту, восемнадцатилетнюю графиню Марию Ивановну."

Хотя из этого напрямую не следует, что ей было 18 лет, когда писали портрет.Вполне возможно, что в 18лет "пожелал запечатлеть", а писали портрет в 21 год.

Вот ещё такая информация:Вскоре после написания портрета, Мария вышла замуж за Лопухина. К сожалению, их брак оказался несчастливым и бездетным, а спустя несколько лет, в 1803 году молодая и красивая девушка скоропостижно умерла от чахотки… Ей было всего 24 года.

Дальнейшие поиски в Интернете привели в таким находкам:

В одном из интервью хранитель, научный сотрудник Третьяковской галереи Наталья Преснова утверждает, что Лопухиной на портрете именно 18 лет.

Я склонен доверять научному сотруднику Третьяковской галереи.

Итак, я всё-таки думаю, пока не доказано иное, чтоМарии Ивановне Лопухиной на портрете кисти Боровиковского 18 лет.

Еще о самой Марии Лопухиной.Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Ее отец служил в Семеновском полку сержантом, бригадиром, генерал-майором, был предводителем Кологривского дворянства.

Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого. С.А. Лопухин был 69 года рождения, старше своей невесты всего на 10 лет.

Есть неверные трактовки этого портрета как "Портрет Толстой", но сотрудники Третьяковской галереи считают, что правильнее его называть "Портретом Лопухиной", т.к. портрет был заказан супругом Марии Ивановны художнику в 1797 году уже после замужества.Хотя точных документальных подтверждений этому нет.

Супруг ее похоронил в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском монастыре, в Москве. Это нынешний музей и Центр Древнерусского искусства имени Андрея Рублева, в Таганке, в Москве. И мало того, через несколько лет после ее смерти супруг также был захоронен в этой усыпальнице вместе с ней.

Боровиковскому в 1797 году было ровно 40 лет. Он родился в 1757 году.В 95-м году он получил звание академика живописи,

По поводу фона портрета.Это - декоративный фон. Дело в том, что большинство, если не сказать все портреты Боровиковского написаны на пейзажных фонах. Это традиция сентиментального портрета, портрета эпохи Сентиментализма конца ХУШ века. Это совсем не говорит о том, что он писал свою модель на фоне парка. И она могла ему позировать также в его мастерской, или где-либо в другом месте. Это неизвестно.

volklarson.livejournal.com

Картина, которая несла смерть? Загадка портрета Марии Лопухиной

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского . В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.

 

И. Бугаевский-Благодарный. Портрет художника В. Л. Боровиковского

И. Бугаевский-Благодарный. Портрет художника В. Л. Боровиковского

В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.

 

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.

Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».

 

В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы

В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы

Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье – тень любви, и мысли – тень печали.Но красоту ее Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать.Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

 

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.

Зал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии Лопухиной

Зал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии Лопухиной

Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет. Но люди склонны верить в мистические совпадения...

7lostworlds.ru

картина, которая несла смерть?: falyosa

В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. ФрагментВ. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.

В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.

Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».

В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемыВ. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы

Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье – тень любви, и мысли – тень печали.Но красоту ее Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать.Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. ФрагментВ. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.

Зал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии ЛопухинойЗал Третьяковской галереи, в котором хранится портрет Марии Лопухиной

Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет.

via

falyosa.livejournal.com

Портрет Марии Лопухиной — WiKi

Модель

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина. Скончалась от чахотки, Я. И. Булгаков писал 11 мая 1803 году из Москвы к сыну[1]:

«  Князь С. И. Голицын в новой печали: умерла жена у его двоюродного брата Степана Авраамовича Лопухина, на которой он женился около года назад, от чахотки, а не от пения, которым уморил Мускети меньшую Ладомирскую. » 

Описание

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

« 

Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье — тень любви, и мысли — тень печали,Но красоту её Боровиковский спас.Так часть души её от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать,Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

» 

Провенанс

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, Прасковьи, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Источники

  1. ↑ Письма Я. И. Булгакова к сыну // Русский Архив. 1898. Вып. 1-4. — С. 369.

Литература

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII—XIX веков. — М.: Искусство, 1975.
  • Алексеева Т. В. О некоторых малоизвестных работах В. Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61.
  • Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В. М. Володарского. — М.: Республика, 1995.
  • Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. — М.: Наш дом, 1999.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. — М.: Красная площадь, 1998.
  • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. — СПб., 1998.
  • Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999.
  • История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. — М.: Академия наук СССР, 1961.
  • Маркина Л. Владимир Боровиковский. — М.: Белый город, 2001.
  • Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. — 2002. — № 7.
  • Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. — М.: Книга, 1990.
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.

ru-wiki.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта