Федор Рокотов — Третьяковская галерея. Картины рокотова
РОКОТОВ Фёдор Степанович - Галерея произведений (101 изображение).
Ф.С.РОКОТОВ
(1735(?) – 1808)
Фёдор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных отечественных портретистов восемнадцатого века. Редкий дар художника передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей.
Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров. Развивая традиции русского портрета, художник шёл по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он один из первых из отечественных живописцев достиг европейского уровня мастерства.
В камерных рокотовских портретах запечатлены неповторимые черты просвещенных людей его времени, их внутренний мир, их сущность. Рокотов сумел воплотить идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде и привлекающий своей духовной содержательностью. Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой-то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления.
Фёдор Степанович Рокотов родился предположительно в 1735 году в селе Воронцово Московской губернии. Происходил художник из семьи крепостных, принадлежавших князьям Репниным, но рано получил вольную. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. Впервые его имя упоминается в 1757 году в письме М.В.Ломоносова к И.И.Шувалову с просьбой поручить Фёдору скопировать для мозаичной работы портрет императрицы Елизаветы Петровны. В 1760 году по словесному приказанию И.И.Шувалова принят в Академию Художеств. Среди его наставников были Ротари и Токе.
В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. Художник имел в Петербурге свою мастерскую, где с помощью учеников исполнял многочисленные заказы. В 1765 году удостоен звания академика. Около 1767 переехал в Москву, работал по частным заказам, выполняя отдельные работы и по поручению Академии Художеств. В Москве Рокотов сначала снимал, а в 1785 году купил дом на Старой Басманной с мастерской во флигеле. Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. Могила его, к сожалению, утеряна.
1. Рокотов Фёдор «Портрет неизвестного» 1757 Холст, масло 44,5х33,5 Государственная Третьяковская галерея 2. Рокотов Фёдор «Портрет великого князя Петра Федоровича» 1758 Холст, масло 112,5х91 Государственная Третьяковская галерея
Картины Рокотова | andrey-eltsov.ru
На странице представлены картины Рокотова Фёдора Степановича, все из которых являются портретами. Специалисты по живописи обычно отделяют портреты от картин, но обычный зритель разницы не видит и запрашивает чаще всего картины. Мы также портреты Рокотова будем называть картинами.
Тем не менее, почти все работы Рокотова портреты, в которых реализм естественно сочетается с передачей внутреннего субъективного содержания персонажа. Как говорили о нём современники художник не только передавал «вид лица», но и умел показать «нежность сердца».
Далее следуют фото с названиями и описаниями картин (портретов) Рокотова.
Портрет неизвестного в треуголке. Рокотов.
Одна из самых популярных и загадочных картин (портретов) Рокотова. Кто на ней изображён?
Кто-то считает, что это сын Екатерины II и графа Г. Г. Орлова Бобринский. Другие полагают, что лицо вообще женское. Костюм только мужской надет. Загадочный портрет.
Картины Рокотова загадочные.
На фото портрет Екатерины II. Рокотов.
Портрет был написан в 1763 году. Именно в этот год и вступила на престол Екатерина II. Сама императрица находила этот портрет свой самым удачным из всех её портретов.
Портрет неизвестной в розовом платье. Рокотов.
Тёплый и доверчивый взгляд у девушки и милая у неё улыбка.
Очаровательный портрет. Картины Рокотова наполнены интимным очарованием.
На фото портрет Струйской.
У Рокотова много женских портретов. На них удивительно живые и загадочные женские глаза.
Картины Рокотова нежные!
На фото портрет Суровцева.
Грустные и напряжённые глаза.
Картины Рокотова одухотворённые!
Портрет Вырубова. На всех портретах глаза одухотворённые!
Картины Рокотова наполнены теплом и светом!
На фото портрет Василия Майкова.
Поэт-сатирик Майков был остроумный и злой на язык человек.
Взгляд надменный и насмешливый на портрете.
Портрет А. С. Тулиновой
На фото портрет Тютчева
На фото портрет Петра III. Недолго правил.
Портрет неизвестного. Рокотов.
На фото портрет графа Г.Г. Орлова в латах. Известный был и влиятельный фаворит Екатерины II.
У В. Пикуля об этом интересно и подробно написано.
На фото портрет великого князя Петра Федоровича
Портрет графа А. И. Воронцова.
Взгляд молодого графа Воронцова полон ума и грусти. Только губы в улыбке.
Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной
Портрет неизвестной. Рокотов.
Портрет Лачинова
Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой.
Много у Рокотова неизвестных женщин с прекрасными и одухотворёнными лицами.
Картины Рокотова одухотворённые!
Это может Вас заинтересовать :
Поделиться ссылкой:
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Похожее
andrey-eltsov.ru
Ф. Рокотов: портреты » Выдающиеся художники
Ф. Рокотов "Портрет А. Струйской"
Федор Степанович Рокотов – крупнейший мастер портретной живописи XVIII в. По силе дарования и уровню мастерства Рокотов не уступает самым прославленным западноевропейским портретистам XVIII в.
При этом искусствоведы не могут указать предшественников Рокотова, не могут найти прямых аналогий его творчеству ни в современной ему России, ни в странах Запада. Искусство Рокотова отличается неповторимой оригинальностью, что является загадкой, которую ещё не разгадало искусствоведение.Очевидно одно: овладев основами европейской живописи, Рокотов не стал подражателем, а сумел развить в своем творчестве своеобразные национальные черты, по-настоящему приблизившись к глубоким истокам национальной художественной традиции.Творчество Рокотова известно нам лучше, чем его биография. А его роль в развитии русского портретного искусства очень велика.
Ф. Рокотов «Портрет В.И. Майкова»
Ф. Рокотов "Портрет В.И. Майкова"
По объективности и психологической точности этот портрет является одним из лучших творений художника.
Что мы знаем о человеке, изображённом на портрете?Поэт, масон, был близок к либеральным московским кругам, дружил со знаменитым русским просветителем Н. И. Новиковым; вместе с тем, Майков был крупным чиновником: занимал посты товарища московского губернатора, прокурора военной коллегии. Либерализм и мистицизм свободно уживались в нём с реакционностью и административной деятельностью.
Он почти не получил образования, но самоучкой добился некоторой образованности. Имел незаурядный поэтический талант, стал одним из выдающихся московских поэтов. Его творчество было разнообразным, но непоследовательным: высокопарные оды совмещались с грубоватыми «простонародными» баснями; «духовные стихотворения» – с полной солёного юмора «ирои-комической» поэмой «Елисей, или Раздраженный Вакх».
Майкова современники считали человеком властным, своенравным и жестоким, но не лишённым таланта и ума.Именно эта сложность характера привлекала Рокотова, который не чужд был психологического анализа в своих портретах.Художник изображает Майкова в спокойной естественной позе. Никакой торжественности и парадности в портрете не присутствует – Майкова не украшают ордена и ленты, которые в действительности у него были. Рокотова больше всего интересует лицо изображаемого им человека, через которое он передаёт его характер: голова слегка закинута назад, выражая высокомерную и надменную презрительность. Губы чуть улыбаются, но щёки не по возрасту обрюзгли, хотя Майкову в этот момент было всего 37 лет. Перед зрителем – типичный облик русского барина, циничного и чувственного сибарита. Но высокий, открытый лоб и пристальный, немного насмешливый взгляд, в котором очевидны острый ум и твердая воля, говорят о внутренней силе и значительности, присущей этому человеку. Люди высшего света боялись этого человека, его острословия и цинизма, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них некоторые боялись выйти в свет.
Майков на портрете Рокотова изображён таким, каким он был в реальной жизни, здесь нет ни сатиры, ни идеализации. Это реалистический портрет.
О художнике
Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735?-1808) – русский художник-портретист. Произведений другого жанра у него почти нет.
О нём очень мало известно в истории отечественной живописи.
Родился в тридцатых годах XVIII в. в селе Воронцово, которое сейчас входит в территорию Москвы, в семье крепостных. Начальное художественное образование получил под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, его талант был замечен, и в 1760 г. по распоряжению И. И. Шувалова он был взят в Академию художеств в Петербурге.
Удостоен звания академика (1765 г.) «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». Карьера художника в столице складывалась как будто удачно, но по неизвестной причине он вдруг уезжает в Москву, где остался до конца своей жизни.
Творчество Рокотова характеризуется постепенным переходом от рококо к классицизму.
Рассмотрим эти стили в живописи. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Идейная основа стиля – вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.
Стиль рококо возник во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.
Творчество Ф.С. Рокотова оказало значительное влияние на развитие русской портретной живописи. Он первым из русских художников своего времени обратился к духовному миру человека.
Рокотов не любил писать автопортреты, поэтому мы не можем представить его внешнего облика. Почти ничего не знаем о его личной жизни. Известно, что он был популярен как художник в Петербурге: Екатерина II, вступая на престол, поручила ему в 1763 г. написать свой портрет, позировала ему в Петергофе.
Ф. Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II» (1763)
Ф. Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II». Государственная Третьяковская галерея, Москва
Это парадный портрет. Композиция полотна – профильный поворот сидящей фигуры. Этот прием был достаточно редким для парадного портрета. Величественная осанка Екатерины, ее благородный профиль в сочетании с атрибутами власти и фоном с колонной и драпировкой придают образу идеальный характер императрицы, а величественный жест вносит в портрет черты камерности и динамизм.
Портрет был подарен Екатериной II графу Г. Орлову, который поместил его в Гатчинском дворце.
Ф. Рокотов «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761)
Ф. Рокотов «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761). Государственный Русский музей
Портрет этот имеет радостный и весёлый подтекст. Дети и животные всегда прекрасны.
Павел изображён в овальной рамке. Цвета портрета радостные, соответствуют детскому состоянию души: светло-красный бархат, голубая лента, белые волосы…
Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Но в нём уже чувствуются также печаль и тревога, а зритель ощущает его беззащитность… Это трагическая фигура в нашей истории, в портрете есть предвидение этого. Он пришел к власти с надеждой благих преобразований, но для их осуществления у него уже не было сил – слишком долго ждал он престола, почти 35 лет. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Ему этого и не дали сделать.
Но портрет сохранил для нас образ этого обаятельного и чистого душой ребёнка, который ещё не знает о тех страшных испытаниях, которые ждут его впереди…
Самый известная картина Ф.С. Рокотова – портрет Александры Струйской.
Ф. Рокотов «Портрет А.П. Струйской» (1772)
Ф. Рокотов «Портрет А.П. Струйской» (1772). Государственная Третьяковская галерея
На полотне изображена юная женщина, полная пленительной грации. Тонкий овал лица, летящие брови, лёгкий румянец и задумчивый отсутствующий взгляд. В её глазах светятся гордость, душевная чистота, она полна человеческого достоинства. Детали портрета (одежда, украшения) довольно скупы, но именно поэтому всё внимание притягивает её лицо.
Портрет написан переливами цвета и света. Тени переходят в свет, но световые переливы не ощутимы на глаз и поэтому создают легкую дымку. Александра Струйская как бы выходит из тумана, в котором, может быть, сокрыта какая-то тайна, которую хотели видеть в портрете многие поколения зрителей.
Что было известно художнику об этой женщине?
Александра Петровна Струйская (в девичестве Озерова) – вторая жена богатого пензенского помещика Николая Струйского, его портрет Рокотов написал тоже в 1772 г. Ей только 18 лет, она первый год замужем.
Существует мнение, что Рокотов был влюблен в Струйскую. Впрочем, это могла быть просто красивая легенда, потому что в биографии художника так мало известных фактов (в том числе неизвестно, был ли он вообще женат), что фантазировать можно бесконечно. Да и образ Струйской способствует этой легенде – вряд ли мужское сердце могло устоять перед такой загадочной красотой.
Муж Александры Струйской был поэтом и посвятил своей жене огромное количество стихов. В стихах он называл её Сапфирой, а стихи эти – сплошное объяснение в любви:
Почтить твои красы, как смертный, я немею,
Теряюсь я в тебе… тобой я пламенею.
(Н. Струйский «Элегия к Сапфире»)
С портретом Струйской связаны стихи ещё одного известного поэта, уже XX в. – Николая Заболоцкого, который написал их почти через 200 лет после создания портрета:
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С портрета Рокотова сноваСмотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза – как два обмана,Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступаютИ приближается гроза,Со дна души моей мерцаютЕе прекрасные глаза.
Земная судьба А.П. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Она была счастлива в браке, стала гостеприимной хозяйкой в усадьбе Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф.Б. Растрелли. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.
Их супружеская жизнь длилась 24 года, в 1796 г. Н. Струйский скоропостижно умер. За время их совместной жизни Александра родила 18 детей, из них две пары близнецов, но шестеро из детей умерли в малолетстве.
А.П. Струйская пережила мужа на 44 года. Она взяла на себя все заботы по управлению хозяйством. «Вдова… была женщина совсем других, чем муж, склонностей и характера: тверда, благоразумна, осторожна, – вспоминал поэт князь И.М. Долгоруков, близко знавший семью Струйских, – она соединяла самым хорошим смыслом приятные краски городского общежития, живала в Петербурге, и в Москве, любила людей, особенно привязавшись к кому-нибудь дружеством, сохраняя все малейшие отношения с разборчивостью, прямо примерной в наше время».
Она вырастила порядочными людьми своих детей и многочисленных внуков, «сберегла им пристойно имущество, доставила способы научиться, открыла пути к приязни и уважению многих. Кстати, её внуком был поэт А.И. Полежаев.
Она умерла на 86-м году жизни.
Неразгаданная тайна, как считают искусствоведы, не в Струйской, а в восприятии её художником. Тайна в её портрете – исключительном и загадочном женском образе, созданном великой кистью Рокотова.
Ф. Рокотов «Портрет Николая Струйского» (1772)
Ф. Рокотов «Портрет Николая Струйского» (1772). Государственная Третьяковская галерея
На полотне мы видим худощавое, бледное лицо поэта. Глаза его горят в возбуждении, да и весь портрет написан в движении: плечи развёрнуты вправо, рука отведена в сторону, взгляд направлен на зрителя. В его фигуре и повороте головы чувствуется какое-то беспокойство.
Портрет плохо сохранился, но смытость красочного слоя придала образу многозначность. Портрет интересен контрастностью колорита. Художнику удалось передать напряженную порывистость страстной натуры Н. Струйского. Во многих портретах Рокотова существует некоторая недоговоренность, присутствует она и в этом портрете.
Портреты А. и Н. Струйских воплотили представление художника о нравственном достоинстве просвещенного человека, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе».
До встречи с Александрой поэт уже был женат на своей ровеснице Олимпиаде Балбековой, которая через год после свадьбы умерла от родов. В своих воспоминаниях о первой жене Струйский писал:
Не знающу любви я научал любить!Твоей мне нежности нельзя по смерть забыть!
Потерявший жену и дочек-близняшек, он уехал в свое поместье Рузаевку и стал жить затворником. И вот однажды там произошла встреча-видение…
Его стихи написаны высоким, витиеватым «штилем», до их смысла добраться не просто, впрочем, это было характерным признаком поэзии XVIII в. Струйский был также издателем. В своем имении он устроил лучшую типографию в России. Он выписал самое совершенное типографское оборудование, заказывал разнообразные шрифты и лучшую французскую бумагу. Книги печатались даже на атласе, на шелке и тафте, используя высококачественные краски. Отдельные экземпляры переплетались в глазет, сафьян и пергамент.
В его типографии работали специально обученные крепостные люди, которых он сам обучил типографскому делу. Лучшие русские граверы резали на медных досках изящные рамки, виньетки, заставки с изображениями масок, стрел, урн, голубей, лир, щитов. К своему издательскому делу он привлёк знаменитых граверов своего времени И.К. Набгольца, Х.Г. Шенберга и Г.И. Скородумова.
Невозможно в одной статье рассказать о всех портретах художника Ф.С. Рокотова, но можно побудить читателей заинтересоваться его творчеством всерьёз.
Художник скончался в Москве 24 декабря 1808 г. Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря.
www.palitra.co
Федор Рокотов - Третьяковская галерея
Федор Рокотов, великий русский портретист, чья судьба полна тайн и загадок. Мы даже не знаем год его рождения, то ли 1735, то ли 1736 год. Сейчас в Третьяковской галерее проходит выставка «Федор Рокотов», где представлено около 40 произведений этого гениального живописца второй половины XVIII столетия. Родился Федор Рокотов в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово», был крепостным.
Федор Рокотов. Автопортрет, вероятно
В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. При детальном обследовании оказалось, что это сын Екатерины II Алеша, который впоследствии получил фамилию Бобринский. Это ее тайный, вебрачный сын от Григория Орлова, который родился еще до ее коронации при жизни Петра III. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Ребенок был отдан на воспитание доверенному лицу Василию Шкурину, который был так ей предан, что во время родов Екатерины он поджег свой дом, чтобы отвлечь внимание императора, сделав переполох во дворце. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Когда Алеша родился, его положили на бобровую шубу, которая, возможно, сыграла роль, когда через 12 лет Екатерина выбирала фамилию для сына.
Федор Рокотов. Алексей Бобринский
Федор Рокотов — парадные портреты
Со старшим сыном Павлом у Екатерины были сложные отношения, потому что после его рождения она увидела сына только через 40 дней, и она не была уверена, что это ее сын. Елизавета Петровна забрала Павла к себе, и Екатерина в течение года видела сына всего несколько раз, и то только в присутствии государыни. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Она боялась, что его будут использовать в придворных политических играх, и отослала его заграницу. Потом он жил в Ревеле. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Павел, став императором, призвал Алексея в Петербург и объявил всем, что он его родной брат. Но оба брата были вспыльчивого характера, поэтому дружба продлилась недолго.
Федор Рокотов. Павел Петрович семи лет, сын Екатерины Второй
Портрет Алексея очень выразительный, это милый, яркий ребенок. Очевидно, что Рокотов был допущен в близкое дворцовое окружение, хотя художнику в это время было всего около 25-26 лет. И именно ему доверяется писать коронационный портрет Екатерины. До этого момента только иностранцы писали парадные портреты русских царей.
Федор Рокотов. Портрет Екатерины II
В традициях русского искусства это первый профильный портрет, самый выигрышный ракурс для императрицы. В его мастерской потом создается несколько подобных парадных портретов, так как самой Екатерине этот портрет понравился, чтобы разослать его по всем посольствам.
Федор Рокотов. Фрагмент. Портрет Екатерины II
Братья Орловы
Иван Григорьевич Орлов, старший из пяти сыновей новгородского вице-губернатора Г.И.Орлова от брака с Л.И.Зиновьевой. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. После смерти отца стал старшим в семье, приняв на себя управление нераздельными имениями всех братьев. С восшествием на престол Екатерины II получил титул графа и вышел в отставку в чине капитана лейбгвардии Преображенского полка. Депутат от Вяземского уезда Смоленской губернии в комиссии по составлению проекта нового Уложения. Жил в Москве на Пречистенской улице.
Иван Орлов, старший брат
Григорий Григорьевич Орлов, сын новгородского вице-губернатора Г.И.Орлова от брака с Л.И.Зиновьевой, второй из пяти братьев. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П.И. Один из организаторов дворцового переворота 1762 года, фаворит императрицы Екатерины II, пожалован в действительные камергеры, награжден орденом Святого Александрв Невского, получил мызы Ропшу и Гатчину. В день коронации Екатерины II был пожалован в генерал-адъютанты, возведен со всем родом в графские достоинства.
Портрет Григория Орлова в латах
В 1767 году сопровождал императрицу в путешествии по Волге. В 1771 году в связи со вспышкой чумы был послан в Москву, где принял решительные меры по борьбе с эпидемией. После 1772 года был отстранен от государственных дел, получил титул князя. Последние годы жил большей частью заграницей. Умер в Москве в своем имении Нескучное, похоронен в усадьбе Отрада Московской губернии.
Анна Квашнина-Самарина, сестра прабабки Пушкина, урожденная Ржевская
Федор Рокотов — усадебные портреты
Во времена Рокотова в России началась мода на усадебные портреты. Все владельцы усадеб захотели, чтобы в поместьях висели портреты предков. Помимо особняков знати Москвы и Петербурга среда бытования рокотовских портретов тесно связана с миром русской усадьбы. Тяга к памяти предков оказала большое влияние на усадебную культуру XVIII столетия.
Портрет неизвестной в розовом платье
Усадьба, родовое гнездо, где человек жил в окружении старинных вещей, передававшихся из поколения в поколение, представлялась идеальным убежищем от суеты города и давления двора, от его стесняющих рамок. Фамильные портреты являлись связующей нитью между прошлым и настоящим. Камерные портреты как нельзя лучше вписывались в уютные усадебные интерьеры.
Портрет Ивана Шувалова
Федор Рокотов написал серии портретов, образующих фамильные портретные галереи: графов Воронцовых в Воронцовке Тамбовской губернии, Струйских в Рузаевке Пензенской губернии, графов Орловых в подмосковной Отраде. Писал Федор Рокотов только своих друзей и знакомых, коих имел великое множество, чтобы отображать не только физическое сходство персонажа, но его духовный мир.
Интерьер кабинета Шувалова, работа Зяблова, ученика Рокотова
Художник в Москве
В конце 1766 года художник приехал в Москву, где прожил более сорока лет. Решение оставить северную столицу и вернуться в первопрестольную, вероятно, можно объяснить тем, что занятость в Академии художеств отнимала слишком много времени живописца. К тому же в это время Федор Рокотов лишился своих главных покровителей и единомышленников: президента академии И.И.Шувалова, М.В.Ломоносова, с которым художник был связан благодаря исполнению живописных оригиналов смальтовых портретов на фабрике под Петербургом.
Усадьба графов Орловых Отрада
Приехав в Москву, портретист оказался в иной общественной духовной среде, более соответствующей характеру его творчества. Московское общество не было стеснено близостью двора, культурная жизнь Москвы была интенсивной. Вокруг Московского университета формировался круг передовой интеллигенции того времени.
Поэт Василий Майков
Федор Рокотов был членом Английского клуба и, вероятно, одним из его основателей. Московский период в творчестве Рокотова стал временем наивысших творческих достижений. В это время камерный портрет играет ведущую роль. Сложные красочные оттенки рождают ощущение неизъяснимой тайны одухотворенных рокотовских персонажей.
Портрет неизвестного в треуголке. Вероятно, первая жена Струйского
Тающие контуры лиц и фигур, мерцание теней создают особый строй образов с их очарованием затаенной внутренней жизни. Лица рокотовских персонажей неравнозначны по эмоциональному выражению. Для портретиста важно не конкретное настроение героя, а его пребывание в мире зыбкой духовной жизни. Запечатленные на портретах Рокотова различные чувства героев рождают ощущение недосказанности образов.
Портрет А П Струйской, второй жены Струйского
В произведениях 1780-х годов на смену мягкости и искренности персонажей приходит выражение сдержанности эмоциональных проявлений. Но порой под маской светской надменности можно обнаружить мерцающий мир душевных движений и оттенков.
Генерал Александр Римский-Корсаков
Выставка «Федор Рокотов» открыта в Государственной Третьяковской галерее до 9 мая 2016 года по адресу Лаврушинский переулок, дом 12, Инженерный корпус. Проезд до станции метро «Третьяковская». Стоимость билетов 400 руб., для льготных категорий 150 руб. Можно приобрести комплексные входные билеты за 700 руб., для льготных категорий 250 руб.
Фрагмент. Портрет княжны Евдокии Борисовны Юсуповой. 1758-1759
valentina-site.ru
Художник Рокотов Федор Степанович.
Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье. При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.«Портрет Александры Петровны Струйской»1772 г.Холст, масло 59,8 x 47,5Государственная Третьяковская галереяМосква. “Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе. «Портрет Александра Даниловича Меншикова»1727 г«Портрет Варвары Николаевны Суровцевой»1780-е гг.Холст, масло 67,5 x 52Государственный Русский музейСанкт-ПетербургВ начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия. «Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына»1760-еХолст, масло. 62.7 x 51.8 смГосударственная Третьяковская галерея «Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III»1763г «Портрет поэта Василия Ивановича Майкова»1760гХолст, масло 60 x 47,8Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в красном платье»1760г Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов.Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов. «Портрет неизвестной в синем платье с жёлтой отделкой»1760-e «Портрет неизвестной в треуголке»1770гХолст, масло 58 x 47Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в розовом платье»1770гХолст, масло 58,8 x 46,7Государственная Третьяковская галереяМоскваЖенский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием. «Портрет неизвестной»Холст, масло 57 х 46Самарский областной художественный музейСамара «Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности»Конец 1760-х гг. «Портрет Ивана Григориевича Орлова»1762-1765гХолст, масло 58,5 x 46,5Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет Портрет А.И.Воронцова»1765гХолст, масло 55,8 x 46,5Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет И.И.Воронцова»1765г
«Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной»~1770гГосударственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Н.Е.Струйского»1772 «Портрет Е.Н.Орловой»1779г «Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»1780гХолст, масло 70,5 x 59 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Прасковьи Николаевны Ланской»~ 1790гХолст, масло 74 x 53 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет князя И.И.Барятинского»Начало 1780-х. «Портрет А.П.Кутайсовой»Начало 1780-х «Портрет А.Г.Бобринского в детстве»1760-еХолст, масло 59,5 x 47Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет И.Н.Тютчева»1768Холст, масло 141,9 х 106,2Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет П.И.Вырубова»1768Холст, масло 138 х 106Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»1785Холст, масло 72,5 x 56 (овал)Государственный Русский музейСанкт-Петербург“Портрет графини Санти” — удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность. «Портрет Петра III»Холст, масло. 157 x 111 смНижегородский художественный музей «Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной»Тверская областная картинная галереяТверь«Портрет Екатерины II»Конец 1770—1880-е гг. «Портрет Екатерины II»1763гХолст, масло 155,5 x 139Государственная Третьяковская галереяМосква Портреты Рокотова Ф.С.. — это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.www.artsait.ru/art/r/rokotov/art1.php http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=216403833&journalid=4284186&go=next&categ=
art.mirtesen.ru
Художник Рокотов Федор Степанович.
Рокотов Федор Степанович (1735-1808), портреты. Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.
При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.«Портрет Александры Петровны Струйской»1772 г.Холст, масло 59,8 x 47,5Государственная Третьяковская галереяМосква.“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе. «Портрет Александра Даниловича Меншикова»1727 г«Портрет Варвары Николаевны Суровцевой»1780-е гг.Холст, масло 67,5 x 52Государственный Русский музейСанкт-ПетербургВ начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия. «Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына»1760-еХолст, масло. 62.7 x 51.8 смГосударственная Третьяковская галерея «Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III»1763г «Портрет поэта Василия Ивановича Майкова»1760гХолст, масло 60 x 47,8Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в красном платье»1760г Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов.Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов. «Портрет неизвестной в синем платье с жёлтой отделкой»1760-e «Портрет неизвестной в треуголке»1770гХолст, масло 58 x 47Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в розовом платье»1770гХолст, масло 58,8 x 46,7Государственная Третьяковская галереяМоскваЖенский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием. «Портрет неизвестной»Холст, масло 57 х 46Самарский областной художественный музейСамара «Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности»Конец 1760-х гг. «Портрет Ивана Григориевича Орлова»1762-1765гХолст, масло 58,5 x 46,5Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет Портрет А.И.Воронцова»1765гХолст, масло 55,8 x 46,5Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет И.И.Воронцова»1765г
«Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной»~1770гГосударственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Н.Е.Струйского»1772 «Портрет Е.Н.Орловой»1779г «Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»1780гХолст, масло 70,5 x 59 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Прасковьи Николаевны Ланской»~ 1790гХолст, масло 74 x 53 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет князя И.И.Барятинского»Начало 1780-х. «Портрет А.П.Кутайсовой»Начало 1780-х «Портрет А.Г.Бобринского в детстве»1760-еХолст, масло 59,5 x 47Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет И.Н.Тютчева»1768Холст, масло 141,9 х 106,2Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет П.И.Вырубова»1768Холст, масло 138 х 106Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»1785Холст, масло 72,5 x 56 (овал)Государственный Русский музейСанкт-Петербург“Портрет графини Санти” — удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность. «Портрет Петра III»Холст, масло. 157 x 111 смНижегородский художественный музей «Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной»Тверская областная картинная галереяТверь«Портрет Екатерины II»Конец 1770—1880-е гг.
«Портрет Екатерины II»1763гХолст, масло 155,5 x 139Государственная Третьяковская галереяМосква Портреты Рокотова Ф.С.. — это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.www.artsait.ru/art/r/rokotov/art1.php http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=216403833&journalid=4284186&go=next&categ
s30556663155.mirtesen.ru
Рокотов Фёдор Степанович. Биография, картины художника
Годы жизни 1735-1808
Рокотов Фёдор Степанович был представителем стиля рококо, его по всей Европе считали одним из самых изысканных и утончённых художников портретистов. Рокотов Ф.С. родом из села Воронцово в Подмосковье. Хоть он был из семьи крепостных, Рокотов считался «вольнорожденным». По слухам Ф.С. Рокотов незаконнорожденный ребёнок князя П.И. Репнина.
Покровителем искусства в те годы был граф И. Шувалов, являлся также одним из основателей Академии художеств. По его протекции Ф.С. Рокотов едет в Петербург обучаться живописи в Академии художеств, под руководством французских художников. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Практически впервые в русской живописи пишется интерьер молодым художником, выполненный для И. Шувалова. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
Именно Ф.С. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Юного художника приглашали ко двору, было модно заказывать портреты молодым талантливым художникам. Поэтому у Ф.С. Рокотова было много заказов от знатных особ. Русский художник пишет подобно французским мастерам в стиле рококо, парадного портрета, уделяя большое внимания личностным качествам, характеру человека, в этом отличие портретов Ф.С. Рокотова от его современников.
В 1765 году Федор Степанович Рокотов покидает Петербург академиком, переезжает в Москву.
В Москве русский художник открыл свою частную школу, написал лучшие портреты.
Академическое обучение сильно повлияло на стиль письма известного русского художника. Он пишет в основном женские портреты, образы которых наполнены богатым духовным внутренним миром: портреты А.П. Струйской (1772г.), П.Н. Ланской (1780г.), В.Е. Новосильцевой (1780-е), В.И. Суровцевой (1780-е), Е.В. Санти (1785г.)
Ф.С. Рокотов создал камерный интимный портрет.
Благодаря кисти русского художника до нас дошли портреты известных людей, людей той эпохи.
В конце жизни художник почти не пишет из-за ухудшившегося зрения.
- Портрет И.И. Шувалова
- Кабинет И.И. Шувалова
- Мужской портрет
- Портрет А.И. Ворошилова
- Портрет А.М. Римского-Корсокова в юности
- Портрет графа Г.Г. Орлова в латах
- Портрет И.И. Бецкого
- Портрет Екатерины II
- Портрет Ивана Григорьевича Орлова
- Портрет М.В. Ломоносова
- Портрет Н.А. Димидова
- Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире
- Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III
- Портрет неизвестного
- Портрет В.П. Лачинова
- Портрет А.П. Струйской
- Портрет неизвестной в светло-сером платье
rus-artist.ru