Описание картины Владимира Фельдмана «Родина». Родина картина


описание картины В. П. Фельдмана "Родина"

В. П. Фельдман Родина  Фельдман Владимир Петрович родился в 1924 году. Советский живописец жил и работал в Москве. Он написал немалое количество работ, заслуживающих внимания. Художественная работа "Родина" является гордостью В.П. Фельдмана.  Картина "Родина" была написана великим художником в 1950-х годах. Творчество мастера в большинстве картин связано именно с военной тематикой. И это совершенно не удивительно, многие художники, в том числе и Владимир Петрович, стали очевидцами военных действий, бессонных дней ни ночей, часов и минут, ставших для всех периодом скорби и отчаяния.   На картине изображен солдат, вернувшийся в родные края после долгой войны. Он проходит по знакомым тропинкам, видит все те же березы, которые стали несколько выше. Среди желтой травы цветут последние осенние цветы, одаряющие красками прохладные дни. Вдали виднеются дома, жители которых, наверное, также встречают своих защитников, и вроде бы все кажется таким неизменным, но все же жизнь никогда не будет прежней.

  Военный прислонился к стройной и статной березе. Для русского человека береза является неким символом, именно поэтому Владимир Петрович сделал акцент на этом дереве. Наверное, после долгих дней, прожитых в страхе и беде, огромное счастье оказаться в родных краях, остановиться, чтобы вдохнуть глоток свежего воздуха, ни о чем не думать и просто любоваться миром. Художник не зря использовал теплые тона при создании этого шедевра. Поздняя осень, желтая трава, уютные, теплые домики и проблески голубого чистого неба, виднеющегося под облаками, как знак того, что война окончена, и все страшное и темное позади. Несмотря на то, что на улице осень, в общем пейзаж и детали картины кажутся очень теплыми.

  А вот изображая солдата, Фельдман решил сыграть на контрасте. Мужчина одет в темные одежды, на спине висит рюкзак с вещами. А лицо рассказывает нам историю жизни солдата. Он очень счастлив, что возвращается в родной дом, к любимой семье. Он так долго ждал дня, когда сможет обнять жену, рыдающую от счастья, расцеловать детей, прыгающих к нему на руки, прижать к груди родную мать, увидеть гордость в глазах отца. И вот этот день наступил. Но что же творится в его душе, как ему забыть о том, что было? Те, кто не испытал подобного счастья, те, кто не вернулся, навсегда останутся в его сердце. И все же он дома, он смог защитить и сберечь свою Родину. Теперь он знает, что такое истинное счастье и чем действительно нужно дорожить.   Глядя на эту картину невольно наворачиваются слезы, слезы счастья и скорби одновременно. Сколько солдат вернулось домой, а сколько могло бы... Очень хочется, чтобы эти дни оставались в истории, были прошлым, но не будущим. Мы должны помнить и чтить подвиг тех, кто отдал жизнь за наше будущее, за мир и чистое небо над головой.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Сочинение по картине Фельдмана Родина 9 класс описание

Фельдман - Родина

В пятидесятых годах прошлого столетия была написана картина Владимира Петровича Фельдмана «Родина», которая вызвала у меня приятные впечатления. Эта картина наполняет душу особым чувством тоски или даже грусти, как будто мы сами стоим на месте этого человека, который как видно вернулся с далеких краев.

Произведение передает настроение долгожданной встречи, которую ожидаешь несколько лет, поэтому герой на картине не в силах идти от нахлынувших чувств и грустно созерцает печальный осенний пейзаж. Картина очень выразительна, смотря на неё, мы ощущаем какой то неуловимое волнение в душе, как будто, что то близкое и родное запечатлено на этом полотне.

В произведение можно сразу определить сюжет, который не требует особых разъяснений, мы видим вероятнее всего солдата, судя по его темной шинели, мешок за его спиной говорит о том, что он держал довольно долгий путь. Этими деталями автор хотел создать образ странствующего человека, который провел много времени в пути можно заметить, как он словно устал идти, и приобнял первую попавшую березку, чтоб немного передохнуть. Его голова непокрыта, что - бы не мешать слышать родимые звуки, взгляд направлен немного вверх и в сторону, скорее всего,  высматривает далекий горизонт, где стоит его деревня.

На заднем плане картины мы модем видеть несколько деревянных изб и вспаханное поле, уходящее в горизонт. Весь фон картины представляет из себя широкий простор, что в свою очередь, создает чувство воли и свободы, дома придают картине образ уюта и семейной жизни, но наш герой расположен к ним немного боком, и возникает догадка, а может быть дома уже никто не ждет бедного солдата.

В произведении особо выделяется образ неба, которое представлено рваными облаками и небольшими голубыми просветами между ними, и это придает картине ощущение переменной погоды, которая бывает холодной, поздней осенью, Фельдман не просто так использовал эти штрихи, этим он скорее всего хотел, провести параллель между природой и душевным состоянием персонажа. Обозначил то, что в душе у героя сочетается чувство радости от встречи с родным краем, и печали, ведь его уже никто не ждет.

Подводя итоги, проделанной работы хочется отметить, что Владимир Фельдман, смог передать основную мысль своего произведения, через множество деталей, которые воспринимая подсознательно, мы ощущаем на себе и можем в полной мере насладиться картиной.

Сочинение 2

Автор данной картины, участвовал в военных действиях. И поэтому является очевидцем всех ужасов войны. Создавая данную картину, он хотел показать, что война, наконец, то окончена и все кто остался в живых вернулись домой.

На картине автор изобразил солдата, который пришел с войны. По внешнему виду солдата видно, что война оставила свой глубокий отпечаток на его судьбе.

Но солдат не сломлен, дух его горд и торжественен одновременно, это видно по его осанке и гордому взгляду военного. Война окончена, солдат пришел домой, его потертая шинель, и рюкзак за спиной, подтверждают то, что он только что вернулся с войны.

И первое что увидел этот уставший в сражениях и постоянных бомбежках и перестрелках, солдат это березы. Стройные красивые березы у родной деревни, о которых он часто вспоминал на поле боя. И он с радостью обнимает тонкий стан этого гордого и прекрасного дерева.

Смотрит на родную деревню и с замиранием сердца ждет встречи с родными. Ведь он даже и не знает кто из его родных и близких жив, и как себя чувствует. Но одно он знает точно, что эта ненавистная война окончена и больше не будет напрасных смертей.

Ведь он выжил, а сколько его однополчан и друзей не вернулись с войны. Сколько погибло солдат, а сколько еще остались инвалидами и калеками.

Но все это забывается и уходит на второй план при виде родного дома и чистого неба над головой. Ведь вокруг нет ни танков, ни военных самолетов. А есть только русское поле, берёзы и родной дом! Сколько радости и одновременно тоски в глазах солдата!

Автор данной картины передал все ужасы войны и радость победы одновременно. Так как картина написана в 50 годах, война уже окончена. Но отголоски и воспоминания об этом страшном времени еще свежи в душах людей.

Поэтому, созерцая эту картину, многие будут задумываться о самом главном в мире, жизнь без войны. И всем кто любуется этой картиной, будет понятно, что Родина это самое родное и любимое место на земле, которое все любят с детства.

Ведь благодаря любви к родине, люди идут и погибают на войне, чтобы другие могли жить и любить, не слыша звуков выстрелов над головой.

Благодаря мирному пейзажу и обнимающему березу солдату, в военной шинели и с сумкой за спиной. Картина передает радость победы и несет будущим поколениям главную мысль и послание.

В послании говориться, берегите мир на земле! Ведь самое страшное в мире это война, которая уносит миллионы жизней, и остановить ее очень непросто.

Вариант 3

Данная картина, написанная в 1950 году Фельдманом Владимиром Петровичем, является его искомым шедевром. Все его произведения были на похожую тематику, но лишь это полотно стало прорывом и имело огромный успех. Художник был очевидцем военных действия и сам на себе испытал всю боль от расставаний и скорби от потери родных и любимых людей.

На данной картине мы видим молодого человека, а именно солдата, который возвращается в родные места после долгой и продолжительной войны. Он безумно счастлив снова пройтись по тропинкам и увидеть все деревья мимо которых он ходил с детства. Все равно в округе немного изменилось это, и стволы берез стали больше и крупнее, это и тропинки которые уже не такие маленькие.

Среди травы уже желтого цвета проглядываются последние цветы, которые распускают свои маленькие бутоны, несмотря на ухудшение погодных условий. Чуть подальше видны теплые и уютные дома, в которых люди ожидают своих защитников. Небо все в облаках и только кое-где виднеется чистое и голубое небо. Все это символизирует о том, что и природа чувствует конец страшной войны и рада возвращению своих героев.

Солдат, прислонившись к белоснежной березе, о чем-то одухотворенно мечтает. Это изображение художник представил в контрасте с окружающей природой. Если все вокруг в теплых тонах, то солдат одет в темную одежду и на плече его висит небольшой рюкзак с вещами. Для русской души березы являются символом и отрадой для души. Художник очень грамотно показывает расслабленность солдата, о том, как он с наслаждение вдыхает родной воздух. Ведь это счастье вернуться домой после свалившихся бед и несчастий на народ и страну живым и невредимым. 

Какой бы не был смысл в картине можно понять одно, что теперь после такой войны ничего как прежде уже не будет. Владимир Фельдман использовал только теплые оттенки и тона, тем самым, передавая нам всю теплоту чувств этого солдата. О том, как он рад вернуться к матери и к жене, о том, как сможет обнять своих детей и увидеть гордость в глазах каждого из них. На самом деле передать такие чувства и эмоции в одной лишь картине это доступно не каждому, но обладая непревзойденным талантом, художник это смог.

Описание картины Родина Фельдмана кратко для 9 класса

Владимир Петрович Фельдман – советский художник - живописец. У художника большой багаж превосходных работ, которые заслуживают большого внимания. Гордость художника - это картина «Родина». Ее написал мастер в 50-х годах.

Большинство его работ связаны с Великой Отечественной Войной. А все потому что, он видел ее своими глазами. Художник засыпал и просыпался под взрывы снарядов, он видел фронт и прожил все те эмоции, которые переживают его герои на полотне.

На картине мы видим, как стоит красивый и высокий русоволосый солдат. Он вернулся с фронта живым домой. Для него это большая радость, а для семьи гордость. Солдат идет по знакомым тропинкам, по которым явно бегал в детстве, но помнит как недавно по его тропам и родимым краям ходили захватчики, ездили танки, умирали его братья, сестра и ни в чем не повинные дети. Мужчина остановился, обнял березу и о чем то задумался. Береза - символ Родины и дома. Он смотрит вдаль. В его глазах читается наслаждение и облегчение. Он дома. Солдат одет в длинное военное пальто, а за плечами рюкзак. На улице осень, кругом желтая, высокая трава с красивыми фиолетовыми и синими цветами. Его любимые березы уже скинули свои листья и ждут зимы. Небо нежно-голубого цвета, белые облака, как мягкая вата.

На заднем плане стоят деревенские домики, в которых топится печь. Дома наполнены теплом и уютом. Солдат уже мысленно в теплом доме со своей семьей. За домами поля и леса.

Художнику удалось перенести то настроение, которое испытывает наш герой. Глядя на одни черты лица, все становится понятно.  Мужчина думает, как все забыть, что происходило ровно пять лет назад и начать жить новой и спокойной жизнью. Растить детей, любить жену и наслаждаться каждым днем. Мастер удачно подобрал цвета. Герой одет в темные вещи, а природа вся играет красками. Тем самым он его выделил на полотне.

Когда смотришь на картину наворачиваются слезы, в горле появляется комок, когда вспоминаешь ту страшную войну, которую пережили наши дедушки и бабушки.  Сколько людей погибло в те страшные годы, сколько детей не родилось, но люди не сдались, они собрались и вместе победили врага. Низкий поклон участниками Великой Отечественной войны.

Вариант 5

Порой многие из нас думают, что где-то там далеко есть места намного лучше того места где родился и вырос. Однако, стоит долгое время не видеть свои родные места, начинаешь тосковать по ним. А когда возвращаешься, начинаешь смотреть на все совсем по-иному. Так вот и герой произведения «Родина».

Главным персонажем этого полотна является советский военный. Этот молодой белокурый парень, в шинели прислонившийся к белоснежному стволу красавицы березы зачарованно глядит далеко на почтительное расстояние. Он длительное время отсутствовал в родном доме, соскучился по своей земле, и вот наконец-то он вернулся в отчий дом. Его дом уже совсем близко, видны крыши домов. Однако солдат не спешит к домам, он стоит на возвышенности, покрытой желтой травой, поглаживает белоснежный ствол березы своей шершавой мужской рукой и наслаждается окружающей его красотой родного края. Перед ним казалось бы совсем простая картина: все знакомо пригорок, трава, деревья, дома, поля... Но после нескольких лет разлуки вернувшись, домой он не может отвести глаз от всего, что его окружает, от этой, казалось бы, знакомой и обычной картины. Он будто бы впервые увидел это небо, белоснежные стройные березы. Он рад, что закончилась война, и он вернулся домой. Хоть на полотне и изображена осень, но оно кажется настолько теплым.

Фигура солдата занимает значительную часть на холсте, однако художник назвал свою работу не «Возвращение солдата», а так мило «Родина». Возникает вопрос, кто же является главным героем этого холста – солдат или окружающая его природа?  Каждый может по своему пояснить сюжет этого полотна, это и является необыкновенностью живописи. Все чувства героя, его мысли каждый зритель испытывает по-своему. Но одно название полотна выделяет всю ту глубину эмоций, которые солдат почувствовал глядя на свои родные места.

Глядя на полотно не можешь не заметить взгляд солдата. Скорее всего, он устал, долго добираясь, домой, однако глаза его светятся от счастья и наполнены радостью. Подняв высоко голову солдат, смотрит куда-то далеко на почтительное расстояние, и думает, что теперь у него в жизни все будет замечательно. Складывает такое впечатление, что в разлуке с родным краем солдат окреп, он стал сильным и целенаправленным. Да, он остался жив и вернулся в родные места. Любовь к родным краям помогла ему выжить. Теперь он сможет достичь своей цели, и он ее добьется.

Когда смотришь на это полотно, возникают противоречивые чувства. Чувство радости и гордости за то, что наши солдаты смогли отстоять нашу Родину в этой тяжелой войне. А с другой стороны наворачиваются слезы, многие погибли, хотелось бы, чтобы их смерти были не напрасны. Чтобы все люди, не знавшие войну, знали о ней только из книг и фильмов. Пусть на родной земле всегда царят мир и спокойствие.

Своим произведением автор полотна постарался донести до своего зрителя всю важность и серьезность слова Родина, весь смысл этого слова.

И все-таки, что такое «Родина»? Родина – это не просто город или страна, в которой человек появился на свет. Это такое обыкновенное и знакомое слово содержит в себе множество дорогих и приятнейших сердцу мелочей. Родина – это известные с самого детства, твой дом, твоя улица, на которой с товарищами проводил все свое свободное время, речка с прозрачной и прохладной водой, уже не молодые деревья, растущие на твоей улице.

9 класс

Описание настроения картины Фельдман - Родина

Чувства картины Фельдман - Родина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Рылова Полевая рябинка 2, 5 класс

    Знаменитый русский художник, Аркадий Александрович Рылов работал в жанре пейзаж. Автор родился в семье, которые не были связана с искусством. Свой талан Рылов развивал, учась в Москве.

  • Сочинение по картине Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами

    На картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» изображено пропитанное смертью и кровью поле битвы.

  • Сочинение по картине Ватолиной Вести с фронта 8 класс

    На картине изображена комната. У большого окна стоит стол, накрытый длинной светлой скатертью. Окно полностью открыто, сбоку висит лёгкая штора. За окном видны постройки. На улице солнечно и этот свет освещает комнату

  • Сочинение по картине Шишкина Зима

    Глядя на полотно видно, как на переднем плане нарисованы красивые сосны-великаны, которым исполнилось уже, пожалуй, сотня лет. Стволы этих вековых красавиц, загрубевшие и темные, они стоят выдержанно и грациозно

  • Сочинение по картине Село Хмелевка Ромадина 9 класс

    Николай Михайлович Ромадин один из самых ярких и запоминающихся художников СССР. Его работы были отмечены многими наградами. Одна из таких наград, это премия Сталина.

sochinimka.ru

Описание картины Владимира Фельдмана «Родина»

Описание картины Владимира Фельдмана «Родина»

На полотне изображен солдат, который прислонился к березе. Он так нежно ее обнимает, как свою девушку. Видно, что солдат давно не был на родине и береза олицетворяет родную русскую землю.

Вероятно, он долгое время находился в чужой стране и очень тосковал. Вокруг героя расположены березки, а внизу небольшая деревенька. Такой пейзаж свойственный России. Солдат одет в военную шинель, а за плечами мешок, его отросшие волосы треплет ветер. Взгляд парня отрешенный, как будто он погружен глубоко в свои мысли, а возможно в воспоминания.

Может он несколько лет назад именно отсюда ушел на фронт, на его лице отпечатаны все тяготы фронтовой жизни. Он уже не тот мальчишка, который с наивным взглядом отправлялся на борьбу с врагом. Он повзрослел и очень изменился. Только прислонившись к дереву, он может мысленно вернуться в то беззаботное время без войны.

Художник очень реалистично передал природу края. Пожелтевшая трава и вспаханное поле говорит о том, что осень наступила. Живописец очень символично изобразил березу, к которой прислонился солдат, рядом с пнем. Пень совсем свежий, видимо дерево срубили недавно. Как будто есть вероятность гибели русского мужества, но, все же, другие березы стоят непоколебимо и у них есть поддержка.

Во взгляде солдата застыл вопрос о том, как он жил, как сейчас живут его близкие люди. Он предчувствует долгожданную встречу, но пока не решается покинуть такую знакомую и родную рощу. Осталось всего несколько шагов между прошлым и будущим, но сделать их солдату совсем непросто. Ему необходимо набраться сил, война его измотала, он морально истощен.

Возможно, кто-то его не дождался, а кто-то ждет с надеждой. Он придет и скажет, что живой, а душевные раны оставит себе. Обняв березу, солдат возвращает себе потерянное душевное равновесие и гармонию. Это так важно перед встречей с самыми дорогими. На картине изображено первое долгожданное свидание солдата, свидание с его родиной.

opisanie-kartin.com

Родина (картина Дубовского) Википедия

«Родина» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1905 году. Принадлежит Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля ( Жр-199). Размер — 165 × 275 см[1].

Полагают, что Дубовской работал над картиной в 1903—1904 годах[2][3], а датой окончания работы считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины[1]. Полотно было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1], открывшейся в феврале 1905 года в Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву[4]. Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Италии, назвал картину Дубовского лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9].

Картину «Родина», так же как и более раннее полотно «На Волге» (1892, ГТГ), относят к крупноформатным эпическим произведениям Николая Дубовского[10]. Искусствовед Владислав Зименко писал, что полотно «Родина» выделяется «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа», а также отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю»[2]. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина стала «своеобразным итогом творчества художника», поскольку в оставшиеся годы жизни ему не удалось создать столь же значительных произведений[11].

История[ | код]

Дебют Николая Дубовского на выставках передвижников состоялся в 1884 году — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей[2][12]. Большую известность получило полотно Дубовского «Притихло», представленное на 18-й передвижной выставке, открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге[13][14][15]. В 1898 году Императорская Академия художеств признала Дубовского академиком пейзажной живописи, а в 1900 году избрала его сво

ru-wiki.ru

Родина (картина Дубовского) — Википедия

«Родина» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1905 году. Принадлежит Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля ( Жр-199). Размер — 165 × 275 см[1].

Полагают, что Дубовской работал над картиной в 1903—1904 годах[2][3], а датой окончания работы считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины[1]. Полотно было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1], открывшейся в феврале 1905 года в Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву[4]. Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Италии, назвал картину Дубовского лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9].

Картину «Родина», так же как и более раннее полотно «На Волге» (1892, ГТГ), относят к крупноформатным эпическим произведениям Николая Дубовского[10]. Искусствовед Владислав Зименко писал, что полотно «Родина» выделяется «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа», а также отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю»[2]. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина стала «своеобразным итогом творчества художника», поскольку в оставшиеся годы жизни ему не удалось создать столь же значительных произведений[11].

Дебют Николая Дубовского на выставках передвижников состоялся в 1884 году — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей[2][12]. Большую известность получило полотно Дубовского «Притихло», представленное на 18-й передвижной выставке, открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге[13][14][15]. В 1898 году Императорская Академия художеств признала Дубовского академиком пейзажной живописи, а в 1900 году избрала его своим действительным членом[10][2][16].

А. М. Васнецов. Родина (холст, масло, 49 × 73 см, 1886, ГТГ)

Исследователи творчества Дубовского полагают, что художник работал над картиной «Родина» в 1903—1904 годах[2][3][17]. Датой окончания работы над полотном считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины — «Н. Дубовской 1905»; эта же дата указана в каталоге Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[1]. Искусствоведы считают, что предвестниками создания картины были более ранние произведения Дубовского, такие как «Земля» (показанная на 22-й выставке передвижников в 1894 году), «Жатва» (1898), «После проливных дождей» и «Пашня» (1900)[18][19]. Важным этапом в работе над этой темой считается одноимённое полотно 1892 года, хранящееся в Художественной галерее Фонда поколений в Ханты-Мансийске (холст, масло, 162 × 143 см)[20]. Также считается, что на Дубовского могло оказать влияние одноимённое полотно Аполлинария Васнецова[21], написанное в 1886 году и хранящееся в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 49 × 73 см, 967)[22]. Среди эскизов, написанных Дубовским в процессе работы над картиной «Родина», известно хранящееся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств полотно «Перед грозой» (холст, масло, 63 × 88 см, Ж-747), поступившее туда в 1989 году из Государственного Русского музея[21][23][24].

Н. Н. Дубовской. Родина (холст, масло, 162 × 143 см, 1892, Художественная галерея Фонда поколений, Ханты-Мансийск)

Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях описывал следующее происшествие, случившееся с картиной «Родина» в один из дней, когда он навещал Дубовского. Полотно к тому времени было уже почти закончено, на нём оставалось только наиболее выгодным способом расположить волов с пахарем. Вечером, когда Минченков пил чай с Дубовским и его родными, в мастерскую пробрался маленький сын Николая Никаноровича, Серёжа. Каким-то образом раздобыв палитру с красками, Серёжа решил «поправить» картину своего отца. По-видимому, ему показалось, что двух ворон для такой картины слишком мало, и он разукрасил чёрными пятнами всё полотно. В конце чаепития в мастерскую заглянула сестра Дубовского и пришла в ужас. По всей видимости, художнику потребовалось изрядно потрудиться, чтобы избавить картину от чёрных пятен, нанесённых его сыном[8].

Полотно «Родина» было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1][18], открывшейся в феврале 1905 года в здании Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. В апреле того же года передвижная выставка переехала в Москву, где проходила в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества[4]. Полотно Дубовского было встречено на выставке с большим подъёмом, поскольку, согласно Фаине Мальцевой, «реалистичностью изображения и силой созданного образа оно будило у зрителя чувство высокой любви к родине»[18].

Н. Н. Дубовской. Земля (холст, масло, 104 × 143 см, 1894, частная коллекция)

Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6], куда оно было направлено «в числе лучших произведений русской школы живописи»[19]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Риме, высоко оценил картину Дубовского, назвав её лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9]. По словам искусствоведа Владислава Зименко, картина «Родина» «решительно господствовала там среди современных ей пейзажей, собранных со всего мира»[2].

В 1925 году полотно было передано из музея Академии художеств в создаваемый в то время художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея, на базе которого впоследствии был создан Омский областной музей изобразительных искусств, ныне носящий имя М. А. Врубеля[1][25]. Всего из центральных музейных фондов к 1925 году в Омск было передано около 150 живописных работ[25], среди которых, помимо «Родины», было ещё одно полотно Дубовского — «Закат» (холст, масло, 105 × 130 см, 1903, Жр-200)[26]. Значительная заслуга в создании омской коллекции живописи принадлежала тогдашнему директору Западно-Сибирского краевого музея и руководителю его художественного отдела Фёдору Мелёхину, а также оказывавшему ему содействие в отборе картин искусствоведу Николаю Машковцеву, который в то время возглавлял подотдел провинциальных музеев Главнауки[25].

Картина «Родина» экспонировалась на выставке произведений Дубовского, проходившей в 1938 году в Государственном Русском музее в Ленинграде и посвящённой 20-летию со дня смерти художника[1][27]. Полотно неоднократно реставрировалось: в 1958 году — бригадой Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ) под руководством , в 1973 году — , а в 1988 и 2012 годах — [1].

Н. Н. Дубовской. Перед грозой (холст, масло, 63 × 88 см, 1903—1904, НТМИИ)

Как и у многих других произведений Дубовского, композиция картины «Родина» отличается простотой[28]. На ней изображён широкий простор полей[18]. Пейзаж показан как бы с высоты птичьего полёта — это даёт художнику возможность значительно увеличить широту охвата изображения. По небу плывут крупные облака, глубокие тени от которых покрывают значительную часть холмистой поверхности земли[19].

На переднем плане — участок вспаханной земли. Запряженные волы тянут плуг, за которым идёт крестьянин. Художник передаёт необъятность пространства полей, показывая перепаханные чёрные полосы, уходящие к горизонту. Вдали видны домики деревень. Бо́льшая часть поверхности земли покрыта тенью от о́блака, которая приглушает свежую зелень. Дальний план освещён солнцем — этот эффект усиливает впечатление бескрайности полей. Богатство и звучность колорита картины достигаются за счёт удачного выбора расположения освещённых и затенённых участков. Переданный эффект освещения «вносит в пейзаж декоративное начало, которое, однако, не вредит пластической выразительности образа, но ещё более усиливает могучую и широкую цветовую оркестровку всей картины»[18].

Художник Илья Репин, находившийся в Риме во время Всемирной художественной выставки 1911 года[en], на которой экспонировалась картина «Родина», так описывал своё впечатление от этого полотна в письме Дубовскому от 30 апреля 1911 года: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Ник[олай] Никан[орович], я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»[7][29][9]. В своих «Воспоминаниях о передвижниках» художник Яков Минченков писал, что в картине «Родина» Дубовской снова нашёл себя, прежним голосом запел про родные поля, с длинными полосами пашен и заброшенной деревушкой вдали — и всё это в широком просторе, под осенними облаками, тени от которых наводят тревожную грусть[8].

Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов, в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли», но наряду с этим можно заметить и «скорбные нотки тяжёлого раздумья над судьбами страны, народ которой живёт в вопиющей темноте и нищете, зная один только тяжкий труд»[2].

Искусствовед Тамара Юрова писала, что картина «Родина», в которой Дубовскому удалось «с наибольшим размахом и полнотой выразить лучшие стороны своего дарования», явилась синтезом его представлений о русском пейзаже. По её словам, в этом полотне были воплощены размышления Дубовского о жизни и труде человека, а также о земле, на которой он трудится, которую он обрабатывает своими руками изо дня в день. Она отмечала, что наблюдения, сделанные художником при создании предшествующих полотен, в картине «Родина» обрели обобщающий философский смысл, а «аналитический подход Дубовского к миру природы достиг здесь большой широты охвата и глубины». По словам Юровой, полотно «Родина» представляет собой своеобразный итог всего творчества художника[30], поскольку в оставшиеся годы жизни Дубовскому не удалось создать столь же значительных произведений[31].

Искусствовед Фаина Мальцева называла полотно «Родина» наиболее интересным из произведений Дубовского 1900-х годов[18], начало которых, наряду с 1890-ми годами, она относила к периоду наивысшего подъёма творчества художника[32]. Мальцева писала, что в картине «Родина» Дубовскому удалось «с большой реалистической силой передать грандиозное пространство полей с раскинутыми среди них деревнями»[18]. По мнению Мальцевой, в этом монументальном произведении[32] художнику удалось создать обобщённый образ, который вобрал в себя многое из того, что разрабатывалось им в более ранних пейзажах с мотивами полей[33][18].

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 140.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 В. М. Зименко, 1949.
  3. ↑ 1 2 Т. В. Юрова, 1963, с. 9.
  4. ↑ 1 2 Ф. С. Рогинская, 1989, с. 420.
  5. ↑ 1 2 Музейный гид ООМИИ, 2014, с. 19.
  6. ↑ 1 2 Л. Давтян, 2015.
  7. ↑ 1 2 3 И. Е. Репин, 1952, с. 203.
  8. ↑ 1 2 3 4 Я. Д. Минченков, 1965.
  9. ↑ 1 2 3 А. А. Прохоров, 1967, с. 16.
  10. ↑ 1 2 А. М. Муратов. Дубовской Николай Никанорович (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Проверено 15 августа 2017.
  11. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—11.
  12. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 4.
  13. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 19.
  14. ↑ Ф. С. Рогинская, 1989, с. 419.
  15. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 238, № 522.
  16. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 237.
  17. ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 136.
  18. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 54.
  19. ↑ 1 2 3 Т. В. Юрова, 1963, с. 10.
  20. ↑ Дубовской Николай Никанорович. «Родина». Из коллекции Фонда поколений (HTML). Культурное наследие Югры — hmao.kaisa.ru. Проверено 17 августа 2017.
  21. ↑ 1 2 . «Это лучший пейзаж всей выставки…» (HTML). Тагильский рабочий — tagilka.ru (23 декабря 2014). Проверено 24 августа 2017.
  22. ↑ Каталог ГТГ, т. 5, 2005, с. 78, № 219.
  23. ↑ Дубовской (Дубовский) Николай Никанорович. Перед грозой. Эскиз к картине «Родина» (HTML). Нижнетагильский музей изобразительных искусств — www.artmnt.ru. Проверено 15 августа 2017.
  24. ↑ Перед грозой, 1903—1904 — Дубовской Николай Никанорович (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 24 августа 2017.
  25. ↑ 1 2 3 И. В. Спирина, 2001, с. 19—21.
  26. ↑ Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 139.
  27. ↑ Выставка Дубовского, 1938.
  28. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 14.
  29. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 198.
  30. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—10.
  31. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 11.
  32. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 55.
  33. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 197.
  •  Век ожидания Николая Дубовского // Иные берега. — 2015. — № 1 (37).
  • Зименко В. М. Николай Никанорович Дубовской. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Выпуск второй. — М.: Искусство, 1959. — 438 с.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М.: Искусство, 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4.
  • Минченков Я. Д. Дубовской Николай Никанорович // Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 368 с.
  • Николай Никанорович Дубовской. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 45 с. — (Народная библиотечка по искусству).
  • Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. — М.: Искусство, 1952. — 408 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с. — ISBN 5-87685-054-3.
  • Фёдор Васильевич Мелёхин — основатель художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея в Омске. — Омск: издательство ОмГПУ, 2001. — 34 с. — (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях). — ISBN 5-8268-0536-6.
  • Энциклопедия пейзажа. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Николай Дубовской. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1963. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
  • Выставка произведений художника-академика Н. Н. Дубовского. Каталог. — Л.: Государственный Русский музей, 1938. — 43 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3.
  • Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Омск. Музейный гид / . — М.: Благотворительный фонд В. Потанина, 2014. — 24 с. — (Путеводители по музеям России 2014). — ISBN 978-5-91151-187-6.
  • Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Русская живопись XVIII — начала XX века / . — Омск: ООМИИ имени М. А. Врубеля, 2012. — 204 с. — ISBN 978-5-8042-0271-3.

ru.wikiyy.com

Родина (картина Дубовского) — Википедия РУ

«Родина» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1905 году. Принадлежит Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля (инв. Жр-199). Размер — 165 × 275 см[1].

Полагают, что Дубовской работал над картиной в 1903—1904 годах[2][3], а датой окончания работы считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины[1]. Полотно было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1], открывшейся в феврале 1905 года в Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву[4]. Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Италии, назвал картину Дубовского лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9].

Картину «Родина», так же как и более раннее полотно «На Вол­ге» (1892, ГТГ), относят к круп­но­фор­мат­ным эпическим произведениям Николая Дубовского[10]. Искусствовед Владислав Зименко писал, что полотно «Родина» выделяется «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа», а также отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю»[2]. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина стала «своеобразным итогом творчества художника», поскольку в оставшиеся годы жизни ему не удалось создать столь же значительных произведений[11].

История

Дебют Николая Дубовского на выставках передвижников состоялся в 1884 году — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей[2][12]. Большую известность получило полотно Дубовского «Притихло», представленное на 18-й передвижной выставке, открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге[13][14][15]. В 1898 году Императорская Академия художеств признала Дубовского академиком пейзажной живописи, а в 1900 году избрала его своим действительным членом[10][2][16].

  А. М. Васнецов. Родина (холст, масло, 49 × 73 см, 1886, ГТГ)

Исследователи творчества Дубовского полагают, что художник работал над картиной «Родина» в 1903—1904 годах[2][3][17]. Датой окончания работы над полотном считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины — «Н. Дубовской 1905»; эта же дата указана в каталоге Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[1]. Искусствоведы считают, что предвестниками создания картины были более ранние произведения Дубовского, такие как «Земля» (показанная на 22-й выставке передвижников в 1894 году), «Жатва» (1898), «После проливных дождей» и «Пашня» (1900)[18][19]. Важным этапом в работе над этой темой считается одноимённое полотно 1892 года, хранящееся в Художественной галерее Фонда поколений в Ханты-Мансийске (холст, масло, 162 × 143 см)[20]. Также считается, что на Дубовского могло оказать влияние одноимённое полотно Аполлинария Васнецова[21], написанное в 1886 году и хранящееся в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 49 × 73 см, инв. 967)[22]. Среди эскизов, написанных Дубовским в процессе работы над картиной «Родина», известно хранящееся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств полотно «Перед грозой» (холст, масло, 63 × 88 см, инв. Ж-747), поступившее туда в 1989 году из Государственного Русского музея[23][21][24].

  Н. Н. Дубовской. Родина (холст, масло, 162 × 143 см, 1892, Художественная галерея Фонда поколений, Ханты-Мансийск)

Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях описывал следующее происшествие, случившееся с картиной «Родина» в один из дней, когда он навещал Дубовского. Полотно к тому времени было уже почти закончено, на нём оставалось только наиболее выгодным способом расположить волов с пахарем. Вечером, когда Минченков пил чай с Дубовским и его родными, в мастерскую пробрался маленький сын Николая Никаноровича, Серёжа. Каким-то образом раздобыв палитру с красками, Серёжа решил «поправить» картину своего отца. По-видимому, ему показалось, что двух ворон для такой картины слишком мало, и он разукрасил чёрными пятнами всё полотно. В конце чаепития в мастерскую заглянула сестра Дубовского и пришла в ужас. По всей видимости, художнику потребовалось изрядно потрудиться, чтобы избавить картину от чёрных пятен, нанесённых его сыном[8].

Полотно «Родина» было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1][18], открывшейся в феврале 1905 года в здании Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. В апреле того же года передвижная выставка переехала в Москву, где проходила в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества[4]. Полотно Дубовского было встречено на выставке с большим подъёмом, поскольку, согласно Фаине Мальцевой, «реалистичностью изображения и силой созданного образа оно будило у зрителя чувство высокой любви к родине»[18].

  Н. Н. Дубовской. Земля (холст, масло, 104 × 143 см, 1894, частная коллекция)

Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6], куда оно было направлено «в числе лучших произведений русской школы живописи»[19]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Риме, высоко оценил картину Дубовского, назвав её лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9]. По словам искусствоведа Владислава Зименко, картина «Родина» «решительно господствовала там среди современных ей пейзажей, собранных со всего мира»[2].

В 1925 году полотно было передано из музея Академии художеств в создаваемый в то время художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея, на базе которого впоследствии был создан Омский областной музей изобразительных искусств, ныне носящий имя М. А. Врубеля[1][25]. Всего из центральных музейных фондов к 1925 году в Омск было передано около 150 живописных работ[25], среди которых, помимо «Родины», было ещё одно полотно Дубовского — «Закат» (холст, масло, 105 × 130 см, 1903, инв. Жр-200)[26]. Значительная заслуга в создании омской коллекции живописи принадлежала тогдашнему директору Западно-Сибирского краевого музея и руководителю его художественного отдела Фёдору Мелёхину, а также оказывавшему ему содействие в отборе картин искусствоведу Николаю Машковцеву, который в то время возглавлял подотдел провинциальных музеев Главнауки[25].

Картина «Родина» экспонировалась на выставке произведений Дубовского, проходившей в 1938 году в Государственном Русском музее в Ленинграде и посвящённой 20-летию со дня смерти художника[1][27]. Полотно неоднократно реставрировалось: в 1958 году — бригадой Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ) под руководством Ии Тихомировой, в 1973 году — Валентиной Бекишевой, а в 1988 и 2012 годах — Натальей Минько[1].

Описание

  Н. Н. Дубовской. Перед грозой (холст, масло, 63 × 88 см, 1903—1904, НТМИИ)

Как и у многих других произведений Дубовского, композиция картины «Родина» отличается простотой[28]. На ней изображён широкий простор полей[18]. Пейзаж показан как бы с высоты птичьего полёта — это даёт художнику возможность значительно увеличить широту охвата изображения. По небу плывут крупные облака, глубокие тени от которых покрывают значительную часть холмистой поверхности земли[19].

На переднем плане — участок вспаханной земли. Запряженные волы тянут плуг, за которым идёт крестьянин. Художник передаёт необъятность пространства полей, показывая перепаханные чёрные полосы, уходящие к горизонту. Вдали видны домики деревень. Бо́льшая часть поверхности земли покрыта тенью от о́блака, которая приглушает свежую зелень. Дальний план освещён солнцем — этот эффект усиливает впечатление бескрайности полей. Богатство и звучность колорита картины достигаются за счёт удачного выбора расположения освещённых и затенённых участков. Переданный эффект освещения «вносит в пейзаж декоративное начало, которое, однако, не вредит пластической выразительности образа, но ещё более усиливает могучую и широкую цветовую оркестровку всей картины»[18].

Отзывы

Художник Илья Репин, находившийся в Риме во время Всемирной художественной выставки 1911 года[en], на которой экспонировалась картина «Родина», так описывал своё впечатление от этого полотна в письме Дубовскому от 30 апреля 1911 года: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Ник[олай] Никан[орович], я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»[7][29][9]. В своих «Воспоминаниях о передвижниках» художник Яков Минченков писал, что в картине «Родина» Дубовской снова нашёл себя, прежним голосом запел про родные поля, с длинными полосами пашен и заброшенной деревушкой вдали — и всё это в широком просторе, под осенними облаками, тени от которых наводят тревожную грусть[8].

Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов, в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли», но наряду с этим можно заметить и «скорбные нотки тяжёлого раздумья над судьбами страны, народ которой живёт в вопиющей темноте и нищете, зная один только тяжкий труд»[2].

Искусствовед Тамара Юрова писала, что картина «Родина», в которой Дубовскому удалось «с наибольшим размахом и полнотой выразить лучшие стороны своего дарования», явилась синтезом его представлений о русском пейзаже. По её словам, в этом полотне были воплощены размышления Дубовского о жизни и труде человека, а также о земле, на которой он трудится, которую он обрабатывает своими руками изо дня в день. Она отмечала, что наблюдения, сделанные художником при создании предшествующих полотен, в картине «Родина» обрели обобщающий философский смысл, а «аналитический подход Дубовского к миру природы достиг здесь большой широты охвата и глубины». По словам Юровой, полотно «Родина» представляет собой своеобразный итог всего творчества художника[30], поскольку в оставшиеся годы жизни Дубовскому не удалось создать столь же значительных произведений[31].

Искусствовед Фаина Мальцева называла полотно «Родина» наиболее интересным из произведений Дубовского 1900-х годов[18], начало которых, наряду с 1890-ми годами, она относила к периоду наивысшего подъёма творчества художника[32]. Мальцева писала, что в картине «Родина» Дубовскому удалось «с большой реалистической силой передать грандиозное пространство полей с раскинутыми среди них деревнями»[18]. По мнению Мальцевой, в этом монументальном произведении[32] художнику удалось создать обобщённый образ, который вобрал в себя многое из того, что разрабатывалось им в более ранних пейзажах с мотивами полей[33][18].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 140.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 В. М. Зименко, 1949.
  3. ↑ 1 2 Т. В. Юрова, 1963, с. 9.
  4. ↑ 1 2 Ф. С. Рогинская, 1989, с. 420.
  5. ↑ 1 2 Музейный гид ООМИИ, 2014, с. 19.
  6. ↑ 1 2 Л. Давтян, 2015.
  7. ↑ 1 2 3 И. Е. Репин, 1952, с. 203.
  8. ↑ 1 2 3 4 Я. Д. Минченков, 1965.
  9. ↑ 1 2 3 А. А. Прохоров, 1967, с. 16.
  10. ↑ 1 2 А. М. Муратов. Дубовской Николай Никанорович (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Проверено 15 августа 2017.
  11. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—11.
  12. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 4.
  13. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 19.
  14. ↑ Ф. С. Рогинская, 1989, с. 419.
  15. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 238, № 522.
  16. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 237.
  17. ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 136.
  18. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 54.
  19. ↑ 1 2 3 Т. В. Юрова, 1963, с. 10.
  20. ↑ Дубовской Николай Никанорович. «Родина». Из коллекции Фонда поколений (HTML). Культурное наследие Югры — hmao.kaisa.ru. Проверено 17 августа 2017.
  21. ↑ 1 2 Л. А. Хайдукова. «Это лучший пейзаж всей выставки…» (HTML). Тагильский рабочий — tagilka.ru (23 декабря 2014). Проверено 24 августа 2017.
  22. ↑ Каталог ГТГ, т. 5, 2005, с. 78, № 219.
  23. ↑ Дубовской (Дубовский) Николай Никанорович. Перед грозой. Эскиз к картине «Родина» (HTML). Нижнетагильский музей изобразительных искусств — www.artmnt.ru. Проверено 15 августа 2017.
  24. ↑ Перед грозой, 1903—1904 — Дубовской Николай Никанорович (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 24 августа 2017.
  25. ↑ 1 2 3 И. В. Спирина, 2001, с. 19—21.
  26. ↑ Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 139.
  27. ↑ Выставка Дубовского, 1938.
  28. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 14.
  29. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 198.
  30. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—10.
  31. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 11.
  32. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 55.
  33. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 197.

Литература

  • Давтян Л. Век ожидания Николая Дубовского // Иные берега. — 2015. — № 1 (37).
  • Зименко В. М. Николай Никанорович Дубовской. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Выпуск второй. — М.: Искусство, 1959. — 438 с.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М.: Искусство, 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4.
  • Минченков Я. Д. Дубовской Николай Никанорович // Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 368 с.
  • Прохоров А. А. Николай Никанорович Дубовской. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 45 с. — (Народная библиотечка по искусству).
  • Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. — М.: Искусство, 1952. — 408 с.
  • Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с. — ISBN 5-87685-054-3.
  • Спирина И. В. Фёдор Васильевич Мелёхин — основатель художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея в Омске. — Омск: издательство ОмГПУ, 2001. — 34 с. — (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях). — ISBN 5-8268-0536-6.
  • Ткач М. И. Энциклопедия пейзажа. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Юрова Т. В. Николай Дубовской. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1963. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
  • Выставка произведений художника-академика Н. Н. Дубовского. Каталог. — Л.: Государственный Русский музей, 1938. — 43 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3.
  • Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Омск. Музейный гид / Н. Золотова. — М.: Благотворительный фонд В. Потанина, 2014. — 24 с. — (Путеводители по музеям России 2014). — ISBN 978-5-91151-187-6.
  • Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Русская живопись XVIII — начала XX века / И. Г. Девятьярова. — Омск: ООМИИ имени М. А. Врубеля, 2012. — 204 с. — ISBN 978-5-8042-0271-3.

Ссылки

http-wikipediya.ru

Родина (картина Дубовского) — википедия фото

«Родина» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1905 году. Принадлежит Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля (инв. Жр-199). Размер — 165 × 275 см[1].

Полагают, что Дубовской работал над картиной в 1903—1904 годах[2][3], а датой окончания работы считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины[1]. Полотно было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1], открывшейся в феврале 1905 года в Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву[4]. Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Италии, назвал картину Дубовского лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9].

Картину «Родина», так же как и более раннее полотно «На Вол­ге» (1892, ГТГ), относят к круп­но­фор­мат­ным эпическим произведениям Николая Дубовского[10]. Искусствовед Владислав Зименко писал, что полотно «Родина» выделяется «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа», а также отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю»[2]. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина стала «своеобразным итогом творчества художника», поскольку в оставшиеся годы жизни ему не удалось создать столь же значительных произведений[11].

История

Дебют Николая Дубовского на выставках передвижников состоялся в 1884 году — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей[2][12]. Большую известность получило полотно Дубовского «Притихло», представленное на 18-й передвижной выставке, открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге[13][14][15]. В 1898 году Императорская Академия художеств признала Дубовского академиком пейзажной живописи, а в 1900 году избрала его своим действительным членом[10][2][16].

  А. М. Васнецов. Родина (холст, масло, 49 × 73 см, 1886, ГТГ)

Исследователи творчества Дубовского полагают, что художник работал над картиной «Родина» в 1903—1904 годах[2][3][17]. Датой окончания работы над полотном считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины — «Н. Дубовской 1905»; эта же дата указана в каталоге Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[1]. Искусствоведы считают, что предвестниками создания картины были более ранние произведения Дубовского, такие как «Земля» (показанная на 22-й выставке передвижников в 1894 году), «Жатва» (1898), «После проливных дождей» и «Пашня» (1900)[18][19]. Важным этапом в работе над этой темой считается одноимённое полотно 1892 года, хранящееся в Художественной галерее Фонда поколений в Ханты-Мансийске (холст, масло, 162 × 143 см)[20]. Также считается, что на Дубовского могло оказать влияние одноимённое полотно Аполлинария Васнецова[21], написанное в 1886 году и хранящееся в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 49 × 73 см, инв. 967)[22]. Среди эскизов, написанных Дубовским в процессе работы над картиной «Родина», известно хранящееся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств полотно «Перед грозой» (холст, масло, 63 × 88 см, инв. Ж-747), поступившее туда в 1989 году из Государственного Русского музея[23][21][24].

  Н. Н. Дубовской. Родина (холст, масло, 162 × 143 см, 1892, Художественная галерея Фонда поколений, Ханты-Мансийск)

Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях описывал следующее происшествие, случившееся с картиной «Родина» в один из дней, когда он навещал Дубовского. Полотно к тому времени было уже почти закончено, на нём оставалось только наиболее выгодным способом расположить волов с пахарем. Вечером, когда Минченков пил чай с Дубовским и его родными, в мастерскую пробрался маленький сын Николая Никаноровича, Серёжа. Каким-то образом раздобыв палитру с красками, Серёжа решил «поправить» картину своего отца. По-видимому, ему показалось, что двух ворон для такой картины слишком мало, и он разукрасил чёрными пятнами всё полотно. В конце чаепития в мастерскую заглянула сестра Дубовского и пришла в ужас. По всей видимости, художнику потребовалось изрядно потрудиться, чтобы избавить картину от чёрных пятен, нанесённых его сыном[8].

Полотно «Родина» было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1][18], открывшейся в феврале 1905 года в здании Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. В апреле того же года передвижная выставка переехала в Москву, где проходила в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества[4]. Полотно Дубовского было встречено на выставке с большим подъёмом, поскольку, согласно Фаине Мальцевой, «реалистичностью изображения и силой созданного образа оно будило у зрителя чувство высокой любви к родине»[18].

  Н. Н. Дубовской. Земля (холст, масло, 104 × 143 см, 1894, частная коллекция)

Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6], куда оно было направлено «в числе лучших произведений русской школы живописи»[19]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Риме, высоко оценил картину Дубовского, назвав её лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9]. По словам искусствоведа Владислава Зименко, картина «Родина» «решительно господствовала там среди современных ей пейзажей, собранных со всего мира»[2].

В 1925 году полотно было передано из музея Академии художеств в создаваемый в то время художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея, на базе которого впоследствии был создан Омский областной музей изобразительных искусств, ныне носящий имя М. А. Врубеля[1][25]. Всего из центральных музейных фондов к 1925 году в Омск было передано около 150 живописных работ[25], среди которых, помимо «Родины», было ещё одно полотно Дубовского — «Закат» (холст, масло, 105 × 130 см, 1903, инв. Жр-200)[26]. Значительная заслуга в создании омской коллекции живописи принадлежала тогдашнему директору Западно-Сибирского краевого музея и руководителю его художественного отдела Фёдору Мелёхину, а также оказывавшему ему содействие в отборе картин искусствоведу Николаю Машковцеву, который в то время возглавлял подотдел провинциальных музеев Главнауки[25].

Картина «Родина» экспонировалась на выставке произведений Дубовского, проходившей в 1938 году в Государственном Русском музее в Ленинграде и посвящённой 20-летию со дня смерти художника[1][27]. Полотно неоднократно реставрировалось: в 1958 году — бригадой Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ) под руководством Ии Тихомировой, в 1973 году — Валентиной Бекишевой, а в 1988 и 2012 годах — Натальей Минько[1].

Описание

  Н. Н. Дубовской. Перед грозой (холст, масло, 63 × 88 см, 1903—1904, НТМИИ)

Как и у многих других произведений Дубовского, композиция картины «Родина» отличается простотой[28]. На ней изображён широкий простор полей[18]. Пейзаж показан как бы с высоты птичьего полёта — это даёт художнику возможность значительно увеличить широту охвата изображения. По небу плывут крупные облака, глубокие тени от которых покрывают значительную часть холмистой поверхности земли[19].

На переднем плане — участок вспаханной земли. Запряженные волы тянут плуг, за которым идёт крестьянин. Художник передаёт необъятность пространства полей, показывая перепаханные чёрные полосы, уходящие к горизонту. Вдали видны домики деревень. Бо́льшая часть поверхности земли покрыта тенью от о́блака, которая приглушает свежую зелень. Дальний план освещён солнцем — этот эффект усиливает впечатление бескрайности полей. Богатство и звучность колорита картины достигаются за счёт удачного выбора расположения освещённых и затенённых участков. Переданный эффект освещения «вносит в пейзаж декоративное начало, которое, однако, не вредит пластической выразительности образа, но ещё более усиливает могучую и широкую цветовую оркестровку всей картины»[18].

Отзывы

Художник Илья Репин, находившийся в Риме во время Всемирной художественной выставки 1911 года[en], на которой экспонировалась картина «Родина», так описывал своё впечатление от этого полотна в письме Дубовскому от 30 апреля 1911 года: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Ник[олай] Никан[орович], я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»[7][29][9]. В своих «Воспоминаниях о передвижниках» художник Яков Минченков писал, что в картине «Родина» Дубовской снова нашёл себя, прежним голосом запел про родные поля, с длинными полосами пашен и заброшенной деревушкой вдали — и всё это в широком просторе, под осенними облаками, тени от которых наводят тревожную грусть[8].

Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов, в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли», но наряду с этим можно заметить и «скорбные нотки тяжёлого раздумья над судьбами страны, народ которой живёт в вопиющей темноте и нищете, зная один только тяжкий труд»[2].

Искусствовед Тамара Юрова писала, что картина «Родина», в которой Дубовскому удалось «с наибольшим размахом и полнотой выразить лучшие стороны своего дарования», явилась синтезом его представлений о русском пейзаже. По её словам, в этом полотне были воплощены размышления Дубовского о жизни и труде человека, а также о земле, на которой он трудится, которую он обрабатывает своими руками изо дня в день. Она отмечала, что наблюдения, сделанные художником при создании предшествующих полотен, в картине «Родина» обрели обобщающий философский смысл, а «аналитический подход Дубовского к миру природы достиг здесь большой широты охвата и глубины». По словам Юровой, полотно «Родина» представляет собой своеобразный итог всего творчества художника[30], поскольку в оставшиеся годы жизни Дубовскому не удалось создать столь же значительных произведений[31].

Искусствовед Фаина Мальцева называла полотно «Родина» наиболее интересным из произведений Дубовского 1900-х годов[18], начало которых, наряду с 1890-ми годами, она относила к периоду наивысшего подъёма творчества художника[32]. Мальцева писала, что в картине «Родина» Дубовскому удалось «с большой реалистической силой передать грандиозное пространство полей с раскинутыми среди них деревнями»[18]. По мнению Мальцевой, в этом монументальном произведении[32] художнику удалось создать обобщённый образ, который вобрал в себя многое из того, что разрабатывалось им в более ранних пейзажах с мотивами полей[33][18].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 140.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 В. М. Зименко, 1949.
  3. ↑ 1 2 Т. В. Юрова, 1963, с. 9.
  4. ↑ 1 2 Ф. С. Рогинская, 1989, с. 420.
  5. ↑ 1 2 Музейный гид ООМИИ, 2014, с. 19.
  6. ↑ 1 2 Л. Давтян, 2015.
  7. ↑ 1 2 3 И. Е. Репин, 1952, с. 203.
  8. ↑ 1 2 3 4 Я. Д. Минченков, 1965.
  9. ↑ 1 2 3 А. А. Прохоров, 1967, с. 16.
  10. ↑ 1 2 А. М. Муратов. Дубовской Николай Никанорович (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Проверено 15 августа 2017.
  11. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—11.
  12. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 4.
  13. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 19.
  14. ↑ Ф. С. Рогинская, 1989, с. 419.
  15. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 238, № 522.
  16. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 237.
  17. ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 136.
  18. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 54.
  19. ↑ 1 2 3 Т. В. Юрова, 1963, с. 10.
  20. ↑ Дубовской Николай Никанорович. «Родина». Из коллекции Фонда поколений (HTML). Культурное наследие Югры — hmao.kaisa.ru. Проверено 17 августа 2017.
  21. ↑ 1 2 Л. А. Хайдукова. «Это лучший пейзаж всей выставки…» (HTML). Тагильский рабочий — tagilka.ru (23 декабря 2014). Проверено 24 августа 2017.
  22. ↑ Каталог ГТГ, т. 5, 2005, с. 78, № 219.
  23. ↑ Дубовской (Дубовский) Николай Никанорович. Перед грозой. Эскиз к картине «Родина» (HTML). Нижнетагильский музей изобразительных искусств — www.artmnt.ru. Проверено 15 августа 2017.
  24. ↑ Перед грозой, 1903—1904 — Дубовской Николай Никанорович (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 24 августа 2017.
  25. ↑ 1 2 3 И. В. Спирина, 2001, с. 19—21.
  26. ↑ Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 139.
  27. ↑ Выставка Дубовского, 1938.
  28. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 14.
  29. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 198.
  30. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—10.
  31. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 11.
  32. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 55.
  33. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 197.

Литература

  • Давтян Л. Век ожидания Николая Дубовского // Иные берега. — 2015. — № 1 (37).
  • Зименко В. М. Николай Никанорович Дубовской. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Выпуск второй. — М.: Искусство, 1959. — 438 с.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М.: Искусство, 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4.
  • Минченков Я. Д. Дубовской Николай Никанорович // Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 368 с.
  • Прохоров А. А. Николай Никанорович Дубовской. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 45 с. — (Народная библиотечка по искусству).
  • Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. — М.: Искусство, 1952. — 408 с.
  • Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с. — ISBN 5-87685-054-3.
  • Спирина И. В. Фёдор Васильевич Мелёхин — основатель художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея в Омске. — Омск: издательство ОмГПУ, 2001. — 34 с. — (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях). — ISBN 5-8268-0536-6.
  • Ткач М. И. Энциклопедия пейзажа. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Юрова Т. В. Николай Дубовской. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1963. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
  • Выставка произведений художника-академика Н. Н. Дубовского. Каталог. — Л.: Государственный Русский музей, 1938. — 43 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3.
  • Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Омск. Музейный гид / Н. Золотова. — М.: Благотворительный фонд В. Потанина, 2014. — 24 с. — (Путеводители по музеям России 2014). — ISBN 978-5-91151-187-6.
  • Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Русская живопись XVIII — начала XX века / И. Г. Девятьярова. — Омск: ООМИИ имени М. А. Врубеля, 2012. — 204 с. — ISBN 978-5-8042-0271-3.

Ссылки

org-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта