Картины социалистического реализма. Соцреализм картины


Соцреализм. Картины и художники: tstealth2

Соцреализм - направление в искусстве, не только вызывающее сегодня споры, но и обросшее современными антихудожественными подражаниями, которые компрометируют данное направление и вводят в заблуждение человека плохо знакомого с идеями, жизненными установками и эпохой, ставшей основой соцреализма. Хотя, конечно, нельзя не признать, что направление само по себе неоднородно и сильно эволюционировало с течением времени.

Однако никакие трансформации не смогли изменить сути соцреализма, адресующегося к всему лучшему в человеке. Соцреализм остается одним из крупнейших достижений культурной жизни XX века. Многие полотна уходят с молотка на самых крупных мировых аукционов. Уходят, чтобы никогда больше не открыть свое лицо людям, о которых и для которых они писались.

Я предлагаю читателю оценить собрание полотен и небольшую заметку о соцреализме, взятую мной тут, надеюсь автор простит мне это самоуправство.Всем, кто интересуется темой, рекомендую просто погуглить по фамилиям авторов. Интернет выдаст еще много очень интересных полотен и даже в хорошем качестве.

Соцреализм, картины и художники - 01

Луппов Сергей Михайлович. «Спортивные игры на стадионе», 1928. Холст, масло. 166 x 249

Сегодня я хочу вам предложить разговор о соцреализме в живописи. Тема, скажу вам честно, совсем не простая, и задумался я о живописи советского периода после того, как прочитал один из комментариев на сайте.

Я не буду приводить этот комментарий полностью, но суть его сводилась (как я его понял) к следующему:

  • были «маститые» художники, которые писали безмерный и далекий от правды жизни энтузиазм;
  • художники, которым этот «энтузиазм» претил, писали «цветочки, натюрмортики, пейзажики, птичек-котиков и бытовые милые сценки».

И получается, что не было живописи в СССР. Впрочем, и народ был какой-то «не задумчивый». Я не буду сейчас рассуждать о недостатках и прелестях жизни в СССР – у этого сайта совсем другая тематика и у меня нет желания открывать дискуссию «про СССР». Для таких горячих дискуссий у меня есть другой сайт.

Что же касается искусства, то, мне так кажется, есть две основные причины такого идейного отношения к живописи периода СССР, ныне именуемой соцреализмом:

  • очень слабое поверхностное представление о предмете дискуссии;
  • твёрдая точка зрения — я не знаю и знать не хочу по той простой причине, что всё созданное в СССР плохо потому, что это было создано в СССР. И всё!!!

Я не буду сейчас проводить ликбез (тем более, что второй категории людей он и не нужен). Просто предлагаю вспомнить имена некоторых художников и их картины. По понятной причине у меня нет возможности «пригласить» в эту галерею всех авторов и тем более не могу показать все работы этих художников. Тут нужно создавать просто огромный сайт.

В эту галерею я подобрал почти три десятка работ не связанных единой темой. Как-то хотелось показать, что были не только вожди и безмерный энтузиазм. Это раз. А два – были мастера живописи, работы которых, как минимум, не корректно именовать «натюрмортиками» и «пейзажиками». Дремучее хамство это.

Художники и картины времен соцреализма

соцреализм, картины и художники - 02

Яблонская Татьяна Николаевна, "Хлеб" 1949, 370×201 см

Соцреализм, картины и художники - 03

Решетников Федор Павлович. «Добыли языка»

Соцреализм, картины и художники - 04

Иванникова Светлана Федоровна, «Субботние работы», 1941

Соцреализм, картины и художники - 05

Ряснянский Михаил Алексеевич. «Комсомольская свадьба»

Соцреализм, картины и художники - 06

Яновская Ольга Дмитриевна. «Мастера тортов», 1937-1939 гг.

Соцреализм, картины и художники - 07

Ткачевы Алексей Петрович и Сергей Петрович. «Дочери», 1976 - 1977 г.

Соцреализм, картины и художники - 08

Дейнека Александр Александрович. «Эстафета по кольцу «Б», 1947. Холст, масло. 199 x 299 см

Соцреализм, картины и художники - 09

Китаев Ахмед Ибадуллович, «Мы идем в новую жизнь», 1950-е.

Соцреализм, картины и художники - 10

Герасимов Сергей Васильевич, "Колхозный праздник". 1937 г. Холст, масло. 234 x 372 см

Соцреализм, картины и художники - 11

Смукрович Петр Иосифович

Соцреализм, картины и художники - 12

Попков Виктор Ефимович, "Весна в депо", 1958 год

соцреализм, картины и художники - 13

Васильева Мария Михайловна. «С удоя». 1961 Холст, масло

соцреализм, картины и художники - 14

Налбандян Дмитрий Аркадьевич. «Дрезден»

соцреализм, картины и художники - 15

Шевандронова Ирина Васильевна. «На приёме у врача»

соцреализм, картины и художники - 16

Володин Михаил Фёдорович. «Концерт на стройке»

соцреализм, картины и художники - 17

Медяников Сергей Иванович. Птицеферма в Симферополе, 1987 г. Холст, масло. 123х180.

соцреализм, картины и художники - 18

Тихий Иван Антонович. «Приём в пионеры»

соцреализм, картины и художники - 19

Мочальский Дмитрий Константинович. «Новосёлы. Из палатки в новый дом»

соцреализм, картины и художники - 20

Мочальский Дмитрий Константинович

соцреализм, картины и художники - 21

Мыльников Андрей Андреевич

соцреализм, картины и художники - 22

Ковалевская Зинаида Андреевна

соцреализм, картины и художники - 23

Баскаков Николай Николаевич. «Бабушка с внуками»

соцреализм, картины и художники - 24

Тырса Николай Андреевич. «Любовники», 1930 г.

соцреализм, картины и художники - 25

Солодовников Алексей Павлович. «Юный шахматист»

соцреализм, картины и художники - 26

Коробов Григорий Семенович

соцреализм, картины и художники - 27

Кутилин Владимир Александрович. «Жена»

соцреализм, картины и художники - 28

Любимов Александр Михайлович. «Материнство»

соцреализм, картины и художники - 29

Пименов Юрий. «Женщина в гамаке», 1934. Холст, масло. 130 x 162

соцреализм, картины и художники - 30

Кутилин Владимир Александрович. «Первое поле»

P.S Все же обидно, что хорошие советские картины уходят в частные коллекции. И при этом за немалые деньги.

tstealth1.livejournal.com

Картины социалистического реализма / Назад в СССР / Back in USSR

Термин «соцреализм» официально появился в 1934 году, после употребления его Горьким на Первом съезде советских писателей, далее он уже плотно вошел во все сферы искусства, в том числе и живопись. Художники стали еще одним инструментом агитации и пропаганды, но вы только взгляните, как талантливо и душевно они изображали жизнь советских граждан. Фишки предлагают окунуться в виртуальную галерею по соцреализму: уже чувствуете запах свежескошенной травы? Талалаев Анатолий Николаевич «Лето», 1965 годХохловкина Эльза Давидовна «После работы»С.Ф. Иванникова «Субботняя работа»Татьяна Яблонская «Разделение зерна», 1949 годВсеволод Петров-Маслаков «Обед в поле», 1927Широков Алексей Александрович «Трактор пришел», 1972Ряснянский М. А. «Комсомольская свадьба», 1970«Прием в пионеры» В.А. Цветков, 1951 годТкачев Михаил Евдокимович «Повариха», 1968 Козлов Виктор Петрович «Нагулялся», 1961 годШапаев Федор Васильевич «Сельский врач», 1964 Григорьев-Савушкин Павел «Крановщица», 1955 год«Утро» Есин Б.Е., 1969Скубко-Карпас Людмила Львовна «Интересная передача», 1952Михаил Костин «На Сталинском заводе», 1949Хабленко Михаил Семёнович «Разговор о земле», 1974«Деревня строится» Руднев Леонид Иванович, 1963Юрий Пименов «Девушки из магазина», 1965

back-in-ussr.com

Соцреализм • Arzamas

От Дейнеки до картины «Опять двойка»: какой стиль живописи создал Сталин

Автор Галина Ельшевская

Фильм «Цирк» режиссера Григория Александрова заканчивается так: демон­страция, люди в белых одеждах с сияющими лицами шествуют под песню «Широка страна моя родная». Этот кадр через год после выхода фильма, в 1937-м, будет буквально повторен в монументальном панно Александра Дей­неки «Стахановцы» — разве что вместо чернокожего ребенка, который сидит на плече одного из демонстрантов, здесь на плечо стахановки посадят белого. А потом та же композиция будет использована в гигантском полотне «Знатные люди Страны Советов», написанном бригадой художников под руко­водством Василия Ефанова: это коллективный портрет, где представлены вместе герои труда, полярники, летчики, акыны и артисты. Такой жанр апофеоза — и он бо­лее всего дает зрительное представление о стиле, который практически моно­польно господствовал в советском искусстве более двух десятилетий. Соцреа­лизм, или, как назвал его критик Борис Гройс, «стиль Сталин». 

Кадр из кинофильма Григория Александрова «Цирк». 1936 годКиностудия «Мосфильм»

Социалистический реализм сделался официальным термином в 1934 году, по­сле того как Горький употребил это словосочетание на Первом съезде совет­ских писателей (до этого были случайные употребления). Потом оно попало в устав Союза писателей, но объяснено было совсем невнятно и очень трескуче: про идейное воспитание человека в духе социализма, про изображение дей­ствительности в ее революционном развитии. Вот этот вектор — устремлен­ность в будущее, революционное развитие — мог быть как-то еще применен к литературе, потому что литература — временно́е искусство, в ней есть сюжет­ная последовательность и возможна эволюция героев. А как применить это к изобразительному искусству — непонятно. Тем не менее термин распростра­нился на весь спектр культуры и стал обязательным для всего. 

Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства соцреализма было государство. Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды. Соответственно, канон соцреализма вменял в обязанность советскому худож­нику и писателю изображать ровно то, что государство хочет видеть. Это каса­лось не только тематики, но и формы, способа изображения. Конечно, прямого заказа могло и не быть, художники творили как бы по зову сердца, но над ними существовала некая принимающая инстанция, и она решала, быть ли, напри­мер, картине на выставке и заслуживает ли автор поощрения или совсем наобо­рот. Такая властная вертикаль в вопросе о закупках, заказах и прочих способах поощрения творческой деятельности. Роль этой принимающей инстанции ча­сто играли критики. Притом что никаких нормативных поэтик и сводов правил в соцреалистическом искусстве не было, критика хорошо ловила и транслиро­вала верховные идеологические флюиды. По тону эта критика могла быть глумливой, уничтожающей, репрессивной. Она вершила суд и утверждала при­говор.

Система госзаказа складывалась еще в двадцатые годы, и тогда главными наем­ными художниками были участники АХРРа — Ассоциации художников рево­люционной России. Необходимость выполнять соцзаказ была записана в их де­кларации, а заказчиками были государственные органы: Реввоенсовет, Красная армия и так далее. Но тогда это заказное искусство существовало в разнообраз­ном поле, среди множества совершенно других инициатив. Были сообщества совсем иного толка — авангардистские и не вполне авангардистские: все они конкурировали за право быть главным искусством современности. АХРР в этой борьбе победил, потому что его эстетика отвечала и вкусам власти, и массово­му вкусу. Живопись, которая просто иллюстрирует и протоколирует сюжеты действительности, всем понятна. И естественно, что после принудительного роспуска всех художественных группировок в 1932 году именно эта эстетика сделалась основой социалистического реализма — обязательного к испол­нению. 

В соцреализме жестко выстроена иерархия живописных жанров. На ее верши­не — так называемая тематическая картина. Это изобразительный рассказ с правильно расставленными акцентами. Сюжет имеет отношение к современ­ности — а если не к современности, то к тем ситуациям прошлого, которые нам эту прекрасную современность обещают. Как и было сказано в определении соцреализма: действительность в ее революционном развитии. 

В такой картине часто присутствует конфликт сил — но какая из сил правая, демонстрируется недвусмысленно. Например, в картине Бориса Иогансона «На старом уральском заводе» фигура рабочего находится на свету, а фигура эксплуататора-фабриканта погружена в тень; к тому же художник наградил его отталкивающей внешностью. В его же картине «Допрос коммунистов» мы ви­дим только затылок белого офицера, ведущего допрос, — затылок жирный и складчатый. 

1 / 2

Борис Иогансон. На старом уральском заводе. 1937 годФотография РИА «Новости», Государственная Третьяковская галерея

2 / 2

Борис Иогансон. Допрос коммунистов. 1933 годФотография РИА «Новости», Государственная Третьяковская галерея

Тематические картины с историко-революционным содержанием смыкались с картинами батальными и собственно историческими. Исторические по­шли главным образом после войны, и они по жанру близки к уже описанным картинам-апофеозам — такая оперная эстетика. Например, в картине Алек­сандра Бубнова «Утро на Куликовом поле», где русское войско ждет начала битвы с татаро-монголами. Апофеозы создавались и на условно современном материале — таковы два «Колхозных праздника» 1937 года, Сергея Герасимова и Аркадия Пластова: торжествующее изобилие в духе более позднего фильма «Кубанские казаки». Вообще, искусство соцреализма любит изобилие — всего должно быть много, потому что изобилие — это радость, полнота и исполнение чаяний.

1 / 2

Александр Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947 годы Государственная Третьяковская галерея

2 / 2

Сергей Герасимов. Колхозный праздник. 1937 год Фотография Э. Когана / РИА «Новости»; Государственная Третьяковская галерея

В соцреалистических пейзажах тоже важен масштаб. Очень часто это панора­мы «русского раздолья» — как бы образ всей страны в конкретном ландшафте. Картина Федора Шурпина «Утро нашей Родины» — яркий пример такого пей­зажа. Правда, здесь пейзаж — только фон для фигуры Сталина, но и в других подобных панорамах Сталин как бы незримо присутствует. И важно, что пей­зажные композиции горизонтально ориентированы — не устремленная верти­каль, не динамически активная диагональ, а горизонтальная статика. Это мир неизменный, уже свершившийся. 

Федор Шурпин. Утро нашей родины. 1946–1948 годыГосударственная Третьяковская галерея

С другой стороны, очень популярны гиперболизированные индустриальные пейзажи — стройки-гиганты, например. Родина строит Магнитку, Днепрогэс, заводы, фабрики, электростанции и так далее. Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и в том, как все нарисовано: изо­бразительная ткань заметно тяжелеет и уплотняется. 

Между прочим, в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают бывшие «бубновые валеты», например Лентулов. Свойственная их живописи материальность оказалась очень кстати в новой ситуации. 

И в портретах этот материальный напор очень ощутим, особенно в женских. Уже не только на уровне живописной фактуры, но даже в антураже. Такая тка­невая тяжесть — бархат, плюш, меха, и все по ощущению слегка траченое, с антикварным оттенком. Таков, например, у Иогансона портрет актрисы Зер­каловой; у Ильи Машкова есть такие портреты — вполне салонные. 

Борис Иогансон. Портрет заслуженной артистки РСФСР Дарьи Зеркаловой. 1947 годФотография Абрама Штеренберга / РИА «Новости»; Государственная Третьяковская галерея

А в целом портреты почти в просветительском духе рассматриваются как спо­соб восславить выдающихся людей, которые своим трудом заслужили право на портретирование. Иногда эти труды представлены прямо в тексте портрета: вот академик Павлов напряженно размышляет у себя в лаборатории на фоне биостанций, вот хирург Юдин делает операцию, вот скульптор Вера Мухина лепит статуэтку Борея. Все это портреты, созданные Михаилом Нестеровым. В 80–90-е годы XIX века он был создателем собственного жанра монастырских идиллий, потом надолго замолчал, а в 1930-е годы вдруг оказался главным советским портретистом. И учителем Павла Корина, чьи портреты Горького, актера Леонидова или маршала Жукова по монументальному строю уже напо­минают памятники. 

1 / 2

Михаил Нестеров. Портрет скульптора Веры Мухиной. 1940 годФотография Алексея Бушкина / РИА «Новости»; Государственная Третьяковская галерея

2 / 2

Михаил Нестеров. Портрет хирурга Сергея Юдина. 1935 годФотография Олега Игнатовича / РИА «Новости»; Государственная Третьяковская галерея

Монументальность распространяется даже на натюрморты. И называются они, например у того же Машкова, эпически — «Снедь московская» или «Советские хлебы». Бывшие «бубновые валеты» вообще первые по части предметного бо­гатства. Например, в 1941 году Петр Кончаловский пишет картину «Алексей Николаевич Толстой в гостях у художника» — и перед писателем окорок, лом­тики красной рыбы, запеченная птица, огурцы, помидоры, лимон, рюмки для разных напитков… Но тенденция к монументализации — общая. Приветствует­ся все тяжелое, солидное. У Дейнеки спортивные тела его персонажей груз­неют, набирают вес. У Александра Самохвалова в серии «Метростроевки» и у других мастеров из бывшего объединения «Круг художников» появляется мотив «большой фигуры» — такие женские божества, олицетворяющие земную мощь и силу созидания. И сама живопись становится грузной, густой. Но гу­стой — в меру. 

Петр Кончаловский. Алексей Толстой в гостях у художника. 1941 годФотография РИА «Новости», Государственная Третьяковская галерея

Потому что умеренность — это тоже важная примета стиля. С одной стороны, должен быть заметен кистевой мазок — знак того, что художник трудился. Если фактура заглажена, то работа автора не видна — а она должна быть видна. И, скажем, у того же Дейнеки, который прежде оперировал сплошными цвето­выми плоскостями, теперь поверхность картины делается рельефнее. С другой стороны, лишняя маэстрия тоже не поощряется — это нескромно, это выпячи­вание себя. Слово «выпячивание» очень грозно звучит в 1930-е годы, когда ве­дется кампания борьбы с формализмом — и в живописи, и в детской книге, и в музыке, и вообще везде. Это как бы борьба с неправильными влияниями, но на самом деле это борьба вообще с любой манерой, с любыми приемами. Ведь прием ставит под сомнение искренность художника, а искренность — это абсолютное слияние с предметом изображения. Искренность не подразумевает никакого посредничества, а прием, влияние — это посредничество и есть. 

Тем не менее для разных задач существуют разные методы. Например, для ли­рических сюжетов вполне годится некий бескрасочный, «дождливый» импрес­сионизм. Он проявился не только в жанрах Юрия Пименова — в его картине «Новая Москва», где девушка едет в открытом авто по центру столицы, пре­ображенной новыми стройками, или в поздних «Новых кварталах» — серии про строительство окраинных микрорайонов. Но и, скажем, в огромном полот­не Александра Герасимова «Иосиф Сталин и Климент Ворошилов в Кремле» (народ­ное название — «Два вождя после дождя»). Атмосфера дождя обозна­чает человеческую теплоту, открытость друг другу. Конечно, такого импрес­сионистского языка не может быть в изображении парадов и торжеств — там все по-прежнему предельно строго, академично.

1 / 2

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937 год Фотография А. Сайкова / РИА «Новости»; Государственная Третьяковская галерея

2 / 2

Александр Герасимов. Иосиф Сталин и Климент Ворошилов в Кремле. 1938 годФотография Виктора Великжанина / Фотохроника ТАСС; Государственная Третьяковская галерея

Уже говорилось о том, что у социалистического реализма есть футуристиче­ский вектор — устремленность в будущее, к итогу революционного развития. А поскольку победа социализма неизбежна, то признаки свершившегося бу­дущего присутствуют и в настоящем. Получается, что в соцреализме время схлопывается. Настоящее — это уже будущее, причем такое, за которым ни­какого следующего будущего не будет. История достигла своего высшего пика и остановилась. Дейнековские стахановцы в белых одеждах уже не люди — они небожители. И они смотрят даже не на нас, а куда-то в вечность — которая уже здесь, уже с нами. 

Где-то примерно в 1936–1938 годах это получает свой окончательный вид. Здесь высшая точка соцреализма — и обязательным героем становится Сталин. Его появление на картинах Ефанова, или Сварога, или кого угодно выглядит чудом — и это библейский мотив чудесного явления, традиционно связанный, естественно, с совершенно иными героями. Но так работает память жанра. В этот момент соцреализм действительно становится большим стилем, стилем тоталитарной утопии — только это утопия сбывшаяся. А раз эта утопия сбыв­шаяся, то происходит застывание стиля — монументальная академизация.

А всякое другое искусство, которое основывалось на другом понимании пла­стических ценностей, оказывается искусством забытым, «подшкафным», невидимым. Конечно, у художников были какие-то пазухи, в которых можно было существовать, где сохранялись и воспроизводились культурные навыки. Например, в 1935 году при Академии архитектуры основывается Мастерская монументальной живописи, которую ведут художники старой выучки — Вла­димир Фаворский, Лев Бруни, Константин Истомин, Сергей Романович, Нико­лай Чернышев. Но все подобные оазисы существуют недолго.

Здесь есть парадокс. Тоталитарное искусство в своих словесных декларациях обращено именно к человеку — слова «человек», «человечность» присутствуют во всех манифестах соцреализма этой поры. Но на самом деле соцреализм отчасти продолжает вот этот мессианский пафос авангарда с его мифотворче­ской патетикой, с его апологией результата, со стремлением переделать весь мир — а среди такого пафоса места отдельному человеку не остается. А «тихие» живописцы, которые деклараций не пишут, но в реальности как раз стоят на защите индивидуального, мелкого, человеческого, — они обречены на неви­димое существование. И именно в этом «подшкафном» искусстве человечность и продолжает жить.

Поздний соцреализм 1950-х попытается ее присвоить. Сталина — цементирую­щей фигуры стиля — уже нет в живых; его бывшие подчиненные пребывают в растерянности — словом, кончилась эпоха. И в 1950–60-е годы соцреализм хочет быть соцреализмом с человеческим лицом. Были какие-то предвестия и чуть раньше — например, картины Аркадия Пластова на деревенские темы, и особенно его картина «Фашист пролетел» про бессмысленно убитого маль­чика-пастуха.

Аркадий Пластов. Фашист пролетел. 1942 годФотография РИА «Новости», Государственная Третьяковская галерея

Но самое показательное — это картины Федора Решетникова «Прибыл на кани­кулы», где юный суворовец у новогодней елки отдает честь деду, и «Опять двойка» — про нерадивого школьника (кстати, на стене комнаты в картине «Опять двойка» висит репродукция картины «Прибыл на каникулы» — очень трогательная деталь). Это все еще соцреализм, это внятный и подробный рас­сказ — но мысль государственная, которая была в основе всех рассказов рань­ше, перевоплощается в мысль семейную, и меняется интонация. Соцреализм становится более камерным, теперь он про жизнь простых людей. Сюда же относятся поздние жанры Пименова, сюда же относится творчество Алексан­дра Лактионова. Его самая известная картина «Письмо с фронта», которая разошлась во множестве открыток, — одна из главных советских картин. Здесь и назидательность, и дидактичность, и сентиментальность — это такой соцреа­листический мещанский стиль. 

1 / 3

Федор Решетников. Прибыл на каникулы. 1948 год Фотография РИА «Новости», Государственная Третьяковская галерея

2 / 3

Федор Решетников. Опять двойка. 1952 годГосударственная Третьяковская галерея

3 / 3

Александр Лактионов. Письмо с фронта. 1947 год Фотография РИА «Новости», Государственная Третьяковская галерея

И это — лебединая песня соцреализма. Как большой стиль он доживет до конца Советского Союза — и даже переживет его, но это уже будет не жизнь, а суще­ствование. В 1960-е годы тоталитарную утопию потеснят новые стили и новые художники, художники андеграунда, которые отчасти пересмотрят сам вопрос о том, что такое искусство. 

Что еще почитать про соцреализм:

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.Паперный В. Культура Два. М., 1996.Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. М., 2010.Хмельницкий Д. Зодчий Сталин. М., 2007.  

Ликбез № 1

Русское искусство XX века

Ликбез № 1

Русское искусство XX века

arzamas.academy

Соцреализм в живописи СССР – картины, жанры, художники

Что такое соцреализм в культуре СССР

Это понятие вошло в оборот с подачи Горького на I съезде писателей в 1934 году, а потом отразилось в уставе СП. Сначала определение было размыто и велеречиво, в нем говорилось об идейном воспитании в соответствие с духом социализма, об отображении жизни в революционном поступательном движении. Это направление – революционное движение в будущее, более приемлемо к литературе, так как там возможно развитие фабулы и изменение характера героев. Но определение распространилось на всю культуру, в том числе и изобразительное искусство.

Под социалистическим реализмом подразумевалось переустройство мира в соответствии с коммунистическими идеалами. Основными чертами его были:

  • пафосность,
  • жизнеутверждающее начало,
  • народность,
  • интернационализм,
  • неразрывность общества и судьбы отдельного человека.

Просуществовал соцреализм в живописи XX века до середины 80-х годов.

Первые картины соцреализма

Ярким примером жанра может служить работа Дейнеки «Стахановцы» ( 1937 г). Колонны демонстрантов в ослепительно белых одеждах с восторженными лицами шествуют в направлении, которое символично задает Ленин, парящий над всеми на заднем плане. Панно в духе апофеоза дает понимание о стиле, который монополизировал советское искусство на последующие почти 4 десятилетия. Похожее композиционное решение использовано в огромном коллективном панно (руководитель В. Ефанов) «Знатные люди страны Советов»: те же колонны демонстрантов в белых одеждах на первом плане, малыши на плечах героев труда и аксакалы в национальных одеждах.

Сообщества художников

Государство выступало основным заказчиком  и потребителем нового искусства. Культура же была агитационным и пропагандистским средством. Реалии времени заставляли художников, отображая в живописи соцреализм, создавать то, что необходимо было государству. И это имело отношение как к тематике, так и к способу отображения, к форме. Заказ не обязательно был прямой, мастера творили по собственному желанию, но существовала определенная властная инстанция, которая решала вопросы о присутствии картины на выставке, о поощрении творчества или его порицании. Зачастую роль такой инстанции брали на себя критики. И хотя определенных норм и канонов в советской живописи соцреализма не существовало, рецензенты отлично воспринимали и передавали идеологические запросы от высших эшелонов власти. Они творили суд над творчеством художников и выносили приговор. Тон критики мог быть нелестным, издевательским, растаптывающим и карательным.

Основы системы государственного заказа были заложены еще на заре Советской власти, а поставщиком была Ассоциация художников революционной России. В ее обязанности входило выполнение соцзаказов государственных органов. Но в то время существовали и конкурировали между собой другие сообщества, отражающие различные направления. Победителем в этой конкурентной борьбе вышел АХРР. Он своей эстетикой наиболее соответствовал чаяниям власти и вкусам масс. Сюжеты членов Ассоциации иллюстрировали и протоколировали то, что происходило в жизни, они были всем ясны и понятны. Такая эстетика легла в основу советского живописного  соцреализма после насильственного расформирования всех других обществ к началу тридцатых годов.

Жанры живописного соцреализма

В соцреалистической живописи СССР была жесткая иерархия жанров. Во главе находилась определенная тема с точно размещенными акцентами, в основе ее лежала современность.

Если картина имела историческую подоплеку, то сюжет словно обещал прекрасное сегодня, показывая революционное развитие, как и провозглашалось в определении социалистического реализма. Часто в таких работах просматривается конфликт противоборствующих сторон, но та, на чьей стороне правда, очевидна была с первого взгляда. Это отлично выражено в холсте «На старом уральском заводе». Иогансон поместил рабочего в луче света, а фигура хозяина находится в тени, да и внешне он неприятен. В «Допросе коммунистов» также малосимпатичные лица белогвардейцев находятся в тени, а жирный складчатый затылок офицера вызывает отвращение.

  1. Исторические сюжеты

Тематические полотна с революционным содержанием перекликались с историческими. Многие из них были созданы после победы над Германией. Жанрово они были близки к тем, что упомянуты выше и наполнены театральностью, апофеозом. Это хорошо видно у А. Бубнова в «Утре на Куликовом поле». Здесь воины застыли в ожидании решающего сражения.

  1. Портрет как просвещение

Портреты стали своеобразным приемом для прославления выдающихся личностей, заслуживших своей деятельностью право на то, чтобы их запечатлели.

Это также являлось и источником просвещения. Часто герои представлены в процессе труда: в кабинете или в лаборатории, на операции, как Юдин или во время творческого процесса, как Мухина у М. Нестерова. В последние десятилетия XIX в. он расписывал храмы и создал много полотен о святой Руси. При Советах, обратившись к другому жанру, он стал самым востребованным портретистом. У него учился П. Корин, его же портреты настолько грандиозны и величественны, что их можно сравнивать с памятниками.

Меж тем, в портрете, особенно женском, в фактуре, антураже чувствуется материальный натиск. Тяжелые ткани: бархатные и плюшевые складки, меховые накидки и горжетки, все со следами былой роскоши. Таковы салонные портреты актрисы Зеркаловой Б. Иогансона,  И. Машкова — «Дама в голубом».

Художественные средства соцреализма

  1. Масштаб

Масштабность и размах был принят в массовых сценах и в пейзажах. Не стремительная вертикальность линий или динамика диагонали, а статичное, ориентированное горизонтально, раздолье олицетворяло просторы России. Это можно увидеть у Ф. Шурпина в «Утре нашей родины», хотя здесь пейзажная панорама служит лишь фоном для масштабной фигуры вождя. Присутствие Сталина ощущается и на других полотнах, даже там где его нет.

  1. Апофеоз

Апофеозные работы писались не только на основе исторических или тематических линий, но и  на основе обычной жизни. Например, авторы С. Герасимов и А. Пластов отобразили моменты сельского торжества в одноименных полотнах «Колхозный праздник» 1937 г. Здесь все как тогда было принято: изобилие, ощущение радости, полноты жизни, исполнения надежд.

  1. Гиперболизация

В это время часто изображаются гигантские строительства, индустриальные темы, в которых присутствует гиперболизированность.

Все основные черты живописи соцреализма есть в картинах:

  • гигантизм,
  • пафосность объемов и масштабов.

Это хоть и не имеет прямых формулировок, но очевидно в тематике, в самой манере письма, полотно становится плотнее и тяжелей. Особенно проявили себя в написании индустриальных пейзажей бывшие бубнововалетцы. Таковы мотивы у Лентулова в «Крекинге нефтеперерабатывающего завода» в цикле о керченских рабочих. Материальность, характерная для подобной манеры письма, пришлась кстати.

  1. Монументализм

Монументализм присутствует во всем, даже в натюрмортах. Сами названия несут налет эпичности. Машков именует свои работы: «Советские хлебы», «Снедь московская». П. Кончаловский, также из числа бубнововалетцев, в 1941 году написал «Алексея Николаевича Толстого в гостях у художника». Мы видим на столе не просто изобилие, а огромные куски окорока, рыбы, целую курицу, овощи, рюмки разных размеров для напитков. Монументализм свойственен для всего, принимается все грузное, крупное. Так, Дейнека даже спортсменов изображает мощными и полнотелыми. А. Самохвалов в своем цикле про метростроевок выписывает дородные, но красивые женские фигуры. Они воплощают созидание, всемогущество, силу.

  1. Умеренность

Изобразительное искусство становится более тяжеловесным, плотным, густым, но эта густота имеет меру. И такая умеренность являлась также обязательной чертой. Излишнее выпячивание собственного стиля или манеры письма не поощрялась, хотя и сглаженность не приветствовалась. Необходимо было показать мазок, чтобы сразу было видно, что мастер немало потрудился. Использование различных приемов считалось посредничеством, это мешало художнику быть искренним.

  1. Лиризм

Для разных сюжетов использовались разные манеры письма и подходы. Лирическая тема подчеркивалась ахроматичным импрессионизмом. Это заметно у Ю. Пименова в цикле о «Новых кварталах» или в более ранней «Новой Москве». Даже в пафосных полотнах звучат ноты дождливого летнего утра или атмосферы ливня, го они излучают теплоту и человечность. К таким можно отнести « Иосифа Сталина и Климента Ворошилова в Кремле» Герасимова.

  1. Футуристический вектор

В произведениях советского периода прослеживается футуристическая направленность – нацеленность на будущий результат революционного обновления. Неизбежность победы социализма проявляется признаками уже наступившего будущего в сегодняшней жизни. Наблюдается уникальное явление, при котором настоящее время уже и есть будущее. Достигнут исторический пик, далее никакого будущего не следует. И герои полотен Дейнеки не просто стахановцы, они подобны богам, смотрящим не на тебя, а в вечность, которая уже с нами.

Вершины социалистический реализм достигает в конце тридцатых годов, где обязательный герой Сталин, тут можно перечислить разных авторов. Несколько полотен того времени есть у  художников жанра Ефанова и В.Сварога. Сюжеты на них словно библейские явления чуда. В этот период социалистический реализм становится сбывшейся тоталитарной утопией. Он как бы застывает во времени, становится академично монументальным.

Альтернативная живопись советского периода

Все другие направления оказываются в забытье. Хотя художники имели ниши, где можно было творить, но они были незаметны. В 1935 году специалисты старой школы объединяются в Мастерскую монументальной живописи, но и такие объединения были недолговечны.

Парадоксальность того времени заключается в том, что искусство тоталитарное декларирует человечность, заботу о человеке, но в пафосе авангарда, чрезмерной увлеченностью революционным построением нового мира, не остается места отдельному человеку. А «подшкафное» альтернативное творчество отображает индивидуальность, человечность.

Особенности поздней истории жанра

Позже, в 50-х годах, когда Сталина, олицетворяющего в себе стиль тоталитаризма, уже нет, социалистический реализм попытается присвоить черту человечности.

Предвестником этого направления стали полотна художника А. Пластова. Особенно пронзителен его сюжет о бессмысленной смерти пастушка в «Фашист пролетел» 1942 г.

Хорошо видно, как меняется государственная интонация на семейную у Ф.Решетникова. 

Он показывает простых людей, моменты частной жизни, таковы — «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы». На эту тему откликается Пименов. Очень сентиментально  и поучительно лактионовское «Письмо с фронта». Его можно описать, как соцреалистический обывательский стиль.

Этот период, как лебединая песнь соцреализма в живописи, до распада СССР он еще просуществует, но будет на излете своих возможностей. В годы оттепели появятся новые стили и другие мастера. Творения андеграунда заставят иначе взглянуть на мир советского искусства.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

Картины соцреализма - Популярные картины в каталоге :: Каталог

Показано 1 - 20 из 60 После демонстрации. Они видели Сталина

Дмитрий Константинович Мочальский — советский живописец, родился 15 февраля 1908 года, в Петербурге. Окончил Московский изотехникум памяти 1905 года и Институт живописи, скульптуры и архитектуры Акад ...Читать больше...

Художник:Мочальский Дмитрий Константинович

Название картины:После демонстрации. Они видели Сталина

Материал:Холст масло

Размер:130Х69 см.

Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

Художник:Медяников Сергей Иванович

Название картины:Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

Вручение вымпела

Родился в чувашском селе Янымово Ядринского района в многодетной крестьянской семье. И хотя в селе не было учителей рисования и учить живописи будущего художника было некому, Юра, благодаря своим спос ...Читать больше...

Художник:Пайманов Юрий Семенович

Название картины:Вручение вымпела

Материал:Холст масло

Размер:105Х150 см.

Отдых после боя

Непри́нцев Ю́рий Миха́йлович (15 августа 1909, Тбилиси, Российская империя — 20 октября 1996, Санкт-Петербург, Российская Федерация), — советский живописец, график, педагог, Народный художник РСФСР, д ...Читать больше...

Художник:Непринцев Юрий Михайлович

Название картины:Отдых после боя

Материал:Холст масло

Размер:203Х132 см.

Это не должно повториться. эскиз

Художник:Медяников Сергей Иванович

Название картины:Это не должно повториться. эскиз

Материал:Картон масло

Размер:16Х14,5 см.

Крейсер Варяг

П. Т. Мальцев родился 4 (17) декабря 1907 года в (по другим источникам, 8 декабря) Мариуполе (ныне Донецкой области Украины). Учился в Запорожской художественной школе (1921—1924) у В. Н. Невского, во ...Читать больше...

Художник:Мальцев Пётр Тарасович

Название картины:Крейсер Варяг

Материал:Холст масло

Размер:117Х229 см.

Сбор яблок

Слета Ольга Петровна / 17.05.1947 / Живописец. Член Союза художников СССР. Живет и работает в Киеве.

Художник:Слета Ольга Петровна

Название картины:Сбор яблок

Материал:Холст масло

Размер:150Х145 см.

Новые рубежи

Художник:Автор неизвестен

Название картины:Новые рубежи

Материал:Холст масло

Размер:145Х99 см.

Доярки

Журбий Александр Петрович (1926 – 2005) Украинский живописец. В 1955 окончил ХХИ. С 1955 жил и работал в Полтаве. Преподавал в Полтавском инженерно-строительном институте (1955 – 1959). В 1962 стал пе ...Читать больше...

Художник:Журбий Александр Петрович

Название картины:Доярки

Материал:Холст масло

Размер:275Х165 см.

На фабрике

Боровский Николай Степанович художник, педагог Биография Живописец. Член Союза художников СССР. Родился 14 апреля 1930 в г. Новогеоргиевск (ныне Светловодск). В 1954 - 1960 годах ...Читать больше...

Художник:Боровский Николай Степанович

Название картины:На фабрике

Материал:Холст масло

Размер:188Х88 см.

9 мая

Кокин Михаил Александрович Родился 16 июля 1921 года в городе Днепропетровск. Михаил Александрович – ветеран Великой Отечественной войны, награжден орденами Великой Отечественной войны І и ІІ степе ...Читать больше...

Художник:Кокин Михаил Александрович

Название картины:9 мая

Материал:Холст масло

Размер:195Х185 см.

Ленин провозглашает Советскую власть

Владимир Александрович Серов (1910, с. Эммаус Тверской губернии – 1968, Москва) Выдающийся представитель и апологет искусства соцреализма, живописец и график, педагог. Последователь и пропагандист ...Читать больше...

Художник:Владимир Александрович Серов

Название картины:Ленин провозглашает Советскую власть

Материал:Холст масло

Размер:147Х191 см.

Ходоки у Ленина

Художник:Автор неизвестен

Название картины:Ходоки у Ленина

Материал:Холст масло

В цеху

Художник:Королев Б.А

Название картины:В цеху

Материал:Холст масло

На тренировке

Ананьев Юрий Александрович 10.03.1920 - 2005 художник Биография Живописец. 10 марта 1920 года родился в Саратовской области. 1949 год — окончил Казанское художественное училище. Участник Великой Отече ...Читать больше...

Художник:Ананьев Юрий Александрович

Название картины:На тренировке

Материал:Холст масло

Размер:183Х119 см.

Двойной портрет

Серов Василий Васильевич художник Биография Заслуженный художник России. Родился 11 августа 1941 года. В детстве учился у своего отца, известного художника В. В. Серова (1911-1992), ...Читать больше...

Художник:Серов Василий Васильевич

Название картины:Двойной портрет

Материал:Картон масло

Размер:48Х46 см.

Радость с дождем во время сбора пшеницы

Медяников Сергей Иванович (1955, г. Майкоп, Краснодарского края). Закончил Киевскую Академию художеств (1981-87 гг.), а также Киевский художественный институт. В 1978 г. принимал участие в Первой в ...Читать больше...

Художник:Медяников Сергей Иванович

Название картины:Радость с дождем во время сбора пшеницы

Материал:Картон масло

В.И.Ленин в Смольном

Бродский Исаак Израилевич (25.12.1883, Софиевка, Украина - 14.8.1939, Ленинград), художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). Образование получил в Петербургской Академии художеств (1908). Уч ...Читать больше...

Художник:Бродский И.И

Название картины:В.И.Ленин в Смольном

Материал:Холст масло

Размер:264Х160 см.

Портрет женщины эскиз

Художник:Витренко

Название картины:Портрет женщины эскиз

Материал:Картон масло

Размер:46,5Х29,5 см.

На стройке Каховской ГЭС

Андрианов Петр Николаевич (3 июля 1916-1995). Родился в Москве 3 июля 1916г. Первоначальное образование получил в Московской художественной школе. С 1937 по 1939 год учился в Московском изотехникуме ...Читать больше...

Художник:Андрианов Петр Николаевич

Название картины:На стройке Каховской ГЭС

Материал:Холст масло

Размер:200Х145 см.

Показано 1 - 20 из 60

www.socialart.su

Соцреализм в живописи

Добавил: admin

Тема: Живопись

Живопись соцреализма вошла в историю мирового искусства, и до сих пор интерес к ее представителям не ослабевает.

Соцреализм в живописи — направление в советском искусстве, возникшее на волне идеологического торжества идей строителей светлого будущего в СССР. На самом высоком уровне соцреализм был утвержден как единственно верный способ отображения реальности в литературе, музыке, архитектуре и живописи.

Соцреализм - социалистический реализм был выдвинут как термин в 1932 году.

Суть соцреализма в искусстве определялась партийным гегемоном, как «художественное отображение действительности в точном соотношении с конкретным историческим революционным развитием». Иные идеологические аспекты в развитии советского общества не рассматривались.

Соцреализм в искусстве был призван пропагандировать идеи марксизма-ленинизма и осуществлять активное вовлечение трудящихся в строительство социализма. Соцреализм должен был особым образом «отмечать» руководящую роль Коммунистической партии во всех этих процессах.

Художники-соцреалисты, руководствуясь основополагающими идеологическими принципами «народность», «идейность», «конкретность», в реалистичной манере изображали трудовые подвиги советского человека, вождей, вдохновлявших простой советский народ на эти подвиги, достижения народного хозяйства и жизненный уклад советского человека.

Средства изображения в живописи соцреализма уходит корнями к классическим, реалистическим, академическим методам изобразительного повествования. Во многом благодаря этому, творчество художников соцреализма было и остается таким доступным восприятию простого человека. Изобразительная эстетика в работах художников-соцреалистов на самом высоком уровне.

Среди самых известных художников соцреализма по сей день означены: А. Дейнека, В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов, А. Пластов, А. Лактионов, И. Бродский, П. Кончаловский, К. Юон, П. Васильев, В. Сварог, Н. Баскаков, Ф. Решетников, К. Максимов, а также множество художников-соцреалистов с менее «хрестоматийными» фамилиями, прекрасно известных в кругах коллекционеров и знатоков живописи.

Сегодня посмотреть картины художников-соцреалистов можно не только в Третьяковской галерее, Русском музее и крупных галереях страны, где собрана богатейшая коллекция. Множество прекрасных, ранее не выставлявшихся работ, можно отыскать на сайтах коллекционеров живописи эпохи соцреализма.

Наиболее яркие и известные картины художников соцрелизма: «Атака» (художник В. Сварог, 1930), «И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках» (художник А. Герасимов, 1939), И.И.Бродский «Ударник Днепростроя» 1932, Дейнека Александр Александрович «Оборона Севастополя» 1942, «В. И. Ленин и И. В. Сталин за беседой» (художник П. Васильев, 1940-е), «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы, 1944 — 1946), Баскаков Николай Николаевич «Ленин в Кремле»(1960 год), Решетников Федор Павлович - «Опять двойка» 1952. По картинам художников-соцреалистов можно проследить все славные страницы истории советского государства, а также ознакомиться с укладом жизни как простых советских людей, так и «сильных мира» всего периода советской эпохи.

Художники-соцреалисты создали великие шедевры на основе гуманистического мировоззрения, руководствуясь, прежде всего, принципами нравственности. Огромный интерес к их творчеству все больше возрастает с течением времени.

Виктория Мальцева

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 8

22-91.ru

Картины в стиле Социалистический реализм!!!

 

Социалистический реализм, соцреализм - одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века;

Особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии». Соцреализм теоретически опирается на философские принципы историзма и диалектического понимания бытия, частично восходит к русской и зарубежной реалистической традиции в искусстве, однако несет в себе новое, ранее невоспринимаемое идейное содержание, заложенное диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма во второй половине XIX-XX вв.

Социалистический реализм (Соцреализм ) в СССР был официально одобренным (с 1932 года) партийными органами художественным методом в литературе и искусстве.

соцреализм соцреализм живопись картины соцреализма соцреализм в искусстве соцреализм в литературе художники соцреализма соцреализм в архитектуре соцреализм в скульптуре неизвестный соцреализм ленинградская школа соцреализм плакат морозов соцреализм и реализм соцреализм как художественная система

 

Социалистический реализм (Соцреализм) - сложное образование, синтез различных вариантов художественного и философского мышления, а также идеологических принципов. Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец. Таким образом, соцреализм - это рефлексия над человеком творцом, это своего рода воскрешение какой-то версии гуманизма.

Искусство соцреализма - воплотительное в силу того, что оно должно "сказку сделать былью". Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь.

Соцреализм - как попытка воплотить будущее в настоящем, построения в жизнеподобной форме обозначают любимые российские идеи.Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным. Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. Форма же должна быть классической. Классическая форма более ясная. Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. Народное сознание должно быть оптимистично. В центре стоит народный генотип - он носитель здоровья. Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц. Реализма - как партийность. И так, такие характеристики - народность, партийность и реализм воплощаются через типизацию, отмечая этим своеобразие соц. реализма.

19-й век был периодом наивысшего подъема русского искусства. Реализм в живописи проявился в создании группы "художников-передвижников", в которую вошли художники, протестовавшие от консервативной системы академизма. Эта группа в целях просвещения народных масс изображала реальную русскую действительность, она была связана с народническим движением хождения в народ, способствовала развитию революционного демократизма.

Знаменосцем соцреализма был глава группы художников-передвижников Крамской. В его шедевре - картине "Христос в пустыне" стремление проникнуть во внутренний мир современника, ответ на вопрос в фигуре человека, изображающего Христа. Но и сейчас, по прошествии ста лет, глядя на эту картину, современный человек испытывает те же чувства и душевное волнение перед этим образцом гуманизма.

соцреализм соцреализм живопись картины соцреализма соцреализм в искусстве соцреализм в литературе художники соцреализма соцреализм в архитектуре соцреализм в скульптуре неизвестный соцреализм ленинградская школа соцреализм плакат морозов соцреализм и реализм соцреализм как художественная система 

 

Термин Соцреализм впервые появился в советской печати в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств Соцреализма.

На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Горький утверждал: «Социалистический реализм Соцреализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле». Художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества. Следовательно, он должен изображать жизнь в свете идеалов социализма.

Понятие «реализм» - литературное, а понятие «социалистический» - идеологическое. 

 

 

www.picture-russia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта